Вернуться назад

29 ноября 2006 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики рассмотрен и принят ряд постановлений. В частности:  

· Постановление №37/5 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики". Данное постановление принято во исполнение Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", вступившего в силу 8 ноября 2006 года. Цель данных изменений и дополнений - установление порядка применения Национальным банком Кыргызской Республики мер воздействия к финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым НБКР, в случае нарушения ими законодательства и/или нормативных актов НБКР по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

· постановление №37/10 "О Концепции развития государственного предприятия "Республиканское Управление инкассации" на 2007-2009 годы". Данная концепция принята с целью улучшения деятельности государственного предприятия, укрепления безопасности инкассирования и перевозок денежных средств и ценностей. Одно из направлений концепции развития госпредприятия касается расширения круга предоставляемых услуг, повышения их качества и эффективности. В настоящее время основными потребителями услуг ГП "РУИ" являются коммерческие банки, казначейство, нефинансовые кредитные организации. Государственное предприятие "Республиканское Управление инкассации", которое подотчетно Национальному банку Кыргызской Республики, в 1998-м году было образовано на базе республиканского хозрасчетного управления инкассации Госбанка Республики Кыргызстан; 

· постановление №37/11 "Об утверждении внешнего аудитора по проверке финансовой отчетности Республиканского Управления инкассации по итогам 2006 года". Внешний аудит госпредприятия согласно постановлению Правления НБКР проведет ОсОО "Марка аудит Бишкек". 

С 11 по 27 ноября 2006 года Национальный банк Кыргызской Республики с очередным рабочим визитом посетил советник Офиса Технической Помощи Казначейства США г-н Джеймс Райт. В ходе визита он провел рабочие встречи с представителями коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений, а также с рабочей группой НБКР, разрабатывающей нормативные акты по соблюдению законодательства в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

По результатам консультаций были разработаны проекты процедур инспекторской проверки коммерческих банков и минимальных требований для НФКУ. При разработке данных нормативных актов были использованы примеры, в частности Румынии, выявления подозрительных операций и подозрительных банковских переводов. Визит консультанта г-на Дж. Райта в НБКР осуществляется в рамках технической помощи НБКР для разработки нормативных актов по соблюдению законодательства ПФТ/ОД, предоставляемой Казначейством США, которая также будет продолжена в 2007-м году. 

За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 4 737,1 млн. сомов, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 1160,7 млн. сомов (32,5 процента), в том числе:  

· объем платежей в клиринговой системе уменьшился по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц на 11,2 процента и составил 972,7 млн.сомов. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 23,4 процента от общего объема клиринговых платежей, по зачислению - 12,5 процента. Платежи Социального фонда составляют 0,2 процента по списанию, 3,4 процента по зачислению; 

· объем платежей в гроссовой системе составил 3 764,4 млн. сомов и по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц увеличился на 51,7 процента. Из них 2 074,7 млн.сомов (55,1 процента) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 14,3 процента от общего объема гроссовых платежей, по зачислению - 11,0 процента. 

Количество межбанковских платежей составило 31 053, что ниже среднего недельного значения за предыдущий месяц на 3 308 (-9,6 процента), в том числе:  

· количество платежей в клиринговой системе уменьшилось на 11,8 процента и составило 29 354. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 12,7 процента от общего количества клиринговых платежей, платежи по зачислению - 39,2 процента. Платежи Социального фонда составляют 0,3 процента и 6,6 процента по списанию и зачислению, соответственно. 

· количество платежей в гроссовой системе составило 1 699, что выше среднего недельного значения за предыдущий месяц на 614 (56,6 процента), из которых 1 268 (74,6 процента) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 4,2 процента от общего количества гроссовых платежей, по зачислению - 4,5 процента. 

Общественная приемная НБКР отвечает на ваши вопросы 

Общественная приемная Национального банка Кыргызской Республики продолжает публикацию ответов на вопросы, поступившие в ходе региональных семинаров по разъяснению целей и задач Стратегии развитии микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы. 

Вопрос: Возможно ли снижение процентных ставок до 10%? 

Ответ НБКР: Процентные ставки устанавливаются на рынке и определяются спросом и предложением. Высокие процентные ставки говорят о недостаточном предложении кредитов со стороны кредитных учреждений, когда отмечается нехватка финансовых ресурсов на рынке, а также высоким спросом на кредитные ресурсы со стороны потребителей. Любое кредитное учреждение работает с тем, чтобы покрыть не только свои операционные и другие расходы, но и получить прибыль. Поэтому процентная ставка устанавливается с учетом прибыльности. С другой стороны, при большей конкуренции и большем объеме кредитных ресурсов ставка будет снижаться. Спрос на кредитные ресурсы, особенно в развивающейся экономике, высок, и чтобы его удовлетворить необходимо больше финансовых инвестиций. 

Национальный банк не имеет права прямого вмешательства в деятельность коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений с целью административного снижения процентных ставок. Тем не менее, он разрабатывает и осуществляет ряд мер, направленных на такое снижение. 

Национальный банк и Правительство Кыргызской Республики работает над развитием рынка банковских и небанковских финансовых учреждений. 30 декабря 2005 года Национальным банком и Правительством принята "Среднесрочная стратегия развития микрофинансирования в Кыргызской Республике" на 2006-2010 годы, направленная на увеличение доступа и расширение охвата населения микрокредитами. В 2006 году Национальным банком принята Стратегия развития банковского сектора на период до конца 2008 года, направленная на рост уровня финансового посредничества банковского сектора в экономике, повышение безопасности и эффективности банковской деятельности. 

Вопрос: В компании "Финка" высокие процентные ставки на кредиты, кроме того, за каждый просроченный день по выплате кредита, начисляется пеня. Насколько обоснованна такая мера? 

Ответ НБКР: При кредитовании штрафы являются одним из способов обеспечения возвратности кредитов. Применяются они как коммерческими банками, так и небанковскими учреждениями для своевременного возврата кредита заемщиком. "Финка" является микрокредитной компанией и осуществляет микрокредитование физических и юридических лиц в Кыргызстане за счет собственных средств, средств доноров, местных и международных финансовых организаций. Размер процентной ставки и штрафов по кредитам определяется самой "Финкой" и устанавливается на основании договора с заемщиком. Национальный банк Кыргызской Республики не может вмешиваться в кредитную политику "Финки", а также во взаимоотношения кредиторов и заемщиков, если не нарушается законодательство о банковской деятельности.