Вернуться назад

Приложение к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС) 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение определяет меры воздействия, порядок применения мер воздействия к операторам платежных систем (кроме банков и других финансово-кредитных организаций), платежным организациям, которые осуществляют свою деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Меры воздействия применяются Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

3. Целью применения Национальным банком мер воздействия является защита прав и законных интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

4. Национальный банк применяет меры воздействия к должностным лицам и операторам платежных систем/платежным организациям в следующих случаях, произошедших на стороне оператора платежной системы/платежной организации

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут повлечь угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течении установленного срока

- действия или бездействия операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой угрозу правам и законным интересам участников и пользователей платежных систем или угрозу возникновения системного риска в платежной системе; 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой нарушение банковского законодательства, приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации; 

- противодействия при осуществлении Национальным банком надзорных функций; 

- осуществления подозрительных операций (сделок), не имеющих реального финансового покрытия;  

- осуществления подозрительных действий (сделок), которые запрещены в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- непредоставления или предоставления несвоевременной/недостоверной/ неполной отчетности и/или иной информации в Национальный банк; 

- задержки начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии. 

5. Национальный банк вправе направлять письменное предупреждение в порядке информирования оператора платежной системы/платежной организации о том, что они могут нарушать определенные нормы законодательства Кыргызской Республики или занимаются деятельностью, угрожающей безопасности и надежности платежной системы, а также в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены соответствующие меры воздействия. Предупреждение не является мерой воздействия. Письменное предупреждение направляется за подписью начальника структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями, или лица, его замещающего.  

 

Глава 2. Меры воздействия и их применение 

 

6. Настоящим Положением определены следующие меры воздействия, применяемые к операторам платежных систем/платежным организациям: 

- предписание; 

- штраф на операторов платежных систем/платежные организации и их должностных лиц; 

- отстранение или замена должностных лиц; 

- ограничение на прием платежей и/или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии; 

- введение специального режима в виде: 

- прямого банковского надзора; 

- временной администрации; 

- временное приостановление лицензии; 

- отзыв лицензии. 

7. Меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, сложности и серьезности нарушения и последствий для пользователей и участников платежных систем. При применении мер воздействия не предусматривается их очередность и последовательность. Национальный банк имеет право за одно нарушение применить несколько мер воздействий.  

8. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает начальник структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями (меру воздействия в виде предписания) и Комитет по платежной системе Национального банка. 

9. Предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок направляется операторам платежных систем/платежным организациям в случае: 

- непредоставления финансовой отчетности или другой отчетности, определенной нормативными правовыми актами Национального банка; 

- непредоставления заключения независимого финансового аудита, аудита информационных систем и приложения к ним в определенные сроки и в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- предоставления в Национальный банк несвоевременной/недостоверной/неполной информации; 

- отсутствия и/или непредоставления в ходе проведения инспекторских проверок технических документов, а также документов, поддерживающих функционирование аппаратно-программного комплекса в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- неустранения в течение 24 часов возникшего технического сбоя в функционировании платежной системы; 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок; 

- иных нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики,  

а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Решение о применении меры воздействия в виде предписания принимается начальником структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями. 

10. Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации. 

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случае: 

- невыполнения предписания Национального банка;  

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Операторы платежных систем/платежные организации обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты операторами платежных систем/платежными организациями штрафа Национальный банк вправе применить меры, направленные на принудительное взыскание задолженности в рамках исполнительного производства или другие меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11. Наложение штрафа на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

Штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в случае:  

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка в размере 50 процентов  

от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности в размере 30 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов  

в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

Должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты штрафа должностными лицами операторов платежных систем/платежных организаций Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства и другие меры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

12. Наложение штрафа на операторов платежных систем/платежные организации и их должностных лиц не является основанием для неустранения допущенного нарушения или неисполнения финансовых обязательств перед потребителями услуг/агентами/поставщиками товаров/услуг. 

13. Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам за нарушения, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. В данном случае решение о наложении штрафа принимается в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же нарушение не допускается. 

14. Национальный банк вправе отстранить или потребовать замену должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации в случае: 

- несоответствия должностных лиц требованиям нормативных правовых актов Национального банка или невыполнения/ненадлежащего выполнения должностных функций; 

- осуществления ненадлежащего уровня внутреннего контроля и управления рисками деятельности оператора платежных систем/платежной организации в соответствии с Политикой по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 25/8; 

- неспособности должностных лиц обеспечить исполнение распоряжений органов управления самой организации и регулирующих органов по осуществлению деятельности оператора платежной системы/платежной организации, согласно уставу; 

- осуществления операций с аффилированными и связанными с ними лицами в нарушение требований Национального банка или законодательства Кыргызской Республики; 

- непредоставления в Национальный банк информации либо предоставления несвоевременной/недостоверной/неполной информации операторами платежных систем/платежных организаций или их органами управления/должностными лицами; 

- непредоставления или предоставления в Национальный банк несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов; 

- инициирования или осуществления действий, в том числе наличия внутренних конфликтных ситуаций или разбирательств, в том числе с привлечением третьих лиц, правоохранительных или судебных органов, а также между участниками/акционерами операторов платежных систем/платежных организаций, угрожающих стабильности платежной системы, её бесперебойному, безопасному функционированию, своевременному осуществлению платежей, защите прав потребителей платежных услуг, финансовой стабильности оператора платежной системы/платежной организации; 

использования должностных полномочий не в интересах организации

- неисполнения требования и/или предписания Национального банка; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Комитет по платежной системе Национального банка принимает решение в виде постановления об отстранении или замене должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации. 

15. Национальный банк вправе вводить специальный режим в виде прямого банковского надзора за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций в случае: 

- нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока

- наличия информации правоохранительных и иных органов и лиц, подтверждающей незаконную деятельность оператора платежной системы/платежной организации; 

- действия или бездействия должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации; 

- выявления фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени. 

Прямой банковский надзор вводится в целях контроля операций оператора платежной системы/платежной организации, мониторинга его финансового состояния, учета и отчетности, исполнения им своих текущих финансовых обязательств, а также в других целях, определенных Национальным банком.  

16. Национальный банк вправе вводить специальный режим в виде временной администрации за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций в случае: 

- если имеются любые основания для отзыва лицензии в соответствии с законодательстом Кыргызской Республики; 

- если имеются разногласия между органами управления оператора платежной системы/платежной организации, дезорганизирующие его работу, и/или потеряно управление деятельностью оператора платежной системы/платежной организации, когда органы управления или должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций не могут выполнять или не выполняют свои функции, включая случаи, когда им отказано в проведении добровольной ликвидации; 

- оператор платежной системы/платежная организация нарушил(а) требования по размеру уставного капитала и, по оценке Национального банка, имеются основания считать, что финансовое состояние операторов платежных систем/платежных организаций серьезно ухудшится. 

Временная администрация вводится на срок до 6 (шести) месяцев и прекращается по истечении срока действия временной администрации либо досрочно по решению Национального банка. Срок действия временной администрации может быть продлен однократно на срок не более 6 (шести) месяцев.  

Решение Национального банка о введении временной администрации в установленном порядке доводится до сведения органов управления оператора платежных систем/платежной организации и заинтересованных лиц. 

17. Комитет по платежной системе Национального банка принимает решение о введении прямого банковского надзора/временной администрации в виде постановления с указанием:  

- основания и сроков введения прямого банковского надзора/временной администрации;  

- особых условий/режима работы операторов платёжных систем и платежных организаций и уполномоченных лиц Национального банка (включая полномочия и права уполномоченных Национальным банком лиц при проведении операторами платёжных систем/платежными организациями расчетно-денежных операций); 

- оповещения коммерческих банков о введении прямого банковского надзора/временной администрации в поднадзорной организации (операторе платёжной системы/платежной организации) при приеме платежных документов и/или удаленном обслуживании счетов оператора платежной системы/платежной организации;  

- обязанностей операторов платёжных систем и платежных организаций по отношению к Национальному банку и уполномоченным лицам по прямому банковскому надзору/временной администрации, включая формы отчетности; 

- уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка для осуществления прямого банковского надзора или сведений о временном администраторе и привлеченных лицах, в том числе служащих Национального банка, включенных в состав временной администрации. 

При введении прямого банковского надзора должностные лица оператора платежной системы/платежной организации продолжают нести ответственность за финансовое состояние, осуществление текущей деятельности и выполнение обязательств оператора платежной системы/платежной организации. При этом они управляют делами оператора платежной системы/платежной организации под наблюдением уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. 

При введении временной администрации полномочия органов управления и должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации приостанавливаются и переходят к временной администрации. От имени оператора платежной системы/платежной организации, как юридического лица, вправе выступать только временная администрация. Любые действия, предпринятые кем-либо от имени оператора платежной системы/платежной организации, считаются заведомо ничтожными. 

Участники и должностные лица оператора платежной системы/платежной организации обязаны представлять уполномоченному служащему/уполномоченным служащим Национального банка всю информацию, связанную с деятельностью оператора платежной системы/платежной организации. 

На специальный режим в виде прямого банковского надзора распространяются требования Положения «О прямом банковском надзоре», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 мая 2008 года № 22/4, с учетом особенностей деятельности оператора платежной системы/платежной организации. 

На специальный режим в виде временной администрации распространяются требования Положения «О временной администрации», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 8 июня 2017 года  

№ 2017-П-12/23-8-(НПА), с учетом особенностей деятельности оператора платежной системы/платежной организации. 

18. Ограничение на прием платежей и/или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии применяется в случае:  

- выявления неплатежеспособности или несвоевременного исполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, составляющих угрозу для дальнейшей деятельности, и неспособность решить их в течение установленного срока

- нарушения требования по размеру уставного капитала;  

- возникновения технического сбоя в функционировании платежной системы, длительность которого превышает 48 (сорок восемь) и более часов по вине оператора платежной системы/платежной организации; 

- отсутствия должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации более 1 (одного) рабочего дня без наличия подтверждающих документов (приказ/распоряжение/заявления и т.д.), предусмотренных в Трудовом кодексе Кыргызской Республики, которые влекут за собой угрозу дезорганизации работы и/или потерю управления оператора платежной системы/платежной организации, либо когда органы управления или должностные лица оператора платежной системы/платежной организации не выполняют свои функции/должностные обязанности; 

- действия или бездействия должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации, которые влекут за собой угрозу правам и законным интересам участников и пользователей платежных систем. 

19. Решение о временном приостановлении лицензии применяется в случае: 

- допущения систематического невыполнения (два и более раз в течение  

12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев) постановлений Комитета по платежной системе Национального банка; 

- проведения операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- продолжающегося технического сбоя в функционировании платежной системы, штатное функционирование которого не восстановлено в течение более 72 (семидесяти двух) часов с момента возникновения сбоя; 

- выявления риска неплатежеспособности оператора платежной системы/платежной организации или неисполнения ими финансовых обязательств перед поставщиками услуг и/или пользователями платежных услуг, составляющих угрозу для дальнейшей деятельности, и неспособность решить их в течение установленного срока

- систематического противодействия служащим Национального банка при исполнении ими надзорных функций; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики. 

20. Действие лицензии возобновляется Национальным банком со дня, следующего за днем истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, при условии устранения оператором платежной системы/платежной организацией нарушений требований либо до истечения установленного срока, на который было приостановлено действие лицензии в случае досрочного устранения нарушений требований оператором платежной системы/платежной организацией. 

21. В случае досрочного устранения выявленных нарушений оператор платежной системы/платежная организация уведомляет Национальный банк об этом в письменной форме с предоставлением соответствующих документов. Национальный банк, в свою очередь, вправе провести инспекторскую проверку. 

22. Национальный банк не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения уведомления оператора платежной системы/платежной организации о досрочном устранении нарушений проводит инспекторскую проверку не более чем  

в 30 (тридцатидневный) срок на предмет устранения выявленных нарушений оператором платежной системы/платежной организацией. По результатам проверки Национальный банк направляет оператору платежной системы/платежной организации в письменной форме решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в ее возобновлении с соответствующим обоснованием и вносит необходимые сведения в реестр лицензий операторов платежных систем/платежных организаций. Решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в ее возобновлении принимается Комитетом по платежной системе Национального банка. 

23. Лицензия считается возобновившей свое действие со дня принятия соответствующего решения Комитетом по платежной системе Национального банка, внесения сведений об этом в реестр и уведомления оператора платежной системы/платежной организации. Оператор платежной системы/платежная организация вправе обжаловать решение Национального банка об отказе в возобновлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

24. Отзыв лицензии производится в том случае, когда деятельность оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой угрозу интересам участников и пользователей платежных услуг и применяется в следующих случаях: 

- при нарушении законодательства Кыргызской Республики (два и более раз в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев)

- при выявлении финансовых проблем (два и более раз в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев), составляющих угрозу для дальнейшей деятельности, и неспособность решить их в течение установленного срока

- при неисполнении постановлений Комитета по платежной системе Национального банка (два и более раз в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев)

- при задержке начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии. 

25. Отзыв лицензии деятельности оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой прекращение деятельности, указанной в лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

26. Комитет по платежной системе Национального банка может принять решение об отзыве лицензии без предварительного применения других мер воздействия для снижения рисков в платежной системе, защиты прав и законных интересов участников и пользователей платежных систем. 

27. Решение Комитета по платежной системе Национального банка вступает в силу со дня его принятия и уведомления оператора платежной системы/платежной организации, если иной срок не указан в решении Комитета по платежной системе Национального банка. 

28. Оператор платежной системы/платежная организация в течение 3 (трех) рабочих дней после получения решения Комитета по платежной системе Национального банка  

об отзыве лицензии должен сдать оригинал лицензии в Национальный банк. 

29. Национальным банком вносится соответствующая запись об отзыве лицензии в реестр, и информация об отзыве размещается на официальном интернет-сайте Национального банка.  

30. При прямом банковском надзоре, временной администрации, ограничении на прием платежей и/или ограничении проведения отдельных видов платежей и операций, приостановлении/отзыве/возобновлении лицензии и добровольной ликвидации оператора платежной системы/платежной организации Национальный банк направляет уведомление во все коммерческие банки, операторам платежных систем/платежным организациям. 

В целях ускорения процесса информирования, а также фиксирования времени и даты информирования Национальный банк направляет копию уведомления о применении меры воздействия на официальные электронные адреса всех коммерческих банков, операторов платежных систем/платежных организаций, а также размещает информацию на официальном интернет-сайте Национального банка для информирования остальных участников платежных систем (пользователей услуг, поставщиков товаров/услуг). 

 

Глава 3. Порядок завершения платежей оператора  

платежной системы/платежной организации 

 

31. С момента временного приостановления/отзыва лицензии или добровольной ликвидации оператор платежной системы/платежная организация должны полностью прекратить осуществление деятельности по: 

- приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

32. В случае если с момента введения ограничения на прием платежей и/или ограничения на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии, временного приостановления/ограничения/отзыва лицензии или добровольной ликвидации/ликвидации/банкротства в систему оператора платежной системы/платежной организации поступили платежи (до момента полного отключения системы, технического сбоя в функционировании системы и при действующих договорах с поставщиками товаров, услуг и участниками платежных систем), то данные платежи должны быть приняты, завершены и оплачены оператором платежной системы/платежной организацией. Информация по завершению данных платежей должна быть представлена в бумажном виде в Национальный банк в срок не позднее следующего дня вручения, опубликования, оглашения или доведения до сведения решения Комитета по платежной системе Национального банка. В случаях, когда оператор платежной системы/платежная организация не доводит/доводит с нарушениями установленных сроков до сведения Национального банка данную информацию и/или не завершает такие платежи, применяются меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

Глава 4. Заключительные положения 

 

33. Обжалование мер по решению Комитета по платежной системе Национального банка о применении мер воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам осуществляется в соответствии с Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 17 мая 2017 года № 19/13. 

34. В случае, если оператором платежной системы/платежной организацией выступает банк или другая финансово-кредитная организация, то мера воздействия применяется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года  

№ 2017-П-12/25-4-(НПА).