Вернуться назад

Анализ регулятивного воздействия 

к проекту Закона Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» 

г. Бишкек 

 

Сроки проведения АРВ 

Начало 01.09.2015 г. 

Конец 19.10.2015 г. 

 

 

Рабочая группа: 

Темиров К.А. - начальник отдела законопроектных работ Юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

Жоробекова А.Т. - главный юрист отдела законопроектных работ Юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

Аширалиева М.К. - начальник экспертного отдела Управления денежной наличности Национального банка Кыргызской Республики 

Матмусаева Н.М. - главный специалист отдела финансовой отчетности и методологии Управления бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

Контактные данные ответственных лиц: 

Темиров К.А. Тел.: 45-66-40 е-mail: ktemirov@nbkr.kg  

Жоробекова А.Т. Тел.: 45-66-41 е-mail: jorobekova@nbkr.kg 

 

 

Анализ регулятивного воздействия  

«О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» 

 

Настоящий анализ регулятивного воздействия разработан к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года N 559.  

 

I. Проблемы и основания для государственного вмешательства 

 

В настоящее время в условиях нестабильности курса иностранной валюты остро назрела необходимость создания альтернативных вариантов сбережений и инвестирования населения и субъектов предпринимательства.  

Нестабильность курса иностранной валюты обусловлена периодически создаваемым обменными бюро ажиотажем на рынке наличной иностранной валюты. Данный фактор формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания. Как следствие, начинается активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте. На сегодняшний день на банковском рынке страны депозиты в иностранной валюте являются более ликвидными и выполняют функции не только накопления активов, но и залогового обеспечения в кредитных операциях. Таким образом, в настоящее время наблюдается повышение уровня долларизации экономики в Кыргызской Республике. Так, в настоящее время коэффициент долларизации депозитов в Кыргызской Республике составил 64,8%. 

Ниже приведена динамика долларизации кредитов и депозитов в банковской сфере за период с конца 2013 года по сентябрь 2015 года. 

 

период 

Долларизация кредитов 

Долларизация депозитов 

Конец 2013 года 

53,6% 

48,8% 

Конец 2014 года 

57,6% 

56,3% 

Сентябрь 2015 года 

55,1% 

64,8% 

 

Активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте в свою очередь приводит к еще большему давлению на обменный курс, ускорению темпов обесценения сома и, соответственно, росту импортируемой инфляции. 

По оценкам Национального банка, из-за роста обменного курса, обусловленного не экономическим, а ажиотажным спросом, инфляция в 2014 году выросла дополнительно на 3 процентных пункта. В то время как анализ исследования внешнеэкономического сектора показывает, что фундаментальных изменений во внешнеэкономическом секторе, которые могли бы привести к значительному росту спроса на иностранную валюту, не наблюдается. По предварительным данным, дефицит торгового баланса за 10 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 8,6 процента до 2,69 млрд. долларов США. Объем чистого притока денежных переводов физических лиц за этот период вырос на 1,6 процента и составил 1,6 млрд. долларов США. 

В период нестабильности на валютных рынках большинство инвесторов предпочитают вкладывать свои средства в более стабильный рынок металлов, ориентируясь на курс золота. При понижении курса валюты, курс золота, как правило, повышается.  

Следует особо подчеркнуть, что одним из главных секторов финансового рынка является рынок драгоценных металлов. Мировые валюты в последнее время крайне нестабильны, и наиболее устойчивым активом являются драгоценные металлы золото и серебро, которые благодаря своим уникальным свойствам и длительной истории в качестве денег имеют большой запас прочности как инвестиционный и резервный актив. Торговля золотом и серебром являются одними из самых привлекательных финансовых инструментов на мировом рынке и в условиях повышенного мирового спроса на золото в Кыргызстане необходим организованный финансовый рынок.  

Особенность драгоценных металлов заключается в том, что практически все они являются товарами, то есть используются не только для получения спекулятивной прибыли, но и в реальных отраслях промышленности: микроэлектронике, ювелирном деле, медицине и т.д. Поэтому для всех драгметаллов в целом свойственна высокая надежность вложения денег (спрос стабилен, а предложение ограничивается разведанными запасами), в результате имеется тенденция к повышению стоимости.  

По официальным данным, около 70% мирового спроса на драгоценные металлы приходится на ювелирную отрасль, 19% приходится на инвестиционные накопления и 11% на другие сектора промышленности.  

Анализ ситуации в сфере добычи драгоценных металлов показывает, что в Кыргызстане ежегодно добывается около 17 тонн золота и 5 тонн серебра и практически все они экспортируются, не аккумулируясь и не оставаясь на внутреннем рынке страны.  

Несмотря на то, что Кыргызская Республика является золотодобывающей страной объем инвестиционных накоплений в драгоценные металлы практически равен нулю. В Кыргызстане не развит и практически отсутствует внутренний активный рынок драгоценных металлов, в связи с чем сбережения населения и предприятий в основном вкладываются либо в иностранную валюту, либо в недвижимое или движимое имущество.  

Учитывая необходимость решения данной проблемы, Национальным банком Кыргызской Республики совместно с ОАО «Кыргызалтын» прорабатывается вопрос изготовления и дальнейшей реализации на финансовом рынке республики аффинированных мерных слитков из золота весом 100 гр.  

Изготовление иных видов аффинированных мерных слитков и инвестиционных монет из драгоценных металлов будет осуществляться за пределами Кыргызской Республики.  

На сегодняшний день в Кыргызской Республике пока еще не созданы благоприятные условия для обращения на финансовом рынке Кыргызстана аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра.  

Становится очевидным, что необходимо создание дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений, которые позволят также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты.  

Необходимо снижение уровня долларизации экономики в Кыргызстане. Одним из способов будет являться постепенное наращивание объемов выпуска инвестиционных мерных слитков из аффинированного золота и/или серебра с обеспечением возможности выполнения отдельных функций (открытие коммерческими банками металлических счетов, золотых депозитов), выполняемых инвалютными депозитами. 

Следует отметить, что 12 марта 2015 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», предусматривающий освобождение от уплаты НДС и НсП операций, осуществляемых банками с аффинированными стандартными и мерными слитками, инвестиционными монетами из золота и/или серебра. Принятые Жогорку Кенешем поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики актуальны в сегодняшних условиях, поскольку предоставят возможность населению вкладывать свои средства в золото и/или серебро, что позволило бы снизить уровень долларизации в экономике.  

Анализ ситуации на рынке драгоценных металлов определил несколько направлений, по которым государству необходимо решить вопросы совершенствования нормативно-правовой базы для достижения цели создания и развития новых инструментов и механизмов изготовления и дальнейшей реализации на финансовом рынке аффинированных стандартных и мерных слитков и инвестиционных монет из золота и/или серебра.  

Благодаря своей уникальной природе, заключающейся в двойственности свойств продукта, когда золото - это и сырье, и финансовый инструмент, оно стало рассматриваться как инструмент диверсификации рисков вложений не только институциональными инвесторами, но и населением.  

Следовательно, услуги по операциям с инвестиционным золотом и серебром являются финансовыми, поэтому необходима поправка в Налоговый кодекс, предоставляющая свободный доступ населения к наиболее защищенному виду вложений, поскольку действующее налоговое законодательство будет требовать взимание НДС и НсП при осуществлении продажи индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра.  

Для полноценного и успешного развития в Кыргызстане финансового рынка необходимо освобождение Национального банка Кыргызской Республики от уплаты НДС и таможенных пошлин и таможенных сборов в связи с ввозом в республику аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет из золота и/или серебра, изготовленных за пределами Кыргызской Республики. Кроме того, помимо коммерческих банков, необходимо также предоставить возможность частными предпринимателям и юридическим лицам осуществлять операции с аффинированными стандартными и мерными слитками, инвестиционными монетами из золота и/или серебра. Для того, чтобы индивидуальные предприниматели и юридические лица активно и успешно могли реализовывать на финансовом рынке республики слитки из аффинированного золота и/или серебра целесообразно предусмотреть также и для них налоговые льготы.  

Таким образом, в Кыргызстане назрела необходимость, когда государству нужно предпринимать меры в части формирования в стране рынка новых альтернативных инструментов сбережений населения и субъектов предпринимательства и как следствие развития системы платежей с использованием мерных слитков из золота или серебра, относящихся к драгоценным металлам, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения инвестиций в банковский рынок для повышения привлекательности коммерческих банков.  

Для того, чтобы в Кыргыстане были созданы и заложены механизмы для развития рынка банковских драгоценных металлов необходим действенный инструмент, при этом, как отмечалось выше, в первую очередь необходимо внести ряд поправок в Налоговый кодекс в части освобождения от налогообложения в связи с ввозом в Кыргызскую Республику аффинированных мерных слитков и инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра, что позволит Национальному банку предоставить по доступной цене новый вид вложений населению, предпринимателям и юридическим лицам, следовательно развить банковские услуги на финансовом рынке. В противном случае, мы получаем ситуацию, когда финансовый сектор не достаточно развит и требует коренного изменения. 

В первую очередь экономический смысл выпуска мерных слитков из золота и/или серебра заключается в предоставлении физическим и юридическим лицам возможности вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые являются относительным гарантом стабильности и уверенности.  

С внедрением в Кыргызстане рынка аффинированных стандартных и мерных слитков и инвестиционных монет из драгоценных металлов в сфере финансовых услуг, в перспективе ожидается эффективное и динамичное развитие экономики республики, что является первоочередной задачей государства в целом.  

 

Таким образом, при формулировании проблем и оснований для государственного вмешательства, можно выделить следующее: 

 

Проблема (основание) 1: отсутствие альтернативного механизма сбережений населения и субъектов предпринимательства в условиях нестабильности курса иностранной валюты в свете последних событий, происходящих на валютном рынке страны. На сегодняшний день сбережения населения и предприятий в основном вкладываются либо в иностранную валюту, либо в недвижимое или движимое имущество. В связи с тем, что на сегодняшний день имеет место нестабильность на финансовом рынке (в том числе частая волатильность обменного курса валюты), необходимо обеспечить безопасность вложения и хранения средств как населения, предпринимателей, так и юридических лиц.  

 

Проблема (основание) 2: повышенный уровень долларизации экономики в Кыргызстане 

На сегодняшний день на банковском рынке страны депозиты в иностранной валюте являются более ликвидными и выполняют функции не только накопления активов, но и залогового обеспечения в кредитных операциях. Согласно статистическим данным в настоящее время коэффициент долларизации депозитов в банковской сфере Кыргызской Республике составил 64,8%. Негативную роль в тенденции повышенного уровня долларизации экономики республики играет нестабильность курса иностранной валюты. Данный фактор формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания. Как следствие, начинается активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте. Активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте в свою очередь приводит к еще большему давлению на обменный курс, ускорению темпов обесценения сома и, соответственно, росту импортируемой инфляции. 

 

 

Проблема (основание) 3: Слабое развитие и практическое отсутствие в Кыргызстане внутреннего активного рынка драгоценных металлов.  

Несмотря на то, что Кыргызская Республика является золотодобывающей страной, объем инвестиционных накоплений в драгоценные металлы практически равен нулю. В Кыргызстане не развит и практически отсутствует внутренний активный рынок драгоценных металлов, в связи с чем сбережения населения и предприятий в основном вкладываются либо в иностранную валюту, либо в недвижимое или движимое имущество.  

Анализ ситуации в сфере добычи драгоценных металлов показывает, что в Кыргызстане ежегодно добывается около 17 тонн золота и 5 тонн серебра и практически все они экспортируются, не аккумулируясь и не оставаясь на внутреннем рынке страны. Учитывая, что в период нестабильности на валютных рынках большинство инвесторов предпочитают вкладывать свои средства в более стабильный рынок металлов, а также в условиях повышенного мирового спроса на золото, в Кыргызстане необходим развитый внутренний рынок драгоценных металлов. 

 

 

Следует отметить, что перечисленные проблемы (основания) тесно взаимосвязаны друг с другом и их решение подразумевает комплексный подход. В связи с чем, ожидается, что предлагаемые поправки в Налоговый кодекс будут способствовать повышению поступления инвестиций в банковский рынок, позволит формированию рынка новых инструментов сбережений и инвестиций для населения и предприятий, снизит уровень долларизации депозитов в Кыргызстане, тем самым обеспечивая эффективность развития сектора добычи и производства драгоценных металлов. В перспективе поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики направлены на содействие долгосрочному экономическому росту в Кыргызстане.  

 

 

Ниже приведено дерево проблем, изображенное в виде схемы: 

 

 

 

 

 

II. Цели и задачи регулирования 

 

Цель № 1: Необходимо создание новых альтернативных инструментов сбережений и инвестирования.  

Необходимо формирование новых альтернативных инструментов сбережений и инвестиций населения, предпринимателей и предприятий, повышение привлекательности коммерческих банков в качестве держателей надежных инвестиционных активов, что позволит привлечь инвестиции на банковский рынок, следовательно развить в целом финансовый рынок Кыргызской Республики. Необходимо предоставить физическим и юридическим лицам возможность вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые являются относительным гарантом стабильности и уверенности. Необходимо также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты, путем создания дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений. 

 

Цель № 2: Необходимо снижение уровня долларизации экономики в Кыргызской Республике 

Необходимо снизить уровень долларизации экономики в Кыргызстане. Необходимо повысить поступления инвестиций в банковский рынок, создать условия для формирования рынка новых инструментов сбережений и инвестиций для населения и предприятий. Одним из путей достижения указанных целей будет являться постепенное наращивание объемов выпуска инвестиционных мерных слитков из аффинированного золота и/или серебра с обеспечением возможности выполнения отдельных функций (открытие коммерческими банками металлических счетов, золотых депозитов), выполняемых инвалютными депозитами. 

 

Цель № 3: Необходимо развивать в Кыргызстане внутренний активный рынок драгоценных металлов:  

Необходимо создание условий для дальнейшего развития в нашей стране промышленного потенциала золотодобывающей отрасли для целей долгосрочного экономического роста республики, соответственно необходимо создание условий для обращения на финансовом рынке Кыргызстана аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра. Необходимо создание условий для развития системы платежей с использованием мерных слитков из золота или серебра, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения инвестиций в банковский рынок для повышения привлекательности коммерческих банков. Необходимо создание условий для развития рынка банковских драгоценных металлов в стране, развития сектора добычи и производства драгоценных металлов, направленных на развитие экономики республики в долгосрочной перспективе. 

 

Исходя из целей, приведены качественные индикаторы достижения целей при решении проблем и оснований для государственного вмешательства, а также необходимо решение следующих задач: 

- установить, что поставка и экспорт аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота или серебра, является поставкой, освобожденной от НДС; 

- предоставить возможность частными предпринимателям и юридическим лицам осуществлять операции с указанными слитками и инвестиционными монетами, т.е. установить, что от уплаты налога с продаж освобождается реализация аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра;  

- создать условия для предоставления Национальным банком населению, предпринимателям и юридическим лицам по доступной цене нового вида сбережений и инвестирования, следовательно развитие банковских услуг на финансовом рынке;  

- необходимо освободить Национальный банк от уплаты НДС и таможенных пошлин и таможенных сборов в связи с ввозом в республику аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет из золота и/или серебра, изготовленных за пределами Кыргызской Республики, а также других товаров и оборудования, ввозимых Национальным банком для обеспечения своей деятельности, осуществляемой в соответствии с Конституцией и Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики».  

 

 

III. Варианты государственного регулирования и оценки последствий 

 

1) Вариант регулирования «оставить все как есть» 

Практика показывает, что в Кыргызской Республике отсутствует активный рынок аффинированных стандартных и мерных слитков из золота и серебра, не развит промышленный потенциал золотодобывающей отрасли.  

Кроме того, как показывает практика в условиях нестабильности курса иностранной валюты необходим альтернативный механизм регулирования денежной массы в республике.  

Если оставить действующие статьи Налогового кодекса как есть, то в стране не будут созданы условия для развития внутреннего рынка драгоценных металлов, не будут созданы условия для формирования новых альтернативных инструментов сбережений и инвестиций населения, предпринимателей и предприятий, не будут созданы условия для решения некоторых задач по снижению уровня долларизации в Кыргызстане. 

Для того, чтобы в Кыргыстане были созданы условия и заложены механизмы для развития внутреннего рынка драгоценных металлов, для формирования новых альтернативных инструментов сбережений и инвестиций населения, предпринимателей и предприятий и для решения некоторых задач по снижению уровня долларизации в Кыргызстане, необходим действенный инструмент, при этом, как отмечалось выше, в первую очередь необходимо внести ряд поправок в Налоговый кодекс в части освобождения от налогообложения в связи с ввозом в Кыргызскую Республику аффинированных мерных слитков и инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра, что позволит Национальному банку предоставить по доступной цене новый вид вложений населению, предпринимателям и юридическим лицам, следовательно развить банковские услуги на финансовом рынке.  

В противном случае, если оставить действующие статьи Налогового кодекса, тот эффект, который планируется решить, не достигнет своей цели.  

При применении варианта регулирования «оставить все как есть», учитывая вышеизложенное нельзя оставить как есть, необходимо менять нормы закона.  

 

2) Вариант регулирования, предусматривающий внесение дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики 

 

Способ регулирования 

Проектом Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» предлагается установить, что поставка и экспорт аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота или серебра, является поставкой, освобожденной от НДС. Также законопроектом устанавливается, что от уплаты налога с продаж освобождается реализация аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра, т.е. предлагается предоставить возможность частными предпринимателям и юридическим лицам осуществлять операции с указанными слитками и инвестиционными монетами. Также законопроектом предлагается освободить Национальный банк от уплаты НДС и таможенных пошлин и таможенных сборов в связи с ввозом в республику аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет из золота и/или серебра, изготовленных за пределами Кыргызской Республики, а также других товаров и оборудования, ввозимых Национальным банком для обеспечения своей деятельности, осуществляемой в соответствии с Конституцией и Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики».  

 

Регулятивное воздействие  

Предлагаемый проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» разработан в целях создания условий для обращения на финансовом рынке Кыргызстана аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра и направлен на долгосрочный экономический рост республики. Проект Закона направлен на создание условий для формирования в стране рынка новых альтернативных инструментов сбережений населения и субъектов предпринимательства и как следствие развития системы платежей с использованием мерных слитков из золота или серебра, относящихся к драгоценным металлам, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения инвестиций в банковский рынок для повышения привлекательности коммерческих банков. Законопроект предусматривает освобождение Национального банка от налогообложения в связи с ввозом в Кыргызскую Республику аффинированных мерных слитков и инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра, что позволит Национальному банку предоставить по доступной цене новый вид вложений населению, предпринимателям и юридическим лицам, следовательно развить банковские услуги на финансовом рынке.  

Инициируемым проектом Закона предлагается установить, что поставка и экспорт аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота или серебра, является поставкой, освобожденной от НДС. Кроме того, законопроектом устанавливается, что от уплаты налога с продаж освобождается реализация аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра, т.е. предлагается предоставить возможность частными предпринимателям и юридическим лицам осуществлять операции с указанными слитками и инвестиционными монетами.  

Данная законодательная инициатива обусловлена в первую очередь нестабильностью на финансовом рынке и безопасностью вложения и хранения средств, как населения, предпринимателей, так и юридических лиц. Данное направление в финансовом секторе республики позволит полноценно и эффективно сформировать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестиций населения, предпринимателей и предприятий, и немаловажным аспектом является предоставление им возможности зарабатывать. 

Создание дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений позволят также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты.  

В объявленный Президентом Кыргызской Республики год укрепления национальной экономики данная законодательная инициатива будет способствовать дальнейшему развитию в нашей стране промышленного потенциала золотодобывающей отрасли, что также является немаловажным аспектом для развития экономики Кыргызстана. 

В первую очередь экономический смысл выпуска мерных слитков из золота и/или серебра заключается в предоставлении физическим и юридическим лицам возможности вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые являются относительным гарантом стабильности и уверенности.  

Ожидается, что данные поправки в Налоговый кодекс будут способствовать повышению поступления инвестиций в банковский рынок, позволит формированию рынка новых инструментов сбережений и инвестиций для населения и предприятий, снизит уровень долларизации депозитов в Кыргызстане, тем самым обеспечивая эффективность развития сектора добычи и производства драгоценных металлов. В перспективе поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики направлены на содействие долгосрочному экономическому росту в Кыргызстане.  

Проектом Закона также предусмотрено освобождение Национального банка от НДС при ввозе (импорте) товаров, указанных в пункте 10 статьи 178 Таможенного кодекса КР от 12 июля 2004 года № 88. 

В соответствии со статьей 105 Конституции Кыргызской Республики, Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой, определяет и проводит денежно-кредитную политику, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. 

Учитывая статус, установленный Конституцией, Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики» целью деятельности Национального банка являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Национального банка, является поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики. 

В соответствии со статьей 53 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики» Национальный банк, включая его областные управления, его собственность, имущество и доходы, а также сделки и операции освобождаются от любых сборов, таможенных пошлин и сборов в отношении товаров, указанных в пункте 10 статьи 178 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, а также государственной пошлины.  

Пунктом 10 статьи 178 Таможенного кодекса от 12 июля 2004 года № 87 в отношении валюты Кыргызской Республики, ввозимой или вывозимой Национальным банком Кыргызской Республики, оборудования и товаров, ввозимых Национальным банком Кыргызской Республики установлен специальный таможенный режим.  

Таким образом, следует отметить, что Национальный банк обладает иммунитетом по перечню отдельных видов ввозимых товаров.  

С учетом статьи 105 Конституции Кыргызской Республики, а также Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики (статей 2, 3 и 53), проектом Закона предусмотрена поправка, предусматривающая освобождение Национального банка от уплаты НДС при ввозе товаров, указанных в пункте 10 статьи 178 Таможенного кодекса КР. Так, предусмотрено освобождение Национального банка от уплаты НДС при ввозе таких товаров и оборудования, как: денежное оборудование (счетчики банкнот и монет и запчасти к ним, сортировщики банкнот и монет и запчасти к ним, вакуумные и бандерольные упаковщики банкнот и запчасти к ним, система уничтожения банкнот и запчасти к ним, детекторы валют, кассовые тележки и другое); компьютерное оборудование и расходные материалы к ним; дизельгенераторы, источники бесперебойного питания, запасные части к ним;; спецавтотранспорт. Данный перечень товаров также дополнен товарами, относящимися к денежному и экспертному оборудованию, а также к офисному, серверному, сетевому и т.д. оборудованию. 

 

При решении проблем, отраженных в разделе «Проблемы и основания для государственного вмешательства», позитивные стороны проекта Закона заключаются в следующем: 

1. Предлагаемые дополнения и изменения окажут эффективное воздействие на создание новых альтернативных инструментов сбережений и инвестирования населения, предпринимателей и предприятий, повышение привлекательности коммерческих банков в качестве держателей надежных инвестиционных активов, что позволит привлечь инвестиции на банковский рынок, следовательно развить в целом финансовый рынок Кыргызской Республики. Данная инициатива позволит предоставить физическим и юридическим лицам возможность вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые являются относительным гарантом стабильности и уверенности. Создание дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений позволят также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты.  

2. Предлагаемые дополнения и изменения окажут эффективное воздействие на снижение уровня долларизации экономики в Кыргызской Республике. Постепенное наращивание объемов выпуска инвестиционных мерных слитков из аффинированного золота и/или серебра с обеспечением возможности выполнения отдельных функций (открытие коммерческими банками металлических счетов, золотых депозитов), выполняемых инвалютными депозитами, позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызстане. Ожидается, что данные поправки в Налоговый кодекс будут способствовать повышению поступления инвестиций в банковский рынок, позволит формированию рынка новых инструментов сбережений и инвестиций для населения и предприятий, снизит уровень долларизации депозитов в Кыргызстане, тем самым обеспечивая эффективность развития сектора добычи и производства драгоценных металлов. В перспективе поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики направлены на содействие долгосрочному экономическому росту в Кыргызстане.  

3. Предлагаемые дополнения и изменения окажут эффективное воздействие на развитие в Кыргызстане внутреннего активного рынка драгоценных металлов, позволят создать благоприятные условия для обращения на финансовом рынке Кыргызстана аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра для целей долгосрочного экономического роста республики. Позволят создать условия для дальнейшего развития в нашей стране промышленного потенциала золотодобывающей отрасли, что также является немаловажным аспектом для развития экономики Кыргызстана. Позволят создать условия для развития системы платежей с использованием мерных слитков из золота или серебра, относящихся к драгоценным металлам, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения инвестиций в банковский рынок для повышения привлекательности коммерческих банков. Позволят создать условия для развития рынка банковских драгоценных металлов в стране, развития сектора добычи и производства драгоценных металлов, направленных на развитие экономики республики в долгосрочной перспективе. 

Степень достижения поставленных целей: таким образом, представленный вариант регулирования направлен на достижение всех целей и задач, указанных в разделе II «Цели и задачи регулирования». 

 

Реализационные риски  

При внедрении механизма реализации проекта Закона его вступление в силу не повлечет негативных последствий для страны, поскольку предлагаемая инициатива будет способствовать развитию в Кыргызстане рынка аффинированных стандартных и мерных слитков из золота и серебра и направлена на развитие экономики республики в долгосрочной перспективе. 

 

Правовой анализ 

Проект закона разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», инструкцией по законодательной технике.  

Данный законопроект базируется на положениях Конституции Кыргызской Республики, органически связан с действующей нормативно-правовой базой, дополняя и раскрывая положения по налогообложению драгоценных металлов в виде аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра и их дальнейшей реализации на финансовом рынке. 

Предложенные в законопроекте подходы регулирования и установления освобождения от налогообложения реализации аффинированных стандартных и мерных слитков и инвестиционных монет, изготовленных из золота и/или серебра, носят комплексный характер, создают новые альтернативные инструменты сбережения и инвестирования, направлены на снижение уровня долларизации в стране и на развитие внутреннего рынка драгоценных металлов для долгосрочного экономического роста Кыргызской Республики. Так, проектом Закона предлагается в статье 256 и 261 Налогового кодекса установить, что поставка и экспорт аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота или серебра, является поставкой, освобожденной от НДС. Кроме того, законопроектом предлагается в статье 315 НККР установить устанавливается, что от уплаты налога с продаж освобождается реализация аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра, т.е. предлагается предоставить возможность частными предпринимателям и юридическим лицам осуществлять операции с указанными слитками и инвестиционными монетами. Также законопроектом предлагается в статье 257 НККР освободить Национальный банк от уплаты НДС и таможенных пошлин и таможенных сборов в связи с ввозом в республику аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет из золота и/или серебра, изготовленных за пределами Кыргызской Республики, а также других товаров и оборудования, ввозимых Национальным банком для обеспечения своей деятельности, осуществляемой в соответствии с Конституцией и Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики».  

Принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на развитие в Кыргызстане рынка аффинированных стандартных и мерных слитков из золота и серебра и направлена на развитие экономики республики в долгосрочной перспективе. И в этой связи отсутствуют как позитивные так и негативные эффекты влияния для целевых показателей результативности для каждой группы интересов и для существенных процессов (коррупция, конкуренция, экология, права и свободы, гендер и т.д.) 

Законопроект не имеет внутренних противоречий, а также противоречий с действующим законодательством Кыргызской Республики и международным законодательством. 

 

Экономический анализ 

Ожидается, что предлагаемые поправки в Налоговый кодекс будут способствовать повышению поступления инвестиций в банковский рынок, позволит формированию рынка новых инструментов сбережений и инвестиций для населения и предприятий, снизит уровень долларизации депозитов в Кыргызстане, тем самым обеспечивая эффективность развития сектора добычи и производства драгоценных металлов. В перспективе поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики направлены на содействие долгосрочному экономическому росту в Кыргызстане.  

Благодаря своей уникальной природе, заключающейся в двойственности свойств продукта, когда золото - это и сырье, и финансовый инструмент, оно стало рассматриваться как инструмент диверсификации рисков вложений не только институциональными инвесторами, но и населением.  

Следовательно, услуги по операциям с инвестиционным золотом и серебром являются финансовыми, поэтому необходима поправка в Налоговый кодекс, предоставляющая свободный доступ населения к наиболее защищенному виду вложений. 

Если предположить, что в 2015 году Ѕ часть изготовленных мерных слитков будет реализована индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами дополнительно еще один раз, потери республиканского бюджета в случае освобождения от налогообложения операций с мерными слитками составят порядка 1,8 млн. сомов. 

Следует отметить, что сумма НДС на импорт по мерным слиткам массой 1, 2, 5, 10, 31 гр. общим тиражом 3 200 шт., приобретенным Национальным банком в начале 2015 года и импортированным на территорию Кыргызской Республики составила 4 722 тыс. сом. Следовательно, в случае наличия освобождения от налогообложения по импорту мерных слитков, указанная сумма налога не допоступила бы в республиканский бюджет.  

Таким образом, ориентировочный объем потерь республиканского бюджета по предполагаемому выпадению налогов при обложении вышеуказанных операций налогами на финансовом рынке не существенен и в случае непринятия предлагаемых изменений, в последующем не даст возможность развивать рынок банковских драгоценных металлов в стране, следовательно, развивать экономику республики в долгосрочной перспективе. 

С внедрением в Кыргызстане рынка аффинированных стандартных и мерных слитков и инвестиционных монет из драгоценных металлов в сфере финансовых услуг, в перспективе ожидается эффективное и динамичное развитие экономики республики, что является первоочередной задачей государства в целом.  

 

 

Результаты общественных обсуждений  

Проект закона размещен на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики (www.nbkr.kg), для обеспечения его доступности для всех заинтересованных лиц.  

 

 

3) Вариант регулирования, предусматривающий отмену действующих норм регулирования 

Отмена в Налоговом кодексе действующих норм регулирования в части обложения налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж реализации аффинированных мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра. 

 

Регулятивное воздействие 

Рассматривается такой альтернативный вариант регулирования, как отмена в Налоговом кодексе действующих норм регулирования в части обложения налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж реализации аффинированных мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра. В частности, отмена норм в статье 243 о том, что операции с аффинированными стандартными и мерными слитками, инвестиционными монетами из золота и/или серебра освобождаются от НДС. Также отмена нормы в статье 315 НККР относительно освобождения реализации банками аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра. 

Однако, данный альтернативный вариант регулирования не позволит создать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестирования для населения и субъектов предпринимательства, не позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызской Республике, не будет способствовать развитию в Кыргызстане внутреннего активного рынка банковских драгоценных металлов. 

Степень достижения поставленных целей: таким образом, данным альтернативным вариантом регулирования невозможно достичь цели и задачи, указанные в разделе II «Цели и задачи регулирования». 

 

Реализационные риски  

Альтернативный вариант регулирования не позволит создать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестирования для населения и субъектов предпринимательства, не позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызской Республике, не будет способствовать развитию в Кыргызстане внутреннего активного рынка банковских драгоценных металлов. 

 

Правовой анализ 

При рассмотрении альтернативного варианта регулирования был проведен анализ нормативно-правовой базы. Данная инициатива не противоречит Конституции. Однако, альтернативный вариант регулирования не позволит создать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестирования для населения и субъектов предпринимательства, не позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызской Республике, не будет способствовать развитию в Кыргызстане внутреннего активного рынка банковских драгоценных металлов. 

 

Экономический анализ 

В соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, предлагаются качественные критерии оценки внедрения альтернативного варианта регулирования об отмене в Налоговом кодексе действующих норм регулирования в части обложения налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж реализации аффинированных мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра, характеризующие влияние регулирования на экономику, общество и окружающую среду. 

Качественные критерии альтернативного варианта 

Альтернативный вариант регулирования не позволит создать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестирования для населения и субъектов предпринимательства, не позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызской Республике, не будет способствовать развитию в Кыргызстане внутреннего активного рынка банковских драгоценных металлов. 

 

Результаты общественных обсуждений 

Альтернативный вариант регулирования в настоящее время рассматривается и обсуждается. 

 

IV. Рекомендуемое регулирование 

При сравнении варианта “2)” (Вариант регулирования, предусматривающий внесение дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики) и варианта «3)» (Альтернативный вариант регулирования, предусматривающий отмену в Налоговом кодексе действующих норм регулирования в части обложения налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж реализации аффинированных мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра) следует отметить, что вариант “3)” не позволит создать новые альтернативные инструменты сбережений и инвестирования для населения и субъектов предпринимательства, не позволит снизить уровень долларизации экономики в Кыргызской Республике, не будет способствовать развитию в Кыргызстане внутреннего активного рынка банковских драгоценных металлов. 

Предлагаемый вариант “2)” создаст необходимые условия для формирования новых альтернативных инструментов сбережений и инвестирования населения, предпринимателей и предприятий, повышения привлекательности коммерческих банков в качестве держателей надежных инвестиционных активов, что позволит привлечь инвестиции на банковский рынок, следовательно развить в целом финансовый рынок Кыргызской Республики. Данная инициатива позволит предоставить физическим и юридическим лицам возможность вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые являются относительным гарантом стабильности и уверенности. Создание дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений позволят также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты. Также предлагаемые дополнения и изменения окажут эффективное воздействие на снижение уровня долларизации экономики в Кыргызской Республике. Постепенное наращивание объемов выпуска инвестиционных мерных слитков из аффинированного золота и/или серебра с обеспечением возможности выполнения отдельных функций (открытие коммерческими банками металлических счетов, золотых депозитов), выполняемых инвалютными депозитами, позволит снизить уровень долларизации экономики в КыргызстанеКроме того, предлагаемые дополнения и изменения окажут эффективное воздействие на развитие в Кыргызстане внутреннего активного рынка драгоценных металлов, позволят создать благоприятные условия для обращения на финансовом рынке Кыргызстана аффинированных стандартных и мерных слитков, а также инвестиционных монет изготовленных из золота и/или серебра для целей долгосрочного экономического роста республики. Позволят создать условия для дальнейшего развития в нашей стране промышленного потенциала золотодобывающей отрасли, что также является немаловажным аспектом для развития экономики Кыргызстана. Позволят создать условия для развития системы платежей с использованием мерных слитков из золота или серебра, относящихся к драгоценным металлам, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения инвестиций в банковский рынок для повышения привлекательности коммерческих банков. Позволят создать условия для развития рынка банковских драгоценных металлов в стране, развития сектора добычи и производства драгоценных металлов, направленных на развитие экономики республики в долгосрочной перспективе. В перспективе поправки в Налоговый кодекс Кыргызской Республики направлены на содействие долгосрочному экономическому росту в Кыргызстане. 

С учетом вышеизложенного анализа, предлагается внедрение предлагаемых норм проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».