Вернуться назад

Пресс-релизы за 2004 год  

25 мая 2004 года в Национальном банке Кыргызской Республики состоялся брифинг на тему: "Борьба с "отмыванием" доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма в Кыргызской Республике" с участием Заместителя Председателя НБКР К.Шаршекеевой. 

В ходе брифинга г-жа Шаршекеева проинформировала общественность о работе, проводимой Национальным банком в области совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с "отмыванием" преступных денег и финансированием терроризма и ответила на вопросы журналистов. 

В частности, постановлением Правления НБКР от 16.04.2003 года 13/2 "О требованиях по определению субъектов и перечня оффшорных зон" установлено определение субъектов оффшорных зон; согласно Положению "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков", активы, выданные субъектам оффшорных зон классифицируются как потери, т.е. требуют создания 100% резерва за счет расходов банка; постановлением Правления НБКР от 27.03.2004 года за №6/8 "Об установлении корреспондентских отношений с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон" установлены экономически обоснованные жесткие критерии к банкам оффшорных зон при установлении с ними корреспондентских отношений с кыргызскими коммерческими банками. 

Кроме того, с учетом новой редакции рекомендаций FATF (Целевая группа по финансовым мерам для борьбы с отмыванием денег), доработан проект Закона "О борьбе с финансированием терроризма и "отмыванием" доходов, полученных преступным путем", который 31 марта 2004 года одобрен постановлением Правительства Кыргызской Республики №217 и направлен на рассмотрение в Жогорку Кенеш. 

Законопроект направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также целостности финансовой системы Кыргызской Республики от преступных посягательств путем создания правового механизма борьбы с финансированием терроризма и "отмыванием" доходов, полученных преступным путем. Положения законопроекта основаны на нормах и принятых международных принципах по предотвращению использования финансовой системы в целях финансирования терроризма и "отмывания" доходов, полученных преступным путем.  

Основной задачей законопроекта является установление системы мер, направленных на предупреждение и противодействие финансированию терроризма и "отмыванию" доходов, полученных преступным путем. В данном законопроекте особое внимание уделено следующему: 

· повышенные требования к идентификации клиентов финансовых организаций (без этого банки не вправе открывать счета и проводить операции по ним, не вправе открывать анонимные счета и т.д.);  

· установление десятилетнего срока хранения сведений и записей по каждому клиенту и проведенной им операции;  

· установление требования об обязательном контроле сделок и операций с государствами, незаконно производящими наркотики;  

· установление требования для банков о разработке правил внутреннего контроля по противодействию "отмыванию" преступных доходов и финансированию терроризма;  

· установлены нормы о возможности доступа для уполномоченного органа ко всем базам данных и реестрам, которые ведут государственные органы;  

· проведение мониторинга операций политически значимых лиц.  

К.Шаршекеева отметила, что проводимые Национальным банком мероприятия по борьбе с "отмыванием" средств, полученных преступным путем и финансированием терроризма, находятся в русле общемировой борьбы с "отмыванием" преступных доходов. Принятие закона станет только первым этапом на этом пути, и в дальнейшем потребуется создание органа финансового мониторинга с профессиональным штатом, принятие подзаконных нормативных правовых актов, создание современных баз данных, налаживание международного сотрудничества для избежания перетекания "грязных" денег в Кыргызскую Республику. 

Справочно: Для Кыргызской Республики основой международного сотрудничества в вопросах противодействия "отмыванию" незаконных средств являются следующие документы:  

o Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским сообществом и Государствами - членами с одной стороны и Кыргызской Республики с другой стороны", подписанное 9.02.95 г. и ратифицированное Законом КР от 5.07.97 г. №43, в котором стороны согласились с необходимостью сотрудничества по предотвращению использования их финансовых систем для "отмывания" денег, полученных от преступной деятельности вообще, и от торговли наркотиками в частности. Целью сотрудничества является установление подходящих стандартов против "отмывания" денег.  

o Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам с государствами - членами Содружества Независимых Государств.  

o Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 года (ратифицирована Законом Кыргызской Республики от 15 апреля 2003 года №74).  

o Закон Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года № 59 (введен в действие 6 августа 1997 года).  

o Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" от 29 июля 1997 года № 60, в редакции Закона КР от 26.03.03 № 63 (введен в действие с 13 августа 1997 года).  

o Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 (введен в действие с 1 января 1998 года).  

  С 25 по 27 мая т.г. делегация Национального банка Кыргызской Республики приняла участие в работе Международной конференции "Страхование депозитов как элемент стабильности банковского сектора", который состоялся в г.Киеве. 

На конференцию были приглашены Президент Международной Ассоциации страховщиков депозитов (МАСД) г-н Ж.-П.Сабурен, Генеральный секретарь МАСД г-н Р.ЛаБросс, представители Фондов страхования депозитов Венгрии, Румынии, Швеции, Франции, Польши, Болгарии, Чехии, Литвы, Казахстана, России, Армении, Таджикистана, Молдовы, Грузии. Были представлены доклады по вопросам формирования Фонда страхования депозитов, платежеспособности системы гарантирования вкладов, наращивания и поддержки достаточного уровня капитализации системы страхования депозитов, проблем координации действий и обмена информацией с государственными органами и др.  

Почти во всех перечисленных странах система гарантирования депозитов уже существует и достаточно эффективно функционирует на протяжении нескольких лет, самыми молодыми среди которых являются такие фонды в Таджикистане, России, Молдове, Армении. В Грузии меры по внедрению системы защиты депозитов в настоящее время нацелены на выполнение предварительных условий.  

Участники конференции неоднократно подчеркивали, что эффективная система гарантирования депозитов является одним из существенных факторов повышения доверия населения к банковской системе и значительным элементом в укреплении финансовой стабильности. Вопросы, обсужденные в ходе конференции очень актуальны, и такой обмен опытом способствует пониманию и применению общих тенденций в данном направлении. 

 Национальный банк Кыргызской Республики сообщает о начале проведения тендера по проекту создания Пакетного клиринга в рамках мероприятий по выполнению "Государственной программы мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике".  

Объявление о проведении тендера (Проект "Модернизация платежной и банковской системы", Кредит № 3871-KG) размещено на сайтах Интернет изданий "United Nations Developments Business" и "dgMarket" по следующим адресам: www.devbusiness.com и www.dgmarket.com. Для получения информации на указанных сайтах необходимо набрать поиск (search)/Kyrgyz Republic/all notices/Bulk Clearing. 

  

Национальный банк Кыргызской Республики сообщает о начале проведения тендера по проекту создания Единого Межбанковского Процессингового Центра в рамках мероприятий по выполнению "Государственной программы мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике".  

Объявление о проведении тендера (Проект "Модернизация платежной и банковской системы", Кредит № 3871 KG) размещено на сайтах Интернет изданий "United Nations Developments Business" и "dgMarket" по следующим адресам: www.devbusiness.com и www.dgmarket.com. Для получения информации на указанных сайтах необходимо набрать поиск (search)/Kyrgyz Republic/all notices/Card processing center. 

  

Приказом Председателя Национального банка Кыргызской Республики с 20 мая 2004 года:  

· Дуйшеналиева Сейнеш освобождена от обязанностей начальника Нарынского областного(регионального) управления и переведена на должность начальника Таласского областного (регионального) управления;  

· Маликов Жээнбек Бекбоевич освобожден от ранее занимаемой должности и переведен на должность начальника Нарынского областного (регионального) управления.  

 9-11 июня 2004 года Национальным банком Кыргызской Республики совместно с USAID будет проведен семинар на тему: "Управление кредитными рисками". В работе семинара примут участие представители центральных банков-членов региональной группы Базельского комитета по банковскому надзору стран Центральной Азии, Закавказья и Российской Федерации. 

29-30 июня 2004 г. в Бишкеке состоится X заседание Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).  

В ходе работы заседания планируется рассмотреть вопросы принципов функционирования центральных банков в государствах-участниках ЕврАзЭС, а также обсудить вопросы вексельного обращения, обменяться опытом в области внедрения Международных стандартов финансовой отчетности и другие. 

В работе Совета примут участие руководители центральных банков Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Таджикистана, а также представители Межгосударственного банка, Интеграционного комитета ЕврАзЭС. 

 За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 716,3 млн. сомов, что выше средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 1 488,4 млн. сомов (+66,8%), в том числе: 

· Объем платежей в клиринговой системе составил 835,3 млн. сомов (+22,5%). Платежи по зачислению средств на счет Казначейства составили 19,5%, а по списанию со счетов Казначейства - 29,2% от общего объема клиринговых платежей. Платежи по зачислению средств на счета Социального фонда составляют 9,8%, по списанию - 0,8% от общего объема платежей.  

· Объем платежей в гроссовой системе составил 2 881,0 млн. сомов (+86,3,%), из которых 788,9 млн. сомов (27,4%) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счет Центрального Казначейства составляют 10,6% от общего объема гроссовых платежей, а по списанию со счета Казначейства - 12,8%.  

Количество межбанковских платежей составило 20 948 платежей, что выше средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 444 (+2,2%), в том числе: 

· Количество платежей в клиринговой системе составило 19 854 платежей (+50,2%), из которых бюджетные платежи по зачислению средств на счет Казначейства составляют 42%, а по списанию средств - 15,6% от общего количества платежей. Платежи по зачислению средств на счет Социального фонда составили 8,2%, по списанию средств со счета Социального фонда - 0,4%;  

· Количество платежей в гроссовой системе составило 1 094 платежей (+70,4%), из которых 1042 (95,2%) - составляют электронные платежи.  

 Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что в период с 24 по 28 мая 2004 года опубликованы следующие официальные издания НБКР: 

· "Обзор инфляции в Кыргызской Республике" за 1-й квартал 2004 года на кыргызском и русском языках.  

· "Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики" №3 за 2004 год на английском языке.  

· "Нормативные акты НБКР" №4 за 2004 года, в который включены:  

· Постановление Правления НБКР от 27.03.04 г. №6/5 "О требованиях к банкам по работе с ценными бумагами" (Регистрационный номер МЮ КР №53-04 от 27.04.04 г.);  

· Постановление Правления НБКР от 27.03.04 г. №6/6 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О лицензировании кредитных союзов" (Регистрационный номер МЮ КР №54-04 от 27.04.04 г.)  

· Постановление Правления НБКР от 27.03.04 г. №6/8 "Об установлении корреспондентских отношений с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, зарегистрированными в государствах на территориях оффшорных зон" (Регистрационный номер МЮ КР №49-04 от 23.04.04 г.).