Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Закона Кыргызской Республики «Об обороте криптовалют»  

 

 

1. Цель и задачи  

Национальный банк представляет проект Закона Кыргызской Республики «Об обороте криптовалют» (далее законопроект), который разработан по итогам анализа регулятивного воздействия межведомственной рабочей группой (далее МРГ), созданной в соответствии с приказами Национального банка от 22.06.2020 г. №2020-Пр-144/114-О и от 02.10.2020 г. №2020-Пр-144/166-О. 

Законопроект разработан для изменения/внедрения регулирования оборота криптовалют на территории Кыргызской Республики с целью создания правовой основы оборота криптовалют и деятельности поставщиков услуг обмена криптовалют, а также снижения рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов в соответствии с Рекомендацией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), оттока капитала и защиты прав потребителей.  

 

2. Описательная часть 

Технологическая особенность криптовалют предполагает анонимный, трансграничный и децентрализованный характер операций/транзакций.  

Кроме этого, большинство криптовалют одновременно сочетают свойства денег, имущества, активов, платежных систем. Данные обстоятельства существенно увеличивают риски как среди пользователей (мошеннические действия со стороны участников рынка, высокая волатильность курса), так и в целом риски для государства (вывод капитала, финансирование преступной деятельности и др.). 

В Кыргызской Республике наблюдается рост интереса населения к криптовалютам в качестве одного из средств инвестирования.  

Помимо этого, криптовалютный рынок развивается и начинает внедряться в традиционные финансовые структуры, в частности в сферы платежных услуг и трансграничных интернет платежей (преимущественно в электронной коммерции). В таких обстоятельствах существуют как минимум следующие проблемы: 

1) отсутствия благоприятной среды для развития технологий и бизнеса; 

2) возникновения мошеннических схем, риски финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, а также оттока капитала;  

3) защиты прав потребителей и инвесторов. 

Законопроект предусматривает основные положения оборота криптовалют: термины и определения; правовой режим, участники рынка криптовалют; регулирование оборота криптовалют и деятельности поставщиков услуг обмена криптовалют. 

Законопроектом предлагается модель регулирования оборота криптовалют, которая будет направлена на снижение рисков в связи с оборотом криптовалют.  

Законопроект предусматривает, что предоставлением услуг обмена криптовалют должны заниматься операторы обмена криптовалют, которые должны создаваться в форме юридического лица и лицензироваться Национальным банком.  

Законопроектом ограничиваются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части участия в обороте криптовалют, за исключением самих операторов обмена криптовалют; лиц, занимающимся майнингом, а также граждан. Правом приобретения и распоряжения криптовалютами будут обладать только физические лица.  

Также законопроект закрепляет полномочия Национального банка как уполномоченного органа в сфере оборота криптовалют. При этом предлагается не вносить изменения в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» поскольку в соответствии с п.17 ст.17 данного Закона, Национальный банк осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Законопроект будет иметь положительные социально-экономические последствия для всей страны, т.к. данные изменения направлены на снижение рисков, создание условий для развития рынка криптовалют.  

Законопроект не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Законопроект вместе с аналитичской запиской будут размещены на официальном интернет-сайте Национального банка и доработаны по итогам общественного обсуждения с учетом замечаний и предложений участников обсуждения.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Законопроект не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм законопроекта не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.  

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Анализ регулятивного воздействия к законопроектам проведен межведомственной рабочей группой, созданной на основании приказов Национального банка от 22.06.2020 г. №2020-Пр-144/114-О и от 02.10.2020 г. №2020-Пр-144/166-О, в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2020 г. №504.  

Проект аналитической записки содержит итоги работы МРГ, где представлена общая информация о виртуальных активах/криптовалютах, отражены проблемы и основания для изменения регулирования, приведены описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования, и обоснования выбранного варианта регулирования оборота криптовалют «Выборочное регулирование» - регулирование деятельности поставщиков услуг покупки-продажи (обмена) криптовалют за национальную валюту. 

 

 

Начальник УПС Э.В. Лелевкина  

 

 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель председателя М.А. Момункулова