Вернуться назад

 

Проект 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА 

по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы 

(третий этап) 

 

 

Государственная программа по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы (далее Государственная Программа) разработана в рамках реализации Национальной стратегии по устойчивому развитию Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. «Жаңы доорго кырк кадам 2018-2023», Программы развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы, Концепции национальной программы «Таза коом программа цифровой трансформации 2040» с целью увеличения доли безналичных расчетов с использованием инновационных цифровых технологий и обеспечения оптимального соотношения между наличным и безналичным денежным обращением в Кыргызской Республике. 

Государственная программа была инициирована Национальным банком Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики в 2002 году и прошла два этапа развития.  

Первый этап Государственной программы проведен в период с 2003 по 2008 годы. В течение этого периода Национальным банком Кыргызской Республики совместно с коммерческими банками проведено реформирование платежной системы Кыргызской Республики и в настоящее время в Кыргызской Республике функционируют: 

1. Система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей (далее СПК) предназначена для обработки мелких и розничных межбанковских платежей. Проведение платежей и расчетов в системе осуществляется на основе взаимозачета обязательств участников системы. Данная система принята в эксплуатацию в октябре 2006 года. 

2. Единый межбанковский процессинговый центр (далее ЕМПЦ) является единственным оператором национальной платежной системы Кыргызской Республики. ЕМПЦ имеет развитую инфраструктуру по приему и обработке транзакций, совершенных с использованием банковских платежных карт (банкоматы, POS-терминалы). Данная система нацелена на выполнение функций по расчетам на рынке розничных услуг за товары и услуги, а также для реализации зарплатных проектов, что должно позволить сократить потребность в наличных расчетах и расширить повсеместный доступ широких слоев населения с небольшими доходами к банковским услугам (снятие наличных, проведение платежей, краткосрочные кредиты) посредством использования национальных платежных карт «Элкарт». К данной системе подключены все коммерческие банки Кыргызской Республики. Эта система была принята в эксплуатацию в декабре 2006 года. 

3. Гроссовая система расчетов в режиме реального времени для проведения срочных и крупных платежей (далее ГСРРВ) предназначена для проведения быстрых и окончательных расчетов по сделкам на финансовых рынках и другим крупным платежам. Система обеспечивает немедленный окончательный расчет по каждому индивидуальному платежу путем списания и зачисления денежных средств по корреспондентским (текущим) счетам участников системы, открытым в Национальном банке Кыргызской Республики. Данная система принята в эксплуатацию в июне 2008 года. 

Таким образом, Национальный банк Кыргызской Республики совместно с коммерческими банками обеспечил предложение новых услуг и современные формы проведения безналичных платежей и расчетов на общегосударственном масштабе.  

Второй этап Государственной программы был инициирован межведомственной комиссией по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, образованной совместным постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 25 апреля 2011 года №189/11/4 (далее межведомственная комиссия).  

По итогам проведенного анализа по первому этапу Государственной программы требовалось расширение взаимодействия между всеми задействованными структурами, усиление работы по совместным мероприятиям с государственными органами, коммерческими банками, продолжение и завершение задач, поставленных в ходе реализации первого этапа Государственной программы, для перевода выплат заработных плат госслужащих, пенсий, пособий, налогов, штрафов и других поступлений в/из бюджета страны на/через счета в коммерческих банках.  

Реализация второго этапа Государственной программы на 2012-2017 гг. проводилась совместно с министерствами и ведомствами, уполномоченными представительствами Правительства Кыргызской Республики, районными акимиатами, индивидуальными предпринимателями, ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» (далее ЗАО «МПЦ»), коммерческими банками, операторами платежных систем/платежными организациями и международными донорами. 

В рамках реализации мероприятий второго этапа Государственной программы в 2012-2017 гг. реализованы такие проекты как «Карта пенсионера», «Карта получателя бюджетных средств (ПБС)», «Социальные выплаты на банковские карты», проведение оплаты налоговых/таможенных пошлин, штрафов и других государственных платежей в бюджет в безналичной форме.  

В целях экономической безопасности страны и обеспечения гарантированности выплат бюджетных средств проведен перевод всех бюджетных организаций республики на использование национальной платежной карты «Элкарт» при выплате заработной платы, пенсий, пособий и других выплат. Все бюджетные организации (100%), которые получали заработные платы в рамках зарплатных проектов на международные карты, были переведены на национальную платежную карту «Элкарт».  

Вместе с тем наблюдалась динамика роста показателей платежной системы Кыргызской Республики.  

Начиная с начала 2003 года, наблюдалось значительное увеличение объема массы наличных денег. По состоянию на конец апреля 2017 года объем денежной массы вне банков составил 69,5 млрд сомов, увеличившись в 10,1 раза с начала 2003 года. При этом их доля в структуре широкой денежной массы за рассматриваемый период снизилась с 62,5 процента до 41,4 процента. Это означает, что в последние годы наблюдается тенденция роста доверия населения к банкам, что непосредственно сказывается на увеличении количества безналичных платежей, росте открываемых банковских счетов. Так, количество банковских счетов по состоянию на 1 января 2017 года составило: юридических лиц 207,5 тыс., увеличившись по сравнению с 2012 годом на 82,3%; физических лиц 2,9 млн., увеличившись по сравнению с 2012 годом в 3,1 раза.  

Общая сумма денег в обращении по состоянию на 1 января 2017 года составила 75,5 млрд сомов, при этом через межбанковские платежные системы (ГСРРВ и СПК) было проведено 4 109,2 тыс. платежей на общую сумму 5 206,7 млрд сомов. По сравнению с 2003 годом объем платежей увеличился в 53,6 раза. Рост объема межбанковских платежей произошел, главным образом, в результате увеличения объема платежей по банковским операциям (операций с ценными бумагами, иностранной валютой, кредитных операций и операций по банковским платежным картам, электронным деньгам).  

 

До внедрения проекта ЕМПЦ и реализации национальной платежной карты «Элкарт» оплата за товары и услуги в безналичной форме проводилась с использованием локальных банковских платежных карт «Алай кард» («Золотая Корона»), «Демир-24», и международных «Visa» и «Master card».  

С начала 2003 года в Кыргызской Республике наблюдалась положительная тенденция развития банковских платежных карт. Сначала 2007 года начался активный выпуск национальных карт «Элкарт», а с 2013 года коммерческими банками стали выпускаться карты международной системы «Сhina Union Pay» и кобэйджинговые карты «Элкарт/Union Pay». В период с 2003 года по конец 2016 года количество банковских платежных карт увеличилось в 208,3 раза (в 2003 было выпущено 7 755 карт, в 2016 1,6 млн карт).  

Прирост банковских карт главным образом был обусловлен увеличением количества банковских карт, выданных в рамках зарплатных проектов. С использованием банковских платежных карт было проведено 24,8 млн. операций, что в 102,8 раза больше, чем в 2003 году (241 176 операций). Совокупный объем операций с использованием карт в течение 2016 года составил 120,5 млрд сомов и увеличился в 160,4 раза по сравнению с данным показателем 2003 года (751,5 млн. сомов). Это свидетельствует об активной деятельности коммерческих банков на рынке банковских платежных карт в рамках реализации Государственной программы, что привело к активному использованию населением таких банковских продуктов, как перевод денежных средств с карты на карту, оплата за товары и услуги и др.  

Таблица 1. Количество карт в обращении в разрезе по областям (по состоянию на 1 января 2017 года). 

 

 

 

 

 

 

 

По состоянию на 1 января 2017 года банковские платежные карты к обслуживанию принимались в 1 300 банкоматах и 7 101 терминале, установленных по всей территории республики (по сравнению с 2003 годом количество банкоматов выросло в 98,6 раза или на 1 282 шт., а количество терминалов в 96,8 раза или на 6 877 шт.). 

 

Таблица 2. Количество периферийных устройств в разрезе областей 

 

 

 

 

 

Количество операций, проведенных через терминалы в торгово-сервисных предприятиях, составило 2 615 тыс. транзакций на начало 2017 года. (10,4 процента от всех проведенных операций) и по сравнению с 2003 годом (52,9 тыс.) увеличилось в 49,5 раз. 

В рамках Государственной программы также были реализованы следующие проекты: 

- проект «Карта пенсионера». Проект был запущен в 2012 году. Количество пенсионеров в 2012 году составило 565,8 тыс. чел., из них через филиалы ГП «Кыргызпочтасы» получали пенсии 428,3 человек (75,7%), через банки по «Карте пенсионера» 137,5 тыс. чел. (24,3%). На начало 2017 года пенсии через счета в коммерческих банках получали 264,4 тыс. чел., что составило 43,0 процента от общего количества пенсионеров, их число увеличилось в 2,1 раза. 

- проект «Карта получателя социальных выплат». Проект был запущен в 2013 году. По состоянию на начало 2017 года социальные выплаты с использованием банковских платежных карт получали 59,1 тыс. чел. (13,0 процента от общего количества получателей).  

- проект «Платежи в бюджет». Проект был запущен в 2003 году. С 2013 года 80 % от всех платежей в бюджет (налоговые таможенные платежи, платежи в Социальный фонд и т.д.) проводились путем перечисления с банковских счетов плательщиков. По состоянию на 1 января 2017 года общее количество принятых налоговых платежей через периферийные устройства составило 139 тыс. платежей на сумму 171,7 млн. сом. 

- проект «Оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения». Проект был запущен в декабре 2013 года. На 254 патрульных автомашинах ДПС были установлены POS-терминалы для оплаты штрафов. По состоянию на начало 2017 года общее количество установленных POS-терминалов на патрульных машинах ДПС увеличилось до 590 шт. Общая сумма собранных штрафов составила 6,6 млн сомов, что больше, чем в 2013 году, в 4,7 раза.  

- проект «Карта получателя бюджетных средств» (ПБС). Проект был запущен в октябре 2013 г., он явился альтернативой использования бумажных чековых книжек, с заменой ручной обработки на автоматизированный учет. В 2014 г. в рамках данного проекта было выпущено 92 карты и проведено 365 операций на сумму 32,0 млн сом. В 2016 году было выпущено 1 296 карт получателя бюджетных средств для бюджетных организаций. Количество транзакций по картам ПБС составило 3 254 штуки, объем транзакций 670,5 млн сомов и увеличилось по сравнению с 2014 годом в 20,9 раза. 

Также в целях расширения доступа населения к финансовым услугам Национальный банк Кыргызской Республики с апреля 2015 года начал осуществлять лицензирование и реглирование следующих видов деятельности:  

- оказание услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на применении информационных технологий и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

- оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы.  

Была разработана нормативная правовая база по регулированию новых участников платежной системы, выданы 21 лицензия операторов платежных систем и 20 лицензий платежных организаций. По состоянию на 1 января 2017 года через платежные организации и их субагентскую сеть были проведены платежи в количестве 200,1 шт. на общую сумму 23, 8 млрд сомов. 

По итогам первого и второго этапа Государственной программы внутренние кассы коммунальных предприятий были закрыты, большая часть платежей осуществлялась путем взноса наличных денежных средств через кассы банков, отделения почты и посредством пунктов приема операторами платежных систем, через коммерческие банки 20%, операторов платежных систем 22%, агентов банка/отделения почты 60%. 

Кроме этого, согласно плану реализаций мероприятий второго этапа Государственной программы, на 2012-2017 годы, в целях продвижения безналичных платежей и расчетов были утверждены следующие законы Кыргызской Республики: 

- «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к применению безналичной формы расчетов ст.271 Налогового кодекса Кыргызской Республики дополнена пунктом 8 следующего содержания: «НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету в отношении материальных ресурсов, приобретенных за наличный расчет, стоимость которых составила сумму 300 тыс. сом за отчетный налоговый период»;  

- «О внесении дополнения в Закон «О государственном социальном страховании», который предусматривает установление обязательного требования по оплате страховых взносов только путем перечисления средств с расчетного счета юридического лица на расчетные счета Социального фонда; 

- «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», который направлен на освобождение от НДС ввозимого банковского оборудования до конца 2017 года в целях стимулирования расширения инфраструктуры коммерческими банками в регионах;  

- «О платежной системе Кыргызской Республики», который регулирует инновационные способы проведения платежей в безналичной форме, через Интернет- банкинг, домашний банкинг, мобильный банкинг, посредством платежных инструментов, банковских платежных карт, электронных кошельков, развитие агентской сети и привлечение новых участников платежных систем для оказания услуг в пользу третьих лиц и оказание услуг по сбору и обработке финансовой информации процессинг (клиринг). 

- «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей»», в котором предусмотрено, что продавец не вправе ограничивать покупателя в оплате за товары или услуги в наличной или безналичной форме. Также, во исполнение статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» от 24 июля 2015 года № 188 было принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 декабря 2015 года № 869 «О мерах по защите прав потребителей», в котором предусмотрен перечень и критерии для торгово-сервисных предприятий Кыргызской Республики по обязательной установке пос-терминалов для приема оплаты за товары и услуги в безналичной форме; 

- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики»)» (№ 235) в котором статьей 319 предусмотрено, что ставка налога при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме, устанавливается в размере 0 процентов (в наличной 2 процента). Ранее ставка налога с продаж составляла 4%. 

- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» («О платежной системе Кыргызской Республики» и «Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности»), который приведен в соответствие с Законом «О лицензионно разрешительной системе в Кыргызской Республики» в части получения лицензии на деятельность по проведению платежей в пользу третьих лиц и по сбору и обработке финансовой информации. Также в Кодекс об административной ответственности внесены нормы, позволяющие осуществлять оплату штрафов на месте правонарушения в безналичной форме.  

На основании вышеизложенного можно отметить, что именно поэтапный переход на безналичные платежи проводился в зависимости от готовности государственных учреждений, коммерческих банков и населения. Реализация планов мероприятий Государственной программы постепенно привела к тому, что население Кыргызской Республики уже достаточно осведомлено, понимает сущность и удобство безналичных платежей и расчетов. Также, в рамках совершенствования законодательной базы Кыргызской Республики, в правовом русле начали оказывать платежные услуги новые участники платежной системы. С развитием электронных устройств (мобильные телефоны, планшеты, умные часы и т.д.) платежи осуществлялись и через электронные кошельки, которые являются одним из платежным инструментов, имеют определенный спрос и влияют на увеличение доли безналичных платежей в республике. Однако надо отметить, что уровень безналичных платежей в общем обороте денежной массы значительно ниже, чем в развитых странах, где этот показатель достигает 80-90%. Это остается одной из важных задач и проблем, стоящих перед государственными органами, коммерческими банками, операторами платежных систем, платежными организациями и бизнес сообществом Кыргызской Республики. Поэтому стратегической целью Государственной программы продолжает оставаться дальнейшее увеличение доли безналичных расчетов, так как это способствует уменьшению транзакционных издержек, расходов на производство и хранение наличных денег, повышает собираемость налогов, снижает уровень коррумпированности и долю теневого сектора в экономике, ускоряет оборачиваемость денежных средств.  

Вместе с тем, на дальнейшее увеличение доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике продолжают влиять следующие проблемы: 

1) недостаточная активность и низкая исполнительная дисциплина министерств и административных ведомств, бюджетных организаций по увеличению платежей и расчетов в безналичной форме; 

2) все еще недостаточная развитость инфраструктуры по приему безналичных платежей, неэффективная тарифная политика по банковским и платежным услугам, предлагаемая коммерческими банками. По-прежнему остается низкая концентрация инфраструктуры в сельской местности по сравнению с крупными городами; слабый функционально-технологический уровень оснащения розничной платежной инфраструктуры, недостаточно стабильная работа оборудования и каналов связи, высокая стоимость банкоматов и платежных терминалов.  

3) отсутствие законодательно установленной обязанности для хозяйствующих субъектов проводить и принимать платежи в безналичной форме;  

4) имеющиеся факты мошенничества, что обуславливает необходимость внесения изменений в законодательные акты Кыргызской Республики в части привлечения к ответственности финансовых злоумышленников; 

5) недостаточный уровень финансовой грамотности населения республики. 

Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики, принимая во внимание вышеуказанные проблемы, а также учитывая проведение дальнейших экономических реформ страны по переходу на новые цифровые услуги в будущем, созданию умных городов, развитие инфраструктуры в 20 городах республики, будет параллельно продолжать дальнейшее развитие цифровых технологий, электронного правительства, банковской и платежной инфраструктуры, развивать и внедрять платежные инструменты в новых сферах обслуживания, совершенствовать законодательную базу, а также осуществлять контроль и мониторинг проводимых мероприятий по развитию безналичных платежей.  

В связи с этим, Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республикиинициирует продление сроков Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике сроком на пять лет с участием Межведомственной комиссии и продолжение скоординированных действий во исполнение поставленных цели и задач Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы.  

 

Цель и задачи 

 

Главной целью Государственной программы на 2018 2022 гг. является достижение оптимального и равновесного соотношения наличного и безналичного денежного обращения, повышение уровня проникновения банковских и платежных услуг путем развития рынка розничных платежей для увеличения доли безналичных платежей и расчетов, а также расширение инфраструктуры, применение инновационных платежных инструментов и услуг в проведении розничных и моментальных платежей в Кыргызской Республике. 

Основные задачи: 

1. Проведение мероприятий по дальнейшему обеспечению эффективного планирования доходной и расходной частей бюджета республики за счет прозрачности движения финансовых потоков, повышения контроля за системой бюджетных платежей и своевременного поступления налоговых и других денежных средств в бюджет через счета в коммерческих банках. Усиление контроля за оборачиваемостью денежных средств, уменьшение теневого оборота наличных. 

2. Повышение уровня социального обслуживания населения за счет управления процессом предоставления льгот и пособий при проведении безналичных платежей через счета в коммерческих банках. 

3. Предоставление условий для активного роста предпринимательства в реальном секторе путем расширения инфраструктуры по безналичным расчетам и использования платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте.  

4. Расширение спектра услуг по проведению платежей и расчетов, предоставляемых коммерческими банками, и развитие филиальной сети в условиях конкурентной среды. Увеличение депозитной базы за счет увеличения количества счетов, привлечения денежных средств населения и аккумулирование значительных объемов финансовых средств для инвестирования в реальный сектор экономики. 

5. Активное вовлечение бизнес структур в к проведению платежей и расчетов в безналичной форме. 

6. Проведение мероприятий, направленных на снижение риска возникновения киберпреступлений и выработке мер по привлечению к ответственности злоумышленников, осуществляющих противоправные мошеннические действия в сфере банковских и платежных услуг. 

7. Совершенствование законодательной базы Кыргызской Республики.  

8. Оптимизация тарифной ценовой политики на банковские и платежные услуги.  

9. Широкоея информирование населения о способах проведения платежей посредством инновационных инструментов и мерах по безопасности их использования. 

Реализация задач Государственной программы на 2018-2022 годы должна осуществляться при совместном участии министерств, государственных служб, ведомств, администраций городов и районов, коммерческих банков, а также других организаций и частных предпринимателей, бизнес сообществ. 

Государственная программа является основой для разработки более детальных программ действий каждого государственного учреждения, реализуемых при финансовой поддержке государства и согласованных с другими социально-экономическими и национальными программами развития и стратегиями страны. 

Государственная программа может корректироваться с учетом изменений в законодательстве Кыргызской Республики и проводимых экономических реформ в стране. 

Участники Государственной программы обеспечивают: 

- подготовку и реализацию планов мероприятий, программ развития; 

- разработку предложений по улучшению условий и механизмов финансовой поддержки данных мероприятий; 

- усовершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников системы безналичных расчетов на территории Кыргызской Республики; 

- оказание поддержки по организации и проведению проектов; 

- ведение текущего контроля/мониторинга за реализацией существующих и пилотных проектов. 

Государственная программа на 2018-2022 гг. предусматривает комплекс мероприятий по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, направленных на развитие розничного рынка платежей и расширение инфраструктуры безналичных платежей: 

1. Обеспечение приема оплаты всех таможенных и налоговых платежей в безналичной форме с использованием инновационных технологий (в том числе банковских платежных карт, электронных кошельков, мобильного банкинга и др.). 

2. Повышение объемов проведения регулярных платежей от населения в регионах через счета в коммерческих банках посредством использования инновационных технологий (в том числе с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков, мобильного банкинга и др.). 

3. Установка постерминалов, прием и обслуживание электронных кошельков в мелких торгово сервисных предприятиях. 

4. Дальнейшие выплаты пенсий, пособий, денежных компенсаций и других социальных выплат со счетов Социального фонда Кыргызской Республики на индивидуальные счета получателей в коммерческих банках. 

5. Обеспечение перевода на счета в коммерческих банках выплат стипендий студентам высших и средних специальных учебных заведений. 

6. Обеспечение перевода всех учреждений и организаций на выплату заработной платы работникам через счета в коммерческих банках. 

7. Обеспечение оплаты пошлин, штрафов, транспортных услуг и др. платежей в доход государства в безналичной форме. 

8. Развитие системы удаленного/дистанционного банковского обслуживания (Интернет-банкинг, Мобильный банкинг, мобильные платежи и т.д.) в режиме работы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Расширение инфраструктуры сети по обслуживанию банковских платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте в безналичной форме.  

9. Участие в мероприятиях, направленных на обеспечение возможности удаленной идентификции пользователя/плательщика в целях стимулирования использования банковских услуг, электронных/мобильных кошельков и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте в безналичной форме. 

10. Расширение возможности предоставления услуг в режиме онлайн, включая кредитование, через электронные/мобильный кошельки в целях увеличения доли безналичных расчетов. 

 

Ожидаемые результаты третьего этапа Государственной программы 

Реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой на 2018-2022гг, позволит обеспечить:   

Государству и экономике:  

1. Сокращение темпов роста денежной наличности, уменьшение теневого оборота наличных денег.  

2. Увеличение прозрачности при проведении налогово-бюджетной политики государства.  

3. Сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег.  

4. Инновационные методы финансового управления в бюджетной сфере.  

5. Прямое пополнение бюджета. 

6. Повышение финансовой грамотности населения. 

 

Коммерческим банкам:  

1. Привлечение новых клиентов, увеличение депозитной базы и аккумулирование денежных средств для инвестирования в реальный сектор экономики.  

2. Развитие сети розничных агентов в регионах.  

3. Расширение спектра дистанционного обслуживания клиентов.  

4. Сокращение издержек, связанных с эмиссионно-кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег).  

 

Организациям и предприятиям:  

1. Сокращение расходов на создание собственных внутрикорпоративных систем.   

2. Снижение расходов на работу с наличными денежными средствами (прием, хранение и транспортировка).  

3. Ведение более точного учета, финансового контроля и планирование.  

4. Прямые социальные отчисления.  

 

Населению:  

1. Простой, широкий, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты.  

2. Широкий выбор банков и их агентов для получения платежных услуг.  

3. Широкий выбор традиционных и инновационных инструментов и способов осуществления платежей и денежных переводов, вне зависимости от банков и систем и территориальной принадлежности.  

 

Прогнозные показатели  

 

№ 

 

Прогноз  

2018 

Прогноз 

2019 

Прогноз  

2020 

Прогноз  

2021 

Прогноз 2022  

Системы расчетов с использованием карт 

 

Количество эмитированных платежных карт на конец года (тыс.шт.).  

1 920,8 

2 112,8 

2 324,1 

2 556,5 

2 812,2 

Уровень проникновения банковских платежных карт в расчете на 1 человека (шт.) 

0,46 

0,50 

0,55 

0,6 

0,7 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (тыс.шт.) 

26 327 

27 644 

29 026 

30 477 

35 121 

Среднее количество операций в расчете на 1 тыс. человек (шт.) 

4 311 

4 459 

4 613 

4 772 

8 248 

Среднее количество операций в расчете на 1 человека (шт.) 

6,37 

6,59 

6,82 

7,05 

8,01 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн. сом.) 

148 148 

155 555 

163 333 

171 500 

180 075 

Средний объем операций с картами в расчете на душу населения (сом.) 

35 846 

37 082 

38 361 

39 684 

41 052 

 

Системы расчетов с использованием электронных денег 

11 

Количество пользователей (количество электронных кошельков) (ед.) 

433 910 

455 606 

478 386 

502 306 

527 421 

12 

Общее количество транзакций, проведенных с использованием электронных денег (тыс.сом) 

5 062 

5 316 

5 581 

5 861 

6 154 

13 

Общий объем транзакций, проведенных с использованием электронных денег (тыс.сом) 

3 203 746 

3 363 933 

3 532 130 

3 708 736 

3 894173 

14 

Население на территории КР (тыс. чел) 

4 132,9 

4 194,8 

4 257,8 

4 321,6 

4 386,5 

Банковская и платежная инфраструктура 

 

Количество банкоматов (шт.) 

1 385 

1 454 

1 527 

1 603 

1683 

 

Количество пос- терминалов (шт.) 

7 752 

8 140 

8 547 

8 974 

9 423 

 

Количество установленных платежных (сash in) терминалов 

3 585 

3 600 

3680 

3 760 

3 840 

Количество платежных терминалов с функцией приема бесконтактных карточек в организациях торговли (сервиса), в общественных транспортах и т.д. QR-кодов и НСE. (шт). 

20 

30 

50 

80 

 

 

100 

 

Численность постоянного населения республики в 2016г. увеличилась на 120,7 тыс. человек, или на 2,0 процента, и на 1 января 2017г. составила 6 млн. 140 тыс. человек из них трудоспособных - 3 585,7 тыс. человек. Количество картодержателей по состоянию на 1 июля составляет 1 772,6 тыс. человек. и В рамках реализации Госпрограммы до 2022 года необходимо привлечь и повысить количество трудоспособного населения Кыргызской Республики к проведению платежей в безналичной форме.  

 

Финансовое обеспечение (объемы и источники финансирования) 

Реализация поставленных задач Государственной программы на 2018-2022 годы требует комплексного решения вопросов формирования источников финансирования. В качестве источников финансирования основных проектов возможно использование кредитов международных финансовых организаций, средств государственного бюджета, Национального банка Кыргызской Республики, а также инвестиций коммерческих банков и других заинтересованных организаций.  

 

План мероприятий по реализации  

Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018 2022 годы 

 

  

Мероприятия 

Сроки исполнения 

Ответственный исполнитель 

Форма исполнения 

1. Разработка организационно правового и методического обеспечения развития системы безналичных расчетов. 

1.1.  

Внесение изменений в Закон «О государственных закупках Кыргызской Республике» относительно освобождения коммерческих банков с государственной долей от исполнения закона в части закупки/установки банковского оборудования (банкоматов, платежных терминалов, киосков и POS терминалов), а также аренды нежилых помещений под установку банковского оборудования. 

2018 2020 гг. 

МФ НБКР и другие государственные органы 

подготовка проекта нормативного правового акта.  

1.2.  

Внесение изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики в части привлечения к ответственности по мошенничеству в банковской и платежной системах. 

2018-2020 гг. 

ГСБЭП, ГКНБ и др. 

создание рабочей группы и подготовка предложений. 

1.3. 

Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» в части перевода медицинского страхования в безналичной форме путем перечисления с банковских счетов физических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

2018 2022 гг. 

ФОМС, МЗ, СФ и КБ. 

Разработка и реализация Планов мероприятий по переводу страховых взносов на обязательное медицинское страхование 

1.4.  

Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» в части расширения полномочий Национального банка по регулированию новых участников банковской деятельности и платежных систем для оказания инновационных услуг, направленных на увеличение безналичных платежей в отдаленных регионах Кыргызской Республики. 

2018-2022 гг.  

НБКР, КБ, ОПС, Ассоциация операторов связи. 

Подготовка проекта нормативного правового акта. 

1.5. 

О внесении изменения в постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №4732-V «О внесении дополнения в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» от 29 января 2015 года об освобождении от налогов ввозимого банковского терминального оборудования на период 3-го этапа Госпрограммы. 

2018г. 

МЭКР, НБКР, КБ и ОЮЛ «СБК» 

Утверждение постановления Правительства Кыргызской Республики 

1.6.  

Обеспечение перехода на выплату заработной платы работникам субъектов хозяйствования всех форм собственности, включая организации торговли (сервиса), через счета в коммерческих банках. 

2018-2022 гг. 

АПКР, НБКР, КБ и Бизнес ассоциации сфере торговли и услуг. 

Инициирование, принятие и реализация постановления Правления ПКР «Об обеспечении перевода заработной платы работников субъектов хозяйствования всех форм собственности, включая организации торговли (сервиса), на счета в коммерческих банках». 

1.7. 

Пересмотр перечня торгово-сервисных предприятий, а также критериев, в соответствии с которыми торгово-сервисные предприятия обязаны установить у себя POS-терминалы для приема и обслуживания банковских платежных карт  

2018г 

МЭКР, ГААР, НБКР, бизнес ассоциации 

принятие постановления Правления ПКР «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства КР «О мерах по защите прав потребителей» от 23 декабря 2015 года № 869 

1.8 

Внесение изменений в законодательную базу по использованию договора эскроу счета при купле продаже движимого и недвижимого имущества 

2018 

НБКР, ГРС, МЭКР 

Продвижение законопроекта 

1. 9. 

Анализ исполнения законодательства по вопросу проведения взаиморасчетов и применения договора эскроу счета.  

2019-2022гг. 

 

 

 

 

2021-2022гг. 

МЭКР, НБКР, КБ, ГРС и бизнес ассоциации в сфере риэлторских услуг.  

 

ГРС, НБКР, МЭКР и бизнес ассоциации в сфере риэлторских услуг 

Создание рабочей группы и изучение рынка и потребителя. 

1.10. 

Внесение изменений в законодательную базу Кыргызской Республики и нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики относительно оперативного обмена информацией о фактах совершения кибератак, мошенничества, методах совершения таких инцидентов для принятия мер по снижению возхникновения рисков  

2018-2019гг. 

Правоохранительные органы, НБКР, ЗАО МПЦ, КБ, операторы ПС 

 

2. Популяризация расчетов в безналичной форме среди населения 

 

2.1 

Проведение мероприятий, стимулирующих граждан использовать электронные платежные инструменты и средства платежа, системы дистанционного банковского обслуживания для оплаты товаров (работ, услуг) 

2018-2022 гг. 

ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), бизнесассоциации (по согласованию), НБКР (по согласованию) 

подготовка соглашений между ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», Национальным банком, банками, международными и локальными платежными системами о сотрудничестве в части популяризации расчетов в безналичной форме среди населения и повышения его финансовой грамотности, утверждение планов мероприятий, проведение акций. 

2.2 

Информирование населения о преимуществах и выгодах использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания. 

2018-2022 гг. 

ПКР, ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), бизнесассоциации (по согласованию), НБКР (по согласованию) 

Производство и размещение (вещание) в СМИ и интернет-сайтах статей, видео- и аудиороликов, теле- и радиопередач, а также производство и распространение среди населения информационных материалов (брошюр, плакатов или др.). 

2.3. 

Внесение изменений в нормативно-правовые акты по предоставлению возможности удаленной идентификации пользователя в целях стимулирования использования банковских услуг, электронных/мобильных кошельков и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте в безналичной форме. 

2020-2022 г. 

НБКР, КБ, Ассоциация операторов платежных систем 

Внесение изменений в нормативно-правовые акты 

2.4. 

Расширение возможности предоставления услуг в режиме онлайн, включая кредитование, через электронные/мобильный кошельки в целях увеличения доли безналичных расчетов. 

2020-2022 г. 

НБКР, КБ, Ассоциация операторов платежных систем 

Внесение изменений в нормативно-правовые акты 

3. Стимулирование организаций торговли (сервиса) к приему платежей в безналичной форме. 

3.1 

Расширение сферы действия проектов по уплате налогов в безналичной форме и оснащению отдаленных регионов платежными терминалами. 

2018-2022 гг. 

НБКР,КБ и ГНС. 

подготовка и представление информации организация работы телефонной справочной системы налогового и антимонопольного органа по данному направлению, информирование населения и т.п.  

 

Организация разъяснительной работы с налогоплательщиками и населением по использованию новых методов уплаты налогов в безналичной форме и действию нормативных правовых актов. Обеспечение непрерывной и бесперебойной работы платежных терминалов. 

2018г 

КБ, ГНС, МЭКР, НБКР 

 

3.2 

Принятие мер по усилению мотивации организаций торговли (сервиса) к обеспечению оплаты населением товаров (работ, услуг) в безналичной форме. 

2018-2020гг.  

КБ, ГНС, мэрия г. Бишкек и др.  

Подготовить план мероприятий.  

3.3. 

Перевод всех социальных выплат, пенсий и пособий на национальную карту Элкарт.  

2019- 2020 гг. 

СФ, КБ и ГП «Кыргыз почтасы»  

Заключение договора с ГП «Кыргызпочтасы» по предоставлению банковских и розничных услуг и обеспечение сотрудников почты переносными пос терминалами преимущественно для обслуживания неходячих пенсионеров (пенсионерам, которые не могут самостоятельно передвигаться, нуждающиеся в постоянном уходе). 

3.4. 

Расширение линейки кредитных и дебетовых карт, предоплаченных, в том числе для конкретных категорий клиентов (школьники, студенты, лица, карта мигранта и т.п.). 

2019-2020 гг. 

КБ, министерства и ведомства.  

разработка на базе национальной платежной карте «Элкарт». 

3.5. 

Установка банковского и платежного оборудования в регионах республики, развитие агентской сети банков.  

контроль и мониторинг на постоянной основе. 

КБ, ГП «Кыргыз почтасы», платежные организации и другие юридические лица и индивидуальные предприниматели.  

установка банкоматов, терминалов и cash-in терминалы и развития агентской сети. 

3.6. 

Обеспечение банковским оборудованием в 20 городах Кыргызской Республики в рамках проекта «Smart city».  

2018 -2019 гг. 

Мэрия г. Бишкек, КБ, ПО и НБКР 

представить перечень городов для обеспечения банковской и платежной инфраструктурой. 

 

Обеспечение приема за транспортные услуги в безналичной/электронной и бесконтактной форме оплаты.  

(TRANS PAY, предоплаченные карты, HCE и QR-код, NFС - технологии) 

2018-2020 гг. 

МТКР, мэрии г.Бишкек и г.Ош, ГКИТС, КБ, ЗАО «МПЦ» и частные автотранспортные сервисы. 

разработка плана мероприятий по приему оплаты за транспортные услуги в безналичной форме. 

4. Совершенствование ценовой политики 

 

4.1 

Совершенствование тарифной политики банков, операторов платежных систем и платежных организаций в области операций, осуществляемых с использованием банковских платежных карт и других инновационных технологий. Дифференцированный подход при формировании тарифной политики  

2018-2020 гг. 

ОЮЛ СБК, КБ, Ассоциация операторов платежных систем, операторы платежных систем, платежные организации НБКР, ОМСУ (по согласованию) 

Внесение изменений в тарифную политику банков, операторов платежных систем и платежных организаций. 

5. Обеспечение непрерывности и безопасности функционирования платежной системы, 

доступности оборудования самообслуживания* для держателей карт 

5.1.  

Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части упрощения процедуры согласования документации для установки оборудования самообслуживания, предусматривающих: 

2018-2022 гг. 

Бишкекская главархитектура, мэрия г. Бишкек и г.Ош, КБ 

подготовка проектов нормативных правовых актов 

 

установку банковского оборудования внутреннего исполнения без разработки проектно-сметной документации. 

 

установку банковского оборудования внешнего исполнения, не затрагивающего несущих конструкций здания, без разработки проектно-сметной документации 

 

установку информационных указателей и (или) защитных конструкций (козырьки, ширмы и другое) для оборудования самообслуживания внешнего исполнения без разработки проектно-сметной документации 

5.2. 

Повышение качества связи для платежных терминалов, установленных в организациях торговли (сервиса), и банковского оборудования путем: 

2018-2022 гг. 

ГАС при ГКИТС, КБ и Операторы платежных систем. 

обеспечение повышения скорости обработки операций с использованием карточек, доступности расчетов в безналичной форме для населения. 

 

использования для подключения платежных терминалов преимущественно широкополосных каналов электросвязи. 

2019-2022 гг. 

ГАС при ГКИТС, ПО 

рассмотреть все каналы связи платежных терминалов и разработать план мероприятий.  

 

подключения платежных терминалов, оборудования самообслуживания по выделенным абонентским линиям. 

2019-2022 гг. 

ГАС при ГКИТС, КБ, ПО. 

вести учет абонентских линий платежных терминалов. 

 

модификация платежных терминалов по приему наличных денежных средств за товары и услуги в части разработки программы по обслуживанию банковских платежных карт и электронных кошельков.  

2021 -2022 гг.  

КБ, ПО, НБКР 

создать дополнительные возможности для пользователей. 

6. Развитие программно-технической инфраструктуры 

6.1. 

Проработка вопроса о внедрении бесконтактных технологий при проведении населением расчетов в безналичной форме. (транспорт/крупные розничные/оптовые рынки, пункты общественного питания и т.д.) 

2018-2022 гг. 

КБ, НБКР, ГКИТС и мэрия г. Бишкек.  

содействие в организации подготовки пилотных проектов заинтересованными сторонами. 

6.2. 

Внедрение адаптивных технологий в целях предоставления возможности использования оборудования самообслуживания граждан с ограниченными возможностями 

2021-2022 гг. 

КБ, ПО и НБКР и др. 

Реализация пилотного проекта 

7. Повышение квалификации и обмен опытом 

7.1. 

Повышение квалификации в области IT безопасности, кибербезопасности, IT- аудита.  

2019 2020 гг. 

МО и НБКР 

разработка предложений. 

7.2. 

Обучение сотрудников Национального банка, правоохранительных органов и коммерческих банков в области реагирования на кибератаки, выявление снижения рисков киберпреступности в области платежной системы.  

2018-2019гг. 

ГКНБ, ГСБЭП, ГСФР, МВД, НБКР и КБ. 

привлечение международных доноров. 

7. 3.  

Информирование и оперативное реагирование на случаи кибератак финансово- кредитных и небанковских организаций, мошенничества при использовании инновационных услуг.  

2019-2022гг.  

КБ, МВД и ГКНБ  

при необходимости уведомить правоохранительные органы. 

 

––––––––––––––––––––– 

* Организации торговли (сервиса) организации, осуществляющие продажу продовольственных (непродовольственных) товаров, выполнение (оказание) различных видов работ (услуг) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики вне зависимости от их ведомственной  

подчиненности.  

HCE (Host-based Card Emulation) технология эмуляции карточек с микропроцессором на мобильном устройстве, которая в совокупности с технологией NFC (Near field communication) позволяет осуществлять мобильные бесконтактные платежи без физического использования карточки. 

QR-код двумерный штрихкод с закодированной информацией, состоящей из любых символов, который предоставляет возможность автоматического считывания данной информации посредством мобильных устройств.