Вернуться назад

 

ПРОЕКТ 

 

(вступает в силу 1 января 2027 года)  

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту конституционного Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» 

 

№  

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция изменения выделены по всему тексту жирным шрифтом 

1.  

Конституционный Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»  

(глава 4. Национальная валюта Кыргызской Республики) 

 

Статья 5. Функции и полномочия Национального банка 

Национальный банк: 

1) определяет и проводит денежно-кредитную политику; 

2) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику; 

3) владеет и управляет всеми международными резервами; 

4) содействует обеспечению финансовой стабильности Кыргызской Республики; 

5) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков национальной валюты Кыргызской Республики и организует наличное денежное обращение; 

6) обладает правом проведения эмиссии (выпуска) электронных денег; 

7) осуществляет выдачу разрешительных документов, в том числе в рамках специальных регулятивных режимов, в соответствии с настоящим конституционным Законом и законами Кыргызской Республики; 

8) осуществляет регулирование и надзор за банковской системой Кыргызской Республики, в том числе за деятельностью банков и банковских групп; 

9) осуществляет регулирование и надзор небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку; 

10) осуществляет надзор за платежной системой (оверсайт), способствует эффективному, надежному и безопасному функционированию платежной системы Кыргызской Республики; 

11) реализует различные формы и принципы банковского финансирования, в том числе исламские принципы банковского дела и финансирования, определяет правила осуществления банковских операций и сделок в соответствии со стандартами Шариата; 

12) проводит банковские операции в соответствии с настоящим конституционным Законом; 

13) осуществляет регулирование и мониторинг деятельности временных администраторов поднадзорных Национальному банку лиц и ликвидаторов банков, а также небанковских финансово-кредитных организацией, определяемых Национальным банком; 

14) осуществляет антимонопольное регулирование деятельности лиц, поднадзорных Национальному банку; 

15) осуществляет надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

16) реализует право преимущественной покупки аффинированных драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы обращения драгоценных металлов; 

17) выпускает аффинированные мерные слитки из драгоценных металлов; 

18) является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим конституционным Законом; 

19) представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, банковской и платежной систем; 

20) составляет совместно с государственным органом в области официальной статистики платежный баланс и определяет международную инвестиционную позицию Кыргызской Республики; 

21) разрабатывает и издает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим конституционным Законом и банковским законодательством Кыргызской Республики; 

22) учреждает службу финансового примирителя, определяет правовой статус, порядок деятельности, формирования и взаимодействия службы финансового примирителя с государственными и иными органами, определяет порядок внесудебного рассмотрения споров между поставщиками финансовых услуг и их потребителями, а также утверждает взносы поставщиков финансовых услуг на содержание службы финансового примирителя; 

Внимание! Настоящий пункт вступает в силу с 1 марта 2025 года. 

23) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Статья 5. Функции и полномочия Национального банка 

Национальный банк: 

1) определяет и проводит денежно-кредитную политику; 

2) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику; 

3) владеет и управляет всеми международными резервами; 

4) содействует обеспечению финансовой стабильности Кыргызской Республики; 

5) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков национальной валюты Кыргызской Республики и организует наличное денежное обращение; 

6) обладает правом проведения эмиссии (выпуска) электронных денег; 

6-1) обладает исключительным правом проведения эмиссии (выпуска) цифрового сома и устанавливает порядок его выпуска, обращения; 

6-2) организует и обеспечивает функционирование платформы цифрового сома и является оператором платформы цифрового сома; 

7) осуществляет выдачу разрешительных документов, в том числе в рамках специальных регулятивных режимов, в соответствии с настоящим конституционным Законом и законами Кыргызской Республики; 

8) осуществляет регулирование и надзор за банковской системой Кыргызской Республики, в том числе за деятельностью банков и банковских групп; 

9) осуществляет регулирование и надзор небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку; 

10) осуществляет надзор за платежной системой (оверсайт), способствует эффективному, надежному и безопасному функционированию платежной системы Кыргызской Республики; 

11) реализует различные формы и принципы банковского финансирования, в том числе исламские принципы банковского дела и финансирования, определяет правила осуществления банковских операций и сделок в соответствии со стандартами Шариата; 

12) проводит банковские операции в соответствии с настоящим конституционным Законом; 

13) осуществляет регулирование и мониторинг деятельности временных администраторов поднадзорных Национальному банку лиц и ликвидаторов банков, а также небанковских финансово-кредитных организацией, определяемых Национальным банком; 

14) осуществляет антимонопольное регулирование деятельности лиц, поднадзорных Национальному банку; 

15) осуществляет надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

16) реализует право преимущественной покупки аффинированных драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы обращения драгоценных металлов; 

17) выпускает аффинированные мерные слитки из драгоценных металлов; 

18) является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим конституционным Законом; 

19) представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, банковской и платежной систем; 

20) составляет совместно с государственным органом в области официальной статистики платежный баланс и определяет международную инвестиционную позицию Кыргызской Республики; 

21) разрабатывает и издает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим конституционным Законом и банковским законодательством Кыргызской Республики; 

22) учреждает службу финансового примирителя, определяет правовой статус, порядок деятельности, формирования и взаимодействия службы финансового примирителя с государственными и иными органами, определяет порядок внесудебного рассмотрения споров между поставщиками финансовых услуг и их потребителями, а также утверждает взносы поставщиков финансовых услуг на содержание службы финансового примирителя; 

Внимание! Настоящий пункт вступает в силу с 1 марта 2025 года. 

23) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

 

 

....... 

Глава 4-1. Цифровой сом Кыргызской Республики 

 

Статья 22-1. Цифровой сом  

1. Цифровой сом национальная валюта Кыргызской Республики в цифровой форме, являющаяся законным платежным средством на территории Кыргызской Республики. 

2. Цифровые сомы выпускаются в обращение в цифровой форме на специализированной платформе. 

3. Оператором платформы цифрового сома является Национальный банк. 

4. Платформа цифрового сома представляет собой технологическую и программную инфраструктуру для эмиссии (выпуска), учета и распространения цифрового сома. 

 

 

Статья 22-2 Эмиссия цифрового сома 

1. Национальному банку принадлежит исключительное право на проведение эмиссии (выпуска) цифрового сома.  

2. Цифровые сомы являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами. 

3. Вывод из обращения цифрового сома на специализированной платформе является исключительным правом Национального банка. 

 

 

 

Статья 22-3 Организация обращения цифрового сома 

Национальный банк в целях организации обращения цифрового сома: 

- прогнозирует потребности в выпуске цифрового сома; 

- устанавливает порядок и требования к хранению, передаче и защите цифрового сома для банков и иных лиц, поднадзорных Национальному банку; 

- разрабатывает и утверждает для банков и иных лиц, поднадзорных Национальному банку, правила проведения платежей на платформе оператора цифрового сома; 

- определяет признаки криптозащиты для обеспечения его безопасности и предотвращения мошеннических сделок и операций; 

- осуществляет иные функции и полномочия в сфере функционирования платформы цифрового сома в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о платежной системе.