Вернуться назад

Распоряжением Президента Кыргызской Республики РП №185 от 15 мая 2006 года исполнение обязанностей управляющего от Кыргызской Республики в Международном валютном фонде возложено на Председателя Национального банка Кыргызской Республики г-на Алапаева М.О.  

24 мая 2006 года в Бишкеке состоялась пресс-конференция руководителя миссии Международного валютного фонда г-на Пауло Нойхауса. 

Г-н Нойхаус отметил, что целью его визита являлось участие в семинаре для депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: "Роль международных финансовых организаций в поддержке экономической стратегии Кыргызской Республики", состоявшегося 19-20 мая в г.Бишкек и организованного Национальным банком совместно с МВФ. 

Кроме этого, во время своего пребывания в Кыргызстане руководитель миссии МВФ встретился с руководством страны и обсудил ход реализации совместной экономической программы Кыргызской Республики с МВФ, в частности, вопросы усиления администрирования налоговых поступлений, текущее состояние макроэкономики, а также продолжение реформ до конца текущего года и среднесрочные перспективы развития экономики Кыргызстана. 

25 мая 2006 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики рассмотрены и приняты следующие документы: 

· "Об утверждении "Временного положения о ссудно-сберегательных жилищно-строительных кассах в Кыргызской Республике" (постановление Правления №15/3). Согласно Закону КР "О залоге" ссудно-сберегательные жилищно-строительные кассы (далее - СС ЖСК) представляют собой самостоятельные организационно - правовые формы юридического лица, некоммерческие организации, специализированные финансово-кредитные учреждения, деятельность которых направлена на аккумулирование денежных средств участников в жилищные сберегательные паи и предоставление ее участникам кредитов для целей улучшения жилищных условий, индивидуального строительства или покупки жилья на условиях срочности, возвратности и платности. 

Система СС ЖСК в Кыргызской Республике будет представлять собой так называемую открытую модель, при которой помимо паев участников СС ЖСК могут быть и другие источники финансирования (внешние заимствования). Ссудным кассам предоставлено право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями накопления жилищных паев, выдачей жилищных кредитов и привлечением внешних заимствований. В связи с тем, что ссудные кассы не привлекают депозитов, для них не введены экономические нормативы, а установлены требования и ограничения по минимальному размеру жилищного сберегательного фонда (аналог уставного капитала), минимальному размеру собственного капитала, минимальному размеру жилищного пая участников. Ссудные кассы будут предоставлять финансовую отчетность, утвержденную общим собранием участников, на ежегодной основе. Кроме того, НБКР вправе устанавливать экономические нормативы, проверять деятельность ссудных касс, временно приостанавливать и/или отзывать лицензию и осуществлять другие действия, связанные с регулированием деятельности ссудных касс; 

· "Об утверждении "Временного положения о лицензировании ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс в Кыргызской Республике" (постановление Правления №15/4). Проектом "Временного положения о лицензировании ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс" установлен порядок лицензирования ссудных касс, аналогично действующим в настоящее время процедурам лицензирования, установленным для микрофинансовых организаций; 

· "О внесении изменений и дополнений в Положение "О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики" (постановление Правления №15/5). 

Одним из условий внедрения системы защиты депозитов является создание надежной финансовой системы, причем публикация сведений об основных владельцах акций банков является одним из критериев обеспечения прозрачности деятельности коммерческих банков. Исходя из этого, НБКР дополнил требования к составлению пояснительной записки (раскрытию) к финансовой отчетности коммерческих банков пунктом о предоставлении сведений об акционерах и их долях владения акциями, что установлено Законом Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг", публикация которых обеспечит прозрачность деятельности банков.  

Документы будут опубликованы в журнале "Нормативные акты НБКР" после их регистрации в Министерстве юстиции и размещены на веб-сайте НБКР. 

В январе-апреле 2006 года отмечается некоторое ускорение темпов роста уровня инфляции по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По данным Национального статистического комитета прирост индекса потребительских цен, характеризующего уровень инфляции, за четыре месяца 2006 года составил 3,6 процента. Уровень инфляции за рассматриваемый период без учета роста цен на плодоовощную продукцию составил 1,9 процента (в январе-апреле 2005 года ? 1,2 процента). По оценкам НБКР, влияние монетарных факторов, включающие деньги вне банков и обменный курс сома, составило 9,3 процента. Инфляционные ожидания населения оказали воздействие в размере 21,3 процента. Вклад немонетарных факторов в формирование инфляции за рассматриваемый период составил 69,4 процента.  

Индекс потребительских цен в Кыргызской Республике (в процентах к декабрю предыдущего года) 

 

Апрель 

2005 

2006 

Индекс потребительских цен 

102,0 

103,6 

Продовольственные товары 

104,8 

107,5 

Непродовольственные товары 

100,6 

101,3 

Услуги 

100,6 

102,0 

Рост общего уровня цен в январе-апреле 2006 года в значительной степени обусловлен повышением цен на продовольственные товары, которое составило 7,5 процента. Основной причиной роста цен стало снижение уровня урожая в сельском хозяйстве на 4,2 процента в 2005 году. 

Основной рост цен пришелся на плодоовощную продукцию (30,5 процента), сахар и кондитерские изделия (23,6 процента), масла и жиры (4,4 процента). 

Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 1,3 процента в результате роста цен на газ и строительные материалы. Индекс цен на платные услуги населению вырос на 2 процента из-за роста цен на нотариальные услуги и плату в дошкольных учреждениях. 

Национальный банк сообщает, что опубликован очередной номер журнала "Обзор инфляции в Кыргызской Республике" за 1-й квартал 2006 года на кыргызском, русском языках и на английском языке. 

С выпусками издания "Обзор инфляции в Кыргызской Республике" на всех трех языках : кыргызском, русском и английском - можно ознакомиться на сайте НБКР www.nbkr.kg. 

В целях подготовки к очередному 15-ому заседанию Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС, 25-26 мая 2006 года в г.Бишкек состоялось совещание экспертов. 

В работе данного совещания приняли участие представители всех центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС, включая представителя Центрального банка Республики Узбекистан, а также представитель Межгосдарственного банка (МГБ) - ответственный секретарь Совета. В ходе данного совещания были обсуждены вопросы, включенные в проект предварительной Повестки дня 15-го заседания Совета. 

Один из основных вопросов, рассмотренных экспертами, связан с приемом Центрального банка Республики Узбекистан в состав Совета. Процесс правового оформления присоединения Центрального банка Республики Узбекистан к Совету завершится с подписанием Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о Совете руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС. 

В ходе данного совещания также был рассмотрен ряд вопросов, касающихся: 

· работы Координационного Совета по вопросам профессионального обучения персонала центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС;  

· мероприятий центральных (национальных) банков по реализации Концепции сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере от 21 октября 2005 года;  

· политики валютного курса и выборе валютного режима в государствах-участниках ЕврАзЭС;  

· основных направлений сотрудничества по вопросам производства денежных знаков, развития нумизматического рынка, выпуска памятных и коллекционных монет, борьбы с фальшивомонетничеством и др.  

Следует отметить, что Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС, является одним из вспомогательных органов ЕврАзЭС, деятельность которых осуществляется по отраслевому принципу взаимодействия между министерствами и ведомствами стран Сообщества, и был создан с целью обеспечения эффективного взаимодействия центральных (национальных) банков этих стран. 

Председательство в Совете ротируется, очередное заседание проводится в стране, центральный банк которой возглавляет на этот момент Совет. 15-е заседание состоится в июне 2006 года в г.Бишкек под председательством НБКР. 

За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 153,4 млн. сомов, что ниже среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 58,6 млн. сомов (-1,8%), в том числе: 

· объем платежей в клиринговой системе увеличился по сравнению со средним недельным за предыдущий месяц на 7,5% и составил 1 130,2 млн. сом. Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 21,1% от общего объема клиринговых платежей, по списанию - 18,0%. Доли платежей Социального фонда по зачислению и списанию составляют 0,1% и 0,0% соответственн; 

· объем платежей в гроссовой системе составил 2 023,1 млн. сом и по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 6,4%. Из них 961,0 млн.сом (47,5%) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 15,4% от общего объема гроссовых платежей, по списанию - 16,3%. 

Количество межбанковских платежей составило 43 273, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 2 456 (+6,0%), в том числе: 

· количество платежей в клиринговой системе увеличилось на 6,0% и составило 42 187. Бюджетные платежи по зачислению средств на счета Казначейства составляют 63,5%, по списанию - 5,7% от общего количества клиринговых платежей. Платежи по зачислению средств на счета Социального фонда составили 0,0%, по списанию - 0,0 % от общего количества платежей; 

· количество платежей в гроссовой системе составило 1 086, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 62 (6,0%), из которых 745 (68,6%) составляют электронные платежи. 

Информация о кредитных линиях международных организаций, предоставляемых через уполномоченные банки КР 

В настоящее время коммерческие банки задействованы в предоставлении кредитов в рамках кредитных линий ЕБРР, МАР, KfW, ОсОО МКК "Фронтиэрс", ОФ "Сорос-Кыргызстан" по проектам: поддержки частных предприятий, поддержки предприятий частного сектора, поддержки малых и средних предприятий частного сектора, развития действующего бизнеса и поддержки частной экономики. 

В рамках кредитных линий ЕБРР на цели бизнеса (пополнение оборотных средств) отдельными банками предоставляются услуги по микро, малому и экспресс кредитованию. Данные кредиты предоставляются как в национальной, так и в иностранной валюте. Ставки по данным кредитам варьируются в пределах 18-25% годовых в долл. США, и 28 ? 36% годовых в национальной валюте. При этом в качестве залогового обеспечения по таким кредитам может выступать личное имущество, товары в обороте, транспортные средства, недвижимость, гарантии и поручительства. Также кредиты предоставляются в рамках кредитной линии МАР - поддержка малых и средних предприятий частного сектора. Срок по каждому кредиту устанавливается индивидуально, процентные ставки изменяются в зависимости от ставки Libor. 

В рамках кредитной линии ОсОО МКК "Фронтиэрс" банки предоставляют кредиты на торговлю и коммерческую деятельность, при этом сумма кредита не должна превышать 10 000,0 долл. США, на срок до 18 месяцев, процентные ставки колеблются в пределах от 24% до 30% годовых, залоговым обеспечением выступает недвижимость. 

Для поддержки и развития финансового лизинга в КР предоставление финансовых средств ОФ "Сорос-Кыргызстан" производится через уполномоченный банк, минимальная сумма такого кредита составляет 132 000,0 сом, на срок до 3-х лет под 18% годовых, залоговым обеспечением выступает недвижимость. 

Кроме того, банками предоставляются средства в рамках кредитной линии Кредитанштальт фюр Видерауфбау (KfW) номинированные в евро, для целей поддержки частного предпринимательства. Отдельные банки предлагают кредиты от 50 000 до 500 000 евро на срок 5 лет с льготным периодом 1 год, процентные ставки варьируются в зависимости от целей кредита, так для производства они составляют 11%, для сферы услуг 14%. Залоговое обеспечение в данном случае должно составлять не менее 120% от суммы кредита. 

Для получения более детальной информации по условиям предоставления кредитов, необходимо обращаться непосредственно в коммерческие банки. 

Публикация данной информации осушествляется в рамках плана мероприятий, выработанного по итогам заседания коллегии в Администрации Президента от 24 декабря 2005 года. 

Новости небанковских финансовых учреждений 

Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что с 22 мая по 26 мая 2006 года выдана лицензия (свидетельство) МКА "Асан-Ата" (лицензия №109 от 24.05.2006). Юридический адрес: Иссык-Кульская область, г. Каракол, ул. Горького, 154/3.