Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики №28/10 от 27 сентября 2006 года, приказом №187-О от 11 октября 2006 года, создан Отдел по контролю за рисками (middle-office). Его начальником назначена Акимова Дыльнур Мазамовна, работавшая в Отделе внутреннего аудита НБКР в должности главного аудитора.
Отдел по контролю за рисками создан в целях совершенствования системы внутреннего контроля Национального банка Кыргызской Республики и ограничения рисков. Его основная цель – управление рисками при проведении операций Национальным банком на финансовых рынках. Основными задачами создаваемого отдела будут: риск-контроль сделок, заключаемых на финансовых рынках; анализ финансовых рынков, заключенных сделок, существующих рисков; выработка рекомендаций по совершенствованию порядка проведения операций, проводимых на финансовых рынках, в целях обеспечения эффективности, надежности и достаточности процесса управления рисками.
В январе-сентябре 2006 года отмечается некоторое ускорение темпов роста уровня цен по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По данным Национального статистического комитета прирост индекса потребительских цен с начала года составил 2,5 процента. По отношению к предыдущему месяцу цены в сентябре текущего года выросли на 0,7 процента. Уровень инфляции без учета плодоовощной группы составил 2,7 процентов (в январе-сентябре 2005 года – 2,2 процента). По оценкам НБКР, монетарные факторы оказали влияние на формирование инфляции в размере 16,7 процента, инфляционные ожидания населения – 10,5 процента, немонетарные факторы – 72,8 процента, при этом наибольший вклад внесли рост цен производителей, цен на жилищно-коммунальные услуги и цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Индекс потребительских цен в Кыргызской Республике (в процентах к декабрю предыдущего года)
|
Сентябрь |
|
2005 |
2006 |
|
Индекс потребительских цен |
102,1 |
102.5 |
Продовольственные товары |
103,6 |
102.9 |
Непродовольственные товары |
101,8 |
102.9 |
Услуги |
100,5 |
106.3 |
Повышение цен на продовольственные товары составило 2,9 процента (в январе-сентябре 2005 года – 3,6 процента). Наибольший рост цен с начала года был отмечен на сахар, составивший 28,3 процента, основной рост которого пришелся на первый квартал, а затем замедлился. Продолжается рост цен на мясо и мясные продукты (цены с начала года выросли на 8,4 процента), на масла и жиры – на 5,8 процента, на хлебобулочные изделия и крупы – на 2,4 процента.
Наряду с повышением цен отмечается также и снижение цен, в частности молоко и молочные продукты подешевели на 10,1 процента. С началом поступления на рынок урожая овощей и фруктов текущего года за девять месяцев цены снизились на 6,5 процента. При этом в сентябре отмечался, нехарактерный ранее для этого месяца, рост цен на плодоовощную продукцию на 3,2 процента (в сентябре 2005 года – снижение на 3,5 процента).
Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 2,9 процентов. Цены на жилищные услуги подорожали на 6,0 процента, в том числе на материалы для содержания и ремонта жилых помещений – на 18,6 процента, на газ - на 9,8 процента. Отмечается рост цен на предметы домашнего обихода на 1,1 процента, в том числе на мебель и напольные покрытия – на 2,6 процента, бытовые приборы – на 2,2 процента, стеклянные изделия, домашняя утварь – на 2,4 процента
В сентябре текущего года выросли цены на горюче-смазочные материалы (5,7 процента). Рост цен на ГСМ с начала года составил 102,7 процента, в том числе на дизтопливо – 107,9 процента. Основной рост наблюдался в регионах.
Индекс цен на платные услуги населению вырос на 6,3 процента в результате роста цен на услуги образования – на 16,0 процента, услуги ресторанов и гостиниц – на 2,6 процента и организации отдыха и культурных мероприятий – на 1,9 процента.
С 10 по 23 октября 2006 года в Кыргызской Республике находилась совместная миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка по оценке финансового сектора Кыргызской Республики в рамках программы FSAP (Financial Sector Assesment Program). В ходе миссии в соответствующих министерствах и ведомствах Кыргызстана были обсуждены меры по дальнейшему развитию финансового сектора республики и сделаны определенные выводы. В частности, речь идет о том, что Кыргызская Республика достигла значительного прогресса с момента проведения оценки финансового сектора в 2002 году. Об этом свидетельствует рост уровня финансового посредничества, хотя он был на очень низком уровне (если в 2002 года активы к ВВП составляли 10,4 процента, то по итогам 2005 года – 21,9 процента). Предоставленные количественные данные показывают, что банковская система в среднем хорошо капитализирована. План Национального банка Кыргызстана по введению системы обязательного страхования депозитов населения, намеченный на вторую половину 2008 года, вполне реалистичен.
Эксперты также отметили, что Стратегия политики государственного долга должна способствовать развитию рынка капиталов. В этой связи в настоящий момент нет необходимости передавать торговлю государственными ценными бумагами биржам, а расчетные и депозитарные функции по государственным ценным бумагам - отдельному центральному депозитарию. Миссия также сделала вывод, что необходимы правовые основы для секъюритизации муниципальных облигаций до того, как эти сегменты начнут работать на рынке. Кроме того, миссия подчеркнула важность укрепления пруденциальной основы для страховых компаний с целью обеспечения надежности рынка страхования, восстановления доверия к рынку и защиты владельцев полисов.
В ходе миссии ее представители также провели встречи в коммерческих банках, небанковских финансово-кредитных учреждениях и аудиторских компаниях.
Национальный банк Кыргызской Республики информирует о выходе в свет официального издания НБКР «Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики» №8/2006 на английском языке.
За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 661,9 млн. сомов, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 85,6 млн. сомов (2,4 процента), в том числе:
· объем платежей в клиринговой системе уменьшился по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц на 36,1 процента и составил 699,8 млн.сомов;
· объем платежей в гроссовой системе составил 2 962,1 млн. сомов, и по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц увеличился на 19,4 процента. Из них 1 902,6 млн.сомов (64,2 процента) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 13,9 процента от общего объема гроссовых платежей, по зачислению – 13,8 процента.
Количество межбанковских платежей составило 22 161, что ниже среднего недельного значения за предыдущий месяц на 12 200 (-35,5 процента), в том числе:
· количество платежей в клиринговой системе уменьшилось на 36,6 процента и составило 21 109.
· количество платежей в гроссовой системе составило 1 052, что ниже среднего недельного значения за предыдущий месяц на 33 (-3,0 процента), из которых 801 (76,1 процента) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 4,8 процента от общего объема гроссовых платежей, по зачислению – 4,2 процента.
Новости небанковских финансовых учреждений
Национальным банком Кыргызской Республики выданы лицензии (свидетельства) следующим небанковским финансово-кредитным учреждениям:
· ОсДО ломбарду «ФКБ Ломбард» - лицензия № 297 от 16 октября 2006 года. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 105.;
· ОсДО ломбарду «Т-НТС» - лицензия № 298 от 16 октября 2006 года. Юридический адрес: г.Бишкек, мкр.Кок-Жар, д.1, подъезд 3.;
· ЧП Косову Ю.М. - лицензия № 3101 от 27 октября 2006 года. Юридический адрес: г.Кара-Балта, ул. Центральная, 72 (а).
Приостановлены действия лицензии с 15 октября 2006 года по 15 января 2007 года у:
· КС «РНМ-кредит» - лицензия №274 от 13 июля 2001 года. Юридический адрес: г. Таш-Кумыр, ул. Спортивная, б/н.;
· КС «Алтоо» - лицензия № 100 от 12 марта 1999 года. Юридический адрес: г.Джалал-Абад, ул.Барпы 288.
Отозвана лицензия с 27 октября 2006 года у КС «Ламбда» - лицензия № 377 от 26 апреля 2002 года. Юридический адрес: Нарынский р-н, с. Таш-Башат, б/н.
Общественная приемная НБКР отвечает на ваши вопросы
Общественная приемная Национального банка Кыргызской Республики продолжает публикацию ответов на вопросы, поступившие в ходе региональных семинаров по разъяснению целей и задач Стратегии развитии микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы.
Вопрос: Возможно ли выплачивать начисленные проценты по депозитам не на ежемесячной основе?
Ответ НБКР: Выплата начисленных процентов по депозитам участников КС производится с периодичностью, указанной в договоре о депозите. Таким образом, месячная периодичность не обязательна и КС может сам устанавливать наиболее удобную для него или вкладчика периодичность выплат. При этом единственным условием является обязательное отражение периодичности в договоре.
Вопрос: Почему ужесточаются требования к КС?
Ответ НБКР: Данные сведения несколько устарели. В период с начала 2005 года по настоящее время требования и экономические нормативы к КС были значительно смягчены. Так, (i) исключены требования по обязательному соблюдению экономических нормативов для получения депозитной лицензии в течение 24 , а затем и 12 месяцев, необходимые для получения депозитной лицензии; (ii) предоставлен льготный период в 2 года для приведения в соответствие информационных систем КС; (iii) расширен максимально допустимый размер депозитной базы; (iv) смягчен график сокращения объемов внешних заимствований - конечный коэффициент изменен с 2 до 3; (v) исключен норматив адекватности долевого капитала (один из 3-х нормативов по капиталу); (vi) норматив максимального размера внешних заимствований отменен для КС, не имеющих задолженности перед ФКПРКС и не привлекающих депозиты; (vii) смягчен график наращивания капитала – вместо ежегодного увеличения принята двухгодичная периодичность; (viii) отменены требования по обязательному соблюдению экономических нормативов для КС, не имеющих задолженности перед ФКПРКС и не привлекающих депозиты; (ix) расширен максимально допустимый объем депозитной базы КС до 300% институционального капитала в первый год приема депозитов и 450% в четвертый год и далее; (x) увеличено максимально допустимое значение норматива максимального риска на 1 заемщика с 15% до 20% суммарного капитала; (xi) увеличено максимально допустимое значение норматива максимального размера инвестиций в основные средства с 10% до 20% суммарного капитала.