27 ноября 2013 года на заседании Правления Национального банка Кыргызской Республики принято постановление:
1. "О внесении изменений в Положение о порядке проведения Национальным банком КР кредитных аукционов для целей рефинансирования и поддержания ликвидности"; (№ 45\12 от 27 ноября 2013г. )
2. "О внесении изменения в постановление правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 марта 2013 года № 10/15 "Об утверждении Правил определения официальных курсов иностранных валют по отношению к кыргызскому сому"; (№ 45\13 от 27 ноября 2013 г.)
3. "О внесении изменений и дополнений в некоторые НПА НБКР по вопросам политики ценообразования банковских услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями"; (№ 45\14 от 27 ноября 2013 г.)
4. "О внесении изменений и дополнений в некоторые НПА НБКР по вопросам выдачи групповых кредитов". (№ 45\15 от 27 ноября 2013 г.)
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27.09.2013 года №529 одобрены проект Банковского кодекса Кыргызской Республики и проект Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики".
С указанными проектами можно ознакомиться в разделе "Банковское законодательство/Законопроекты для обсуждения.
Относительно общественной приемной
Национальный банк Кыргызской Республики обращает внимание граждан на тот факт, что в Общественную приемную поступают письменные обращения (предложения, заявления или жалобы), оформление которых не соответствует требованиям Закона Кыргызской Республики "О порядке рассмотрения обращений граждан " от 23 марта 2007 года. В частности, отсутствуют подписи заявителей, почтовый адрес, обратный адрес, согласие заявителя на передачу сведений третьим лицам; неразборчивый почерк, вследствие чего невозможно понимание сути изложенного.
Поскольку Национальный банк не вправе вмешиваться в операционную деятельность финансовых учреждений и для получения разъяснений по данным заявлениям вынужден обращаться в коммерческие банки и др. учреждения республики, отсутствие согласия граждан, а также невыполнение вышеупомянутых требований к письменным обращениям приводит к невозможности подготовки исчерпывающего ответа заявителям.
На основании вышеизложенного, Национальный банк Кыргызской Республики обращает Ваше внимание на необходимость выполнения требований, предъявляемых к письменным обращениям согласно п.3 ст.11 и ст.6 Закона КР "О порядке рассмотрения обращений граждан". В частности, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке должен указать:
1. Наименование организации, либо Ф.И.О. должностного лица, которому направляется письменное обращение;
2. Фамилию, имя, отчество (последнее при наличии);
3. Полный почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; контактный телефон (рабочий, домашний, мобильный);
4. Четкое изложение сути и разборчивый текст письменного обращения;
5. Личная подпись и дата;
В случае отсутствия даже одного из вышеперечисленных требований, письменное обращение будет считаться не полным и к рассмотрению принято не будет.
Также Национальный банк просит в письменном обращении заявителя (гражданина) выражать согласие, либо не согласие на возможную передачу сведений, содержащихся в письменном обращении третьим лицам.
Дополнительно сообщаем о том, что согласно Закону Кыргызской Республике "О порядке рассмотрения обращений граждан " срок рассмотрения письменных сообщений составляет 30 дней со дня его регистрации. С 1 января 2014 года вступают в силу изменения в данный закон, в соответствии с которыми срок рассмотрения обращений граждан сокращается до 14 дней.
По вопросам рассмотрения письменных обращений граждан просим обращаться в Общественную приемную Национального банка по адресу ул. Уметалиева 101; по телефонам 669009, 669008; электронный адрес: pr@nbkr.kg.
На Экспертном форуме НБКР обсудили основные вызовы экономики в 2013 году
Национальный банк КР провел в Бишкеке Экспертный форум, в ходе которого участники подвели итоги денежно-кредитной политики НБКР в 2013 г.
На Экспертном форуме с участием руководства НБКР начальники ряда управлений Национального банка КР, а также экономисты и финансовые эксперты из государственного и частного секторов, международных организаций и высших учебных заведений обсудили макроэкономические показатели страны за 9 месяцев, параметры денежно-кредитной политики, планы и прогнозы на текущий и следующие годы.
Начальник отдела денежно-кредитной политики Экономического управления НБКР Насиба Имаралиева представила краткий экономический обзор за январь-сентябрь 2013 года. Так, прирост ВВП за это время составил 9,2%, а без учета вклада предприятий по разработке месторождения "Кумтор" -6,1%. В рассматриваемом периоде доходы и расходы государственного бюджета были сбалансированы. Дефицит бюджета за 9 месяцев составил 2,2% к ВВП, или 5,2 млрд. сомов, к концу 2013 года предвидится на уровне 4,8 %, или 16,9 млрд. Практика неравномерного исполнения бюджета сохраняется в текущем году, в этой связи в ноябре и декабре ожидается существенное вливание денег в экономику со стороны сектора государственных финансов. Это будет оказывать инфляционное давление в предстоящий период", - пояснила она.
Касаясь ситуации во внешней торговле, Н. Имаралиева отметила рост дефицита торгового баланса. При этом объем импорта вырос на 13,3%, экспорта - на 4,1%. В то же время наблюдается замедление темпов прироста поступлений денежных переводов от физических лиц. Если в аналогичном периоде прошлого года рост объема денежных переводов достигал 12-15%, то за 9 месяцев текущего года данный показатель равен 9%.
Говоря об особенностях денежно-кредитной политики с начала года, Н.Имаралиева подчеркнула минимальное участие Нацбанка на валютном рынке в 2013 г, отметила снижение уровня избыточной ликвидности в банковской системе страны и рассказала о кредитных аукционах, проводимых Национальным банком в целях рефинансирования и поддержания ликвидности, в рамках которых средства предоставляются финансовым институтам сроком на 3 и 6 месяцев с возможностью пролонгации. В настоящее время объем фактического размещения достиг 775,8 млн. сомов.
В ходе обсуждения представленной специалистами Национального банка информации, участники Форума активно дискутировали. В частности, независимых экспертов интересовали вопросы по темам импортозависимости Кыргызстана, варианты развития ситуации с рудником "Кумтор", падение производства в стране, в том числе легкой промышленности и многое другое.
Отвечая на вопрос о рисках и угрозах, способных повлиять на развитие денежно-кредитной сферы, специалисты Национального банка отметили три фактора, которые могут их спровоцировать. Речь идет о неопределенности в решении вопросов по Кумтору, замедлении притока частных трансфертов и практике неравномерного проведения расходных операций Министерством финансов КР.
Дополняя тему "Кумтора", начальник отдела макроэкономического анализа Министерства экономики Насирдин Шамшиев рассказал о том, что руководство компании Centerra Gold Inc обязалось выполнить все планы на этот год. "Экономика страны сильно зависима от деятельности этого предприятия, и пока у нас нет альтернативы Кумтору. На сегодня разработаны три варианта решения проблемы с Кумтором, которые будут рассмотрены до конца года", - заявил он.
В завершении мероприятия независимые эксперты поддержали проводимую НБКР денежно-кредитную политику, рекомендовав сохранить текущее направление и отметив эффективность проведения Экспертного форума, предоставляющего возможность для объективной оценки состояния отечественной экономики и выработки рекомендаций в части макроэкономического регулирования.
Справка:
Экспертный форум НБКР проводится, как правило, один раз в квартал. Его основной целью является выработка независимыми экономистами рекомендаций, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности в стране, на основе обсуждения на представленной экспертной площадке актуальных макроэкономических тем с акцентом на вопросы денежно-кредитной политики.
Об отзыве лицензии кредитного союза "Сестерций"
За несоблюдение кредитным союзом "Сестерций" законодательства Кыргызской Республики, нормативно - правовых актов и требований Национального банка, руководствуясь статьей 32 Закона КР "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьи 30 и 33 Закона "О кредитных союзах", подпунктов 1 и 4 пункта 10.2 Положения "О лицензировании кредитных союзов", пункта 3.8 Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", а также подпункта "т" пункта 2.1 Положения "О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики", утвержденного постановлением Правления Национального банка №6/2 от 19.03.2005 г., Комитетом по надзору Национального банка Кыргызской Республики с 16 ноября 2013 года отозвана лицензия №496 от 12.08.2005 года у кредитного союза "Сестерций".
Об отзыве лицензии кредитного союза "Кут Ордо"
За несоблюдение кредитным союзом "Кут Ордо" законодательства Кыргызской Республики, нормативно - правовых актов и требований Национального банка, руководствуясь статьей 32 Закона КР "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьи 30 и 33 Закона КР "О кредитных союзах", подпунктов 1 и 4 пункта 10.2 Положения "О лицензировании кредитных союзов", пункта 3.8 Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", а также подпункта "т" пункта 2.1 Положения "О Комитете по надзору Национального банка Кыргыской Республики", утвержденного постановлением Правления Национального банка №6/2 от 19.03.2005 г., Комитетом по надзору Национального банка Кыргызской Республики с 16 ноября 2013 года отозвана лицензия №523 от 03.05.2007 года у кредитного союза "Кут Ордо".
Национальный банк Кыргызской Республики предупреждает граждан об активизации финансовых мошенников
В Общественную приемную Национального банка Кыргызской Республики участились обращения граждан, интересующихся подробностями национальной лотереи, якобы проводимой Национальным банком совместно с коммерческими банками страны. Согласно сообщениям, продолжающим поступать в Национальный банк по сегодняшний день, неустановленные лица, представившись сотрудниками известных компаний и государственных финансовых учреждений, сообщают о выигрыше электронной золотой карты и крупного денежного приза, получить которые можно, выплатив небольшую часть суммы. По другой версии, мошенники призывают граждан посредством рассылки смс-сообщений участвовать в лотерее, где главными призами являются квартира, автомобиль и денежные выплаты, при этом, ссылаясь на лицензию Национального банка, они просят перечислить определённую сумму на банковский счет.
В связи с вышеизложенным, Национальный банк Кыргызской Республики считает необходимым отметить следующее:
Национальный банк Кыргызской Республики не проводит лотереи и розыгрыши и не участвует в их организации.
Национальный банк Кыргызской Республики не лицензирует компании, занимающиеся организацией финансовых пирамид, лотерей и розыгрышей денежных призов. Ссылка на разрешительные документы от Национального банка в таких случаях неправомочна и должна подтолкнуть граждан на дополнительную проверку деятельности организаций по проведению лотереи или розыгрыша ценных призов/денежных средств на предмет их законности. Лучшим способом это сделать является обращение в компании и организации, которые упоминаются в объявлениях, или непосредственно в правоохранительные органы.
В соответствии со статьей 31 Закона КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", банкам Кыргызской Республики запрещено участвовать в "игровых" видах деятельности, в том числе в организации и проведении розыгрышей по денежно-вещевым лотереям, включая проведение денежно-вещевых лотерей в банковских помещениях или их рекламу. Упоминание какого-либо финансового института в подобных лотереях, розыгрышах или финансовых пирамидах является признаком финансовой аферы.
Национальный банк призывает граждан к бдительности и обращаться по всем возникающим вопросам, входящим в компетенцию регулятора, в Общественную приемную Национального банка Кыргызской Республики.
Глава Национального банка КР встретилась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Швейцарии в Кыргызской Республике
Председатель Национального банка Кыргызской Республики Зина Асанкожоева провела встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Швейцарии в Кыргызской Республике Рене Холенштайном.
Поприветствовав дипломата и поздравив его с назначением на должность, глава Нацбанка выразила благодарность Швейцарскому Национальному банку и Швейцарскому бюро по экономическому сотрудничеству за поддержку и многолетнее плодотворное сотрудничество.
"Кыргызстан входит в Швейцарскую Группу стран-членов Международного Валютного Фонда. Мы высоко ценим вклад Швейцарии в развитие нашей страны и хотели бы поблагодарить Швейцарский Национальный банк за оказываемую техническую и консультационную помощь. В частности, в построении макроэкономической модели КР, моделировании инфляции, а также поддержку в реформировании организационной системы, совершенствовании управления международными резервами и по многим другим направлениям", - подчеркнула З. Асанкожоева.
В заключение стороны выразили надежду на развитие и укрепление кыргызско-швейцарских отношений в дальнейшем.
Выданы лицензии/свидетельства следующим НФКУ и обменным бюро:
· ОсОО "Юни-Транс Сервис" (лицензия № 5114 от 27.11.2013 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой), регистрационный номер № 3108. Юридический адрес: г.Ош, мкр. Кулатова, д 21, кв 80.
· ОсОО "Языковые курсы "Арип" (лицензия № 5115 от 29.11.2013 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой), регистрационный номер № 3109. Юридический адрес: Чуйская обл., Аламудунский р., с. Ленинское, ул. А-Атинская б/н.
· ОсОО "Грейс финанс" (лицензия №5116 от 28.11.2013 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой), регистрационный номер № 3110. Юридический адрес: г. Бишкек, пр. Чуй 36/1.
· ОсОО "Берен Бал-Бал" (лицензия №5117 от 28.11.2013 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой), регистрационный номер № 3111. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. Абдрахманова, дом 150.
· ОсОО "Салман" (лицензия №5118 от 29.11.2013 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой), регистрационный номер № 3112. Юридический адрес: г. Баткен, ул.Т.Садыкова б/н, рынок "Ак Орго" ориентир центральные ворота.
Аннулированы, отозваны свидетельства/лицензии следующих НФКУ:
· С 26.11.2013 аннулировано свидетельство об учетной регистрации ОФ МКА "Суттуу-Булак" № 175 от 25.05.2009г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Протокол №1 от 21.11.2013 г собрания наблюдательного совета и учредителей ОФ МКА. Юридический адрес; Джалал-Абадская область, Ала-Букинский р/н, с. Достук, ул. Назарматова, 52.
· С 25.11.2013 аннулировано свидетельство об учетной регистрации ОсОО МКК "Жыйырма-БЕК" № 430 от 31.01.2012г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Потокол собрания учредителей ОсОО МКК "Жыйырма-БЕК" от 19.11.2013г. Юридический адрес; Нарынская область, г.Нарын, ул.М.Таранчы, д.16.
Межбанковские платежи
Показатели межбанковских платежных систем (МПС) |
||||||
|
Всего МПС |
в том числе |
||||
Клиринговая система |
Гроссовая система |
|||||
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
|
Показатели за период c 18 ноября по 22 ноября 2013 г. (отчетный период) |
||||||
Абсолютное значение |
18 550 014 148,41 |
73 914 |
2 139 143 686,39 |
69 756 |
16 410 870 462,02 |
4 158 |
Доля в платежах МПС(%) |
100,0 |
100,0 |
11,5 |
94,4 |
88,5 |
5,6 |
в том числе (%) : |
|
|
|
|
|
|
Чистые позиции ЕМПЦ |
0,1 |
1,0 |
0,5 |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
Исходящие ЦК |
18,6 |
18,2 |
35,1 |
19,2 |
16,4 |
1,6 |
Входящие ЦК |
16,9 |
32,1 |
14,7 |
33,7 |
17,2 |
5,3 |
Исходящие СФ |
0,04 |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
Входящие СФ |
1,6 |
15,3 |
14,2 |
16,2 |
0,0 |
0,0 |
Средненедельные показатели за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
17 270 565 699,65 |
61 606 |
1 894 397 461,16 |
57 680 |
15 376 168 238,49 |
3 926 |
Отклонение показателей за отчетный период от средненедельных показателей за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
1 279 448 448,76 |
12 308 |
244 746 225,23 |
12 076 |
1 034 702 223,53 |
232 |
% |
7,4 |
20,0 |
12,9 |
20,9 |
6,7 |
5,9 |
Показатели системы Элкарт |
|
|
По состоянию на |
22.11.2013 |
29.11.2013 |
Общее количество выпущенных карт (без учета перевыпущенных) |
235 563 |
238 259 |
Количество pos-терминалов: - в банках - в торговых точках |
1180 660 520 |
1180 650 530 |
Количество банкоматов |
325 |
330 |