Вернуться назад

Справка-обоснование 

к проекту Закона Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере банковской деятельности» 

 

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере банковской деятельности» подготовлен в целях оптимизации проведения процедур временной администрации и ликвидации банков. 

Так, проектом предлагаются поправки в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», касающиеся следующего. 

В статью 158 предлагается дополнение, уточняющее положение по определению оплаты труда (вознаграждения) Временного администратора, назначенного в банк, в случаях, когда в банке, куда назначен Временный администратор не имеется ликвидных средств, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение. При таких случаях предлагается установить, что по решению Национального банка, оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов будет осуществляться за счет Национального банка, с отнесением указанных расходов Национального банка на затраты банка в будущем. 

В статью 176 предлагаются поправки, направленные на исключение коллизий с другими законодательными актами Кыргызской Республики, а также оптимизацию процедур ликвидации банка. 

Так, в части 1 статьи 176 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» предусматривается, что ликвидатором является уполномоченное в соответствии с настоящим Законом лицо, имеющее лицензию государственного органа по делам о банкротстве на осуществление деятельности в качестве ликвидатора. Вместе с тем, Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» не предусмотрено лицензирование деятельности ликвидаторов, а предусмотрено лицензирование деятельности администраторов, осуществляющих процедуры процесса банкротства. Также следует отметить, что Правительством Кыргызской Республики, в рамках работы по оптимизации и либерализации лицензионной системы и регулируемых действующим законодательством общественных отношений, на рассмотрение Жогорку Кенеша внесен законопроект о внесении изменений в законодательные акты в сфере лицензионно-разрешительной системы, которым предусматривается исключение лицензирования администраторов, осуществляющих процедуры процесса банкротства. В этой связи, в целях исключения коллизий между законодательными актами и исключения неработающих норм, предлагается исключить положение о необходимости наличия лицензии у ликвидаторов банков. При этом в Законе устанавливается, что ликвидаторы банков должны соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым Национальным банком. 

Также статьей 176 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» установлено, что вознаграждение ликвидатору устанавливается судом соразмерно сложности банка, но не может превышать среднемесячный размер заработной платы председателя Правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии, с учетом коэффициента инфляции. Ликвидатор устанавливает вознаграждение привлеченным работникам в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка, действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии. 

Вместе с тем, следует отметить, что механизм определения размера вознаграждения ликвидатору с учетом коэффициента инфляции не определен законодательством.  

Кроме того, в определенных случаях, период времени, между введением в банк Временной администрации и принятием судом решения о принудительной ликвидации может быть значительным, что, в свою очередь, создаст для суда трудности при определении вознаграждения ликвидатору, что в итоге приведет к отсутствию кандидатур на позиции ликвидаторов. 

В этой связи предлагается уточнение порядка определения вознаграждения ликвидатору, установив, что суд устанавливает вознаграждение ликвидатору по согласованию с Национальным банком при этом исключая требования о привязке размера вознаграждения к коэффициенту инфляции и устанавливая возможность установления размера вознаграждения ликвидатору, в том числе и в размере, не превыщающем размер вознаграждения, установленного Временному администратору ликвидируемого банка, что сможет снизить указанные выше правовые риски. 

Законопроектом предлагается статью 183 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» дополнить нормами, согласно которым в исключительных случаях, административные расходы ликвидатора при проведении процедуры ликвидации банка могут быть осуществлены за счет средств Национального банка.  

Данное предложение обусловлено тем, что в случаях, когда в банке, в который назначен ликвидатор, не имеется ликвидных средств, за счет которых можно будет оплатить первоначальные затраты на административные расходы при проведении ликвидации банка, необходимо определить источник получения денежных средств на покрытие таких расходов для начала осуществления процедуры ликвидации банка. В целях решения подобных проблем, предлагается установить, что в исключительных случаях, по решению Национального банка, административные расходы при проведении ликвидации банка будут осуществляться за счет средств Национального банка, при этом, предоставленные средства не входят в ликвидационную массу и должны быть возвращены Национальному банку вне очереди. При этом Национальный банк будет предоставлять денежные средства только на те административные расходы, которые будут иметь первостепенное значения для ликвидации банка.  

В целях эффективного проведения процедуры ликвидации законопроектом предлагается предусмотреть освобождение ликвидатора от уплаты государственной пошлины при подаче исков в суд в интересах банка, в отношении которого проводится процедура ликвидации, так как основной задачей ликвидатора является взыскание, реализация активов банка и последующее распределение средств между кредиторами в соответствии с настоящим Законом. Данное изменение вносится также в целях приведения положений Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» с положениями Закона «О государственной пошлине».  

Законопроектом также предлагаются изменения и в Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Закона Кыргызской Республике «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

Так, в целях того, чтобы процедуры специального администрирования, начатые до вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» не прерывались, а также исключения неясностей в статусе специального администратора, осуществляющего ликвидацию таких банков, в части 3 статьи 3 предлагается внести уточнение в части того, что процедура специального администрирования преобразуется в процедуру ликвидации, а специальный администратор приобретает статус ликвидатора, при этом судебных актов, решений Национального банка о таком преобразовании/изменении статуса не требуется.  

Законопроектом также предлагаются изменения в часть 2 Гражданского Кодекса Кыргызской Республики. В частности, предлагается внести изменения в статью 750 в части определения лиц, обладающих правом привлечения вкладов. В статье 750 Гражданского Кодекса Кыргызской Республики право на привлечение вкладов предоставлено только банкам, в то время как в Законах Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и «О кредитных союзах» право на привлечение вкладов могут получить микрофинансовые компании и кредитные союзы, получив соответствующую лицензию Национального банка. В целях исключения возникшей правовой коллизии предлагается внести уточнение в статью 750 Гражданского Кодекса в части того, что небанковские финансово-кредитные организации, получившие соответствующую лицензию Национального банка Кыргызской Республики, имеют право привлекать вклады. 

В связи с тем, что предлагаемые проектом Закона нормы касаются вопросов оптимизации деятельности Национального банка, эффективного применения предусмотренных законодательством мер воздействия Национального банка и не направлены на регулирование предпринимательской деятельности, проведение анализа регулятивного воздействия не требуется. 

В целях общественного обсуждения законопроект был размещен на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики.  

Принятие данного проекта Закона, не влечет за собой экологических, гендерных социальных, экономических, правовых, правозащитных, коррупционных последствий и не противоречит действующему законодательству Кыргызской Республики.  

После вступления в юридическую силу, исполнение данного закона не потребует дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.  

 

 

Председатель  

Национального банка  

Кыргызской Республики К. Кулматов