Вернуться назад

 

Журнал № 8 за 2006 г. 

 

1. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 19/2 от 28 июня 2006 года «Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-редитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики"; 

(Ресгистрационный номер МЮ КР № 85-06 от 4.08.06 г.) 

2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 19/3 от 28 июня 2006 года «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

(Ресгистрационный номер МЮ КР № 86-06 от 4.08.06 г.) 

3. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 19/4 от 28 июня 2006 года «О некоторых нормативных актах Национального банка Кыргызской Республики»; 

(Регистрационный номер МЮ КР № 87-06 от 07.08.06 г.) 

 

 

 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

4 августа 2006 года. Регистрационный номер 85-06 

 

г.Бишкек 

от 28 июня 2006 года N 19/2 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении Положения "О минимальных требованиях 

по управлению рыночным риском в коммерческих банках и 

других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

Рассмотрев проект Положения "О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", руководствуясь статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 24, 25 и 49-3 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Положение "О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики с последующим официальным опубликованием. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 8, 2006 г. 

 

4. Коммерческим банкам, ОАО "Расчетно-Сберегательная Компания" и ЗАО "Кыргызская Сельскохозяйственная Финансовая Корпорация" привести свои внутренние акты по управлению рыночным риском в соответствие с настоящим постановлением, после его вступления в силу, до 1 января 2007 года. 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Алапаев 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

4 августа 2006 года. Регистрационный номер 85-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2006 года N 19/2 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

"О минимальных требованиях по управлению рыночным 

риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных 

учреждениях, лицензируемых Национальным банком 

Кыргызской Республики" 

 

1. Общие положения 

2. Определение рыночного риска 

3. Организация управления рыночным риском 

4. Требования к управлению риском процентной ставки 

5. Требования к управлению валютным риском 

6. Требования по управлению риском изменения цен на акции и товары 

7. Раскрытие информации по управлению рыночным риском 

Приложение 1 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". Положение распространяется на коммерческие банки, ОАО "Расчетно-Сберегательная Компания" и ЗАО "Кыргызская Сельскохозяйственная Финансовая Корпорация" (далее по тексту - банки). 

1.2. Положение определяет основные элементы и принципы управления рыночным риском в соответствии со стандартами благоразумной банковской практики и является дополнительным руководством для банков по минимальным требованиям к системе управления рисками (см. примечание 1). 

 

2. Определение рыночного риска 

 

2.1. Рыночный риск - это риск потерь, которому подвержен банк в случае неблагоприятных изменений стоимости балансовых и забалансовых активов и обязательств банка в результате изменения рыночных процентных ставок, обменных курсов, цен на акции и/или товары. Существует несколько видов рыночного риска, включая риск процентной ставки, валютный риск, ценовой риск. 

2.2. Риск процентной ставки - это риск потерь, которому подвержены капитал и доходность банка вследствие изменения рыночных процентных ставок. Различают несколько видов риска процентной ставки, в том числе: 

2.2.1. Риск переоценки - это результат разницы между временем изменения процентной ставки и временем движения денежных потоков, которые возникают при оценке и установлении сроков погашения банковских активов, обязательства и забалансовых статей. Данный риск возникает из-за различий в сроках наступления платежей по активам и обязательствам с фиксированной процентной ставкой и переоценки активов и обязательств с плавающей процентной ставкой (см. примечание 2). 

2.2.2. Базисный риск - это результат изменений в отношении процентных ставок на различных финансовых рынках. Данный риск возникает при слабой корреляции изменений процентных ставок по активам и обязательствам, которые переоцениваются в зависимости от колебаний различных индексов и/или изменений на различных финансовых рынках (см. примечание 3). 

2.2.3. Опционный риск - это риск, возникающий в случае, когда клиент банка имеет право, но не обязательство, изменить объем или срок движения денежных потоков по активам или обязательствам. Это заставляет банк переоценивать эти активы и обязательства по текущим рыночным процентным ставкам, которые могут быть неблагоприятны для банка (см. примечание 4). 

2.3. Валютный риск - это риск возникновения расходов (убытков), связанных с изменением курсов иностранных валют, при осуществлении банком своей деятельности и при наличии открытой позиции по определенной валюте. При проведении валютных операций могут возникнуть следующие виды рисков, в том числе: 

2.3.1. Кредитный риск - это риск невыполнения заемщиком своих обязательств в соответствии со сроками и условиями договора (см. примечание 5). 

2.3.2. Платежный риск - это риск, который возникает при перечислении проданной валюты еще до того, как банк получил купленную валюту. Риск начинается с того времени, когда договор о продаже валюты уже нельзя отменить в одностороннем порядке, и существует до тех пор, пока купленная валюта не будет получена. 

2.3.3. Риск ликвидности - это риск, возникающий, когда значительные колебания обменного курса или события внутри страны, например, ужесточение валютного регулирования, могут ограничить доступ к валютным средствам. Банки, которые ведут деятельность во многих видах валюты, должны предусмотреть меры по поддержанию ликвидности в иностранной валюте в общей стратегии управления ликвидностью. 

2.3.4. Страновой риск - это риск возникновения потерь вследствие изменения экономических, социальных и политических условий и событий в иностранных государствах, в том числе в их деятельности по международному кредитованию и иностранным инвестициям. 

2.4. Ценовой риск - это риск потерь, которому подвержен банк в случае неблагоприятных изменений в стоимости финансовых инструментов и других инвестиций или активов, принадлежащих банку (на балансе или забалансом) в результате изменения рыночных цен. 

 

3. Организация управления рыночным риском 

 

3.1. Управление рыночным риском должно соответствовать масштабам деятельности и уровню рыночного риска, принимаемого на себя банком. Банк должен принимать меры для снижения рыночного риска, связанного с осуществлением своих операций. 

3.2. Банкам рекомендуется поддерживать такой размер капитала, который должен быть достаточным для покрытия убытков, связанных с рыночным риском. 

3.3. В целях управления рыночным риском банк должен иметь политики и внутренние процедуры, определяющие меры контроля за уровнем риска и его влиянием на доходность и капитал банка. 

3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка. Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие, в том числе, критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования. 

3.5. Совет директоров банка должен ежегодно пересматривать политику по управлению рыночным риском для того, чтобы обеспечить ее актуальность и соответствие масштабам деятельности и уровню рыночного риска банка. Совет директоров банка должен контролировать деятельность Правления по обеспечению эффективного процесса управления рыночным риском. 

3.6. Банк должен организовать надежную систему отчетности по оценке и анализу объема и природы потенциальных убытков, связанных с рыночным риском. Система отчетности должна охватывать анализ потенциальных убытков по всем операциям банка. Отчетность по текущему анализу рыночного риска должна представляться на рассмотрение Совета директоров банка. Периодичность предоставления отчетности определяется Советом директоров банка. 

3.7. Совет директоров и Правление банка должны обеспечить адекватный внутренний контроль, который, как минимум, предполагает контроль: 

- за соблюдением требований и процедур, установленных политикой банка по управлению рыночным риском и внутренними документами, регламентирующими процесс оценки рыночного риска; 

- за соблюдением установленных лимитов; 

- за соблюдением принципа разграничения полномочий, порядка утверждения и подотчетности по осуществляемым операциям и предоставляемым услугам; 

3.8. Правление банка несет ответственность за выявление, измерение, осуществление мониторинга и контроля за рыночным риском, которому подвержен банк. 

3.9. Правление банка должно обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, необходимые для мониторинга фактического уровня сложности рыночной деятельности банка. 

3.10. Неспособность создать адекватные системы управления рыночным риском может представлять собой нездоровую и небезопасную банковскую практику и привести к тому, что НБКР будет требовать от банка прекращения данных видов деятельности. 

 

4. Требования к управлению риском процентной ставки 

 

4.1. Политика по управлению риском процентной ставки, которая может быть составной частью политики по управлению рыночным риском, как минимум, должна содержать: 

- описание процесса оценки риска процентной ставки, который также предусматривает определение лимитов по риску процентной ставки при проведении банковских и торговых операций. Данные лимиты учитываются при управлении активами и обязательствами банка; 

- четкое определение полномочий и ответственности Правления банка и/или соответствующего органа, назначенного Советом директоров банка, за принятие решений по управлению риском процентной ставки, включая одобрение соответствующих лимитов; 

- разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений/сотрудников банка по реализации политики и процедур по управлению риском процентной ставки. Лица, ответственные за мониторинг и контроль риска, должны быть независимы от лиц, выполняющих операции, несущие риск процентных ставок; 

- требования к управленческой информационной системе (УИС), собирающей данные о рисках процентной ставки по всем направлениям деятельности банка. УИС должна обеспечить своевременное предоставление информации для Правления и Совета директоров банка об уровне риска процентной ставки; 

- требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров. 

4.2. Методы измерения риска процентной ставки могут различаться в зависимости от природы и сложности риска, возникающего в деятельности банка. Банки могут применять разные методы, но, как минимум, должны проводить гэп-анализ и стресс-тестирование (приложение 1). 

4.2.1. Гэп-анализ используется для измерения разницы между активами и обязательствами, чувствительными к изменению процентных ставок, в данный период времени. 

4.2.3. Основной задачей стресс-тестирования является оценка чувствительности баланса банка к влиянию банковских рисков, а также оценка способности капитала банка компенсировать возможные крупные убытки при различных сценариях дальнейшего развития событий. 

 

5. Требования к управлению валютным риском 

 

5.1. Политика по управлению валютным риском, которая может быть составной частью политики по управлению рыночным риском, должна, как минимум, содержать: 

- описание процесса оценки валютного риска, который также предусматривает определение лимитов по валютному риску при проведении банковских и торговых операций, включая лимиты по валютному риску, установленные НБКР; 

- виды операций в иностранной валюте, которые банк намеревается осуществлять, а также операции в иностранной валюте, запрещенные Советом директоров банка; 

- четкое определение полномочий и ответственности Правления банка за принятие решений по управлению валютным риском, включая одобрение индивидуальных лимитов для дилеров и лимитов по открытым валютным позициям, лимитов на суммы индивидуальных контрактов и лимитов по индивидуальным контрагентам; 

- требования к управленческой информационной системе (УИС), позволяющей немедленно заносить в учет валютные операции и определять как суммарную валютную позицию банка, так и позиции по каждой валюте на постоянной основе в режиме реального времени; 

- четкое разделение ответственности между структурными подразделениями, осуществляющими работу с клиентами (фронт-офис), учет операций (бэк-офис); 

- требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров. 

5.2. Методы управления валютным риском могут различаться в зависимости от природы и сложности риска, возникающего в деятельности банка. Оценка риска должна включать, как минимум: 

5.2.1. Измерение валютного риска банка, в том числе расчет открытой валютной позиции (см. примечание 6). 

5.2.2. Учет валютного риска при управлении ликвидностью банка. В частности, при использовании банком национальной или другой валюты для покупки третьей валюты, валютная ликвидность должна измеряться и тестироваться с помощью стресс-тестирования и во взаимосвязи с ликвидностью национальной валюты банка. 

5.2.3. Оценку влияния колебаний валютных курсов на банк. Банки должны использовать стресс-тестирование для определения потенциальных валютных убытков при чрезвычайных ситуациях. При этом рекомендуется рассматривать влияние на капитал банка исторических экстремальных колебаний курсов валют, а также моделировать реалистичные, но экстремальные сценарии, позволяющие определить устойчивость банка в условиях различных уровней риска. 

 

6. Требования по управлению риском 

изменения цен на акции и товары 

 

6.1. Риск изменения цен на акции и товары возникает при неблагоприятных изменениях цен на акции или драгоценные металлы, принадлежащие банку. 

6.2. Торговля акциями и финансовое участие в акционерном капитале подвергают банк ценовому риску, поскольку изменения курсов акций могут неблагоприятно повлиять на доходность и капитал банка. 

6.3. Банк может осуществлять операции с драгоценными металлами только на основании дополнительной лицензии, выданной в соответствии с требованиями, установленными НБКР. 

6.4. Управление риском изменения цен на драгоценные металлы может быть аналогичным управлению валютным риском, учитывая схожесть валютного рынка и рынка драгоценных металлов. 

6.5. Банки, осуществляющие данные виды деятельности, должны создать соответствующие системы контроля рисков, которые должны соответствовать требованиям, установленным в настоящем Положении. 

6.6. Совет директоров и Правление банка несут ответственность за своевременное выявление, оценку, мониторинг и контроль за рисками в торговой деятельности. Правление банка должно проводить тщательный мониторинг всех инвестиций в долевые ценные бумаги, регулярно проводить оценку подверженности банка рыночному риску, включая ценовой риск, и своевременно предоставлять отчеты Совету директоров. 

 

7. Раскрытие информации по управлению рыночным риском 

 

7.1. Банк должен раскрывать информацию по обеспечению мер, снижающих рыночный риск, в рамках годового отчета банка. Объем раскрытия информации должен соответствовать степени и уровню подверженности банка рыночному риску. 

 

Примечания: 

(1) - В соответствии с Положением "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики", утвержденным постановлением Правления НБКР N 36/10 от 29 декабря 2004 года (регистрационный номер МЮ КР N 18-05 от 4 февраля 2005 года). 

(2) - Например, банк, выдавший долгосрочный кредит с фиксированной процентной ставкой, и имеющий краткосрочный депозит, может столкнуться с уменьшением будущего дохода, возникающего в результате увеличения рыночной процентной ставки. Денежные средства, поступающие от кредита, являются фиксированными в течение всего срока, в то время как проценты, выплачиваемые по краткосрочным привлечениям, увеличиваются, что отрицательно влияет на доход банка. 

(3) - Например, банк покупает на рынке долговое обязательство, которое переоценивается в соответствии с индексом LIBOR, и финансирует эту покупку депозитом, процентная ставка по которому переоценивается в соответствии с изменениями процентной ставки по ГКВ. В этом случае возникает базисный риск, т.к. переоценка данных финансовых инструментов зависит от различных факторов (индекс LIBOR и процентная ставка по ГКВ). 

(4) - Примером может служить погашение кредита раньше срока, предусмотренного кредитным договором, или досрочное изъятие депозита. 

(5) - Примером может служить кредитование заемщика в иностранной валюте. В случае девальвации национальной валюты стоимость обслуживания кредита в иностранной валюте может значительно увеличиться и отрицательно повлиять на способность заемщика вернуть кредит. Это, в свою очередь, подвергает банк валютному риску при исполнении им валютных обязательств. 

(6) - В соответствии с Инструкцией "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики" (утв. пост. Правления НБКР N 36/13 от 29 декабря 2004 года, регистрационный номер МЮ КР 16-05 от 1.02.05 г.). 

 

 

Приложение 1 

к Положению о минимальных 

требованиях по управлению 

рыночным риском в коммерческих 

банках и других финансово-кредитных 

учреждениях, лицензируемых 

Национальным банком 

Кыргызской Республики 

 

1. Гэп-анализ 

2. Стресс-тестирование 

 

1. Гэп-анализ 

 

Гэп-анализ, или составление отчета о чувствительности к изменению процентной ставки, является самым распространенным инструментом оценки риска процентной ставки. Данный отчет классифицирует счета активов и обязательств (как на балансе, так и за балансом) в зависимости от времени, оставшегося до проведения переоценки в отдельные периоды времени. Используемые периоды времени варьируются в зависимости от практики банка, но обычно включают: овернайт, от 1 дня - 1 месяца, от 1-3 месяцев, от 3-6 месяцев, от 6 месяцев - 1 года, от 1-2 лет, от 2-5 лет, и свыше 5 лет. 

При проведении гэп-анализа все банковские активы, обязательства и забалансовые инструменты помещают во временные диапазоны, основываясь на следующей дате переоценки или погашения инструмента. Затем остатки, имеющиеся по временным диапазонам, суммируются (суммы по активам показываются со знаком плюс и суммы по обязательствам показываются со знаком минус) для определения чистой гэп-позиции по каждому временному диапазону. Оценка риска производится по размеру гэпа (сумма чистой разницы в течение временного диапазона) и продолжительности времени, в течение которого открыта гэп-позиция. Используя гэп-отчеты, банк может выявить и произвести оценку краткосрочных и долгосрочных разниц, возникающих от переоценки. Имея такую информацию, банк может оценить свою доходность и экономические риски в пределах определенных ограничений. Гэп-анализ может, в частности, применяться для выявления риска переоценки текущей структуры банковского баланса до того, как будут приняты решения о новом виде деятельности или о том, как эффективно реинвестировать суммы, по которым наступает срок погашения. 

Если банк осуществляет значительный объем деятельности в иностранных валютах, он должен проводить отдельный гэп-анализ по каждой валюте, потому что процентные ставки на активы и обязательства в иностранной валюте могут колебаться в различных направлениях, а изменчивость таких процентных ставок также может существенно отличаться от тенденций колебаний процентных ставок по активам и обязательствам в сомах. 

Счета без указанных сроков погашения или дат переоценки, или счета, не приносящие процентный доход (например, расчетные счета) могут казаться нечувствительными к процентной ставке. Тем не менее, некоторые из этих счетов могут быть чрезвычайно чувствительными к изменениям процентных ставок. Например, при повышении рыночных процентных ставок, отдельные клиенты могут перевести свои деньги на счета, приносящие процентный доход или просто уйти из банка в поисках высоких процентных ставок. С другой стороны, когда рыночные процентные ставки низкие, клиенты могут принять решение о нецелесообразности перевода денег. Более того, некоторые расчетные счета могут подвергаться сезонным колебаниям, например, средства фермеров, предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, или предприятий, связанных с туризмом. 

Таким образом, важно, чтобы менеджмент банка тщательно анализировал клиентскую базу для составления предположений относительно динамики депозитной базы. 

За каждый период времени переоцениваемые обязательства вычитаются из переоцениваемых активов для получения переоцениваемого несовпадения или гэпа. Если больше производится переоценка активов, чем обязательств в установленном периоде (положительный гэп), доходы повышаются по мере повышения процентных ставок. В случае отрицательного гэпа, доходы будут снижаться по мере повышения процентных ставок (поскольку будут больше переоцениваться обязательства, чем активы). 

Например, кредит на сумму 500,000 сом с фиксированной процентной ставкой, срок погашения которого наступает через 12 месяцев и финансируемый 30 дневными депозитами создаст отрицательный гэп в размере 500,000 сом с 1 дня в течение всех 12 месяцев до наступления срока погашения кредита. Если в 1 день процентные ставки повысятся на один процентный пункт, и будут сохраняться на данном новом уровне, чистый процентный доход снизится на 5,000 сом (500,000 х 1%). 

Вышеуказанный пример предполагает ситуацию, при которой, несмотря на ежемесячный отрицательный гэп, изменение процентных ставок незначительно отражается на доходности банка. Тем не менее, банк подвержен изменениям процентной ставки в течение одного года (чувствительность в рамках периода). Поэтому важно, чтобы при оценке банковской подверженности риску процентной ставки руководство банка использовало больше временных рамок, в особенности, в течение одного года. 

Установление лимитов на абсолютный размер конкретного гэпа или соотношения гэпа к доходоприносящим активам (или капиталу) является общепринятым средством ограничения общей подверженности риску. Банк заинтересован предусмотреть лимиты, ограничивающие уязвимость чистого процентного дохода в результате изменений в процентных ставках. Как правило, Правление банка по согласованию с Советом директоров устанавливает лимиты риска, которые банк готов принять (например, 15% от размера капитала или 10%-30% от размера чистого процентного дохода). 

Гэп-анализ является базовой мерой риска процентной ставки. Гэп-анализ имеет несколько преимуществ, в частности: 

- не требует сложной технологии; 

- может быть относительно простым для разработки и использования; 

- может предоставлять четкие, легко интерпретируемые результаты. 

При этом данному методу присущи некоторые недостатки, в частности: 

- в целом отражает только риск переоценки; 

- не отражает базисный риск; 

- предполагает, что текущий баланс остается постоянным в течение времени. 

 

2. Стресс-тестирование 

 

Стресс-тестирование является аналитическим инструментом оценки потенциальных потерь банка в случае возникновения неблагоприятных изменений как во внешней среде (например, спады в экономике, изменения процентных ставок, валютного курса, изменения в законодательстве и т.п.), так и в деятельности клиентов и контрагентов банка (например, банкротство крупных клиентов банка, отток депозитов, влияние изменения обменного курса на кредитоспособность клиента, процентных ставок и т.п.). 

Стресс-тестирование проводится посредством моделирования сценария развития событий, которые основаны на наличии экономического, политического и/или другого события (например, события, связанного с ухудшением имиджа банка, смены руководства и т.д.) и могут принести убытки банку, повлияв, соответственно, на размер капитала. 

На начальном этапе стресс-тестирования необходимо проверить достоверность и актуальность информации, на основе которой моделируется сценарий. При этом необходимо убедиться, что используемая отчетность соответствует критериям последовательности (непрерывный ряд отчетных данных) и сопоставимости (неизменность методики расчета показателей), а также убедиться в достоверности, объективности и целесообразности источников другой используемой информации (например, информации из СМИ). 

Сценарий развития неблагоприятного события должен быть достаточно реальным, уместным и обоснованным. Реальность сценария означает, что он должен иметь высокую долю вероятности наступления такого события. 

Моделирование сценария может включать изменение как внутренних, так и внешних факторов и проводиться в двух версиях: 

- исторический сценарий - сценарий стресс-теста основывается на наблюдениях последствий события, произошедшего в прошлом; 

- гипотетический сценарий - сценарий стресс-теста основывается на вероятном событии, которое еще не произошло. 

При моделировании исторического сценария анализ проводится с учетом событий, имевших место в прошлом и вызвавших негативные изменения в финансовом состоянии банка. 

При стресс-тестировании по методу исторического сценария особое внимание необходимо обратить на точное определение условий и обстоятельств прошлых кризисов, которые используются при тестировании баланса банка. 

Моделирование гипотетического сценария предполагает анализ ситуации, которая еще не произошла, но имеет высокую вероятность возникновения. Гипотеза может содержать как влияние определенного события на капитал банка (к примеру, при повышении или снижении текущего обменного курса), так и оценку максимального изменения показателей, которые могут привести к критическому значению капитала (как должен измениться обменный курс, чтобы капитал банка снизился до минимально допустимого уровня). 

При проведении стресс-тестирования необходимо провести несколько пробных расчетов. Сценарий стресс-теста будет считаться окончательным тогда, когда анализ, проводимый с помощью комбинации влияния различных рисков, покажет первые признаки неплатежеспособности для банка. 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

4 августа 2006 года. Регистрационный номер 86-06 

 

 

 

 

г.Бишкек 

от 28 июня 2006 года N 19/3 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении Положения "О минимальных требованиях 

по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных 

финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

Рассмотрев проект Положения "О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", руководствуясь статьями 7, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 24, 25 и 49-3 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Положение "О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 8, 2006 г. 

 

4. Коммерческим банкам, ОАО "Расчетно-сберегательная компания" и ЗАО "Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация" привести свои внутренние акты по управлению страновым риском в соответствие с настоящим постановлением, после его вступления в силу, до 1 января 2007 года. 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Алапаев 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

4 августа 2006 года. Регистрационный номер 86-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2006 года N 19/3 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о минимальных требованиях по управлению 

страновым риском в коммерческих банках и иных 

финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики 

 

I. Общие положения 

II. Определение странового риска 

III. Требования к политике по управлению страновым риском 

IV. Процесс управления страновым риском 

V. Резерв по страновому риску 

VI. Контроль за эффективностью управления страновым риском 

VII. Раскрытие информации по управлению страновым риском 

 

I. Общие положения 

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии Законами "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Положением "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики". 

1.2. Целью настоящего Положения является установление минимальных требований к политикам, процедурам и внутреннему контролю в коммерческих банках, ОАО "Расчетно-сберегательная компания", ЗАО "Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация" (далее - банки) для формирования в банках адекватной системы управления страновым риском, включая риск перевода (трансфертный риск) и суверенный риск. 

 

II. Определение странового риска 

 

2.1. Страновой риск - это риск возникновения у банка потерь вследствие изменения экономических, социальных и политических условий и событий в иностранных государствах при осуществлении международного кредитования, иностранных инвестиций и иных трансграничных операций, т.е. операций, предполагающих участие контрагентов, являющихся резидентами иностранного государства (см. примечание 1). 

2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами - резидентами Кыргызской Республики. Косвенный страновой риск - риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента. 

2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая: 

2.3.1. Риск перевода (трансфертный риск) - риск потерь, которые может понести банк в результате неспособности заемщика исполнить свои обязательства вследствие действий иностранного правительства (см. примечание 3). 

2.3.2. Суверенный риск - риск потерь, которые банк может понести в результате невозможности или нежелания иностранного правительства погашать свои обязательства в соответствии с условиями, оговоренными договорами. 

2.3.3. Риск цепной реакции - риск потерь, возникающий в случае, когда неблагоприятные события в одной стране приводят к невозможности исполнения своих обязательств заемщиками другой страны (см. примечание 4). 

2.3.4. Валютный риск - риск того, что активы заемщика и потоки наличности станут недостаточными для обслуживания его обязательств вследствие изменения курсов валют. 

 

III. Требования к политике по управлению страновым риском 

 

3.1. Для обеспечения эффективного контроля странового риска банком должна быть создана система управления данным риском. Система управления страновым риском должна включать разработку банком адекватных политик и процедур по управлению страновым риском, систему отчетности по страновому риску, анализ и оценку странового риска, систему лимитов странового риска, учет факторов странового риска при оценке кредитного риска. 

3.2. Банк должен иметь политику по управлению страновым риском, утвержденную Советом директоров. Политика по управлению страновым риском не обязательно должна быть отдельным внутренним документом, особенно в небольших банках, и может быть составной частью политики банка по управлению кредитным риском. Политика должна предусматривать адекватную систему управления страновым риском в зависимости от размера и сложности международной деятельности банка. Минимальные требования, установленные настоящим Положением, должны соблюдаться всеми коммерческими банками, чья деятельность подвержена страновому риску. 

3.3. Политика банка по управлению страновым риском должна учитывать уровень и сложность влияния странового риска на деятельность банка. Политика по управлению страновым риском должна включать: 

3.3.1. Описание процесса оценки странового риска, присутствующего в деятельности банка и его дочерних компаний; 

3.3.2. Стандарты, критерии и методы, применяемые при анализе риска по операциям, связанным с определенной страной, и в системе рейтингов странового риска, если таковая используется банком; 

3.3.3. Определение факторов странового риска, которые должны быть включены в кредитную политику банка; 

3.3.4. Лимиты концентрации странового риска, в том числе, сводный лимит по трансграничным операциям банка и индивидуальные лимиты по странам и/или регионам; 

3.3.5. Требования по идентификации каждого участника группы контрагентов, связанных между собой, в целях соблюдения лимитов концентрации странового риска для одной страны. Это означает, что банк должен установить процедуры, которые позволяют ему понять структуру определенной группы контрагентов и идентифицировать конечного владельца группы в целях адекватной оценки уровня странового риска; 

3.3.6. Требование о том, что любой договор между банком и клиентом, подпадающий также под юрисдикцию иностранного государства, должен быть проанализирован юристом и по каждому договору должно быть дано заключение о том, что данное соглашение является законным и имеет силу с учетом специфики юрисдикции иностранного государства; 

3.3.7. Порядок создания резервов по страновому риску в дополнение к резервам по потенциальным потерям и убыткам; 

3.3.8. Перечень видов трансграничных операций, которые банк намерен осуществлять, а также операции, осуществление которых запрещено Советом директоров банка; 

3.3.9. Четкое разграничение обязанностей между сотрудниками (структурными подразделениями), по стратегическому планированию и кредитованию от обязанностей персонала, который несет ответственность за установление страновых лимитов; 

3.3.10. Четкое разграничение уровней полномочий и ответственности при принятии решений по управлению страновым риском, в том числе, при одобрении лимитов для международного кредитования и инвестиционных вложений, ответственность за мониторинг страновых рисков и недопущение чрезмерной концентрации таких рисков; 

3.3.11. Описание управленческой информационной системы. Политика должна четко определять, формы отчетности, периодичность и порядок ее предоставления с целью обеспечения целостности и своевременности обмена информацией и контроля за уровнем странового риска на регулярной основе. 

3.4. Совет директоров и Правление банка должны обеспечить адекватный внутренний контроль, основанный на создании соответствующей системы взаимодействия уровней управления и направленной на обеспечение эффективного процесса управления страновым риском. 

 

IV. Процесс управления страновым риском 

 

4.1. Процесс управления страновым риском предполагает: 

- анализ и оценку риска по каждой стране, с клиентами из которой банк проводит или планирует проводить операции; 

- проведение анализа в целях оценки странового риска и установления лимитов по операциям, подверженным страновому риску, а также размеров соответствующих резервов, как минимум, один раз в год; 

- мониторинг текущей ситуации в странах, интересующих банк, с точки зрения влияния странового риска; 

- соотнесение выводов банка об уровне странового риска с информацией, полученной из внешних источников; 

- адекватное документирование результатов анализа и мониторинга риска таким образом, чтобы представить достаточную основу для определения типа и уровня странового риска, принимаемого банком; 

- обеспечение адекватных ресурсов для анализа странового риска с учетом объема и сложности международной деятельности банка; 

- обеспечение своевременного предоставления Совету директоров и Правлению банка информации, необходимой для контроля за соблюдением лимитов по страновому риску и принятия управленческих решений по его ограничению. 

4.2. Анализ и оценка риска проводится, по крайней мере, ежегодно, по каждой стране, в которой банк и/или его дочерние компании осуществляют или планируют осуществлять деятельность (операции). При формировании своих заключений банк может полагаться на такие источники информации, как: 

- официальные данные рейтинговых агентств; 

- оценки странового риска, проведенные авторитетными международными организациями: Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, Европейским Банком Реконструкции и Развития, другими. 

4.3. При анализе странового риска банку рекомендуется учитывать как количественные, так и качественные факторы по данной стране. В их числе: темпы экономического роста, размер и структура внешнего долга страны, размер международных резервов, сбалансированность государственного бюджета, динамика обменного курса национальной валюты, торговый баланс, роль иностранных источников капитала, доступ к международным финансовым рынкам, уровень развития финансовой системы, правовая система страны, влияние социальной и политической ситуации на интересы банка в данной стране. 

4.4. При оценке риска банку следует провести анализ того, каким образом нестабильная ситуация в конкретной стране может повлиять на экономические и политические условия в странах, имеющих значительные торговые отношения с данной страной или значительные инвестиционные вложения (риск цепной реакции). Возможное влияние риска цепной реакции следует учитывать при установлении лимитов странового риска в случае, когда страна принадлежит к какому-либо межгосударственному объединению (союзу) (см. примечание 5). 

4.5. Оценка странового риска должна учитываться при принятии банком решения по выдаче кредита и установлении лимитов риска для отдельных стран и регионов. 

4.6. Банку со значительной подверженностью страновому риску рекомендуется рассмотреть возможность создания рейтинговой системы странового риска (см. примечание 6) и проведение более детального анализа странового риска. В случае использования рейтингов международных рейтинговых агентств (см. примечание 7) для оценки уровня странового риска, банк должен также проводить самостоятельный анализ обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении текущей ситуации в конкретной стране, и в связи с этим немедленно пересмотреть свою оценку уровня странового риска в отношении тех клиентов, на которых имеет влияние изменение данного странового риска, а не ждать изменения рейтинга, устанавливаемого рейтинговым агентством. 

4.7. Банк должен осуществлять мониторинг текущей социально-экономической и политической ситуации и отслеживать изменения в системе законодательства в стране контрагента, имеющего высокую степень подверженности страновому риску. В целях мониторинга текущей ситуации в стране банком может использоваться информация из различных источников, в том числе из средств массовой информации, отчетов рейтинговых агентств и независимых экспертов, аналитические отчеты сотрудников банка, от клиентов, партнеров банка и т.д. 

4.8. В качестве составной части процесса управления страновым риском, в целях избежания концентрации риска, банк должен внедрить систему лимитов странового риска. Лимиты странового риска обычно отражают баланс нескольких факторов, включая общую стратегию международной деятельности банка и приемлемый для банка уровень странового риска, планы в отношении расширения деятельности и стремление банка обслуживать трансграничные операции своих клиентов. 

4.9. Лимиты странового риска должны быть одобрены Советом директоров банка и сообщены всем соответствующим управлениям и сотрудникам. Лимиты странового риска должны пересматриваться, как минимум, один раз в год, или чаще, в случае, если существует обеспокоенность по поводу увеличения странового риска в определенной стране. 

4.10. Банку со значительной трансграничной деятельностью рекомендуется рассмотреть возможность установления суб-лимитов подверженности страновому риску. Критерии для установления суб-лимитов могут включать, среди прочего, срок погашения (краткосрочный и долгосрочный); тип заемщика (финансовые учреждения, тип бизнеса), тип странового риска (суверенный, трансфертный), тип продукта (торговый кредит, проектное финансирование) и др. 

4.11. Банку рекомендуется проводить стресс-тестирование для оценки потенциальных убытков, связанных со страновым риском, самостоятельно определяя методы проведения стресс-тестирования. 

4.12. Банк должен организовать надежную систему отчетности по оценке и анализу страновых рисков. Отчетность должна отражать оценку рисков по всем видам операций, проводимых банком. Отчетность по текущему уровню странового риска должна регулярно представляться на рассмотрение Правления и Совета директоров банка. 

4.13. Банком должен осуществляться сбор и хранение документов, подтверждающих результаты проведенного анализа и оценки странового риска. Пакет документов по оценке странового риска должен содержать установленные лимиты странового риска и исключения к ним, утвержденные Советом директоров банка, отчеты по результатам внутреннего анализа странового риска, отчеты, полученные из внешних источников, другую информацию, подтверждающую оценку уровня странового риска. 

 

V. Резерв по страновому риску 

 

5.1. В случае, если анализ и оценка странового риска указывают на наличие потенциальных убытков, связанных со страновым риском, банком должен быть создан резерв в дополнение к резерву на покрытие потенциальных потерь и убытков. 

5.2. При определении соответствующего уровня резервов для покрытия странового риска, банк должен применять трехступенчатый процесс: 

- выявление стран, изменения в которых создают угрозу убытков по операциям банка; 

- проведение регулярного мониторинга ситуации в данных странах; 

- определение потенциальных убытков по страновому риску, которые могут быть понесены банком. 

5.3. Банк должен создать резерв по страновому риску в дополнение к резерву на покрытие потенциальных потерь и убытков, основываясь на проведенной оценке уровня потенциального странового риска, в размере от 0 до 25 процентов от суммы созданного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по данному активу. 

5.4. Банку рекомендуется установить по группе стран, либо по каждой отдельной стране адекватный уровень резерва по страновому риску в пределах диапазона, указанного в п. 5.3 настоящего Положения. Банк должен ежемесячно производить оценку адекватности созданного резерва в соответствии с результатами проведенного анализа и оценки уровня странового риска. 

 

VI. Контроль за эффективностью управления страновым риском 

 

6.1. Правление банка ответственно за обеспечение эффективности системы управления страновым риском, соответствия процессов определения, оценки, контроля и мониторинга страновых рисков потребностям банка. 

6.2. Совет директоров несет ответственность за обеспечение соблюдения политики Правлением и реализацию соответствующих мер по выявлению, мониторингу и контролю за страновым риском. Совет директоров должен пересматривать, по крайней мере, на ежегодной основе, политику банка по управлению страновым риском и по созданию резервов для покрытия потенциальных убытков по страновому риску в целях обеспечения ее соответствия масштабу и сложности трансграничных операций банков. 

6.3. Контроль за соблюдением политик и процедур по страновому риску осуществляется в рамках системы внутреннего контроля. Контроль за страновым риском предполагает, как минимум, контроль: 

- за соблюдением требований и процедур, установленных политикой банка и внутренними документами банка, регламентирующими процедуру оценки странового риска; 

- за соблюдением установленных лимитов при осуществлении операций и предоставлении услуг. 

 

VII. Раскрытие информации по управлению страновым риском 

 

7.1. Банк должен раскрывать информацию по обеспечению мер, снижающих страновой риск, в рамках годового отчета банка. Объем раскрытия информации должен соответствовать степени и уровню подверженности банка страновому риску и включать показатели характера и сложности трансграничных операций, осуществляемых банком. 

 

Примечание: 

(1) - В частности, страновой риск включает возможность национализации или экспроприации активов, отказ иностранного государства от выполнения своих обязательств, изменения в политике валютного контроля, изменения в политике регулирования курса национальной валюты. 

(2) - Например, банк подвержен косвенному страновому риску в случае, если клиент банка - компания, которая осуществляет поставку оборудования заграницу и ожидает платежи в иностранной валюте. 

(3) - Например, установление валютного контроля или ограничений на перевод денежных средств, затрудняющих доступ к валюте платежа и перевод платежа заграницу. 

(4) - Например, в случае, когда дефолт правительства одной страны вынуждает инвесторов выводить инвестиции из других стран данного региона. 

(5) - Например, если страна является членом Содружества Независимых Государств (СНГ) и имеет тесные экономические связи с другими странами-участницами. 

(6) - Банком может быть принято решение о необходимости использования внутренней системы рейтингов для оценки странового риска. В этом случае детальное описание методики, применяемой банком для оценки странового риска, должно быть изложено во внутренних документах, утвержденных Советом директоров банка. При этом банк может устанавливать различный рейтинг для клиентов, представляющих государственный и частный сектор. Однако, рейтинг странового риска для контрагента, функционирующего в частном секторе, не может быть выше, чем рейтинг странового риска, присвоенный контрагенту, представляющему государственный сектор. Рейтинги странового риска могут служить информационной базой для определения лимитов странового риска. В случае, если банком используется система рейтингов странового риска, то она должна быть интегрирована в процедуру классификации активов. 

(7) - Банкам рекомендуется в качестве внешних источников суверенного рейтинга стран использовать оценки таких международных рейтинговых агентств, как Moody's Investor Services, Standard and Poor's Rating Group, а также данные по странам, публикуемые такими международными организациями, как: Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Банк международных расчетов. 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

7 августа 2006 года. Регистрационный номер 87-06 

 

г.Бишкек 

от 28 июня 2006 года N 19/4 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О некоторых нормативных актах Национального банка 

Кыргызской Республики 

 

Рассмотрев проект Положения "О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике", а также изменения и дополнения в некоторые нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики, руководствуясь статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 10 и 37 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Положение "О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике" (прилагается). 

2. Утвердить изменения и дополнения в следующие нормативные акты: 

- Временное положение "О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике", утвержденное постановлением Правления НБКР N 37/2 от 11 сентября 2002 года (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики 135-02 от 25 октября 2002 года); 

- Положение "О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики", утвержденное постановлением Правления НБКР N 6/2 от 19 марта 2005 года (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики N 55-05 от 21 апреля 2005 года). 

3. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики с последующим официальным опубликованием. 

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 8, 2006 г. 

 

5. С момента вступления в силу настоящего постановления признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики N 36/2 от 27 декабря 2003 года "О Временном положении "О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике". 

6. После опубликования зарегистрированного нормативного акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка кыргызской Республики М.Алапаев 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

7 августа 2006 года. Регистрационный номер 87-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2006 года N 19/4 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

"О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита 

микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике" 

 

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении 

2. Требования к проведению внешнего аудита микрофинансовых 

компаний 

3. Правила проведения внешнего аудита микрокредитными 

компаниями и микрокредитными агентствами 

 

Положение "О проведении внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике" (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "Об аудиторской деятельности" и "О бухгалтерском учете". 

Настоящее Положение устанавливает правила проведения внешнего аудита годовой финансовой отчетности микрофинансовых организаций, имеющих лицензию или свидетельство Национального банка Кыргызской Республики (далее по тексту - НБКР) для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации. 

 

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении 

 

1.1. Внешний аудит - осуществляемая на основании договора между микрофинансовой организацией и внешним аудитором аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности с целью выражения независимого мнения о достоверности, объективности и соответствии бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики. 

1.2. Внешний аудитор - лицо, являющееся индивидуальным аудитором или аудиторской организацией в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности". 

1.3. Независимость внешнего аудитора - способность внешнего аудитора действовать самостоятельно, независимо от чьего-либо влияния на результаты его заключений, выводов и в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на выражение мнения внешним аудитором. 

1.4. Должностные лица - лица, входящие в состав органов управления микрофинансовой организации, а также лица, наделенные полномочиями и несущие ответственность по финансовым и кредитным операциям. 

1.5. Аффилированные лица - значение определено в пункте 5 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". 

 

2. Требования к проведению внешнего аудита 

микрофинансовых компаний 

 

2.1. Внешний аудит микрофинансовых компаний проводится в соответствии с требованиями к проведению внешнего аудита, установленными для банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР (см. примечание 1), в части, касающейся их деятельности, согласно законодательству Кыргызской Республики. 

 

3. Правила проведения внешнего аудита микрокредитными 

компаниями и микрокредитными агентствами 

 

3.1. Микрокредитные компании и микрокредитные агентства (далее по тексту - МКК/МКА) проводят внешний аудит своей деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". При проведении внешнего аудита МКК/МКА должны руководствоваться требованиями к аудиторской деятельности, установленными законодательством Кыргызской Республики, стандартами аудита, признанными в Кыргызской Республике, а также настоящим Положением. 

3.2. МКК, преобразующиеся в МФК, после принятия соответствующего решения о преобразовании, должны провести независимый внешний аудит в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 настоящего Положения. 

3.3. Внешний аудит МКК/МКА проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, имеющими право на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3.4. Внешний аудитор должен быть независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают основание считать, что существует конфликт интересов. 

3.5. МКК/МКА должны разрабатывать процедуры взаимодействия с внешним аудитором, осуществляющим аудиторскую проверку организации, включая процедуру отбора и утверждения кандидатуры внешнего аудитора, определение масштаба и графика проведения аудиторской проверки, порядок предоставления документов, разъяснений и подтверждений, запрашиваемых внешним аудитором и необходимых для осуществления аудита, порядок взаимодействия должностных лиц и сотрудников организации с внешним аудитором, порядок предоставления внешним аудитором аудиторского заключения и письма руководству МКК/МКА. 

3.6. В течение 10 рабочих дней после заключения договора с внешним аудитором о проведении внешнего аудита годовой финансовой отчетности МКК/МКА в письменном виде должны направить в НБКР информацию о выборе внешнего аудитора с указанием: 

- Ф.И.О. индивидуального аудитора/название аудиторской организации с указанием Ф.И.О. руководителя; 

- реквизитов лицензии индивидуального аудитора/аудиторской организации (номер лицензии, дата получения, срок действия, кем выдана); 

- юридического адреса и телефона индивидуального аудитора/аудиторской организации. 

При смене внешнего аудитора МКК/МКА должны сообщить о причинах смены аудитора в НБКР (в Чуйской области и г.Бишкек - Управление надзора за небанковскими учреждениями, в других областях - областные управления НБКР) в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения. 

3.7. В договоре о проведении аудиторской проверки годовой финансовой отчетности МКК/МКА следует отразить цель и масштаб проведения аудита, период, который будет изучен в ходе аудиторской проверки, отчеты, которые планируется подготовить и сроки их представления руководству МКК/МКА. 

3.8. Масштаб проведения внешнего аудита МКК/МКА включает следующие основные аспекты: 

- соответствие бухгалтерского учета и отражения операций в финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

- организация деятельности по микрокредитованию: наличие кредитной политики; процедура рассмотрения кредитных заявок; надлежащее ведение кредитных дел (досье) заемщиков; мониторинг состояния и качества активов; процедура классификации активов и оценки адекватности резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков; 

- организация внутреннего контроля: порядок принятия решений по кредитным и финансовым операциям; наличие и соблюдение положений о структурных подразделениях и должностных инструкций; контроль за отражением операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; контроль за деятельностью филиалов и представительств; 

- соответствие внутренних процедур и политик законодательству Кыргызской Республики. 

3.9. По окончании проведения внешнего аудита внешний аудитор предоставляет МКК/МКА аудиторское заключение, оформленное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики и стандартами аудита, признанными в Кыргызской Республике, письмо к руководству МКК/МКА, а также любые отчеты, оговоренные в договоре по проведению внешнего аудита. 

3.10. В письме к руководству МКК/МКА раскрываются выявленные внешним аудитором существенные недостатки и несоответствия в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации, в системе внутреннего контроля, в организации деятельности по микрокредитованию, в управлении МКК/МКА, нарушения законодательства Кыргызской Республики, а также содержатся рекомендации по исправлению выявленных существенных недостатков и несоответствий. 

3.11. В течение 30 дней с момента получения заключения внешнего аудитора, но не позднее 105 дней с момента окончания финансового года, МКК/МКА должны предоставить в НБКР (в Чуйской области и г.Бишкек - в Управление надзора за небанковскими учреждениями, в других областях - в областные управления НБКР) годовую финансовую отчетность и копию аудиторского заключения, заверенную в установленном порядке. 

 

Примечание: 

(1) В соответствии с Положением "О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", утвержденным постановлением Правления НБКР N 22/2 от 14.07.05 г., регистрационный номер МЮ КР 102-05 от 12.08.05 г. 

 

 

Утверждены 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2006 года N 19/4 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ 

в некоторые нормативные акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

I. Внести следующие изменения и дополнения во Временное положение о создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике (далее Временное положение), утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 37/2 от 11 сентября 2002 года (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики 135-02 от 25 октября 2002 года): 

1. По всему тексту Временного положения слова "Управление банковского надзора НБКР", "региональное управление Национального банка" заменить словами "Управление надзора за небанковскими учреждениями", "областное управление НБКР". 

2. В пункте 3.11 раздела 3 Временного положения исключить слово "(региональные)". 

3. Пункт 8.1 раздела 8 Временного положения после слов "могут быть реорганизованы" дополнить словами "по решению их учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо..." далее по тексту. 

II. Внести следующее изменение в Положение о Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики (далее Положение), утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 6/2 от 19 марта 2005 года (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики 55-05 от 21 апреля 2005 года): 

1. В пункте 1.3 раздела 1 Положения слова "Отдела надзора за небанковскими учреждениями" заменить словами "Управления надзора за небанковскими учреждениями".