Миссия ФАТФ положительно оценила работу Кыргызстана по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Оценочная миссия Группы по разработке финансовых мер в борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) находилась в Бишкеке с рабочим визитом 24-25 апреля. Эксперты (Йенс Фюрхофф, сопредседатель региональной обзорной группы Европа/Евразия при Рабочей группе по обзору международного сотрудничества ФАТФ, Кристина Питцер, представитель Федерального управления финансового надзора ФРГ, Соланж Кригер, представитель Комиссариата по вопросам страхования Великого Герцогства Люксембург, Куралай Игембаева, администратор Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма) прибыли в Кыргызстан с целью проверить выполнение Кыргызской Республикой плана действий, разработанных ФАТФ для устранения недостатков национальной системы ПФТ/ОД КР. Эта программа была создана в 2011 г. после того, как Кыргызстан был включен в список стран, находящихся под усиленным мониторингом со стороны ФАТФ. Основанием для этого послужил мониторинг, в результате которого наша страна получила низкие оценки по 33 рекомендациям ФАТФ из 49.
В рамках визита миссии состоялись встречи с представителями правительства КР, надзорных органов и частного сектора. Представители миссии ФАТФ отметили положительные изменения национальной системы ПФТ/ОД, подчеркнув, что большинство мероприятий, которые рекомендовались Кыргызстану, были им выполнены.
Представителями ФАТФ была озвучена и положительная оценка работы надзорных органов КР. В том числе, была отмечена деятельность Национального банка по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. Так, в рамках реализации плана ФАТФ НБКР принял участие в разработке новой редакции закона "О ПФТ/ОД", подготовке изменений в Закон КР "О лицензировании" и разработал законопроект "О платежной системе КР". В рамках полномочий надзорного органа Национальный банк осуществлял мониторинг деятельности коммерческих банков и иных финансово-кредитных учреждений страны и в случае нарушения ими требований законодательства КР в сфере ПФТ/ОД, применял к ним меры воздействия, параллельно передавая информацию об итогах проверок в ГСФР КР. Так, по результатам 2013г. в рамках взаимодействия Национального банка и Государственной службы финансовой разведки, Национальным банком была направлена информация по итогам проверок 760 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные учреждения и обменные бюро, применены 578 мер воздействия к субъектам и отозваны лицензии у двух финансово-кредитных учреждений за несоблюдение законодательства в сфере ПФТ/ОД.
Заир Чокоев, и.о. председателя Национального банка Кыргызской Республики: "Национальный банк придает огромное значение работе по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем. Это вопрос не только доверия к национальной финансовой системе. Это, в первую очередь, вопрос защиты интересов вкладчиков, чьи средства могут стать объектом преступников для вывода средств и незаконного обогащения. Наличие качественной системы ПФТ/ОД - вопрос безопасности и престижа всей нашей страны".
Результаты закончившей в Бишкеке работу выездной оценочной миссии будут представлены на очередном пленарном заседании ФАТФ, которое пройдет с 16-20 июня в г. Москва. Там же будет принято решение о статусе Кыргызской Республики в выходе из "серого списка".
СПРАВКА НБКР
Система ПФТ/ОД в Кыргызстане организована в соответствии с рекомендациями Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ).
Вовлечены в нее 14 министерств и государственных ведомств Кыргызской Республики. Функции центрального и координирующего звена в этой системе выполняет Государственная служба финансовой разведки (ГСФР КР).
Национальный банк в качестве надзорного органа контролирует исполнение банковского законодательства лицензируемыми ФКУ, являющимися лицами, предоставляющими сведения в ГСФР КР, а как государственный орган участвует в согласовании перечней государств и операций обязательного контроля и критериев подозрительности. НБКР проводит инспектирование организации системы (или внутреннего контроля в целях) ПФТ/ОД в поднадзорных ФКУ и направляет информацию о его результатах в ГСФР КР.
Коммерческие банки, как учреждения, предоставляющие сведения, обязаны организовать систему (или внутренний контроль) в целях ПФТ/ОД, включающую надлежащую проверку/идентификацию клиента, выявление подозрительных операций, своевременное предоставление сведений о подозрительных операциях в ГСФР. ГСФР КР на основе обработки и анализа полученной информации должно при необходимости направлять в правоохранительные органы соответствующие материалы.
Регулирование системы ПФТ/ОД в Кыргызстане осуществляется согласно Закону Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
ФАТФ (FATF- The Financial Action Task Force) - межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам.
ФАТФ была создана в 1989 г. по решению стран "Большой семерки" и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 35 стран и 2 организации, наблюдателями - 20 организаций и 1 страна.
Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в 5 лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 г. в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.
Выданы лицензии/свидетельства следующим НФКУ и обменным бюро:
ОсОО "Опция" (лицензия №5124 от 23.04.2013г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой) Юридический адрес: г. Бишкек, ул.Абдрахманова, д.150.
Аннулированы, отозваны свидетельства/лицензии следующих НФКУ:
С 21.04.2014г. аннулировано свидетельство об учетной регистрации Учреждение МКА "Ала-Тоо Финанс" при Министерстве молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики № 201 от 20.04.2012 г. на микрокредитование физических и юридических лиц. В связи с вступлением в силу постановления Правительства КР № 178 от 24 марта 2014г. "О ликвидации МКА "Ала-Тоо финанс" при ММТЗ КР". Юридический адрес: г. Бишкек, пр. Чуй, 106.
С 22.04.2014г. аннулировано свидетельство об учетной регистрации ЗАО МКК "Куджинь" № 16 от 29.12.2003г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Решение учредителя №1 от 18 апреля 2014г. о ликвидации. Юридический адрес: г. Бишкек, пр. Манаса 157/1.
С 21.04.2014г. аннулировано лицензия ОсОО МКК "Страна Кредитов" № 64 от 09.01.2007 г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Юридический адрес: Чуйская область, г. Карабалта, ул. Кожомбердиева, №99, кв.3.
С 22.04.2014г. аннулировано свидетельство об учетной регистрации ОсОО МКК "АБН и Партнеры" № 89 от 29.08.2007г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Решение учредителя №23/4 от 16.04.2014 года о самоликвидации. Юридический адрес: Таласская область, Карабууринский район, с.Кызыладыр, ул.К. Маркса №49.
С 21.04.2014г. аннулировано свидетельство об учетной регистрации ОсОО МКК "Таза Коом" № 105 от 25.12.2007 г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Решение о самоликвидации от 17.04.2014. Юридический адрес: Таласская область, Таласский район, с. Аксай, ул. С.Кутманалиева, 96.
Межбанковские платежи
Показатели межбанковских платежных систем (МПС) |
||||||
|
Всего МПС |
в том числе |
||||
Клиринговая система |
Гроссовая система |
|||||
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
|
Показатели за период c 21 апреля по 25 апреля 2014 г. (отчетный период) |
||||||
Абсолютное значение |
33 180 796 411,10 |
57 654 |
1 586 597 776,97 |
53 745 |
31 594 198 634,13 |
3 909 |
Доля в платежах МПС(%) |
100,0 |
100,0 |
4,8 |
93,2 |
95,2 |
6,8 |
в том числе (%) : |
|
|
|
|
|
|
Чистые позиции ЕМПЦ |
0,04 |
1,5 |
0,9 |
1,6 |
0,0 |
0,0 |
Исходящие ЦК |
5,0 |
8,6 |
17,0 |
9,1 |
4,4 |
1,5 |
Входящие ЦК |
13,2 |
47,5 |
21,3 |
50,7 |
12,8 |
4,0 |
Исходящие СФ |
0,02 |
0,8 |
0,5 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
Входящие СФ |
0,2 |
5,8 |
4,2 |
6,2 |
0,0 |
0,0 |
Средненедельные показатели за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
24 487 885 834,70 |
61 420 |
1 761 344 229,72 |
58 056 |
22 726 541 604,98 |
3 364 |
Отклонение показателей за отчетный период от средненедельных показателей за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
8 692 910 576,40 |
-3 766 |
-174 746 452,75 |
-4 311 |
8 867 657 029,15 |
545 |
% |
35,5 |
-6,1 |
-9,9 |
-7,4 |
39,0 |
16,2 |
Показатели системы Элкарт |
||
По состоянию на |
18.04.2014 |
25.04.2014 |
Общее количество выпущенных карт (без учета перевыпущенных) |
285 230 |
288 084 |
Количество pos-терминалов: - в банках - в торговых точках |
1327 733 594 |
1330 736 594 |
Количество банкоматов |
352 |
354 |