Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту изменений и дополнений 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности  

операторов платежных систем и платежных организаций»  

от 25 ноября 2015 года № 71/11 

 

Во исполнение Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» Управлением платежных систем были разработаны Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» и «О регулировании операторов платежных систем и платежных организаций».  

По итогам процесса лицензирования и инспекторских проверок были выявлены пункты, требующие доработки для их однозначного понимания со стороны операторов платежной системы и платежных организаций. Также в связи с вступлением в силу Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и изменений в Закон «О платежной системе Кыргызской Республики» возникла необходимость приведения в соответствие с указанными законами.  

Таким образом, основной причиной внесения изменений и дополнений в Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее Положение) является гармонизация и оптимизация нормативной правовой базы по лицензированию и регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций.  

Так в Положение предлагается внесение следующих изменений и дополнений: 

- термины и понятия приведены в соответствии с вышеуказанными законами и по документу понятие субагент заменено на агент; 

- порядок лицензирования дополнен нормой, по которой при рассмотрении пакета документов на получение соответствующей лицензии Национальный банк будет осуществлять предварительную проверку заявителя в течение 10 (десяти) рабочих дней после подачи заявления на получение лицензии

- основанием для отказа в выдаче лицензии может быть результат предварительной проверки, невнесение оплаты за выдчу лицензии и условие, если ранее была отозвана лицензия; 

- Глава 4. Отзыв лицензии исключена и дополнена ссылкой на Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежной системы/платежным организациям Кыргызской Республики»; 

- дополнено Главой 7. Прекращение действия лицензии, где прописаны условия прекращения деятельности. 

По всему Положению нормы по обжалованию решений Национального банка в рамках настоящего Положения собраны в новой Главе 8. Порядок обжалования Национального банка, и в соответствии с новой Главой 8. обжалование решений Национального банка регулируется Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками». 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта Положения: 

- обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора. 

Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта Положения направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить деятельность операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.  

Проект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

Реализация данного проекта Положения не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.  

 

 

 

 

Изменения и дополнения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности  

операторов платежных систем и платежных организаций»  

от 25 ноября 2015 года № 71/11 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 ноября 2015 года № 71/11 следующие изменения и дополнения:  

в Положении о лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящее Положение о лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее - Положение) определяет порядок лицензирования Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) деятельности по: 

а) оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

б) оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра.»; 

- Положение дополнить пунктами 1-1 и 1-2 следующего содержания:  

«1-1. Лицензия, выдаваемая Национальным банком, является бессрочной, неотчуждаемой и не подлежит передаче третьим лицам.   

1-2. В случае нарушения требований настоящего Положения Национальный банк вправе применять меры воздействия в отношении оператора платежной системы и/или платежной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

- пункт 2 изложить в следующей редакции: 

«2. В настоящем Положении используются следующие понятия, согласно их определениям, предусмотренным в законах Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики». 

При этом в рамках настоящего Положения используются следующие термины и определения: 

Агент юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не имеющее/ий соответствующую лицензию Национального банка, заключившее/ий с платежной организацией агентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических и юридических лиц в пользу поставщиков.  

Агентский договор  договор, заключенный между платежной организацией и агентом о предоставлении услуг, указанных в настоящем Положении, в целях исполнения агентского договора. При этом ответственность за действия агента перед поставщиком несет платежная организация. 

Аффилированные лица это: 

значительные участники юридического лица; 

юридические лица, в которых одно и то же юридическое лицо является значительным участником. 

Должностные лица - члены коллегиального исполнительного органа, осуществляющие руководство текущей деятельностью платежной организации - члены Правления, генеральный директор/технический директор/директор (руководитель, отвечающий за техническое функционирование платежной системы), заместитель генерального директора/технического директора/директора, главный бухгалтер/бухгалтер, учредители/участники/акционеры, а также лица, определяющие политику платежной организации независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение; 

Заявитель - юридическое лицо, обратившееся в Национальный банк для получения лицензии для осуществления деятельности оператора платежной системы и/или платежной организации; 

Клиент - лицо, пользующееся услугами платежных организаций при осуществлении платежей в пользу третьих лиц.  

Клиринг - процесс сбора, обработки, подтверждения платежей и подсчета взаимных обязательств участников системы; 

Клиринговый центр - организация, в котором осуществляется клиринг; 

Лицензиат - оператор платежных систем и/или платежная организация, получившие лицензию Национального банка на право осуществления деятельности; 

Поставщик товаров и услуг (далее - поставщик) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающий денежные средства клиента за реализуемые товары (выполняемые работы, услуги); 

Связанные с юридическим лицом лица: 

1) должностные лица юридического лица и их близкие родственники; 

2) лица, которые прямо или косвенно имеют значительное участие в капитале юридического лица и/или осуществляют контроль; 

3) юридические лица, в которых юридическое лицо и его должностные лица имеют значительное участие и/или осуществляют контроль; 

4) члены исполнительного органа юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего термина, и их близкие родственники; 

5) физические лица - близкие родственники и родственники до четвертой степени родства лиц, указанных в пункте 2 настоящего термина; 

6) юридические лица, в которых лица, указанные в пункте 2 настоящего термина, имеют значительное участие и/или осуществляют контроль.»; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Настоящее Положение не распространяется на отношения по предоставлению агентами розничных банковских услуг населению на основании агентского договора с коммерческим банком, на деятельность небанковских финансово-кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии Национального банка.»; 

- пункт 5 изложить в следующей редакции: 

«5. Национальный банк вправе запрашивать от заявителя/лицензиата информацию, касающуюся его деятельности и деятельности его учредителей, информацию об их должностных лицах, аффилированных и связанных лицах, агентах, об осуществленных операциях в пользу аффилированных и связанных лиц. Заявитель/лицензиат обязан предоставлять запрашиваемую информацию в установленные Национальным банком сроки.»; 

- пункт 8 признать утратившим силу; 

- пункт 9 признать утратившим силу; 

 

- по всему тексту Положения слова «субагент» в различных числовых и падежных формах заменить словами «агент» в соответствующих числах и падежах; 

- в пункте 16: 

в подпункте 8 слова «для действующих компаний -» исключить; 

подпункт 9 изложить в следующей редакции: 

«9) документ, подтверждающий внесение средств в качестве 100% уставного капитала (не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов) на счет в коммерческом банке. Использование денежных средств, внесенных в целях формирования уставного капитала, до принятия решения о выдаче/отказе в выдаче лицензии запрещено. Уставный капитал служит обеспечением обязательств заявителя/лицензиата и должен формироваться только в национальной валюте за счет денежных средств учредителей/участников/акционеров. Запрещается формирование уставного капитала за счет основных средств, нематериальных активов и заемных средств;»;  

пункт дополнить подпунктами 15-1 - 15-3) следующего содержания: 

«15-1) сведения об аффилированных лицах и связанных лицах компании (ФИО физического лица, наименование юридического лица, подтверждающие документы, учредительные документы и др.); 

15-2) акт установки и введение в промышленную эксплуатацию аппаратно-программного комплекса (далее - АПК);  

15-3) в случае, если оператор платежной системы использует арендуемое помещение для размещения АПК, необходимо представить договор аренды с техническим описанием помещения, который должен соответствовать требованиям настоящего Положения. Договор аренды должен быть со сроком действия не менее одного года;»; 

- Положение дополнить пунктами 19-1 - 19-2следующего содержания: 

«19-1. При рассмотрении пакета документов, Национальный банк вправе осуществить предварительную проверку заявителя, которая осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней после подачи заявления на получение лицензии. 

19-2. Предварительная проверка включает проверку работоспособности автоматизированных систем и соответствия деятельности заявителя требованиям настоящего Положения.»; 

- Положение дополнить пунктом 23-1 следующего содержания: 

«23-1. Решение о выдаче лицензии принимает Комитет по платежной системе Национального банка. Лицензия подписывается Заместителем Председателя/членом Правления - председателем Комитета по платежной системе Национального банка.»; 

- пункт 26 изложить в следующей редакции: 

«26. Сведения о выдаче, переоформлении, о выдаче дубликата, приостановлении и отзыве лицензии заносятся в реестр, который ведется уполномоченным подразделением Национального банка.»; 

- пункт 27 дополнить подпунктами 4 - 5 следующего содержания: 

«4) результаты предварительной проверки, подтверждающие несоответствие деятельности заявителя требованиям настоящего Положения; 

5) невнесение оплаты за выдачу лицензии; 

- Положение дополнить пунктом 27-1 следующего содержания: 

«27-1. Решение об отказе в выдаче лицензии принимает Комитет по платежной системе Национального банка.»; 

- пункт 28 признать утратившим силу; 

- Главу 4 признать утратившей силу; 

- пункт 32 дополнить абзацем четвертым следующего содержания: 

«- изменение местонахождения юридического лица, связанное с изменением населенного пункта, а также переименование населенного пункта, в котором расположен оператор платежной системы и/или платежная организация.»; 

- Положение дополнить пунктами 32-1 следующего содержания: 

«32-1. Изменение местонахождения платежной организации внутри одного населенного пункта не влечет переоформление его лицензии.»

- Положение дополнить пунктом 35-1 следующего содержания: 

«35-1. За переоформление лицензии взимается плата в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.»

- в пункте 36 слова «(объявление в средствах массовой информации, справка из "стола находок")» исключить; 

- пункт 38 изложить в следующей редакции: 

«38. Лицензиар в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата лицензии с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу или направляет отказ в выдаче дубликата лицензии с обоснованием причины отказа.»; 

- пункт 39 признать утратившим силу; 

- Положение дополнить главами 7 и 8 следующего содержания: 

«Глава 7. Прекращение действия лицензии  

40. Лицензия, выданная Национальным банком, прекращает свое действие в случаях: 

- ликвидации юридического лица; 

- отзыва лицензии у лицензиата;   

- добровольного прекращения осуществления лицензируемого вида деятельности; 

- исключения отдельного вида деятельности из перечня лицензируемых видов деятельности. 

41. Лицензиат должен представить письменное заявление с описанием причин ликвидации/добровольного прекращения лицензируемого вида деятельности и сдать лицензию в Национальный банк в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации/добровольном прекращении деятельности. 

42. Лицензиат должен выполнить условия договора с участниками платежной системы и поставщиками услуг и прекратить лицензируемый вид деятельности согласно законодательству Кыргызской Республики. 

43. Отзыв лицензии осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежной системы/платежным организациям Кыргызской Республики». 

 

Глава 8. Порядок обжалования решений Национального банка 

44. Решения, принимаемые Национальным банком в рамках настоящего Положения, могут быть обжалованы в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами.». 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»  

от 25 ноября 2015 года № 71/11 

  

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция  

1. Настоящее Положение о лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее - Положение) разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике", "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О платежной системе Кыргызской Республики", и определяет порядок лицензирования Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) деятельности по: 

а) оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

б) оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

1. Настоящее Положение о лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее - Положение) определяет порядок лицензирования Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) деятельности по: 

а) оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

б) оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра.» 

 

1-1. Лицензия, выдаваемая Национальным банком, является бессрочной, неотчуждаемой и не подлежит передаче третьим лицам.  

 

1-2. В случае нарушения требований настоящего Положения Национальный банк вправе применять меры воздействия в отношении оператора платежной системы и/или платежной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.» 

2. В настоящем Положении используются следующие понятия, используются следующие термины и определения

1) агент поставщика товаров и услуг (далее - агент) - лицензиат, заключивший с поставщиком товаров и услуг агентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических и юридических лиц (клиентов) от имени поставщика товаров и услуг; 

2) лицензиат - оператор платежных систем и/или платежная организация, получившие лицензию Национального банка на право осуществления деятельности; 

3) агентский договор - договор между агентом (лицензиатом) и поставщиком товаров и услуг о предоставлении лицензиатом услуг от имени поставщика товаров и услуг, указанных в настоящем Положении. При этом ответственность за исполнение обязательств по поставке товаров и предоставлению услуг перед клиентами поставщика товаров и услуг несет поставщик товаров и услуг. Агент (лицензиат) несет ответственность перед клиентом за обеспечение деятельности по приему платежей, указанной в настоящем Положении; 

4) должностные лица - члены Правления (финансовый директор, технический директор, главный бухгалтер) и другие лица, которые определяют политику лицензиата независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение; 

5) заявитель - юридическое лицо, обратившееся в Национальный банк для получения лицензии для осуществления деятельности оператора платежной системы и/или платежной организации; 

6) клиент - лицо, пользующееся услугами платежных организаций при осуществлении платежей в пользу третьих лиц.  

7) клиринг - процесс сбора, обработки, подтверждения платежей и подсчета взаимных обязательств участников системы; 

8) клиринговый центр - учреждение, в котором осуществляется клиринг; 

9) оператор платежной системы - юридическое лицо, резидент Кыргызской Республики, имеющее разрешительные документы Национального банка (лицензию), обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы и в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Текущее управление деятельностью оператора платежной системы должно осуществляться коллегиальным исполнительным органом, подотчетным общему собранию его участников или совету директоров, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

10) платежная организация - небанковская организация, резидент Кыргызской Республики, осуществляющая деятельность по оказанию услуг по приему платежей от физических и юридических лиц в пользу третьих лиц - поставщиков товаров и услуг в соответствии с агентским договором между платежной организацией и поставщиками услуг и договором между платежной организацией и банком, заключенными в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением; 

11) платеж - исполнение денежного обязательства с использованием наличных или безналичных денежных средств; 

12) поставщик товаров и услуг (далее - поставщик) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающий денежные средства клиента за реализуемые товары (выполняемые работы, услуги); 

13) субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший с агентом (лицензиатом) субагентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических и юридических лиц в пользу поставщиков; 

14) субагентский договор - договор между агентом (лицензиатом) и субагентом о предоставлении от имени лицензиата услуг, указанных в настоящем Положении. При этом ответственность за исполнение обязательств субагентами перед поставщиком (третьей стороной) несет лицензиат; 

15) обработка платежа - последовательность действий по получению, сбору, сверке, корректировке и пересылке информации о платеже в целях проведения и завершения расчета; 

16) процессинг - деятельность, включающая в себя все следующие взаимосвязанные процессы: сбор, хранение, обработку и передачу участникам платежной системы финансовой информации; 

17) процессинговый центр (или центр обработки платежей) - юридическое лицо, осуществляющее процессинг. 

2. В настоящем Положении используются следующие понятия, согласно их определениям, предусмотренным в законах Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики». 

При этом в рамках настоящего Положения используются следующие термины и определения: 

Агент юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не имеющее/ий соответствующую лицензию Национального банка, заключившее/ий с платежной организацией агентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических и юридических лиц в пользу поставщиков.  

Агентский договор  договор, заключенный между платежной организацией и агентом о предоставлении услуг, указанных в настоящем Положении, в целях исполнения агентского договора. При этом ответственность за действия агента перед поставщиком несет платежная организация. 

Аффилированные лица это: 

- значительные участники юридического лица; 

- юридические лица, в которых одно и то же юридическое лицо является значительным участником. 

Должностные лица - члены коллегиального исполнительного органа, осуществляющие руководство текущей деятельностью оператора платежной системы и/или платежной организации - члены Правления, генеральный директор/технический директор/директор (руководитель, отвечающий за техническое функционирование платежной системы), заместитель генерального директора/технического директора/директора, главный бухгалтер/бухгалтер, учредители/участники/акционеры, а также лица, определяющие политику оператора платежной системы и/или платежной организации независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение.; 

Заявитель - юридическое лицо, обратившееся в Национальный банк для получения лицензии для осуществления деятельности оператора платежной системы и/или платежной организации; 

Клиент - лицо, пользующееся услугами платежных организаций при осуществлении платежей в пользу третьих лиц.  

Клиринг - процесс сбора, обработки, подтверждения платежей и подсчета взаимных обязательств участников системы; 

Клиринговый центр - организация, в которой осуществляется клиринг; 

Лицензиат - оператор платежных систем и/или платежная организация, получившие лицензию Национального банка на право осуществления деятельности; 

Поставщик товаров и услуг (далее - поставщик) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающий денежные средства клиента за реализуемые товары (выполняемые работы, услуги); 

Связанные с юридическим лицом лица: 

7) должностные лица юридического лица и их близкие родственники; 

8) лица, которые прямо или косвенно имеют значительное участие в капитале юридического лица и/или осуществляют контроль; 

9) юридические лица, в которых юридическое лицо и его должностные лица имеют значительное участие и/или осуществляют контроль; 

10) члены исполнительного органа юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего термина, и их близкие родственники; 

11) физические лица - близкие родственники и родственники до четвертой степени родства лиц, указанных в пункте 2 настоящего термина; 

12) юридические лица, в которых лица, указанные в пункте 2 настоящего термина, имеют значительное участие и/или осуществляют контроль. 

4. Настоящее Положение не распространяется на отношения по предоставлению агентами розничных банковских услуг населению на основании агентского договора с коммерческим банком, на деятельность небанковских финансово-кредитных организаций на основании банковской или соответствующей лицензии Национального банка, а также субагентов. 

4. Настоящее Положение не распространяется на отношения по предоставлению агентами розничных банковских услуг населению на основании агентского договора с коммерческим банком, на деятельность небанковских финансово-кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии Национального банка. 

5. Национальный банк вправе запрашивать от заявителя/лицензиата информацию, касающуюся его деятельности и деятельности его учредителей, информацию об их должностных лицах и другое. Заявитель/лицензиат обязан предоставлять запрашиваемую информацию в установленные сроки. 

5. Национальный банк вправе запрашивать от заявителя/лицензиата информацию, касающуюся его деятельности и деятельности его учредителей, информацию об их должностных лицах, аффилированных и связанных лицах, агентах, об осуществленных операциях в пользу аффилированных и связанных лиц. Заявитель/лицензиат обязан предоставлять запрашиваемую информацию в установленные Национальным банком сроки. 

8. Операторам платежной системы и платежным организациям, которые не имеют лицензию Национального банка, заключение агентских и субагентских договоров с поставщиками и субагентами запрещается. 

Признать утратившим силу 

9. Субагент, заключивший субагентский договор с лицензиатом, не несет ответственности в случае осуществления оператором платежных систем или платежной организацией своей деятельности без лицензии. Ответственность за безлицензионную деятельность несут операторы платежных систем и/или платежные организации. 

Признать утратившим силу 

 

по всему тексту Положения слова «субагент» в различных числовых и падежных формах заменить словами «агент» в соответствующих числах и падежах 

Пункт 16: 

 

8) для действующих компаний - копии одного из договоров, обеспечивающих гарантию передачи денежных средств поставщику или их возврат покупателю: 

- договора о банковском вкладе по хранению резерва под возможные риски и потери; 

- договора, предусматривающего обслуживание поставщика в форме предоплаты; 

- банковская гарантия или иные договора, обеспечивающие покрытие возможных рисков и потерь в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Для вновь созданных компаний копия вышеуказанного договора должна быть предоставлена в Национальный банк в течение 3 (трех) месяцев с даты выдачи лицензии; 

слова «для действующих компаний -» исключить 

9) документ, подтверждающий внесение средств в качестве 100 % уставного капитала (не менее 1 000 000 (один миллион) сомов) на счет в коммерческом банке. Использование денежных средств, внесенных в целях формирования уставного капитала, до принятия решения о выдаче/отказе в выдаче лицензии запрещено;  

9) документ, подтверждающий внесение средств в качестве 100% уставного капитала (не менее 1000 000 (одного миллиона) сомов) на счет в коммерческом банке. Использование денежных средств, внесенных в целях формирования уставного капитала, до принятия решения о выдаче/отказе в выдаче лицензии запрещено. Уставный капитал служит обеспечением обязательств заявителя/лицензиата и должен формироваться только в национальной валюте за счет денежных средств учредителей/участников/акционеров. Запрещается формирование уставного капитала за счет основных средств, нематериальных активов и заемных средств; 

 

Пункт 16. Дополнить подпунктами 15-1 - 15-3) следующего содержания: 

15-1) сведения об аффилированных лицах и связанных лицах компании (ФИО физического лица, наименование юридического лица, подтверждающие документы, учредительные документы и др.); 

15-2) акт установки и введение в промышленную эксплуатацию аппаратно-программного комплекса (далее - АПК);  

15-3) в случае, если оператор платежной системы использует арендуемое помещение для размещения АПК, необходимо представить договор аренды с техническим описанием помещения, который должен соответствовать требованиям настоящего Положения. Договор аренды должен быть со сроком действия не менее одного года; 

 

Положение дополнить пунктами 19-1 - 19-2 следующего содержания: 

19-1. При рассмотрении пакета документов, Национальный банк вправе осуществить предварительную проверку заявителя, которая осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней после подачи заявления на получение лицензии. 

19-2. Предварительная проверка включает проверку работоспособности автоматизированных систем и соответствия деятельности заявителя требованиям настоящего Положения. 

 

Положение дополнить пунктом 23-1 следующего содержания: 

23-1. Решение о выдаче лицензии принимает Комитет по платежной системе Национального банка. Лицензия подписывается Заместителем Председателя/членом Правления - председателем Комитета по платежной системе Национального банка. 

26. Сведения о выдаче лицензии заносятся в реестр, который ведется уполномоченным подразделением Национального банка. 

26. Сведения о выдаче, переоформлении, о выдаче дубликата, приостановлении и отзыве лицензии заносятся в реестр, который ведется уполномоченным подразделением Национального банка. 

27. Основанием отказа в выдаче лицензии является:   

1) несоответствие документов, поданных для получения лицензии, требованиям настоящего Положения или иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;   

2) предоставление в Национальный банк для получения лицензии недостоверной и/или неполной информации;  

3) наличие решения суда, запрещающего заявителю заниматься данным видом деятельности.  

дополнить подпунктами 4 и 5 следующего содержания: 

4) результаты предварительной проверки, подтверждающие несоответствие деятельности заявителя требованиям настоящего Положения; 

5) невнесение оплаты за выдачу лицензии; 

 

дополнить пунктом 27-1 следующего содержания: 

27-1. Решение об отказе в выдаче лицензии принимает Комитет по платежной системе Национального банка. 

28. При отказе в выдаче лицензии Национальный банк предоставляет ответ в письменном виде от имени заместителя Председателя Национального банка с указанием причины отказа. Заявитель имеет право направить жалобу на имя Председателя Национального банка с обоснованием своего несогласия с решением и просьбой о пересмотре решения. Жалоба подается в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения официального ответа о принятом решении. По итогам рассмотрения заявления о несогласии с решением Национальный банк в течение 20 (двадцати) рабочих дней дает письменный ответ об удовлетворении жалобы с приложением решения о выдаче лицензии либо ответ об отказе в удовлетворении жалобы.  

признать утратившим силу 

Глава 4. Отзыв лицензии 

29. Основаниями для отзыва лицензии являются следующие нарушения со стороны лицензиата: 

1) систематическое (два и более раза) неустранение нарушений по предписаниям Национального банка; 

2) систематическое (более двух раз в течение 12 месяцев) и необоснованное нарушение сроков, установленных Национальным банком для представления запрашиваемой информации; 

3) представление в Национальный банк недостоверной и/или неполной отчетности и информации; 

4) воспрепятствование со стороны лицензиата проведению проверки Национальным банком; 

5) обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; 

6) задержка начала деятельности более чем на один год с момента выдачи лицензии; 

7) осуществление деятельности, запрещенной законодательством Кыргызской Республики; 

8) признание лицензиата банкротом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

9) нарушение требований антимонопольного законодательства Кыргызской Республики; 

10) нарушение требований законодательства по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

11) вынесен обвинительный приговор в отношении председателя (руководителя) или технического директора или главного бухгалтера за совершение преступлений в сфере экономики, финансов и банковской деятельности, а также за должностные преступления; 

12) в других случаях, установленных настоящим Положением и законодательством Кыргызской Республики. 

30. При принятии решения об отзыве лицензии Национальный банк передает в течение 5 (пяти) рабочих дней уведомление о принятом решении в письменном виде с указанием причины отзыва и инициирует проведение мероприятий по отзыву лицензии согласно нормативным актам Национального банка. 

31. В случае отзыва лицензии лицензиат имеет право обжаловать принятое решение в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Срок рассмотрения жалобы 30 (тридцать) дней с даты ее поступления в Национальный банк. 

признать утратившим силу 

32. Основаниями для переоформления лицензии являются: 

- реорганизация юридического лица; 

- изменение наименования юридического лица. 

пункт 32 дополнить абзацем третьим следующего содержания: 

- изменение местонахождения юридического лица, связанное с изменением населенного пункта, а также переименование населенного пункта, в котором расположен оператор платежной системы и/или платежная организация. 

 

Положение дополнить пунктами 32-1 следующего содержания: 

32-1. Изменение местонахождения платежной организации внутри одного населенного пункта не влечет переоформление его лицензии. 

 

Положение дополнить пунктом 35-1 следующего содержания: 

35-1. За переоформление лицензии взимается плата в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

36. В случае утери или порчи оригинала лицензии лицензиат подает заявление в Национальный банк о выдаче дубликата с приложением документов (объявление в средствах массовой информации, справка из "стола находок"), подтверждающих утерю или порчу документа не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня обнаружения утери или порчи. К заявлению, в случае порчи лицензии, прилагается также испорченный бланк лицензии.  

в пункте 36 слова «(объявление в средствах массовой информации, справка из «стола находок»)» исключить; 

38. Лицензиар в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата лицензии с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу. 

38. Лицензиар в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата лицензии с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу или направляет отказ в выдаче дубликата лицензии с обоснованием причины отказа. 

39. Лицензиат вправе обжаловать решение лицензиара об отказе в выдаче дубликата лицензии в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. 

признать утратившим силу 

 

Положение дополнить главами 7 и 8 следующего содержания: 

Глава 7. Прекращение действия лицензии  

40. Лицензия, выданная Национальным банком, прекращает свое действие в случаях: 

- ликвидации юридического лица;   

- отзыва лицензии у лицензиата;   

- добровольного прекращения осуществления лицензируемого вида деятельности;  

- исключения отдельного вида деятельности из перечня лицензируемых видов деятельности. 

41. Лицензиат организация должна представить письменное заявление с описанием причин ликвидации/добровольного прекращения лицензируемого вида деятельности и сдать лицензию в Национальный банк в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации/добровольном прекращении деятельности. 

42. Лицензиат должен выполнить условия договора с участниками платежной системы и поставщиками услуг и прекратить лицензируемый вид деятельности согласно законодательству Кыргызской Республики. 

43. Отзыв лицензии осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежной системы/платежным организациям Кыргызской Республики». 

 

Глава 8. Порядок обжалования решений Национального банка 

44. Решения, принимаемые Национальным банком в рамках настоящего Положения, могут быть обжалованы в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами утвержденным постановлением Правлением Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13

 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

проекта изменений и дополнений в Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» 

 

1. Основание для разработки 

 

Во исполнение статьи 15 Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» и статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики».  

 

2. Описание проблем и основание для регулирования 

 

После вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» были разработаны Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» и «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций». С момента принятия вышеуказанных положений, с марта 2015 года Национальным банком выданы 20 лицензий оператора платежной системы и 21 - платежной организации.  

Основной причиной внесения изменений и дополнений в Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» является гармонизация и оптимизация нормативной правовой базы для лицензирования деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, путем приведения в соответствие с законами «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики».  

Во-вторых, в ходе лицензирования и проведения инспекторских проверок были выявлены пункты, требующие оптимизации для их однозначного понимания со стороны операторов платежной системы и платежных организаций. Процедуры и требования к лицензиатам, определенные в Положении выполняются операторами платежных систем и платежными организациями частично, в этой связи возникает необходимость предлицензионной проверки наличия/работоспособности аппаратно-программного комплекса и соответствия деятельности заявителя требованиям настоящего Положения при лицензировании.  

В-третьих, некоторые субагенты платежных организаций обслуживают существенную часть основного объема принятых платежей, агентской и терминальной сети компании. Также данные субагенты, в свою очередь, имеют свою субагентскую сеть, зачастую состоящую из юридических и физических лиц, связанных с учредителями и должностными лицами поднадзорной организации, действующих без заключения агентских договоров. 

В этой связи для создания справедливых конкурентных условий для всех участников рынка платежных услуг, возникает необходимость регулирования их деятельности в рамках законодательства Кыргызской Республики.  

Регулирование деятельности данных организаций и выставление к их деятельности определенных требований необходимы для минимизации рисков, возникающих при предоставлении данными организациями услуг по проведению платежей и расчетов населения. В этой связи возникает необходимость в создании нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты деятельности платежных организаций с учетом замечаний и практического опыта, полученного по итогам внешнего надзора и инспекторских проверок. 

 

 

3. Определение целей и меры для решения проблем  

 

Цели регулирования: 

1. Минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников. 

2. Создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов.  

 

Меры для решения проблем: 

В связи с наличием рисков в деятельности, применить следующие меры и требования к операторам по оказанию платежных услуг:  

- термины и понятия приведены в соответствии с вышеуказанными законами и по документу понятие субагент заменено на агент; 

- порядок лицензирования дополнен нормой, по которой при рассмотрении пакета документов на получение соответствующей лицензии Национальный банк будет осуществлять предварительную проверку заявителя в течение 10 (десяти) рабочих дней после подачи заявления на получение лицензии; 

- основанием для отказа в выдаче лицензии может быть результат предварительной проверки, невнесение оплаты за выдчу лицензии и условие, если ранее была отозвана лицензия; 

- Глава 4. Отзыв лицензии исключена и дополнена ссылкой на Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежной системы/платежным организациям Кыргызской Республики»; 

- дополнено Главой 7. Прекращение действия лицензии, где прописаны условия прекращения деятельности. 

По всему Положению нормы по обжалованию решений Национального банка в рамках настоящего Положения собраны в новой Главе 8. Порядок обжалования Национального банка, и в соответствии с новой Главой 8. обжалование решений Национального банка регулируется Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками». 

 

 

4. Варианты регулирования и оценка последствий 

 

Ниже рассмотрены три варианта регулирования: 

Вариант №1 «рыночное регулирование». 

Вариант №2 «государственное регулирование». 

Вариант № 3 «саморегулирование». 

 

Вариант №1. Рыночные механизмы не способны гарантировать в полной мере минимизацию рисков. Данная деятельность осуществляется юридическими лицами на основе агентских договоров. Ответственность сторон затрагивает интересы договаривающихся сторон, при этом интересы населения рассматриваются опосредованно. Несвоевременно поступивший платеж может повлечь за собой прекращение подачи услуг, например, прекращение подачи электроэнергии, даже при условии своевременной оплаты через финансового посредника. Отсутствие обязательных условий, гарантирующих сохранность принятых от населения средств, может привести к риску того, что финансовый посредник будет распоряжаться данными средствами в своих коммерческих целях, вследствие чего, данная компания может не располагать достаточными средствами для исполнения обязательств перед компаниями, с которыми заключены агентские договора. Таким образом, возникает риск нецелевого использования денежных средств, принятых в пользу третьих лиц, а также неисполнения обязательств перед поставщиками товаров и услуг/участниками платежной системы. 

Кроме этого, отсутствие контроля и надзора за финансовыми посредниками осложняет макроэкономическую задачу по денежным агрегатам и соотношения наличного и безналичного денежного обращения.  

 

 

Вариант №2. Так как предоставление платежных услуг осуществляется с применением инновационных технологий и программного обеспечения, финансовые посредники обязаны предоставлять финансовые отчеты, отчеты по функционированию платежных систем органу надзора за платежными системами. Для исполнения обязательств компании по предоставлению отчетов органу надзора необходимо разработать соответствующую методологическую, технологическую базу по лицензированию и регулированию их деятельности. В связи с тем, что одной из основных задач Национального банка является обеспечение безопасности, стабильности и эффективности платежной системы, платежная организация, осуществляющая прием платежей в пользу третьих лиц, должна предоставлять информацию о функционировании данной системы в Национальный банк, для чего ему необходимо получить лицензию. 

 

 

Вариант №3. В настоящее время данная деятельность осуществляется только на основе агентских соглашений между платежными организациями по сбору платежей от населения с поставщиками товаров и услуг. В отношении населения платежные организации используют практику публичных договоров и ограничиваются разъяснениями правил проведения платежей через такие системы. Правила могут предусматривать возврат денег в случае сбоев в работе электронной системы, однако граждане при этом не застрахованы от отключения коммунальных услуг в случае несвоевременного поступления платежа. При этом агентские договора между платежными организациями и поставщиками услуг не предусматривают механизмов резервирования денежных средств или обязательный запрет по использованию собранных средств от населения. Отсутствие подобного требования и возможность нецелевого использования принятых от граждан денежных средств существенно повышает риски потерь для граждан. 

 

5. Правовой анализ 

 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект изменений и дополнений будет размещен на официальном интернет сайте Национального банка для проведения процедуры общественного обсуждения. 

Проект изменений и дополнений не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить процесс лицензирования операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.  

Проект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

Реализация данного проекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны и Национального банка.  

 

 

6. Оценка конкуренции 

 

Для банка предоставление подобной услуги для широких слоев населения является высоко затратным, поэтому себестоимость услуги выше в сравнении со стоимостью услуги, предоставляемой нефинансовой компанией, специализирующейся только на услуге по сбору и проведению платежей через электронные системы в пользу третьих лиц. Кроме того, высокотехнологичные информационные системы обеспечивают не только быстрый обмен электронной информацией, но и позволяют в короткое время создавать широкую инфраструктуру в территориальном плане и охват населения услугами по проведению быстрых платежей. 

 

 

7. Экономический анализ (расчет затрат и выгод) 

 

Предлагаемые методы регулирования не создают препятствия для действующих компаний на рынке. Для вновь создаваемых организаций установлен минимальный размер уставного капитала 1,0 млн. сом. Получение лицензий Национального банка стоит 3 расчетных показателя. Время на получение лицензии не превышает 1 календарный месяц. 

По результатам 2016 года общий объем платежей, прошедших через платежные организации составил 23 839,1 млн. сом.  

№ п/п 

Вид платежа 

Сумма (млн. сом) 

Доля в % 

Мобильная сотовая связь 

12 969,0 

54,4 

Пополнение электронных кошельков 

3 044,5 

12,8 

Оплата за кредит ФКУ 

1 836,3 

7,7 

Коммунальные услуги 

2 072,3 

8,7 

Оплата за интернет 

1 335,2 

5,6 

Другие платежи 

2 581,8 

10,8 

Итого 

23 839,1 

100,0 

 

Общая сумма денег в обращении на 1 января 2017 года составила 74 838,8 млн. сом из них 5 500,0 млн. сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные - вне банковской системы. Это означает, что за год через платежные организации проходит 31,8% от общего объема денег в обращении. Что подтверждает о необходимости повышения требований со стороны регулятора для защиты прав и интересов простых граждан. 

Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны государственных органов и государственного бюджета реализация данного проекта не повлечет.  

 

8. Выводы 

 

В результате анализа возможных вариантов наиболее целесообразным и отвечающим цели государственной политики является Вариант регулирования № 2 в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики. Для обеспечения финансовой стабильности необходимо установление требования на законодательном уровне о лицензировании и регулировании деятельности по сбору, обработке и передаче платежей в пользу третьих лиц. 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта изменений и дополнений: 

- обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора. 

 

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА 

к анализу регулятивного воздействия 

Орган: Национальный банк Кыргызской Республики  

Наименование проекта нормативного правового акта:  

Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» 

Проблема, которую предполагается решить принятием данного нормативного правового акта: 

Гармонизация и оптимизация нормативной правовой базы путем приведения в соответствие с законами «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики». 

Сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта):  

Срок проведения общественного обсуждения  

с 1.11.2017 г. по 1.12.2017 г. 

 

Субъекты, попадающие в поле действия проекта: 

Операторы платежных систем и платежные организации  

Затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом 

Стоимость оплаты за одну лицензию составляет 3 расчетных показателей. Размер уставного капитала 1 млн. сомов. 

Ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом 

Выгоды: 

- Минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников; 

- Обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- Создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов; 

-  Осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора 

Варианты решения проблемы:  

1) рыночное регулирование 

Рыночные механизмы не способны гарантировать в полной мере минимизацию рисков. 

2) государственное регулирование 

Организация, планирующая осуществлять деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, должна выполнить все требования и предоставить информацию о функционировании платежной системы в Национальный банк, в результате чего будет принято решение о выдаче соответствующей лицензии. 

3) саморегулирование  

При отсутствии лицензирования и регулирования платежных организаций возникает возможность нецелевого использования принятых от граждан денежных средств и существенно повышает риски потерь для граждан. 

Необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких):  

Необходимо внести соответствующие изменения в Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций».  

Замечания по проекту нормативного правового акта:  

Таблица замечаний и предложений по проекту документа будет составлен после проведения процедуры общественного обсуждения. 

Проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть)  

Документ подготовлен для вынесения на общественное обсуждение. 

Контактные данные ответственного лица:  

Ф.И.О.  

Ташмаматов Ж.А. 

тел. 66-91-83, 

e-mail: jtashmamatov@nbkr.kg. 

Должность  

Главный специалист ОМАРПС УПС 

Подпись 

 

Дата, печать  

01.11.2017 г.