Пресс-релизы за 2003 год
С 11 по 13 ноября 2003 года состоялся визит в Кыргызскую Республику Директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) г-на Хорста Кёллера.
В ходе своего визита в Кыргызстан г-н Кёллер встретился с Президентом, Премьер-министром, Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша, Председателем Национального банка, членами Правительства Кыргызской Республики и иностранными инвесторами.
12 ноября 2003 года в Доме Правительства Президент Кыргызской Республики А.Акаев и Директор-распорядитель МВФ Х.Кёллер дали пресс-конференцию для представителей средств массовой информации.
В своем выступлении глава государства А.Акаев выразил благодарность руководству МВФ за сотрудничество и привел ряд мер, предпринимаемых Правительством Кыргызской Республики по улучшению инвестиционного климата и реализации стратегии добросовестного управления. Также глава государства отметил, что для обеспечения стартовых условий для устойчивого роста особое внимание уделяется развитию регионального сотрудничества.
По окончании визита Директор-распорядитель МВФ г-н Х.Кёллер выступил со следующим заявлением: "Я имел честь встретиться с Президентом Аскаром Акаевым, Премьер-министром Николаем Танаевым, с сильной экономической командой и представителями деловых и дипломатических кругов.
Президент Акаев изложил анализ стоящих перед страной задач и стратегию их решения.
Обоснованная экономическая политика способствовала достижению макроэкономической стабилизации и создала хорошие перспективы для экономического роста, необходимого для дальнейшего сокращения бедности. Темпы роста в настоящее время составляют 5 процентов, инфляция снизилась до уровня ниже 4 процентов при стабильной валюте. Продвигаются структурные реформы. Экономическая политика правительства, изложенная в НССБ - многообещающая экономическая стратегия, но успех зависит от ее решительного воплощения в жизнь. Особой похвалы достойны ее два столпа - макроэкономическая стабилизация и хорошее управление.
МВФ поддерживает эти усилия в рамках программы, начатой в 2001 году и действующей до сентября 2004 года включительно, и направленной на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ), в размере 100 миллионов долларов США, из которых уже получено 62 миллиона долларов США. В рамках этой программы мы готовы предоставить Кыргызской Республике кредиты на оставшуюся суму в 40 миллионов долларов США.
Несмотря на достигнутый прогресс, многое еще не сделано. В частности, предстоит снизить коэффициент бедности, который пока все еще слишком высок, и обеспечить устойчивость экономического роста, развивая конкурентный частный сектор и диверсификацию производства.
Ввиду высокого уровня внешнего долга у страны нет другого выбора, кроме как продолжить сокращение дефицита бюджета, несмотря на давление на бюджет, обычное для ситуации перед выборами. Я, надеюсь, что политика в этом вопросе будет направлена на снижение уровня внешнего долга.
Мы поддерживаем основные компоненты экономической стратегии правительства, в частности, совершенствование управления и сокращение коррупции, укрепление банковского сектора, приверженность курсу макроэкономической стабильности, а также (при помощи Всемирного банка) постепенное сокращение крупных экономически неприемлемых финансовых дисбалансов в электроэнергетике.
В отношении надлежащего управления, отрадно отметить, что помимо программы, осуществляемой при поддержке ПРГФ, наши родственные организации - Всемирный банк и Азиатский банк развития, предоставляют кредиты Кыргызской Республики на укрепление государственного и корпоративного управления.
Если Кыргызская Республика добьется решительных успехов на всех этих фронтах, у нее будут основания надеяться на положительное решение своей просьбы к Парижскому клубу об облегчении бремени задолженности в 2005 году.
Элемент, который я подчеркивал в моих беседах с лидерами на этой неделе - это важность устранения барьеров в торговле в рамках региона. Прямым следствием этого будет рост объема торговли между странами Центральной Азии, регион которой станет более привлекательным для инвестиций.
В Кыргызстане нет природных богатств, которыми обладают многие его соседи, и он является страной, не имеющей выхода к морю. Это и другие неблагоприятные обстоятельства ставят перед ним нелегкие экономические задачи в ближайшие годы.
Страна располагает другими ценными активами, на которые она может опереться в решении этих задач. Прочная база человеческого капитала, проявляющаяся в наличии хорошо образованной рабочей силы, и подлинная заинтересованность в развитии рыночной экономики с динамично развивающимися предприятиями малого и среднего бизнеса могут помочь преодолеть эти препятствия. Для этого необходимо будет не отходить от обоснованной экономической политики и сохранить набранные обороты в проведении структурных реформ, но я уверен, что правительство справится с этими трудностями.
Мировая экономика набирает обороты благодаря растущей степени интеграции. Кыргызская Республика может воспользоваться таким поворотом событий, укрепляя репутацию открытости, надлежащего управления и юридической предсказуемости".
В январе-октябре 2003 года тенденция снижения темпов прироста уровня инфляции была прервана под воздействием повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия. По данным Национального статистического комитета, прирост индекса потребительских цен, характеризующего уровень инфляции, за 10 месяцев текущего года составил 2,6 процента по отношению к декабрю 2002 года (см. в таблице). В октябре 2003 года по сравнению с предыдущим месяцем также произошло повышение общего уровня цен на 2,6 процента.
таблица: Уровень инфляции в Кыргызской Республике
(в процентах к декабрю предыдущего года)
|
Октябрь |
|
2002 |
2003 |
|
Индекс потребительских цен |
101,0 |
102,6 |
Продовольственные товары |
100,3 |
101,9 |
Непродовольственные товары |
100,2 |
100,7 |
Услуги |
103,6 |
112,5 |
Фактором, переломившим тенденцию снижения темпов прироста уровня цен, стало повышение цен в группе "Хлеб и хлебобулочные изделия", где цены выросли в октябре на 9,8 процента, с начала года - на 10,7 процента. По данным НСК, за 10 месяцев текущего года зерновых культур собрано 1854,6 тыс. т., что на 2 процента ниже уровня аналогичного периода 2002 года. При этом необходимый объем ежегодного импорта продуктовой пшеницы из Казахстана, единственного экспортера в регионе, для внутреннего производства качественной муки, оценочно составляет в среднем 100 тыс. тонн. В текущем году спрос на казахстанскую пшеницу вырос в связи с неурожаем на Украине и в отдельных регионах России.
Дополнительными факторами роста уровня цен стало повышение цен на мясо на 9 процентов с начала года (динамика роста цен наблюдается с апреля 2002 года). Также рост цен отмечен на сахар и кондитерские изделия на 5 процентов, масло и жиры - на 4,3 процента.
В октябре цены на плодоовощную группу снизились до минус 15,7 процента. Снижение цен, также, отмечено на молоко и молочные продукты на 1,1 процента.
Индекс цен на непродовольственные товары за 10 месяцев 2003 года вырос на 0,7 процента. Рост цен произошел в результате повышения цен на бензин. По оценкам, на 92 процента рынок нефтепродуктов Кыргызстана зависит от их импорта, в основном из Казахстана и России. В августе-октябре цены на ГСМ выросли под воздействием начала сельскохозяйственных уборочных работ, остановки Шымкентского НПЗ на ремонт и роста внутренних цен в России и Казахстане, где в результате высоких мировых цен на нефть приоритетной считается отгрузка сырой нефти на экспорт, что сокращает производство нефтепродуктов и приводит к повышению цен.
Под воздействием увеличения добычи каменного угля на 48,4 процента произошло снижение цен на твердое топливо - с начала года цены снизились на 12,9 процента. Также, снизились цены: на фармацевтическую продукцию - на 5,8 процента, автомобили - на 4,4 процента, на материалы для ремонта и содержания жилых помещений - на 7,6 процента.
Индекс цен на платные услуги населению в течение рассматриваемого периода вырос на 12,5 процента. В сфере платных услуг в наибольшей степени выросли тарифы на услуги нотариальных контор в результате административного повышения - в 14 раз, связи - на 9,6 процента, дошкольного и начального образования - на 8,9 процента, питания в столовых - на 5,1 процента.
За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 2 288,9 млн. сомов, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 508 млн. сомов (+28,5%), в том числе:
· по клиринговой системе 656,5 млн. сом (+29,7%) из которых 9,3% составляют бюджетные платежи (исходящие платежи Соцфонда и Казначейства);
· по гроссовой системе - 1 632,4 млн. сом (+28,1%), из которых 497,7 млн. сом (30,5%) составляют электронные платежи. Объем платежей (платежи по списанию средств со счетов) по счетам Центрального Казначейства составил 12,8% от общего объема гроссовых платежей.
Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 22 641 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 10 215 платежей (+82,2%), в том числе:
· по клиринговой системе - 21 878 платежей (+86,3%), из которых 7,8% составляют бюджетные платежи;
· по гроссовой системе - 763 платежа (+12,1%), из которых 443 платежа (58,1%) - составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 8,5% от общего объема гроссовых платежей.
ВНИМАНИЕ! Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что в НБКР установлен авто-информатор по телефону (312) 66-91-77, по которому можно получить сведения о курсах иностранных валют по отношению к кыргызскому сому, устанавливаемых Национальным банком для целей учета. Информация обновляется по пятницам после 15.30 часов. Авто-информатор работает круглосуточно. |