СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка
Кыргызской Республики «Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту)
за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4»
1. Цель и задачи
Проект постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4» (далее – проект постановления) разработан в целях снижения рисков в платежных системах.
2. Описательная часть
В соответствии с Политикой по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка №38/4 от 15 июля 2015 года (далее – Политика по оверсайту), Национальный банк с октября 2019 года провел анализ данных по всем платежным системам на соответствие критериям значимости платежных систем.
При этом были выявлены следующие обстоятельства:
- анализ включает первые 5 (пять) месяцев каждого полугодия. Сокращение сроков было предусмотрено с целью получения оперативной информации о перечне значимых платежных систем на территории Кыргызской Республики. При этом, как правило, пиковая нагрузка по обработке платежей приходится на последние месяцы каждого квартала, в результате чего анализируемые данные не полностью отражали картину по оборотам;
- в ходе апробации утвержденных в сентябре 2019 года критериев значимости было выявлено, что критерии не всегда выявляют значимые системы. Например, по результатам анализа Система пакетного клиринга мелких и розничных платежей (далее – СПК) не вошла в перечень системно-значимых платежных систем, хотя фактически является таковой, поскольку сбои в работе СПК могут отразиться на всей банковской системе и платежной системе «Элкарт». Также мелкие платежные системы попали под критерий значимых только из-за наличия интеграции с крупными платежными системами.
В связи с этим, Управлением платежных систем были подготовлены изменения в Политику по оверсайту, в части:
- корректировки критериев значимости платежных систем и исключения взаимозависимых показателей;
- увеличение периода для определения значимых платежных систем с 5-ти до 6-ти месяцев, для использования данных с учетом пиковых оборотов в системах;
- внесения уточнения относительно анализа новых платежных систем. Поскольку методология оценки на соответствие международным стандартам не предусматривает проведение такой оценки для новых систем, в связи с этим внесены изменения в требования о проведении анализа новых платежных систем и сервисов на предмет рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики.
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Данный проект постановления будет иметь положительный эффект, поскольку вносит четкие требования в критерии значимости платежных систем, а также порядок проведения оценки платежной системы (из оценки исключены новые платежные системы, поскольку на этапе внедрения новых систем не представляется возможным проведение полноценной самооценки и оценки системы на соответствие международным стандартам. По новым системам остается требование о предоставлении пакета документа и анализ на предмет рисков).
Со стороны регулятора необходимо внесение изменений в Правила осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики и процедуры Национального банка.
Проект изменений не содержит норм, ограничивающих конкуренцию, а также правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Проект изменений направлен на общественное обсуждение.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Количественная оценка затрат не представляется возможной, поскольку изменения не отразятся на работе поднадзорных организаций, а направлены на совершенствование действий Национального банка в части надзора (оверсайта) за платежной системой страны.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
Поскольку предлагаемые изменения и дополнения в Политику по оверсайту носят уточняющий характер и не оказывают влияния на предпринимательскую деятельность задействованных субъектов, проведение дополнительного АРВ к проекту постановления не требуется.
Проект
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от ___________ 2020 г.
№____________________
Изменения в постановление Правления
Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4 следующие изменения и дополнения:
- в Политике по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, - вержденной вышеуказанным постановлением:
- в пункте 13:
слово «три» заменить словом «два»;
слова «(в зависимости от вида валют)» заменить словами «в национальной валюте»;
- пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев:
- система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении отчетного полугодия;
- к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;
и/или оба из следующих критериев:
- степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении отчетного полугодия;
- система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении отчетного полугодия.»;
- пункт 15-1 изложить в следующей редакции:
«15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум два из следующих критериев:
- обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении отчетного полугодия;
- охватывает более 25% всей периферийной и агентской сети в Кыргызской Республике;
- взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики – обслуживает более 50% коммерческих банков Кыргызской Республики;
- маршрутизирует более 25% количества и/или объема транзакций системно-значимой или значимой платежной системы.»;
- в абзаце первом подпункта «б» пункта 16 слова «системно-значимых, значимых и новых платежных систем» заменить словами «системно-значимых и значимых платежных систем»;
- Политику дополнить пунктом 16-1 следующего содержания:
«16-1. В рамках мониторинга проводится также сбор информации о существенных изменениях в действующих платежных системах, появляющихся новых платежных системах/платежных сервисах, а также проводится анализ данных систем/сервисов на предмет существенных рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых систем/сервисов, совершенствования системы заранее информировать о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе.»;
- пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам в области платежных систем.»;
- пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Оценка функционирования платежных систем проводится на основе количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора (оценка своей системы), с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам.»;
- в пункте 20 слова «отдельно действующей и новой» исключить;
- в пункте 22 слова «действующих и новых» исключить;
- Приложении 2:
в Перечне информации, предоставляемой операторами и участниками платежной систем в Национальный банк Кыргызской Республики:
в Разделе II. Оценка оператором (участниками) платёжной системы:
- пункт 2 признать утратившим силу;
- в пункте 3 слово «,новая» исключить;
- в пункте 4 слова «выполнения требований» заменить словами «на соответствие требованиям»;
- пункт 5 признать утратившим силу.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении «Политики по надзору (оверсайту)
за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
13. Платежная система признается системно-значимой, если к ней применимы как минимум три из следующих критериев: - система обрабатывает не менее 80% количества и/или объема платежей/переводов (в зависимости от вида валют); - система, в случае возникновения финансовых рисков и/или нефинансовых рисков, операционных или технических сбоев на отдельных участках прохождения платежей, способна вызвать и передать другим участникам финансовой системы системные нарушения («эффект домино»); - система используется для расчетов по сделкам основных (большего числа) финансовых рынков; - система осуществляет окончательный расчет для других платежных систем; - отсутствие альтернативных систем для обработки аналогичных платежных инструментов и видов платежей/переводов. |
13. Платежная система признается системно-значимой, если к ней применимы как минимум два из следующих критериев: - система обрабатывает не менее 80% количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте; - система, в случае возникновения финансовых рисков и/или нефинансовых рисков, операционных или технических сбоев на отдельных участках прохождения платежей, способна вызвать и передать другим участникам финансовой системы системные нарушения («эффект домино»); - система используется для расчетов по сделкам основных (большего числа) финансовых рынков; - система осуществляет окончательный расчет для других платежных систем; - отсутствие альтернативных систем для обработки аналогичных платежных инструментов и видов платежей/переводов. |
14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев: - система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; - к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики и/или 3 банка, признанные в качестве системно-значимых в соответствии с критериями Национального банка (далее – значимые участники банковской системы); - система имеет интеграцию с платежными системами, занимающими 1/4 долю рынка в разрезе по типам платежных систем; и/или оба из следующих критериев: - степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; - система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; |
14. Платежная система признается значимой, если к ней применим как минимум один из следующих критериев: - система обрабатывает не менее 35% количества и/или объема платежей в разрезе по типам платежных систем на протяжении отчетного полугодия; - к системе подключено не менее 50% коммерческих банков Кыргызской Республики; и/или оба из следующих критериев: - степень охвата периферийной и агентской сети системы составляет не менее 35% всех периферийных устройств и агентов в Кыргызской Республике на протяжении отчетного полугодия; - система обрабатывает не менее 10% объема и/или количества от всех бюджетных платежей Кыргызской Республики на протяжении отчетного полугодия. |
15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум три из следующих критериев: - обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; - подключено более 25% всех периферийных устройств и/или агентов в Кыргызской Республике; - обслуживает не менее 35% коммерческих банков Кыргызской Республики, через которые проходит не менее 25% количества и/или объема безналичных платежей в зависимости от типа платежных систем; - взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики – имеет интеграцию/обслуживает как минимум 2-х значимых участников банковской системы; - взаимосвязанность с платежными системами Кыргызской Республики – имеет интеграцию с платежными системами, через которые проходит в совокупности не менее 25% количества и/или объема в зависимости от типа платежных систем; - обрабатывает не менее 25% транзакций, проведенных с использованием банковских платежных карт, на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; - обрабатывает не менее 25% количества транзакций, проведенных с использованием электронных денег и/или обслуживает не менее 25% количества держателей электронных кошельков, на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия; - система обрабатывает не менее 25% от общего количества переводов денежных средств на протяжении первых пяти месяцев отчетного полугодия. |
15-1. По статусу юридическое лицо признается провайдером критичных услуг, если к нему относятся как минимум два из следующих критериев: - обрабатывает/маршрутизирует не менее 25% количества и/или объема платежей/переводов в разрезе по валютам на протяжении отчетного полугодия; - охватывает более 25% всей периферийной и агентской сети в Кыргызской Республике; - взаимосвязанность с участниками банковской системы Кыргызской Республики – обслуживает более 50% коммерческих банков Кыргызской Республики; - маршрутизирует более 25% количества и/или объема транзакций системно-значимой или значимой платежной системы. |
16. Мониторинг функционирования платежных систем предполагает проведение органом надзора (оверсайта) за платежными системами следующих мероприятий:
б) периодический (не реже одного раза в 3 года) сбор сведений о качественных характеристиках платежных систем в зависимости от степени значимости посредством запроса у операторов системно-значимых, значимых и новых платежных систем результатов проведенной самооценки на соответствие установленным стандартам и требованиям Национального банка (Приложение 2), с указанием как минимум следующей информации: |
16. Мониторинг функционирования платежных систем предполагает проведение органом надзора (оверсайта) за платежными системами следующих мероприятий:
б) периодический (не реже одного раза в 3 года) сбор сведений о качественных характеристиках платежных систем в зависимости от степени значимости посредством запроса у операторов системно-значимых и значимых платежных систем результатов проведенной самооценки на соответствие установленным стандартам и требованиям Национального банка (Приложение 2), с указанием как минимум следующей информации: |
|
16-1. В рамках мониторинга проводится также сбор информации о существенных изменениях в действующих платежных системах, появляющихся новых платежных системах/платежных сервисах, а также проводится анализ данных систем/сервисов на предмет существенных рисков и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых систем/сервисов, совершенствования системы заранее информировать о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе. |
17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам: - для системно-значимых платежных систем – соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-5, 7-9, 11-14, 15-19, 21-23) и установленным требованиям Национального банка; - для значимых платежных систем - соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-4, 7-8, 13, 15-18, 21-23) и установленным требованиям Национального банка; - для новых платежных систем – соответствие требованиям Национального банка и соблюдение применяемых стандартов в зависимости от вида и критериев значимости системы. |
17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным правовым актам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам в области платежных систем. |
18. Оценка функционирования действующих и новых платежных систем проводится на основании количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора своей системы, с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам. |
18. Оценка функционирования платежных систем проводится на основе количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператора (оценка своей системы), с учетом общепринятой международной практики по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам. |
20. В зависимости от результатов проведенной оценки функционирования отдельно действующей и новой платежной системы, ее управления и соответствия установленным требованиям и стандартам политики, Национальный банк принимает решение: |
20. В зависимости от результатов проведенной оценки функционирования платежной системы, ее управления и соответствия установленным требованиям и стандартам политики, Национальный банк принимает решение: |
22. По результатам оценки действующих и новых платежных систем Национальный банк инициирует внесение изменений в платежную систему с использованием следующих методов и средств по достижению цели надзора (оверсайта): |
22. По результатам оценки платежных систем Национальный банк инициирует внесение изменений в платежную систему с использованием следующих методов и средств по достижению цели надзора (оверсайта): |
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ, предоставляемой операторами и участниками платежной систем в Национальный банк Кыргызской Республики
II. Оценка оператором (участниками) платежной системы 1. Операторы системно-значимых, значимых и национальных платежных систем не реже одного раза в три года проводят самооценку функционирования своих систем и предоставляют результаты самооценки с приложением документов (договора, операционные правила, внутренние нормативные документы, приказы и т.д.) по запросу в Национальный банк. 2. Операторы новых платежных систем на этапе регистрации/лицензирования системы должны предоставить в Национальный банк детальную информацию о системе и ее владельце. 3. Самооценка должна проводиться в соответствии с категориями систем (системно-значимая, значимая, новая) и предоставляться детальная информация по каждому направлению. 4. Оценка выполнения требований Национального банка является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором системы. 5. Операторы/участники платежных систем должны на этапе внедрения новых сервисов/продуктов (совершенствования) системы заранее информировать Национальный банк о своем намерении и направить в Национальный банк уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе. |
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ, предоставляемой операторами и участниками платежной систем в Национальный банк Кыргызской Республики
II. Оценка оператором (участниками) платежной системы 1. Операторы системно-значимых, значимых и национальных платежных систем не реже одного раза в три года проводят самооценку функционирования своих систем и предоставляют результаты самооценки с приложением документов (договора, операционные правила, внутренние нормативные документы, приказы и т.д.) по запросу в Национальный банк. Признан утратившим силу
3. Самооценка должна проводиться в соответствии с категориями систем (системно-значимая, значимая) и предоставляться детальная информация по каждому направлению. 4. Оценка на соответствие требованиям Национального банка является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором системы. Признан утратившим силу |