Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики" 

 

В настоящее время, во исполнение Закона "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" осуществляется лицензирование и регулирование операторов платежных систем и платежных организаций.  

Управление платежных систем Национального банка разработало проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики" (далее проект): 

- о Положении "Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг" от 28 марта 2007 года №16/5; 

- об утверждении Положения "О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями" от 14 июня 2013 года № 19/2. 

В проект были включены операторы платежных систем и платежные организации в целях антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики. 

Предлагаемый проект разработан в рамках приведения в соответствие с Законами "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О конкуренции", "О защите прав потребителей", "О рекламе", а также Положений "О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций" и "О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций"

Сфера действия проекта направлена на предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителей, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка банковских услуг Кыргызской Республики. 

 

 

Начальник УПС Э.В. Лелевкина  

 

 

Проект  

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от ________ 2017 года № __ 

 

Изменения и дополнения 

в некоторые нормативные правовые акты Национального банка  

Кыргызской Республики 

 

1 . Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг" от 28 марта 2007 года №16/5 следующие изменения и дополнения: 

в Положении об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.1. признать утратившим силу; 

- пункт 1.2. изложить в следующей редакции: 

"1.1. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, другими небанковскими финансово-кредитными организациями и юридическими лицами (операторами платежных систем и платежными организациями), поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее лица, предоставляющие банковские услуги)."; 

- по всему тексту Положения и Приложения 1 к нему аббревиатуру "ФКУ" заменить словами "лица, предоставляющие банковские услуги" в соответствующих падежах; 

- в пункте 1.3.: 

в абзаце первом слова "нормативного документа" заменить словом "Положения";  

в подпункте "в)" слова "и услуг иных финансово-кредитных учреждений" исключить; 

- в пункте 2.1.: 

- в абзаце первом после слов "банковских услуг" дополнить словами ", а также по любому виду банковских услуг";  

- дополнить подпунктом "ж" следующего содержания: 

"ж) наличие аффилированности;"; 

- в абзаце первом пункта 2.2. после слов "банковских услуг" дополнить словами "(по любому виду банковских услуг)"; 

- в пункте 3.1: 

подпункт "б" изложить в следующей редакции: 

"б) вопросов о приобретении порогового участия в капитале лиц, предоставляющих банковские услуги, либо увеличении их уставного капитала до размера, позволяющего злоупотреблять данным положением на рынке банковских услуг;"; 

дополнить подпунктом "е" следующего содержания: 

"е) создания банковских групп, лицами, предоставляющими банковские услуги, которые зарегистрированы в Кыргызской Республике."; 

- в подпункте 3.5.4. после слов "географического рынков" дополнить словами ", рынка услуг"; 

- в пункте 3.7. после слов "банковских услуг" дополнить словами ", в том числе по любому виду банковских услуг."; 

- в пункте 3.7.2.: 

- абзац третий изложить в следующей редакции: 

" Vu - объем услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги - совокупный объем определенного вида банковской операции (услуги), осуществляемой (оказываемой) лицом, предоставляющим банковские услуги, за определенный период времени (за год, за квартал, за месяц, за день). Объем услуг рассчитывается на основе аналитических данных оборотной ведомости по счетам лицом, предоставляющим банковские услуги, за рассматриваемый (отчетный) период;"; 

- абзац 5 изложить в следующей редакции: 

"Vобщ - общая сумма оборота банковских услуг - совокупный оборот по данному виду банковских операций (услуг), осуществленных (предоставленных) всеми лицами, предоставляющими банковские услуги, на территории Кыргызской Республики."; 

- пункт 3.7.4. изложить в следующей редакции: 

"3.7.4. В случае, если доля лица, предоставляющего банковские услуги, по определенному виду банковской операции/услуги превышает 35% и данной операцией/услугой пользуются все слои населения, то Национальный банк вправе устанавливать и применять ограничения в тарифной политике по данному виду операции/услуги или налагать дополнительные условия защиты потребителей."; 

- пункт 3.7.5. признать утратившим силу; 

- в Приложении 1: 

- в абзаце пятом предложение второе изложить в следующей редакции:  

"Например, если цена за пользование услугами гипотетического монополиста увеличилась достаточно высоко, то физические лица - потребители могут отказаться от банковских услуг и хранить сбережения в наличной форме вне банковской системы, или проводить платежи посредством других инструментов."; 

- в абзаце седьмом после слов "по ипотечному кредитованию" дополнить словами "или по проведению различных платежей.". 

 

2 . Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями" от 14 июня 2013 года № 19/2 следующие изменения и дополнения: 

- наименование постановления изложить в следующей редакции:  

"Об утверждении Положения о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями"; 

- в названии и в пункте 1 после слов "ценообразования банковских" дополнить словом ", платежных"; 

- пункт 1 изложить в следующей редакции:  

"1. Утвердить Положение о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями" (прилагается)";  

в Положении о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в наименовании после слов "ценообразования банковских" дополнить словом ", платежных"; 

- пункт 1 признать утратившим силу; 

- пункт 2 изложить в следующей редакции: 

"1. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики."; 

- по всему тексту Положения: 

аббревиатуру "ФКУ" заменить словами "лица, предоставляющие банковские услуги" в соответствующих падежах; 

после слова "банковские" в различных падежах дополнить словом "платежные" в соответствующих падежах; 

- в пункте 4-1. перед словом "запрещается" вставить слова ", за исключением операторов платежных систем и платежных организаций (не являющихся банком),", а также исключить слова "инсайдером и связанным с ними лицом" и заменить на слова ", и связанным с банком лицом,"; 

- пункт 10 дополнить абзацем 3 следующего содержания: 

"В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги операторы платежных систем, платежные организации в течение семи рабочих дней обязаны уведомить Управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены).". 

 

 

 

Проект  

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики" 

 

Действующая редакция 

Новая редакция 

Положение об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг 

1. Общие положения  

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Политикой и основными принципами антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка N 4/1 от 02.03.2005 г. (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики N 44-05 от 01.04.2005 г.) (далее - Политика), и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

1.2. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг и операций Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми и регулируемые Национальным банком, и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее - ФКУ). 

1.3. В целях настоящего нормативного документа используются следующие понятия: 

в) конкуренция на рынке банковских услуг - свободная состязательность между ФКУ, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг и услуг иных финансово-кредитных учреждений, в том числе в разрезе сегментов услуг; 

1.1. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, другими небанковскими финансово-кредитными организациями и юридическими лицами (операторами платежных систем и платежными организациями), поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее лица, предоставляющие банковские услуги). 

1.2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия: 

в) конкуренция на рынке банковских услуг - свободная состязательность между лицами, предоставляющими банковские услуги, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, в том числе в разрезе сегментов услуг; 

II. Признаки доминирующего положения на рынке банковских услуг 

2.1. Для установления наличия доминирующего положения ФКУ на рынке банковских услуг производится анализ факторов, включая: 

2.2. Характерными признаками доминирующего положения ФКУ на рынке банковских услуг являются: 

2.1. Для установления наличия доминирующего положения лиц, предоставляющих банковские услуги на рынке банковских услуг, а также по любому виду банковских услуг производится анализ факторов, включая: 

ж) наличие аффилированности;  

2.2. Характерными признаками доминирующего положения лиц, предоставляющих банковские услуги на рынке банковских услуг (по любому виду банковских услуг) являются: 

III. Определение доминирующего положения на рынке банковских услуг 

3.1. Национальный банк определяется доминирующее положение ФКУ на рынке банковских услуг, а также по любому виду банковских услуг, предоставляемых ФКУ на территории Кыргызской Республики в случаях рассмотрения: 

б) вопросов о приобретении пакета акций в уставном капитале ФКУ; 

3.5.4. Для определения границ банковского рынка (продуктового и географического рынков) может быть использован тест "гипотетического монополиста", приведенный в Приложении 1 к настоящему Положению. 

3.7. Определение доли ФКУ на рынке банковских услуг. 

3.7.2. Доля ФКУ на рынке банковских услуг определяется исходя из соотношения суммы его оборота по определенному виду банковских услуг (по объему привлеченных депозитов, размещенных активов и т.д.) к общей сумме оборота банковских услуг ФКУ в установленных границах рынка банковских услуг: 

, где: 

Vu 

объем услуг, предоставляемых ФКУ; 

 

 

 

Vобщ 

общая сумма оборота банковских услуг. 

3.7.4. Объем услуг, предоставляемых ФКУ - совокупный объем определенного вида банковской операции (услуги), осуществляемой (оказываемой) ФКУ за определенный период времени (за год, за квартал, за месяц, за день). Объем услуг рассчитывается на основе аналитических данных оборотной ведомости по счетам ФКУ за рассматриваемый (отчетный) период. 

3.7.5. Общий объем рынка банковских услуг - совокупный оборот по данному виду банковских операций (услуг), осуществленных (предоставленных) всеми ФКУ на территории Кыргызской Республики. 

3.1. Национальный банк определяет доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги на рынке банковских услуг, а также по любому виду банковских услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги на территории Кыргызской Республики в случаях рассмотрения: 

б) вопросов о приобретении порогового участия в капитале лиц, предоставляющих банковские услуги, либо увеличении их уставного капитала до размера, позволяющего злоупотреблять данным положением на рынке банковских услуг

е) создания банковских групп, лицами, предоставляющими банковские услуги, которые зарегистрированы в Кыргызской Республике. 

3.5.4. Для определения границ банковского рынка (продуктового и географического рынков, рынка банковских услуг) может быть использован тест "гипотетического монополиста", приведенный в Приложении 1 к настоящему Положению. 

3.7. Определение доли лиц, предоставляющих банковские услуги на рынке банковских услуг, в том числе по любому виду банковских услуг. 

3.7.2. Доля лиц, предоставляющих банковские услуги на рынке банковских услуг определяется исходя из соотношения суммы его оборота по определенному виду банковских услуг (по объему привлеченных депозитов, размещенных активов и т.д.) к общей сумме оборота банковских услуг лиц, предоставляющих банковские услуги в установленных границах рынка банковских услуг: 

, где 

 

 

Vu 

объем услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги - совокупный объем определенного вида банковской операции (услуги), осуществляемой (оказываемой) лицом, предоставляющим банковские услуги, за определенный период времени (за год, за квартал, за месяц, за день). Объем услуг рассчитывается на основе аналитических данных оборотной ведомости по счетам лицом, предоставляющим банковские услуги, за рассматриваемый (отчетный) период; 

 

 

 

Vобщ 

общая сумма оборота банковских услуг - совокупный оборот по данному виду банковских операций (услуг), осуществленных (предоставленных) всеми лицами, предоставляющими банковские услуги, на территории Кыргызской Республики. 

3.7.4. В случае, если доля лица, предоставляющего банковские услуги, по определенному виду банковской операции/услуги превышает 35% и данной операцией/услугой пользуются все слои населения, то Национальный банк вправе устанавливать и применять ограничения в тарифной политике по данному виду операции/услуги или налагать дополнительные условия защиты потребителей. 

3.7.5. Признать утратившим силу. 

Приложение 1 

Первое: Возможно, что результаты теста SSNIP покажут, что потребители выбирают другие продукты или услуги, поскольку гипотетический монополист уже взимает монополистическую цену. Например, если цена за пользование услугами гипотетического монополиста увеличилась достаточно высоко, то физические лица - потребители могут отказаться от банковских услуг и хранить сбережения в "чулках". Таким образом, гипотетически можно предположить более высокое увеличение цены (возможно от 20 до 25 процентов) чтобы оценить влияние одного ФКУ (предполагаемого монополиста) на рынок. 

Третье: применения конкурентной политики в отношении ФКУ, предлагающих "группу" финансовых услуг. Предполагается, что потребители используют конкретный ФКУ из-за способности ФКУ предложить "группу" услуг. Например, возможно, что потребитель хочет быть постоянным клиентом только тех ФКУ, которые предлагают услуги по текущим, сберегательным счетам и по ипотечному кредитованию. Таким образом, необходимо определить соответствующий рынок среди банковских услуг в отношении предоставления группы услуг, а не только возможности ФКУ по оказанию какой-либо одной услуги. 

Первое: Возможно, что результаты теста SSNIP покажут, что потребители выбирают другие продукты или услуги, поскольку гипотетический монополист уже взимает монополистическую цену. Например, если цена за пользование услугами гипотетического монополиста увеличилась достаточно высоко, то физические лица - потребители могут отказаться от банковских услуг и хранить сбережения в наличной форме вне банковской системы, или проводить платежи посредством других инструментов. Таким образом, гипотетически можно предположить более высокое увеличение цены (возможно от 20 до 25 процентов) чтобы оценить влияние одного лица, предоставляющего банковские услуги (предполагаемого монополиста) на рынок. 

Например, возможно, что потребитель хочет быть постоянным клиентом только тех лиц, предоставляющих банковские услуги, которые предлагают услуги по текущим, сберегательным счетам, по ипотечному кредитованию или по проведению различных платежей.  

Об утверждении Положения "О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями 

1. Общие положения  

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О кредитных союзах", "О конкуренции", Политикой и основными принципами антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

2. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков и услуг финансово-кредитных учреждений, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - ФКУ), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики. 

4-1. ФКУ запрещается заключать с аффилированным лицом, инсайдером и связанным с ними лицом, а также любым другим лицом, являющимся владельцем товарного знака, договор на использование товарного знака на платной основе, если выгодоприобретателем частично или полностью по такому договору является указанное лицо. 

1. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики. 

3-1. Лицам, предоставляющим банковские услуги, за исключением операторов платежных систем и платежных организаций (не являющихся банком), запрещается заключать с аффилированным лицом, и связанным с банком лицом, а также любым другим лицом, являющимся владельцем товарного знака, договор на использование товарного знака на платной основе, если выгодоприобретателем частично или полностью по такому договору является указанное лицо. 

III. Заключительные положения 

10. ФКУ обязано предоставлять политику ценообразования и внутренние документы по требованию Национального банка Кыргызской Республики. 

9. Лица, предоставляющие банковские услуги обязаны предоставлять политику ценообразования и внутренние документы по требованию Национального банка Кыргызской Республики. 

В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги операторы платежных систем, платежные организации в течение семи рабочих дней обязаны уведомить Управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены).