Вернуться назад

Проект 

 

Инструкция о требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией лицами  

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

1. Настоящая Инструкция разработана в целях установления требований к деятельности микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты (далее- МФК), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, МФК, имеющих исламское окно, при осуществлении операций и сделок с аффилированными и связанными с МФК лицами. 

2. МФК должна вести реестр связанных с МФК лиц, беспрепятственный доступ к которому должен быть обеспечен для работников Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). Реестр связанных с МФК лиц, как минимум, должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве должностного лица МФК, занимаемой им должности в МФК, фамилии, имени и отчестве связанного с ним лица, являющегося близким родственником, степень его родства с должностным лицом (родители, супруг(а) и т.д.).  

3. Должностные лица - Председатель и члены Совета директоров, Председатель (Генеральный директор/менеджер) и члены Правления, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (или главные специалисты, в случае отсутствия соответствующего структурного подразделения в МФК), ответственных по вопросам финансов, кредитов, управление активами и пассивами, а также лица, исполняющие их обязанности. Под "должностными лицами МФК" также понимаются лица, которые определяют политику МФК или имеют полномочия участвовать или реально участвуют в основных операциях МФК, формирующих политику МФК, независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение. Данное определение распространяется также на должностных лиц материнской компании МФК. 

4. Отношения аффилированного с МФК лица могут быть отслежены по связям компаний и лиц, отношения между которыми основываются на владении пороговым участием в капитале МФК, вне зависимости от количества аффилированных лиц.  

5. Принцип беспристрастности означает, что МФК не имеет права выдавать кредиты аффилированным и связанным лицам, а также значительным участникам, если условия предоставления таких кредитов являются более благоприятными, чем по кредитам, выданным в аналогичных условиях другим лицам - клиентам МФК (юридическим или физическим лицам), не имеющим с МФК общих интересов. 

6. Совокупная задолженность одного заемщика и связанных с ним лиц - это общая задолженность одного заемщика по: 

- кредитам (вне зависимости от срока погашения); 

- факторингу; 

- финансовой аренде; 

- инвестициям в форме долговых обязательств; 

- начисленным процентам к получению; 

- любому другому виду прямой или косвенной выдачи средств заемщикам, которые являются кредитными заменителями; 

- сумме забалансовых обязательств (обязательств на выдачу кредитов), выданных данному заемщику; 

- любому риску МФК в отношении третьей стороны, который безусловно гарантирован этим заемщиком; 

- ранее списанным кредитам, в том числе процентам. В кредитном досье каждого заемщика должны быть подшиты сведения о ранее списанных кредитах и процентах этого заемщика и связанных с ним лиц, которые должны содержать следующую информацию: имя заемщика и связанных с ним лиц, сумму списанного кредита и процентов, дату списания и причину, по которой данная задолженность была списана. Если такие сведения отсутствуют, то в кредитном досье должно быть заключение уполномоченного лица МФК о том, что ранее списанной задолженности этого заемщика и связанных с ним лиц не имеется. 

7. При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика задолженность различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как связанная единая совокупная задолженность, если финансовые трудности одного заемщика могут привести к проблемам выплаты и у других лиц. 

8. В целях настоящей Инструкции под понятием "заемщик" подразумевается лицо/группа лиц, которым МФК выдал указанные в пункте 6 настоящей Инструкции кредиты или средства, которые являются кредитными заменителями. 

Задолженность различных заемщиков должна суммироваться, если: 

- один заемщик контролирует другого; 

- кредит выдан и юридическому лицу, и участнику/учредителю этого юридического лица; 

- они имеют, по крайней мере, одно контролирующее лицо или значительного участника, за исключением случаев, когда контролирующим лицом или значительным участником являются государственные органы Кыргызской Республики; 

- между несколькими заемщиками существует значительная финансовая взаимозависимость. Значительная финансовая взаимозависимость, включая соглашение о взаимном сотрудничестве, имеет место, как правило, если 50 или более процентов годового валового дохода/расхода или других поступлений или платежей одного заемщика возникло от сделок с другим заемщиком; 

- один и тот же источник используется для погашения кредита, включая ситуацию, когда заемщики используют кредитные средства для участия в общем предприятии или общей деятельности, или когда оба используют один и тот же вторичный источник выплаты (залог); 

- один из заемщиков гарантировал обязательства другого (кросс гарантии), или когда одно и то же третье лицо является гарантом обоих заемщиков; 

- средства, полученные одним или несколькими заемщиками, используются для прямой выгоды третьего лица, кроме государственных органов Кыргызской Республики, (независимо от того, было ли у МФК требование к этому третьему лицу, или нет), или когда средства или активы, купленные на эти полученные средства, передаются третьему лицу, за исключением случаев покупки у него товаров или услуг в обычном ходе бизнеса; 

- они имеют одного залогодателя, за исключением случаев, когда залогодателем является государственный орган Кыргызской Республики. 

 

2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК 

 

9. Проводимые МФК операции с аффилированными или со связанными с МФК лицами не должны осуществляться во вред МФК, интересам ее вкладчиков или других кредиторов. 

10. Председатель и члены Совета директоров, одобрившие выдачу кредита аффилированному или связанному с МФК лицу, Председатель (Генеральный директор/менеджер) и члены Правления, обеспечившие выдачу кредита в нарушение требований настоящей Инструкции, несут ответственность за возврат задолженности микрофинансовой компании по этому кредиту и возмещение ей упущенной выгоды. 

11. МФК не вправе кредитовать (далее в том числе и выдача финансирования в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования) аффилированных или связанных с МФК лиц, если имеет место любое из перечисленных ниже условий: 

1) при наличии текущих убытков на последнюю отчетную дату;  

2) Максимальный размер риска по операциям с аффилированными лицами, в том числе являющимися связанными с МФК лицами, не должен превышать значения, установленного Национальным банком. Запрещается проводить операции со связанными лицами аффилированных лиц, за исключением операций по предоставлению им потребительских кредитов и приему от них депозитов. 

3) МФК не выполняет требования по минимальному размеру полностью оплаченного уставного капитала и минимальному размеру собственного капитала МФК и по достаточности (адекватности) капитала, установленным Национальным банком.  

4) общая сумма всех кредитов и их заменителей, предоставленных всем аффилированным и/или связанным с МФК лицам, превышает 60% от собственного капитала МФК;  

12. МФК рекомендуется установить внутренние пределы ограничения кредитования аффилированных и связанных с МФК лиц, которые должны быть ниже установленных Национальным банком. 

13. Любая операция МФК или ее дочерней компании со связанными с МФК лицами или аффилированным лицом должна быть заключена на условиях, подтверждающих безопасную и надежную деятельность. 

14. Сделки МФК со связанными лицами в сумме, превышающей один процент от собственного капитала МФК, являются сделками с заинтересованностью. Решение о заключении сделки с заинтересованностью, и других банковских операций, осуществляемых с аффилированными и связанными лицами, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров МФК.  

Решение по кредитам и кредитным заменителям, с аффилироваными и связанными лицами, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров МФК. 

Если Совет директоров не сможет принять такое решение из-за отсутствия кворума, вопрос о заключении такой сделки передается на рассмотрение общего собрания акционеров МФК. 

15. Максимальный совокупный размер риска на одного заемщика связанного с МФК включая аффилированных лиц, не должен превышать 5% собственного капитала МФК. 

16. Любая операция или сделка МФК с любым лицом должна считаться операцией или сделкой с аффилированным или связанным с МФК лицом, если даже частичные доходы по операции или сделке используются для выгоды аффилированного или связанного с МФК лица или передаются в их распоряжение. 

17. МФК имеет право проводить операции или сделки с аффилированным или связанным с МФК лицом только в случае выполнения всех следующих условий: 

1) Операции и сделки могут проводиться только на таких условиях и требованиях, которые не являются более льготными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми в это же время для подобных операций и сделок между данным МФК и другими лицами клиентами МФК, не являющимися сотрудниками данного МФК и не являющимися любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы. Такие условия и требования включают, в частности, недопущение: 

- взимания более низких процентов (далее в том числе и наценка и/или другие платежи, оговоренные между МФК и клиентом/партнером в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования) или сборов по сравнению с теми, которые взимаются с других лиц клиентов МФК, не являющихся сотрудниками данного МФК и не являющихся любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы; 

- выплаты более высоких процентов по депозитам (далее в том числе и привлечение денежных средств в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, за исключением ограниченной мударабы) по сравнению с другими лицами клиентами МФК, не являющимися сотрудниками данного МФК и не являющимися любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы; 

- принятие залога, который имеет более низкую стоимость, чем тот, который требуется от других лиц клиентов МФК, не являющихся сотрудниками данного МФК и не являющихся любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы. При принятии залога не должна применяться методология, позволяющая оценить его выше, чем другой подобный залог; 

- выдачи кредитов и кредитных заменителей, которые не были бы выданы другим лицам клиентам МФК (юридических или физических лиц), не являющимся сотрудниками данного МФК и не являющимися любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы, из-за уровня риска данной операции или низкой кредитоспособности заемщика; 

- покупки актива у аффилированного или связанного с МФК лица, или принятие актива в качестве залога от аффилированного или связанного с МФК лица, классифицированного согласно требованиям Национального банка о классификации активов и создании резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков актива, а также актива, условия по которому были переоформлены в связи с ухудшением финансового состояния заемщика; 

- покупки актива по цене более высокой, чем та, которая могла бы быть уплачена другому лицу клиенту МФК, не являющемуся сотрудником данного МФК и не являющемуся любым другим лицом, связанным с МФК и/или имеющим с МФК общие интересы; 

- продажи актива по более низкой цене, чем та, которая могла бы быть принята от другого лица клиента МФК, не являющегося сотрудником данного МФК и не являющегося любым другим лицом, связанным с МФК и/или имеющим с МФК общие интересы; 

- инвестирования в ценные бумаги, в которые МФК в любом другом случае не стала бы инвестировать из-за уровня риска ценных бумаг или вида деятельности, которым занимается инвестор или рассматриваемое аффилированное, или связанное с МФК лицо; 

- оплаты за товары, услуги или за аренду имущества более высокой цены, чем та, которая была бы уплачена другому лицу клиенту МФК, не являющегося сотрудником данного МФК и не являющегося любым другим лицом, связанным с МФК и/или имеющим с МФК общие интересы, или в условиях, при которых оплата не была бы произведена другому лицу клиенту МФК, не являющегося сотрудником данного МФК и не являющегося любым другим лицом, связанным с МФК и/или имеющим с МФК общие интересы; 

- реструктуризация кредитов аффилированных или связанных с МФК лиц, когда такая реструктуризация не была бы сделана для другого лица клиента МФК, не являющегося сотрудником данного МФК и не являющегося любым другим лицом, связанным с МФК и/или имеющим с МФК общие интересы. 

2) В случае выдачи кредитов, его риск на момент принятия решения Советом директоров МФК не должен превышать риска, заложенного в кредитах, относящихся к удовлетворительным, согласно Положению о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков.  

3) Решение должно приниматься Советом директоров поименным голосованием при условии, что за него проголосует более 2/3 от списочного состава членов Совета директоров МФК при отсутствии влияния (прямого или косвенного) со стороны заинтересованного в проведении операции лица. Любой член Совета директоров прямо или косвенно заинтересованный в предполагаемой операции должен покинуть заседание Совета директоров на время обсуждения вопроса, и он не имеет право голосовать по данному вопросу. 

4) МФК должна вести письменный протокол одобрения такой операции или сделки, который должен включать в себя письменный анализ всех достоинств операции или сделки, включая обоснование того, что операция или сделка осуществляется не в ущерб МФК и в ее интересах. Анализ должен включать: 

- для кредитных операций и кредитных заменителей - сумму кредита, срок кредита, процентную ставку, финансовую информацию о заемщике, доказывающую способность заемщика выплатить кредит в соответствии с договоренностью, и информацию, подтверждающую стоимость залога по кредиту; 

- для операций или сделок, связанных с покупкой или продажей активов - цену покупки и информацию, подтверждающую стоимость актива; 

- для инвестиций - оценку риска таких инвестиций и потенциальные выгоды для МФК и рассматриваемого лица; 

- детальное объяснение причин необходимости данной операции или сделки; 

- для операций или сделок, включающих продажу/приобретение активов или услуг, Совет директоров МФК должен рассмотреть не менее трех предложений о покупке/продаже актива или предоставлении услуги. Эти предложения должны быть сделаны не являющимися связанными с МФК лицами или лицами, имеющими с МФК общие интересы, и соответствовать среднерыночным ценам. 

5) Связанные с МФК лица, которые являются стороной в предполагаемой операции с МФК или связаны с этой стороной общими интересами, должны в письменной форме раскрыть информацию о степени своего интереса в операции и степени взаимоотношений с другой стороной операции. Такое письменное раскрытие должно быть предоставлено Совету директоров МФК до голосования по предполагаемой операции и должно быть частью протокола одобрения операции Советом директоров МФК. 

18. Председатель Совета директоров МФК должен уведомить в письменной форме членов Совета директоров МФК, что все применимые условия пункта 17 настоящей Инструкции выполнены до того, как члены Совета директоров МФК проголосуют по рассматриваемому вопросу. Любой член Совета директоров МФК имеет право рассмотреть подтверждающую документацию до голосования. Каждый голосующий член Совета директоров МФК должен лично подписать резолюцию одобрения операции. Резолюция должна ясно указывать, что член Совета директоров МФК рассмотрел и понимает условия предполагаемой операции, лично прочитал анализ, указанный в подпункте 4 пункта 17 настоящей Инструкции. 

19. МФК вправе предоставлять кредиты должностным лицам, за исключением Председателя и членов Совета директоров, Председателя и членов Шариатского Совета, в соответствии с программой социальной поддержки сотрудников МФК, которым МФК предоставила потребительские кредиты. В указанной программе должны быть предусмотрены одинаковые условия выдачи потребительских кредитов сотрудников МФК и должностных лиц. При этом, условия кредитования должностных лиц, должны соответствовать, как минимум, следующим требованиям: 

1) кредиты предоставляются должностным лицам МФК только на потребительские цели; 

2) максимальный размер кредита не должен превышать 5% от собственного капитала МФК; 

3) кредиты должны быть обеспечены как минимум на 100% заработной платой служащих либо депозитами, которые оформлены соответствующим залоговым договором, и срок возврата которых наступает не раньше, чем срок погашения потребительских кредитов; 

4) кредиты должны предоставляться на условиях и требованиях (процентные ставки, залоговое обеспечение, сроки предоставления кредита), которые не уступают условиям и требованиям, применяемым при выдаче кредитов лицам, не являющимся служащими МФК.  

20. Внутренний документ МФК, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, должен содержать положения о кредитовании должностных лиц МФК, соответствовать требованиям Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", нормативным правовым актам Национального банка и содержать, как минимум, следующее: 

- долю кредитов, выданных должностным лицам МФК, к общему объему кредитного портфеля МФК; 

- максимальный размер кредита; 

- сроки кредитования; 

- процентные ставки (ценообразование); 

- критерии оценки стоимости и приемлемости залога. 

21. Внутренний документ МФК, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, должен быть утвержден Советом директоров МФК. Совет директоров МФК также должен: 

- ежегодно пересматривать внутренний документ МФК, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, для того, чтобы обеспечить его актуальность и соответствие кредитной политике МФК; 

- контролировать деятельность Правления МФК (или другого аналогичного исполнительного органа МФК) по обеспечению выполнения требований внутреннего документа МФК, регламентирующего порядок кредитования сотрудников. 

22. В случае нарушения должностными лицами МФК условий кредитования, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции: 

- МФК должна в день обнаружения нарушения произвести изменение кредитного договора, предусмотрев в нем такие требования и условия предоставления кредита, которые не являются более льготными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми в это же время для подобных операций между данным МФК и другими лицами - клиентами МФК, не являющимися сотрудниками данного МФК и не являющимися любыми другими лицами, связанными с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы; 

- должностное лицо МФК обязано возместить МФК разницу по процентам, образовавшуюся со дня получения кредита до даты изменения его условий; 

- возмещение разницы по процентам должно быть предусмотрено в графике погашения кредита и процентов по нему, начиная с месяца, следующего за тем, в котором были изменены условия кредита. 

23. Положения подпунктов 3, 4, и 5 пункта 17 настоящей Инструкции не относятся к приему депозитов МФК от аффилированных или связанных с МФК лиц, при предоставлении депозитных услуг на тех же условиях и требованиях, что и для других лиц - клиентов МФК, не имеющих с МФК общих интересов. 

24. Каждый кредит, выдаваемый аффилированному или связанному с МФК лицу, должен быть обеспечен залогом, чистая стоимость реализации которого составляет не менее: 

1) 120 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается ценными бумагами Правительства Кыргызской Республики или связанным депозитом в МФК, выдающей кредит. 

Связанный депозит означает отдельный срочный депозит (вклад), не являющийся корреспондентским счетом: 

- со сроком не менее срока выдаваемого кредита; 

- соответствующим образом, оформленный как залог; 

- по которому запрещается движение средств; 

- недоступный клиенту до тех пор, пока обязательства по кредиту не будут выполнены. 

Рыночная стоимость залогового обеспечения в виде ценных бумаг должна переоцениваться МФК ежемесячно. 

2) 140 процентов от суммы кредита, в случае любого другого вида залога. 

25. Если стоимость залогового обеспечения становится со временем меньше величины, установленной в настоящей Инструкции, то такое обеспечение должно быть доведено дополнительно до требуемой величины путем заключения нового договора о залоге или внесением изменений в имеющийся договор о залоге и гарантировано дополнительным залоговым имуществом или заменено новым видом залога со стоимостью, достаточной для выполнения установленного требования, в срок не позднее пятнадцати рабочих дней со дня переоценки. 

26. После одобрения и выдачи кредита аффилированному или связанному с МФК лицу, такой кредит должен отслеживаться и оцениваться таким же образом, как управляются схожие кредиты, выданные другим лицам - клиентам МФК, не являющимся сотрудниками данного МФК и не являющимся любыми другими лицами, аффилированными, связанными, с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы. Инвестиции аффилированным и связанным с МФК лицам, должны отслеживаться и оцениваться периодически таким же образом, как и инвестиции другим лицам клиентам МФК, не являющимся сотрудниками данного МФК и не являющимся любыми другими лицами, аффилированными, связанными, с МФК и/или имеющими с МФК общие интересы. 

27. МФК не вправе вступать в сделку с любым лицом, чтобы предоставить ему возможность: 

1) оплатить или другим образом выполнить обязательство перед аффилированным или связанным с МФК лицом; 

2) приобрести какое-либо имущество у аффилированного или связанного с МФК лица; 

3) приобрести ценные бумаги, эмитированные аффилированным или связанным с МФК лицом. 

 

3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ  

ОБЩИМ СОБРАНИЕМ АКЦИОНЕРОВ МФК 

 

28. Акционеры МФК обязаны добросовестно и разумно осуществлять свои права и обязанности в целях безопасной, здоровой и надежной деятельности МФК. 

29. Общее собрание акционеров принимает решение об осуществлении операции или заключении сделки с заинтересованностью со связанным с МФК лицом в случаях, указанных в пункте 14. 

30. Совет директоров МФК несет ответственность за надежную и благоразумную деятельность МФК, включая поддержание высоких стандартов этики и порядочности. Совет директоров МФК должен подготовить детальный отчет для общего собрания акционеров МФК, который должен содержать полное описание предлагаемой операции или сделки, включая анализ, указанный в подпункте 4 пункта 17 настоящей Инструкции. Совет директоров МФК должен предпринять любую попытку для решения вопроса в исключительных интересах МФК до того, как принять решение о передаче вопроса на рассмотрение общему собранию акционеров МФК. 

31. Акционер, который мог бы получить предпочтительный режим по операции или сделке (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) с аффилированным или связанным с МФК лицом не вправе участвовать в обсуждении, влиять или пытаться влиять на голосование общего собрания акционеров МФК, или голосовать по вопросу одобрения операции или сделки. 

32. Акционеры могут одобрить операцию или сделку, которая предоставляет предпочтительный режим аффилированному или связанному с МФК лицу только в том случае, если 2/3 голосов от общего количества акционеров МФК будут отданы "за" осуществление указанной операции или сделки.  

33. Если каждый акционер МФК является лицом, которое могло бы получить предпочтительный режим по данной операции или сделке (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) или, если такие акционеры составляют более трети от количества акционеров, то такая операция или сделка не может рассматриваться общим собранием акционеров МФК и не может быть осуществлена МФК. 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ 

 

34. МФК должна вести документальные записи (отчеты) в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящей Инструкции. Эти записи должны содержать информацию обо всех аффилированных и связанных с МФК лицах с указанием сумм и условий всех операций и сделок с указанными лицами и лицами, связанными с указанными лицами общими интересами. 

35. МФК должна вести записи обо всех кредитах, полученных его должностными лицами от других ФКО, или о других операциях. Каждое должностное лицо МФК, получившее кредит в других ФКО, или обратившееся с заявкой на получение кредита в другие ФКО, должно не реже одного раза в полгода представлять в МФК письменные отчеты обо всех существующих и вновь полученных им в течение отчетного периода кредитах, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Для учета этих отчетов МФК должна вести отдельное досье и при их обновлении МФК должна составить протокол, где должны быть указаны все изменения, произошедшие за отчетный период. 

36. Председатель и каждый член Совета директоров МФК, должностное лицо МФК раз в год должны представлять Совету директоров МФК и его руководству письменное изложение информации в отношении его коммерческих, бизнес и других материальных интересов. Отчет должен включать перечень лиц, связанных с Председателем и членами Совета директоров МФК, должностными лицами МФК общими интересами, и степень таких интересов в каждом случае. Председатель, каждый член Совета директоров МФК и должностные лица МФК должны уведомлять МФК в письменной форме в течение двух рабочих дней о любых изменениях информации в отчете. 

37. МФК должна поддерживать адекватную систему внутреннего контроля для обеспечения соответствия своей деятельности требованиям настоящей Инструкции. 

38. МФК должна представлять в Национальный банк информацию об операциях с аффилированными и связанными с МФК лицами, в составе Периодической регулятивной отчетности. 

39. Все отчеты с соответствующими приложениями (анализом), требуемые в соответствии с настоящей Инструкцией, должны храниться в МФК не менее 5 лет после возврата всей задолженности по кредиту и по завершении операции и сделки с аффилированным и связанным с МФК лицом. 

 

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

40. МФК запрещается осуществлять любые операции и сделки с аффилированными и связанными с МФК лицами, если в результате совершения таких операций и сделок финансовое состояние МФК ухудшится и вызовет финансовые затруднения и создается угроза интересам МФК, вкладчиков и других кредиторов.  

41. Если акционеры, Председатель и члены Совета директоров МФК и должностные лица МФК принимают решение или голосуют за принятие решения о выдаче кредита и кредитных заменителей, проведение операции или сделки с аффилированным или связанным с МФК лицом, противоречащего требованиям настоящей Инструкции и законодательству Кыргызской Республики, в результате которого МФК понес убытки или не получил доход, то указанные лица несут ответственность за возврат таких убытков или задолженности МФК по этому кредиту, операции или сделке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

42. Любые операции и сделки между МФК и аффилированным или связанным с МФК лицом, заключенные в нарушение требований настоящей Инструкции и законодательства Кыргызской Республики, являются ничтожными. 

43. Невыполнение требований настоящей Инструкции является основанием для применения мер воздействия со стороны Национального банка, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

 

Проект 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные 

правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании/микрокредитного агентства" и Положения "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании" от 27 мая 2009 года № 25/3 следующие изменения: 

в Положении "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Настоящее Положение определяет единую форму периодической регулятивной отчетности (далее ПРО) микрофинансовой компании (далее МФК)."; 

- подпункт "а" пункта 4 изложить в следующей редакции: 

"а) финансового состояния МФК в рамках выполняемых Национальным банком функций, закрепленных в Законах Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О государственном и не государственном долге" и Положении о регистрации счетов и вкладов резидентов Кыргызской Республики, открываемых в иностранных банках;"; 

- в Приложении 1: 

пункт 12 изложить в следующей редакции: 

12  

раздел 8.  

А. Информация о крупных рисках Б. Общие сведения об операциях с аффилированными лицами В. Средства, заимствованные от учредителей (акционеров)  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Инструкции "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией лицами".  

Ежеквартально. 

Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

"; 

пункт 14 изложить в следующей редакции: 

14  

раздел 10.  

Сведения о соблюдении экономических нормативов  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Правила регулирования деятельности МФО на территории Кыргызской Республики

Ежеквартально Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

"; 

 

- в Приложении 2: 

по всему тексту слова "финансово-кредитных учреждений" заменить словами "финансово-кредитные организации" и аббревиатуру "ФКУ" заменить аббревиатурой "ФКО" в соответствующих падежных формах; 

раздел 10 "Сведения о соблюдении экономических нормативов" изложить в следующей редакции: 

"Раздел 10. Сведения о соблюдении экономических нормативов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование экономических нормативов и требований 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение норматива 

Установленное значение норматива 

Отклонение от установленного норматива 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, НЕ ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Минимальный размер уставного капитала 

 

 

СК/УК*100% 

 

не менее 100% 

 

 

Максимальный совокупный размер инвестиций 

 

 

СИ / СК * 100% 

 

не более 30% 

 

Максимальный размер финансирования, выдаваемого одному и тому же лицу, МФК, занимающихся оптовым финансированием 

 

 

МК / СК * 100% 

 

не более 20% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц 

 

 

СЗФЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

 

СЗЮЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров) 

 

 

 

СЗ/СК*100% 

 

не более 500% 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Норматив минимального размера собственного капитала 

М1 

СК / УК * 100% 

 

не менее 100% 

 

Норматив адекватности капитала 

М2 

СК / СА * 100% 

 

не менее 8% 

 

Норматив максимального размера риска на одного заемщика 

М3 

СЗ / СК * 100% 

 

не более 5% 

 

Норматив ликвидности 

М4 

ЛА / ОБ * 100% 

 

не менее 30% 

 

Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов 

М5 

К / В *100% 

 

не менее 100% 

 

Максимальный размер риска по операциям 

с аффилированными лицами 

 

СЗ Аф. лиц/СК*100% 

 

не более 60% 

 

 

Совокупная задолженность служащих МФК 

 

СЗС / СК * 100% 

 

не более5% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц 

 

СЗФЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

СЗЮЛ / СК * 100% 

 

 

не более 100% 

 

СЗС - совокупная задолженность служащих перед МФК;  

СИ - совокупные инвестиции в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки;  

СЗА - совокупная задолженность аффилированных лиц.  

СЗ- совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров)  

Средние значения за отчетный период 

1 месяц 

2 месяц 

3 месяц 

Всего 

 

 

ЛА - Ликвидные активы 

 

 

 

 

 

ОБ - Обязательства 

 

 

 

 

Норматив М4=ЛА/ОБ 

0,0% 

0,0% 

0,0% 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

"; 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О "Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики" от 19 февраля 2003 года № 4/2 следующие изменения: 

в Правилах регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- подпункт 1.1 изложить в следующей редакции: 

"1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Национальный банк Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности"."; 

- абзац восьмой пункта 4.2. изложить в следующей редакции: 

"- максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными лицами МФК;"; 

-подпункт 5.4.3. пункта 5.4. изложить в следующей редакции: 

"5.4.3. При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика любая задолженность различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как единый риск, если: 

а) один заемщик контролируется другим заемщиком; 

Примечание: Контроль - способность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки. 

б) несколько заемщиков контролируются одним и тем же лицом; 

в) не возврат задолженности одним заемщиком неминуемо приведет к проблемам с возвратом задолженности другого заемщика; 

г) для возврата задолженности используется один и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение)."; 

- пункт 5.7 изложить в следующей редакции: 

"5.7. Операции с аффилированными и связанными лицами."; 

- подпункт 5.7.1. пункта 5.7. изложить в следующей редакции: 

"5.7.1. МФК, привлекающие депозиты, осуществляют операции с аффилированными и связанными лицами в соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными лицами микрофинансовой компании. Максимальный совокупный размер риска по операциям с аффилированными и связанными лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и связанных лиц перед МФК, не должен превышать 60% собственного капитала МФК."; 

- пункт 6.3. изложить в следующей редакции: 

"6.3. Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, МФК должны представлять в Национальный банк в рамках периодической регулятивной отчетности информацию по исполнению экономических нормативов."; 

- пункт 6.4. признать утратившим силу; 

- в пункте 6.6. слова ""О Национальном банке Кыргызской Республики"" заменить словами ""О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности""; 

- Примечания к Правилам признать утратившими силу; 

- Приложение к Правилам признать утратившим силу.  

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" от 29 декабря 2010 года № 96/2 следующее изменение:  

в Положении о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Настоящее Положение разработано в целях определения минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно, микрофинансовых компаниях, привлекающих депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", Государственном банке развития Кыргызской Республики (далее - банки), в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций (далее - ПОД/ФТЭ)."; 

- пункт 2 изложить в следующей редакции: 

"2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее - уполномоченный государственный орган)."; 

- пункт 3 признать утратившим силу; 

- в пункте 4: 

в абзаце тринадцатом слова "(на уровне начальника структурного подразделения банка или главного специалиста, в случае отсутствия соответствующего структурного подразделения в банке)" заменить словами "(на уровне руководителя службы комплаенс-контроля)"; 

абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции: 

"Исламский банк", "Банк, имеющий "исламское окно", "Исламские принципы банковского дела и финансирования", "Стандарты Шариата", "Шариатский совет" - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности".".  

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

 

к проекту изменений в некоторые НПА Национального банка 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Положение "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании" 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики", Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", Законом "О государственном и не государственном долге" и Положением о регистрации счетов и вкладов резидентов Кыргызской Республики, открываемых в иностранных банках, утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 5 июля 2000 г. N 26/2 "О Положении о регистрации счетов и вкладов резидентов Кыргызской Республики, открываемых в иностранных банках", зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 июля 2000 года, регистрационный номер 135 и определяет единую форму периодической регулятивной отчетности (далее ПРО) микрофинансовой компании (далее МФК). 

1. Настоящее Положение определяет единую форму периодической регулятивной отчетности (далее ПРО) микрофинансовой компании (далее МФК). 

4. ПРО составляется в целях проведения анализа:  

а) финансового состояния МФК в рамках выполняемых Национальным банком функций, закрепленных в Законах Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О государственном и не государственном долге" и Положении о регистрации счетов и вкладов резидентов Кыргызской Республики, открываемых в иностранных банках; 

4. ПРО составляется в целях проведения анализа:  

а) финансового состояния МФК в рамках выполняемых Национальным банком функций, закрепленных в Законах Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О государственном и не государственном долге" и Положении о регистрации счетов и вкладов резидентов Кыргызской Республики, открываемых в иностранных банках; 

Приложение 1 к Положению "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании", утвержденному постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27 мая 2009 года № 25/3 

 

 

12  

раздел 8.  

А. Информация о крупных рисках Б. Общие сведения об операциях с аффилированными лицами В. Средства, заимствованные от учредителей (акционеров)  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Форма 2 приложение к Инструкции "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с инсайдерами и аффилированными лицами", утвержденной постановлением Правления Национального банка № 28/8 от 04.07.12 г.  

Ежеквартально. 

Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

12  

раздел 8.  

А. Информация о крупных рисках Б. Общие сведения об операциях с аффилированными лицами В. Средства, заимствованные от учредителей (акционеров)  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Инструкции "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией лицами".  

Ежеквартально. 

Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

14  

раздел 10.  

Сведения о соблюдении экономических нормативов  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Правила регулирования деятельности МФО на территории Кыргызской Республики, утвержденные постановлением Правления Национального банка № 4/2 от 19.02.03 г., рег. номер МЮКР № 29-03 от 25.03.03 г.  

Ежеквартально Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

14  

раздел 10.  

Сведения о соблюдении экономических нормативов  

Ежегодно  

до 1 февраля, следующего за отчетным годом  

Правила регулирования деятельности МФО на территории Кыргызской Республики

Ежеквартально Для МФК, привлекающих депозиты, ежемесячно  

в течение 12 календарных дней, следующих за отчетным периодом  

Приложение 2 

Во всех таблицах форм ПРО слова "финансово-кредитных учреждений" заменить на "финансово-кредитные организации"; 

Во всех таблицах аббревиатуру "ФКУ" заменить на "ФКО". 

Раздел 10. Сведения о соблюдении экономических нормативов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование экономических нормативов и требований 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение норматива 

Установленное значение норматива 

Отклонение от установленного норматива 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, НЕ ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Минимальный размер уставного капитала 

 

УК*100% 

 

 

 

не менее 100% 

 

 

50 млн. сом 

 

 

Максимальный совокупный размер инвестиций 

 

СИ*100% 

 

 

 

не более 30% 

 

СК  

 

 

Максимальный размер финансирования, выдаваемого одному и тому же лицу, МФК, занимающихся оптовым финансированием  

 

МК*100% 

 

 

 

не более 20% 

 

СК  

 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц  

 

СЗФЛ*100% 

 

 

 

не более 100% 

 

СК  

 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

СЗЮЛ*100% 

 

 

 

не более 100% 

 

СК  

 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров)  

 

СЗ*100% 

 

 

 

не более 500% 

 

СК 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Норматив минимального размера собственного капитала 

М1 

СК*100%  

 

0,0% 

не менее 100% 

 

УК  

 

10 000 

Норматив адекватности капитала 

М2 

СК*100%  

 

 

не менее 8% 

 

СА  

 

Норматив максимального размера риска на одного заемщика 

М3 

СЗ *100% 

 

 

не более 5% 

 

СК 

 

Норматив ликвидности 

М4 

ЛА*100% 

 

 

не менее 30% 

 

ОБ 

 

Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов 

М5 

К*100% 

 

 

не менее 100% 

 

В 

 

Максимальный размер риска по операциям  

 

СЗ Аф. лиц*100% 

 

 

не более 60% 

 

с аффилированными лицами 

 

СК 

 

Совокупная задолженность служащих МФК 

 

СЗС*100% 

 

 

не более5% 

 

СК 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц 

 

СЗФЛ*100% 

 

 

 

не более 100% 

 

СК  

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

СЗЮЛ*100% 

 

 

 

не более 100% 

 

СК  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние значения за отчетный период 

1 месяц 

2 месяц 

3 месяц 

Всего 

 

 

ЛА - Ликвидные активы 

 

 

 

 

 

ОБ - Обязательства  

 

 

 

 

Норматив М4=ЛА/ОБ 

0,0% 

0,0% 

 

0,0% 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 10. Сведения о соблюдении экономических нормативов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование экономических нормативов и требований 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение норматива 

Установленное значение норматива 

Отклонение от установленного норматива 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, НЕ ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Минимальный размер уставного капитала 

 

 

СК/УК*100% 

 

не менее 100% 

 

 

Максимальный совокупный размер инвестиций 

 

 

СИ / СК * 100% 

 

не более 30% 

 

Максимальный размер финансирования, выдаваемого одному и тому же лицу, МФК, занимающихся оптовым финансированием 

 

 

МК / СК * 100% 

 

не более 20% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц 

 

 

СЗФЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

 

СЗЮЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров) 

 

 

 

СЗ/СК*100% 

 

не более 500% 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ 

Норматив минимального размера собственного капитала 

М1 

СК / УК * 100% 

 

не менее 100% 

 

Норматив адекватности капитала 

М2 

СК / СА * 100% 

 

не менее 8% 

 

Норматив максимального размера риска на одного заемщика 

М3 

СЗ / СК * 100% 

 

не более 5% 

 

Норматив ликвидности 

М4 

ЛА / ОБ * 100% 

 

не менее 30% 

 

Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов 

М5 

К / В *100% 

 

не менее 100% 

 

Максимальный размер риска по операциям 

с аффилированными лицами 

 

СЗ Аф. лиц/СК*100% 

 

не более 60% 

 

 

Совокупная задолженность служащих МФК 

 

СЗС / СК * 100% 

 

не более5% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц 

 

СЗФЛ / СК * 100% 

 

не более 100% 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц 

 

СЗЮЛ / СК * 100% 

 

 

не более 100% 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние значения за отчетный период 

1 месяц 

2 месяц 

3 месяц 

Всего 

 

 

ЛА - Ликвидные активы 

 

 

 

 

 

ОБ - Обязательства 

 

 

 

 

Норматив М4=ЛА/ОБ 

0,0% 

0,0% 

0,0% 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики 

1.1. Настоящие правила разработаны на основании Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Национальный банк Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики". 

1.1. Настоящие правила разработаны на основании Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Национальный банк Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

4.2. Микрофинансовые компании, имеющие право на осуществление операций по приему вкладов, обязаны соблюдать экономические нормативы, установленные Национальным банком, включая:  

- минимальный размер оплаченного уставного капитала;  

- норматив минимального собственного капитала;  

- адекватность (достаточность) капитала;  

- максимальный размер риска на одного заемщика;  

- норматив ликвидности;  

- норматив ограничения риска по возврату вкладов;  

- максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и аффилированными лицами;  

- максимальная совокупная задолженность служащих МФК, по потребительским кредитам, предоставленным компанией;  

- максимальный совокупный размер инвестиций в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки;  

- размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги;  

- максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц;  

- максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц. 

4.2. Микрофинансовые компании, имеющие право на осуществление операций по приему вкладов, обязаны соблюдать экономические нормативы, установленные Национальным банком, включая:  

- минимальный размер оплаченного уставного капитала;  

- норматив минимального собственного капитала;  

- адекватность (достаточность) капитала;  

- максимальный размер риска на одного заемщика;  

- норматив ликвидности;  

- норматив ограничения риска по возврату вкладов;  

- максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными лицами МФК;  

- максимальная совокупная задолженность служащих МФК, по потребительским кредитам, предоставленным компанией;  

- максимальный совокупный размер инвестиций в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки;  

- размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги;  

- максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц;  

- максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц. 

5.4.3. При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика любая задолженность различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как единый риск, если: 

а) один заемщик контролируется ((**) см. примечание) другим заемщиком; 

б) несколько заемщиков контролируются одним и тем же лицом; 

в) не возврат задолженности одним заемщиком неминуемо приведет к проблемам с возвратом задолженности другого заемщика; 

г) для возврата задолженности используется один и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение). 

5.4.3. При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика любая задолженность различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как единый риск, если: 

а) один заемщик контролируется другим заемщиком; 

Примечание: Контроль - способность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки

б) несколько заемщиков контролируются одним и тем же лицом; 

в) не возврат задолженности одним заемщиком неминуемо приведет к проблемам с возвратом задолженности другого заемщика; 

г) для возврата задолженности используется один и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение). 

5.7. Операции с аффилированными лицами и инсайдерами.  

5.7.1. МФК, привлекающие депозиты, осуществляют операции с инсайдерами и аффилированными лицами в соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с инсайдерами и аффилированными лицами", утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 28/8 от 4 июля 2012 года. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и аффилированными лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности инсайдеров и аффилированных лиц перед МФК, не должен превышать 60% собственного капитала МФК. 

5.7. Операции с аффилированными и связанными лицами. 

5.7.1. МФК, привлекающие депозиты, осуществляют операции с аффилированными и связанными лицами в соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными лицами микрофинансовой компании. Максимальный совокупный размер риска по операциям с аффилированными и связанными лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и связанных лиц перед МФК, не должен превышать 60% собственного капитала МФК. 

6.3. Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, МФК должны представлять в Национальный банк:  

а) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 11 марта 2015 года № 16/2)  

б) "Форму по исполнению экономических нормативов для МФК, лицензируемых Национальным банком" согласно Приложению к настоящим Правилам с указанием:  

- перечня и размера инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и банков;  

- перечня и размера инвестиций МФК (инвестиции в капитал (акции, долевое участие), долговые обязательства, финансовые вложения по лизингу и факторингу, кредиты и любые другие подобные финансовые вложения) в другие микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки;  

- размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц, с указанием перечня учредителей (акционеров) - физических лиц, размера заимствований от каждого учредителя, расчета показателя, приведенного в подпункте 5.10.2 пункта 5.10;  

- размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц, с указанием перечня учредителей (акционеров) - юридических лиц, размера заимствований от каждого учредителя, расчета показателя, приведенного в подпункте 5.11.2 пункта 5.11. 

6.3. Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, МФК должны представлять в Национальный банк в рамках периодической регулятивной отчетности информацию по исполнению экономических нормативов. 

 

6.4. "Форма по исполнению экономических нормативов" и формы финансовой отчетности должны быть подписаны Председателем Правления МФК, либо другим лицом, официально имеющим право первой подписи, а также лицом, ответственным за подготовку и представление сведений. 

6.4. Признать утратившим силу. 

6.6. При обнаружении фактов несоблюдения микрофинансовыми компаниями экономических нормативов и других требований, не предоставления ими сведений, а также несвоевременного предоставления или предоставления недостоверной информации, Национальный банк Кыргызской Республики вправе применить к МФК меры воздействия в соответствии с законами "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и соответствующими нормативными актами Национального банка. 

6.6. При обнаружении фактов несоблюдения микрофинансовыми компаниями экономических нормативов и других требований, не предоставления ими сведений, а также несвоевременного предоставления или предоставления недостоверной информации, Национальный банк Кыргызской Республики вправе применить к МФК меры воздействия в соответствии с законами "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности"., "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и соответствующими нормативными актами Национального банка. 

 

 

Примечания: 

 

(*) Годовой переходный период может быть пересмотрен в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от выполнения МФК взятых на себя обязательств и соответствующих планов по достижению установленных значений для МФК, осуществляющих прием вкладов. 

 

(**) Контроль - способность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки. 

Примечания: Признать утратившим силу. 

Приложение  

ФОРМА  

по исполнению экономических нормативов для МФК, лицензируемых Национальным банком  

 

Наименование экономических нормативов  

Обозначение  

Расчет норматива  

Фактическое значение норматива  

Установленное значение норматива  

Отклонение от установленного норматива  

Минимальный размер собственного капитала  

М1  

СК/УК*100% 

 

не менее 100%  

 

Норматив адекватности капитала  

М2  

СК/СА*100% 

 

не менее 8%  

 

Максимальный размер риска на одного заемщика  

М3  

СЗ/СК*100% 

 

не более 5%  

 

Норматив ликвидности  

М4  

ЛА/ОБ*100% 

 

не менее 30%  

 

Норматив ограничения риска по возврату вкладов  

М5  

К/В*100% 

 

не менее 100%  

 

Совокупная задолженность служащих МФК, которым МФК предоставила потребительские кредиты  

 

СЗС/СК*100% 

 

не более 5%  

 

Максимальный совокупный размер инвестиций в МФО(1), лизинговые компании и банки  

 

СИ/СК*100% 

 

не более 30%  

 

Общий размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги  

 

СИ/СК*100% 

 

Не более 50%  

 

Максимальный размер риска по операциям с аффилированными лицами  

 

СЗА/СК*100% 

 

Не более 60%  

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - физических лиц  

 

СЗФЛ/СК*100% 

 

Не более 100%  

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от учредителей (акционеров) - юридических лиц  

 

СЗЮЛ/СК*100% 

 

Не более 100%  

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров)  

 

СЗ/СК*100%  

 

не более 500%  

 

 

СЗС - совокупная задолженность служащих перед МФК;  

СИ - совокупные инвестиции в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки;  

СЗА - совокупная задолженность аффилированных лиц.  

СЗ- совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров)  

(1) МФО - микрофинансовая организация  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 января 2016 года №4/6)  

 

6.4. Признать утратившим силу. 

Положение "О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности". 

1. Настоящее Положение разработано в целях определения минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно, микрофинансовых компаниях, привлекающих депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", Государственном банке развития Кыргызской Республики (далее - банки), в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций (далее - ПОД/ФТЭ). 

2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно, микрофинансовых компаниях, привлекающих депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов, Государственном банке развития Кыргызской Республики (далее - банки), в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций (далее ПОД/ФТЭ). 

2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее - уполномоченный государственный орган). 

3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее - уполномоченный государственный орган). 

3. (Признать утратившим силу) 

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) - это лицо: 

- обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или 

- имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или 

- лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом. 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающие под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - Закон "О ПОД/ФТЭ"), то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом. 

Подозрительная операция (сделка) определяется должностным лицом по ПОД/ФТЭ в рамках Закона "О ПОД/ФТЭ" для операций, совершаемых с денежными средствами или иным имуществом клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя). 

Внутренний контроль - совокупность мер, включающих разработку и реализацию политик, процедур и организацию деятельности по выявлению банком операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности. 

Понятие "Экстремистская деятельность" соответствует нормам понятийного аппарата Закона КР "О противодействии экстремистской деятельности". 

Идентификация - установление банком данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

Верификация в целях настоящего Положения - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые банком, в целях внутреннего контроля, а также проведение постоянной надлежащей проверки клиентов, включая, но не ограничиваясь этим, контроль их операций с точки зрения соответствия деловому профилю клиента и правильности банковских записей путем, например, сверки с первичными и другими документами. 

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю - этап организации внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТЭ, который включает определение операций, подлежащих обязательному контролю, на основе критериев и признаков, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики. 

Должностное лицо по ПОД/ФТЭ - сотрудник банка (на уровне начальника структурного подразделения банка или главного специалиста, в случае отсутствия соответствующего структурного подразделения в банке), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в уполномоченный государственный орган. 

Пороговая сумма - установленная Законом "О ПОД/ФТЭ" сумма операции (сделки) в размере 1000000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)), при равенстве или превышении которой данная операция (сделка) подлежит обязательному внутреннему контролю в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ" и настоящим Положением. 

Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие. 

"Исламское окно", "Исламский банк", "Банк, имеющий "исламское окно", "Исламские принципы банковского дела и финансирования", "Стандарты Шариата", "Шариатский совет" - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". 

Все другие понятия, используемые в данной сфере, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей главе. 

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) - это лицо: 

- обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или 

- имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или 

- лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом. 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающие под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - Закон "О ПОД/ФТЭ"), то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом. 

Подозрительная операция (сделка) определяется должностным лицом по ПОД/ФТЭ в рамках Закона "О ПОД/ФТЭ" для операций, совершаемых с денежными средствами или иным имуществом клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя). 

Внутренний контроль - совокупность мер, включающих разработку и реализацию политик, процедур и организацию деятельности по выявлению банком операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности. 

Понятие "Экстремистская деятельность" соответствует нормам понятийного аппарата Закона КР "О противодействии экстремистской деятельности". 

Идентификация - установление банком данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

Верификация в целях настоящего Положения - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые банком, в целях внутреннего контроля, а также проведение постоянной надлежащей проверки клиентов, включая, но не ограничиваясь этим, контроль их операций с точки зрения соответствия деловому профилю клиента и правильности банковских записей путем, например, сверки с первичными и другими документами. 

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю - этап организации внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТЭ, который включает определение операций, подлежащих обязательному контролю, на основе критериев и признаков, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики. 

Должностное лицо по ПОД/ФТЭ - сотрудник банка (на уровне руководителя службы комплаенс-контроля), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в уполномоченный государственный орган.  

Пороговая сумма - установленная Законом "О ПОД/ФТЭ" сумма операции (сделки) в размере 1000000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)), при равенстве или превышении которой данная операция (сделка) подлежит обязательному внутреннему контролю в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ" и настоящим Положением. 

Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие. 

"Исламский банк", "Банк, имеющий "исламское окно", "Исламские принципы банковского дела и финансирования", "Стандарты Шариата", "Шариатский совет" - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

Все другие понятия, используемые в данной сфере, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей главе.