Вернуться назад

 

СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления 

Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений и дополнений в постановление 

Правления Национального банка 

Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики»» 

от 15 июля 2015 года № 38/4 

 

Настоящий проект постановления Правления Национального банка «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики»» от 15 июля 2015 года № 38/4 разработан во исполнение статьи 7 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности»», (далее Закон) в соответствии с которым Национальному банку поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с вышеобозначенными законами Кыргызской Республики.  

С учетом вышеизложенного, Управлением платежных систем разработан представленный проект постановления Правления Национального банка, согласно которому предлагается внести изменения и дополнения в Политику по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2015 года № 38/4, в рамках которых, в частности предусмотрены следующие изменения и дополнения: 

- перечень критериев для признания юридических лиц провайдерами критических платежных услуг (поскольку сбои в работе провайдеров несут операционные и финансовые риски для операторов и участников платежных систем по бесперебойному предоставлению платежных сервисов для конечных потребителей); 

- дополнены меры в отношении операторов и участников платежных систем; 

- откорректирован перечень критериев для признания системы значимой; 

- а также в качестве приложения включен краткий вопросник для самооценки провайдеров критических платежных услуг и т.д. 

 

 

 

 

С уважением, 

Начальник УПС Э. Лелевкина  

 

ПРОЕКТ 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ____ №_____ 

 

 

Изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики» от 15 июля 2015 года № 38/4 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2015 года № 38/4 следующее изменения и дополнения: 

 

В Политике по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

1) в главе 1:  

- пункт 1 признать утратившим силу; 

- пункты 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции: 

«2. Настоящая Политика по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики (далее Политика) направлена на сохранение и повышение эффективности деятельности всех типов платежных систем, действующих на территории Кыргызской Республики.  

3. Настоящая Политика определяет цель, принципы осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, объекты и порядок осуществления надзора (оверсайта) Национальным банком Кыргызской Республики, а также перечень инструментов, используемых для этих целей. 

4. Надзор (оверсайт) за платежной системой Кыргызской Республики - деятельность Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк), направленная на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы посредством мониторинга работы платежных систем на территории Кыргызской Республики для поддержания стабильного функционирования национальной финансовой системы и доверия к национальной валюте как средству наличного и безналичного расчета.»; 

2) в главе 2: 

- абзац первый изложить в следующей редакции: 

«Для целей настоящей Политики используются термины и определения, установленные Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О платежной системе Кыргызской Республики» и Положением о безналичных расчетах в Кыргызской Республике, утвержденным постановлением Правительства и Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 9 сентября 2005 года №420/21/4.  

В настоящей Политике также используются следующие термины и определения:»; 

- в абзаце втором слово «разрешение» заменить словом «лицензию»; 

3) в главе 5: 

в пункте 14: 

- в абзаце пятом слово «эмитированных» заменить словом «выпущенных»;  

- дополнить абзацем шестым следующего содержания: 

«- система занимает не менее 35 % объема выпущенных электронных денег»; 

- соответственно абзацы шестой-восьмой считать абзацами седьмым-девятым; 

- дополнить пунктом «15-1» следующего содержания:  

«15-1. Провайдер услуг признается критически, если к нему применимы как минимум три из следующих критериев:  

- обрабатывает не менее 35 % количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

- подключено более 35 % всех периферийных устройств в Кыргызской Республике;  

- количество участников составляет не менее 50 % коммерческих банков Кыргызской Республики;   

- обрабатывает не менее 35 % транзакций с банковскими платежными картами;  

- обслуживает не менее 35 % объема выпущенных электронных денег;  

- система обрабатывает не менее 35 % от общего количества переводов денежных средств на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

- обработка платежей осуществляется на территории Кыргызской Республики;  

4) в главе 7: 

в пункте 17: 

- абзац первый изложить в следующей редакции: 

«17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем, а также анализирует соответствие провайдера критических услуг требованиям законодательства Кыргызской Республики, рекомендациям Национального банка и международным стандартам:»; 

- дополнить абзацем пятым следующего содержания:  

«- для провайдеров критических услуг соответствие требованиям нормативных правовых актов Национального банка и соблюдение применяемых стандартов, указанных в Приложении 3 к настоящему Положению.»; 

5) в главе 8: 

- пункт 23 изложить в следующей редакции: 

«23. В зависимости от выявленных нарушений требований законодательства Кыргызской Республики, Национальный банк направляет предупреждение и/или применяет следующие меры:  

1) предписание; 

2) штрафные санкции; 

3) временное приостановление или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензий; 

4) отзыв лицензии.»; 

6) настоящую Политику дополнить Приложением 3 следующего содержания: 

 

 

«Приложение 3  

к Политике по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики,  

утвержденной постановлением Правления  

Национального банка Кыргызской Республики 

от 15 июля 2015 года № 38/4 

 

 

«Международные стандарты в области платежных систем, используемые Национальным банком при осуществлении надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики» 

 

ВОПРОСНИК 

для самооценки провайдеров критических услуг 

 

Рекомендация 1.  

Выявление и управление рисками.  Провайдеру услуг по информационным технологиям и обмену сообщениями (далее провайдер услуг) рекомендуется выявлять и осуществлять управление существенными операционными и финансовыми рисками, присущими оказываемым им услугам, и обеспечивать эффективность процессов управления этими рисками.  

 

Рекомендация 2.  

Информационная безопасность.  Провайдеру услуг рекомендуется вырабатывать и применять надлежащие принципы и процедуры и выделять достаточные ресурсы для обеспечения конфиденциальности и целостности информации, а также доступности оказываемых им критических услуг в целях выполнения условий его соглашения с ИФР.  

 

Рекомендация 3.  

Надежность и устойчивость.  Провайдеру услуг рекомендуется применять надлежащие принципы и процедуры и выделять достаточные ресурсы для обеспечения доступности, надежности и устойчивости оказываемых им услуг. Поэтому разработанные им планы непрерывности деятельности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должны обеспечивать своевременное возобновление оказания важнейших услуг в случае выхода из строя, чтобы оказываемые услуги соответствовали условиям его соглашения с ИФР.  

 

Рекомендация 4.  

Технологическое планирование.  Провайдеру услуг рекомендуется применять надежные методы планирования на протяжении всего жизненного цикла используемых технологий, а также выбора технологических стандартов.  

 

Рекомендация 5.  

Обмен сообщениями с пользователями.  Провайдеру услуг рекомендуется обеспечивать прозрачность для своих пользователей и предоставлять им достаточную информацию, позволяющую четко понимать свои роли и обязанности в области управления рисками, связанными с использованием ими провайдера услуг.».  

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица к проекту  

«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики «Об утверждении Политики по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики»» 

 

 

Политика по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики». 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1. Настоящая Политика по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики (далее - Политика) разработана в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О лицензионно-разрешительной деятельности в Кыргызской Республике", Положением "О безналичных расчетах в Кыргызской Республике" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными стандартами в области платежных систем. 

2. Надзор (оверсайт) за платежкой системой Кыргызской Республики - деятельность Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), направленная на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы посредством контроля и мониторинга работы платежных систем на территории Кыргызской Республики для поддержания стабильного функционирования национальной финансовой системы и доверия к национальной валюте как средству наличного и безналичного расчета. 

3. Настоящая Политика направлена на обеспечение стабильности совершения безналичных расчетов для пользователей (юридических и физических лиц), осуществляемых через платежную систему Кыргызской Республики. 

4. Настоящая Политика определяет цель, принципы осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, объекты и порядок осуществления надзора (оверсайта) Национальным банком, а также перечень инструментов, используемых для этих целей

2. Настоящая Политика по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики (далее Политика) направлена на сохранение и повышение эффективности деятельности всех типов платежных систем, действующих на территории Кыргызской Республики. 

3. Настоящая Политика определяет цель, принципы осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, объекты и порядок осуществления надзора (оверсайта) Национальным банком Кыргызской Республики, а также перечень инструментов, используемых для этих целей. 

4. Надзор (оверсайт) за платежной системой Кыргызской Республики - деятельность Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк), направленная на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы посредством мониторинга работы платежных систем на территории Кыргызской Республики для поддержания стабильного функционирования национальной финансовой системы и доверия к национальной валюте как средству наличного и безналичного расчета. 

 

Новые платежные системы - это системы, которые только создаются и/или начинают функционировать на территории Кыргызской Республики и еще не получили разрешение/не прошли регистрацию в Национальном банке. 

Новые платежные системы - это системы, которые только создаются и/или начинают функционировать на территории Кыргызской Республики и еще не получили лицензию/не прошли регистрацию в Национальном банке. 

14. Платежная система признается значимой, если к ней применимы как минимум три из следующих критериев:  

система обрабатывает не менее 35 % количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

степень охвата периферийной сети системы составляет не менее 35 % всех периферийных устройств в Кыргызской Республике;  

участниками системы являются не менее 50 % коммерческих банков Кыргызской Республики;   

система занимает не менее 35 % объема эмитированных банковских платежных карт;  

система обрабатывает не менее 35 % объема и/или количества бюджетных платежей Кыргызской Республики;  

система обрабатывает не менее 35 % от общего количества переводов денежных средств без открытия банковского счета на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

риски, возникающие в системе, могут повлиять на доверие населения к платежным системам и национальной валюте, как средству наличного и безналичного платежа и расчета.  

14. Платежная система признается значимой, если к ней применимы как минимум три из следующих критериев:  

система обрабатывает не менее 35 % количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

степень охвата периферийной сети системы составляет не менее 35 % всех периферийных устройств в Кыргызской Республике;  

участниками системы являются не менее 50 % коммерческих банков Кыргызской Республики;   

система занимает не менее 35 % объема выпущенных банковских платежных карт;  

система занимает не менее 35 % объема выпущенных электронных денег;  

система обрабатывает не менее 35 % объема и/или количества бюджетных платежей Кыргызской Республики;  

система обрабатывает не менее 35 % от общего количества переводов денежных средств без открытия банковского счета на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

риски, возникающие в системе, могут повлиять на доверие населения к платежным системам и национальной валюте, как средству наличного и безналичного платежа и расчета.  

 

15 -1. Провайдер услуг признается критически, если к нему применимы как минимум три из следующих критериев:  

- обрабатывает не менее 35 % количества и/или объема платежей/переводов в национальной валюте на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

- подключено более 35 % всех периферийных устройств в Кыргызской Республике;  

- количество участников составляет не менее 50 % коммерческих банков Кыргызской Республики;   

- обрабатывает не менее 35 % транзакций с банковскими платежными картами;  

- обслуживает не менее 35 % объема выпущенных электронных денег;  

- система обрабатывает не менее 35 % от общего количества переводов денежных средств на протяжении последних шести месяцев календарного года;  

- обработка платежей осуществляется на территории Кыргызской Республики. 

17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем требованиям законодательства и нормативным документам Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам: 

 

для системно-значимых платежных систем соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-5, 7-9, 11-14, 15-19, 21-23) и установленным требованиям Национального банка;  

для значимых платежных систем соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-4, 7-8, 13, 15-18, 21-23) и установленным требованиям Национального банка;  

для новых платежных систем соответствие требованиям Национального банка и соблюдение применяемых стандартов в зависимости от вида и критериев значимости системы.  

17. Национальный банк проводит оценку соответствия функционирования системно-значимых и значимых платежных систем, а также анализирует соответствие провайдера критических услуг требованиям законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, рекомендациям Национального банка и международным стандартам: 

 

для системно-значимых платежных систем соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-5, 7-9, 11-14, 15-19, 21-23) и установленным требованиям Национального банка;  

для значимых платежных систем соответствие Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (1-4, 7-8, 13, 15-18, 21-23) и установленным требованиям Национального банка; для новых платежных систем соответствие требованиям Национального банка и соблюдение применяемых стандартов; 

для провайдеров критических услуг соответствие требованиям нормативных правовых актов Национального банка и соблюдение применяемых стандартов, указанных в Приложении 3 к настоящему Положению. 

23. В зависимости от выявленных нарушений требований нормативных правовых актов Национальный банк вправе применить следующие меры: 

а) предупреждение; 

б) письменное соглашение; 

в) письменное предписание; 

г) расторжение договора корреспондентского счета; 

д) наложение или взыскание штрафов по основаниям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

е) исключение из реестра по регистрации операторов платежных систем и платежных организаций по согласованию с органами пруденциального надзора; 

ж) приостановление или отзыв лицензии/свидетельства на проведение всех или отдельных видов лицензируемых операций или осуществление функций оператора платежной системы/платежной организации по согласованию с органами пруденциального надзора; 

з) обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации.  

23. В зависимости от выявленных нарушений требований законодательства Кыргызской Республики, Национальный банк направляет предупреждение и/или применяет следующие меры:  

1) предписание; 

2) штрафные санкции; 

3) временное приостановление или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензий; 

4) отзыв лицензии.»; 

 

«Приложение 3  

к Политике по надзору (оверсайту) 

за платежной системой Кыргызской Республики,  

утвержденной постановлением Правления  

Национального банка Кыргызской Республики 

от 15 июля 2015 года № 38/4 

 

Международные стандарты в области платежных систем, 

используемые Национальным банком при осуществлении 

надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики 

 

ВОПРОСНИК 

для самооценки провайдеров критических услуг 

 

Рекомендация 1.  

Выявление и управление рисками.  Провайдеру услуг по информационным технологиям и обмену сообщениями (далее провайдер услуг) рекомендуется выявлять и осуществлять управление существенными операционными и финансовыми рисками, присущими оказываемым им услугам, и обеспечивать эффективность процессов управления этими рисками.  

Рекомендация 2.  

Информационная безопасность.  Провайдеру услуг рекомендуется вырабатывать и применять надлежащие принципы и процедуры и выделять достаточные ресурсы для обеспечения конфиденциальности и целостности информации, а также доступности оказываемых им критических услуг в целях выполнения условий его соглашения с ИФР.  

Рекомендация 3.  

Надежность и устойчивость.  Провайдеру услуг рекомендуется применять надлежащие принципы и процедуры и выделять достаточные ресурсы для обеспечения доступности, надежности и устойчивости оказываемых им услуг. Поэтому разработанные им планы непрерывности деятельности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должны обеспечивать своевременное возобновление оказания важнейших услуг в случае выхода из строя, чтобы оказываемые услуги соответствовали условиям его соглашения с ИФР.  

Рекомендация 4.  

Технологическое планирование.  Провайдеру услуг рекомендуется применять надежные методы планирования на протяжении всего жизненного цикла используемых технологий, а также выбора технологических стандартов.  

Рекомендация 5.  

Обмен сообщениями с пользователями.  Провайдеру услуг рекомендуется обеспечивать прозрачность для своих пользователей и предоставлять им достаточную информацию, позволяющую четко понимать свои роли и обязанности в области управления рисками, связанными с использованием ими провайдера услуг.