Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект) разработан в целях совершенствования требований по оценке залогового имущества при выдаче кредита, работе банка с прочим недвижимым имуществом и требований по классификации активов.  

 

2. Описательная часть  

В первую очередь, проектом вносятся изменения в части регулирования коэффициента покрытия залогом кредита и обеспечения независимости функции оценки имущества при принятии его в залог. 

В отношении требований к работе с прочим недвижимым имуществом банка проектом предусматриваются следующие изменения: 

- установлена обязанность Совета директоров рассматривать причины невозможности реализации прочего недвижимого имущества в установленный требованиями Национального банка срок, ответственность лиц в связи с этим, а также определена необходимость определения Советом директоров сроков и дальнейших мер по реализации такого прочего недвижимого имущества; 

- стоимость прочего недвижимого имущества, удерживаемого банком сроком более 3 (трех) лет, должна подтверждаться независимым (привлеченным) оценщиком каждые два года; 

- увеличен процент получения от покупателя суммы денежных средств в случае продажи нежилого имущества, находящегося в категории «прочей собственности» банка; 

- решение об операциях с прочей собственностью, недвижимым/движимым имуществом банка с аффилированными и связанными лицами, размер которых составляет от одного расчетного показателя до 14% от ЧСК, должно приниматься только незаинтересованными членами Совета директоров банка. 

Кроме того, проектом устанавливается, что в целях принятия решения по классификации всех активов, подлежащих классификации, в банке должен быть создан коллегиальный орган (комитет, комиссия и т.п.). 

Таким образом, проект содержит изменения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Порядок работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, с залоговым имуществом, утвержденный постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года № 28/7; 

- Положение «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 29 августа 2012 года № 36/2; 

- Положение «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/3; 

- Инструкцию «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами», утвержденную постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 мая 2017 года № 21/5; 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2010 года №52/4, проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики. 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _______2020 года  

№______________________ 

 

 

Изменения  

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении “Порядка работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом” от 4 июля 2012 года № 28/7» следующие изменения: 

В Порядке работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 4 дополнить абзацем 7 следующего содержания: 

«Коэффициент покрытия залогом максимально допустимое отношение суммы кредита к справедливой стоимости залогового имущества.»; 

- пункт 12 дополнить предложением следующего содержания: 

«Сумма выдаваемого кредита должна определяться с учетом размера коэффициента покрытия залогом и критериев его применения, регламентированных во внутренних документах банка.»; 

- в пункте 16 исключить абзац 6 и дополнить абзацами 10 и 11 следующего содержания: 

«- пределы коэффициента покрытия залогом в зависимости от вида и характеристики залога; 

- критерии применения значения коэффициента покрытия залогом в зависимости от вида и характеристики залога.»; 

- главу 3 дополнить пунктом 21-1 следующего содержания: 

«21-1. Политика и процедуры банка должны обеспечивать, что банк не допустит действий, которые поставят под угрозу независимость функции оценки имущества при принятии его в залог, как сотрудником банка, осуществляющим оценку (внутренняя оценка), так и при привлечении независимого оценщика, включая следующее: 

- информирование оценщика (внутреннего либо привлеченного) об ожидаемой или установленной предварительной стоимости имущества, или сумме кредита, или о целевом коэффициенте покрытия залогом; 

- указание требования минимальной стоимости собственности для утверждения кредита или проведения оценки; 

- зависимость вознаграждения сотрудника банка, проводящего оценку залога, от выдачи кредита; 

- отказ от выплаты независимому (привлеченному) оценщику вознаграждения из-за того, что собственность не была оценена в определенную сумму; 

- допущение, что текущее или будущее использование услуг оценщика зависит от суммы, в которую оценщик (внутренний или привлеченный) оценивает имущество; 

- расторжение трудового договора с сотрудником, осуществляющим оценку имущества, или исключение независимого (привлеченного) оценщика из будущего сотрудничества из-за того, что определенная им рыночная стоимость имущества не отвечает установленному пороговому значению, необходимого для принятия банком имущества в залог в соответствии с внутренними документами банка. 

Лица, ответственные за выдачу и одобрение кредита, не должны осуществлять выбор привлеченного оценщика по данному кредиту. 

В случаях если определенная уполномоченным сотрудником банка/независимым оценщиком стоимость имущества для принятия в залог была изменена (увеличена/уменьшена) в последующем (на рассмотрении Кредитным комитетом или любым другим уполномоченным органом), должны быть предоставлены письменные исчерпывающие пояснения подобных изменений с четким указанием лица/лиц, принявших такое решение, с последующим ознакомлением вышестоящего органа управления. 

Любые исключения из правил и процедур должны быть надлежащим образом задокументированы и представлены руководителям соответствующего уровня.»; 

- пункт 22 изложить в следующей редакции: 

«22. При принятии решения о выдаче кредита необходимо принимать во внимание то, что стоимость залога должна покрывать обязательства заемщика перед банком/ФКО. 

Учитывая, что рынок недвижимости подвержен различным колебаниям, которые могут негативно отразиться на возможности банка/ФКО реализовать залог, важно, помимо справедливой стоимости, учитывать и ликвидационную стоимость залога. 

В этой связи коэффициент покрытия залогом должен быть оценен и установлен банком с учетом возможного обесценения залога в будущем. Коэффициент покрытия залогом также должен быть установлен в размере, сопоставимом скорости реализации залога. Так, скорость реализации нежилых объектов недвижимости специфического назначения (заводы, цеха, имущественные комплексы, сооружения производственного или сельскохозяйственного назначения и другие объекты) ниже чем, к примеру, для нежилых помещений офисного назначения или жилого имущества.»; 

- пункт 27 дополнить абзацем 2 следующего содержания: 

«В случае обнаружения банком обстоятельств снижения текущей стоимости залогового имущества банку необходимо отразить данный факт в акте обследования залога и ознакомить под роспись с данным документом заемщика.»; 

- в пункте 28 слова «негативно повлиять на стоимость и состояние» заменить словами «обусловить существенное снижение стоимости и ухудшение состояния». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом» от 29 августа 2012 года № 36/2» следующие изменения: 

В Положении «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«Совет директоров банка на ежеквартальной основе должен ознакомляться с результатами рассмотрения Правлением банка вопросов о продаже прочего недвижимого имущества и письменными отчетами банка.  

В случае если банком прочее недвижимое имущество не было продано в установленный пунктом 5 данного Положения срок, вопрос о причинах невозможности реализации должен быть рассмотрен Советом директоров.  

Совет директоров на ежеквартальной основе должен осуществлять тщательный мониторинг прочего недвижимого имущества, находящееся на балансе банка более 3 (трех) лет, рассматривать и оценивать эффективность работы Правления банка по работе с прочим недвижимым имуществом. 

Совет директоров должен определить сроки и дальнейшие меры по реализации такого прочего недвижимого имущества.»; 

- в пункте 24 в первом предложении после слов «расходов на» и во втором предложении после слов «за вычетом затрат на» дополнить словами «содержание или»; 

- пункт 28 дополнить абзацами 2 и 3 следующего содержания: 

«Стоимость прочего недвижимого имущества, удерживаемого банком сроком более 3 (трех) лет, должна подтверждаться независимым (привлеченным) оценщиком каждые два года. Первая переоценка имущества должна быть проведена в течение 3 (трех) месяцев с даты истечения срока, указанного в пункте 5 данного Положения. 

Независимый (привлеченный) оценщик может производить оценку одного и того же прочего недвижимого имущества банка не более двух раз.»; 

- абзац а) пункта 31 изложить в следующей редакции: 

«а) получение от покупателя суммы денежных средств в размере: 

- не менее 15% от общей продажной цены в случае продажи жилого имущества лицу, не связанному с банком; 

- не менее 40% в случае продажи нежилого имущества лицу, не связанному с банком; 

- не менее 40% в случае продажи жилого имущества лицу, подпадающему под определение связанного с банком лица или аффилированного лица банка, если банк финансирует оставшуюся часть посредством предоставления кредита; 

- не менее 60% в случае продажи нежилого имущества лицу, подпадающему под определение связанного с банком лица или аффилированного лица банка, если банк финансирует оставшуюся часть посредством предоставления кредита.  

При этом участие банка должно быть ограничено только его ролью как кредитора, то есть условия (процентные ставки, срок погашения, амортизация и т.д.) должны являться такими же, как и для обычного кредита. Если продажа имущества финансируется за счет кредита по ставке, ниже, чем текущая рыночная процентная ставка, банк должен дисконтировать кредит и привести доходность по кредиту к рыночной ставке в соответствии с МСФО;»; 

- пункт 31-2 изложить в следующей редакции: 

«31-2. Банк вправе принять недвижимое имущество на баланс банка и учитывать его как «прочая собственность» в счет погашения ранее выданного кредита, указанного в соглашении об отступном. При этом в соглашении об отступном должно содержаться обязательство банка продать данное имущество лицу, которое являлось владельцем данного недвижимого имущества, принятого в счет погашения ранее выданного кредита в оговоренные между банком и залогодателем сроки и по сумме обязательства залогодателя и/или заемщика, которое также должно быть предусмотрено в соглашении об отступном. 

В случае если заемщик является владельцем недвижимого имущества, банком должен быть проведен расширенный финансовый мониторинг в целях подтверждения платежеспособности заемщика для надлежащего исполнения обязательств по соглашению. 

Если в сроки, указанные в соглашении об отступном, прочая собственность банка не будет реализована, и/или в случае расторжения договора о финансовой аренде или договора продажи недвижимого имущества в рассрочку или других подобных договоров, то банк должен произвести независимую оценку прочей собственности и учитывать ее согласно настоящему Положению.». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3» следующие изменения: 

В Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- главу 1 дополнить пунктом 1.9. следующего содержания: 

«1.9. В целях принятия решения по классификации всех активов, подлежащих классификации, и создания соответствующих резервов на покрытие потенциальных убытков в банке должен быть создан коллегиальный орган (комитет, комиссия и т.п.), который должен включать представителей как минимум структурных подразделений, задействованных в классификации активов, представителя юридической службы, одного из членов Правления, а также других подразделений, определенных внутренними нормативными документами банка. 

Порядок работы данного органа и его ответственность должны быть регламентированы во внутренних нормативных документах банка.»; 

- пункт 9.1. изложить в следующей редакции: 

«9.1. После первоначального признания в балансе прочая собственность банка, принятая в погашение актива, сразу классифицируется как «субстандартный» актив, за исключением случаев, когда банком на баланс принимается нежилое имущество по договору об отступном, которое являлось обеспечением по классифицированному кредиту и данное имущество предполагается реализовать непосредственно заемщику/ залогодателю по кредиту. Такому объекту прочей собственности должна быть присвоена категория классификации кредита, по которому нежилое имущество являлось обеспечением, на момент принятия банком залогового имущества на баланс.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами»» от 31 мая 2017 года № 21/5 следующие изменения: 

В Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 9:  

в первом предложении после слов «кредитный риск,» дополнить словами «а также операциям с прочей собственностью, недвижимым/движимым имуществом банка,»; 

второе предложение после слов «незаинтересованность членов Совета директоров,» дополнить словами «а также оговорены условия по проводимой операции.». 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующее изменение: 

В Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 8.1.: 

абзац 18 изложить в следующей редакции: 

«- запрет на капитализацию процентов по кредитам;»;  

дополнить абзацем 19 следующего содержания: 

«- и другие.». 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Примечание 

1. Порядок работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, 

лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом   

4. Основные понятия, применяемые в настоящем документе, определены в Законе Кыргызской Республики "О залоге", Стандарте основных понятий и принципов оценки, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 апреля 2006 года № 217.   

При этом в рамках настоящего Порядка:   

Залог - это способ обеспечения исполнения денежного или выраженного в денежной форме обязательства под залог права собственности или иного вещного права на имущество.   

Справедливая стоимость - расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен имущества на дату оценки между готовым купить покупателем и готовым продать продавцом в коммерческой сделке после должного маркетинга, во время которой каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.   

Ликвидационная стоимость - это стоимость актива, которая реально может быть получена при реализации актива в короткие сроки, без должного маркетинга и рекламы.   

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии: в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, изделиях, ломе и отходах.   

4. Основные понятия, применяемые в настоящем документе, определены в Законе Кыргызской Республики «О залоге», Стандарте основных понятий и принципов оценки, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 апреля 2006 года № 217. 

При этом в рамках настоящего Порядка: 

Залог это способ обеспечения исполнения денежного или выраженного в денежной форме обязательства под залог права собственности или иного вещного права на имущество. 

Справедливая стоимость расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен имущества на дату оценки между готовым купить покупателем и готовым продать продавцом в коммерческой сделке после должного маркетинга, во время которой каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. 

Ликвидационная стоимость это стоимость актива, которая реально может быть получена при реализации актива в короткие сроки, без должного маркетинга и рекламы. 

Коэффициент покрытия залогом максимально допустимое отношение суммы кредита к справедливой стоимости залогового имущества. 

Драгоценные металлы золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии: в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, изделиях, ломе и отходах. 

 

12. Данные отчета используются при определении возможной суммы выдаваемого кредита.  

12. Данные отчета используются при определении возможной суммы выдаваемого кредита. Сумма выдаваемого кредита должна определяться с учетом размера коэффициента покрытия залогом и критериев его применения, регламентированных во внутренних документах банка. 

 

16. Внутренние документы банка/ФКО по залоговому обеспечению должны соответствовать требованиям Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики и как минимум содержать следующие:   

- условия и требования принятия залога в качестве обеспечения кредита;   

- виды залогов и ограничения по видам залога;   

- методы оценки залога;   

- привлечение независимого оценщика;   

- количественное соотношение величины кредита и справедливой стоимостью залога;   

- порядок и условия замены залогового имущества;   

- мониторинг залога;   

- порядок изъятия и реализации заложенного имущества, с учетом требований законодательства об обращении взыскания на предмет залога, имеющего значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, а также являющимся единственным жильем, принадлежащим на праве собственности физическому лицу.   

16. Внутренние документы банка/ФКО по залоговому обеспечению должны соответствовать требованиям Положения  

«О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» и как минимум содержать следующие: 

- условия и требования принятия залога в качестве обеспечения кредита; 

- виды залогов и ограничения по видам залога; 

- методы оценки залога; 

- привлечение независимого оценщика; 

пределы коэффициента покрытия залогом в зависимости от вида и характеристики залога; 

критерии применения значения коэффициента покрытия залогом в зависимости от вида и характеристики залога

- порядок и условия замены залогового имущества; 

- мониторинг залога; 

- порядок изъятия и реализации заложенного имущества, с учетом требований законодательства об обращении взыскания на предмет залога, имеющего значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, а также являющимся единственным жильем, принадлежащим на праве собственности физическому лицу. 

21-1. Политика и процедуры банка должны обеспечивать, что банк не допустит действий, которые поставят под угрозу независимость функции оценки имущества при принятии его в залог, как сотрудником банка, осуществляющим оценку (внутренняя оценка), так и при привлечении независимого оценщика, включая следующее: 

- информирование оценщика (внутреннего либо привлеченного) об ожидаемой или установленной предварительной стоимости имущества, или сумме кредита, или о целевом коэффициенте покрытия залогом; 

- указание требования минимальной стоимости собственности для утверждения кредита или проведения оценки; 

- зависимость вознаграждения сотрудника банка, проводящего оценку залога, от выдачи кредита; 

- отказ от выплаты независимому (привлеченному) оценщику вознаграждения из-за того, что собственность не была оценена в определенную сумму; 

- допущение, что текущее или будущее использование услуг оценщика зависит от суммы, в которую оценщик (внутренний или привлеченный) оценивает имущество; 

- расторжение трудового договора с сотрудником, осуществляющим оценку имущества, или исключение независимого (привлеченного) оценщика из будущего сотрудничества из-за того, что определенная им рыночная стоимость имущества не отвечает установленному пороговому значению, необходимого для принятия банком имущества в залог в соответствии с внутренними документами банка. 

Лица, ответственные за выдачу и одобрение кредита, не должны осуществлять выбор привлеченного оценщика по данному кредиту. 

В случаях если определенная уполномоченным сотрудником банка/независимым оценщиком стоимость имущества для принятия в залог была изменена (увеличена/уменьшена) в последующем (на рассмотрении Кредитным комитетом или любым другим уполномоченным органом), должны быть предоставлены письменные исчерпывающие пояснения подобных изменений с четким указанием лица/лиц, принявших такое решение, с последующим ознакомлением вышестоящего органа управления. 

Любые исключения из правил и процедур должны быть надлежащим образом задокументированы и представлены руководителям соответствующего уровня. 

 

22. При оценке залога необходимо принимать во внимание, то что стоимость залога должна покрывать обязательства заемщика перед банком/ФКО. Учитывая, что рынок недвижимости подвержен различным колебаниям, которые могут негативно отразиться на возможности банка/ФКО реализовать залог, важно, помимо справедливой стоимости учитывать и ликвидационную стоимость залога.   

22. При принятии решения о выдаче кредита необходимо принимать во внимание то, что стоимость залога должна покрывать обязательства заемщика перед банком/ФКО. 

Учитывая, что рынок недвижимости подвержен различным колебаниям, которые могут негативно отразиться на возможности банка/ФКО реализовать залог, важно, помимо справедливой стоимости, учитывать и ликвидационную стоимость залога. 

В этой связи коэффициент покрытия залогом должен быть оценен и установлен банком с учетом возможного обесценения залога в будущем. Коэффициент покрытия залогом также должен быть установлен в размере, сопоставимом скорости реализации залога. Так, скорость реализации нежилых объектов недвижимости специфического назначения (заводы, цеха, имущественные комплексы, сооружения производственного или сельскохозяйственного назначения и другие объекты) ниже, чем, к примеру, для нежилых помещений офисного назначения или жилого имущества.  

 

27. В течение срока действия кредитного договора необходимо осуществлять регулярный мониторинг заложенного имущества, который заключается в проведении осмотра, физического наличия, качества, условия хранения, соответствия текущей стоимости заложенного имущества к обязательствам заемщика перед банком.   

27. В течение срока действия кредитного договора необходимо осуществлять регулярный мониторинг заложенного имущества, который заключается в проведении осмотра, физического наличия, качества, условия хранения, контроля соответствия текущей стоимости заложенного имущества к обязательствам заемщика перед банком. 

В случае обнаружения банком обстоятельств снижения текущей стоимости залогового имущества, банку необходимо отразить данный факт в акте обследования залога, и ознакомить под роспись с данным документом заемщика. 

 

28. В случае изменения конъюнктуры рынка, не соответствия условий хранения залога, которые могут негативно повлиять на стоимость и состояние предметов залога, или есть угроза их утраты, банк/ФКО должен потребовать у заемщика принять меры к приведению в соответствие условия хранения либо замены залога на более ликвидный или предоставления дополнительного обеспечения. 

28. В случае изменения конъюнктуры рынка или не соответствия условий хранения залога, которые могут обусловить существенное снижение стоимости и ухудшение состояния предметов залога, или есть угроза их утраты, банк/ФКО должен потребовать у заемщика принять меры к приведению в соответствие условия хранения либо замены залога на более ликвидный или предоставления дополнительного обеспечения. 

 

2. Положение «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний 

Кыргызской Республики с недвижимым имуществом» 

10. Совет директоров банка на ежеквартальной основе должен ознакамливаться с результатами рассмотрения Правлением банка вопросов о продаже прочего недвижимого имущества и письменными отчетами банка.  

10. Совет директоров банка на ежеквартальной основе должен ознакомляться с результатами рассмотрения Правлением банка вопросов о продаже прочего недвижимого имущества и письменными отчетами банка.  

В случае если банком прочее недвижимое имущество не было продано в установленный пунктом 5 данного Положения срок, вопрос о причинах невозможности реализации должен быть рассмотрен Советом советом директоров.  

Совет директоров на ежеквартальной основе должен осуществлять тщательный мониторинг прочего недвижимого имущества, находящееся на балансе банка, более трех лет, рассматривать и оценивать эффективность работы Правления банка по работе с прочим недвижимым имущестовм. 

Совет директоров должен определить сроки и дальнейшие меры по реализации такого прочего недвижимого имущества. 

 

24. При любом последующем уменьшении стоимости прочего недвижимого имущества банк должен признать убыток от обесценения до справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу. Если после обесценения недвижимого имущества его справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу увеличится, то банк должен признать это увеличение, но только в сумме, не превышающий ранее накопленный убыток от обесценения.  

24. При любом последующем уменьшении стоимости прочего недвижимого имущества банк должен признать убыток от обесценения до справедливой стоимости за вычетом расходов на содержание или продажу. Если после обесценения недвижимого имущества его справедливая стоимость за вычетом затрат на содержание или продажу увеличится, то банк должен признать это увеличение, но только в сумме, не превышающий ранее накопленный убыток от обесценения.  

28. Банк периодически должен проводить работу по выявлению признаков возможного обесценения прочего недвижимого имущества с целью подтверждения стоимости имущества, учтенной на балансе, но не реже одного раза в год.  

28. Банк периодически должен проводить работу по выявлению признаков возможного обесценения прочего недвижимого имущества с целью подтверждения стоимости имущества, учтенной на балансе, но не реже одного раза в год.  

Стоимость прочего недвижимого имущества, удерживаемого банком сроком более 3 (трех) лет, должна подтверждаться независимым (привлеченным) оценщиком каждые два года. Первая переоценка имущества должна быть проведена в течение 3 (трех) месяцев с даты истечения срока, указанного в пункте 5 данного Положения. 

Независимый (привлеченный) оценщик может производить оценку одного и того же прочего недвижимого имущества банка не более двух раз. 

31. Банк должен учитывать недвижимое имущество в категории "Прочая собственность" до тех пор, пока не будут выполнены все следующие условия:  

а) получение от покупателя суммы денежных средств, составляющей не менее 15% от общей продажной цены в случае продажи имущества лицу, не связанному с банком и не менее 40% - в случае продажи имущества лицу, подпадающему под определение связанного с банком лица или аффилированного лица банка, если банк финансирует оставшуюся часть посредством предоставления кредита. При этом участие банка должно быть ограничено только его ролью как кредитора, то есть условия (процентные ставки, срок погашения, амортизация и т.д.) должны являться такими же, как и для обычного кредита. Если продажа имущества финансируется за счет кредита по ставке, ниже, чем текущая рыночная процентная ставка, банк должен дисконтировать кредит и привести доходность по кредиту к рыночной ставке в соответствии с МСФО;  

31. Банк должен учитывать недвижимое имущество в категории «Прочая собственность» до тех пор, пока не будут выполнены все следующие условия:  

а) получение от покупателя суммы денежных средств в размере: 

- не менее 15% от общей продажной цены в случае продажи жилого имущества лицу, не связанному с банком; 

- не менее 40% в случае продажи нежилого имущества лицу, не связанному с банком; 

- не менее 40% в случае продажи жилого имущества лицу, подпадающему под определение связанного с банком лица или аффилированного лица банка, если банк финансирует оставшуюся часть посредством предоставления кредита; 

- не менее 60% в случае продажи нежилого имущества лицу, подпадающему под определение связанного с банком лица или аффилированного лица банка, если банк финансирует оставшуюся часть посредством предоставления кредита.  

При этом участие банка должно быть ограничено только его ролью как кредитора, то есть условия (процентные ставки, срок погашения, амортизация и т.д.) должны являться такими же, как и для обычного кредита. Если продажа имущества финансируется за счет кредита по ставке ниже, чем текущая рыночная процентная ставка, банк должен дисконтировать кредит и привести доходность по кредиту к рыночной ставке в соответствии с МСФО; 

 

31-2. Банк вправе принять недвижимое имущество на баланс банка и учитывать его как "прочая собственность" в счет погашения ранее выданного кредита, указанного в соглашении об отступном. При этом, в соглашении об отступном должно содержаться обязательство банка продать данное имущество лицу, которое являлось владельцем данного недвижимого имущества, принятого в счет погашения ранее выданного кредита в оговоренные между банком и залогодателем сроки и по сумме обязательства залогодателя и/или заемщика, которое также должно быть предусмотрено в соглашении об отступном.  

Если в сроки, указанные в соглашении об отступном, прочая собственность банка не будет реализована, и/или в случае расторжения договора о финансовой аренде или договора продажи недвижимого имущества в рассрочку или других подобных договоров, то банк должен произвести независимую оценку прочей собственности и учитывать ее согласно Положению.  

31-2. Банк вправе принять недвижимое имущество на баланс банка и учитывать его как «прочая собственность» в счет погашения ранее выданного кредита, указанного в соглашении об отступном. При этом в соглашении об отступном должно содержаться обязательство банка продать данное имущество лицу, которое являлось владельцем данного недвижимого имущества, принятого в счет погашения ранее выданного кредита в оговоренные между банком и залогодателем сроки и по сумме обязательства залогодателя и/или заемщика, которое также должно быть предусмотрено в соглашении об отступном.  

В случае если заемщик является владельцем недвижимого имущества банком должен быть проведен расширенный финансовый мониторинг в целях подтверждения платежеспособности заемщика для надлежащего исполнения обязательств по соглашению.  

Если в сроки, указанные в соглашении об отступном, прочая собственность банка не будет реализована, и/или в случае расторжения договора о финансовой аренде или договора продажи недвижимого имущества в рассрочку или других подобных договоров, то банк должен произвести независимую оценку прочей собственности и учитывать ее согласно настоящему Положению. 

 

3. Положение «О классификации активов и  

соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» 

1.8. Для осуществления классификации активов банки должны отслеживать и анализировать данные о движении денежных средств и оценивать способность клиента получить достаточный объем денежных средств для погашения актива. По условиям договора о предоставлении актива банк вправе периодически получать информацию о платежеспособности клиента (информацию о движении денежных средств), помимо обязательных ежеквартальных отчетов (балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках).  

При этом отсутствие достоверной финансовой информации (например, не проверенных внешним аудитором балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках клиентов) и ее надлежащего анализа является серьезным недостатком. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики ответственность за полноту и достоверность предоставляемой банку отчетности и информации несет клиент. Тем не менее, банк, принимая на себя риски, связанные с предоставлением актива, должен проверять достоверность этих отчетов, как до момента предоставления актива, так и в последующем - до полного возврата средств банка.  

1.8. Для осуществления классификации активов банки должны отслеживать и анализировать данные о движении денежных средств и оценивать способность клиента получить достаточный объем денежных средств для погашения актива. По условиям договора о предоставлении актива банк вправе периодически получать информацию о платежеспособности клиента (информацию о движении денежных средств), помимо обязательных ежеквартальных отчетов (балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках). 

При этом отсутствие достоверной финансовой информации (например, не проверенных внешним аудитором балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках клиентов) и ее надлежащего анализа является серьезным недостатком. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики ответственность за полноту и достоверность предоставляемой банку отчетности и информации несет клиент. Тем не менее банк, принимая на себя риски, связанные с предоставлением актива, должен проверять достоверность этих отчетов, как до момента предоставления актива, так и в последующем - до полного возврата средств банка.  

1.9. В целях принятия решения по классификации всех активов, подлежащих классификации, и создания соответствующих резервов на покрытие потенциальных убытков в банке должен быть создан коллегиальный орган (комитет, комиссия и т.п.), который должен включать представителей как минимум структурных подразделений, задействованных в классификации активов, представителя юридической службы, одного из членов Правления, а также других подразделений, определенных внутренними нормативными документами банка. 

Порядок работы данного органа и его ответственность должны быть регламентированы во внутренних нормативных документах банка. 

 

9.1. После первоначального признания в балансе, прочая собственность банка, принятая в погашение актива, сразу классифицируется как субстандартная.  

9.1. После первоначального признания в балансе прочая собственность банка, принятая в погашение актива, сразу классифицируется как «субстандартный» актив, за исключением случаев, когда банком на баланс принимается нежилое имущество по договору об отступном, которое являлось обеспечением по классифицированному кредиту и данное имущество предполагается реализовать непосредственно заемщику/ залогодателю по кредиту. Такому объекту прочей собственности должна быть присвоена категория классификации кредита, по которому нежилое имущество являлось обеспечением, на момент принятия банком залогового имущества на баланс. 

 

4. Инструкция «о требованиях к операциям банка 

 с аффилированными и связанными с банком лицами» 

9. Решение по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск, с аффилироваными и связанными лицами, размер которых составляет от одного расчетного показателя до 14% от ЧСК, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров банка. При этом, в протоколе решения Совета директоров должна быть указана заинтересованность либо незаинтересованность членов Совета директоров.  

9. Решение по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск, а также операциям с прочей собственностью, недвижимым/движимым имуществом банка с аффилироваными и связанными лицами, размер которых составляет от одного расчетного показателя до 14% от ЧСК, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров банка. При этом в протоколе решения Совета директоров должна быть указана заинтересованность либо незаинтересованность членов Совета директоров, а также оговорены условия по проводимой операции. 

 

5. Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

8. В кредитной политике должны быть отражены все основные положения, касающиеся выдачи кредитов:  

8.1. Общие положения, включая:  

- состав потенциальных заемщиков;  

- виды кредитов в зависимости от целей кредитования и других условий;  

- количественные пределы кредитования;  

- сроки кредитования;  

- критерии оценки кредитоспособности заемщиков;  

- процентные ставки и методы их установления;  

- требования к финансовой информации заемщика;  

- географические ограничения;  

- валюта выдачи;  

- концентрация кредитов (по группам заемщиков, географическому признаку, по отрасли, валюте и другим факторам);  

- ограничения по кредитам, выдаваемым связанным с банком лицам и аффилированным лицам;  

- критерии оценки стоимости и приемлемости залога, в том числе по оценке рисков, связанных с тем, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент оформления кредита;  

- контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредитов;  

- требования по выдаче банком гарантийных писем(1) (приложение 2);  

- соотношение кредитного портфеля к активам;  

- удельный вес каждого вида кредита в кредитном портфеле;  

- и другие.  

8. В кредитной политике должны быть отражены все основные положения, касающиеся выдачи кредитов:  

8.1. Общие положения, включая:  

- состав потенциальных заемщиков;  

- виды кредитов в зависимости от целей кредитования и других условий;  

- количественные пределы кредитования;  

- сроки кредитования;  

- критерии оценки кредитоспособности заемщиков;  

- процентные ставки и методы их установления;  

- требования к финансовой информации заемщика;  

- географические ограничения;  

- валюта выдачи;  

- концентрация кредитов (по группам заемщиков, географическому признаку, по отрасли, валюте и другим факторам);  

- ограничения по кредитам, выдаваемым связанным с банком лицам и аффилированным лицам;  

- критерии оценки стоимости и приемлемости залога, в том числе по оценке рисков, связанных с тем, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент оформления кредита;  

- контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредитов;  

- требования по выдаче банком гарантийных писем(1) (приложение 2);  

- соотношение кредитного портфеля к активам;  

- удельный вес каждого вида кредита в кредитном портфеле;  

запрет на капитализацию процентов по кредитам; 

- и другие.