Вернуться назад

ПРОЕКТ 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка Кыргызской Республики  

№______ от ________________ 

 

Изменения и дополнения 

в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года N 16/2. 

 

I. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики" от 19 мая 2005 года N 16/2, следующие изменения и дополнения: 

в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учрждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:  

1. В разделе «Общие положения»: 

- в пятом абзаце после слов «банков» дополнить словами «и их значительных участников»; 

- 5 абзац дополнить предложением следующего содержания: 

«Под «должностными лицами банка» понимается термин, указанный в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и нормативных правовых актах Национального банка»; 

- абзацы 6-12 исключить. 

2. В пункте 1.1.: 

- абзац «5)» подпункта 1.1.2. изложить в следующей редакции: 

«5) требование о смене должностных лиц банка и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка (см. п. 6.9.)»;  

- подпункт 1.1.2. дополнить абзацами следующего содержания: 

«13) требование о приостановлении права голоса значительного участника банка по принадлежащим ему акциям на срок, определенный Национальным банком (см. п. 6.9.);  

14) наложение запрета на значительного участника банка на дальнейшее участие в деятельности банка или его аффилированных лиц (см. п. 6.9.).»; 

3. абзац «н» подпункта «3)» пункта 1.2. после слов «должностные лица» дополнить словами «или значительные участники». 

4. пункт 1.5. изложить в следующей редакции 

«1.5. Предписание обязательное к исполнению в течение установленного срока требование Национального банка, издаваемое в отношении банка, должностных лиц банка и значительных участников банка.  

Предписание должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. 

В вводной части предписания указываются дата и место вынесения предписания, наименование органа и должностного лица, издавшего предписание, факт нарушения, а также изложение положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, а также международных соглашений, которые были нарушены банком/должностными лицами/значительными участниками банка. 

В мотивировочной части предписания указываются обстоятельства нарушения, установленные Национальным банком, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк.  

В резолютивной части предписания содержится вывод Национального банка об установлении факта нарушения, а также конкретные меры, которые должны быть предприняты банком, должностными лицами и/или значительными участниками банка и устанавливаются сроки их исполнения. 

В предписании в обязательном порядке также должны быть указаны наименование банка, Ф.И.О. и занимаемая должность должностных лиц, Ф.И.О. или название значительных участников банка, допустивших нарушение, последствия нарушений (убытки и любой другой ущерб, в том числе и репутационный, который банк понес или может понести в будущем). 

Комитет по надзору принимает решения, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты банком и/или значительными участниками банка, и устанавливает сроки их исполнения. Заместитель Председателя Национального банка, курирующий надзорный блок, издает предписания, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты должностными лицами банка и устанавливает сроки их исполнения.  

После направления предписания куратор банка сотрудник УВН или УМНЛ обеспечивают контроль за исполнением предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения.». 

5. Таблицу 1 изложить в следующей редакции: 

«Таблица 1 

Классификация банков  

Общее состояние 

Общий рейтинг CAMELS 

Группа адекватности капитала 

Управление рисками 

Возможные другие факторы  

Финансово стабильный банк 

1 или 2 

Хорошо капитализирован или адекватно капитализирован 

Управление рисками в банке, в значительной степени, осуществляется эффективно, хотя может быть недостаточным в незначительной степени и в некоторых аспектах.  

Отсутствие существенных проблем или вопросов, вызывающих значительную обеспокоенность у органа надзора, недостатки могут быть исправлены в рабочем порядке. 

Потенциально-проблемный банк  

3, но с соответствующим уровнем капитала 

Адекватно капитализирован 

Практика управления рисками недостаточна в некоторых значимых областях и поэтому находится под более пристальным вниманием надзороного органа.  

Вызывает некоторую обеспокоенность органа надзора; коэффициенты по капиталу превышают минимальные уровни, но наблюдается тенденция к их снижению. Может потребоваться применение к банку мер воздействия для предотвращения ухудшения финансового состояния.  

Проблемный банк 

3 с дефицитом капитала или 4 

Недостаточно капитализирован 

Практика управления рисками недостаточна во многих значимых аспектах и требует повышенного внимания надзороного органа.  

Отчетность банка свидетельствует о плохом либо ухудшающемся финансовом состоянии.  

Финансовое состояние банка- критическое, высокая вероятность наступления неплатежеспособности -  

4 или 5 

Значительно недокапитализирован 

Управление рисками в банке, в значительной степени, неэффективно и недостаточно. 

Банк является неприбыльным (несет убытки до создания резервов на покрытие убытков).  

Неплатежеспособный банк  

Критически недокапитализирован 

Банк не выявляет риски, не проводит мониторинг и контроль подверженности рискам во многих существенных аспектах.  

Любая категория капитала меньше 25 процентов от требований к капиталу, установленных НБКР. Стоимость активов банка меньше стоимости его обязательств.  

 

5. Положение дополнить главой 4-1. в следующей редакции: 

«4-1. Признание деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике 

4-1.1. Деятельность банка, его действия (бездействие), создающие реальную угрозу и высокую вероятность потерь или убытков для вкладчиков банка, других его кредиторов, акционеров или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной банковской практикой. 

4-1.2. Национальный банк определяет нездоровую и небезопасную банковскую практику в каждом отдельном случае, основываясь на оценке: 

- факторов и обстоятельств, сопутствующих ей; 

- потенциальной угрозы для средств вкладчиков, стабильности банка и/или банковской системы в целом. 

4-1.3. Наличие одного или нескольких признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике (приведены в приложении 1 к настоящему Положению, перечень которых не является исчерпывающим), также являются основанием для Национального банка при определении нездоровой и небезопасной банковской практики.  

4-1.4. Банки не должны вовлекаться в нездоровую и небезопасную банковскую практику. 

4-1.5. Национальный банк может применить в отношении любого банка, деятельность которого признана нездоровой и небезопасной банковской практикой, меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4-1.6. УВН/УИ в рамках осуществления внешнего надзора и инспектирования банков, при обнаружении признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике, готовят соответствующие материалы, с учетом пунктов 4-1.2. и 4-1.3., для рассмотрения и обсуждения на Комитете по надзору Национального банка вопроса о признании деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике. 

4-1.7. Комитет по надзору Национального банка на основании информации, предоставленной УВН/УИ признает, что действия (бездействия) банка относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.  

4-1.8. По итогам рассмотрения Комитетом по надзору Национального банка информации, указанной в пункте 4-1.6, Комитет по надзору Национального банка, в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, принимает решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.  

4-1.9. В случае если принятие соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике, относится к компетенции Правления Национального банка, то УВН/УИ/УМНЛ готовит соответствующие материалы на Правление Национального банка с учетом итогов рассмотрения данного вопроса Комитетом по надзору Национального банка. Правление Национального банка, в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, может принять решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка, действия (бездействие) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.  

4-1.10. Контроль за исполнением решения Комитета по надзору/Правления Национального банка о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого признаны нездоровой и небезопасной банковской практикой, возлагается на структурное подразделение Национального банка, инициировавшего данный вопрос.». 

6. Пункт 6.9. изложить в следующей редакции: 

«6.9. Меры воздействия к должностным лицам и/или значительным участникам банка  

6.9.1. Национальный банк предъявляет требование о смене должностного лица банка, при установлении соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка следующих фактов в отношении должностного лица банка:  

1) нарушение банковского законодательства и/или нормативных правовых актов Национального банка; 

2) создание ситуации или инициирование действий, которые подвергают банк риску потерь и ставят под угрозу финансовую стабильность банка и интересы его вкладчиков;  

3) участие в деятельности (действии/бездействии), которая характеризуется как нездоровая банковская практика; 

4) осуществление или вовлечение в деятельность, нарушающую законодательство Кыргызской Республики и/или нормативные правовые акты Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

5) злоупотребление своим должностным положением; 

6) фактов, свидетельствующих о ненадлежащей деловой репутации или о профессиональной некомпетентности, которые не вызывают доверия, необходимого для занятия своей должности. 

6.9.2. Комитет по надзору по представлению УВН, и/или УИ, и/или УМНЛ рассматривает и принимает решение о предъявлении следующих требований: 

- о временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке, в случае возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица банка;  

- об отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке, в случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления; 

- о смене всех или некоторых должностных лиц и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка; 

- об аннулировании ранее выданного согласия на приобретение контрольного пакета акций, если станут известны факты нарушения банковского законодательства;  

- прекращение полномочий должностного лица, который втягивает банк в деятельность, угрожающую его надежности и стабильности, а также при обнаружении фактов несоблюдения банком банковского законодательства или нормативных актов Национального банка ;  

6.9.3. Национальный банк предъявляет требование к значительному участнику банка о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или о наложении запрета на дальнейшее участие значительного участника банка в его деятельности, в случае установления соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка в отношении значительного участника банка фактов, указанных в пункте 6.9.1.  

6.9.4. Решение о предъявлении требования о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или наложении запрета значительному участнику банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору.  

При выявлении фактов, указанных в пункте 6.9.1 настоящего Положения, Комитет по надзору принимает постановление/письменное предписание, содержащее требование о приостановлении/прекращении осуществления значительным участником прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и сокращении своего участия в уставном капитале банка до уровня ниже, чем предполагается значительное участие, в течение установленного периода времени. В этом случае значительный участник банка обязан приостановить/прекратить осуществление прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и лишается права голоса на собрании акционеров по принадлежащим ему акциям. В постановлении/письменном предписании относительно лишения значительного участника банка права голоса на собрании акционеров могут быть указаны отдельные вопросы, по которым у него сохраняется право голоса, в случае отсутствия кворума (например, вопрос об увеличении капитала).  

Значительный участник банка обязан продать свою долю в течение периода времени, определенного Национальным банком. В противном случае, Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

6.9.5. Никто не может оставаться в должности или участвовать в деятельности банка, если решения, указанные в пунктах 6.9.2. и 6.9.4., приняты Национальным банком в отношении данного лица.  

6.9.6. Обжалование мер и санкций Национального банка не приостанавливает их исполнение.». 

7. Пункт 7.10. изложить в следующей редакции:  

«7.10. За несоблюдение резервных требований с банка взыскивается плата в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.».  

8. Приложение 1 изложить в следующей редакции: 

 

 

«Приложение 1  

к Положению о мерах воздействия, применяемых к банкам  

и некоторым другим ФКУ, лицензируемым Национальным банком 

 

Признаки деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к  

нездоровой и небезопасной банковской практике: 

 

1. Неспособность Совета директоров и Правления банка обеспечить адекватный контроль и руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушения законодательства Кыргызской Республики. 

2. Действие (бездействие) должностных лиц, в том числе и лиц, осуществляющих наблюдательные функции за деятельностью банка, которое привело к нарушению законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, к значительному ухудшению финансового состояния банка; 

3. Отсутствие соответствующих действий со стороны общего собрания акционеров и/или Совета директоров и/или Правления по смене, отстранению, временному отстранению и прекращению полномочий должностных лиц банка, к которым Национальным банком были выставлены соответствующие требования;  

4. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам.  

5. Неспособность ведения учета в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.  

6. Несоблюдение норм банковского законодательства, в результате которых возникли риски (в том числе риск потери репутации), повлиявшие или которые могут потенциально повлиять на стабильную деятельность банка.  

7. Проведение операций, подпадающих под критерии подозрительных операций и/или не имеющих явного экономического смысла (независимо от их количества) и/или нарушение требований законодательства Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

8. Несоответствие системы внутреннего контроля, включая деятельность службы внутреннего аудита и риск-менеджера, требованиям нормативных правовых актов Национального банка. 

9. Проведение банком операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка или принятие решения уполномоченными органами/лицами банка по проведению данных операций с нарушением требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе принципа беспристрастности; 

10. Проведение банковских операций руководством и сотрудниками банка, не имеющими достаточный опыт и квалификацию;  

11. Осуществление банковской деятельности при отсутствии соответствующих политик и процедур, или их несоответствие требованиям Национального банка, или когда деятельность банка не соответствует политикам и процедурам, или политики и процедуры не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков банка. 

12. Несоответствие проводимых банком операций стандартам Шариата (для банка осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования). 

13. Предоставление кредита клиенту с нарушением требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, а также внутренних политик/процедур банка, и/или когда клиент при получении нового кредита имеет: 

-просроченную задолженность перед этим банком или каким-либо другим финансово-кредитным учреждением, и этому банку известно об этом, или 

-неоднократную пролонгацию кредитов, или  

-нестабильное/неудовлетворительное финансовое положение.  

14. Ухудшение качества активов банка в связи с увеличением объема просроченных кредитов и/или их доли в общем объеме кредитного портфеля. 

15. Практика кредитного администрирования, включая процедуры предоставления кредитов и процедуры мониторинга, имеет серьезные и значительные недостатки. 

16. Кредитная документация не сформирована надлежащим образом, в том числе кредитных досье не существует или в них отсутствует важная юридическая, финансовая и залоговая документация.  

17. Допущение систематических (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики. 

18. Невыполнение требований Национального банка в установленные сроки. 

19. Банком не соблюдаются экономические нормативы по адекватности капитала и банком не предпринимаются меры по приведению в соответствие экономических нормативов по адекватности капитала с требованиями Национального банка. 

20. Коэффициент адекватности суммарного капитала банка составляет 2% или будет находиться ниже этого уровня в ближайшее время по расчетам Национального банка и учредители, несмотря на предварительное предупреждение, не пополняют капитал и/или не предпринимают меры по его пополнению сверх этого уровня в течение срока, определенного Национальным банком.  

21. Капитал банка недостаточен для покрытия потерь, связанных с присущими банку рисками. 

22. Капитал любой категории у банка составляет менее 25 процентов от нормативных требований, установленных Национальным банком. 

23. Выплата дивидендов в нарушение законодательства Кыргызской Республики и/или несмотря на приостановление/ограничение по выплате дивидендов. 

24. Банк имеет недостаточный уровень ликвидности для своевременного выполнения обязательств. 

25. Несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк и/или другим уполномоченным органам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики отчетов, а также других запрашиваемых документов и сведений. 

26. Проведение банком операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, либо не предусмотренных лицензией, но подлежащих лицензированию Национальным банком.» 

 

II. В постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики" от 29 декабря 2004 года, N 36/13 следующее изменение: 

в Инстркуцию «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденную вышеуказанным постановлением: 

 

- пункт 5.1 изложить в следующей редакции: 

 

«5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой валютной позиции, Национальный банк Кыргызской Республики применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка.»