Вернуться назад

Проект 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики 

от __________ № ____ 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о лицензировании деятельности банков 

РАЗДЕЛ I 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Глава 1 

Банк, его учредители (акционеры) 

1. Настоящее Положение о лицензировании деятельности банков (далее - Положение) устанавливает порядок лицензирования деятельности коммерческих банков, создаваемых на территории Кыргызской Республики (далее  банк), порядок получения разрешения на приобретение порогового участия в капитале банков, согласования должностных лиц банков, расширение деятельности банков путем создания обособленных структурных подразделений, порядок согласования изменений и дополнений в устав банков, порядок реорганизации банков и учреждения «переходного» банка, в рамках осуществления мер по реструктуризации банка, а также порядок перерегистрации микрофинансовой компании в коммерческий банк и преобразование традиционного банка в исламский банк. 

Настоящее Положение также распространяется на Государственный банк развития Кыргызской Республики с учетом особенностей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О Государственном банке развития Кыргызской Республики». 

Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставом, на основании лицензии на право проведения банковских операций, выданной Национальным банком Кыргызской Республики (далее  Национальный банк) в соответствии с настоящим Положением. 

При наличии соответствующей лицензии Национального банка банк, имеющий «исламское окно» должен осуществлять банковские операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в порядке, установленном Национальным банком. 

При наличии соответствующей лицензии Национального банка исламский банк должен осуществлять банковские операции только в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в порядке, установленном Национальным банком. 

2.  Выдача лицензии банку и осуществление его деятельности в соответствии с лицензией не могут рассматриваться как гарантия Национального банка по платежеспособности банка. 

3. Банк может создаваться и действовать только в организационно-правовой форме акционерного общества (закрытого или открытого). 

4. Банк получает статус юридического лица со дня его государственной регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Для государственной регистрации банка в качестве юридического лица представляется разрешение Национального банка на учреждение банка. 

5. Для начала осуществления своей деятельности банк должен получить лицензию Национального банка на право проведения банковских операций. 

Размер платы за лицензии определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и указывается в соответствующем нормативном правовом акте Национального банка. 

До получения лицензии на право проведения банковских операций банку запрещается занятие какой-либо деятельностью в качестве юридического лица, за исключением организационной деятельности, связанной с учреждением банка. 

6. Банк использует в качестве своего фирменного (официального) наименования то, которое указано в его уставе. Банк не вправе именовать себя в любых документах, объявлениях или рекламе иначе, чем наименованием, указанным в его уставе. 

Фирменное (официальное) наименование банка должно соответствовать требованиям статьи 78 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и пункта 7 настоящего Положения. 

7. Использование в фирменном (официальном) наименовании банка названий иностранных государств/ населенных пунктов (городов и поселков), в том числе слов, обозначающих полную или частичную принадлежность банка к таким государствам/ населенным пунктам, допускается в случае, если: 

а) учредители (акционеры) банка, владеющие в совокупности 40 и более процентами голосующих акций любого типа банка, уполномочены в соответствии с законодательством государства происхождения выступать/участвовать в любых организациях от имени таких государств/населенных пунктов. В таком случае необходимо представить в Национальный банк письменное подтверждение уполномоченного органа государства происхождения в сфере использования фирменных наименований, что использование названия данного государства или его населенных пунктов (городов и поселков), в том числе слов, обозначающих полную или частичную принадлежность банка к таким государствам/ населенным пунктам, допускается в соответствии с законодательством, либо письменное подтверждение данного органа о том, что такое разрешение/ подтверждение не требуется по законодательству. 

б) используемое наименование совпадает с фирменным наименованием/зарегистрированным товарным знаком учредителя (акционера)  юридического лица, зарегистрированного по законодательству государства происхождения. 

Использование в фирменном наименовании банка иных географических указаний/названий (евразийский, европейский, азиатский и т.п.), допускается в случае, если основная экономическая деятельность учредителей (акционеров) банка  юридических лиц, владеющих в совокупности 40 и более процентами голосующих акций любого типа банка, осуществляется на большей части территории указываемого региона. 

Использование в фирменном наименовании банка слова «международный» допускается в случае, если доля международных организаций и/или международных финансовых/ кредитных институтов в уставном капитале банка составляет 50 и более процентов. 

Использование в фирменном наименовании банка слова «инвестиционный» допускается в случае, если банк осуществляет инвестиционную деятельность (при наличии соответствующей инвестиционной политики), заключающуюся в торговле ценными бумагами и/или финансировании инвестиционных проектов, и доля таких инвестиций составляет 60 и более процентов чистых суммарных активов банка, за исключением инвестиций в государственные ценные бумаги и банковские помещения. При этом в расчет доли инвестиций могут быть включены инвестиции в уставный капитал организаций в целях долгосрочного инвестирования, в совокупности составляющие не более 20 процентов чистого суммарного капитала банка. 

Под инвестиционными проектами в рамках настоящего Положения понимаются проекты, направленные на развитие и улучшение экономического и социального благосостояния Кыргызской Республики, в сфере строительства жилых помещений, социальных учреждений и дорог, здравоохранения, образования и других сферах. 

Использование в фирменном наименовании банка слова «сберегательный» допускается в случае, если доля привлекаемых банком срочных депозитов физических и юридических лиц составляет 60 и более процентов привлеченных обязательств банка. 

Использование в фирменном наименовании банка иных слов, указывающих на специфику его деятельности (торговый, строительный и т.п.), допускается в случае, если такая направленность преобладает в деятельности банка то есть составляет 60 и более процентов от чистых суммарных активов или обязательств. 

При учреждении банка соблюдение банком условий настоящего пункта Положения для использования в своем фирменном наименовании указаний на специфику его деятельности устанавливается исходя из его бизнес-плана. 

Комитет по надзору Национального банка вправе потребовать смены фирменного (официального) наименования банка в случае изменения состава, статуса или долей учредителей (акционеров) банка в уставном капитале банка, вследствие чего банком не выполняются требования настоящего пункта Положения, а также в случае осуществления банком деятельности, несоответствующей его фирменному наименованию с указанием специфики деятельности, от трех и более лет и/или при снижении установленных в настоящем пункте Положения пороговых значений до уровня менее 20 процентов от чистых суммарных активов и обязательств банка. 

8. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков определяется Национальным банком. 

9. Учредителями (акционерами) банка могут быть физические и/или юридические лица (резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики), участие которых в банке не запрещено законодательством Кыргызской Республики. 

10. В качестве учредителя (акционера) банка может выступать Правительство Кыргызской Республики в лице уполномоченного государственного органа. 

11. Учредителями (акционерами) банка не могут быть: 

1) физические и юридические лица, проживающие и/или зарегистрированные на территории оффшорных зон либо имеющие в качестве участников аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком. 

2) физические и юридические лица, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, а также физические и юридические лица, зарегистрированные в государствах, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, запрещающие правоотношения с указанными лицами и обязательные для Кыргызской Республики; 

3) физические и юридические лица, которые в установленном порядке не представили сведения о своей деятельности, финансовом состоянии, составе участников и любые другие сведения и документы, позволяющие их достоверно идентифицировать и изучить участников юридического лица, включая бенефициарных собственников, либо представили такие сведения, которые не позволяют достоверно идентифицировать и изучить участников юридического лица, включая бенефициарных собственников, а также в случае, если они не подтвердили свою безупречную деловую репутацию; 

4) физические и юридические лица, которые в установленном Национальным банком порядке не подтвердили законность источника происхождения денежных средств, направляемых на приобретение акций банка; 

5) юридические лица, финансируемые из республиканского или местного бюджетов, за исключением Правительства Кыргызской Республики; 

6) физические и юридические лица, в отношении которых существуют запреты или ограничения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики либо законодательством иностранного государства. 

12. Юридические лица, не занимающиеся банковской и/или финансовой деятельностью, не могут единолично или совместно с другими лицами, осуществлять: 

1) прямое или косвенное владение или управление двадцатью и более процентами голосующих акций любого типа банка; 

2) контроль над банком. 

13. Для целей настоящего Положения юридическое лицо считается занимающимся финансовой деятельностью и деятельностью, связанной с банковской и/или финансовой детальностью, если это юридическое лицо: 

а) является банковской холдинговой компанией (управляющей компанией) и создана исключительно с целью управления банками и компаниями, осуществляющими виды деятельности, указанные в пункте 14 настоящего Положения; 

б) осуществляет какой-либо из видов деятельности, указанных в пункте 14 настоящего Положения на основании лицензии (разрешения) уполномоченного государственного органа и при наличии в стране происхождения (регистрации) данной компании законодательства о консолидированном надзоре. 

14. Видами финансовой деятельности и деятельности, связанной с банковской и/или финансовой деятельностью, в целях настоящего Положения считаются следующие виды деятельности: 

1) банковская деятельность; 

2) микрофинансовая деятельность (предоставление микрокредитов); 

3) деятельность инвестиционных фондов; 

4) страховая деятельность; 

5) лизинговая деятельность; 

6) осуществление деятельности по ипотечному кредитованию; 

7) осуществление доверительного управления (траст); 

8) аудиторская деятельность. 

15. Учредители (акционеры)  значительные участники банка должны иметь удовлетворительное финансовое состояние и выполнять свои обязательства по уплате налогов и приравненных к ним платежам. Учредители (акционеры)  юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке и действовать не менее одного года. 

16. Учредители (акционеры) банка, а также аффилированные и связанные с банком лица обязаны по требованию Национального банка представлять сведения о своей деятельности, о составе участников /акционеров, учредительные документы, финансовую и иную отчетность, содержащую информацию об их учредителях (акционерах), сведения об их финансовом состоянии и проводимых операциях, а также любые другие сведения и документы, позволяющие их достоверно идентифицировать и изучить участников юридического лица, включая бенефициарных собственников. 

Учредители (акционеры) обязаны представлять по требованию Национального банка вышеуказанную информацию о лицах, имеющих общие интересы с банком и его учредителями (акционерами). 

17. Служащие государственной и муниципальной службы: 

1) могут владеть акциями банка и/или банковской холдинговой компании с обязательной передачей их в доверительное управление на время нахождения на службе; 

2) не могут участвовать в органах управления банка и/или холдинговой компании. 

18. Банковские помещения, в том числе помещения филиалов, сберегательных и выездных касс, должны соответствовать установленным требованиям по технической укрепленности и оснащенности (включая оснащение и оборудование кассового узла, хранилища и других помещений), а также требованиям по пожарной безопасности, о чем должны быть составлены соответствующие документы между банком и уполномоченными государственными органами. 

Настоящие требования к банковским помещениям не распространяются на помещения выездных касс, остатки денежных средств в кассе которых не превышает 500 000 сомов. 

19. Ликвидация (прекращение деятельности) банка осуществляется в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики. 

В отношении ликвидации Государственного банка развития Кыргызской Республики действуют требования статьи 24 Закона Кыргызской Республики «О Государственном банке развития Кыргызской Республики». 

20. Термины в настоящем Положении используются согласно их определениям, предусмотренным в Законе Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», банковском законодательстве и глоссарии (своде) банковских терминов Национального банка. 

При этом в рамках настоящего Положения  

1) доверительное управление  это управление активами (акциями) по договору доверительного управления. Для целей настоящего Положения управляющий активами данного лица не должен иметь общие интересы с данным лицом и: 

а) никаким образом не может контролироваться данным лицом или зависеть от него при управлении активами данного лица; 

б) не являлся и не является работником данного лица или его деловым партнером; 

в) не является близким родственником данного лица; 

2) Иностранный банк банк, зарегистрированный вне территории Кыргызской Республики; 

3) Банк, имеющий «исламское окно» банк, предоставляющий услуги в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в рамках соответствующего подразделения ("исламского окна") при наличии соответствующей лицензии; 

4) Исламский банк банк, осуществляющий банковскую деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования на основании соответствующей лицензии Национального банка; 

5) Банковское помещение недвижимое имущество (включая строящееся/устанавливаемое), которое принадлежит банку или находится в распоряжении банка по договору финансовой аренды или по другим договорам и используется/будет использоваться в качестве основного средства; 

6) Шариатский совет орган банка, ответственный за соответствие политик и типовых договоров банка стандартам Шариата; 

7) Обменный пункт  специально оборудованное место проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых банком в соответствии с лицензией на право проведения банковских операций. 

 

Глава 2 

Требования к документам, представляемым в Национальный банк 

 

21. Документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением и содержащие более одного листа, должны быть описаны полистно, прошиты, пронумерованы, подписаны и заверены надлежащим образом. Годовые отчеты, издаваемые в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (содержащие пояснения и раскрытия, консолидированный баланс, отчет о прибыли и убытках и другие формы финансовой отчетности, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности) могут быть представлены в виде брошюр, отпечатанных типографским способом. 

22. В Национальный банк должны быть представлены оригинал документа и/или надлежащим образом заверенные его копии. Документы, представленные иностранными учредителями (акционерами), должны быть легализованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Документы, представленные на иностранном языке должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки. 

В случае необходимости, по требованию Национального банка, отдельные документы должны представляться в электронной форме. 

23. В случае отзыва ходатайства и документов на получение банковской лицензии, либо при отказе в выдаче лицензии, в удовлетворении заявления на приобретение порогового участия в капитале банка и в других случаях в рамках настоящего Положения, документы, представленные банком и заявителями, Национальным банком не возвращаются. 

24. В срок рассмотрения документов Национальным банком не входит время, затраченное заявителем на доработку документов, если иное не предусмотрено настоящим Положением. 

25. Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

 

РАЗДЕЛ II 

УЧРЕЖДЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ БАНКОВ 

 

Глава 3 

Документы, представляемые для учреждения банка 

 

26. После принятия учредителями решения об учреждении банка, для подготовки необходимых документов в целях получения разрешения на учреждение банка, его учредители должны определить уполномоченное лицо или могут создать организационную группу для контактов с Национальным банком по вопросам предоставления документов. 

27. Уполномоченным лицом может быть назначено лицо, избранное/ назначенное учредителями на должность председателя Совета директоров или председателя Правления банка. 

28. Для получения консультаций и ознакомления с процедурами лицензирования банков, представитель учредителей может обратиться в Национальный банк до того, как будет представлено ходатайство о выдаче разрешения на учреждение банка. 29. Для получения разрешения на учреждение банка заявитель представляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии на государственном и/или официальном языках Кыргызской Республики: 

1) ходатайство о выдаче разрешения на учреждение банка за подписью уполномоченного лица, назначенного общим собранием учредителей (по форме Приложения 1); 

2) протокол учредительного (общего) собрания учредителей,  два экземпляра копий, заверенных нотариально, содержащий решения: 

а) об учреждении банка; 

б) об утверждении его фирменного (официального) наименования; 

в) об избрании членов Совета директоров и его председателя; 

г) об избрании членов Комитетов Совета директоров и их председателей; 

г) о назначении членов Правления, председателя Правления и его заместителя(ей), утверждении главного бухгалтера; 

д) об утверждении устава; 

е) об утверждении бизнес-плана, организационной структуры банка, прогнозного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности; 

ж) об утверждении уполномоченного лица и наделении его правом подписания соответствующих документов; 

3) учредительный договор, подписанный всеми учредителями,  два подлинных экземпляра. Подписи уполномоченных представителей учредителей  юридических лиц удостоверяются печатью юридического лица. Подпись учредителя  физического лица удостоверяется нотариально. Документы иностранного заявителя должны соответствовать требованиям пункта 22 настоящего Положения. Перечень вопросов, которые необходимо отразить в учредительном договоре (типовая форма), приведен в Приложении 2; 

4) устав банка  два подлинных экземпляра.  

Устав банка (типовая форма приведена в Приложении 3) помимо сведений, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, обязательно должен содержать: 

а) дату и номер решения учредительного (общего) собрания об утверждении устава; 

б) полное и сокращенное фирменное (официальное) наименование на государственном и официальном языках, соответствующее требованиям к наименованию банков установленным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и настоящим Положением; 

в) данные об организационно-правовой форме и форме собственности банка; 

г) положения об органах управления банка; 

д) порядок принятия решений органами управления банка, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов акционеров; 

е)  юридический адрес местонахождения банка и его обособленных структурных подразделений; 

ж) положение о выполнении требований законодательства Кыргызской Республики в случае, если открывается филиал иностранного банка. 

5) копия заключения уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц об одобрении и резервировании заявленного фирменного наименования. Национальный банк вправе повторно запросить указанное заявление по состоянию на последнюю дату, до принятия решения о выдаче разрешения на учреждение банка. 

6) иные документы, подтверждающие соответствие банка заявленному фирменному наименованию, если это необходимо, исходя из положений пункта 7 настоящего Положения. 

7) подробная организационная структура банка; 

8) бизнес-план  два подлинных экземпляра, составленный с учетом требований Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» (перечень вопросов приведен в Приложении 7); 

9) список учредителей (акционеров), подписанный председателем Совета директоров по форме Приложений 5 и 6  каждый в двух подлинных экземплярах; 

10) сведения, касающиеся учредителей (акционеров), включая: 

а) размер участия каждого учредителя (акционера) в капитале банка; 

б) сведения о законности источников происхождения денежных средств, направляемых на формирование уставного капитала банка с приложением соответствующих документов; 

в) другие сведения и документы всех учредителей (акционеров) банка в соответствии с Разделом III настоящего Положения; 

11) в случае, если банк будет частью банковской группы, дополнительно должны быть представлены сведения и документы в соответствии с Разделом III настоящего Положения; 

12) если банк создается в виде дочерней компании банковской холдинговой компании, дополнительно должны быть представлены документы в соответствии с Главой 22 настоящего Положения; 

13) список членов Совета директоров, с указанием председательствующего лица и его заместителя(ей), и сведения/ документы согласно Разделу IV настоящего Положения; 

14) список членов Комитета по аудиту, с указанием председательствующего лица, и сведения/ документы на председателя согласно Разделу IV настоящего Положения; 

15) сведения (документы) о кандидатах на должности председателя Правления, заместителя(ей) председателя Правления и других членов Правления, управляющего директора (при наличии), главного бухгалтера, руководителя структурного подразделения, ответственного за кредитную деятельность банка, руководителя структурного подразделения, ответственного за управление активами и пассивами банка, а также руководителей служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля (либо лиц, приравненных к ним по своим функциональным обязанностям) согласно Разделу IV настоящего Положения; 

16) политики и процедуры о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

17) кредитная политика, операционная политика и другие основные политики банка, утвержденные Советом директоров банка, и предусматривающие: 

а) процедуры по выявлению, оценке, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк; 

б) контрольные меры по минимизации всех возможных рисков на постоянной основе; 

в) описание информационных систем, системы управления рисками и системы внутреннего контроля в соответствии с утвержденной политикой; 

г) политику и процедуры по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

18) детальный план мероприятий по открытию и организации деятельности банка; 

19) заявка на вступление в Фонд защиты депозитов Кыргызской Республики; 

20) письмо-обязательство о подключении/ присоединении к национальной системе безналичных расчетов с использованием банковских платежных карт «Элкарт» в Кыргызской Республике и бизнес-план с указанием планируемых показателей (выпуска карт, количества устанавливаемого периферийного оборудования, включая регионы); 

30. Дополнительно, для осуществления банковских операций в иностранной валюте, банк должен выполнять следующие требования: 

1) иметь утвержденные внутренние политики, регламентирующие деятельность по предполагаемому направлению, предусматривающие оценку, контроль и мониторинг рисков; 

2) обеспечить техническую оснащенность банка, включая требование к оборудованию, которые должны быть адекватны предполагаемому кругу выполняемых операций. 

31. Для осуществления банковских операций в иностранной валюте, банк в дополнение к документам и сведениям, указанным в пункте 29 настоящего Положения, представляет в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с данными операциями; 

2) бизнес-план, который разработан с учетом проведения банковских операций в иностранной валюте, если основной бизнес-план не предусматривает таких положений; 

3) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

4) внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям. 

32. Внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям, должны обеспечивать адекватный уровень внутреннего контроля и включать: 

1) выявление, оценку, мониторинг и контроль всех рисков, связанных с проведением предполагаемых операций; 

2) процедуру бухгалтерского учета предполагаемых операций; 

3) контрольные меры по предотвращению всех возможных рисков на постоянной основе; 

4) описание технической оснащенности и готовности предоставления банком информации по стандартам и правилам ее передачи, установленным Национальным банком; 

33. Лицо, назначенное на должность председателя Правления учреждаемого банка, обязано в течение четырнадцати календарных дней со дня назначения освободить ранее занимаемую им должность, занятие, которой противоречит банковскому законодательству Кыргызской Республики. 

 

Глава 4 

Документы, предоставляемые для учреждения исламского банка 

 

34. После принятия учредителями решения об учреждении исламского банка, для подготовки необходимых документов в целях получения разрешения на учреждение банка, его учредители должны определить уполномоченное лицо или могут создать организационную группу для контактов с Национальным банком по вопросам предоставления документов. 

35. Уполномоченным лицом может быть назначено лицо, избранное/ назначенное учредителями на должность председателя Совета директоров или председателя Правления банка. 

36. Для получения консультаций и ознакомления с процедурами лицензирования банков, представитель учредителей может обратиться в Национальный банк до того, как будет представлено ходатайство о выдаче разрешения на учреждение исламского банка. 37. Для получения разрешения на учреждение исламского банка заявитель представляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии на государственном и/или официальном языках Кыргызской Республики: 

1) ходатайство о выдаче разрешения на учреждение исламского банка за подписью уполномоченного лица, назначенного общим собранием учредителей, (по форме Приложения 1); 

2) протокол учредительного (общего) собрания учредителей  два экземпляра копий, заверенных нотариально, содержащий решения: 

а) об учреждении исламского банка; 

б) об утверждении его фирменного (официального) наименования; 

в) об избрании членов Совета директоров и его председателя; 

г) об избрании членов Шариатского Совета и его председателя; 

д) об избрании членов Комитетов Совета директоров и их председателей; 

е) о назначении членов Правления, председателя Правления и его заместителя(ей), утверждении главного бухгалтера; 

ж) об утверждении устава; 

з) об утверждении бизнес-плана, организационной структуры банка, прогнозного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности; 

и) об утверждении уполномоченного лица и наделении его правом подписания соответствующих документов; 

3) учредительный договор, подписанный всеми учредителями  два подлинных экземпляра. Подписи уполномоченных представителей учредителей  юридических лиц, удостоверяются печатью юридического лица. Подпись учредителя  физического лица удостоверяется нотариально. Документы иностранного заявителя должны соответствовать требованиям пункта 22 настоящего Положения. Перечень сведений, которые необходимо отразить в учредительном договоре (типовая форма), приведен в Приложении 2; 

4) устав банка  два подлинных экземпляра. Устав банка (типовая форма для исламского банка приведена в Приложении 4), помимо сведений, предусмотренных законодательством, обязательно должен содержать: 

а) дату и номер решения учредительного собрания об утверждении устава; 

б) полное и сокращенное фирменное (официальное) наименование на государственном и официальном языках, соответствующее требованиям к наименованию банков установленными в Законе Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и настоящем Положении; 

в) данные об организационно-правовой форме и форме собственности банка; 

г) положения об органах управления банка; 

д) порядок принятия решений органами управления банка, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов акционеров; 

е) задачи, функции и полномочия Шариатского совета, а также порядок его создания (каким органом назначаются члены совета, на какой срок) и требования к членам совета по исламским принципам финансирования; 

ж) юридический адрес местонахождения банка и его обособленных структурных подразделений; 

з) положение о выполнении требований законодательства Кыргызской Республики в случае, если открывается филиал иностранного банка. 

5) копия заключения уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц об одобрении и резервировании заявленного фирменного наименования. Национальный банк вправе повторно запросить указанное заявление по состоянию на последнюю дату, до принятия решения о выдаче разрешения на учреждение банка. 

6) иные документы, подтверждающие соответствие банка заявленному фирменному наименованию, если это необходимо, исходя из положений пункта 7 настоящего Положения. 

7) подробную организационную структуру банка; 

8) бизнес-план  два подлинных экземпляра, составленный с учетом требований Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» (перечень вопросов для исламского банка приведен в Приложении 8); 

9) список учредителей (акционеров), подписанный председателем Совета директоров банка по форме Приложений 5 и 6  каждый в двух подлинных экземплярах); 

10) сведения, касающиеся учредителей (акционеров), включая: 

а) размер участия каждого учредителя (акционера) в капитале банка; 

б) сведения о законности источников происхождения денежных средств, направляемых на формирование уставного капитала банка с приложением соответствующих документов; 

в) другие сведения и документы всех учредителей (акционеров) банка в соответствии с Разделом III настоящего Положения; 

11) в случае, если банк будет частью банковской группы, дополнительно должны быть представлены сведения и документы в соответствии с Разделом III настоящего Положения; 

12) если банк создается в виде дочерней компании банковской холдинговой компании, дополнительно должны быть представлены документы в соответствии с Главой 22 настоящего Положения; 

13) список членов Совета директоров, с указанием председательствующего лица и его заместителя(ей), и сведения/ документы согласно Разделу IV настоящего Положения; 

14) список членов Шариатского совета, с указанием председательствующего лица и его заместителя(ей), и сведения и документы согласно Разделу IV настоящего Положения; 

15) список членов Комитета по аудиту, с указанием председательствующего лица и его заместителя, и сведения/ документы на председателя согласно Разделу IV настоящего Положения; 

16) сведения (документы) о кандидатах на должности председателя Правления, заместителя(ей) председателя Правления и других членов Правления, управляющего директора (при наличии), главного бухгалтера, руководителя структурного подразделения, ответственного за финансирование по исламским принципам, руководителя структурного подразделения, ответственного за управление активами и пассивами банка, а также руководителей служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, (либо лиц, приравненных к ним по своим функциональным обязанностям) согласно Разделу IV настоящего Положения; 

17) политику по финансированию, операционную, учетную политики и другие основные политики банка, одобренные Шариатским советом банка, утвержденные Советом директоров банка и предусматривающие: 

а) меры по выявлению, измерению, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк в результате проведения им банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

б) контрольные меры по минимизации на постоянной основе всех возможных рисков, возникающих в связи с осуществлением банком банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

в) описание информационных систем, системы управления рисками и системы внутреннего контроля в соответствии с утвержденной политикой; 

18) типовые формы договоров по осуществлению банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, составленные в соответствии со стандартами Шариата и одобренные Шариатским советом банка; 

19) политику и процедуры по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

20) детальный план мероприятий по открытию и организации деятельности исламского банка; 

21) заявку на вступление в Фонд защиты депозитов Кыргызской Республики; 

22) письмо-обязательство о подключении/ присоединении к национальной системе безналичных расчетов с использованием банковских платежных карт «Элкарт» в Кыргызской Республике и бизнес-план с указанием планируемых показателей (выпуска карт, количества устанавливаемого периферийного оборудования, включая регионы); 

38. Дополнительно, для осуществления банковских операции в иностранной валюте, банк должен выполнять следующие требования: 

1) иметь утвержденные внутренние политики, регламентирующие деятельность по предполагаемому направлению, предусматривающие оценку, контроль и мониторинг рисков; 

2) обеспечить техническую оснащенность банка, включая требование к оборудованию, которые должны быть адекватны предполагаемому кругу выполняемых операций. 

39. Для осуществления банковских операции в иностранной валюте, банк в дополнение к документам и сведениям, указанным в пункте 37 настоящего Положения представляет в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с данными операциями; 

2) бизнес-план, который разработан с учетом проведения банковских операций в иностранной валюте, если в основной бизнес-план не предусматривает таких положений; 

3) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

4) внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям в иностранной валюте; 

 40. Внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям, должны обеспечивать адекватный уровень внутреннего контроля и включать: 

1) выявление, оценку, мониторинг и контроль всех рисков, связанных с проведением предполагаемых операций; 

2) процедуру бухгалтерского учета предполагаемых операций; 

3) контрольные меры по предотвращению всех возможных рисков на постоянной основе; 

4) описание технической оснащенности и готовности предоставления банком информации по стандартам и правилам ее передачи, установленным Национальным банком; 

41. Лицо, назначенное на должность председателя Правления учреждаемого банка, обязано в течение четырнадцати календарных дней со дня назначения освободить ранее занимаемую им должность. 

42. Рассмотрение ходатайства о выдаче разрешения на учреждение исламского банка, порядок формирования уставного капитала при учреждении исламского банка и последующее изменение его размера, порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии на право проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, проверка готовности исламского банка для осуществления банковской деятельности, аннулирование ранее выданного разрешения на учреждение банка и отказ в выдаче лицензии осуществляются аналогично порядку, установленному в Главах 5-9 настоящего Положения. 

 

Глава 5 

Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на учреждение банка 

 

43. Ходатайство заявителя о выдаче разрешения на учреждение банка рассматривается Национальным банком в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления ходатайства и всех удовлетворительных документов, необходимых для выдачи разрешения. В случае если документы не соответствуют требованиям Национального банка, отсчет срока начинается со дня получения удовлетворительных документов. 

44. Срок рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на учреждение банка и прилагаемых документов может быть продлен по решению Правления Национального банка дополнительно на шесть месяцев. 

Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства доводится Национальным банком до сведения уполномоченного лица (представителя организационной группы) создаваемого банка в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. 

45. По итогам рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения и удовлетворяющих требованиям документов, предусмотренных в Главах 3 или 4 настоящего Положения, Национальный банк принимает решение о выдаче разрешения на учреждение банка либо об отказе в его выдаче. 

Решение о выдаче разрешения на учреждение банка принимается Правлением Национального банка в течение срока, указанного в пунктах 43 и 44 настоящего Положения. 

46. При рассмотрении ходатайства о выдаче разрешения на учреждение банка Национальный банк осуществляет сбор, анализ и проверку достоверности сведений относительно учредителей (акционеров), членов Совета директоров, Шариатского совета и Правления и других должностных лиц, а также сведений, полученных с ходатайством. 

47. Кандидаты на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения, должны пройти согласование в Национальном банке в соответствии с Разделом IV настоящего Положения до выдачи разрешения на учреждение банка.  

48. Ходатайство и представленные документы изучаются Национальным банком с целью определения, будет ли банк управляться в соответствии с принципами осуществления здоровой и безопасной банковской практики. В частности, рассматривается разумность бизнес-плана, адекватность капитальной базы, компетентность, деловая репутация и надежность учредителей (акционеров), предложенных членов Совета директоров, членов Шариатского совета (при наличии), членов Правления и других должностных лиц банка, соответствие планируемой деятельности банка банковскому законодательству Кыргызской Республики, соблюдение антимонопольного законодательства, влияние планируемой деятельности банка на экономику и банковскую систему Кыргызской Республики и т.д. 

49. Разрешение на учреждение банка означает, что заявителю будет выдана лицензия на право проведения банковских операций после выполнения условий, указанных в пункте 63 настоящего Положения. 

Срок действия разрешения  шесть месяцев. В период этого срока учредители обязаны произвести государственную регистрацию учрежденного ими банка в качестве юридического лица и обратиться с заявлением в Национальный банк о выдаче лицензии. 

50. При положительном решении Правлением Национального банка вопроса о выдаче разрешения на учреждение банка, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, направляются: 

1) на имя уполномоченного лица (представителя организационной группы) или председателя Совета директоров или председателя Правления  письмо с указанием номера накопительного счета, открытого в Национальном банке для формирования уставного капитала; 

2) в уполномоченный государственный орган по регистрации юридических лиц  письмо-согласие для осуществления государственной регистрации банка в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики, с указанием размера уставного капитала согласно учредительному договору и уставу банка. К письму о прилагаются по два подлинных экземпляра учредительного договора и устава банка; 

3) в уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг  копия письма-согласия для осуществления государственной регистрации банка с указанием размера уставного капитала согласно учредительному договору и уставу банка, для осуществления государственной регистрации выпуска (эмиссии) акций банка в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

51. В течение пяти рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации, банк должен представить в Национальный банк письмо за подписью уполномоченного лица (представителя организационной группы) или председателя Совета директоров или председателя Правления банка с приложением: 

1) копии свидетельства уполномоченного государственного органа о государственной регистрации юридического лица, заверенного нотариально; 

2) копии решения уполномоченного государственного органа о регистрации учредительного выпуска акций банка, заверенного нотариально; 

3) копии учредительного договора банка со штампами уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц, заверенного нотариально; 

4) копии устава банка со штампами уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц, заверенного нотариально. 

52. В период после выдачи разрешения на учреждение банка и до получения лицензии банк и его учредители (акционеры) обязаны уведомить Национальный банк о любых изменениях в сведениях, на основании которых было получено разрешение, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений. 

 

Глава 6 

Порядок формирования уставного капитала при учреждении банка и последующем изменении его размера 

 

53. Основу капитала банка составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала банка входит только такой уставный капитал, по которому банк не имеет обязательств по возврату средств, вложенных учредителями (акционерами). 

54. Уставный капитал банка формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики, в безналичной форме, и только за счет денежных средств учредителей (акционеров). 

В случае формирования или увеличении размера уставного капитала банка за счет средств, полученных учредителями (акционерами) в рамках договора займа или схожего по сути договора, то в таком договоре должно быть указано, что заемные средства предназначены только для покупки акций банка. В этом случае займодавец рассматривается в качестве косвенного владельца акций. Предоставление/получение займа будет учитываться при оценке финансового состояния заявителя. 

55. При формировании или увеличении размера уставного капитала банка оплата акций может осуществляться только денежными средствами в безналичной форме, за исключением случая реструктуризации или реорганизации банка, предусмотренного законодательством Кыргызской Республики, а также направления нераспределенной прибыли для пополнения уставного капитала банка. 

Не допускается формирование или увеличение размера уставного капитала банка основными средствами, материальными и нематериальными активами. 

56. Запрещается использование кредита банков и иных финансово-кредитных учреждений для приобретения акций банка. Банк не может выдавать кредиты на покупку или под гарантию ценных бумаг, выпущенных самим банком. 

Не допускается формирование уставного капитала за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

57. Учредители (акционеры) банка обязаны внести минимальный размер уставного капитала на накопительный счет, открытый в Национальном банке, в течение шести месяцев со дня принятия Правлением Национального банка решения о выдаче разрешения на учреждение банка, но не позднее дня обращения в Национальный банк с заявлением о выдаче банковской лицензии на право проведения банковских операций. 

58. Средства, находящиеся на накопительном счете, открытом в Национальном банке, не могут использоваться учредителями на какие-либо цели до получения лицензии на право проведения банковских операций. В случае отказа в выдаче лицензии, все средства по распоряжению Национального банка возвращаются учредителям (акционерам) банка. 

59. Внесение денежных средств, направляемых в уставный капитал, как при его первоначальном формировании, так и при последующем его увеличении, любыми другими лицами за учредителей (акционеров) запрещается. 

В случае, если средства учредителя (акционера), включая средства, полученные им в рамках договора займа или приравненных к нему средств, перечисляются в Кыргызскую Республику из иностранных банков, то такие банки (за исключением материнских банков, осуществляющих капитализацию дочерних банков, расположенных на территории Кыргызской Республики) должны соответствовать одному из следующих кредитных рейтингов: 

- долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории «BBB», присвоенный рейтинговым агентством «Standard & Poor's» (США), 

- долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории «Baa», присвоенный рейтинговым агентством «Moody's Investors Service» (США), 

- долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории «BBB», присвоенный рейтинговым агентством «Fitch-IBCA» (США), 

- или равнозначный вышеуказанным кредитный рейтинг, присвоенный рейтинговыми агентствами «Capital Intelligence», «Japan Credit Rating Agency (JCR)», «Dominion Bond Rating Service (DBRS)», «Rating & Investment Information (R&I)», 

- или равнозначный вышеуказанным кредитный рейтинг, присвоенный национальным рейтинговым агентством, получившим аккредитацию в уполномоченных органах страны банка-отправителя, и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны банка-отправителя. 

Для целей настоящего пункта под иностранными банками подразумеваются исключительно банки-отправители. Данное определение не включает банки-корреспонденты (транзитные банки, банки-посредники). 

60. В течение трех рабочих дней со дня регистрации акционеров, банк обязан предоставить в Национальный банк реестр акционеров, заверенный надлежащим образом. 

В последующем, при любых изменениях в составе или доле акционеров, банк в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменения в реестр акционеров предоставляет в Национальный банк реестр акционеров банка с изменениями на бумажном носителе, заверенный надлежащим образом. 

В случае, если банку стало известно о факте приобретения, изменения или отчуждения акций вне зависимости от способа отчуждения, в количестве, влияющем на изменение порогового значения, банк обязан незамедлительно, не позднее одного рабочего дня, уведомить Национальный банк, с последующим предоставлением реестра акционеров с изменениями согласно настоящему пункту Положения. 

61. Изменение размера уставного капитала производится с согласия Национального банка согласно Разделу VI настоящего Положения. 

Проверка формирования увеличения уставного капитала банка может быть осуществлена в рамках комплексных и целевых проверок Национального банка. 

62. Юридические дела всех учредителей (акционеров) банка и копии первичных документов по формированию уставного капитала при учреждении банка, в дальнейшем  при изменении размера уставного капитала (включая копии платежных документов, решений, касающихся изменения размера уставного капитала, и другие документы), количества акций и состава акционеров банка, должны храниться банком в отдельной папке с присвоением им отдельного номенклатурного номера и иметь постоянный срок хранения. Банк должен определить лицо, ответственное за обеспечение надлежащего формирования и хранения этих папок (юридических дел. 

Юридические дела учредителей (акционеров) с долей владения менее пяти процентов уставного капитала банка должны содержать, как минимум, следующие сведения: 

- по физическим лицам  паспортные данные; 

- по юридическим лицам  свидетельство или документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица. 

Юридические дела акционеров, владеющих пятью и более процентами уставного капитала банка, должны содержать сведения по связанным, зависимым, дочерним, аффилированным лицам и компаниям/ банкам, по формам приложений 15 (для физических лиц), 16 (для юридических лиц) и 17 (для иностранных банков) настоящего Положения. 

 

Глава 7 

Порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии и проверка готовности банка для осуществления банковской деятельности 

 

63. Совет директоров банка после государственной регистрации банка в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, но не позднее шести месяцев со дня выдачи Национальным банком разрешения на учреждение банка, представляет в Национальный банк заявление о выдаче лицензии на право проведения банковских операций. 

К заявлению прилагаются документы и сведения о выполнении следующих требований: 

1) наличие свидетельства о государственной регистрации; 

2) подтверждение о полной оплате минимального уставного капитала; 

3) соответствие помещений и оборудования (включая оснащение и оборудование кассового узла, хранилища) банка требованиям безопасности, установленным Национальным банком по технической укрепленности и оснащенности, по пожарной безопасности (акт уполномоченного государственного органа, о соответствии помещения заверенный соответствующей печатью это государственного органа);  

4) выбор независимого внешнего аудитора на предстоящий финансовый год; 

5) наличие организационной структуры, органов управления и персонала банка (должностные лица) в соответствии с требованиями Национального банка; 

6) наличие бизнес-плана, всех основных политик, положений и процедур банка; 

7) предоставление сведений о соблюдении всех нормативов и требований Национального банка по капиталу после начала осуществления своей деятельности; 

8) наличие системы внутреннего контроля, технических, информационных, технологических мер защиты, страхования имущества; 

9) успешное тестирование информационных систем и систем безопасности для осуществления банковской деятельности; 

10) оплата за лицензию; 

11) оплата вступительного взноса в Фонд защиты депозитов. 

64. Национальный банк рассматривает заявление о выдаче лицензии и прилагаемые документы в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления в Национальный банк заявления и удовлетворяющих требованиям документов. По результатам рассмотрения Национальный банк принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии. 

65. Национальный банк в период рассмотрения заявления банка о выдаче лицензии проверяет правомерность формирования минимального уставного капитала. 

 

Глава 8 

Основания для отказа в выдаче разрешения на учреждение банка, аннулирования ранее выданного разрешения и отказа в выдаче лицензии 

 

66. Национальный банк может отказать заявителю в выдаче разрешения на учреждение банка по любой из следующих причин: 

1) несоответствие учредительных и/или иных документов, поданных для получения разрешения, предъявляемым требованиям, либо предоставление недостоверных документов и информации; 

2) непредставление или представление не в полном объеме информации и документов об участниках банковской группы либо невозможность осуществления эффективного банковского надзора за банковской группой или лицами, связанными с участниками банковской группы; 

3) непредставление или представление неполной информации и документов о законности источников происхождения денежных средств, а именно: 

а) из представленной информации невозможно определить легитимность происхождения денежных средств; 

б) согласно представленной информации источник происхождения денежных средств не соответствует требованиям и критериям, установленным Национальным банком и т.д.; 

4) несоответствие размера минимального уставного капитала установленным Национальным банком требованиям; 

5) несоответствие учредителей (акционеров) и должностных лиц, подлежащих согласованию с Национальным банком, установленным требованиям; 

6) при открытии дочернего банка иностранным банком или финансово-кредитной организацией не предоставлено официальное согласие зарубежного надзорного органа либо не предоставлено подтверждение, что такое согласие не требуется по законодательству страны учредителя; 

7) по оценке Национального банка в отношении иностранного учредителя - банка или финансово-кредитной организации, а также участника банковской группы по месту его регистрации осуществляется недостаточный надзор, в том числе на консолидированной основе. 

67. Национальный банк вправе аннулировать ранее выданное разрешение на учреждение банка в следующих случаях: 

1) при обнаружении недостоверных сведений и документов, на основании которых было выдано разрешение; 

2) если финансовое состояние учредителей (акционеров) ухудшилось или установлены факты, на основании которых может быть отказано в выдаче разрешения; 

3) если произошли изменения в составе учредителей (акционеров), в учредительных и иных документах без согласия Национального банка; 

4) если учредители (акционеры) банка отказались или не предпринимают последующих действий по учреждению банка. 

68. Национальный банк вправе отказать в выдаче лицензии, с указанием оснований для отказа, в следующих случаях: 

1) заявление о выдаче лицензии подано по истечении срока действия разрешения; 

2) представленные документы и сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 63 настоящего Положения; 

3) если возникли основания для аннулирования разрешения в соответствии с пунктом 67 настоящего Положения. 

69. Решения об отказе в выдаче разрешения на учреждение банка, об аннулировании ранее выданного разрешения на учреждение банка, а также об отказе в выдаче лицензии, предусмотренные в настоящей Главе Положения, принимаются Правлением Национального банка и доводятся Национальным банком до сведения уполномоченного лица (представителя организационной группы) или председателя Совета директоров или председателя Правления банка в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. 

70. Национальный банк публикует информацию о выданных разрешениях, об отказе в выдаче разрешений и аннулировании разрешений в средствам массовой информации и/или на интернет-сайте Национального банка. 

 

Глава 9 

Лицензии на право проведения банковских операций и порядок их выдачи 

 

71. Лицензии на право проведения банковских операций, выдаваемые Национальным банком в рамках настоящего Положения, имеют неограниченный срок действия и действуют на всей территории Кыргызской Республики, являются именными (неотчуждаемыми) и не подлежат передаче третьим лицам. 

72. Все виды банковских операций могут осуществляться только при наличии лицензии на право проведения банковских операций и прямого указания в перечне разрешенных банковских операций, являющемся неотъемлемой частью лицензии на право проведения банковских операций. 

Осуществление банковских операций без лицензии Национального банка запрещается. 

73. Банку в рамках настоящего Положения могут быть выданы следующие лицензии: 

1) лицензия на право проведения банковских операций в национальной и/или иностранной валюте (Приложения 9, 10); 

2) лицензия на право проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в национальной и/или иностранной валюте (Приложения 11, 12); 

3) лицензия на право проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования через «исламское окно» в национальной и/или иностранной валюте (дополнительная лицензия) (Приложение 13, 14). 

Неотъемлемой частью банковской лицензии является перечень разрешенных банковских операций. Национальный банк определяет перечень разрешенных банковских операций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

74. Лицензии на право проведения банковских операций и прилагаемый перечень разрешенных банковских операций к ним выдаются председателю Совета директоров банка или председателю Правления банка либо уполномоченному лицу согласно представленной доверенности. 

75. Национальным банком может быть принято решение об ограничении осуществления отдельных видов банковских операций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

76. При установлении ограничений по банковским операциям или снятии установленных ограничений производится замена перечней разрешенных операций к лицензиям. При осуществлении замены (переоформления) перечня разрешенных операций, предыдущий перечень разрешенных операций подлежит сдаче в Национальный банк. 

77. В случае реорганизации или реструктуризации банка путем создания «переходного банка», изменения его наименования или адреса местонахождения, влекущее государственную перерегистрацию банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также в случае переименования населенного пункта, в котором расположен банк, лицензия подлежит замене (переоформлению). Для замены лицензии банк подает в Национальный банк заявление (ходатайство) о замене (переоформлении) лицензий с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. 

78. Замена (переоформление) лицензии осуществляется Национальным банком в течение пяти рабочих дней со дня предоставления заявления (ходатайства) о замене (переоформлении) лицензии и соответствующих документов, связанных с основаниями замены (переоформления) лицензии, с приложением документа, подтверждающего оплату за лицензию в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

79. Национальный банк ведет реестр банков, имеющих лицензию, и реестр выданных лицензий. Сведения из реестра банков, имеющих лицензию, и реестра выданных лицензий публикуются на интернет-сайте Национального банка. 

При замене (переоформлении) лицензий Национальный банк вносит соответствующую запись в реестр выданных банковских лицензий. 

80. По запросу банка для предоставления банках-корреспондентам, Национальным банком в течение пяти рабочих дней выдаются заверенные копии лицензий и перечня разрешенных банковских операций к ним с надписью «копия верна». 

Глава 10 

Порядок выдачи банку разрешения на право проведения банковских операций с драгоценными металлами 

 

81. Банк может проводить банковские операции с драгоценными металлами (только банковское серебро, золото, платина) в случае получения соответствующего разрешения Национального банка в соответствии с требованиями настоящего Положения, путем указания данных операций в перечне разрешенных банковских операций к лицензии банка на право проведения банковских операций. 

82. Банк при наличии операций с драгоценными металлами в перечне разрешенных банковских операций к лицензии банка на право проведения банковских операций может проводить операции: 

1) с драгоценными металлами в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых (выпускаемых) Национальным банком в наличной и безналичной форме; 

2) с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов и монетами из  банковского серебра, золота, платины высоких проб); 

83.  Для осуществления операций с драгоценными металлами в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых (выпускаемых) Национальным банком, банки должны выполнять следующие требования: 

1) размер уставного капитала должен соответствовать требованиям, установленным банковским законодательством Кыргызской Республики; 

2) иметь квалифицированный персонал, прошедший специальное обучение в Национальном банке (подтверждается письмом Национального банка); 

3) соблюдать экономические нормативы, установленные Национальным банком; 

4) иметь утвержденные процедуры по проведению операций с драгоценными металлами в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых (выпускаемых) Национальным банком. 

84. Банки для проведения операций с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов обязаны: 

1) выполнять условия пункта 83 настоящего Положения; 

2) иметь квалифицированный персонал, имеющий опыт работы в данной сфере не менее одного года или иметь документ, подтверждающий прохождение стажировки или обучения по указанному направлению в течение последних пяти лет; 

3) представить сведения о мерах, предпринятых банком для обеспечения надлежащих условий хранения и транспортировки драгоценных металлов; 

4) представить сведения об условиях страхования (включая сведения о компании, с которой банк намерен заключить договор страхования и ее финансовом положении); 

5) представить подтверждение о выполнении других требований по проведению операций с драгоценными металлами, установленных Положением «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 26 августа 2009 года № 35/3; 

6) иметь бизнес-план и утвержденные политики по проведению операций с драгоценными металлами, разработанные с учетом требований Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 26 августа 2009 года № 35/3. 

85. Внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям, должны обеспечивать адекватный уровень внутреннего контроля и включать: 

1) выявление, оценку, мониторинг и контроль всех рисков, связанных с проведением предполагаемых операций; 

2) процедуру бухгалтерского учета предполагаемых операций; 

3) контрольные меры по предотвращению всех возможных рисков на постоянной основе; 

4) описание технической оснащенности и готовности предоставления банком информации по стандартам и правилам ее передачи, установленным Национальным банком. 

86. Внутренние политики банка, регламентирующие проведение операций с драгоценными металлами помимо требований, изложенных в пункте 85 настоящего Положении, для расширения круга выполняемых операций, должны обязательно отражать такие специфические вопросы, как: допустимая чистота металлов и порядок определения чистоты, порядок учета и хранения драгоценных металлов, порядок регулирования открытых позиций по операциям с драгоценными металлами, порядок взаимодействия с уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики. 

87. В случае намерения банка осуществлять операции с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов, кроме Национального банка, дополнительно предоставляются следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

2) бизнес-план; 

3) сведения о мерах, предпринятых банком для обеспечения надлежащих условий хранения и транспортировки драгоценных металлов; 

4) сведения об условиях страхования (включая сведения о компании, с которой банк намерен заключить договор страхования и ее финансовом положении). 

88. Национальный банк рассматривает ходатайство банка о выдаче разрешения на право проведения банковских операций с драгоценными металлами и прилагаемые документы в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства и документов, удовлетворяющих установленным требованиям, и по итогам рассмотрения принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения. При рассмотрении ходатайства вновь учреждаемого банка, решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на право проведения банковских операций с драгоценными металлами принимается в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства и документов, удовлетворяющих установленным требованиям, но не ранее принятия решения о выдаче банку лицензии на право проведения банковских операций. 

Решение о выдаче или об отказе в выдаче банку разрешения на право проведения банковских операций с драгоценными металлами принимается Правлением Национального банка и доводится Национальным банком до сведения банка в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. 

89. При положительном решении Правлением Национального банка решения о выдаче банку разрешения на право проведения банковских операций с драгоценными металлами, Национальным банком проводится замена (переоформление) перечня разрешенных банковских операций к лицензии банка в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. При осуществлении замены (переоформления) перечня разрешенных операций, предыдущий перечень разрешенных операций подлежит сдаче в Национальный банк. 

90. Национальный банк в течение трех рабочих дней со дня принятия Правлением Национального банка разрешения на право проведения банком банковских операций с драгоценными металлами направляет уведомление об этом в Фонд защиты депозитов в Кыргызской Республики, уполномоченный орган Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности и действующие коммерческие банки Кыргызской Республики. 

 

Глава 11 

Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на проведение банковских операций или на снятие ограничений в лицензии 

91. Для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, банк вправе обратиться в Национальный банк с соответствующим ходатайством. 

92. Для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, банк в течение одного месяца со дня принятия Советом директоров банка соответствующего решения, направляет в Национальный банк следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя Совета директоров о рассмотрении вопроса о разрешении на проведение отдельных банковских операций/ о снятии ограничений в лицензии; 

2) протокол заседания Совета директоров, содержащий решение Совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций,  копия, заверенная банком; 

3) документ, свидетельствующий о том, что Советом директоров проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с предполагаемыми операциями; 

4) утвержденный бизнес-план банка по предполагаемым операциям, содержащий экономическое обоснование необходимости проведения операций/снятия с них ограничений; 

5) прогноз доходности, связанной с предполагаемыми операциями; 

6) информация и сведения об исполнении требований Национального банка/ об устранении нарушений, выявленных Национальным банком, в связи с чем были установлены ограничения на проведение соответствующих банковских операций; 

7) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

8) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

9) внутренние политики банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям; 

10) оригинал доверенности на получение лицензии; 

11) оплата за лицензию. 

Для получения разрешения на выпуск электронных денег банк в дополнение к документам предоставляемым для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии должен предоставить следующие документы: 

1) справку от налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом на момент подачи документов; 

2) копию типового агентского договора по распространению электронных денег с агентом - в двух экземплярах; 

3) копия договора с оператором (в случае, если эмитент работает с оператором) - в двух экземплярах; 

4) копия акта установки программного обеспечения для получения, ежедневного обновления и хранения базы данных об оборотах и остатках по электронным деньгам - в двух экземплярах; 

5) подписанные председателем Правления/Совета директоров правила работы системы электронных денег в двух экземплярах, которые должны содержать положения о: 

- порядке осуществления операций между банком, оператором, агентами, акцептантами, который должен включать общую схему всех денежных и информационных потоков; 

- организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег; 

- системе безопасности и защиты информации и разграничении прав доступа к информационным ресурсам при использовании электронных денег - в двух экземплярах; 

- информацию о лимитах по электронным кошелькам в соответствии с установленными требованиями к лимитам, а также другим требованиям, указанным в Положении «Об электронных деньгах» в табличной форме; 

- взаимодействии между участниками системы электронных денег в виде схемы/диаграммы.  

Для получения разрешения на осуществление деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра банк должен в дополнение к документам предоставляемым для п