> Показать меню раздела

Внимание! 

Изменения, внесенные Законом КР от 8 июля 2019 года N 83, 

вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования указанного Закона 

  

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

г.Бишкек, от 6 августа 2018 года № 87 

О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

(В редакции Закона КР от 8 июля 2019 года N 83) 

См. также: 

постановление Правительства КР от 25 декабря 2018 года N 606 "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" 

 

Настоящий Закон устанавливает систему мер, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также на противодействие финансированию экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе 

1. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия и термины:

1) банк-оболочка (банк-ширма) - банк-нерезидент, зарегистрированный в качестве банка и получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в государстве (на территории), в котором он не имеет физического присутствия или фактически не имеет органов управления, и который не аффилирован с какой-либо регулируемой финансовой группой, находящейся под консолидированным надзором;

2) бенефициарный владелец - физическое лицо (физические лица), которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет правом собственности или контролирует клиента либо физическое лицо, от имени или в интересах которого совершается операция (сделка);

3) верификация - процедура проверки идентификационных данных клиента и (или) бенефициарного владельца;

4) высокорискованные страны - государства и территории (образования), которые не применяют или применяют в недостаточной степени международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также оффшорные зоны;

5) деловые отношения - отношения между клиентом и финансовым учреждением или клиентом и нефинансовой категорией лиц, возникшие на основе договоренности (устной или письменной) о предоставлении услуг по осуществлению операции (сделки);

6) замораживание операции (сделки) и (или) средств - запрещение проведения операции (сделки) со средствами или передачи, преобразования, отчуждения и перемещения любых средств;

7) идентификация - процедура установления идентификационных данных о клиенте и (или) бенефициарном владельце;

8) иностранный траст - система правоотношений, создаваемая учредителем иностранного траста в соответствии с законодательством иностранного государства, при которой имущество, принадлежащее учредителю иностранного траста, передается в управление доверительному управляющему или попечителю в интересах (в пользу) любого физического или юридического лица, или иностранного юридического образования, которые имеют право на получение денежной и иной выгоды, или с определенной целью;

9) клиент - физическое или юридическое лицо (организация), иностранный траст или юридическое образование, принятые на обслуживание или находящиеся на обслуживании у финансового учреждения или нефинансовой категории лиц либо с которыми финансовое учреждение или нефинансовая категория лиц устанавливает или установила деловые отношения;

10) легализация (отмывание) преступных доходов - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению преступным доходом путем совершения любых действий (операций или сделок) по преобразованию (конверсии) или переводу имущества, если известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника происхождения имущества или оказания помощи лицу, участвующему в совершении преступления, с целью уклонения от ответственности за деяния; либо сокрытие или утаивание подлинного характера источника, местонахождения, способа распоряжения и перемещения имущества, а также прав на имущество или его принадлежность, если известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений; либо сокрытие или непрерывное удержание имущества лицом, не участвовавшим в совершении преступления, если лицу известно, что имущество получено в результате совершения преступления; либо приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения лицу было известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений;

11) обобщенный материал - документ, содержащий информацию о подозрении в осуществлении финансирования террористической деятельности или легализации (отмывания) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений, подготовленный органом финансовой разведки по результатам анализа сообщений об операциях (сделках) и иной информации;

12) оборотные инструменты на предъявителя - денежные инструменты в форме на предъявителя и обращающиеся без ограничения или незаполненные денежные инструменты (дорожные и банковские чеки, денежные и расчетные чеки, векселя, ценные бумаги, обязательства и денежные поручения в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств), в которых не указаны лицо, которому осуществляется выплата, или идентификационные данные получателя денежных инструментов;

13) операции (сделки) - любые операции (сделки) со средствами, совершаемые для установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей со средствами;

14) предикатное преступление (основное преступление) - любое преступление, предусмотренное в уголовном законодательстве Кыргызской Республики или иностранного государства, в результате совершения которого получен доход (средства), являющийся объектом (предметом) легализации (отмывания) преступных доходов;

15) преступный доход - доход (средства), полученный или извлеченный прямо или косвенно в результате совершения преступления на территории Кыргызской Республики или иностранного государства;

16) принцип взаимности - общепризнанный принцип международных отношений, в соответствии с которым уполномоченные государственные органы Кыргызской Республики осуществляют международное сотрудничество с компетентными органами иностранного государства на взаимовыгодной, равноправной основе и на основании письменного обязательства каждой стороны по осуществлению международного сотрудничества;

17) публичные должностные лица - одно из следующих физических лиц:

а) иностранное публичное должностное лицо - лицо, выполняющее или выполнявшее значительные государственные или политические функции (публичные функции) в иностранном государстве (главы государств или правительств, высшие должностные лица в правительстве и иных государственных органах, судах, вооруженных силах, на государственных предприятиях, а также видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий);

б) национальное публичное должностное лицо - лицо, занимающее или занимавшее политическую и специальную государственную должность или политическую муниципальную должность в Кыргызской Республике, предусмотренную Реестром государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики, а также высшее руководство государственных корпораций, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий;

в) публичное должностное лицо международной организации - высшее должностное лицо международной организации, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (руководители, заместители руководителей и члены правления международной организации или лица, занимающие эквивалентные должности в международной организации);

18) риск-ориентированный подход - применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления рисками (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска);

19) Санкционный перечень - перечень физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения;

20) средства - одно из следующих активов:

а) денежные средства и любые финансовые активы;

б) экономические ресурсы, включая нефть и другие природные ресурсы;

в) имущество любого вида (материальное или нематериальное, движимое или недвижимое) независимо от способа приобретения;

г) правовые документы или инструменты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, предоставляющие право или долю на вышеуказанное имущество или активы;

д) банковские кредиты и денежные средства и (или) иное имущество, получаемые/выдаваемые в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, денежные и расчетные чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, банковские тратты или аккредитивы и любые проценты, дивиденды и доход, получаемые от таких средств или активов или производимые ими;

21) счета - банковские счета, как определено в банковском законодательстве Кыргызской Республики, или аналогичные деловые отношения между финансовым учреждением и клиентом или между нефинансовой категорией лиц и клиентом;

22) финансирование распространения оружия массового уничтожения - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что средства предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования распространения ядерного, химического и биологического оружия и (или) средств его доставки;

23) финансирование террористической деятельности - предоставление средств, оказание финансовых услуг или осуществление сбора средств любыми методами или способами, прямо или косвенно, с намерением или осознанием того, что средства предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования террориста и (или) террористической организации либо для финансирования организации подготовки или осуществления террористической деятельности на территории Кыргызской Республики или за ее пределами, либо для финансирования поездок лиц, направляющихся в государство, которое не является государством их проживания или гражданства, для целей планирования, подготовки, совершения или участия в совершении террористических актов, или для подготовки террористов, или для прохождения такой подготовки;

24) финансирование экстремистской деятельности - предоставление средств, оказание финансовых услуг или осуществление сбора средств любыми методами или способами, прямо или косвенно (через третьих лиц), с намерением или осознанием того, что средства предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования организации подготовки или осуществления экстремистской деятельности на территории Кыргызской Республики;

25) целевые финансовые санкции - замораживание любых операций (сделок) и (или) средств физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения, и (или) ограничение предоставления таким лицам, группам и организациям доступа (прямого или косвенного) к любым средствам или финансовым услугам;

26) электронный денежный перевод - операция по переводу денежных средств (наличных, безналичных, электронных денег) от отправителя к получателю денежного перевода, осуществляемая с использованием платежных систем;

27) юридические образования - доверительные фонды и другие аналогичные юридические отношения по управлению и распоряжению имуществом, создаваемые в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Понятия и термины, не определенные в настоящей статье и используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в отраслевом законодательстве Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона 

1. Целью настоящего Закона является защита прав и свобод человека, а также защита национальной безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики от преступных посягательств.

2. Задачами настоящего Закона являются определение и установление правовых и организационных основ:

1) по применению превентивных мер для противодействия финансированию террористической и экстремистской деятельности, финансированию распространения оружия массового уничтожения и легализации (отмыванию) преступных доходов;

2) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию финансирования террористической и экстремистской деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих совершению данных деяний;

3) по укреплению и развитию внутригосударственного взаимодействия в сфере противодействия финансированию террористической и экстремистской деятельности, финансированию распространения оружия массового уничтожения, легализации (отмыванию) преступных доходов и связанным с ней предикатным преступлениям;

4) по укреплению и развитию международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию террористической деятельности, легализации (отмыванию) преступных доходов и связанным с ней предикатным преступлениям.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

1. Законодательство Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принимаемых в рамках настоящего Закона.

2. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика (далее - международные договоры Кыргызской Республики), являются составной частью законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и применяются в порядке и на условиях, не противоречащих настоящему Закону.

Глава 2. Субъекты противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

Статья 4. Субъекты противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

1. Субъектами, осуществляющими меры по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, являются:

1) финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц;

2) проверяющие органы;

3) орган финансовой разведки;

4) органы внутренних дел, органы по борьбе с экономическими преступлениями, таможенные органы (далее - правоохранительные органы), органы национальной безопасности, органы прокуратуры Кыргызской Республики.

2. Правительство Кыргызской Республики образовывает координационно-совещательный орган по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также по вопросам противодействия финансированию экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статья 5. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц 

1. В настоящем Законе под финансовыми учреждениями понимаются следующие юридические лица:

1) ипотечные компании (организации);

2) коммерческие банки;

3) кредитные союзы;

4) лизинговые компании (организации);

5) ломбарды;

6) микрофинансовые организации (микрокредитные агентства, микрокредитные компании, микрофинансовые компании, специализированные финансово-кредитные учреждения);

7) накопительные пенсионные фонды;

8) обменные бюро;

9) операторы системы расчетов с использованием электронных денег;

10) перестраховочные организации и брокеры;

11) платежные организации;

12) предприятия почтовой связи;

13) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

14) ссудно-сберегательные жилищно-строительные кассы;

15) страховые организации (страховщики);

16) страховые брокеры;

17) товарные биржи;

18) эмитенты и агенты (дистрибьюторы) электронных денег.

2. В настоящем Законе под нефинансовыми категориями лиц понимаются следующие физические и (или) юридические лица:

1) государственные и частные нотариусы;

2) независимые юристы (индивидуальные предприниматели), юридические компании и их сотрудники (юрисконсульты), оказывающие на профессиональной основе услуги по подготовке к проведению операции (сделки) или совершающие операции (сделки) от имени или по поручению своего клиента, на основе заключенного контракта;

3) риэлторы (агенты, брокеры, посредники, организаторы торговли недвижимым имуществом, доверительные управляющие недвижимым имуществом);

4) физические и юридические лица, осуществляющие операции (сделки) с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями из них, а также ломом таких изделий;

5) физические и юридические лица, предоставляющие услуги по созданию юридических лиц или управлению юридическими лицами.

3. Список финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц в виде электронной базы данных формируется и публикуется уполномоченным государственным органом, определенным Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Проверяющие органы 

1. Перечень проверяющих органов с указанием подконтрольных им финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. Задачи, функции и полномочия (права и обязанности) проверяющих органов по вопросам проверки исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов определяются Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики в пределах своей компетенции.

Статья 7. Орган финансовой разведки 

1. Орган финансовой разведки является уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, учреждаемым Правительством Кыргызской Республики.

2. Задачами органа финансовой разведки являются:

1) сбор (получение) и хранение сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации об операциях (сделках), предоставляемых в соответствии с настоящим Законом;

2) проведение оперативного анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации об операциях (сделках), а также имеющейся и доступной информации для выявления операций (сделок) или деяний, связанных с финансированием террористической и экстремистской деятельности, легализацией (отмыванием) преступных доходов, предикатными преступлениями;

3) проведение стратегического анализа имеющейся и доступной информации, в том числе информации, представленной государственными органами для определения тенденций и схем, связанных с финансированием террористической и экстремистской деятельности, легализацией (отмыванием) преступных доходов;

4) подготовка обобщенного материала или информации по результатам оперативного или стратегического анализа и направление их по собственной инициативе или по запросу в соответствующие государственные органы, в рамках их компетенций;

5) применение целевых финансовых санкций и мер по приостановлению операций (сделок) в соответствии с настоящим Законом и в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

6) осуществление международного сотрудничества в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

Функции и полномочия (права и обязанности) органа финансовой разведки, а также порядок отчетности органа финансовой разведки определяются Правительством Кыргызской Республики.

3. Порядок прохождения службы в органе финансовой разведки и порядок формирования руководящего состава органа финансовой разведки утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

На период службы в органе финансовой разведки приостанавливается членство должностных лиц органа финансовой разведки в политических партиях, движениях и общественных объединениях, преследующих политические цели.

4. Не допускается вмешательство органов государственной власти Кыргызской Республики в деятельность органа финансовой разведки при выполнении им своих задач и функций.

Статья 8. Правоохранительные органы, органы национальной безопасности и органы прокуратуры Кыргызской Республики 

Правоохранительные органы, органы национальной безопасности, органы прокуратуры Кыргызской Республики принимают меры по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики в сфере их деятельности.

Статья 9. Представление и защита информации и документов 

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц в соответствии с отраслевым законодательством Кыргызской Республики представляют органу финансовой разведки запрашиваемую информацию или документы в сроки, установленные в письменном запросе органа финансовой разведки.

Порядок представления информации и документов в орган финансовой разведки утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса обязаны представлять соответствующему проверяющему органу запрашиваемую информацию или документы, необходимые для выполнения функций проверяющих органов.

3. Государственные органы, государственные предприятия Кыргызской Республики обязаны представлять органу финансовой разведки доступ к электронным государственным реестрам и базам данных в порядке и объемах, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

4. Информация и документы, а также базы данных органа финансовой разведки являются конфиденциальными и защищаются в установленном порядке.

В органе финансовой разведки создается и функционирует внутренняя система информационной безопасности для защиты информации и документов при их обработке, хранении и передаче.

Доступ к информации, документам и базам данных органа финансовой разведки предоставляется только на основе решения органа финансовой разведки в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

5. В ходе расследования уголовных дел по финансированию террористической и экстремистской деятельности, легализации (отмыванию) преступных доходов и связанным с ней предикатным преступлениям правоохранительные органы, органы национальной безопасности, органы прокуратуры Кыргызской Республики осуществляют обмен информацией с органом финансовой разведки в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Обмен информацией не осуществляется, если запрашиваемые сведения не связаны с расследованием финансирования террористической и экстремистской деятельности или легализации (отмывания) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений.

6. Информация или обобщенные материалы органа финансовой разведки, переданные правоохранительным органам, органам национальной безопасности, органам прокуратуры Кыргызской Республики, являются конфиденциальными документами и используются только в целях пресечения или раскрытия финансирования террористической и экстремистской деятельности или легализации (отмывания) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений.

Порядок представления и рассмотрения информации или обобщенных материалов органа финансовой разведки, а также порядок представления сведений по их использованию устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

7. Правоохранительные органы, органы национальной безопасности, органы прокуратуры Кыргызской Республики обеспечивают конфиденциальность (не передают и не разглашают третьим лицам) информации или обобщенных материалов органа финансовой разведки.

8. Не является нарушением или разглашением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств):

1) представление органу финансовой разведки информации или документов, в том числе в электронном формате, и предоставление доступа к электронным государственным реестрам и базам данных, указанных в частях 1-3 настоящей статьи;

2) представление финансовым учреждением и нефинансовой категорией лиц информации и документов соответствующему проверяющему органу;

3) представление органом финансовой разведки информации или обобщенного материала правоохранительным органам, органам национальной безопасности, органам прокуратуры Кыргызской Республики и компетентным органам иностранного государства в соответствии с их запросом.

(В редакции Закона КР от 8 июля 2019 года N 83) 

Глава 3. Превентивные меры 

Статья 10. Запрещенные действия 

1. В Кыргызской Республике запрещаются:

1) совершение легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической и экстремистской деятельности, финансирования распространения оружия массового уничтожения;

2) предоставление средств прямо или косвенно (через третьих лиц), полностью или частично либо оказание финансовых услуг лицам, включенным в санкционный перечень;

3) создание банка-оболочки или продолжение деятельности банка-оболочки либо установление или продолжение корреспондентских отношений с банками-оболочками или банками-респондентами, разрешающими использовать свои счета банкам-оболочкам, а также предоставление возможности использования банковских и аналогичных счетов банками-оболочками;

4) создание или функционирование иностранных трастов и юридических образований, не предусмотренных гражданским законодательством Кыргызской Республики;

5) использование незаконных и не идентифицированных (анонимных) предоплаченных карт для совершения любой операции (сделки), если иные требования к ним не установлены нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики;

6) открытие и (или) ведение анонимных счетов или счетов на заведомо вымышленные имена;

7) предоставление услуг по переводу денег и ценностей без соответствующей лицензии и (или) регистрации согласно законодательству Кыргызской Республики о платежной системе.

2. Руководителям и сотрудникам финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц запрещается разглашать клиенту или третьим лицам или предупреждать их о предстоящей передаче или о факте передачи в орган финансовой разведки сообщения о подозрительной операции (сделке) или иной информации, запрошенной органом финансовой разведки. Сообщение третьим лицам о факте передачи информации в орган финансовой разведки возможно только в случаях, когда требуется дача показаний в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

3. Сотрудникам органа финансовой разведки, в том числе руководству и бывшим сотрудникам, а также лицам, заключившим трудовые договоры с органом финансовой разведки, после прекращения службы или трудовых отношений запрещается разглашать, передавать и каким-либо образом использовать конфиденциальные сведения о деятельности органа финансовой разведки, доступ к которым ограничен определенным кругом лиц, либо иную служебную информацию, которая стала им известна в связи с выполнением должностных или трудовых обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, и когда требуется дача показаний в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Оценка рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов 

1. Правительство Кыргызской Республики определяет:

1) порядок проведения мероприятия по определению и оценке рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, имеющихся в Кыргызской Республике (далее - национальная оценка рисков);

2) сроки проведения национальной оценки рисков;

3) перечень лиц, участвующих в национальной оценке рисков;

4) порядок формирования, утверждения и опубликования отчета о результатах национальной оценки рисков.

2. На основе отчета о национальной оценке рисков применяются следующие меры:

1) Правительство Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает план действий (стратегию) по снижению выявленных рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов;

2) субъекты, осуществляющие меры по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, применяют риск-ориентированный подход в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 12. Санкционный перечень 

1. Санкционный перечень включает в себя:

1) Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики;

2) Сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН.

2. Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики формируется на основании одного из следующих документов:

1) вступивший в законную силу приговор суда Кыргызской Республики о признании физического лица виновным в осуществлении террористической или экстремистской деятельности либо финансирования данной деятельности;

2) вступившее в законную силу решение суда Кыргызской Республики о признании и ликвидации или запрете деятельности группы, организации и юридического лица в связи с осуществлением террористической или экстремистской деятельности либо финансирования данной деятельности;

3) постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого, вынесенное в Кыргызской Республике в отношении физического лица, подозреваемого или обвиняемого в осуществлении террористической или экстремистской деятельности либо финансирования данной деятельности;

4) решение уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя или суда об объявлении розыска (национального или международного) подозреваемого, обвиняемого или осужденного за осуществление террористической или экстремистской деятельности либо финансирования данной деятельности;

5) документ органа национальной безопасности, органа внутренних дел или органа финансовой разведки Кыргызской Республики, подготовленный при наличии обоснованных сведений о том, что физические и юридические лица, группы, организации:

а) прямо или косвенно участвуют в финансировании, планировании, содействии, подготовке или осуществлении террористической и экстремистской деятельности или в распространении оружия массового уничтожения;

б) прямо или косвенно находятся под контролем лиц, групп и организаций, осуществляющих террористическую или экстремистскую деятельность или распространение оружия массового уничтожения, либо действуют от имени или по указанию лиц, групп и организаций, осуществляющих данные деяния;

6) приговор (решение) суда иностранного государства об осуждении лиц, групп и организаций за осуществление террористической или экстремистской деятельности либо финансирования данной деятельности, признанный в Кыргызской Республике на основании международных договоров Кыргызской Республики или на принципах взаимности;

7) перечень физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения, формируемый иностранным государством, международной организацией или уполномоченным им органом, признанный в Кыргызской Республике на основании международных договоров Кыргызской Республики или на принципах взаимности;

8) международный запрос компетентного органа иностранного государства или международной организации в отношении лиц, групп и организаций, участвующих в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения либо в финансировании данной деятельности.

3. В Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики также включаются:

1) юридические лица, организации и группы, находящиеся в полной или совместной собственности, или под прямым или косвенным (через третьих лиц) контролем лиц, групп, организаций, включенных в Санкционный перечень;

2) физические и юридические лица, организации и группы, действующие от имени или по поручению лиц, групп, организаций, включенных в Санкционный перечень.

4. Решение о включении физического и юридического лица, группы и организации в Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики принимается при наличии обоснованных и достаточных оснований, указанных в документе, являющемся основанием для формирования Сводного санкционного перечня Кыргызской Республики.

Физические и юридические лица, группы и организации могут обжаловать решение об их включении в Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики в административном (досудебном) порядке либо в судебном порядке.

5. Физические и юридические лица, группы и организации исключаются из Сводного санкционного перечня Кыргызской Республики в следующих случаях:

1) при отмене (отзыве) документов, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) по результатам рассмотрения письменного обращения физического или юридического лица, группы, организации, включенных в Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики, или их законных представителей;

3) по решению суда.

6. Порядок включения физического и юридического лица, группы, организации в Сводный санкционный перечень Кыргызской Республики и исключения из него, а также порядок его опубликования устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

7. Сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН формируется, обновляется и публикуется в порядке, установленном Советом Безопасности ООН.

Порядок внесения предложений для включения лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения, в Сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 13. Применение целевых финансовых санкций 

1. Физические и юридические лица, действующие на территории Кыргызской Республики, в том числе финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц:

1) не должны прямо или косвенно (через третьих лиц), полностью или частично предоставлять любые средства или оказывать финансовые услуги физическим и юридическим лицам, группам, организациям, включенным в Санкционный перечень;

2) обязаны безотлагательно заморозить операции (сделки) и (или) средства физического и юридического лица, группы, организации, включенных в Санкционный перечень, без предварительного уведомления данных лиц.

При этом финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц в течение трех часов с момента выполнения требований пунктов 1 и 2 настоящей части сообщают об этом в орган финансовой разведки, в том числе о попытках совершения операций (сделок) физическими и юридическими лицами, группами, организациями, включенными в Санкционный перечень.

2. Замораживанию подлежат:

1) любые средства, которыми владеют или которые контролируют лица, группы, организации, включенные в Санкционный перечень;

2) средства, которыми полностью или на совместной основе, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют или которые контролируют лица, группы, организации, включенные в Санкционный перечень;

3) средства, полученные или произведенные путем использования средств, которыми полностью или на совместной основе, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют или которые контролируют лица, группы, организации, включенные в Санкционный перечень;

4) средства лиц, группы, организации, действующих по поручению или указанию лиц, групп, организаций, включенных в Санкционный перечень;

5) средства, предназначенные для финансирования террористической и экстремистской деятельности, террористов и экстремистов, террористических и экстремистских организаций либо лиц, распространяющих оружие массового уничтожения;

6) средства, определенные в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН.

3. Операции (сделки) и (или) средства физического и юридического лица, группы, организации, включенных в Санкционный перечень, замораживаются на неопределенный срок и размораживаются при исключении физического и юридического лица, группы, организации из Санкционного перечня.

4. При применении целевых финансовых санкций обеспечивается защита прав добросовестных третьих лиц, действующих с честными намерениями, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

5. Порядок замораживания или размораживания операции (сделки) и (или) средств, а также порядок предоставления доступа к замороженным средствам и управления замороженными средствами устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Меры по приостановлению операций (сделок) 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны незамедлительно приостановить операции (сделки), совершаемые физическим или юридическим лицом, группой, организацией, включенными в Перечень лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, и сообщить об этом в орган финансовой разведки в течение трех часов с момента приостановления операции (сделки).

2. Основаниями для формирования Перечня лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, являются наличие одного из следующих документов:

1) постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого, вынесенное в Кыргызской Республике в отношении физического лица, подозреваемого или обвиняемого за совершение легализации (отмывания) преступных доходов;

2) решение уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя или суда об объявлении розыска (национального или международного) подозреваемого, обвиняемого или осужденного за совершение легализации (отмывания) преступных доходов;

3) документ правоохранительного органа, органа национальной безопасности, органа прокуратуры Кыргызской Республики или органа финансовой разведки Кыргызской Республики, подготовленный при наличии обоснованных сведений о том, что физические и юридические лица, группы, организации:

а) прямо или косвенно участвуют в планировании, подготовке, совершении, содействии легализации (отмыванию) преступных доходов;

б) прямо или косвенно находятся под контролем лиц, групп и организаций, совершающих легализацию (отмывание) преступных доходов либо действуют от имени или по указанию лиц, групп и организаций, совершающих данное деяние;

4) международный запрос компетентного органа иностранного государства в отношении лиц, групп и организаций, участвующих в совершении и легализации (отмывания) преступных доходов.

3. Операции (сделки) приостанавливаются до принятия решения о наложении ареста на имущество, принятого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

В случае непринятия решения о наложении ареста на имущество приостановленная операция (сделка) проводится в установленном порядке.

4. Физические и юридические лица, группы и организации исключаются из Перечня лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, в следующих случаях:

1) при отмене (отзыве) документов, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) по результатам рассмотрения письменного обращения физического или юридического лица, группы, организаций, включенных в Перечень лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, или их законных представителей;

3) по решению суда.

5. Порядок формирования Перечня лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, и порядок исключения из него, а также порядок его опубликования устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 15. Меры по обеспечению прозрачности бенефициарных владельцев юридических лиц 

1. Юридические лица, созданные и зарегистрированные в Кыргызской Республике, обязаны:

1) формировать достоверную и обновленную информацию о физическом лице, которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет правами собственности данного юридического лица или контролирует данное юридическое лицо (далее - бенефициарный владелец юридического лица) на основе имеющейся и доступной информации;

2) хранить информацию о бенефициарном владельце юридического лица не менее пяти лет с даты ее формирования в месте регистрации (нахождения) данного юридического лица.

2. Держатели реестра акционеров обязаны:

1) формировать и обновлять реестр акционеров юридического лица (далее - реестр);

2) хранить реестр не менее пяти лет с даты его формирования;

3) предоставлять сведения из реестра на основе запроса органа финансовой разведки, в том числе в электронном формате, по защищенным каналам связи.

3. Юридические лица, созданные и зарегистрированные в Кыргызской Республике, обязаны представлять сформированную информацию о бенефициарном владельце юридического лица, в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основе запроса органа финансовой разведки, в том числе в электронном формате, по защищенным каналам связи.

4. Создается электронная база данных о бенефициарных владельцах юридических лиц, созданных и зарегистрированных на территории Кыргызской Республики.

Порядок формирования, обновления, хранения указанной электронной базы данных и порядок доступа к ней устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

5. Правоохранительные органы, органы национальной безопасности, органы прокуратуры Кыргызской Республики и проверяющие органы Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики должны применять необходимые меры в целях предотвращения владения и (или) контролирования преступниками или связанными с ними лицами значительной доли в юридическом лице или становления бенефициарным владельцем юридического лица, созданного в Кыргызской Республике.

Статья 16. Меры по защите некоммерческих организаций 

1. Правительством Кыргызской Республики устанавливаются уполномоченные государственные органы, которые проводят оценку рисков финансирования террористической деятельности (далее в настоящей статье - риски) в секторе некоммерческих организаций, осуществляющих сбор и (или) распределение денежных средств или иного имущества в благотворительных, религиозных, культурных, образовательных, социальных и общественных целях, с участием представителей данных некоммерческих организаций.

По результатам оценки рисков определяются виды некоммерческих организаций, подверженных высокому риску использования их в финансировании террористической деятельности (далее - высокорискованные некоммерческие организации).

Порядок проведения оценки рисков, порядок обсуждения ее результатов с участием представителей некоммерческих организаций, а также порядок опубликования информации о результатах данной оценки устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Высокорискованные некоммерческие организации обязаны:

1) постоянно использовать в своей работе Санкционный перечень;

2) формировать и хранить не менее пяти лет информацию о целях и задачах своей заявленной деятельности, о своих учредителях, о лицах, владеющих, контролирующих или управляющих некоммерческой организацией, о лицах, получивших средства от этой некоммерческой организации;

3) составлять финансовые отчеты о своих доходах и расходах, о проведенных операциях (сделках) со средствами, а также хранить их не менее пяти лет;

4) применять меры контроля, обеспечивающие учет всех средств и их расходование в соответствии с заявленной деятельностью некоммерческой организации.

Информация о вышеуказанных принятых мерах представляется органу финансовой разведки на основе его письменного запроса.

3. В случае наличия у некоммерческой организации подозрения об ее использовании в финансировании террористической деятельности данная некоммерческая организация направляет соответствующее сообщение в органы финансовой разведки, внутренних дел и национальной безопасности.

4. Правительством Кыргызской Республики определяются уполномоченные государственные органы, которые осуществляют:

1) проведение информационно-разъяснительных мероприятий среди высокорискованных некоммерческих организаций по вопросам снижения рисков финансирования террористической деятельности;

2) контроль деятельности высокорискованных некоммерческих организаций по вопросам соблюдения норм, предусмотренных в части 2 настоящей статьи;

3) применение эффективных, пропорциональных и сдерживающих санкций за нарушения норм, предусмотренных в части 2 настоящей статьи;

4) сбор информации для выявления, пресечения и расследования фактов использования некоммерческих организаций в финансировании террористической деятельности;

5) представление ответов на международные запросы в отношении некоммерческих организаций, причастных к осуществлению террористической деятельности или финансирования террористической деятельности.

Статья 17. Меры по выявлению незаконного перемещения наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя 

1. Перемещение наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике, осуществляемое различными способами, а также контроль за их перемещением регулируются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела, международными договорами и актами, принятыми в рамках Евразийского экономического союза.

2. Информация, полученная по результатам декларирования наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике, обобщается и на ее основе формируется электронная база данных, которая хранится не менее пяти лет с момента декларирования.

Порядок формирования электронной базы данных и порядок доступа к ней устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

3. Меры по выявлению незаконного перемещения наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике принимаются уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством Кыргызской Республики, не создавая каких-либо препятствий для перемещения законных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя, при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации.

Статья 18. Меры (санкции), применяемые в отношении высокорискованных стран 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны применять усиленные меры надлежащей проверки клиента и иные меры (санкции), соразмерные рискам, при установлении деловых отношений и (или) осуществлении операций (сделок) с любыми физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран.

2. Проверяющие органы и иные уполномоченные государственные органы Кыргызской Республики применяют меры (санкции) в отношении высокорискованных стран.

3. Виды усиленных мер надлежащей проверки клиента и иных мер (санкций) и порядок их применения, а также порядок формирования и опубликования перечня высокорискованных стран, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Глава 4. Система внутреннего контроля финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц 

Статья 19. Программа внутреннего контроля 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны применять программу внутреннего контроля, в том числе корпоративные (групповые) программы внутреннего контроля, позволяющие эффективно исполнять нормы законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

2. Программа внутреннего контроля должна соответствовать общим требованиям к программам внутреннего контроля, устанавливаемым Правительством Кыргызской Республики.

3. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обеспечивают применение программ внутреннего контроля своими филиалами и представительствами, действующими на территории иностранного государства.

Статья 20. Риск-ориентированный подход 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны:

1) оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски с учетом результатов национальной оценки рисков и типичных критериев высоких и низких рисков;

2) в установленном порядке представлять информацию о выявленных рисках соответствующему проверяющему органу и органу финансовой разведки;

3) разрабатывать и применять усиленную или упрощенную политику, а также меры контроля, процедуры по управлению и снижению рисков;

4) принимать усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с учетом результатов оценки рисков;

5) классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска.

2. Общие требования по оценке, классификации, управлению и снижению рисков, а также типичные критерии высоких и низких рисков определяются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 21. Надлежащая проверка клиента 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны в отношении всех своих клиентов применять следующие меры надлежащей проверки клиента:

1) идентифицировать и верифицировать клиента;

2) получить информацию о цели и предполагаемом характере деловых отношений клиента;

3) идентифицировать бенефициарного владельца и принять доступные в разумные меры для верификации бенефициарного владельца;

4) документально зафиксировать сведения, полученные в результате идентификации и верификации клиента и бенефициарного владельца;

5) хранить и обновлять информацию и документы о деятельности клиента и его финансовом положении, а также сведения и документы, полученные в результате надлежащей проверки клиента;

6) проводить на постоянной основе надлежащую проверку клиента на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и анализ соответствия операций (сделок), проводимых клиентом, с имеющейся информацией о содержании его деятельности, финансовом положении и об источнике средств, а также о характере рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов.

Вышеуказанные меры надлежащей проверки клиента применяются в случаях и порядке, установленных Правительством Кыргызской Республики, а также с учетом результатов оценки рисков.

2. В случае если от имени клиента выступает доверенное лицо, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны его идентифицировать и верифицировать, проверить соответствующие полномочия такого лица, а также документально зафиксировать полученные сведения.

3. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц применяют следующие дополнительные меры надлежащей проверки клиента в отношении публичных должностных лиц:

1) использовать систему управления рисками для определения того, является ли клиент или бенефициарный владелец либо получатель страхового возмещения публичным должностным лицом;

2) получить письменное разрешение руководителя финансового учреждения или руководителя нефинансовой категории лиц (при наличии) для установления или продолжения (для существующих клиентов) деловых отношений с публичным должностным лицом;

3) установить источник происхождения денежных средств или иного имущества публичного должностного лица;

4) проводить постоянный и углубленный мониторинг деловых отношений, в том числе операций (сделок), осуществляемых публичным должностным лицом, в порядке, установленном для клиентов высокого риска.

Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц применяют вышеуказанные дополнительные меры надлежащей проверки клиента также в отношении членов семьи и близких лиц (близкие родственники, деловые партнеры и официальные представители) публичного должностного лица, а также в отношении других клиентов с высоким уровнем риска.

4. Клиенты обязаны представить финансовому учреждению и нефинансовой категории лиц запрашиваемые сведения и (или) документы для проведения надлежащей проверки клиента.

5. В случае непредоставления клиентом сведений и (или) документов, необходимых для проведения надлежащей проверки клиента, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц принимают одно из следующих решений:

1) не устанавливают деловые отношения с клиентом (отказывают в принятии на обслуживание или открытии счета);

2) приостанавливают или прекращают установленное деловое отношение с клиентом (отказ в обслуживании) и расторгают заключенный договор с клиентом;

3) не осуществляют операцию (сделку).

При принятии решения в данном случае финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны направить соответствующее сообщение в орган финансовой разведки в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения.

6. При установлении международных корреспондентских банковских и аналогичных отношений с иностранными банками и финансовыми учреждениями (учреждение-респондент), финансовые учреждения (учреждение-корреспондент) обязаны принять дополнительные меры, установленные Правительством Кыргызской Республики.

7. Порядок проведения надлежащей проверки клиента при осуществлении международных электронных денежных переводов и электронных денежных переводов внутри Кыргызской Республики устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 22. Хранение сведений и документов 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны хранить следующие сведения и документы:

1) сведения, деловая переписка и копии документов, в том числе анкеты клиента и бенефициарного владельца, полученные в результате надлежащей проверки клиента, - не менее пяти лет после прекращения деловых отношений с клиентом, закрытия счета или проведения разовой операции (сделки) с клиентом;

2) сведения и документы обо всех проведенных операциях (сделках) - не менее пяти лет после завершения операции (сделки);

3) заключения или справки по анализу проведенных операций (сделок) - не менее пяти лет после завершения операции (сделки);

4) сведения и документы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, - не менее пяти лет после прекращения деловых отношений с клиентом, закрытия счета или проведения разовой операции (сделки) с клиентом.

2. Финансовое учреждение, отправляющее или получающее электронный денежный перевод или через которое транзитом проводится электронный денежный перевод, обязано не менее пяти лет хранить всю информацию об отправителе и получателе, сопровождающую электронный денежный перевод, с момента завершения операции или прекращения деловых отношений с клиентом либо закрытия счета.

3. Сведения и документы, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, должны храниться в достаточном объеме, который позволяет восстановить характеристику совершенной операции (сделки) или отследить средства путем восстановления всей цепочки операции (сделки) и при необходимости использовать в качестве доказательства при расследовании и судебном разбирательстве в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

4. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц представляют информацию и документы, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи:

1) органу финансовой разведки и соответствующему проверяющему органу в соответствии с настоящим Законом;

2) правоохранительным органам, органам национальной безопасности, органам прокуратуры Кыргызской Республики в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5. Операции (сделки), подлежащие контролю и сообщению 

Статья 23. Сообщение о подозрительной операции (сделке) 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц формируют и направляют в орган финансовой разведки сообщение о подозрительной операции (сделке) в следующих случаях:

1) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства являются доходом, полученным преступным путем, в том числе от предикатных преступлений, или связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов;

2) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства связаны с финансированием:

а) террористов и экстремистов;

б) террористических и экстремистских организаций (групп);

в) террористической и экстремистской деятельности.

2. Сообщение о подозрительной операции (сделке), включая о попытке совершения подозрительной операции (сделки), должно направляться независимо от суммы совершенной или совершаемой операции (сделки).

3. Методические указания по выявлению подозрительных операций (сделок) публикуются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

4. Сообщение о подозрительной операции (сделке) представляется в орган финансовой разведки в течение пяти часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной.

Статья 24. Сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны представлять в орган финансовой разведки сообщение об операциях (сделках) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран (физические или юридические лица, зарегистрированные или действующие в высокорискованных странах) независимо от суммы совершенной операции (сделки).

2. Перечень операций (сделок) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, подлежащих сообщению в орган финансовой разведки, определяется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

3. Сообщение об операции (сделке) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран представляется в орган финансовой разведки в течение двух рабочих дней со дня ее совершения.

Статья 25. Сообщение об операциях (сделках) с физическими лицами, отбывшими наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности 

1. Операции (сделки), совершенные физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, подлежат обязательному мониторингу для выявления и предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также финансирования данной деятельности.

2. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны представить в орган финансовой разведки сообщение об операциях (сделках), совершенных физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, в течение двух рабочих дней со дня их совершения.

3. Порядок формирования и опубликования Перечня физических лиц, отбывших наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 26. Сообщение об операциях (сделках) с наличными и безналичными денежными средствами 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны представлять сообщение об операциях (сделках) с наличными денежными средствами на сумму, равную или превышающую пороговую сумму.

2. Перечень операций (сделок) с наличными денежными средствами и их пороговая сумма устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по результатам национальной оценки рисков.

3. Сообщение об операции (сделке) с наличными денежными средствами представляется в орган финансовой разведки в течение трех рабочих дней со дня ее совершения.

4. Информация об операциях (сделках) с безналичными денежными средствами представляется по запросу органа финансовой разведки в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Статья 27. Порядок представления сообщений об операциях (сделках) 

Сообщения об операциях (сделках), предусмотренных в статьях 23-26 настоящего Закона, представляются в орган финансовой разведки в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Глава 6. Международное сотрудничество 

Статья 28. Общие положения международного сотрудничества 

1. Международное сотрудничество в сфере противодействия финансированию террористической и экстремистской деятельности, финансированию распространения оружия массового уничтожения, легализации (отмыванию) преступных доходов и связанным с ней предикатным преступлениям, а также обмена информацией или документами и применения целевых финансовых санкций осуществляется уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по вопросам международных взаимоотношений, международными договорами Кыргызской Республики и резолюциями Совета Безопасности ООН.

2. В случае отсутствия международного договора Кыргызской Республики с иностранным государством международное сотрудничество осуществляется на принципе взаимности.

3. Международное сотрудничество осуществляется на основе международного запроса уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики или компетентного органа иностранного государства.

4. Перечень уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, порядок осуществления международного сотрудничества, в том числе порядок подготовки, направления, исполнения и регистрации международных запросов, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 29. Основные формы международного сотрудничества 

1. Международное сотрудничество с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в следующих формах:

1) обмен (получение или направление) любой информацией или документами, имеющимися в распоряжении уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, или которые они могут получить на территории Кыргызской Республики, за исключением информации или документов, не подлежащих передаче в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по вопросам международных взаимоотношений;

2) направление информации компетентным органам иностранных государств (по собственной инициативе или по запросу) при наличии достаточных оснований (подозрений), свидетельствующих о совершении финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений;

3) обмен опытом и информацией в сфере регулирования и контроля (надзора) деятельности финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц, а также проверка деятельности финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц на основе международного запроса;

4) применение целевых финансовых санкций в соответствии с настоящим Законом, резолюциями Совета Безопасности ООН и международными запросами;

5) оказание содействия в выявлении и расследовании финансирования террористической деятельности, легализации (отмывания) преступных доходов и связанных с ней предикатных преступлений, а также выявлении физических или юридических лиц, причастных к данным преступным деяниям;

6) взаимная правовая помощь на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений, в том числе выдача лиц (экстрадиция) по уголовным делам, связанным с финансированием террористической деятельности, легализацией (отмыванием) преступных доходов и предикатными преступлениями;

7) участие в деятельности международных организаций по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;

8) участие в установленных формах международного сотрудничества, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

2. Уполномоченные государственные органы Кыргызской Республики, в пределах своей компетенции, ведут мониторинг качества ответов компетентных органов иностранных государств на международные запросы.

Статья 30. Международное сотрудничество по вопросам возвращения преступных активов 

1. Средства, выведенные за пределы Кыргызской Республики незаконным (преступным) путем и (или) конфискованные на основании решения суда Кыргызской Республики подлежат возврату в Кыргызскую Республику полностью или частично в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и международными договорами Кыргызской Республики.

2. Международное сотрудничество по вопросам возвращения средств, выведенных незаконным (преступным) путем за пределы Кыргызской Республики, осуществляется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Глава 7. Заключительные положения 

Статья 31. Особенности исполнения норм настоящего Закона нефинансовыми категориями лиц 

1. Нефинансовые категории лиц исполняют требования отдельных статей настоящего Закона в следующих случаях:

1) риэлторы (агенты, брокеры, посредники, организаторы торговли недвижимым имуществом, доверительное управление недвижимым имуществом) исполняют нормы, предусмотренные статьями 18, 21, 22, 24 настоящего Закона, - в случае осуществления операции (сделки) по купле или продаже недвижимости для своего клиента (продавец или покупатель недвижимости);

2) физические и юридические лица, осуществляющие операции (сделки) с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями из них, а также ломом таких изделий, исполняют нормы, предусмотренные статьями 18, 21, 22, 23, 24 настоящего Закона, - в случае осуществления с клиентом любой операции (сделки) с наличными денежными средствами, в том числе нескольких связанных между собой операций (сделок), на сумму, равную или превышающую пороговую сумму, устанавливаемую Правительством Кыргызской Республики;

3) государственные и частные нотариусы, независимые юристы (индивидуальные предприниматели), юридические компании и их сотрудники (юрисконсульты) исполняют нормы, предусмотренные статьями 18, 21, 22, 23, 24 настоящего Закона, - в случае, когда от имени или по поручению своего клиента оказывают содействие в подготовке к проведению операции (сделки) или совершают операции (сделки) в следующих областях:

а) купля или продажа недвижимости;

б) управление денежными средствами, ценными бумагами или имуществом клиента;

в) управление банковскими, сберегательными счетами или ценными бумагами;

г) аккумулирование средств в целях создания, обеспечения функционирования или управления юридическим лицом;

д) создание или обеспечение функционирования юридического лица или управление юридическим лицом и купля-продажа коммерческих предприятий;

4) физические и юридические лица, предоставляющие услуги по созданию юридических лиц или управлению юридическими лицами, исполняют нормы, предусмотренные статьями 18, 21, 22, 23, 24 настоящего Закона, - в случае, когда от имени или по поручению своего клиента оказывают содействие в подготовке к проведению операции (сделки) или совершают операции (сделки) в следующих областях:

а) действие в качестве агента по созданию и регистрации юридического лица;

б) исполнение обязанностей директора или секретаря юридического лица, партнера в товариществе или замещение аналогичной управленческой должности в юридическом лице либо создание условий для другого физического лица, чтобы оно исполняло обязанности в качестве такового;

в) предоставление зарегистрированного офиса или юридического и фактического адреса для юридического лица, товарищества, иностранного образования и траста;

г) исполнение обязанностей доверительного лица в иностранном трасте или осуществление эквивалентной функции в иностранном юридическом образовании либо создание условий для другого физического лица, чтобы оно исполняло обязанности в качестве такового;

д) исполнение обязанностей номинального акционера либо создание условий для другого физического лица, чтобы оно исполняло обязанности в качестве такового.

2. Нефинансовые категории лиц исполняют нормы, предусмотренные статьями 9, 10, 11, 13, 14, 15, 19, 20, 25 и 26 настоящего Закона.

Статья 32. Ответственность и освобождение от ответственности 

1. Финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц, виновные в нарушении или ненадлежащем исполнении требований законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, несут ответственность, предусмотренную соответствующим законодательством Кыргызской Республики.

2. Физические и юридические лица несут ответственность за совершение легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической и экстремистской деятельности, финансирования распространения оружия массового уничтожения в соответствии с уголовным законодательством Кыргызской Республики.

3. Руководство и сотрудники органа финансовой разведки, правоохранительных органов, органа национальной безопасности, органа прокуратуры, проверяющих органов и государственных органов, в том числе бывшие, а также лица, заключившие трудовые договоры с органом финансовой разведки, несут ответственность за незаконное разглашение и использование информации или документов, составляющих служебную, коммерческую, банковскую, налоговую тайну и тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), а также за злоупотребление служебным положением в соответствии с уголовным законодательством Кыргызской Республики.

4. Проверяющие органы несут ответственность за ненадлежащее (халатное) выполнение своих функций по контролю за исполнением законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в соответствии с уголовным законодательством Кыргызской Республики.

5. Финансовые учреждения, нефинансовые категории лиц, их руководители и должностные лица (работники) не несут ответственность за ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в связи с надлежащим исполнением ими обязанностей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

6. Замораживание средств и (или) операций (сделок), приостановление операций (сделок), отказ в установлении деловых отношений или открытии банковского счета (вклада) либо отказ в проведении операции (сделки), а также приостановление или прекращение деловых отношений, расторжение договора с клиентом и закрытие банковского счета не влекут гражданско-правовой или иной ответственности, если указанные действия совершены в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона и механизм его реализации 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 17 августа 2018 года N 69 

2. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 31 июля 2006 года № 135 (газета "Эркин Тоо" от 8 августа 2006 года № 58);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 2 июня 2009 года № 179 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 6, ст.553);

3) статью 4 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 25 июля 2012 года № 123 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 7, ст.2734);

4) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменения в Закон Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 25 декабря 2014 года № 162 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 11, ст.926);

5) статью 6 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 8 апреля 2015 года № 74 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 4, ст.329);

6) статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 28 июля 2015 года № 200 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 7, ст.1003);

7) статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регулирования лотерейной деятельности" от 10 мая 2017 года № 79 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 5, ст.397).

3. Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики в месячный срок:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2) принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Закона.

 

Президент Кыргызской Республики 

  

С.Жээнбеков 

  

  

  

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 

  

28 июня 2018 года