ь В настоящее время ситуация на валютном рынке характеризуется относительной стабильностью. Национальный банк не ожидает резких изменений обменного курса национальной валюты по отношению к доллару США. Валютная политика по-прежнему соответствует принятому Кыргызской Республикой режиму плавающего обменного курса, который предполагает формирование обменного курса через рыночные механизмы, т.е. на основе спроса и предложения на иностранную валюту. Так как спрос и предложение на иностранную валюту постоянно меняются в зависимости от различных факторов, то изменяется и обменный курс.
С начала 2011 года по 15 февраля 2011 года официальный курс доллара США к сому вырос на 32 тыйын с 47,1244 до 47,4491 сом за один доллар США, т.е. на 0,69%. При этом чистая продажа долларов США Национальным банком на межбанковском валютном рынке составила 46,70 млн. безналичных долларов США. В аналогичном периоде 2010 года чистая продажа иностранной валюты составила 33,65 млн. долларов США, официальный курс доллара США вырос на 71 тыйын, с 44,0917 до 44,7979 сом за один доллар США, т.е. на 1,6%.
Проведение Национальным банком операций на валютном рынке обеспечивается за счет международных резервов, объем которых на текущий момент покрывает как складывающийся на сегодняшний день, так и потенциально возможный объем спроса на иностранную валюту. Объем международных резервов Национального банка по состоянию на 15 февраля 2011 года составил 1 718,97 млн. долларов США.
ь Национальный банк неоднократно информировал общественность о деятельности бывшего ОАО «АзияУниверсалБанк» (АУБ). Однако отдельные средства массовой информации в своих публикациях продолжают предоставлять недостоверные факты по этому банку. В этой связи НБКР информирует:
8 апреля 2010 года в целях обеспечения сохранности активов и установления контроля был введен режим временного руководства в ОАО «АУБ».
В рамках временного руководства установлено, что отраженных в балансе банка корпоративных ценных бумаг фактически не было. Это привело к потерям и возникновению значительных убытков в размере более 3 млрд. сомов. В связи с привлечением к уголовной ответственности руководящих лиц этого банка и несоблюдением экономических нормативов и минимальных требований по капиталу с 4 июня 2010 года режим временного руководства в ОАО «АУБ» был прекращен и во исполнение Закона КР «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» введен режим консервации.
Проверка деятельности ОАО «АУБ», начатая временным руководителем и продолженная консерваторами банка, показала, что представляемые вплоть до апреля 2010 года данные банка являлись недостоверными. Информация, предоставляемая ОАО «АУБ» о выводе 240 млн. долларов 7 апреля 2010 года не подтвердилась. Средства выводились регулярно в течение предыдущих лет, т.е. фактически банк был банкротом еще задолго до апреля 2010 года. Проведенные Генеральной прокуратурой мероприятия позволили более детально изучить деятельность этого банка и выявить, что финансовая отчетность, предоставляемая банком, была заведомо сфальсифицирована.
Фиктивные операции по покупке ценных бумаг были направлены на вывод денежных средств, в том числе государственных, за пределы республики. Кроме того, были обнаружены финансовые записи, которые содержат огромное число неподтвержденных («липовых») операций, что является признаком отмывания денег. Автоматизированная банковская система «Банк ++», умышленно использовалась ОАО «АУБ» для масштабных манипуляций и проведения подозрительных операций в течение длительного периода времени, с целью сокрытия истинной деятельности и реального состояния банка. Данная система была подконтрольна только руководству банка, которое преднамеренно игнорировало требования законодательства Кыргызской Республики по борьбе с отмыванием денег.
Результаты независимого сыскного аудита подтвердили факты, свидетельствующие о мошеннической и криминальной деятельности банка, а также фальсификации балансовых отчетов и нулевую стоимость акций на момент, как введения временного руководства, так и национализации ОАО «АУБ».
27 октября решением Судебной коллегией по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда принято решение, которым ОАО «АУБ» признано неплатежеспособным, возбуждена процедура банкротства и специальным администратором ОАО «АУБ» назначено Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА).
14 декабря 2010 года решением Межрайонного суда города Бишкек был определен метод специального администрирования ОАО АУБ - реструктуризация ОАО «АУБ» путем создания нового банка. Во исполнение данного решения суда специальным администратором был создан ОАО «Залкар-Банк», который осуществляет банковскую деятельность в рамках законодательства.
ь В связи с отдельными публикациями в средствах массовой информации Национальный банк Кыргызской Республики предоставляет следующие факты в отношении ЗАО «Манас Банк».
7 апреля 2010 года Председатель Правления этого банка покинул страну. 8 апреля 2010 года оставшееся руководство банка, в связи с возникшей угрозой разграбления банка, обратилось в Национальный банк с просьбой защитить банк. НБКР ввёл временное управление в ЗАО «Манас Банк» и совместно с ГСНБ организовал охрану банка.
В период временного управления в ЗАО «Манас Банк» Национальным банком проведены проверки, в результате которых были вскрыты многочисленные нарушения, позволяющие утверждать, что банк был вовлечён в нездоровую банковскую практику. В свою очередь Генеральная прокуратура провела следственные мероприятия, которые подтвердили выводы надзорной проверки НБКР.
Генеральной прокуратурой возбуждены уголовные дела в отношении основного акционера ЗАО «Манас Банк» - В.Белоконь и следующих должностных лиц: Костырина С. А., Качнова Ю. А., Ласе А. Ю. и Вербицкого Е. И. В связи с чем, на основании статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков», Национальный банк обязан ввести режим консервации в случае возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица коммерческого банка. 31 января 2011 года, руководствуясь указанной статьёй данного закона, Национальный банк ввёл режим консервации в ЗАО «Манас Банк».
В период режима временного управления и режима консервации НБКР постоянно предлагал основному акционеру банка провести мероприятия, направленные на оздоровление и укрепление финансового положения банка, однако дополнительная капитализация им не произведена, не выполнены и остальные мероприятия. Национальный банк готов открыто и прозрачно продолжить переговоры с основным акционером.
Новости небанковских финансовых учреждений
Национальным банком Кыргызской Республики выданы лицензии (свидетельства) следующим небанковским финансово-кредитным учреждениям (НФКУ):
1. ОсОО МКК "KoKy financial corporation" (КоКи файненшиал корпорейшн) (свидетельство об учетной регистрации № 340 от 16.02.2011г. на микрокредитование физических и юридических лиц). Юридический адрес: г.Бишкек, ул.Исанова, д. 105 "А", кв. 18;
2. ЧП Жузбаеву Таалайбек Кадыровичу (лицензия № 4562 от 14.02.2011 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 2667. Юридический адрес: г.Бишкек,ул. Чимкентская, 1;
3. ЧП Табалдиевой Жанылкан Сатыбалдиевне (лицензия № 4563 от 16.02.2011 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 2668. Юридический адрес: г.Бишкек, пр. Дэн-Сяопина, д.2, кв.12;
1. Аннулирована с 14.02.2011 г. лицензия кредитного союза Беш-Бадам-Юг № 451 от 13.04.2004 г. на основании Протокола общего собрания участников КС "Беш-Бадам-Юг" от 10.02.2011г., заявления председателя Правления КС Мамыровой А.от 11.02.2011г. Юридический адрес: Ошская область, г. Ош ул.Низами, д.39, кв.2.
Межбанковские платежи
Показатели межбанковских платежных систем (МПС) |
|||||||
|
Всего МПС |
в том числе |
|||||
Клиринговая система |
Гроссовая система |
||||||
объем сом |
кол-во штук |
объем сом. |
кол-во штук |
объем сом |
кол-во штук |
||
Показатели за период с 07.02.2011 г. по 11.02.2011 г. (отчетный период) |
|||||||
Абсолютное значение за неделю |
7 705 067 953,85 |
22 945 |
1 060 561 634,92 |
20 575 |
6 644 506 318,93 |
2 370 |
|
Доля в платежах МПС(%) |
100,0 |
100,0 |
13,8 |
89,7 |
86,2 |
10,3 |
|
в том числе (%): |
|
|
|
|
|
||
Чистые позиции ЕМПЦ |
0,1 |
1,6 |
1,0 |
1,8 |
0,0 |
0,0 |
|
Исходящие ЦК |
9,7 |
8,5 |
8,2 |
9,3 |
9,9 |
2,0 |
|
Входящие ЦК |
16,6 |
23,6 |
20,9 |
26,1 |
15,9 |
1,7 |
|
Исходящие СФ |
0,01 |
0,4 |
0,1 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
|
Входящие СФ |
0,9 |
9,0 |
6,5 |
10,1 |
0,0 |
0,0 |
|
Средненедельные показатели за прошлый месяц |
|||||||
Абсолютное значение |
6 462 096 672,04 |
16 923 |
876 666 993,53 |
15 058 |
5 585 429 678,51 |
1 865 |
|
Отклонение показателей за отчетный период от средненедельных показателей за прошлый месяц |
|||||||
Абсолютное значение |
1 242 971 281,81 |
6 022 |
183 894 641,39 |
5 517 |
1 059 076 640,42 |
505 |
|
% |
19,2 |
35,6 |
21,0 |
36,6 |
19,0 |
27,1 |
Показатели национальной платежной системы Элкарт*
По состоянию на |
11.02.2011 г. |
18.02.2011 г. |
Количество карт в обращении (без учета перевыпущенных) |
104 696 |
105 026 |
Количество pos-терминалов: - в банках - в торговых точках |
499 364 135 |
497 362 135 |
Количество банкоматов |
69 |
111 |