Вернуться назад

 

ПРОЕКТ 

 

(вступает в силу 1 января 2027 года)  

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам правового статуса в Кыргызской Республике цифровой валюты «цифровой сом» 

 

1. 

Гражданский кодекс Кыргызской Республики, часть 1 Глава 3 

Объекты гражданских прав (Введен в действие Законом КР от 8 мая 1996 года N 16)  

 

Статья 22. Виды объектов гражданских прав 

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, виртуальные активы, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также другие материальные и нематериальные блага. 

Статья 22. Виды объектов гражданских прав 

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, виртуальные активы, цифровые сомы, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также другие материальные и нематериальные блага. 

 

Статья 35. Деньги (валюта) 

1. Национальной денежной единицей в Кыргызской Республике является сом. 

2. Сом является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Кыргызской Республики. 

Платежи на территории Кыргызской Республики осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов. 

3. Случаи, порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Кыргызской Республики определяются банковским законодательством Кыргызской Республики. 

Статья 35. Деньги (валюта) 

1. Национальной денежной единицей в Кыргызской Республике является сом. 

2. Сом является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Кыргызской Республики. 

 

Платежи на территории Кыргызской Республики осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов и расчетов в цифровом соме.  

3. Случаи, порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Кыргызской Республики определяются банковским законодательством Кыргызской Республики. 

2. 

Гражданский кодекс Кыргызской Республики, часть 2 (главы 37 и 38) 

 

Статья 776. Наличные и безналичные расчеты 

 

1. Расчеты на территории Кыргызской Республики могут производиться в наличном и безналичном порядке. 

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. 

3. Безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты счета участвующих в расчетах лиц, если иное не вытекает из банковского законодательства Кыргызской Республики и не обусловлено используемой формой расчетов. 

Статья 776. Наличные, безналичные расчеты, расчеты в цифровом соме 

1. Расчеты на территории Кыргызской Республики могут производиться в наличном, безналичном порядке и в цифровом соме. 

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. 

3. Безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты счета участвующих в расчетах лиц, если иное не вытекает из банковского законодательства Кыргызской Республики и не обусловлено используемой формой расчетов. 

 

3. 

Бюджетный кодекс Кыргызской Республики 

 

Статья 105. Единый казначейский счет  

1. Единый казначейский счет представляет собой централизованный счет уполномоченного государственного органа, на котором аккумулируются денежные средства бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, а также отражаются операции государственных органов и органов местного самоуправления по кассовому исполнению бюджета сектора государственного управления Кыргызской Республики. Единый казначейский счет открывается в Национальном банке. Национальный банк осуществляет банковские операции по обслуживанию Единого казначейского счета в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

Порядок функционирования Единого казначейского счета определяется Кабинетом Министров. 

2. Уполномоченный государственный орган открывает в Национальном банке и коммерческих банках счета по учету бюджетных средств бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Уполномоченный государственный орган размещает в Национальном банке и коммерческих банках временно свободные средства бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики в целях получения процентов в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством в банковской системе и иными законодательными актами Кыргызской Республики. 

4. Уполномоченный государственный орган является прямым участником межбанковских платежных систем Кыргызской Республики, а также выступает в качестве эмитента корпоративных платежных карт и осуществляет расчеты посредством Единого казначейского счета. 

 

 

 

 

5. Уполномоченный государственный орган осуществляет платежи по расходам республиканского и местного бюджетов в пределах остатка денежных средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете. 

Перечисление денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, страховых сборов, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет, осуществляется коммерческими банками и платежными организациями, действующими на территории Кыргызской Республики, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. 

Списание денежных средств с Единого казначейского счета, проводится уполномоченным государственным органом или Национальным банком по поручению уполномоченного государственного органа в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

6. Бюджетные учреждения не вправе открывать счета в коммерческих банках без специального разрешения уполномоченного государственного органа. 

Уполномоченный государственный орган вправе выдавать разрешение бюджетному учреждению на открытие счета в коммерческом банке в случаях: 

1) получения бюджетным учреждением грантов, спонсорской и гуманитарной помощи от иностранных инвесторов при условии грантодателя о наличии отдельного счета (валютного) в коммерческих банках; 

2) участия бюджетного учреждения в совместной научно-исследовательской программе, безвозмездно финансируемой международными финансовыми институтами или иными иностранными инвесторами; 

3) временного размещения денежных средств бюджетного учреждения в целях их дальнейшего перечисления в рамках исполнения договорных отношений перед иностранными инвесторами/инвесторами (аккредитив и другие); 

4) аккумулирования и управления денежными средствами, поступившими в виде гарантийного обеспечения исполнения договора, в уполномоченный орган в сфере государственных закупок. 

7. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами бюджетных учреждений бюджетной системы осуществляется на казначейских лицевых счетах, открытых внутри Единого казначейского счета. Открытие, закрытие и ведение перечня казначейских лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и администраторов ресурсов для осуществления внутри Единого казначейского счета учета операций с денежными средствами выполняется централизованно уполномоченным государственным органом. 

8. Казначейские лицевые счета по источникам образования средств подразделяются на бюджетные, администрируемые, специальные и депозитные счета: 

1) бюджетные счета - счета, на которых учитываются операции по бюджетным средствам, направляемым из бюджета на финансирование основной деятельности распорядителя бюджетных средств; 

2) администрируемые счета - счета учета поступлений на Единый казначейский счет, администрируемых соответствующими уполномоченными государственными органами, являющимися администраторами ресурсов бюджета; 

3) специальные счета - счета, на которых учитываются поступления в виде: 

а) оказания платных государственных и муниципальных услуг; 

б) спонсорской помощи и добровольных взносов; 

в) попечительских взносов; 

г) благотворительной или грантовой помощи; 

д) отчислений от международных институтов для проведения совместной научно-исследовательской работы; 

е) средств от реализации товаров собственного производства; 

ж) отчислений от средств, возвращаемых в республиканский бюджет в счет погашения бюджетных кредитов; 

ж-1) доходов от образовательной, научной и учебно-производственной деятельности; 

з) иные средства, определяемые Кабинетом Министров; 

См.: 

постановление Кабинета Министров КР от 29 апреля 2022 года N 233 "Об иных средствах, аккумулируемых на специальных счетах" 

4) депозитные счета - счета клиента, на которых учитываются операции по средствам, поступившим во временное распоряжение (хранение) и подлежащим при наступлении определенных условий возврату физическим (юридическим) лицам, перечислившим их, или перечислению по назначению. 

9. Обслуживание бюджетных учреждений, расположенных за пределами Кыргызской Республики, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров. 

(В редакции Законов КР от 18 января 2022 года N 2, 9 августа 2023 года N 171

См.: 

постановление Правительства КР от 29 сентября 2017 года N 626 "О средствах бюджетных учреждений, аккумулируемых на специальных и депозитных счетах в системе единого казначейского счета" 

Статья 105. Единый казначейский счет  

1. Единый казначейский счет представляет собой централизованный счет уполномоченного государственного органа, на котором аккумулируются денежные средства бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, а также отражаются операции государственных органов и органов местного самоуправления по кассовому исполнению бюджета сектора государственного управления Кыргызской Республики. Единый казначейский счет открывается в Национальном банке. Национальный банк осуществляет банковские операции по обслуживанию Единого казначейского счета в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

 

Порядок функционирования Единого казначейского счета определяется Кабинетом Министров. 

2. Уполномоченный государственный орган открывает в Национальном банке и коммерческих банках счета по учету бюджетных средств бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Уполномоченный государственный орган размещает в Национальном банке и коммерческих банках временно свободные средства бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики в целях получения процентов в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством в банковской системе и иными законодательными актами Кыргызской Республики. 

4. Уполномоченный государственный орган является прямым участником межбанковских платежных систем Кыргызской Республики, а также выступает в качестве эмитента корпоративных платежных карт и осуществляет расчеты посредством Единого казначейского счета. 

41. Уполномоченный государственный орган подключается к платформе оператора цифрового сома и является ее прямым участником по учету и распределению бюджетных средств бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

5. Уполномоченный государственный орган осуществляет платежи по расходам республиканского и местного бюджетов в пределах остатка денежных средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете. 

Перечисление денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, страховых сборов, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет, осуществляется коммерческими банками и платежными организациями, действующими на территории Кыргызской Республики, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. 

Списание денежных средств с Единого казначейского счета, проводится уполномоченным государственным органом или Национальным банком по поручению уполномоченного государственного органа в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

 

6. Бюджетные учреждения не вправе открывать счета в коммерческих банках без специального разрешения уполномоченного государственного органа. 

Уполномоченный государственный орган вправе выдавать разрешение бюджетному учреждению на открытие счета в коммерческом банке в случаях: 

1) получения бюджетным учреждением грантов, спонсорской и гуманитарной помощи от иностранных инвесторов при условии грантодателя о наличии отдельного счета (валютного) в коммерческих банках; 

2) участия бюджетного учреждения в совместной научно-исследовательской программе, безвозмездно финансируемой международными финансовыми институтами или иными иностранными инвесторами; 

3) временного размещения денежных средств бюджетного учреждения в целях их дальнейшего перечисления в рамках исполнения договорных отношений перед иностранными инвесторами/инвесторами (аккредитив и другие); 

4) аккумулирования и управления денежными средствами, поступившими в виде гарантийного обеспечения исполнения договора, в уполномоченный орган в сфере государственных закупок. 

7. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами бюджетных учреждений бюджетной системы осуществляется на казначейских лицевых счетах, открытых внутри Единого казначейского счета. Открытие, закрытие и ведение перечня казначейских лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и администраторов ресурсов для осуществления внутри Единого казначейского счета учета операций с денежными средствами выполняется централизованно уполномоченным государственным органом. 

8. Казначейские лицевые счета по источникам образования средств подразделяются на бюджетные, администрируемые, специальные и депозитные счета: 

1) бюджетные счета - счета, на которых учитываются операции по бюджетным средствам, направляемым из бюджета на финансирование основной деятельности распорядителя бюджетных средств; 

2) администрируемые счета - счета учета поступлений на Единый казначейский счет, администрируемых соответствующими уполномоченными государственными органами, являющимися администраторами ресурсов бюджета; 

3) специальные счета - счета, на которых учитываются поступления в виде: 

а) оказания платных государственных и муниципальных услуг; 

б) спонсорской помощи и добровольных взносов; 

в) попечительских взносов; 

г) благотворительной или грантовой помощи; 

д) отчислений от международных институтов для проведения совместной научно-исследовательской работы; 

е) средств от реализации товаров собственного производства; 

ж) отчислений от средств, возвращаемых в республиканский бюджет в счет погашения бюджетных кредитов; 

ж-1) доходов от образовательной, научной и учебно-производственной деятельности; 

з) иные средства, определяемые Кабинетом Министров; 

См.: 

постановление Кабинета Министров КР от 29 апреля 2022 года N 233 "Об иных средствах, аккумулируемых на специальных счетах" 

4) депозитные счета - счета клиента, на которых учитываются операции по средствам, поступившим во временное распоряжение (хранение) и подлежащим при наступлении определенных условий возврату физическим (юридическим) лицам, перечислившим их, или перечислению по назначению. 

9. Обслуживание бюджетных учреждений, расположенных за пределами Кыргызской Республики, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров. 

(В редакции Законов КР от 18 января 2022 года N 2, 9 августа 2023 года N 171

См.: 

постановление Правительства КР от 29 сентября 2017 года N 626 "О средствах бюджетных учреждений, аккумулируемых на специальных и депозитных счетах в системе единого казначейского счета" 

 

 

 

 

 

 

4. 

О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях 

г. Бишкек, от 28 октября 2021 года № 128 

 

.........  

Статья 303-1. Отказ в приеме цифрового сома 

Отказ в приеме цифрового сома к оплате влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 30 расчетных показателей, на юридических лиц 130 расчетных показателей. 

 

5. 

О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики 

 

 

Статья 45. Порядок уплаты налогов 

1. Налог уплачивается: 

1) всей суммой налога или по частям; 

2) с отсрочкой или рассрочкой; 

3) не позднее даты окончания срока уплаты налога, установленной настоящим Кодексом для каждого налога; 

4) непосредственно налогоплательщиком или от его имени; 

5) непосредственно по месту налогового учета и/или учетной регистрации налогоплательщика или обособленного подразделения; 

6) в безналичной денежной форме. 

2. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельно 

Статья 45. Порядок уплаты налогов 

1. Налог уплачивается: 

1) всей суммой налога или по частям; 

2) с отсрочкой или рассрочкой; 

3) не позднее даты окончания срока уплаты налога, установленной настоящим Кодексом для каждого налога; 

4) непосредственно налогоплательщиком или от его имени; 

5) непосредственно по месту налогового учета и/или учетной регистрации налогоплательщика или обособленного подразделения; 

 

6) в безналичной денежной форме либо цифровыми сомами. 

2. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельно 

 

Статья 69. Исполнение налогового обязательства 

 

1. Налоговое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями налогового законодательства Кыргызской Республики. 

2. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно или иным третьим лицом в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

3. Исполнением налогового обязательства является оплата в безналичной форме в счет уплаты всей причитающейся суммы налога. 

4. Налогоплательщик имеет право исполнить налоговое обязательство уплатой всей суммы налога сразу или по частям. 

5. Налогоплательщик имеет право исполнить налоговое обязательство досрочно. 

6. Отказ от исполнения налогового обязательства или изменение порядка его исполнения не допускаются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

7. Исполнение налогового обязательства осуществляется независимо от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. 

Статья 69. Исполнение налогового обязательства 

 

1. Налоговое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями налогового законодательства Кыргызской Республики. 

2. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно или иным третьим лицом в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

3. Исполнением налогового обязательства является оплата в безналичной форме, либо в цифровом соме, в счет уплаты всей причитающейся суммы налога. 

4. Налогоплательщик имеет право исполнить налоговое обязательство уплатой всей суммы налога сразу или по частям. 

5. Налогоплательщик имеет право исполнить налоговое обязательство досрочно. 

6. Отказ от исполнения налогового обязательства или изменение порядка его исполнения не допускаются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

7. Исполнение налогового обязательства осуществляется независимо от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. 

 

6. 

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» 

 

Статья 27. Запрещенные действия в торговле 

Продавец (изготовитель, исполнитель) не вправе: 

реализовывать продукцию, не соответствующую требованиям действующих технических регламентов на территории Кыргызской Республики; 

реализовывать продукцию, подлежащую подтверждению соответствия на территории Кыргызской Республики, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; 

осуществлять поставку товаров или услуг с предъявлением счета по оплате при фактическом отсутствии на это заявки со стороны потребителя; 

утверждать, что из-за какого-либо дефекта в доме потребителя здоровье, безопасность или жизнь потребителя и его семьи находятся в опасности, если какой-либо товар или услуга не будут приобретены, когда на самом деле повреждение в доме не существует, или, когда товар или услуги не могут устранить опасность; 

заявлять о бесплатном или льготном предоставлении товаров или услуг либо использовать слова со схожим значением без ясного и четкого указания условий их получения; 

скрывать от потребителя любой материальный факт, отсутствие которого ведет к заблуждению и обману и о котором потребитель не мог знать; 

(абзац 8 утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 февраля 2015 года N 38) 

создавать ситуацию, при которой клиент получит скидку или другие льготы как стимул для заключения сделки, но при этом льготы зависят от случая, который произойдет при завершении сделки; 

использовать в своих интересах неспособность потребителя защищать свои интересы по причине инвалидности, безграмотности или неспособности понимать язык, использованный для соглашения другой стороной соглашения, которая знает или имеет причины знать об этой неспособности клиента; 

допускать большие несоответствия между устным изложением и письменным вариантом соглашения одной и той же сделки или использовать неспособность другой стороны сделки обеспечить обещанные выгоды; 

заявлять о факте сделки таким образом, что у человека есть причины верить, что представленное или предполагаемое состояние дел является другим, чем есть на самом деле; 

утаивать факты, которые являются существенными при сделке, но отсутствие которых привело к хорошей презентации товара; 

навязывать приобретение новых номерных знаков, контрольно-измерительных приборов и других средств, используемых в процессе жизнедеятельности человека, без технических обоснований их замены и желания потребителя; 

ограничивать покупателя в выборе способа оплаты при расчете за товары (работы, услуги) в безналичной форме с использованием оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для совершения операций с использованием банковских платежных карт, электронных денег в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере платежной системы. Перечень продавцов (исполнителей), а также критерии, в соответствии с которыми продавцы (исполнители) обязаны установить у себя оборудование (программно-техническое устройство) для приема и обслуживания банковских платежных карт и/или электронных денег, определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики; 

наносить на продукцию (оказываемую услугу) маркировку добровольной сертификации (органической и/или халал-продукции и услуг), не имея соответствующего добровольного сертификата. 

Статья 27. Запрещенные действия в торговле 

Продавец (изготовитель, исполнитель) не вправе: 

реализовывать продукцию, не соответствующую требованиям действующих технических регламентов на территории Кыргызской Республики; 

реализовывать продукцию, подлежащую подтверждению соответствия на территории Кыргызской Республики, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; 

осуществлять поставку товаров или услуг с предъявлением счета по оплате при фактическом отсутствии на это заявки со стороны потребителя; 

 

утверждать, что из-за какого-либо дефекта в доме потребителя здоровье, безопасность или жизнь потребителя и его семьи находятся в опасности, если какой-либо товар или услуга не будут приобретены, когда на самом деле повреждение в доме не существует, или, когда товар или услуги не могут устранить опасность; 

заявлять о бесплатном или льготном предоставлении товаров или услуг либо использовать слова со схожим значением без ясного и четкого указания условий их получения; 

скрывать от потребителя любой материальный факт, отсутствие которого ведет к заблуждению и обману и о котором потребитель не мог знать; 

(абзац 8 утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 февраля 2015 года N 38) 

создавать ситуацию, при которой клиент получит скидку или другие льготы как стимул для заключения сделки, но при этом льготы зависят от случая, который произойдет при завершении сделки; 

использовать в своих интересах неспособность потребителя защищать свои интересы по причине инвалидности, безграмотности или неспособности понимать язык, использованный для соглашения другой стороной соглашения, которая знает или имеет причины знать об этой неспособности клиента; 

допускать большие несоответствия между устным изложением и письменным вариантом соглашения одной и той же сделки или использовать неспособность другой стороны сделки обеспечить обещанные выгоды; 

 

заявлять о факте сделки таким образом, что у человека есть причины верить, что представленное или предполагаемое состояние дел является другим, чем есть на самом деле; 

утаивать факты, которые являются существенными при сделке, но отсутствие которых привело к хорошей презентации товара; 

навязывать приобретение новых номерных знаков, контрольно-измерительных приборов и других средств, используемых в процессе жизнедеятельности человека, без технических обоснований их замены и желания потребителя; 

ограничивать покупателя в выборе способа оплаты при расчете за товары (работы, услуги) в безналичной форме с использованием оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для совершения операций с использованием банковских платежных карт, цифрового сома, электронных денег, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере платежной системы. Перечень продавцов (исполнителей), а также критерии, в соответствии с которыми продавцы (исполнители) обязаны установить у себя оборудование (программно-техническое устройство) для приема и обслуживания банковских платежных карт и/или электронных денег, определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики; 

 

наносить на продукцию (оказываемую услугу) маркировку добровольной сертификации (органической и/или халал-продукции и услуг), не имея соответствующего добровольного сертификата. 

 

7. 

О внесении изменений в Закон «О платежной системе Кыргызской Республики» 

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе 

В настоящем Законе используются следующие понятия: 

1) агент по распространению электронных денег - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, резидент Кыргызской Республики, который производит погашение (обмен) электронных денег на наличные или безналичные денежные средства, распространяет электронные деньги в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики; 

2) акцептант электронных денег (акцептант) - юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с банком-эмитентом электронных денег или агентом принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с предоставлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами; 

3) безналичный расчет - форма денежного обращения, при которой движение денежных средств происходит без участия наличных денег, путем списания денежных средств с банковского счета плательщика и зачисления их на банковский счет получателя согласно представленным платежным документам, а также расчеты с использованием электронных денег в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики. Расчет является завершением платежа; 

4) внутригосударственный платеж - платеж, совершенный в национальной валюте на территории Кыргызской Республики, в том числе с использованием банковских платежных карт различных платежных систем и электронных денег, выпущенных на территории Кыргызской Республики; 

5) домашний банкинг (home-banking) - способ удаленного банковского обслуживания "на дому" и предоставления банками розничных услуг клиентам (физическим и юридическим лицам) посредством подключения домашних или офисных терминалов (персональный компьютер, стационарный телефон) к компьютерной сети банка; 

6) интернет-банкинг - дистанционное управление клиентом своими банковскими счетами через Интернет. Платежи с использованием Интернет-банкинга осуществляются с использованием общедоступных каналов сети Интернет; 

7) клиринг - процесс сбора, обработки, подтверждения платежей и подсчета взаимных обязательств участников системы; 

8) международные электронные деньги - электронные деньги, электронные денежные средства, денежные обязательства в электронной форме, выпущенные (учитываемые) нерезидентами Кыргызской Республики в рамках законодательства страны происхождения за пределами Кыргызской Республики; 

9) межбанковская клиринговая система - совокупность правил, процедур и способов, с помощью которых участники клиринговой системы представляют и обменивают данные, переводят платежи или ценные бумаги другим участникам через клиринговый центр. Система может быть основана на определении двусторонних или многосторонних чистых позиций участников; 

10) мобильный банкинг - удаленное управление банковским счетом посредством сообщений, отправляемых клиентом банку с мобильного телефона; 

11) оператор платежной системы - юридическое лицо, имеющее лицензию/регистрацию Национального банка в зависимости от типа и категории платежной системы, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники платежной системы обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

12) платеж - исполнение денежного обязательства с использованием наличных денежных средств либо процесс перевода плательщиком безналичных денежных средств; 

13) платежный документ - документ установленной формы, оформленный юридическим или физическим лицом, на основании которого производится платеж; 

14) банковская платежная карта (платежная карта) - платежный инструмент, используемый при проведении расчетов при покупке товаров, услуг, получении наличных денег в национальной и иностранной валютах, осуществлении денежных переводов, а также для расчетов в форме электронных денег через терминалы, банкоматы или иные устройства (периферийные устройства); 

15) платежная система - взаимосвязанная система технологий, процедур, правил, платежных инструментов и систем перевода денежных средств, обеспечивающая денежное обращение. В зависимости от видов проводимых платежей платежные системы подразделяются на системы крупных платежей и системы розничных платежей; 

16) платежная организация - юридическое лицо, имеющее лицензию Национального банка на осуществление деятельности в области оказания услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, в соответствии с договором между платежной организацией и поставщиками товаров/услуг, а также договором между платежной организацией и банком, заключенными в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

17) система денежных переводов - тип платежной системы по принятию оператором платежной системы денежных средств от населения с тем условием, что эти денежные средства будут выплачены адресату; 

18) система расчетов платежными картами - совокупность норм, правил, учреждений и программно-технических средств для организации безналичных расчетов с использованием карт; 

19) электронные деньги - денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на программно-техническом устройстве, включая предоплаченные карты и электронный кошелек, и принимается в качестве средства платежа; 

20) электронный платежный документ - вид платежного документа, составленный в электронной форме, содержащий необходимую информацию для осуществления расчетов и заверенный электронной подписью; 

21) процессинг - лицензируемая деятельность, включающая в себя взаимосвязанные процессы по приему, обработке и выдаче участникам платежной системы финансовой информации; 

22) эмитент электронных денег (эмитент) - Национальный банк, а также банк, имеющий право выпуска электронных денег согласно перечню разрешенных банковских операций, к лицензии банка на право осуществления банковских операций и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательства по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию; 

23) эмитент международных электронных денег - банк или юридическое лицо, нерезидент Кыргызской Республики, осуществляющий деятельность в соответствии с законодательством страны происхождения, который осуществляет выпуск (учет) международных электронных денег за пределами территории Кыргызской Республики. 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе 

В настоящем Законе используются следующие понятия: 

1) агент по распространению электронных денег юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, резидент Кыргызской Республики, который производит погашение (обмен) электронных денег на наличные или безналичные денежные средства, распространяет электронные деньги в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики; 

2) акцептант электронных денег (акцептант) - юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с банком-эмитентом электронных денег или агентом принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с предоставлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами; 

3) безналичный расчет - форма денежного обращения, при которой движение денежных средств происходит без участия наличных денег, путем списания денежных средств с банковского счета плательщика и зачисления их на банковский счет получателя согласно представленным платежным документам, а также расчеты с использованием электронных денег в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики. Расчет является завершением платежа; 

4) внутригосударственный платеж - платеж, совершенный в национальной валюте на территории Кыргызской Республики, в том числе с использованием банковских платежных карт различных платежных систем и электронных денег, выпущенных на территории Кыргызской Республики; 

 

5) домашний банкинг (home-banking) - способ удаленного банковского обслуживания "на дому" и предоставления банками розничных услуг клиентам (физическим и юридическим лицам) посредством подключения домашних или офисных терминалов (персональный компьютер, стационарный телефон) к компьютерной сети банка; 

6) интернет-банкинг - дистанционное управление клиентом своими банковскими счетами через Интернет. Платежи с использованием Интернет-банкинга осуществляются с использованием общедоступных каналов сети Интернет; 

7) клиринг - процесс сбора, обработки, подтверждения платежей и подсчета взаимных обязательств участников системы; 

8) международные электронные деньги - электронные деньги, электронные денежные средства, денежные обязательства в электронной форме, выпущенные (учитываемые) нерезидентами Кыргызской Республики в рамках законодательства страны происхождения за пределами Кыргызской Республики; 

9) межбанковская клиринговая система - совокупность правил, процедур и способов, с помощью которых участники клиринговой системы представляют и обменивают данные, переводят платежи или ценные бумаги другим участникам через клиринговый центр. Система может быть основана на определении двусторонних или многосторонних чистых позиций участников; 

10) мобильный банкинг - удаленное управление банковским счетом посредством сообщений, отправляемых клиентом банку с мобильного телефона; 

11) оператор платежной системы - юридическое лицо, имеющее лицензию/регистрацию Национального банка в зависимости от типа и категории платежной системы, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники платежной системы обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

12) платеж - исполнение денежного обязательства с использованием наличных денежных средств либо процесс перевода плательщиком безналичных денежных средств; 

13) платежный документ - документ установленной формы, оформленный юридическим или физическим лицом, на основании которого производится платеж; 

14) банковская платежная карта (платежная карта) - платежный инструмент, используемый при проведении расчетов при покупке товаров, услуг, получении наличных денег в национальной и иностранной валютах, осуществлении денежных переводов, а также для расчетов в форме электронных денег через терминалы, банкоматы или иные устройства (периферийные устройства); 

15) платежная система - взаимосвязанная система технологий, процедур, правил, платежных инструментов и систем перевода денежных средств, обеспечивающая денежное обращение. В зависимости от видов проводимых платежей платежные системы подразделяются на системы крупных платежей и системы розничных платежей; 

16) платежная организация - юридическое лицо, имеющее лицензию Национального банка на осуществление деятельности в области оказания услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, в соответствии с договором между платежной организацией и поставщиками товаров/услуг, а также договором между платежной организацией и банком, заключенными в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

17) система денежных переводов - тип платежной системы по принятию оператором платежной системы денежных средств от населения с тем условием, что эти денежные средства будут выплачены адресату; 

18) система расчетов платежными картами - совокупность норм, правил, учреждений и программно-технических средств для организации безналичных расчетов с использованием карт; 

19) электронные деньги - денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на программно-техническом устройстве, включая предоплаченные карты и электронный кошелек, и принимается в качестве средства платежа; 

20) электронный платежный документ - вид платежного документа, составленный в электронной форме, содержащий необходимую информацию для осуществления расчетов и заверенный электронной подписью; 

21) процессинг - лицензируемая деятельность, включающая в себя взаимосвязанные процессы по приему, обработке и выдаче участникам платежной системы финансовой информации; 

22) эмитент электронных денег (эмитент) - Национальный банк, а также банк, имеющий право выпуска электронных денег согласно перечню разрешенных банковских операций, к лицензии банка на право осуществления банковских операций и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательства по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию; 

23) эмитент международных электронных денег - банк или юридическое лицо, нерезидент Кыргызской Республики, осуществляющий деятельность в соответствии с законодательством страны происхождения, который осуществляет выпуск (учет) международных электронных денег за пределами территории Кыргызской Республики. 

24) цифровой счет специальный счет открываемый оператором платформы цифрового сома для участников платформы (платежной) системы.  

25) цифровой кошелек счет цифрового сома открываемый для пользователей через участников платформы цифрового сома.  

26) платформа цифрового сома специализированное программное обеспечение, посредством которого оператор платформы цифрового сома, участники платформы цифрового сома и пользователи платформы цифрового сома взаимодействуют в соответствии с правилами платформы для совершения операций с цифровыми сомами.  

Использование слов «цифровой сом» и «платформа цифрового сома» в наименованиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрещается; 

27) оператор платформы цифрового сома Национальный банк, который выпускает и учитывает цифровые сомы участников платформы цифрового сома путем формирования цифровой учетной записи, отражающей размер обязательств оператора платформы цифрового сома перед участниками платформы цифрового сома в сумме цифровых сомов, учитываемых на их цифровых счетах (формирование остатка цифрового сома). 

28) правила платформы цифрового сома - нормативные правовые акты Национального банка, устанавливающие условия доступа к платформе цифрового сома и содержащие иные положения, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

29) пользователь платформы цифрового сома - физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, открывший цифровой кошелек через приложения участника платежных систем для проведения операций с использованием цифровых сомов; 

30) прямые участники платформы цифрового сома банки и Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики имеющие цифровые счета на платформе цифрового сома; 

31) косвенные участники платформы цифрового сома операторы платежных систем/платежные организации, обеспечивающие инфраструктуру доступа к платформе цифрового сома в рамках договора с банком.  

32) оффлайн платежи цифрового сома это платежи и переводы от одного пользователя цифрового кошелька на другой цифровой кошелек, в отсутствии интернет связи или недостаточно высокого соединения связи/сбоев, отключения коммуникационных связей.  

33) смарт контракты на платформе цифрового сома цифровой договор участников на платформе цифрового сома.  

 

……… 

Статья 31 Требования к организации платежей на платформе цифрового сома 

1. Оператор платформы цифрового сома в целях организации и обеспечения бесперебойного функционирования платежей с использованием цифрового сома, устанавливает правила работы платформы цифрового сома, технический регламент и осуществляет контроль за их соблюдением. Правила платформы цифрового сома должны содержать: 

1) функции оператора платформы цифрового сома, участников платформы цифрового сома; 

2) требования к участникам платформы цифрового сома, пользователям платформы цифрового сома; 

4) порядок предоставления доступа к платформе цифрового сома участникам платформы цифрового сома, пользователям платформы цифрового сома, приостановления, возобновления и прекращения их доступа к платформе цифрового сома; 

5) виды операций с цифровыми сомами и порядок их совершения, а также применяемые формы расчетов; 

6) порядок управления рисками и непрерывностью функционирования платформы цифрового сома (далее - бесперебойность функционирования платформы цифрового сома); 

7) требования к обеспечению защиты информации для участников платформы цифрового сома; 

8) порядок урегулирования споров и разногласий; 

9) права, обязанности и ответственность участников и Оператора платформы цифрового сома порядок осуществления контроля за соблюдением правил платформы цифрового сома. 

2. Правила платформы цифрового сома, указанные в части 1 настоящей статьи, могут содержать иные положения, необходимые для организации и обеспечения функционирования платформы цифрового сома. 

3. Правила платформы цифрового сома размещаются на официальном интернет сайте Национального банка. 

4. Оператор платформы цифрового сома обязан обеспечить в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и правилами платформы цифрового сома: 

1) открытие цифрового счета участникам платежной системы; 

2) открытие цифрового кошелька пользователям платформы цифрового сома через участников платформы цифрового сома; 

3) доступ к платформе цифрового сома участникам платформы цифрового сома и пользователям платформы цифрового сома; 

4) бесперебойное функционирование платформы цифрового сома; 

5. Доступ к платформе цифрового сома предоставляется пользователю платформы цифрового сома через любого участника платформы цифрового сома,. 

6. Участник платформы цифрового сома не вправе отказать пользователю платформы цифрового сома в доступе к платформе цифрового сома, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

7. Участник платформы цифрового сома, предоставляющий доступ пользователям к платформе цифрового сома путем открытия цифрового кошелька, осуществляет прием к исполнению распоряжения пользователя платформы цифрового сома в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и правилами платформы цифрового сома. 

8. При приеме к исполнению распоряжения пользователя платформы цифрового сома участник платформы цифрового сома обязан удостовериться в праве пользователя платформы цифрового сома распоряжаться остатком цифровых сомов, проверить реквизиты указанного распоряжения и выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжения. 

9. Участник платформы цифрового сома после выполнения процедур приема к исполнению распоряжения пользователя платформы цифрового сома направляет указанное распоряжение оператору платформы цифрового сома. 

10. Оператор платформы цифрового сома выполняет процедуры приема к исполнению распоряжения участника платформы цифрового сома, поступающего от пользователя платформы цифрового сома, и исполняет его распоряжение в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики и правилами платформы цифрового сома. Прием к исполнению распоряжений взыскателя средств либо иных лиц, реализующих полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, осуществляется оператором платформы цифрового сома в порядке, установленном настоящим законом и правилами платформы цифрового сома. 

11. Оператор платформы цифрового сома обязуется обеспечить высокий уровень безопасности и защиты данных пользователей, включая применение шифрования информации, механизмов аутентификации и защиты от мошенничества. 

12. Пользователь платформы цифрового сома обязуется предоставить достоверные персональные данные при открытии цифрового кошелька через участника платформы цифрового сома, в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка. 

Пользователь имеет право осуществлять расчеты с использованием своего цифрового кошелька в инфраструктуре участников платежной системы

13. Расчеты могут быть направлены как физическим лицам, так и юридическим лицам, включая интернет-магазины и сервисы, в соответствии с правилами, установленными на платформе цифрового сома в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Полученные цифровые сомы автоматически зачисляются на цифровой кошелек пользователя на платформе цифрового сома

14. Пользователь вправе отслеживать свои транзакции и остаток в цифровом кошельке, используя предоставленные на платформе цифрового сома инструменты, такие как веб-интерфейс или мобильное приложение. 

15. Пользователь вправе управлять своим цифровым кошельком, настраивая уведомления, устанавливая пределы платежей и осуществляя другие действия в соответствии с правилами платформы цифрового сома

16. Пользователь должен соблюдать меры безопасности, включая использование надежных паролей и активацию двухфакторной аутентификации, согласно правилам платформы цифрового сома и нормативным правовым актам Национального банка. 

17. Погашение цифровых сомов с цифрового кошелька пользователя, осуществляется путем обмена цифровых сомов на безналичные денежные средства (на его банковский счет, электронный кошелек, банковскую карту), распоряжение которым осуществляется самим пользователем цифрового кошелька через мобильное приложение участников платежных систем. 

 

Статья 10. Правовой статус электронного платежного документа 

Электронный платежный документ, на основании которого осуществляется платеж (первичный электронный платежный документ), проведенный в соответствии с установленными требованиями по формату и процедурам удостоверения подлинности, заверенный электронной подписью или другими эквивалентными средствами защиты, а также электронный платежный документ (карт-чек, смс-уведомление, электронное сообщение), формируемый по факту проведения оплаты за товары/услуги, штрафы и другие платежи в безналичной форме (подтверждающий электронный платежный документ), в том числе осуществленные с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков и других инновационных инструментов, имеют юридический статус, равный юридическому статусу бумажных платежных документов и подтверждений, удостоверенных в соответствии с предъявляемыми требованиями, и должны приниматься в качестве доказательства при рассмотрении судебных и иных споров. 

Статья 10. Правовой статус электронного платежного документа 

Электронный платежный документ, на основании которого осуществляется платеж (первичный электронный платежный документ), проведенный в соответствии с установленными требованиями по формату и процедурам удостоверения подлинности, заверенный электронной подписью или другими эквивалентными средствами защиты, а также электронный платежный документ (карт-чек, смс-уведомление, электронное сообщение), формируемый по факту проведения оплаты за товары/услуги, штрафы и другие платежи, в безналичной форме (подтверждающий электронный платежный документ), в том числе осуществленные с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков, цифровых кошельков и других инновационных инструментов, имеют юридический статус, равный юридическому статусу бумажных платежных документов и подтверждений, удостоверенных в соответствии с предъявляемыми требованиями, и должны приниматься в качестве доказательства при рассмотрении судебных и иных споров. 

 

Дополнить статьей 15-1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 151. Окончательность расчетов цифровыми сомами  

1. Окончательность операции по переводу цифровых сомов с цифрового кошелька пользователя наступает в момент зачисления цифровых сомов на цифровой кошелек получателя. 

2. Обязательство по операциям с использованием цифровых сомов считается исполненным с момента их списания с цифрового кошелька пользователя зачисления на цифровой кошелек/счет получателя средств. 

 

3. Окончательнось оффлайн платежей наступает в два этапа: 

Локальная окончательность (предварительная окончательность): 

1) На уровне устройства: Транзакция считается завершенной на уровне устройства, когда средства списываются с одного оффлайн цифрового кошелька и зачисляются на другой. Это происходит в момент совершения оффлайн транзакции между двумя устройствами. 

2) Запись транзакции: Транзакция записывается в память устройства цифрового кошелька или другого цифрового носителя и ожидает синхронизации с оператором платформы цифрового сома.  

 

8. 

Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» 

 

Статья 48. Банковская деятельность и банковские операции 

1. Банк осуществляет следующие банковские операции, с прямым их указанием в лицензии, в национальной и/или иностранной валюте: 

1) привлечение вкладов от своего имени на договорных условиях; 

2) размещение собственных и/или привлеченных средств от своего имени на договорных условиях; 

3) открытие и ведение счетов; 

 

 

4) осуществление расчетов и платежей по поручению клиентов и банков-корреспондентов, и их кассовое обслуживание; 

5) выпуск, покупка, оплата, принятие, хранение и подтверждение платежных документов (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), включая кредитные и платежные карточки; 

6) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг); 

7) оплата долгового обязательства путем покупки простых и переводных векселей (форфейтинг); 

8) выпуск и размещение долговых ценных бумаг; 

9) выдача банковских гарантий; 

10) осуществление денежных переводов клиентов, в том числе без открытия счета; 

11) открытие и ведение корреспондентских счетов для банков-нерезидентов Кыргызской Республики; 

12) осуществление операций по счетам в иностранной валюте для клиентов и по приобретению (обмену) иностранной валюты от имени клиента; 

13) покупка и продажа (обмен) иностранной валюты от своего имени; 

14) осуществление операций с драгоценными металлами (только банковское серебро, золото, платина и монеты из указанных металлов высоких проб); 

15) осуществление операций с производными финансовыми инструментами (деривативы); 

16) выпуск электронных денег; 

 

 

 

 

17) прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

18) прием, обработка и выдача финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра. 

2. Банки вправе осуществлять следующую деятельность и сделки: 

1) выдача поручительства и иных обязательств за третьих лиц; 

2) выпуск, покупка, продажа, обслуживание ценных бумаг, а также услуги депозитария; 

3) доверительное управление имуществом (за исключением денежных средств) по договору с физическим или юридическим лицом; 

4) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения ценностей; 

5) реализация залогового имущества в погашение обязательств перед банком; 

6) инвестиционные услуги; 

7) консультационные услуги, связанные с банковской деятельностью; 

8) сделки по финансовому лизингу; 

9) услуги в качестве финансового агента; 

10) осуществление функций оператора, предоставляющего услуги онлайн платформ и иных торговых/сервисных платформ в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

3. Банки осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если это не противоречит банковскому законодательству Кыргызской Республики. Банк может осуществлять только такую деятельность, которая необходима для обеспечения его основной деятельности или связана с банковской деятельностью. 

4. Банк вправе заниматься другими видами лицензируемой деятельности с согласия Национального банка. 

5. Банк вправе привлекать на основании договора другое лицо для оказания услуг, необходимых банку (аутсорсинг). Требования к аутсорсингу определяются Национальным банком. 

6. Национальный банк вправе устанавливать виды, перечень и порядок проведения операций, сделок и типовых договоров, а также разрабатывать новые продукты в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

7. Отдельные банковские операции, в том числе по исламским принципам банковского дела и финансирования, могут осуществляться небанковскими финансово-кредитными организациями и другими юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку, при наличии соответствующей лицензии/свидетельства, выданных Национальным банком, в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

8. Требования, условия и особенности осуществления банковских операций, иной деятельности и сделок устанавливаются Национальным банком. 

Статья 48. Банковская деятельность и банковские операции 

1. Банк осуществляет следующие банковские операции, с прямым их указанием в лицензии, в национальной и/или иностранной валюте: 

1) привлечение вкладов от своего имени на договорных условиях; 

2) размещение собственных и/или привлеченных средств от своего имени на договорных условиях; 

3) открытие и ведение счетов; 

31) открытие цифрового кошелька и проведение операций с цифровыми сомами по поручению клиентов; 

4) осуществление расчетов и платежей по поручению клиентов и банков-корреспондентов, и их кассовое обслуживание; 

5) выпуск, покупка, оплата, принятие, хранение и подтверждение платежных документов (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), включая кредитные и платежные карточки; 

6) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг); 

7) оплата долгового обязательства путем покупки простых и переводных векселей (форфейтинг); 

8) выпуск и размещение долговых ценных бумаг; 

9) выдача банковских гарантий; 

10) осуществление денежных переводов клиентов, в том числе без открытия счета; 

11) открытие и ведение корреспондентских счетов для банков-нерезидентов Кыргызской Республики; 

12) осуществление операций по счетам в иностранной валюте для клиентов и по приобретению (обмену) иностранной валюты от имени клиента; 

13) покупка и продажа (обмен) иностранной валюты от своего имени; 

14) осуществление операций с драгоценными металлами (только банковское серебро, золото, платина и монеты из указанных металлов высоких проб); 

15) осуществление операций с производными финансовыми инструментами (деривативы); 

16) выпуск электронных денег; 

161) распространение цифровых сомов посредством открытия цифровых кошельков пользователям, обмен их на безналичные денежные средства, а также проведение операций с их использованием.  

17) прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

18) прием, обработка и выдача финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра. 

2. Банки вправе осуществлять следующую деятельность и сделки: 

1) выдача поручительства и иных обязательств за третьих лиц; 

2) выпуск, покупка, продажа, обслуживание ценных бумаг, а также услуги депозитария; 

3) доверительное управление имуществом (за исключением денежных средств) по договору с физическим или юридическим лицом; 

4) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения ценностей; 

5) реализация залогового имущества в погашение обязательств перед банком; 

6) инвестиционные услуги; 

7) консультационные услуги, связанные с банковской деятельностью; 

8) сделки по финансовому лизингу; 

9) услуги в качестве финансового агента; 

10) осуществление функций оператора, предоставляющего услуги онлайн платформ и иных торговых/сервисных платформ в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

3. Банки осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если это не противоречит банковскому законодательству Кыргызской Республики. Банк может осуществлять только такую деятельность, которая необходима для обеспечения его основной деятельности или связана с банковской деятельностью. 

4. Банк вправе заниматься другими видами лицензируемой деятельности с согласия Национального банка. 

5. Банк вправе привлекать на основании договора другое лицо для оказания услуг, необходимых банку (аутсорсинг). Требования к аутсорсингу определяются Национальным банком. 

6. Национальный банк вправе устанавливать виды, перечень и порядок проведения операций, сделок и типовых договоров, а также разрабатывать новые продукты в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

7. Отдельные банковские операции, в том числе по исламским принципам банковского дела и финансирования, могут осуществляться небанковскими финансово-кредитными организациями и другими юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку, при наличии соответствующей лицензии/свидетельства, выданных Национальным банком, в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

8. Требования, условия и особенности осуществления банковских операций, иной деятельности и сделок устанавливаются Национальным банком.