Вернуться назад

РЕЕСТР 

предложений и ответов 

(по результатам рассмотрения предложений в рамках уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 19.02.2024 г.)  

 

Рег. № 

Замечания и (или) предложения 

Автор (участник публичных консультаций) 

Дата получения 

Позиция органа-разработчика 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение Цифрового сома может предоставить министерству финансов ряд новых инструментов и возможностей, которые необходимо отразить в НПА. 

1. Эффективное расходование бюджетных средств: 

Цифровой сом должен облегчить расходование бюджетных средств, упрощая процессы платежей и транзакций между различными уровнями госуправления, поставщиками и получателями. 

2. Субсидии и социальные пособия: 

Цифровой сом должен обеспечивать возможность для эффективного распределения субсидий и социальных пособий с использованием цифровых процессов. 

3. Борьба с незаконными финансовыми потоками: 

Использование цифрового сома должно предусматривать возможности цифровизации борьбы с незаконными финансовыми потоками и коррупцией с возможностью отслеживания и аудита проведенных транзакций. 

4. Мониторинг экономики: 

Цифровой сом предоставляет возможность для более эффективного мониторинга денежных потоков и экономических тенденций, что может помочь в принятии обоснованных финансовых решений. Должна быть предусмотрена возможность использования ИИ и BI (business intelligence) решений. 

5. Поддержка монетарной политики: 

Национальный банк и Кабинет Министров должны получить возможности использования цифрового сома для проведения эффективной монетарной политики, включая влияние на уровень процентных ставок и денежного предложения. 

6. Стимулирование экономики: 

Цифровой сом должен иметь функциональность для выпуска цифровых ваучеров, смарт-контрактов или иных инструментов, например, в условиях кризиса для поддержки потребительского спроса, финансирования целевых национальных проектов и экономики в целом. 

7. Развитие финансовой инфраструктуры: 

Внедрение цифрового сома должно стимулировать дальнейшее развитие финансовой инфраструктуры, включая электронные системы платежей и банковские услуги с увеличением проникновения безналичных платежей и вытеснения наличных платежей. 

8. Создание программ цифровой идентификации: 

Цифровой сом должен обеспечивать возможности цифровой идентификации, что упростит проверку личности и обеспечит безопасность транзакций. 

9. Исследования и аналитика: 

Кабинет Министров должен иметь возможность проведения исследований и аналитики с использованием статистики цифрового сома, что поможет в принятии обоснованных финансовых решений. 

Необходимо отметить, что взятая НБКР за основу модель цифрового сома с использованием двухуровневой розничной модели не позволяет полностью реализовать функционал, который перечислен выше для нужд Кабинета Министров. 

В этой связи требуется дополнительное обсуждение и обоснование НБКР причин выбора данной модели и возможности двухуровневой модели для удовлетворения потребностей Кабинета Министров, ожидаемых от внедрения цифрового сома. 

Министерство финансов Кыргызской Республики 

12.02.2024г. Исх. 05/1799 

Предложения приняты для использовании в АРВ.  

1. Согласно Концепции цифрового сома, утвержденой постановлением Национального банка от 25.05.2022 г. № 2022-П-14/32-3-(ПС), Центральное казначейство Кыргызской Республики при Министерстве финансов Кыргызской Республики является специальным участником системы цифрового сома и осуществляет операции со своего кошелька в целях обеспечения расходной и доходной части государственного бюджета. В связи с этим будет рассмотрены внесения изменения в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики.  

2. В рамках Функциональных технических требований к прототипу цифрового сома заложен кейс для тестирования социального пособия. 

3. В рамках платформы цифрового сома предполагается наличие возможности использования смарт-контрактов для обеспечения программируемости цифровых сомов. Это может использоваться при различных сценариях использования цифровых сомов, например, маркировать (окрашивать) цифровые сомы для отслеживания их использования и движения в процессе их обращения. Дополнительно это может использоваться, например, для установления ограничения использования цифровых сомов только на те или иные цели, товары и услуги (что может применяться для различных социальных выплат и т.п.). Данные предложения будут рассмотрены путем внесения изменений в Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».  

4. Цифровой сом будет использоваться, наряду с наличными и безналичными сомами, выполняя все функции денег: средства обращения (платежа), меры стоимости и средства сбережения. Все три формы национальной валюты будут равноценными 1 сом наличными будет эквивалентен 1 безналичному сому и 1 цифровой сом будет эквивалентен каждому из них. Владельцы денег будут иметь возможность свободно переводить сомы из одной формы в другую. При этом, возможно, могут быть установлены определенные ограничения (лимиты) на такого рода операции. 

5. Национальный банк будет эмитировать цифровой сом и предоставит платформу для использования цифрового сома, а конечные платежные и иные сервисы будут предоставлять участники рынка, включая коммерческие банки. На остаток размещенных в цифровых кошельках денежных средств не будет начислятся процентный доход. 

6. В рамках тестовых работ по апробированию прототипа цифрового сома предусмотрены кейсы по смарт-контрактам, проведение офлайн-платежей (при отсутствии Интернета) и др.  

7. Концепция цифрового сома предусматривает инфраструктурное развитие цифрового сома. (P2P, B2G, G2B). 

8. Цифровая идентификация будет проводится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, по аналогии с требованиями по удаленной идентификаци, открытия банковского счета, электронного кошелька и т.д. 

9. В рамках создания прототипа платформы цифрового сома и ее архитектуры рассматривались следующие варианты реализации: 

- централизованная система; 

- децентрализованная сеть на базе распределенных реестров; 

- гибридная архитектура централизованная система с использованием элементов распределенных реестров. 

Предлагается использовать гибридную архитектуру централизованную платформу цифрового сома с использованием элементов распределенных реестров, позволяющую хранить, управлять, осуществлять транзакции и вести учет цифровых сомов на цифровых кошельках. Создание и дальнейшее внедрение цифровой валюты центральных банков (ЦВЦБ) требует инфраструктуры, которая не обязательно дублирует текущую инфраструктуру рынка финансовых услуг. Существующие подходы к созданию ЦВЦБ подразумевают как минимум наличие единого реестра транзакций и релевантных (соответствующих) записей. Даже если сама форма денег или продукты не будут изменены, инфраструктура, включая подобный реестр, может стать инновацией, позволяющей создавать на ее базе/основе новые продукты и концепции для финансовой системы и экономики страны. 

2.  

Поступили предложения от министерств и ведомств Кыргызской Республики дополнительные кандидатуры для включения в межведомственную рабочую группы и от независимых экспертов.  

1. Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики. 

2. Государственная налоговая служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики. 

3. Центральное казначейство Кыргызской Республики. 

4. Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики. 

5. Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики. 

6. Независимый эксперт.  

1.01.02.2024 г.  

2.09.02.2024 г. 

3.08.02.2024 г. 

4.31.01.2024 г. 

5.27.01.2024 г. 

6.04.02.2024 г.  

Включены в список АРВ как дополнительные согласующие и заинтересованные государственные органы.  

3.  

Участие в тестировании для апробирования прототипа цифрового сома.  

ОсОО «ГринТелекомСервис» 

08.02.2024г.  

По итогам выбора платформы для апробирования прототипа цифрового сома в экспериментальном режиме будут привлечены для тестирования участники платежных систем.  

4.  

Оказание консультативной помощи по обмену опыту в рамках реализации проекта в области цифровых валют центральных банков в других странах.  

Международная платежная система VISA 

13.02.2024г.  

13.02.2024 г. проведена встреча в онлайн-режиме.  

5.  

Предложения для тестирования цифрового сома в части интероперабельности цифрового сома с другими цифровыми валютами центральных банков.  

Международная платежная система Mastercard Inc.  

06.02.2024г.  

Проведена встреча в онлайн-режиме.