Вернуться назад

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики  

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» (далее проект Закона) разработан с целью исключения препятствий по оказанию микрокредитными компаниями операций/услуг по итогам успешного тестирования ограниченного перечня банковских операций/услуг одной микрокредитной компанией в рамках специального регулятивного режима в соответствии со статьями 48 и 49 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики». 

 

2. Описательная часть 

Постановлением Комитета по платежной системе Национального банка (далее КПС) от 26 октября 2020 года №2020-ЗСД-КОМ-КПС-15/1 для одной микрокредитной компании (МКК) был создан специальный регулятивный режим для тестирования банковских операций и услуг на период со 2 ноября 2020 года по 29 октября 2021 года (продлен решением КПС на 6 месяцев до 30 апреля 2022 года). 

В этой связи постановлением КПС от 29 апреля 2022 года №2022-ЗСД-КОМ-КПС-4/2 признано успешным тестирование, проведенное с 28.10.2020 г. по 30.04.2022 г., и продлено действие лицензии (до 01.11.2022 г., до 01.05.2023 г.) для осуществления следующего ограниченного перечня банковских операций: 

- выпуск предвыпущенных ограниченно функциональных кредитных карт национальной платежной системы «Элкарт» (далее НПС «Элкарт») для выдачи кредитов в безналичной форме; 

- эквайринг карт НПС «Элкарт», эквайринг карт международных платежных систем МПС (Visa и MasterCard) через POS-терминалы/QR-коды, в том числе заключение договоров с торгово-сервисными предприятиями (далее ТСП) по установке POS-терминалов/использованию QR-кодов и приему карт НПС «Элкарт», МПС Visa и MasterCard, локальных электронных денег в качестве средства платежа за реализуемые товары, работы и услуги, а также обеспечение расчетов с ТСП/акцептантами в рамках договоров с коммерческими банками и/или операторами систем расчетов электронными деньгами. 

В соответствии с п.36 главы 7 «Подведение итогов тестирования» Положения «О специальном регулятивном режиме» утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 августа 2020 года № 2020-П-12\45-3-(НПА), в случае если тестирование признано успешным, Комитет выносит рекомендацию соответствующему структурному подразделению Национального банка по разработке проекта нормативного правового акта Национального банка, исключающего препятствие оказанию услуг/технологии, прошедших тестирование. Оказание услуг в рамках специального регулятивного режима может продолжаться на основании продления срока лицензии до внесения соответствующих изменений в законодательство. В случае продления сроков специального регулятивного режима для внесения изменений в законодательство Комитетом могут быть установлены дополнительные условия для продолжения оказания услуг в условиях специального регулятивного режима. 

Кроме того, в соответствии с частью 4 ст.48 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» по результатам апробирования инновационных услуг/технологий в рамках специального регулятивного режима Национальным банком может быть принят соответствующий нормативный правовой акт либо предложены соответствующие изменения и дополнения в законодательство Кыргызской Республики

Выпуск предвыпущенных кредитных карт национальной платежной системы для выдачи кредитов в безналичной форме в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики и эквайринг платежных карт, локальных электронных денег Кыргызской Республики, двухмерных символов штрихкода (QR-кода) и других платежных инструментов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики будет способствовать увеличению доли безналичных платежей в Кыргызской Республики 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принимая во внимание, что микрофинансовый сектор в большей степени задействован в регионах страны, это позволит увеличить безналичные платежи и привлечь сектор к использованию и развитию платежных инструментов, увеличить доступность банковских и платежных услуг, особенно в регионах. 

Отсутствие регуляторных норм влечет репутационный риск для регулятора и сектора. Внесение изменений в данный Закон необходимо для установления конкретных прав по осуществлению вышеуказанных услуг МКК. 

Проект Закона не повлечет правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Проект Закона будет вынесен на общественное обсуждение путем размещения на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект Закона не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие данного проекта Закона не потребует дополнительного финансирования из государственного бюджета. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Анализ регулятивного воздействия к проекту Закона проводится в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Кабинетом Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года №444.