Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики «Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4»  

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4» (далее проект постановления) разработан в целях снижения рисков в платежных системах. 

 

2. Описательная часть 

В соответствии с Политикой по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка №38/4 от 15 июля 2015 года (далее Политика по оверсайту), Национальный банк с октября 2019 года провел анализ данных по всем платежным системам на соответствие критериям значимости платежных систем. 

При этом были выявлены следующие обстоятельства: 

- анализ включает первые 5 (пять) месяцев каждого полугодия. Сокращение сроков было предусмотрено с целью получения оперативной информации о перечне значимых платежных систем на территории Кыргызской Республики. При этом, как правило, пиковая нагрузка по обработке платежей приходится на последние месяцы каждого квартала, в результате чего анализируемые данные не полностью отражали картину по оборотам;  

- в ходе апробации утвержденных в сентябре 2019 года критериев значимости было выявлено, что критерии не всегда выявляют значимые системы. Например, по результатам анализа Система пакетного клиринга мелких и розничных платежей (далее СПК) не вошла в перечень системно-значимых платежных систем, хотя фактически является таковой, поскольку сбои в работе СПК могут отразиться на всей банковской системе и платежной системе «Элкарт». Также мелкие платежные системы попали под критерий значимых только из-за наличия интеграции с крупными платежными системами. 

В связи с этим, Управлением платежных систем были подготовлены изменения в Политику по оверсайту, в части: 

- корректировки критериев значимости платежных систем и исключения взаимозависимых показателей; 

- увеличение периода для определения значимых платежных систем с 5-ти до 6-ти месяцев, для использования данных с учетом пиковых оборотов в системах; 

- внесения уточнения относительно анализа новых платежных систем. Поскольку методология оценки на соответствие международным стандартам не предусматривает проведение такой оценки для новых систем, в связи с этим внесены изменения в требования о проведении анализа новых платежных систем и сервисов на предмет рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Данный проект постановления будет иметь положительный эффект, поскольку вносит четкие требования в критерии значимости платежных систем, а также порядок проведения оценки платежной системы (из оценки исключены новые платежные системы, поскольку на этапе внедрения новых систем не представляется возможным проведение полноценной самооценки и оценки системы на соответствие международным стандартам. По новым системам остается требование о предоставлении пакета документа и анализ на предмет рисков). 

Со стороны регулятора необходимо внесение изменений в Правила осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики и процедуры Национального банка. 

Проект изменений не содержит норм, ограничивающих конкуренцию, а также правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Проект изменений направлен на общественное обсуждение. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Количественная оценка затрат не представляется возможной, поскольку изменения не отразятся на работе поднадзорных организаций, а направлены на совершенствование действий Национального банка в части надзора (оверсайта) за платежной системой страны. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Поскольку предлагаемые изменения и дополнения в Политику по оверсайту носят уточняющий характер и не оказывают влияния на предпринимательскую деятельность задействованных субъектов, проведение дополнительного АРВ к проекту постановления не требуется.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ___________ 2020 г.  

№____________________ 

 

 

Изменения в постановление Правления 

Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4 следующие изменения и дополнения: 

- в Политике по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, - вержденной вышеуказанным постановлением

- в пункте 13: 

слово «три» заменить словом «два»; 

слова «(в зависимости от вида валют)» заменить словами «в национальной валюте»; 

- пункт 14 изложить в следующей редакции: 

«14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев:  

- система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении отчетного полугодия;  

- к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;  

и/или оба из следующих критериев:  

- степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении отчетного полугодия;  

- система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении отчетного полугодия.»; 

- пункт 15-1 изложить в следующей редакции: 

«15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум два из следующих критериев:  

- обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении отчетного полугодия;  

- охватывает более 25% всей периферийной и агентской сети в Кыргызской Республике;  

- взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики  обслуживает более 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;  

- маршрутизирует более 25% количества и/или объема транзакций системно-значимой или значимой платежной системы.»; 

- в абзаце первом подпункта «б» пункта 16 слова «системно-значимых, значимых и новых платежных систем» заменить словами «системно-значимых и значимых платежных систем»; 

Политику дополнить пунктом 16-1 следующего содержания: 

«16-1. В рамках мониторинга проводится также сбор информации о существенных изменениях в действующих платежных системах, появляющихся новых платежных системах/платежных сервисах, а также проводится анализ данных систем/сервисов на предмет существенных рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых систем/сервисов, совершенствования системы заранее информировать о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе.»; 

- пункт 17 изложить в следующей редакции: 

«17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам в области платежных систем.»; 

- пункт 18 изложить в следующей редакции: 

«18. Оценка функционирования платежных систем проводится на основе количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора (оценка своей системы), с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам.»; 

- в пункте 20 слова «отдельно действующей и новой» исключить; 

- в пункте 22 слова «действующих и новых» исключить; 

- Приложении 2: 

в Перечне информации, предоставляемой операторами и участниками платежной систем в Национальный банк Кыргызской Республики: 

в Разделе II. Оценка оператором (участниками) платёжной системы: 

- пункт 2 признать утратившим силу;  

- в пункте 3 слово «,новая» исключить;  

- в пункте 4 слова «выполнения требований» заменить словами «на соответствие требованиям»; 

- пункт 5 признать утратившим силу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4» 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

13. Платежная система признается системно-значимой, если к ней применимы как минимум три из следующих критериев:   

система обрабатывает не менее 80% количества и/или объема платежей/переводов (в зависимости от вида валют);   

- системав случае возникновения финансовых рисков и/или нефинансовых рисков, операционных или технических сбоев на отдельных участках прохождения платежей, способна вызвать и передать другим участникам финансовой системы системные нарушения («эффект домино»);   

- система используется для расчетов по сделкам основных (большего числа) финансовых рынков;   

- система осуществляет окончательный расчет для других платежных систем;   

- отсутствие альтернативных систем для обработки аналогичных платежных инструментов и видов платежей/переводов.   

13. Платежная система признается системно-значимой, если к ней применимы как минимум два из следующих критериев:   

- система обрабатывает не менее 80% количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте;   

- системав случае возникновения финансовых рисков и/или нефинансовых рисков, операционных или технических сбоев на отдельных участках прохождения платежей, способна вызвать и передать другим участникам финансовой системы системные нарушения («эффект домино»);   

- система используется для расчетов по сделкам основных (большего числа) финансовых рынков;   

- система осуществляет окончательный расчет для других платежных систем;   

- отсутствие альтернативных систем для обработки аналогичных платежных инструментов и видов платежей/переводов. 

14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев:  

- система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

- к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики и/или 3 банка, признанные в качестве системно-значимых в соответствии с критериями Национального банка (далее  значимые участники банковской системы);  

- система имеет интеграцию с платежными системами, занимающими 1/4 долю рынка в разрезе по типам платежных систем;  

и/или оба из следующих критериев:  

- степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

- система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев:  

- система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении отчетного полугодия;  

- к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;  

и/или оба из следующих критериев:  

- степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении отчетного полугодия;  

- система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении отчетного полугодия.  

15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум три из следующих критериев:  

- обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

- подключено более 25% всех периферийных устройств и/или агентов в Кыргызской Республике;  

- обслуживает не менее 35% коммерческих банков Кыргызской Республики, через которые проходит не менее 25% количества и/или объема безналичных платежей в зависимости от типа платежных систем;  

- взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики  имеет интеграцию/обслуживает как минимум 2-х значимых участников банковской системы;  

взаимосвязанность с платежными системами Кыргызской Республики  имеет интеграцию с платежными системами, через которые проходит в совокупности не менее 25% количества и/или объема в зависимости от типа платежных систем;  

- обрабатывает не менее 25% транзакций, проведенных с использованием банковских платежных карт, на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

- обрабатывает не менее 25% количества транзакций, проведенных с использованием электронных денег и/или обслуживает не менее 25% количества держателей электронных кошельков, на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия;  

- система обрабатывает не менее 25% от общего количества переводов денежных средств на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия. 

15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум два из следующих критериев:  

- обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении отчетного полугодия;  

- охватывает более 25% всей периферийной и агентской сети в Кыргызской Республике;  

- взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики  обслуживает более 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;  

маршрутизирует более 25% количества и/или объема транзакций системно-значимой или значимой платежной системы.  

16. Мониторинг функционирования платежных систем предполагает проведение органом надзора (оверсайта) за платежными системами следующих мероприятий:   

 

б) периодический (не реже одного раза в 3 года) сбор сведений о качественных характеристиках платежных систем в зависимости от степени значимости посредством запроса у операторов системно-значимых, значимых и новых платежных систем результатов проведенной самооценки на соответствие установленным стандартам и требованиям Национального банка (Приложение 2), с указанием как минимум следующей информации:   

16. Мониторинг функционирования платежных систем предполагает проведение органом надзора (оверсайта) за платежными системами следующих мероприятий:   

 

б) периодический (не реже одного раза в 3 года) сбор сведений о качественных характеристиках платежных систем в зависимости от степени значимости посредством запроса у операторов системно-значимых и значимых платежных систем результатов проведенной самооценки на соответствие установленным стандартам и требованиям Национального банка (Приложение 2), с указанием как минимум следующей информации:   

 

16-1. В рамках мониторинга проводится также сбор информации о существенных изменениях в действующих платежных системах, появляющихся новых платежных системах/платежных сервисах, а также проводится анализ данных систем/сервисов на предмет существенных рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых систем/сервисов, совершенствования системы заранее информировать о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе. 

17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам:   

- для системно-значимых платежных систем соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-5, 7-9, 11-14, 15-19, 21-23) и установленным требованиям Национального банка;   

- для значимых платежных систем - соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-4, 7-8, 13, 15-18, 21-23) и установленным требованиям Национального банка;   

- для новых платежных систем соответствие требованиям Национального банка и соблюдение применяемых стандартов в зависимости от вида и критериев значимости системы.   

17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам в области платежных систем. 

18. Оценка функционирования действующих и новых платежных систем проводится на основании количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора своей системы, с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам.   

18. Оценка функционирования платежных систем проводится на основе количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора (оценка своей системы), с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам.   

20. В зависимости от результатов проведенной оценки функционирования отдельно действующей и новой платежной системы, ее управления и соответствия установленным требованиям и стандартам политики, Национальный банк принимает решение:   

20. В зависимости от результатов проведенной оценки функционирования платежной системы, ее управления и соответствия установленным требованиям и стандартам политики, Национальный банк принимает решение:   

22. По результатам оценки действующих и новых платежных систем Национальный банк инициирует внесение изменений в платежную систему с использованием следующих методов и средств по достижению цели надзора (оверсайта):   

22. По результатам оценки платежных систем Национальный банк инициирует внесение изменений в платежную систему с использованием следующих методов и средств по достижению цели надзора (оверсайта):   

Приложение 2 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ,  

предоставляемой операторами и участниками платежной систем  

в Национальный банк Кыргызской Республики 

 

II. Оценка оператором (участниками) платежной системы   

1. Операторы системно-значимых, значимых и национальных платежных систем не реже одного раза в три года проводят самооценку функционирования своих систем и предоставляют результаты самооценки с приложением документов (договора, операционные правила, внутренние нормативные документы, приказы и т.д.) по запросу в Национальный банк.   

2. Операторы новых платежных систем на этапе регистрации/лицензирования системы должны предоставить в Национальный банк детальную информацию о системе и ее владельце.   

3. Самооценка должна проводиться в соответствии с категориями систем (системно-значимая, значимая, новая) и предоставляться детальная информация по каждому направлению.   

4. Оценка выполнения требований Национального банка является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором системы.   

5. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых сервисов/продуктов (совершенствования) системы заранее информировать Национальный банк о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе. 

Приложение 2 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ,  

предоставляемой операторами и участниками платежной систем  

в Национальный банк Кыргызской Республики 

 

II. Оценка оператором (участниками) платежной системы   

1. Операторы системно-значимых, значимых и национальных платежных систем не реже одного раза в три года проводят самооценку функционирования своих систем и предоставляют результаты самооценки с приложением документов (договора, операционные правила, внутренние нормативные документы, приказы и т.д.) по запросу в Национальный банк.   

Признан утратившим силу  

 

 

3. Самооценка должна проводиться в соответствии с категориями систем (системно-значимая, значимая) и предоставляться детальная информация по каждому направлению. 

4. Оценка на соответствие требованиям Национального банка является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором системы.   

Признан утратившим силу