Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления «Об утверждении Политики информирования о нарушениях в деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка «Об утверждении Политики информирования о нарушениях в деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики» (далее проект постановления) разработан в рамках исполнения рекомендации Службы внутреннего аудита. Представленный документ направлен на получение дополнительной информации о нарушениях коммерческими банками (далее банк/и) требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) и, соответственно, для проведения анализа и дальнейшей разработки плана проверок, оценки корпоративного управления и системы внутреннего контроля при инспектировании коммерческих банков с целью минимизации повторного совершения нарушения, а также принятия регулятором эффективных и качественных решений. 

 

2. Описательная часть 

В рамках проекта постановления работникам банков предоставляется возможность сообщить Национальному банку, как надзорному органу, о нарушениях требований законодательства Кыргызской Республики при осуществлении банковской деятельности. 

Таким образом, проект постановления устанавливает общие положения, порядок представления заявления, конфиденциальность рассмотрения, а также порядок рассмотрения заявления о нарушении. 

В соответствии с проектом постановления работник банка направляет в Национальный банк заявление о нарушении с указанием необходимых деталей о нарушении, своей фамилии и почтового адреса. В случае отсутствия возможности идентифицировать заявителя такое заявление признается анонимным и рассмотрению не подлежит, однако может быть принято во внимание при проведении последующей инспекторской проверки. 

Проектом постановления устанавливается защита полученной информации в процессе рассмотрения. Данный пункт необходим для соблюдения конфиденциальности и защиты заявителя от возможных дискриминационных мер со стороны банка, а также повышения доверия со стороны работников банков к защите информации. 

При соответствии заявления требованиям проекта Политики, уполномоченное лицо рассматривает заявление путем проведения инспекторской проверки, запроса необходимых документов, встречи с ключевыми сотрудниками и др. По завершению рассмотрения заявления, уполномоченное лицо направляет ответ заявителю, в котором информирует его о результатах рассмотрения обращения о нарушении, сообщает о предпринятых мерах по устранению выявленных нарушений или усовершенствованию определенных процессов. При этом ввиду необходимости соблюдения конфиденциальности информации, сведения относительно отчета о рассмотрении нарушения, конкретных лиц или любых принятых мерах не раскрываются. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «___» октября 2020 года  

№_______________________ 

 

 

 

ПОЛИТИКА 

информирования о нарушениях 

в деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики 

 

1. Общие положения 

 

1. Настоящая Политика информирования о нарушениях в деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики (далее Политика) разработана в целях установления порядка по приему, обработке и эффективному реагированию на поступающие в соответствующем порядке в Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) сообщения о нарушениях в деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики (далее банк/банки) и их работников, которые приводят или могут привести к реализации финансового/операционного или другого вида риска и/или ущерб банку и/или банковской системе.  

2. Целью настоящей Политики является обеспечение работникам банка права обратиться в Национальный банк с информацией о нарушениях в деятельности банка, а также обеспечение конфиденциальности обращения работников банков.  

3. В настоящей Политике используются следующие понятия: 

Заявитель лицо, направившее сообщение о нарушении (допускается коллективное обращение); 

Заявление письменное обращение, в котором сообщается о нарушении в банке законодательства, а также недостатках в деятельности банка и должностных лиц, несущие риск для банка;  

Работник банка любое физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с банком; 

Уполномоченное лицо соответствующее структурное подразделение (далее СП) или служащий Национального банка, к полномочиям и обязанностям которого относится рассмотрение поступающих заявлений, осуществление необходимых мероприятий по проверке, принятию решений/мер и др. 

4. Политика распространяет свое действие на всех работников коммерческих банков и направлена на рассмотрение и решение вопросов, которые оказывают и/или могут оказать существенное негативное влияние на деятельность банка и не могут быть решены банком ввиду разных факторов и/или не рассматриваются ответственными должностными лицами банка умышленно, в части:  

- нарушения законодательства Кыргызской Республики, включая, но не ограничиваясь проведением незаконной банковской деятельности, несоблюдения требований нормативных правовых актов; 

- воспрепятствования в разных формах выполнению полномочий уполномоченного лица при осуществлении им своих обязанностей (инспекторские проверки, запрос информации и др.); 

- любая другая деятельность, которая может нести существенные риски для банка и банковской системы в целом. 

5. В сферу действия Политики не входят заявления, в которых содержатся:  

- информация, которая уже имеется в открытых источниках (например, опубликованные статьи, общедоступные отчеты);  

- неподтвержденные факты и утверждения, а также заявления, имеющие анонимный характер; 

- разногласия относительно политики банка или управленческих решений; 

- кадровые вопросы коммерческих банков (жалобы работников в связи с их недовольством условиями труда, расчетом и выплатой заработной платы и премии, дисциплинарные взыскания и др.); 

- жалобы в преследовании и/или личные разногласия или конфликты с коллегами и/или с руководством; 

- злонамеренное информирование о нарушении в отсутствие фактов или обоснованных оснований с целью причинить ущерб добросовестности или репутации другого лица. Действия заявителя определяются как благонамеренные, в случае если заявитель, руководствуясь честными намерениями и разумными убеждениями, сообщает о нарушении, которое может не подтвердиться в результате рассмотрения заявления; 

- обращения, которые рассматриваются в порядке гражданского и уголовного судопроизводства; 

- обращения, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный законодательством Кыргызской Республики. 

6. В случае, если заявитель сомневается в обоснованности своего заявления, то он вправе обратиться в Национальный банк для получения консультации и принятия дальнейшего решения. 

 

2. Порядок представления заявления 

 

7. Заявление может быть направлено в письменной форме в адрес Национального банка через общественную приемную и/или на электронную почту mail@nbkr.kg с отражением необходимой информации.  

Контактные данные общественной приемной, почтовый адрес и адрес электронной почты, предназначенные для приема заявления, размещены на официальном интернет-сайте Национального банка. 

8. Заявление передается в уполномоченное лицо по рассмотрению данных обращений после регистрации в электронном журнале с фиксацией даты, времени, названия банка и содержания обращения заявителя. 

9. Заявление должно по возможности содержать исчерпывающую информацию о нарушении (о системе нарушений): 

- суть нарушения, с описанием существенных деталей, причины возникновения; 

- место, дата и время нарушения; 

- информацию о задействованных работниках банка (должность, фамилия и инициалы); 

- документы (независимо от типа и формата), подтверждающие информацию, изложенную в сообщении о нарушении (при наличии); 

- информацию о попытках разрешить ситуацию самостоятельно в банке, если применимо. 

 

3. Конфиденциальность 

 

10. Все сведения, полученные в рамках настоящей Политики, являются конфиденциальными. Все служащие Национального банка, участвующие в процессе рассмотрения информации о нарушениях, должны обеспечить конфиденциальность в отношении содержания полученных сообщений. Информация, содержащаяся в заявлении, может передаваться в cоответствии с компетенцией в государственные органы, когда раскрытие данных требуется в случаях передачи рассмотрения дела в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

Если в рамках рассмотрения заявления будет определено, что информация выходит за рамки полномочий Национального банка, то заявление передается в соответствующие государственные органы для проведения дальнейших процедур, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

11. Уполномоченное лицо рассматривает заявление в пределах своей компетенции для принятия в последующем соответствующих мер воздействия (при необходимости) в соответствии с порядком, установленным Национальным банком. 

12. Настоящая Политика гарантирует, что работник банка не будет подвергнут различным санкциям, если он сообщил о нарушении, в том числе, если факты, указанные в обращении, не получили подтверждения в ходе рассмотрения.  

 

4. Порядок рассмотрения заявления 

 

13. Поступившее в Национальный банк заявление подлежит рассмотрению уполномоченным СП в течении 14 (четырнадцати) рабочих дней со дня регистрации заявления. 

Срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем на 30 (тридцать) календарных дней.  

Заявление, в котором не указаны данные (фамилия и почтовый адрес) заявителя, по которому должен быть направлен ответ, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.  

При этом информация в анонимном заявлении может быть принята во внимание при проведении комплексной или целевой инспекторской проверки банка.  

При поступлении обращения (в том числе анонимного) неприемлемого характера (клевета, оскорбление, нецензурное выражение и т.п.) Национальный банк может направить уведомление о таком обращении в адрес банка/банков с целью проведения им/ими разъяснительной работы среди работников банка. 

14. В случае, если в заявлении не содержится достаточной информации уполномоченное СП вправе запросить дополнительную информацию у заявителя/банка.  

15. Работник банка, полагающий, что может быть вовлечен в нарушение, должен немедленно сообщить об этом в Национальный банк. Такое информирование будет учтено при решении вопроса о необходимости применения мер воздействия в случае подтверждения нарушения. 

16. Уполномоченное лицо проводит оценку обоснованности заявления и принимает решение о дальнейшей проверке. 

17. В случае необоснованности заявления, а также отсутствия необходимости рассмотрения заявления в соответствии с требованиями настоящей Политики, уполномоченное лицо вправе отклонить данное заявление.  

Уполномоченное лицо готовит информацию заявителю об отказе в рассмотрении заявления с указанием мотивов отклонения и разъяснением порядка обжалования. 

18. Взаимодействие уполномоченных СП в рамках рассмотрения заявления относительно нарушений в банковской деятельности и порядок представления отчетности по результатам рассмотрения заявления регулируются внутренними документами Национального банка. 

19. Рассмотрение заявления должно быть направлено на объективный анализ обстоятельств рассматриваемого дела. Уполномоченное лицо осуществляет необходимые мероприятия (например, инициирование целевой проверки, запрос необходимой информации у банка, проведение встречи с ключевым работником и т.д.) с учетом описываемой в обращении ситуации. В случае необходимости к рассмотрению информации, указанной в заявлении, привлекаются внешние эксперты, а также работники банка, чье профессиональное мнение будет способствовать объективному рассмотрению указанных заявителем вопросов. 

20. По завершении рассмотрения заявления готовится соответствующий отчет. Данный отчет может быть передан в банк для ознакомления и осуществления разъяснительных мероприятий в целях недопущения подобных нарушений. Отчет может быть передан в СП Национального банка, к функциям которых относится осуществление надзора за деятельностью банков, для принятия соответствующих мер воздействия в отношении банка или его работников в порядке, установленным законодательством Кыргызской Республики. 

21. В случае необходимости отчет может быть передан в соответствующие государственные органы для принятия необходимых мер. 

22. Уполномоченное лицо направляет ответ заявителю. Ответным сообщением уполномоченное лицо информирует заявителя в общем о результатах рассмотрения обращения о нарушении, сообщает о предпринятых мерах по устранению выявленных нарушений или усовершенствованию определенных процессов. При этом ввиду необходимости соблюдения конфиденциальности информации сведения относительно отчета о рассмотрении нарушения, конкретных лиц или любых принятых мерах не раскрываются.