РЕЕСТР  

предложений и ответов по результатам публичных консультаций уведомление  

от 22.09.2022 г. о проведении регулятивного воздействия и разработке нормативного правового акта, а также сборе предложений заинтересованных лиц по вопросу об увеличении размера уставного и собственного (регулятивного) капиталов коммерческих банков 

РЕЕСТР 

предложений и ответов  

(по результатам рассмотрения предложений в рамках   

уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 22.09.2022 г.)  

Регистрационный № 

Автор (участник публичных консультаций) 

Дата получения 

Замечания и (или) предложения 

Позиция органа-разработчика 

№1 

ЗАО АКБ «Толубай» 

04.10.2022г. 

Как правило, собрания акционеров по итогам предыдущего финансового года и соответственно вопрос увеличения уставного капитала проходят в первом квартале текущего года. Обычно все формальности по увеличению уставного капитала завершаются в июне текущего года, в связи чем мы предлагаем установить сроки: не май 2024 года и май 2026 года, а июль 2024 года и июль 2026 года соответственно. 

 

*** 

Кроме того, в качестве альтернативного и более эффективного способа решения предлагаем вернуть в Закон КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» изъятую ранее норму о видах деятельности банков, которые могут быть универсальными и специализированными.  

Ранее это норма была: 

- в статье 3 Закона КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» в редакции от 29 июля 1997 года и действовала до 21 июня 2017 года; 

- в постановлении Правления НБКР от 9 августа 2000 года №28/4 «О деятельности специализированных коммерческих банков». 

В частности, универсальный банк осуществлял все виды банковских операций, включая инвестирование. А специализированный банк осуществлял ограниченный круг банковских операций.  

 

*** 

Далее в практике других стран есть такое понятие, как «региональный банк», когда кредитная организация создана на территории конкретного региона и оказывает влияние на экономическое благополучие данного региона. Безусловно, такие банки остаются частью единого банковского сектора страны. 

На наш взгляд это позволит нашей банковской системе стать более гибкой и устойчивой. Стрижка под одну гребенку как крупных, так и небольших банков, для последних вследствие завышенных требований (в том числе по капиталу) может вылиться в крупные, и не всегда нужные (с точки зрения экономического смысла) для них издержки. 

Сегодня весь финансовый сектор мира пристально следит за ситуацией вокруг возможного банкротства таких крупнейших в мире финансовых конгломератов как Deutsche Bank, Credit Suisse и Sociйtй Gйnйrale. Поэтому стоит ли ставить знак равенства между небольшим отечественным банком и крупным госбанком или банком, в чьих акционерах числятся международные финансовые организации? 

Полагаем, что поддержка отечественных банков, которые могут быть и специализированными (региональными), должна быть и с точки зрения обеспечения финансовой безопасности страны. 

Кроме того, разнообразие в банковской системе залог ее устойчивости (как и во всех природных системах), поскольку средние и малые банки могут представлять ценность для своих клиентов в определенных нишах начиная от географических и заканчивая продуктовыми. И если таковые банки ведут здоровую банковскую практику и выполняют все основные экономические нормативы, стоит ли вынуждать их идти на раздувание капитала? 

ЗАО АКБ «Толубай» полагает, что требования по уставному капиталу для системно значимых и остальных банков должны отличаться в соответствии с их размерами и влянием на рынок в целом. Считаем, что требования по увеличению уставного капитала для не системно значимых банков (а в будущем возможно специализированных и/или региональных) можно было бы оставить на прежнем уровне, или же продумать более гибкий график увеличения уставного капитала. 

Предложение в части сроков июль 2024 и июль 2026 года будет рассмотрено в рамках разработки проекта. 

 

Не принято: предложения в части внесения изменений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», а также по региональному банку не относится к проекту. 

По размеру уставного капитала и гибкого графика, отмечаем, что банкам будет представлен достаточный переходный период для формирования капитала.