Вернуться назад

Справка - обоснование 

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс об административной ответственности» 

 

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» разработан в целях оптимизации и гармонизации положений Кодекса об административной ответственности в части применения административных мер взыскания за правонарушения, посягающие на банковское законодательство, а также повышение дисциплины физических и юридических лиц, банков, ФКУ и их должностных лиц. 

Необходимость предлагаемых изменений связана с тем, что действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения правонарушений.  

Так, согласно имеющейся статистике предоставленной Национальным банком, в 2014 году всего по республике было осуществлено 1 280 проверок обменных бюро. По результатам проверок нарушителям направлено 233 предписания, 18 предупреждений, лицензии 134 обменных бюро были приостановлены, отозваны лицензии 16-ти обменных бюро, составлено 304 протокола об административной ответственности, привлечено к административной ответственности 208 физических лиц, общая сумма штрафов в пользу республиканского бюджета составила 317 500 сомов.  

За семь месяцев 2015 года всего по республике осуществлена 251 проверка обменных бюро. За выявленные нарушения законодательства Национальным банком отозваны лицензии 5 обменных бюро, временно приостановлено действие лицензий 11 обменных бюро, а также направлено 6 предупреждений и 52 предписания. Всего по результатам проверок было выявлено 85 фактов осуществления безлицензионной деятельности, на 81 правонарушителя наложен административный штраф, общая сумма штрафов, подлежащих к уплате в республиканский бюджет, составила 121 500 сомов. 

Национальный банк в 2015 году продолжил работу по осуществлению совместных рейдовых проверок. В состав групп проверок входили сотрудники Национального банка. Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызской Республики (Финансовая полиция), Министерства внутренних дел, Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, Мэрии г.Бишкек и Муниципальной службы «Тазалык». 

Несмотря на многочисленные проверки и принимаемые меры воздействия, подобная статистика повторяется из года в год. Отдельные обменные бюро не желают приводить свою деятельность в соответствие с требованиями, а крайняя мера воздействия в виде отзыва лицензии значимого эффекта не имеет. 

В целях исключения деятельности обменных бюро без получения соответствующей лицензии, Национальным банком, в целях оптимизации деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой, был инициирован проект Закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс. 

Указанные изменения предусматривали исключение деятельности обменных бюро в форме физического либо юридического лица из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).  

Данными изменениями позволяли бы эффективно выявлять лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность и своевременно применять к ним меры воздействия. 

Однако, данная инициатива Национального банка не была поддержана Правительством Кыргызской Республики. 

Кроме того, Национальным банком, в рамках применяемых мер по исключению безлицензионной деятельности, были приняты нормативные правовые акты Национального банка, направленные на снижение лицензионных требований при открытии обменных бюро, в частности, было снижено требование о минимальной сумме оборотных средств при открытии юридическим лицом одного обменного бюро с 1 млн. сома до 500 000 (пятисот тысяч) сомов. 

Однако, предпринятые Национальным банком меры не привели к исключению либо снижению безлицензионной деятельности обменных бюро. 

Такая ситуация характеризует несоразмерность, как применяемых штрафов к совершенному правонарушению, так и выполняемой Национальным банком работы к ее результатам. Так, в действующей редакции Кодекса максимальный размер штрафа за нарушения банковского законодательства составляет: на граждан до 2000 сомов, на должностных лиц банков и ФКУ до 3000 сомов. 

В соответствии со статьей 30 общей части Кодекса максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать ста, на должностных лиц двухсот, на юридических лиц десяти тысяч расчетных показателей. Проектом Закона предлагается увеличить максимальный размер, налагаемый на граждан от 100 до 1000, на должностных лиц от 200 до 1500 расчетных показателей. 

Также проектом Закона предлагается в особенной части Кодекса в статье 357 увеличить размеры штрафов за занятие банковской деятельностью без лицензии, в статье 358 увеличить размеры штрафов за привлечение денежных средств без соответствующей лицензии и в статье 359 увеличить размеры штрафов за нарушение банковского, микрофинансового, платежного законодательства, законодательства об обмене кредитной информацией. 

Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают значительное увеличение и конкретизацию размеров штрафов за административные правонарушения в сфере банковского законодательства, исходя из современных реалий, состоянии экономики Кыргызской Республики. Так, предлагается увеличить размеры штрафов за нарушения банковского законодательства: на граждан с 2000 сомов до 100 000 сомов, на должностных лиц с 3000 сомов до 150 000 сомов. В отношении юридических лиц за нарушения банковского законодательства предлагается увеличить размер штрафа до 250 000 сомов. 

Следует отметить, что налагаемые штрафы на нарушения банковского законодательства будут направляться в республиканский бюджет Кыргызской Республики. 

Предполагаемые правовые, социальные и экономические последствия принятия законопроекта: 

Увеличение штрафов за совершаемые правонарушения будет способствовать повышению дисциплины физических и юридических лиц, усилению ответственности должностных лиц банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых Национальным банком, тем самым обеспечивая эффективность надзорных мер и результативность работы Национального банка в данной сфере, увеличению поступлений республиканского бюджета за счет налагаемых и взыскиваемых штрафов.  

Предложенные в законопроекте подходы регулирования и применения административных мер взыскания носят комплексный характер, развивают механизмы банковского надзора и регулирования экономики (банковский сектор).  

Принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на решение задач по привлечению Национальным банком виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства, на повышение дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и на решение комплекса задач по обеспечению стабильности банковской системы. 

Принятие данной нормы также будет способствовать предупреждению (пресечению) фактов мошенничества со стороны лиц, занимающихся банковской деятельностью, в том числе операциями по обмену наличной иностранной валюты без соответствующей лицензии, Данный законопроект соответствует Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом, и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке.  

Проведен анализ регулятивного воздействия предлагаемого проекта закона «О внесении изменений и дополнения в Кодекс об административной ответственности». 

Принятие данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.