СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О порядке работы коммерческих банков по отправке и получению трансграничных финансовых сообщений в период форс-мажорных обстоятельств»»
1. Цели и задачи:
Национальным банком Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) разработан проект постановления «Об утверждении Положения «О порядке работы коммерческих банков по отправке и получению трансграничных финансовых сообщений в период форс-мажорных обстоятельств»» (далее – проект Положения).
Проект Положения разработан в целях обеспечения экономической безопасности и финансовой стабильности Кыргызской Республики в период наступления форс-мажорных обстоятельств в стране.
Основная задача для достижения указанной цели – сохранение финансовых ресурсов банковского сектора и предотвращение неправомерного оттока или вывода финансовых ресурсов за пределы Кыргызской Республики в период наступления форс-мажорных обстоятельств в стране.
2. Описательная часть
Законами «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики» Национальный банк вправе ограничивать переводы денежных средств и капиталов в целях выполнения страной международных обязательств и защиты экономической безопасности Кыргызской Республики, а также устанавливать требования по информационной безопасности.
В этой связи при появлении рисков в отношении экономической безопасности страны Национальный банк вправе предусмотреть необходимые механизмы для предотвращения неправомерного оттока или вывода финансовых ресурсов за пределы Кыргызской Республики.
В соответствии с вышеупомянутыми нормами законодательства и для исключения неправомерного использования действующей инфраструктуры и каналов, в частности системы SWIFT, предназначенных для обмена трансграничными финансовыми сообщениями, в период наступления форс-мажорных обстоятельств в стране разработан данный проект Положения.
Предлагаемый проект Положения устанавливает требования к коммерческим банкам Кыргызской Республики (далее –банки) по отправке и получению трансграничных сообщений по системе SWIFT и/или другим альтернативным каналам в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств в стране, а также определяет условия и обстоятельства, при которых Национальный банк может принимать решения по введению ограничений в работе банков по отправке/получению трансграничных финансовых сообщений на территории Кыргызской Республики.
В проекте Положения описан порядок действий Национального банка совместно с банками в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств в стране, а также содержатся требования по обеспечению безопасности персонала, работающего непосредственно с каналами или системами по отправке/получению трансграничных финансовых сообщений и соответствующей инфраструктуры каналов и систем.
В Кыргызской Республике банки осуществляют обмен трансграничными финансовыми сообщениями посредством различных каналов и систем (SWIFT, сервисов «банк-клиент», «Е-клиент» и т.д.). При этом основной поток всех трансграничных финансовых сообщений приходится на систему SWIFT, в среднем это более 90% всего потока.
Поэтому среди каналов для обмена трансграничными финансовыми сообщениями к системе SWIFT требуется уделять более особое внимание в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств в стране.
Отсутствие особого регулирования работы банков по отправке/получению трансграничных финансовых сообщений в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств может привести к последствиям, которые могут оказать негативное влияние на банковский сектор и отразиться на общем состоянии финансовой стабильности и экономической безопасности страны.
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Принятие данного проекта Положения негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Материалы по проекту Положения будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.
По итогам общественного обсуждения проект Положения будет доработан с учетом замечаний и предложений.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект Положения не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация норм указанного проекта Положения не несет дополнительной финансовой нагрузки.
7. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ)
Проект Положения направлен на принятие мер при форс-мажорных обстоятельствах в целях обеспечений экономической безопасности и финансовой стабильности в стране посредством решения задач по предотвращению неправомерного оттока или вывода финансовых ресурсов за пределы Кыргызской Республики.
Согласно п. 2. статьи 38 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», в рамках которой Национальный банк вправе ограничивать переводы денежных средств и капиталов в целях выполнения страной международных обязательств и защиты экономической безопасности Кыргызской Республики, проведения анализа регулятивного воздействия не требуется.
Проект
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
«___» _____________2021 г.
№______________________
ПОЛОЖЕНИЕ
«О порядке работы коммерческих банков по отправке и получению трансграничных финансовых сообщений в период форс-мажорных обстоятельств»
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок введения Национальным банком Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) ограничительных мер в работе коммерческих банков (далее – банки) по отправке и получению трансграничных финансовых сообщений в период наступления форс-мажорных обстоятельств в стране для обеспечения сохранности финансовых активов.
2. Национальный банк в целях обеспечения сохранности финансовых активов, обеспечения стабильности и безопасности банковской системы вправе ввести ограничения по передаче и/или получению трансграничных финансовых сообщений в отдельной административно-территориальной единице или по всей территории Кыргызской Республики.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Форс-мажорные обстоятельства – совокупность факторов (массовые беспорядки, вооруженные конфликты, террористические атаки и другие обстоятельства, сопряженные с насилием и угрозой жизни людей), представляющих непосредственную угрозу режиму работы государственных органов и хозяйствующих субъектов.
Финансовые сообщения – электронные сообщения, содержащие финансовую информацию для совершения финансовых операций.
4. В случае принятия Национальным банком решения о введении ограничительных мер в отношении обмена трансграничными финансовыми сообщениями банки обязаны исполнять указанные в решении Национального банка требования и ограничительные меры вне зависимости от используемого канала для обмена финансовыми сообщениями (SWIFT, банк-клиент, телекс, факс и т.д.).
Глава 2. Меры по обеспечению безопасности систем для отправки и/или получения трансграничных финансовых сообщений и персонала в форс-мажорных обстоятельствах
5. В банках и/или их структурных подразделениях, эксплуатирующих каналы обмена трансграничными финансовыми сообщениями, должны быть предусмотрены дополнительные меры по обеспечению безопасности оборудования и персонала, ответственного за использование и сопровождение соответствующих аппаратно-программных комплексов (далее – АПК) на случай наступления форс-мажорных обстоятельств.
6. Банки должны предусмотреть в действующих внутренних нормативных документах нормы, направленные на обеспечение безопасности инфраструктуры систем обмена трансграничными финансовыми сообщениями, терминалов (рабочие станции) и персонала, ответственного за взаимодействие с данными системами в период форс-мажорных обстоятельств.
7. В банках должен быть предусмотрен порядок действий персонала, задействованного в отправке и/или получении трансграничных финансовых сообщений и сопровождении АПК, в случае введения ограничений при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
8. Персонал банков, ответственный за отправку и/или получение трансграничных финансовых сообщений, должен быть ознакомлен с порядком работы в случаях введения ограничений при форс-мажорных обстоятельствах.
9. В целях предотвращения несанкционированного физического доступа в соответствии с программой безопасности пользователей (CSP – Customer Security Programm) необходимо исключить применение надписей, ярлыков «SWIFT», «СВИФТ», «свифт» на указателях в помещения, где находятся терминалы (рабочие станции) SWIFT, а также на оборудовании инфраструктуры SWIFT.
10. Банкам необходимо предусмотреть режим работы на случай наступления форс-мажорных обстоятельств и порядок действий по информированию клиентов о графике работы на официальных интернет-сайтах, а также в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов.
Глава 3. Порядок введения ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств
§ 1. Условия для введения ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений
11. Национальный банк в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств в стране (по результатам мониторинга ситуации и выявления рисков для сохранности финансовых активов, информации, защиты вкладов клиентов и других кредиторов банка, выявления угроз стабильности и безопасности банковской системы) вправе принять решение о вводе ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений, включая полное приостановление трансграничных платежей на территории Кыргызской Республики до стабилизации ситуации.
12. Меры по ограничению банков на отправку и/или получение трансграничных финансовых сообщений могут быть приняты в случае:
- введения режима чрезвычайной ситуации и/или чрезвычайного положения на территории г. Бишкек, в отдельной изолированной или на всей территории Кыргызской Республики при возникновении форс-мажорных обстоятельств;
- наступления форс-мажорных обстоятельств без объявления чрезвычайной ситуации и/или чрезвычайного положения на территории г. Бишкек, в отдельной части или на всей территории Кыргызской Республики.
13. При наступлении форс-мажорных обстоятельств Национальный банк на основании общеизвестных фактов и публикаций в средствах массовой информации вправе принять решение о введении ограничений в банках по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений.
§ 2. Порядок введения ограничений
14. Решение о введении ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений принимается Правлением Национального банка.
15. Правление Национального банка, учитывая текущую ситуацию, вправе полностью приостановить отправку и/или получение трансграничных финансовых сообщений или ввести ограничение по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений, в частности:
- установить максимальные размеры по суммам, свыше которых банк не вправе проводить трансграничные платежи/операции;
- ограничить время работы по проведению трансграничных платежей/операций;
- ограничить проведение трансграничных платежей/операций по их видам;
- и другие.
16. В решении о введении ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений указывается дата и время, с момента которого будет действовать данное ограничение.
17. Решение о введении ограничений на отправку и/или получению трансграничных финансовых сообщений ответственное структурное подразделение Национального банка доводит до всех банков оперативным образом по имеющимся каналам связи.
18. Решение о введении ограничений работы в отношении системы SWIFT для банков, подключенных к системе SWIFT через сервис-бюро СВИФТ Национального банка, исполняет сервис-бюро СВИФТ Национального банка.
19. Банкам, имеющим прямое подключение к системе SWIFT или подключение к сервисным бюро SWIFT, находящимся на территории других государств, а также банкам, использующим другие каналы по отправке/получению трансграничных финансовых сообщений, необходимо обеспечить самостоятельное исполнение решения о введении ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений в установленные сроки.
20. Правление и совет директоров банков несут полную ответственность за своевременность и контроль исполнения решения по введению ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений.
21. Банкам в случае введения ограничений необходимо информировать своих клиентов и оказывать им в надлежащем порядке консультационные услуги по всем вопросам, касающимся отправки/получения трансграничных финансовых сообщений, а также обеспечить бесперебойную работу call-центров, интернет-сайтов, онлайн-сервисов, страниц в социальных сетях, оптимизировав их под условия форс-мажорных обстоятельств.
22. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения банками требований решения правления Национального банка к ним могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Глава 4. Заключительные положения
23. Снятие ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений осуществляется решением правления Национального банка или по окончании срока введения ограничений.
24. В решении о снятии режима ограничений и/или возобновлении отправки и/или получения трансграничных финансовых сообщений указывается установленный режим работы для банков и конкретные дата и время вступления в силу данных изменений.
25. Все решения о введении или снятии ограничений по отправке и/или получению трансграничных финансовых сообщений публикуются на официальном интернет-сайте Национального банка на трех языках (кыргызский, русский, английский).