Вернуться назад

16 июня 2006 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики принят Закон Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и, в соответствии с установленным порядком, Закон будет направлен на подпись Президенту Кыргызской Республики. 

Вопросы противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на протяжении нескольких лет прорабатывались Национальным банком совместно с Правительством Кыргызской Республики и международными организациями.  

В Законе Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", принятом Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, в полной мере нашли отражение рекомендации, направленные на создание механизма по борьбе с отмыванием преступных доходов, принятые 20 июня 2003 года международной организацией FATF (Целевая группа по финансовым мерам для борьбы с отмыванием денег).  

Настоящий Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также сохранение целостности финансовой системы Кыргызской Республики от преступных посягательств путем создания правового механизма борьбы с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.  

Меры по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, предусмотренные в настоящем Законе, разработаны в соответствии с общемировой тенденцией, в их числе:  

-         повышение требований к идентификации клиентов финансовых организаций, (поскольку без этого банки не вправе открывать счет и проводить операции по ним, не вправе открывать анонимные счета и т.д.); 

-         установление пятилетнего срока хранения сведений и записей по каждому клиенту и проведенной им операции;  

-         установление требования для банков о разработке правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; 

-         установление норм доступа для полномоченного органа ко всем базам данных и реестрам, которые ведут государственные органы и многое другое. 

Необходимо отметить, что принятие настоящего Закона является только первым этапом в борьбе с "отмыванием" незаконных средств, поскольку для дальнейшей его реализации потребуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, создание современных баз данных, налаживание международного сотрудничества, обучение кадров. 

В соответствии с постановлением Правления НБКР №17/5 от 14 июня 2006 года сняты ограничения в пунктах 1.2 и 1.6 листов ограничений к лицензиям на право проведения банковских операций в национальной и иностранной валютах ЗАО АКБ "Толубай", в части проведения операций по выдаче кредитов без обеспечения, установленных Постановлением Правления НБКР № 51/15 от 25 декабря 2002. При этом сохраняются ограничения на выдачу других кредитных заменителей без обеспечения. 

В связи с принятием Положений "О лицензировании деятельности банков" и "О минимальных квалификационных требованиях, предъявляемых к должностным лицам микрофинансовых компаний, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", в целях приведения в соответствие нормативных актов НБКР, постановлением Правления НБКР №17/6 от 14 июня 2006 года признано утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №24/5 от 15 сентября 2004 года "О новой редакции Временной инструкции о минимальных требованиях, предъявляемых к должностным лицам и руководителям службы внутреннего аудита коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений,лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики и порядке их согласования с Национальным банком Кыргызской Республики", регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики 119-04 от 22 октября 2004 года. 

Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования.  

В январе-мае 2006 года отмечается превышение темпов роста уровня инфляции по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По данным Национального статистического комитета прирост индекса потребительских цен составил 3,7 процента. Уровень инфляции без учета роста цен на плодоовощную продукцию составил 2,1 процента (в январе-мае 2005 года - минус 0,4 процента). По оценкам НБКР, влияние монетарных факторов, включающих деньги вне банков и обменный курс сома, составило 3,6 процента. Инфляционные ожидания населения оказали воздействие в размере 22,6 процента. Вклад немонетарных факторов в формирование инфляции за рассматриваемый период составил 73,8 процента. 

Индекс потребительских цен в Кыргызской Республике (в процентах к декабрю предыдущего года) 

  

Май 

2005 

2006 

Индекс потребительских цен 

103,3 

103,7 

Продовольственные товары 

109,4 

107,5 

Непродовольственные товары 

100,0 

101,5 

Услуги 

100,0 

102,0 

Рост общего уровня цен с начала года в значительной степени обусловлен повышением цен на продовольственные товары, которое составило 7,5 процента. 

Основной рост цен пришелся на плодоовощную продукцию (28,5 процента), сахар и кондитерские изделия (22,6 процента). Также рост цен отмечен на масло и жиры на 4,0 процента, мясо - на 3,2 процента. 

Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 1,5 процента в результате роста цен на строительные материалы (на 13,8 процента) и на газ (на 9,9 процента).  

Индекс цен на платные услуги населению вырос на 2,0 процента в результате роста цен на транспортные и бытовые услуги.  

Национальный банк Кыргызской Республики информирует о выходе в свет "Платежного баланса Кыргызской Республики" за 2005 год на русском языке.  

НБКР обращает внимание читателей на то, что в настоящем издании данные платежного баланса и международной инвестиционной позиции за период с 1995 по 2004 год откорректированы в связи c уточнением данных и пересмотром некоторых расчетов по ним.  

Также, в 2005 году были внесены изменения и дополнения в "Инструкцию по заполнению формы отчетности по международным операциям коммерческого банка" в части операций по корреспондентским счетам "ностро" и "лоро" и наличной иностранной валюты. Кроме того, были внесены изменения в методику расчета реального эффективного обменного курса, и в соответствии с этим, произведен перерасчет всех его показателей. 

Интернет-версия "Платежного баланса" размещена на сайте НБКР: www.nbkr.kg в разделе "Публикации НБКР".  

За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 051,1 млн. сомов, что ниже средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 129,6 млн. сомов (-4,1%), в том числе: 

· объем платежей в клиринговой системе уменьшился по сравнению со средне- недельным за предыдущий месяц на 1,3% и составил 952,8 млн. сом. Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 14,5% от общего объема клиринговых платежей, по списанию - 18,7%. Доли платежей Социального фонда по зачислению и списанию составляют 3,2% и 0,4%, соответственно;  

· объем платежей в гроссовой системе составил 2 098,3 млн. сом и по сравнению со средним недельным за предыдущий месяц уменьшился на 5,3%. Из них 951,1 млн. сом (45,3%) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 19,3% от общего объема гроссовых платежей, по списанию - 11,8%. 

Количество межбанковских платежей составило 41 352, что ниже средненедельного значения за предыдущий месяц на 3 198 (-7,2%), в том числе: 

· количество платежей в клиринговой системе уменьшилось на 7,2% и составило 40286. Бюджетные платежи по зачислению средств на счета Казначейства составляют 56,1%, по списанию - 5,4% от общего количества клиринговых платежей;  

· количество платежей в гроссовой системе составило 1 066, что ниже средне-недельного значения за предыдущий месяц на 72 (-6,3%), из которых 692 (64,9%) составляют электронные платежи. 

Новости небанковских финансовых учреждений 

Национальным банком Кыргызской Республики выданы лицензии (свидетельства)следующим небанковским финансово-кредитным учреждениям: 

· ОсДО ломбард "Сан-Рабига" - лицензия № 289 от 12.06. 2006 г.. Юридический адрес: г.Бишкек, пр.Чуй, 147-4, торговый комплекс "Silk way", 2-й этаж;  

· ОсДО ломбард "Дориан" - лицензия № 290 от 16.06. 2006 г. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Байтик баатыра, 4/1;  

· МКА "Памир Инвесткредит" - лицензия № 110 от 13.06.2006 г. Юридический адрес: Ошская обл., Алайский р-н, с. Гульча, ул. Бокоева, 82. 

С 12 июня по 12 июля 2006 года продлены сроки приостановления действия лицензий кредитным союзам: "Ордо-Казынасы" и "Майназар-Ата" в Иссык-Кульской области. Указанными кредитными союзами только частично устранены причины, по которым НБКР приостановил действие лицензий.