Вернуться назад

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере банковской деятельности»  

 

Действующая редакция  

(удаляемые положения выделены жирным и зачеркнуты,  

изменяемые положения выделены жирным шрифтом) 

Предлагаемая редакция 

(изменяемые и дополняемые положения выделены жирным шрифтом) 

Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» 

Статья 158. Временный администратор 

1. Временным администратором может быть назначено физическое лицо, обладающее безупречной деловой репутацией, имеющее опыт работы в финансово-банковской системе не менее пяти лет и отвечающее установленным Национальным банком квалификационным и иным требованиям. Служащие Национального банка не могут быть Временным администратором. 

2. Временный администратор действует на основании договора, заключенного с Национальным банком. 

3. В целях недопущения конфликта интересов лицо, претендующее на должность Временного администратора, обязано представить Национальному банку по установленной форме исчерпывающую информацию о своих личных данных и деловых интересах. 

4. Оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществляется за счет средств банка. Оплата труда служащих Национального банка, привлеченных в состав Временной администрации, осуществляется за счет Национального банка. 

5. Смета расходов Временной администрации составляется Временным администратором и согласовывается с Национальным банком. Временный администратор отчитывается по расходам Временной администрации в порядке и сроки, установленные Национальным банком. 

6. Гражданская ответственность Временного администратора подлежит обязательному страхованию. Требования к страховщику и условия страхования определяются Национальным банком. 

Статья 158. Временный администратор 

1. Временным администратором может быть назначено физическое лицо, обладающее безупречной деловой репутацией, имеющее опыт работы в финансово-банковской системе не менее пяти лет и отвечающее установленным Национальным банком квалификационным и иным требованиям. Служащие Национального банка не могут быть Временным администратором. 

2. Временный администратор действует на основании договора, заключенного с Национальным банком. 

3. В целях недопущения конфликта интересов лицо, претендующее на должность Временного администратора, обязано представить Национальному банку по установленной форме исчерпывающую информацию о своих личных данных и деловых интересах. 

4. Оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществляется за счет средств банка. В исключительных случаях, по решению Национального банка, оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществляется за счет Национального банка, расходы которого в дальнейшем будут отнесены на затраты банка, в который назначен Временный администратор. Оплата труда служащих Национального банка, привлеченных в состав Временной администрации, осуществляется за счет Национального банка. 

5. Смета расходов Временной администрации составляется Временным администратором и согласовывается с Национальным банком. Временный администратор отчитывается по расходам Временной администрации в порядке и сроки, установленные Национальным банком. 

6. Гражданская ответственность Временного администратора подлежит обязательному страхованию. Требования к страховщику и условия страхования определяются Национальным банком. 

Статья 176. Статус ликвидатора 

1. Ликвидатором является уполномоченное в соответствии с настоящим Законом лицо, имеющее лицензию государственного органа по делам о банкротстве на осуществление деятельности в качестве ликвидатора. Ликвидатор назначается решением суда по представлению Национального банка. Квалификационные и иные требования к отбору кандидатов для осуществления функций ликвидатора банка устанавливаются Национальным банком. 

Ликвидатор обладает полномочиями всех органов управления банка и является единственным законным представителем банка, как юридического лица, если иное не установлено настоящим Законом. Ликвидатор выступает от имени банка без доверенности, с указанием во всех исходящих документах и сообщениях о том, что в отношении банка проводится процедура принудительной ликвидации. 

2. Основной задачей ликвидатора является взыскание, реализация активов банка и последующее распределение средств между кредиторами в соответствии с настоящим Законом. 

3. По обязательствам, возникающим из сделок, заключенных ликвидатором в соответствии с предоставленными ему настоящим Законом полномочиями, ответственность несет банк, за исключением случаев, когда ответственность ликвидатора наступает в соответствии с гражданским законодательством. 

4. Суд заменяет ликвидатора, если установит, что ликвидатор не исполняет свои функции надлежащим образом, или если ликвидатор не вправе либо не в состоянии исполнять свои обязанности. Лицо, назначаемое судом в порядке замены ликвидатора, также представляется суду Национальным банком. 

При добровольной ликвидации банка, по ходатайству общего собрания акционеров банка либо по своей инициативе, Национальный банк вправе заменить ликвидатора. 

Вновь назначенный ликвидатор вступает в полномочия ликвидатора в установленном порядке. 

5. Вознаграждение ликвидатора устанавливается судом соразмерно сложности ликвидируемого банка, но не может превышать среднемесячный размер заработной платы председателя Правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии, с учетом коэффициента инфляции. 

Ликвидатор устанавливает вознаграждение привлеченным работникам в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка, действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии. 

6. Три процента от суммы вырученных от реализации активов и направленных на удовлетворение требований кредиторов (за исключением сумм, полученных от реализации высоколиквидных активов, не обремененных обязательствами, и залогового имущества), направляются ликвидатором в накопительный фонд. До утверждения судом заключительного отчета ликвидатора Национальный банк вправе рекомендовать суду принять решение о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда, а также по решению ликвидатора - работникам согласно заключенным контрактам. В отсутствие указанной рекомендации Национального банка выплата вознаграждения за счет средств накопительного фонда запрещается, а средства накопительного фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов. 

7. Выплата вознаграждений относится на затраты процедуры принудительной ликвидации банка (административные расходы). 

Статья 176. Статус ликвидатора 

1. Ликвидатор назначается решением суда по представлению Национального банка. Квалификационные и иные требования к отбору кандидатов для осуществления функций ликвидатора банка устанавливаются Национальным банком. 

Ликвидатор обладает полномочиями всех органов управления банка и является единственным законным представителем банка, как юридического лица, если иное не установлено настоящим Законом. Ликвидатор выступает от имени банка без доверенности, с указанием во всех исходящих документах и сообщениях о том, что в отношении банка проводится процедура принудительной ликвидации. 

2. Основной задачей ликвидатора является взыскание, реализация активов банка и последующее распределение средств между кредиторами в соответствии с настоящим Законом. 

3. По обязательствам, возникающим из сделок, заключенных ликвидатором в соответствии с предоставленными ему настоящим Законом полномочиями, ответственность несет банк, за исключением случаев, когда ответственность ликвидатора наступает в соответствии с гражданским законодательством. 

4. Суд заменяет ликвидатора, если установит, что ликвидатор не исполняет свои функции надлежащим образом, или если ликвидатор не вправе либо не в состоянии исполнять свои обязанности. Лицо, назначаемое судом в порядке замены ликвидатора, также представляется суду Национальным банком. 

При добровольной ликвидации банка, по ходатайству общего собрания акционеров банка либо по своей инициативе, Национальный банк вправе заменить ликвидатора. 

Вновь назначенный ликвидатор вступает в полномочия ликвидатора в установленном порядке. 

5. Вознаграждение ликвидатора устанавливается судом, по согласованию с Национальным банком, соразмерно сложности ликвидируемого банка, но не может превышать среднемесячный размер заработной платы председателя правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии либо размер вознаграждения Временного администратора, действовавшего в банке на дату принятия решения о ликвидации банка. Ликвидатор устанавливает вознаграждение привлеченным работникам, в размере, не превышающем размер вознаграждения ликвидатору

6. Три процента от суммы вырученных от реализации активов и направленных на удовлетворение требований кредиторов (за исключением сумм, полученных от реализации высоколиквидных активов, не обремененных обязательствами, и залогового имущества), направляются ликвидатором в накопительный фонд. До утверждения судом заключительного отчета ликвидатора Национальный банк вправе рекомендовать суду принять решение о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда, а также по решению ликвидатора - работникам согласно заключенным контрактам. В отсутствие указанной рекомендации Национального банка выплата вознаграждения за счет средств накопительного фонда запрещается, а средства накопительного фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов. 

7. Выплата вознаграждений относится на затраты процедуры принудительной ликвидации банка (административные расходы). 

Статья 177. Полномочия ликвидатора 

1. Ликвидатор в ходе осуществления процедуры ликвидации банка обязан действовать добросовестно и в наилучших интересах кредиторов. 

2. В целях выполнения своих задач и функций ликвидатор: 

1) с момента своего назначения принимает банк в свое ведение, проводит инвентаризацию активов, счетов и документов, принимает меры по обеспечению сохранности активов банка; 

2) распоряжается имуществом, совершает любые правомерные действия со всеми активами банка в целях оптимального удовлетворения требований кредиторов, принимает меры по взысканию задолженности перед банком, а также меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества и активов банка; 

3) проверяет обоснованность требований кредиторов и в случае необоснованности требований отклоняет их полностью или частично; 

4) производит выплаты кредиторам с соблюдением правил и порядка, установленных настоящим Законом; 

5) вправе отказываться от любых обязательств банка, включая сделки, исполнение которых не принесет прибыли или ведет к образованию обязательств (не удовлетворяя требований кредиторов или сторон сделок, которые станут кредиторами банка в ходе процедуры ликвидации в отношении убытков, причиненных им в результате отказа от исполнения юридически действительных обязательств или обязанностей); 

6) в течение срока, установленного законом о защите банковских вкладов, предоставляет в уполномоченный орган по защите депозитов сведения о гарантированных депозитах физических лиц; 

7) вправе обратиться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком в течение последних трех лет, предшествовавших началу ликвидации, недействительными, если указанные сделки имеют признаки недействительности сделок, указанные в настоящем Законе и законодательстве Кыргызской Республики; 

8) вправе обратиться в суд с требованием о привлечении акционеров, членов Совета директоров, Правления банка к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

9) осуществляет сотрудничество с Национальным банком и другими уполномоченными государственными органами для целей настоящего раздела; 

10) представляет в Национальный банк бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие отчеты ликвидируемого банка в порядке и объеме, устанавливаемых Национальным банком; 

11) исполняет иные функции, вытекающие из настоящего Закона, по осуществлению процедуры ликвидации банка. 

3. При подаче иска в суд о взыскании задолженности ликвидатор освобождается от уплаты государственной пошлины во всех судах, в качестве истца и ответчика, по всем делам. 

Статья 177. Полномочия ликвидатора 

1. Ликвидатор в ходе осуществления процедуры ликвидации банка обязан действовать добросовестно и в наилучших интересах кредиторов. 

2. В целях выполнения своих задач и функций ликвидатор: 

1) с момента своего назначения принимает банк в свое ведение, проводит инвентаризацию активов, счетов и документов, принимает меры по обеспечению сохранности активов банка; 

2) распоряжается имуществом, совершает любые правомерные действия со всеми активами банка в целях оптимального удовлетворения требований кредиторов, принимает меры по взысканию задолженности перед банком, а также меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества и активов банка; 

3) проверяет обоснованность требований кредиторов и в случае необоснованности требований отклоняет их полностью или частично; 

4) производит выплаты кредиторам с соблюдением правил и порядка, установленных настоящим Законом; 

5) вправе отказываться от любых обязательств банка, включая сделки, исполнение которых не принесет прибыли или ведет к образованию обязательств (не удовлетворяя требований кредиторов или сторон сделок, которые станут кредиторами банка в ходе процедуры ликвидации в отношении убытков, причиненных им в результате отказа от исполнения юридически действительных обязательств или обязанностей); 

6) в течение срока, установленного законом о защите банковских вкладов, предоставляет в уполномоченный орган по защите депозитов сведения о гарантированных депозитах физических лиц; 

7) вправе обратиться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком в течение последних трех лет, предшествовавших началу ликвидации, недействительными, если указанные сделки имеют признаки недействительности сделок, указанные в настоящем Законе и законодательстве Кыргызской Республики; 

8) вправе обратиться в суд с требованием о привлечении акционеров, членов Совета директоров, Правления банка к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

9) осуществляет сотрудничество с Национальным банком и другими уполномоченными государственными органами для целей настоящего раздела; 

10) представляет в Национальный банк бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие отчеты ликвидируемого банка в порядке и объеме, устанавливаемых Национальным банком; 

11) исполняет иные функции, вытекающие из настоящего Закона, по осуществлению процедуры ликвидации банка. 

3. При подаче иска в суд в интересах банка, в отношении которого проводится процедура ликвидации, ликвидатор освобождается от уплаты государственной пошлины во всех судах, в качестве истца и ответчика, по всем делам. 

Статья 183. Затраты на процедуры ликвидации (административные расходы ликвидатора) 

Затраты на процедуры ликвидации (административные расходы ликвидатора) включают в себя: 

1) расходы на опубликование извещений и объявлений ликвидатора; 

2) расходы, связанные с поиском, взысканием, оценкой и реализацией активов банка; 

3) расходы, связанные с обеспечением сохранности активов банка; 

4) вознаграждение ликвидатора и оплату труда привлеченных работников; 

5) накопительный фонд; 

6) расходы, связанные с оплатой за получаемые услуги, необходимые для продолжения функционирования, и обязательными платежами в бюджет (электроэнергия, водоснабжение, связь, охрана, транспорт, налоги, пошлины, сборы, плата и другие). 

Статья 183. Затраты на процедуры ликвидации (административные расходы ликвидатора) 

1. Затраты на процедуры ликвидации (административные расходы ликвидатора) включают в себя: 

1) расходы на опубликование извещений и объявлений ликвидатора; 

2) расходы, связанные с поиском, взысканием, оценкой и реализацией активов банка; 

3) расходы, связанные с обеспечением сохранности активов банка; 

4) вознаграждение ликвидатора и оплату труда привлеченных работников; 

5) накопительный фонд; 

6) расходы, связанные с оплатой за получаемые услуги, необходимые для продолжения функционирования, и обязательными платежами в бюджет (электроэнергия, водоснабжение, связь, охрана, транспорт, налоги, пошлины, сборы, плата и другие). 

2. В исключительных случаях, административные расходы при проведении процедуры ликвидации банка могут быть осуществлены за счет средств Национального банка, по мотивированному обращению ликвидатора банка. 

3. Национальный банк предоставляет денежные средства на покрытие административных расходов на основании договора, заключаемого с ликвидатором банка. 

4. Порядок предоставления средств и виды административных расходов, которые будут осуществляться за счет средств Национального банка, определяется Национальным банком. 

5. Национальный банк перечисляет денежные средства на проведение процедуры ликвидации банка на специальный счет, открытый ликвидатором, в соответствии со статьей 182 настоящего Закона.  

6. Денежные средства, предоставленные Национальным банком ликвидатору банка для осуществления административных расходов, не входят в ликвидационную массу и относятся на административные расходы ликвидатора в соответствии со статьей 188 настоящего Закона и должны быть погашены ликвидатором вне очередности погашения требований кредиторов, установленной настоящим Законом. 

Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» 

Статья 3. 

1. Процедуры учреждения банков, лицензирования, согласования должностных лиц, получения разрешений Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) и обжалования его решений, начатые до введения в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», завершаются согласно порядку, установленному Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

2. Со дня введения в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» режим консервации в банках преобразуется в режим Временной администрации, а консерватор банка приобретает статус Временного администратора. 

3. Процедура принудительной ликвидации (банкротства) банков, начатая судом до введения в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», завершается в судебном порядке. Суд и ликвидатор руководствуются нормами Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

4. Пункт 5 статьи 84 Закона «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» для действующих банков вступает в силу с 1 июля 2018 года. 

Установить следующие сроки формирования минимального уставного капитала для действующих банков (включая филиалы банков-нерезидентов): 

до 1 июля 2016 года - 400 млн. сомов; 

до 1 июля 2017 года - 500 млн. сомов; 

до 1 июля 2018 года - 600 млн. сомов. 

До формирования минимального уставного капитала до 600 млн. сомов в соответствии с абзацами вторым-пятым настоящей части выплата дивидендов акционерам (участникам) коммерческих банков не допускается. 

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков устанавливается в размере не менее 600 млн. сомов. 

Статья 3. 

1. Процедуры учреждения банков, лицензирования, согласования должностных лиц, получения разрешений Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) и обжалования его решений, начатые до введения в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», завершаются согласно порядку, установленному Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

2. Со дня введения в действие Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" режим консервации в банках преобразуется в режим Временной администрации, а консерватор банка приобретает статус Временного администратора. 

3. Процедура принудительной ликвидации (банкротства) банков, начатая судом до введения в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», завершается в судебном порядке. Процедура специального администрирования преобразуется в процедуру ликвидации, а специальный администратор приобретает статус ликвидатора, при этом судебных актов, решений Национального банка о таком преобразовании/изменении статуса не требуется. Суд и ликвидатор руководствуются нормами Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

4. Пункт 5 статьи 84 Закона «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» для действующих банков вступает в силу с 1 июля 2018 года. 

Установить следующие сроки формирования минимального уставного капитала для действующих банков (включая филиалы банков-нерезидентов): 

до 1 июля 2016 года - 400 млн. сомов; 

до 1 июля 2017 года - 500 млн. сомов; 

до 1 июля 2018 года - 600 млн. сомов. 

До формирования минимального уставного капитала до 600 млн. сомов в соответствии с абзацами вторым-пятым настоящей части выплата дивидендов акционерам (участникам) коммерческих банков не допускается. 

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков устанавливается в размере не менее 600 млн. сомов. 

Гражданский кодекс Кыргызской Республики 

Статья 750. Право на привлечение денежных средств во вклады 

1. Право привлечения вкладов принадлежит исключительно банкам, действующим на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком Кыргызской Республики, и участвующим в системе защиты вкладов в банках, получившим соответствующую лицензию Национального банка Кыргызской Республики, с учетом установленных им ограничений. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. 

Любые иные юридические и физические лица, не относящиеся к уполномоченным лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, не вправе привлекать денежные средства в любой форме на регулярной основе, в том числе путем публичного привлечения, на условиях срочности, возвратности и платности. 

За нарушение данного запрета наступает ответственность, предусмотренная законодательством Кыргызской Республики. 

2. Привлечение денежных средств во вклады оформляется договором банковского вклада. 

3. В случае принятия вклада от вкладчика лицом, не имеющим на это права, или с нарушением установленного порядка, вкладчик может потребовать немедленного возврата суммы вклада, а также уплаты на нее процентов, предусмотренных статьей 360 настоящего Кодекса, и возмещения сверх суммы процентов всех причиненных вкладчику убытков. Если таким лицом приняты на условиях договора банковского вклада денежные средства вкладчика, такой договор является недействительным. 

4. Если иное не установлено банковским законодательством Кыргызской Республики, последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях: 

1) привлечения денежных средств граждан и юридических лиц во вклады под векселя или иные ценные бумаги, исключающие получение их держателями вклада по первому требованию и осуществление вкладчиком других прав, предусмотренных правилами настоящей главы; 

2) привлечения денежных средств граждан и юридических лиц путем продажи им акций и других ценных бумаг, выпуск которых признан незаконным. 

Статья 750. Право на привлечение денежных средств во вклады 

1. Право привлечения вкладов принадлежит исключительно банкам, действующим на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком Кыргызской Республики, и участвующим в системе защиты вкладов в банках, а также иным небанковским финансово-кредитным организациям, получившим соответствующую лицензию Национального банка Кыргызской Республики, с учетом установленных им ограничений (далее - банк). Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. 

Любые иные юридические и физические лица, не относящиеся к уполномоченным лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, не вправе привлекать денежные средства в любой форме на регулярной основе, в том числе путем публичного привлечения, на условиях срочности, возвратности и платности. 

За нарушение данного запрета наступает ответственность, предусмотренная законодательством Кыргызской Республики. 

2. Привлечение денежных средств во вклады оформляется договором банковского вклада. 

3. В случае принятия вклада от вкладчика лицом, не имеющим на это права, или с нарушением установленного порядка, вкладчик может потребовать немедленного возврата суммы вклада, а также уплаты на нее процентов, предусмотренных статьей 360 настоящего Кодекса, и возмещения сверх суммы процентов всех причиненных вкладчику убытков. Если таким лицом приняты на условиях договора банковского вклада денежные средства вкладчика, такой договор является недействительным. 

4. Если иное не установлено банковским законодательством Кыргызской Республики, последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях: 

1) привлечения денежных средств граждан и юридических лиц во вклады под векселя или иные ценные бумаги, исключающие получение их держателями вклада по первому требованию и осуществление вкладчиком других прав, предусмотренных правилами настоящей главы; 

2) привлечения денежных средств граждан и юридических лиц путем продажи им акций и других ценных бумаг, выпуск которых признан незаконным. 

 

 

Председатель  

Национального банка Кыргызской Республики К. Кулматов