Вернуться назад

Указом Президента Кыргызской Республики от 31 марта 2006 года №УП 148 Ишенбаев Максатбек Бейшенбекович, заместитель председателя, освобожден от временного исполнения обязанностей председателя Национального банка Кыргызской Республики. 

Указом Президента Кыргызской Республики от 31 марта 2006 года №УП 149 исполняющим обязанности председателя правления НБКР назначен Алапаев Марат Ормонбекович. 

  

  

30 марта 2006 года  в Национальном банке Кыргызской Республики под председательством вице-премьер-министра А.К. Мадумарова состоялось первое заседание Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы мероприятий на 2003-2008 годы по внедрению системы безналичных платежей в Кыргызской Республике.  

В ходе заседания участники межведомственной комиссии заслушали доклад заместителя председателя НБКР Ш.Молдоканова о ходе реализации Государственной программы и информацию о работе межведомственной комиссии.  

Мероприятия по переходу на осуществление сделок в безналичной форме, сокращению практики расчетов в наличной форме включены в приоритетные задачи Правительства КР на 2005-2006 годы и озвучены в выступлении Президента КР на республиканском совещании 15 октября 2005 года. 

Повышение безналичного и снижение наличного оборота во многом зависит от экономической ситуации в стране и развитости инфраструктуры платежной системы страны. Поэтому реализацию  Государственной программы необходимо рассматривать как критически важный компонент экономического развития Кыргызской Республики, направленный на повышение уровня жизни в стране и сокращение бедности. 

Реализация Государственной программы позволит создать единую, надежную эффективную платежную систему Кыргызской Республики и предоставит ряд преимуществ как для населения и коммерческих банков, так и для государства в целом. Основные преимущества - доступ к банковским услугам и свободный выбор банка для населения как в центре, так и в регионах, увеличение депозитной базы и повышения доверия к банковской системе, за счет расширения предоставления услуг населению, увеличения прозрачности при управлении бюджетными средствами, сокращение расходов на эмиссию и инкассацию наличных денежных средств. Успешная реализация Государственной программы должна уменьшить теневой оборот наличных денежных средств и повысить прозрачность движения денежных потоков, предоставить эффективные инструменты по противодействию отмыванию денег и снижению коррупции. 

Согласованные и скоординированные действия всех структур, задействованных в реализации Государственной программы, являются залогом успешного внедрения и дальнейшей эксплуатации новой платежной инфраструктуры. Государственная программа включает мероприятия, в реализации которых принимают участие Национальный банк, различные министерства, ведомства и организации.  

  

  

1 апреля 2006 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики рассмотрен и принят Годовой отчет НБКР за 2005 год (постановление Правления №8/1) и приняты к сведению отчеты областных управлений и Представительства НБКР в Баткенской области за 2005 год.  

  

  

С 27 по 31 марта 2006 года Национальным банком совместно с Учебным центром судей Кыргызской Республики при поддержке Международного валютного фонда был проведен семинар, посвященный правовым основам банковской деятельности. 

В семинаре приняли участие судьи из всех регионов республики, работающие с банковским законодательством на межрайонном, городском и областном уровнях, представители НБКР и коммерческих банков. 

В качестве лекторов были приглашены ведущие специалисты в области банковского права: г-н Рой Бабан - консультант юридического департамента и департамента денежно-кредитных и финансовых систем МВФ, доктор юриспруденции и доктор экономики, член коллегии адвокатов Верховного суда США, преподаватель Бостонского университета и Университета Джорджа Вашингтона, г-жа Джоанна Грей - адвокат, лектор по проблемам финансового регулирования Университета Ньюкасл-на-Тайне (Великобритания), и г-н Эндрю Кэмпбелл - директор Центра торгового права и практики при Юридическом факультете Лидского университета в Великобритании, автор научных исследований по вопросам, касающимся неплатежеспособности банков, защиты вкладчиков, предотвращения отмывания денег. 

В ходе семинара были освещены вопросы особенности деятельности банков, операционныхрисков, банковских и системных кризисов, процессов, связанных с неплатежеспособностью банков,корпоративного управления в банках, банковского регулирования и надзора; состоялся обмен мнениями среди участников. 

  

  

За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 679,4 млн. сомов, что выше  среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на  1 279,1 млн. сомов (53,3%), в том числе (в скобках указаны результаты сравнения со средним недельным  значением предыдущего месяца): 

-         объем платежей в клиринговой системе составил 1 208,2 млн. сом (54,6%). Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 18,9% от общего объема клиринговых платежей, по списанию - 16,9%. Доли  платежей по зачислению и списанию на счета Социального фонда составляют 3,0% и 4,5% соответственно;  

-         объем платежей в гроссовой системе составил 2 471,2   млн. сом (52,7%), из которых  1 428,3 млн. сом (57,8 %) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счет Центрального Казначейства составляют 15,3% от общего объема гроссовых платежей, а по списанию - 14,9%. 

Количество межбанковских платежей составило 47 404, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 18 979 (66,8%), в том числе: 

-         количество платежей в клиринговой системе составило 46 070 (67,1%), из которых бюджетные платежи  по зачислению средств на счета Казначейства составляют 64,5%, а по списанию - 6,4% от общего количества платежей. Платежи по зачислению средств на счета Социального фонда составили 2,5%, по списанию - 0,1 % от общего количества платежей;  

-    количество платежей в гроссовой системе составило 1 334, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 478 (55,8%), из которых 901 (67,5%) составляют электронные платежи. 

  

  

Новости небанковских финансовых учреждений 

Национальным банком Кыргызской Республики выдана лицензия (свидетельство) ОсОО МКК "Ак Пейил-Берекет" (лицензия №48 от 28.03.06). Юридический адрес: г. Талас, ул. Д.Сарыгулова, 75/1. 

  

Национальным банком Кыргызской Республики в связи с самоликвидацией с 29 марта 2006 годааннулирована лицензия КС "Почта-ЕМS" (лицензия № 408 от 20.06.2002). Юридический адрес: Джалалабадская область,  Сузакский р-н, с. Сузак, ул. Кармбердиева, д. 1 

  

Общественная приемная НБКР отвечает на ваши вопросы 

Национальный банк Кыргызской Республики продолжает публикацию ответов на вопросы, поступившие в адрес НБКР во время телепередачи на тему: "Либерализация правил регулирования кредитных союзов", которая состоялась на студии "Замана" (КТР) 18 марта 2006 года. 

Вопрос гр.Убайдуллаева из г.Токтогул: "Нормативные акты по кредитным союзам действуют уже 7-8 лет и уже не актуальны. Когда они будут обновляться? " 

Ответ НБКР: В декабре 2005 года Национальный банк и Правительство Кыргызской Республики приняли Среднесрочную стратегию микрофинансирования в на 2006-2010 годы, в соответствии с которой Закон "О кредитных союзах" будет пересмотрен рабочей группой в составе представителей НБКР, кредитных союзов, Министерства юстиции и Германского общества технического сотрудничества (GTZ). До конца 2006 года проект изменений в данный Закон будет передан рабочей группой на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 

Относительно актуализации нормативов необходимо отметить, что своими решениями от 15 декабря 2005, 8 февраля и 2 марта 2006 года Правление Национального банка приняло изменения в "Положение о лицензировании кредитных союзов" и "Правила регулирования деятельности кредитных союзов", которые существенно смягчают нормативные требования, предъявляемые к кредитным союзам. В частности это такие изменения как: 

-         исключение требования о 12-месячной ретроспективе по соответствию экономическим нормативам в целях получения лицензии на депозиты от участников; 

-  увеличение максимального размера депозитной базы до коэффициента  "3 к 1"  как соотношение депозитной базы к институциональному капиталу; 

-         увеличение размера максимального риска на одного заемщика с 15% до 20 %; 

-         увеличение размера инвестиций в основные средства с 15% до 20%; 

- отмена всех экономических нормативов, кроме размера максимального риска на одного заемщика, для тех кредитных союзов, которые не имеют задолженности перед Финансовой компанией по поддержке и развитию кредитных союзов, и которые не привлекают депозитов; 

-         возможность привлекать депозиты от участников в течение первых двух лет без наличия соответствующей информационной системы. 

  

Многими телезрителями был задан вопрос: "Существуют ли возрастные ограничения для участников кредитных союзов"?.  

Ответ НБКР:Участником кредитного союза может быть любое физическое лицо, достигшее совершеннолетия и имеющее на момент вступления в кредитный союз общность интересов, как это определено в статье 7 Закона КР "О кредитных союзах". 

Кредитный союз образуется десятью и более физическими лицами, которые близки по роду занятий или профессий, или имеют общего работодателя, или проживают в одном или нескольких близлежащих населенных пунктах.