Вернуться назад
 Конъюнктура 03 - 07 июня

Заявление НБКР относительно инцидента, произошедшего на пленарном заседании ЖК КР 6 июня 2013 г. 

 

06 июня 2013 года на пленарном заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики при обсуждении проекта Закона "Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике" лидер фракции "Ата Мекен" О. Текебаев допустил публичные оскорбления в адрес Национального банка и заместителя председателя НБКР З. Чокоева, в результате чего Чокоев З. Л. вынужден был покинуть зал заседания парламента.  

В связи с данным инцидентом, Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) считает необходимым отметить следующее:  

Оскорбительные выпады О.Текебаева в сторону заместителя председателя НБКР З. Чокоева касательно его личностных и профессиональных качеств не имеют под собой ни малейших оснований. Заир Ленарович Чокоев - признанный профессионал в сфере финансового сектора с большим опытом работы. Он представляет официальную позицию Национального банка, осуществляющего свою деятельность прозрачно и гласно.  

Депутат Текебаев О. Ч. в своем выступлении на заседании ЖК КР, руководствуясь исключительно популистскими мотивами, умело манипулируя злободневными вопросами, такими как высокие процентные ставки на услуги микрокредитования и невозвратные кредиты, озвучил неподтвержденные данные и сделал необоснованные заявления, которые могут привести к дестабилизации на кредитном рынке и в целом негативно отразиться на экономических показателях страны.  

Национальный банк расценивает высказывания О.Текебаева как преднамеренный отказ от конструктивного диалога и попытку давления на регуляторный орган, а также осознанное введение в заблуждение общественности в решении вопросов, связанных с законопроектом о ростовщичестве.  

Представители парламента, в чью компетенцию входит законотворческая деятельность, в первую очередь должны демонстрировать обществу соблюдение действующего законодательства Кыргызской Республики и служить примером не только идеала человеческого достоинства, но и гражданского служения родине. На деле же депутат О. Текебаев ведет себя, не достойно народного избранника.  

Национальный банк Кыргызской Республики считает, что обсуждение законопроектов, равно как и других вопросов, в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики должно осуществляться в конструктивном русле, а не переходить на уровень межличностных оскорблений. О. Текебаев не только задел честь и достоинство Чокоева З. Л., но и нанес урон деловой репутации Национального банка. При таких обстоятельствах Национальный банк оставляет за собой право обратиться в Комитет по Регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике.  

 

СПРАВКА  

Официальная позиция НБКР касательно законопроекта О. Текебаева "Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике".  

Финансово-кредитные учреждения, лицензируемые и регулируемые Национальным банком, в соответствии с банковским законодательством, включая Закон "О микрофинансовых организациях", не должны включаться в сферу действия Закона "Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике".  

Рассматривая уровень процентных ставок в микрофинансовом секторе, необходимо учитывать все риски, в том числе основные - страновой риск и риск невозврата кредитов, а также необходимость их хеджирования. Необходимо также учитывать, что во многих случаях микрокредитование осуществляется без залогов. Рассматривая установление ограничений ("потолка") процентных ставок, необходимо также учитывать международный опыт по установлению подобных ограничений (ограничение процентных ставок устанавливалось почти в 40 странах, в том числе - Никарагуа, Боливия, Китай, Парагвай, Алжир, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис, страны Южной и Западной Африки и др.), результатом чего стало только сокращение деятельности НФКУ в сельских и отдаленных регионах, а также к увеличению среднего размера микрокредитов. В свою очередь это привело к снижению деловой активности населения, а также распространению у НФКУ незаконных и скрытых финансовых схем и операций. В данном случае, конкуренция является наиболее эффективным способом снижения процентных ставок.  

Включение в сферу действия данного закона финансово-кредитных учреждений, лицензируемых и регулируемых Национальным банком, может повлечь негативные последствия в виде потери доверия инвесторов (внутренних и внешних), свертывания своей деятельности отдельных микрофинансовых организаций и кредитных союзов, сокращения объемов кредитования и ухудшения создаваемого годами благоприятного климата для внутренних и внешних инвестиций в этой сфере. Следствием падения объемов кредитования, при существующем спросе на кредиты, станет снижение доступа населения к кредитным ресурсам, повышение процентных ставок, усложнение механизмов получения кредитов, увеличение количества неконтролируемых "теневых" ростовщиков. То есть эффект от принятия закона в предложенной редакции будет прямо противоположенным от декларируемой цели - защиты прав заемщиков, а средневзвешенная процентная ставка на рынке возрастет, возможно до размеров, обозначенных в законопроекте как "ростовщические".  

 

Последствия принятия законопроекта "Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике".  

 

Законопроект ограничит права финансово-кредитных учреждений, а также нарушит принцип самостоятельности и независимости при ведении ими предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики. Такие жесткие требования приведут к снижению инвестиций, и сделает затруднительным доступ многих граждан к финансовым услугам. Кроме этого, законопроект противоречит многим нормативно-правовым актам Кыргызской Республики, включая Гражданский кодекс, в сфере регулирования кредитной деятельности, практически лишая финансово-кредитное учреждение защиты своих интересов и своей деятельности. Все вышеуказанное может повлечь за собой ряд негативных последствий. К их числу можно отнести уход в теневой сектор экономики значительного количества небанковских финансово-кредитных учреждений. Возникнет ситуация, в которой будет невозможно осуществлять регулирование данных финансово-кредитных учреждений.  

Установление государственного регулирования ("потолка") процентных ставок ограничит доступ к микрофинансовым средствам для широкого круга заемщиков, т.к. такие ограничения создают трудности или делают невозможным покрытие собственных расходов МФО, что приведет к тому, что МФО будут работать непрозрачно, скрывая недостающие процентные доходы через дополнительные платежи и сборы. Кроме того, МФО будут работать только в крупных городах и областных центрах, кредитуя только крупных клиентов и сокращая свою деятельность в сельских и других отдаленных регионах, что связано с высокими затратами. Ограничение процентных ставок приведет к тому, что клиенты МФО останутся без доступа к микрофинансовым услугам, особенно в отдельных регионах, и вынуждены будут обращаться к услугам неформальных кредиторов (например, к частным ростовщикам), услуги которых стоят намного дороже.  

 

 

 

Национальный банк Кыргызской Республики в рамках республиканского конкурса "Ресурсы страны - ресурсы народа",  

организованного Институтом политики развития, наградил специальными призами журналистов печатных и Интернет-изданий 

 

Серебряные коллекционные монеты "Великий шелковый путь", а также дипломы Национального банка КР в номинации "Лучшее освещение финансовых тем в СМИ" получили:  

· Галина Лунева, газета "Слово Кыргызстана", г. Бишкек;  

· Максим Цой, ИА "Вечерний Бишкек", г. Бишкек;  

· Маргарита Лазуткина, газеты "Для Вас" и "Чуйские известия", г. Бишкек;  

· Елена Мешкова, ИАП "Polit.KG", г. Бишкек;  

· Мырзакат Тыналиев, газета "Кыргыз Туусу", г. Бишкек.  

 

Церемония награждения лауреатов состоялась 1 июня. В торжественном мероприятии приняли участие более 40 человек: государственные служащие, представители бизнес-сообщества, медиа-организаций, гражданского общества, а также редакторы и журналисты столичных и региональных СМИ.  

Конкурс был проведен в рамках проекта Института политики развития "СМИ - механизм прозрачности бюджета" при поддержке Фонда "Сорос - Кыргызстан". Национальный банк КР выступил партнером мероприятия, присудив собственные призы отдельным журналистам, опубликовавшим лучшие статьи о банковском и микрофинансовом секторах.  

 

Справка:  

Коллекционная серебряная монета "Великий шелковый путь" номиналом 10 сомов введена в обращение Национальным банком КР 20 декабря 2011 г. в рамках Международной программы стран ЕврАзЭС по выпуску и реализации коллекционных монет из драгоценных металлов.  

На лицевой стороне монеты изображены силуэты известных архитектурно-культурных памятников, вошедших в список культурных объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. На переднем плане лицевой стороны обозначен стилизованный маршрут Великого шелкового пути, выполненный из золота высшей пробы, на заднем фоне - карта Евразии. В левой части монеты указаны проба и вес металла (Ag 925/31,10 г), внизу - номинал монеты (10 сомов). На оборотной стороне монеты представлен государственный герб Кыргызской Республики, идущий по горам караван, отражающийся, словно мираж, на зеркальной поверхности монеты, и год выпуска (2011 г.).  

Каждая серебряная монета помещена в акриловую капсулу и упакована в отдельную шкатулку, к которой приложен сертификат.  

Монета "Великий шелковый путь" за дизайн и использованные технологии была выбрана победителем в номинации "Наиболее исторически значимая монета" в конкурсе "Монета 2013 года", проведенного издательством "Krause Publications" (США).  

 

Национальный конкурс "Ресурсы страны - ресурсы народа" проводится Институтом политики развития ежегодно. Согласно условиям, в конкурсе могут принять участие журналисты, опубликовавшие свои работы в определенный период. В качестве тем конкурсных работ предлагаются такие направления, как республиканский и местный бюджеты, прозрачность расходования бюджетных средств, добросовестность и эффективность расходов бюджета, прозрачность добывающих отраслей и энергетики, банковский сектор, сфера микрофинансирования и т. д.  

На конкурс 2013 года поступило 340 материалов от 43 авторов со всех областей Кыргызстана. Независимая конкурсная комиссия в составе 5 человек после ознакомления с работами участников смогла оценить каждый материал по отдельным критериям. Материалы для оценки передавались комиссии без указания авторов, которые были расшифрованы только после завершения конкурса.  

Победители конкурса были определены по четырем номинациям: эфирные СМИ, печатные СМИ на русском языке, печатные СМИ на кыргызском языке, а также Интернет-СМИ.  

 

 

 

С 20.03.2013г. аннулировано дополнительное обменное бюро ИП Малетина М.С. №2859 от 23.11.2011г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, в связи самоликвидацией. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. Московская- 164/13. 

 

 

 

Межбанковские платежи 

 

Показатели межбанковских платежных систем (МПС) 

 

Всего МПС 

в том числе 

Клиринговая система 

Гроссовая система 

объем, 

сом 

количество, 

штук 

объем, 

сом 

количество, 

штук 

объем, 

сом 

количество, 

штук 

Показатели за период c 03 июня по 07 июня 2013 г. (отчетный период) 

Абсолютное значение  

15 503 975 715,89 

47 512 

1 685 766 108,54 

44 379 

13 818 209 607,35 

3 133 

Доля в платежах МПС(%)  

100,0 

100,0 

10,9 

93,4 

89,1 

6,6 

в том числе (%) :  

 

 

 

 

 

 

Чистые позиции ЕМПЦ  

0,1 

1,8 

1,3 

1,9 

0,0 

0,0 

Исходящие ЦК  

22,0 

9,5 

18,4 

10,0 

22,5 

1,6 

Входящие ЦК  

10,9 

34,2 

13,5 

36,4 

10,6 

3,1 

Исходящие СФ  

1,0 

8,4 

9,3 

9,0 

0,0 

0,0 

Входящие СФ  

0,5 

6,0 

4,7 

6,4 

0,0 

0,0 

Средненедельные показатели за прошлый месяц 

Абсолютное значение  

15 563 714 453,39 

49 844 

1 576 576 754,55 

46 651 

13 987 137 698,84 

3 192 

Отклонение показателей за отчетный период от средненедельных показателей за прошлый месяц 

Абсолютное значение  

-59 738 737,50 

-2 332 

109 189 353,99 

-2 272 

-168 928 091,49 

-59 

%  

-0,4 

-4,7 

6,9 

-4,9 

-1,2 

-1,9 

 

Показатели системы Элкарт 

По состоянию на  

31.05.2013 

07.06.2013 

Общее количество выпущенных карт  

(без учета перевыпущенных)  

202 396 

202 820 

Количество pos-терминалов:  

- в банках  

- в торговых точках  

1046 

785 

261 

1046 

785 

261 

Количество банкоматов  

274 

274