Вернуться назад

Пресс-релизы за 2003 год  

С 11 по 13 ноября 2003 года состоялся визит в Кыргызскую Республику Директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) г-на Хорста Кёллера

В ходе своего визита в Кыргызстан г-н Кёллер встретился с Президентом, Премьер-министром, Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша, Председателем Национального банка, членами Правительства Кыргызской Республики и иностранными инвесторами. 

12 ноября 2003 года в Доме Правительства Президент Кыргызской Республики А.Акаев и Директор-распорядитель МВФ Х.Кёллер дали пресс-конференцию для представителей средств массовой информации. 

В своем выступлении глава государства А.Акаев выразил благодарность руководству МВФ за сотрудничество и привел ряд мер, предпринимаемых Правительством Кыргызской Республики по улучшению инвестиционного климата и реализации стратегии добросовестного управления. Также глава государства отметил, что для обеспечения стартовых условий для устойчивого роста особое внимание уделяется развитию регионального сотрудничества. 

По окончании визита Директор-распорядитель МВФ г-н Х.Кёллер выступил со следующим заявлением: "Я имел честь встретиться с Президентом Аскаром Акаевым, Премьер-министром Николаем Танаевым, с сильной экономической командой и представителями деловых и дипломатических кругов. 

Президент Акаев изложил анализ стоящих перед страной задач и стратегию их решения.  

Обоснованная экономическая политика способствовала достижению макроэкономической стабилизации и создала хорошие перспективы для экономического роста, необходимого для дальнейшего сокращения бедности. Темпы роста в настоящее время составляют 5 процентов, инфляция снизилась до уровня ниже 4 процентов при стабильной валюте. Продвигаются структурные реформы. Экономическая политика правительства, изложенная в НССБ - многообещающая экономическая стратегия, но успех зависит от ее решительного воплощения в жизнь. Особой похвалы достойны ее два столпа - макроэкономическая стабилизация и хорошее управление. 

МВФ поддерживает эти усилия в рамках программы, начатой в 2001 году и действующей до сентября 2004 года включительно, и направленной на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ), в размере 100 миллионов долларов США, из которых уже получено 62 миллиона долларов США. В рамках этой программы мы готовы предоставить Кыргызской Республике кредиты на оставшуюся суму в 40 миллионов долларов США. 

Несмотря на достигнутый прогресс, многое еще не сделано. В частности, предстоит снизить коэффициент бедности, который пока все еще слишком высок, и обеспечить устойчивость экономического роста, развивая конкурентный частный сектор и диверсификацию производства. 

Ввиду высокого уровня внешнего долга у страны нет другого выбора, кроме как продолжить сокращение дефицита бюджета, несмотря на давление на бюджет, обычное для ситуации перед выборами. Я, надеюсь, что политика в этом вопросе будет направлена на снижение уровня внешнего долга. 

Мы поддерживаем основные компоненты экономической стратегии правительства, в частности, совершенствование управления и сокращение коррупции, укрепление банковского сектора, приверженность курсу макроэкономической стабильности, а также (при помощи Всемирного банка) постепенное сокращение крупных экономически неприемлемых финансовых дисбалансов в электроэнергетике. 

В отношении надлежащего управления, отрадно отметить, что помимо программы, осуществляемой при поддержке ПРГФ, наши родственные организации - Всемирный банк и Азиатский банк развития, предоставляют кредиты Кыргызской Республики на укрепление государственного и корпоративного управления. 

Если Кыргызская Республика добьется решительных успехов на всех этих фронтах, у нее будут основания надеяться на положительное решение своей просьбы к Парижскому клубу об облегчении бремени задолженности в 2005 году. 

Элемент, который я подчеркивал в моих беседах с лидерами на этой неделе - это важность устранения барьеров в торговле в рамках региона. Прямым следствием этого будет рост объема торговли между странами Центральной Азии, регион которой станет более привлекательным для инвестиций. 

В Кыргызстане нет природных богатств, которыми обладают многие его соседи, и он является страной, не имеющей выхода к морю. Это и другие неблагоприятные обстоятельства ставят перед ним нелегкие экономические задачи в ближайшие годы. 

Страна располагает другими ценными активами, на которые она может опереться в решении этих задач. Прочная база человеческого капитала, проявляющаяся в наличии хорошо образованной рабочей силы, и подлинная заинтересованность в развитии рыночной экономики с динамично развивающимися предприятиями малого и среднего бизнеса могут помочь преодолеть эти препятствия. Для этого необходимо будет не отходить от обоснованной экономической политики и сохранить набранные обороты в проведении структурных реформ, но я уверен, что правительство справится с этими трудностями. 

Мировая экономика набирает обороты благодаря растущей степени интеграции. Кыргызская Республика может воспользоваться таким поворотом событий, укрепляя репутацию открытости, надлежащего управления и юридической предсказуемости". 

  

В январе-октябре 2003 года тенденция снижения темпов прироста уровня инфляции была прервана под воздействием повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия. По данным Национального статистического комитета, прирост индекса потребительских цен, характеризующего уровень инфляции, за 10 месяцев текущего года составил 2,6 процента по отношению к декабрю 2002 года (см. в таблице). В октябре 2003 года по сравнению с предыдущим месяцем также произошло повышение общего уровня цен на 2,6 процента.  

таблица: Уровень инфляции в Кыргызской Республике 

(в процентах к декабрю предыдущего года) 

 

Октябрь 

2002 

2003 

Индекс потребительских цен 

101,0 

102,6 

Продовольственные товары 

100,3 

101,9 

Непродовольственные товары 

100,2 

100,7 

Услуги 

103,6 

112,5 

Фактором, переломившим тенденцию снижения темпов прироста уровня цен, стало повышение цен в группе "Хлеб и хлебобулочные изделия", где цены выросли в октябре на 9,8 процента, с начала года - на 10,7 процента. По данным НСК, за 10 месяцев текущего года зерновых культур собрано 1854,6 тыс. т., что на 2 процента ниже уровня аналогичного периода 2002 года. При этом необходимый объем ежегодного импорта продуктовой пшеницы из Казахстана, единственного экспортера в регионе, для внутреннего производства качественной муки, оценочно составляет в среднем 100 тыс. тонн. В текущем году спрос на казахстанскую пшеницу вырос в связи с неурожаем на Украине и в отдельных регионах России.  

Дополнительными факторами роста уровня цен стало повышение цен на мясо на 9 процентов с начала года (динамика роста цен наблюдается с апреля 2002 года). Также рост цен отмечен на сахар и кондитерские изделия на 5 процентов, масло и жиры - на 4,3 процента. 

В октябре цены на плодоовощную группу снизились до минус 15,7 процента. Снижение цен, также, отмечено на молоко и молочные продукты на 1,1 процента. 

Индекс цен на непродовольственные товары за 10 месяцев 2003 года вырос на 0,7 процента. Рост цен произошел в результате повышения цен на бензин. По оценкам, на 92 процента рынок нефтепродуктов Кыргызстана зависит от их импорта, в основном из Казахстана и России. В августе-октябре цены на ГСМ выросли под воздействием начала сельскохозяйственных уборочных работ, остановки Шымкентского НПЗ на ремонт и роста внутренних цен в России и Казахстане, где в результате высоких мировых цен на нефть приоритетной считается отгрузка сырой нефти на экспорт, что сокращает производство нефтепродуктов и приводит к повышению цен.  

Под воздействием увеличения добычи каменного угля на 48,4 процента произошло снижение цен на твердое топливо - с начала года цены снизились на 12,9 процента. Также, снизились цены: на фармацевтическую продукцию - на 5,8 процента, автомобили - на 4,4 процента, на материалы для ремонта и содержания жилых помещений - на 7,6 процента. 

Индекс цен на платные услуги населению в течение рассматриваемого периода вырос на 12,5 процента. В сфере платных услуг в наибольшей степени выросли тарифы на услуги нотариальных контор в результате административного повышения - в 14 раз, связи - на 9,6 процента, дошкольного и начального образования - на 8,9 процента, питания в столовых - на 5,1 процента.  

  

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 2 288,9 млн. сомов, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 508 млн. сомов (+28,5%), в том числе:  

· по клиринговой системе 656,5 млн. сом (+29,7%) из которых 9,3% составляют бюджетные платежи (исходящие платежи Соцфонда и Казначейства);  

· по гроссовой системе - 1 632,4 млн. сом (+28,1%), из которых 497,7 млн. сом (30,5%) составляют электронные платежи. Объем платежей (платежи по списанию средств со счетов) по счетам Центрального Казначейства составил 12,8% от общего объема гроссовых платежей.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 22 641 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 10 215 платежей (+82,2%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 21 878 платежей (+86,3%), из которых 7,8% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 763 платежа (+12,1%), из которых 443 платежа (58,1%) - составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 8,5% от общего объема гроссовых платежей.  

  

  

ВНИМАНИЕ! 

Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что в НБКР установлен авто-информатор по телефону (312) 66-91-77, по которому можно получить сведения о курсах иностранных валют по отношению к кыргызскому сому, устанавливаемых Национальным банком для целей учета. 

Информация обновляется по пятницам после 15.30 часов. 

Авто-информатор работает круглосуточно.