СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления
Правления Национального банка Кыргызской Республики»
Национальный банк Кыргызской Республики разработал проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» (далее – проект).
В рамках данного проекта предусматривается следующее:
- дополнение требованиями по риск-аппетиту, в частности, определение политик и процессов риск-аппетита, измерение, установление, управление лимитами по рискам и информирование уполномоченных структурных подразделений банка об установленных лимитах по рискам, а также усиление ответственности Совета директоров банка за разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента;
- изменение периодичности предоставления отчетов Службы риск-менеджмента комитету по рискам на ежемесячной основе и Совету директоров – на ежеквартальной основе;
- дополнение такими определениями как «внутренний документ об уровне риск-аппетита» и «профиль риска банка»;
- установление минимальных требований коммерческим банкам по составлению кредитной стратегии;
- совершенствование требований по управлению страновым и рыночным рисками с учетом макроэкономических рисков;
- внесение изменений технического характера, а также исключение противоречащих норм и требований.
Таким образом, в проекте предусмотрены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики:
- Положение «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА);
- Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июня 2010 года № 52/4;
- Положение «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года № 19/3;
- Положение «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года № 19/2.
Проект
Приложение
к постановлению Правления Национального банка
Кыргызской Республики
от «____» ____________ 2018 года
№ ______________________
Изменения и дополнения
в некоторые постановления Правления
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА) следующие изменения и дополнения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
в пункте 3:
- абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:
«Риск-аппетит – это совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. Риск-аппетит учитывается при разработке стратегии развития банка и бизнес плана банка.»;
- дополнить абзацами следующего содержания:
«Внутренний документ об уровне риск-аппетита – это документ, в котором должны быть определены/установлены совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять или избежать для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана (определение качественных и количественных показателей по доходности, капиталу, ликвидности и другим соответствующим мерам, например, рост, изменчивость), при этом необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. При этом данный документ может быть частью бизнес-плана банка.
Лимиты по рискам – распределение совокупного риск-аппетита банка (количественное ограничение, накладываемое на определенные показатели) по сферам деятельности, филиалам, дочерним компаниям банка, определенным категориям рисков, концентрациям, продуктам и по другим необходимым уровням. Банк несет ответственность за корректное распределение полномочий по реализации различных типов лимитов.
Профиль риска банка – это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка, которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам.»;
- пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе представляет отчеты Комитету по рискам, а также на ежеквартальной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При этом Совет директоров и/или Комитет по риску могут дополнительно установить иную периодичность предоставления таких отчетов.
При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка.»;
- Положение дополнить пунктами 14-1 - 14-5 следующего содержания:
«14-1. Внутренний документ об уровне риск-аппетита должен четко определять случаи, когда установленные лимиты могут быть превышены с обязательным одобрением Совета директоров.
14-2. В целях управления текущим профилем риска банка банк должен ясно сформулировать риск-аппетит, в частности, все виды рисков и их уровни, приемлемые для банка (то есть уровни, которые не будут подвергать риску банк и обеспечат сохранность вкладов и доходность банка). При этом риск-аппетит должен быть связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией банка, бизнес-планом банка и согласован на уровне соответствующих коллегиальных органов банка. Для этого необходимо:
1) подготовить внутренний документ о риск-аппетите, который будет связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией, бизнес-планом банка, его капиталом и финансовыми планами;
2) определить политики и процессы риск-аппетита банка и на постоянной основе контролировать соответствие деятельности банка к уровню риск-аппетита. При этом процесс определения риск-аппетита банка должен пересматриваться не менее одного раза в год;
3) разработать процедуры по оценке, одобрению, уведомлению (информированности внутри банка), а также процессы мониторинга, аудита лимитов по рискам и определенных принципов, одобренных Советом директоров банка;
4) измерить, установить, контролировать и управлять лимитами по рискам, которые не должны превышать риск-аппетита, одобренного Советом директоров банка.
14-3. В целях мониторинга лимитов и значений Совет директоров контролирует и несет ответственность за профиль риска банка, реализуемых Правлением банка.
14-4. Лимиты по рискам, одобренные Советом директоров, распространяются на персонал, отдел или структурные подразделения банка, осуществляющие ту или иную деятельность банка.
14-5. Уполномоченные структурные подразделения должны быть проинформированы об установленных лимитах по рискам, и банк должен обеспечить понимание уполномоченным лицом и персоналом, вовлеченными в процессы операционной деятельности банка о данных лимитах. Необходимо проводить тщательный мониторинг использования лимитов. Правление банка в незамедлительном порядке должно быть проинформировано о лимитах, которые были нарушены, для принятия соответствующих мер.»;
- в пункте 17:
абзац пятый подпункта 1 изложить в следующей редакции:
«- утверждение плана работы службы риск-менеджмента и контроль над его исполнением;»;
абзац третий подпункта 2 изложить в следующей редакции:
«- регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых службой риск-менеджмента, а также состояние лимитов по рискам, результатов гэп и стресс-тестирования»;
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) взаимодействие с руководителем службы риск-менеджмента, руководителем службы комплаенс-контроля, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также при необходимости с другими структурными подразделениями банка;»;
в подпункте 5 слова «заявления о рисках» заменить словами «внутреннего документа о риск-аппетите»;
в абзаце втором пункта 18 слова «совещательного» исключить;
- пункт 19 признать утратившим силу;
- в абзаце первом пункта 20 слова «одного раза в 3 (три) месяца» заменить словами «одного раза в месяц»;
- подпункт 2 пункта 27 изложить в следующей редакции:
«2) разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента, а также следить за соблюдением банком требований к риск-аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке.»;
- в пункте 28:
слова «обязанности и» исключить;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Кандидат на должность руководителя службы риск-менеджмента банка согласовывается с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка»;
- в подпункте 3 пункта 31 слова «один раз в месяц» заменить словами «один раз в квартал»;
- пункт 38 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:
«11) разработка риск-аппетита и риск лимитов, которые одобрены Советом директоров.»;
- в абзаце первом пункта 65 слова «в части управления» заменить словом «управлению»;
- в пункте 66 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»;
- в предложении первом пункта 67 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»;
- пункт 90 изложить в следующей редакции:
«90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (далее – ОД/ФТЭ), утвержденный Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению риска ОД/ФТЭ в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако минимальные требования, установленные в законодательстве Кыргызской Республики, должны соблюдаться всеми банками.»;
- в первом предложении пункта 93 исключить слово «своей».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения и дополнения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 2-1 признать утратившим силу;
- пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В целях настоящего Положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы (корреспондентские счета, ценные бумаги, межбанковские размещения и т.п.), несущие в себе кредитный риск.
Трансграничные кредиты – кредиты, выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию, определенному в законодательстве Кыргызской Республики.
Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами.»;
- наименование главы 2 изложить в следующей редакции:
«2. Кредитная политика и кредитная стратегия банка»;
- пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой и кредитной стратегией, утверждаемой Советом директоров банка.»;
- Положение дополнить пунктами 6-1, 6-2 и 6-3 следующего содержания:
«6-1. Кредитная стратегия должна как минимум учитывать и включать в себя следующее:
- целевые рынки кредитования и их общие характеристики, которые банк планирует достичь (в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества кредитного портфеля и т.д.);
- основные источники финансирования по кредитованию (банку необходимо указать источники финансирования кредитования, за счет каких средств планируется кредитовать, увеличивать кредитный портфель);
- анализ косвенно-валютного риска;
- соотношение доли кредитов к активам банка;
- рыночные условия и финансовое состояние банка, а также его риск аппетит;
- ожидаемую норму прибыли и размер капитала банка;
- возможные издержки, связанные с возвратом активов подверженных кредитному риску;
- краткосрочные/ среднесрочные/ долгосрочные планы банка;
- анализ кредитного портфеля, который будет осуществляться на основе действующего кредитного портфеля банка. В дополнение к этому банк должен иметь методологию проведения такого анализа, которая позволит оценивать кредитный риск и косвенно-валютный риск;
- актуальными адекватными экономическими показателями банка;
- организационную структуру банка, технические возможности и потенциал персонала и руководства банка, ответственных за кредитную деятельность банка. Соответствующий персонал должен быть проинформирован о кредитной стратегии и обеспечивать ясность кредитной стратеги банка.
6-2. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в год, рассматривает финансовые и экономические показатели, влияющие или предусмотренные, заложенные в кредитной стратегии, и при необходимости вносит необходимые изменения.
6-3. Совету директоров банка необходимо обеспечивать соответствие политики по назначениям и вознаграждениям в банке стратегии по управлению кредитным риском.»;
- в абзаце девятом пункта 12 слово «может» заменить словом «должен»;
- пункт 12-1 изложить в следующей редакции:
«12-1. Внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска должен проводиться ежегодно для определения соответствия деятельности банка по кредитованию кредитной стратегии, политики банка и выявления слабых областей в процессе управления кредитным риском, в кредитной политике и в процедурах по кредитованию.
Также банку необходимо в рамках внутреннего аудита оценивать систему внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификацию кредитов/активов в соответствии с установленными требованиями Национального банка.
Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по недостаткам, выявленным в результате внутреннего аудита системы внутреннего контроля кредитного риска, должны периодически, но не реже одного раза в квартал передаваться Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту.»;
- в абзаце четвертом пункта 26 слова «пролонгации или» исключить;
- в пункте 31 слова «п.30» заменить словами «пункте 30»;
- в пункте 55 исключить слово «оценочная»;
- в пункте 75:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«- в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования, проведения реструктуризации и др.).»;
дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:
«При реструктуризации кредита банку необходимо рассматривать текущее финансовое состояние и степень доверия банка к заемщику. Банк может реструктуризировать кредит только в том случае, если заемщик имеет реальные возможности по исполнению своих обязательств по измененным условиям своего кредита, что должно подтверждаться проведенным анализом и соответствующими документами.
Кредитное досье заемщика, чей кредит был реструктурирован, должно включать в себя всю информацию о текущем финансовом состоянии заемщика и его возможности погасить кредит, а также информацию и соответствующие документы о проведенной реструктуризации.»;
- в пунктах 22 и 25 Приложение 1 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» исключить слово «оценочная».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/3 следующие изменения и дополнения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами-резидентами Кыргызской Республики.»;
- пункт 2.3 дополнить подпунктами 2.3.5 и 2.3.6 следующего содержания:
«2.3.5. Макроэкономический риск – риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие центральным банком иностранного государства решения по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной).
2.3.6. Косвенный страновой риск – риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента.».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2 следующие изменения и дополнения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 3.1 после слов «масштабам деятельности» дополнить словами «, аппетита к риску»;
- пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка, а также уровень риска от введения новых банковских продуктов и услуг.
Банки должны учитывать общие и макроэкономические условия, в которых они осуществляют свою деятельность при оценке, управлении своими рисками и их способность привести банк к существенным потерям.
Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие в том числе критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования.»;
- Положение дополнить пунктом 3.11 следующего содержания:
«3.11. Внутренний аудит банка должен регулярно проверять целостность, точность и эффективность управления банком своим рыночным риском. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий недостаткам, по выявленным в результате внутреннего аудита, должны периодически, но не реже одного раза в квартал сообщается Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту.
Оценка рыночного риска, проведенная внутренним аудитом банка, должна включать по крайней мере следующие факторы:
- адекватность масштабов процессов управления рыночным риском (с учетом типа, содержания и уровня сложности позиций, которые вызывают рыночный риск, также должно быть проверено, были ли они адекватно рассмотрены в процессе управления рыночным риском банка);
- адекватность используемой банком системы управления рыночным риском;
- достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска.»;
- в пункте 4.1:
в абзаце первом слова «составной частью» заменить словами «составным элементом»;
в абзаце втором после слов «обязательствами банка» дополнить словами «, а также соответствовать риск аппетита и капиталу банка»;
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«- идентификацию процессов и принципов, связанных с новыми продуктами.»;
- Положение дополнить пунктом 4.3 следующего содержания:
«4.3. Измерение процентного риска должно охватывать риск переоценки, базовый риск, риск опциона и кривую доходности.
Совет директоров и Правление банка должны регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализировать результаты стресс-тестирования, в том числе основные предположения, лежащие в их основе. Результаты таких работ следует учитывать при создании и пересмотре политики по управлению рыночным риском. Учитывая потенциальные потери, прогнозируемые стресс-тестами, и вероятность возникновения таких потерь, Совет директоров и Правление банка могут принять дополнительные меры для усиления управления рисками.».
Сравнительная таблица
к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики»
№ |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
1. Положение «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» |
||
1. |
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: Риск - вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события могут оказать негативное влияние на капитал банка или его доходы. Система управления рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: определение риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска. … Риск-аппетит - совокупный уровень и виды рисков, которых финансовая организация готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. |
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: Риск – вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события могут оказать негативное влияние на капитал банка или его доходы. Система управления рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: определение риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска. … Риск-аппетит – это совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. Риск-аппетит учитывается при разработке стратегии развития банка и бизнес плана банка. Внутренний документ об уровне риск-аппетита – это документ, в котором должны быть определены/установлены совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять или избежать для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана (определение качественных и количественных показателей по доходности, капиталу, ликвидности и другим соответствующим мерам, например, рост, изменчивость), при этом необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. При этом данный документ может быть частью бизнес-плана банка. Лимиты по рискам – распределение совокупного риск-аппетита банка (количественное ограничение, накладываемое на определенные показатели) по сферам деятельности, филиалам, дочерним компаниям банка, определенным категориям рисков, концентрациям, продуктам и по другим необходимым уровням. Банк несет ответственность за корректное распределение полномочий по реализации различных типов лимитов. Профиль риска банка – это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка, которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам. |
2. |
12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений, служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка. |
12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе представляет отчеты Комитету по рискам, а также на ежеквартальной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При этом Совет директоров и/или Комитет по риску могут дополнительно установить иную периодичность предоставления таких отчетов. При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка. |
3. |
14. Управление рисками должно осуществляться на консолидированной основе и применяться к дочерним предприятиям, как находящимся на территории Кыргызской Республики, так и действующим за ее пределами. |
14. Управление рисками должно осуществляться на консолидированной основе и применяться к дочерним предприятиям, как находящимся на территории Кыргызской Республики, так и действующим за ее пределами. |
4. |
- |
14-1. Внутренний документ об уровне риск-аппетита должен четко определять случаи, когда установленные лимиты могут быть превышены с обязательным одобрением Советом директоров. 14-2. В целях управления текущим профилем риска банка банк должен ясно сформулировать риск-аппетит, в частности, все виды рисков и их уровни, приемлемые для банка (то есть уровни, которые не будут подвергать риску банк и обеспечат сохранность вкладов и доходность банка). При этом риск-аппетит должен быть связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией банка, бизнес-планом банка и согласован на уровне соответствующих коллегиальных органов банка. Для этого необходимо: 1) подготовить внутренний документ о риск-аппетите, который будет связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией, бизнес-планом банка, его капиталом и финансовыми планами; 2) определить политики и процессы риск-аппетита банка и на постоянной основе контролировать соответствие деятельности банка к уровню риск-аппетита. При этом процесс определения риск-аппетита банка должны пересматриваться не менее одного раза в год; 3) разработать процедуры по оценке, одобрению, уведомлению (информированность внутри банка), а также процессы мониторинга, аудита лимитов по рискам и определенных принципов, одобренных Советом директоров банка; 4) измерить, установить, контролировать и управлять лимитами по рискам, которые не должны превышать риск-аппетита, одобренного Советом директоров банка. 14-3. Совет директоров контролирует и несет ответственность за профиль риска банка в целях мониторинга лимитов и значений, реализуемых Правлением банка. 14-4. Лимиты по рискам, одобренные Советом директоров, распространяются на персонал, отдел или структурное подразделение банка, осуществляющие ту или иную деятельность банка. 14-5. Уполномоченные структурные подразделения должны быть проинформированы об установленных лимитах по рискам и банк должен обеспечить понимание уполномоченным лицом и персоналом, вовлеченными в процессы операционной деятельности банка, о данных лимитах. Проводится тщательный мониторинг использования лимитов и Правление банка в целях принятия соответствующих мер в незамедлительном порядке должно быть проинформировано о лимитах, которые были нарушены. |
5. |
17. В компетенцию Комитета по рискам, как минимум, входят: 1) оценка эффективности действующей системы управления рисками, как минимум: - анализ внутренних документов банка, регламентирующих процесс управления рисками; - анализ достаточности управленческой отчетности по рискам; - анализ достаточности информационной поддержки процесса управления рисками; - утверждение плана работы риск-менеджера (подразделения по управлению рисками) и контроль над его исполнением; - сравнение с лучшей и/или приемлемой международной практикой в области управления рисками; 2) рассмотрение: - внутренних документов по управлению банковскими рисками, вносимых исполнительным органом на утверждение Совета директоров; - регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых исполнительным органом и/или структурным подразделением, которые курируют данные виды рисков, а также состояние банковских лимитов, результатов гэп и стресс-тестирования; 3) взаимодействие с риск-менеджером, комплаенс-контролером, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также, при необходимости, с другими структурными подразделениями банка; 4) разработка/подготовка рекомендаций для Совета директоров банка: - по повышению эффективности действующих систем управления рискам; - по ограничениям рисков в части банковских операций и других сделок банка; - по иным существенным вопросам в области управления рисками; 5) консультирование совета директоров по вопросам риск-аппетита, контроль за выполнением заявления о рисках и за отчетностью о состоянии культуры риска. Ответственность за консультирование несет ответственность комитет по рискам; 6) доведение до сведения Совета директоров банка информации обо всех значимых для банка банковских рисках. |
17. В компетенцию Комитета по рискам, как минимум, входят: 1) оценка эффективности действующей системы управления рисками, как минимум: - анализ внутренних документов банка, регламентирующих процесс управления рисками; - анализ достаточности управленческой отчетности по рискам; - анализ достаточности информационной поддержки процесса управления рисками; - утверждение плана работы службы риск-менеджмента и контроль над его исполнением; - сравнение с лучшей и/или приемлемой международной практикой в области управления рисками; 2) рассмотрение: - внутренних документов по управлению банковскими рисками, вносимых исполнительным органом на утверждение Совета директоров; - регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых службой риск-менеджмента, а также состояние лимитов по рискам, результатов гэп и стресс-тестирования; 3) взаимодействие с руководителем службы риск-менеджмента, руководителем службы комплаенс-контроля, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также при необходимости с другими структурными подразделениями банка; 4) разработка/подготовка рекомендаций для Совета директоров банка: - по повышению эффективности действующих систем управления рискам; - по ограничениям рисков в части банковских операций и других сделок банка; - по иным существенным вопросам в области управления рисками; 5) консультирование совета директоров по вопросам риск-аппетита, контроль за выполнением внутреннего документа о риск-аппетите и за отчетностью о состоянии культуры риска. Ответственность за консультирование несет ответственность комитет по рискам; 6) доведение до сведения Совета директоров банка информации обо всех значимых для банка банковских рисках. |
6. |
18. Количественный и персональный состав Комитета по рискам определяется Советом директоров банка и не может быть менее 3 (трех) членов Совета директоров. Как минимум, два члена Комитета по рискам должны быть избраны из числа независимых членов Совета директоров, один из которых является Председателем Комитета по рискам и не возглавляет Комитет по аудиту. Все члены Комитета по рискам имеют право совещательного голоса, приглашенные – без права совещательного голоса. |
18. Количественный и персональный состав Комитета по рискам определяется Советом директоров банка и не может быть менее 3 (трех) членов Совета директоров. Как минимум два члена Комитета по рискам должны быть избраны из числа независимых членов Совета директоров, один из которых является председателем Комитета по рискам и не возглавляет Комитет по аудиту. Все члены Комитета по рискам имеют право голоса, приглашенные – без права голоса. |
7. |
19. Члены Комитета по рискам и Председатель Комитета по рискам избираются собранием акционеров на срок до следующего их избрания как членов Совета директоров банка. Члены Комитета по рискам избираются неограниченное число раз. |
Исключить. |
8. |
20. Заседание Комитета по рискам проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 (три) месяца, которое должно быть оформлено протоколом с указанием в нем всех рассмотренных вопросов и высказанных позиций. Мнение члена Комитета по рискам, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами Комитета по рискам, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены данного Комитета по рискам, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись |
20. Заседания Комитета по рискам проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, которое должно быть оформлено протоколом с указанием в нем всех рассмотренных вопросов и высказанных позиций. Мнение члена Комитета по рискам, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами Комитета по рискам, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены данного Комитета по рискам, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись |
9. |
27. Совет директоров несет ответственность за: 1) управление рисками, степень риска, который банк принимает вместе с мерами по управлению этими рисками; 2) разработку аппетита к риску банка совместно с высшим руководством и риск-менеджером, а также следить за соблюдением банком требований к риск аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке. |
27. Совет директоров несет ответственность за: 1) управление рисками, степень риска, который банк принимает вместе с мерами по управлению этими рисками; 2) разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента, а также следить за соблюдением банком требований к риск-аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке. |
10. |
28. Совет директоров с учетом рекомендации Комитета по назначениям и вознаграждениям назначает руководителя и работников службы риск-менеджмента банка, определяет их обязанности и оплату труда, а также количественный и персональный состав данной службы. |
28. Совет директоров с учетом рекомендации Комитета по назначениям и вознаграждениям назначает руководителя и работников службы риск-менеджмента банка, определяет их оплату труда, а также количественный и персональный состав данной службы. Кандидат на должность руководителя службы риск-менеджмента банка согласовывается с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка. |
11. |
31. В целях обеспечения здоровой банковской практики Совету директоров необходимо: 1) выделить и распределить достаточные ресурсы для обеспечения адекватного независимого внутреннего аудита в банке; 2) обеспечить, чтобы внутренний аудит регулярно проводил проверки соблюдения банковских процессов, политик, процедур контроля, а также принятия соответствующих мер для устранения выявленных недостатков; 3) периодически (как минимум, один раз в месяц) рассматривать разработанные службой риск-менеджмента и структурными подразделениями банка (при необходимости) и практикуемые банком методы измерения рисков в банке, включая гэп и стресс-тестирование в отдельности по каждому риску; 4) рассматривать методы и результаты оценки Правлением способности банка прогнозировать возможные риски; 5) установить периодичность представления Совету директоров своевременной и достоверной информации по всем слабым сторонам деятельности банка, предоставления рекомендаций по исправлению выявленных недостатков и принятия соответствующих мер по их устранению. |
31. В целях обеспечения здоровой банковской практики Совету директоров необходимо: 1) выделить и распределить достаточные ресурсы для обеспечения адекватного независимого внутреннего аудита в банке; 2) обеспечить, чтобы внутренний аудит регулярно проводил проверки соблюдения банковских процессов, политик, процедур контроля, а также принятия соответствующих мер для устранения выявленных недостатков; 3) периодически (как минимум один раз в квартал) рассматривать разработанные службой риск-менеджмента и структурными подразделениями банка (при необходимости) и практикуемые банком методы измерения рисков в банке, включая гэп и стресс-тестирование в отдельности по каждому риску; 4) рассматривать методы и результаты оценки Правлением способности банка прогнозировать возможные риски; 5) установить периодичность представления Совету директоров своевременной и достоверной информации по всем слабым сторонам деятельности банка, предоставления рекомендаций по исправлению выявленных недостатков и принятия соответствующих мер по их устранению. |
12. |
38. Обязанности службы риск-менеджмента, определенные Советом директоров, должны включать: 1) определение ключевых данных, которые необходимо получать из других структурных подразделений банка в целях управления рисками; 2) сбор имеющейся информации, ее анализ и выявление сфер риска; 3) измерение рисков в той форме, которая позволит сопоставлять ее за период; 4) информирование Совета директоров, Правления и Комитета по рискам о позициях по риску, его тенденциях, и участие в подготовке и/или предоставление рекомендаций о мерах контроля и снижения выявленных рисков; 5) подготовку соответствующих отчетов по управлению рисками, включающих вышеуказанные вопросы, для представления Совету директоров и Правлению; 6) подготовку соответствующих заключений по кредитам, несущим в себе крупный риск; 7) участие в разработке внутренних документов по управлению рисками; 8) осведомленность о последних тенденциях развития в системе управления рисками, в том числе путем поддержания и повышения квалификации, а также информирование руководства работников банка о современной практике управления рисками в банковском деле; 9) осуществлять любые другие конкретные проекты по управлению рисками по требованию Совета директоров, а также в рамках взаимодействия с другими органами и структурными подразделениями банка; 10) постоянный мониторинг за деятельностью по принятию рисков и подверженности рискам в соответствии с утвержденными риск-аппетитом, лимитами по рискам и потребностями в капитале и ликвидности. |
38. Обязанности службы риск-менеджмента, определенные Советом директоров, должны включать: 1) определение ключевых данных, которые необходимо получать из других структурных подразделений банка в целях управления рисками; 2) сбор имеющейся информации, ее анализ и выявление сфер риска; 3) измерение рисков в той форме, которая позволит сопоставлять ее за период; 4) информирование Совета директоров, Правления и Комитета по рискам о позициях по риску, его тенденциях, и участие в подготовке и/или предоставление рекомендаций о мерах контроля и снижения выявленных рисков; 5) подготовку соответствующих отчетов по управлению рисками, включающих вышеуказанные вопросы, для представления Совету директоров и Правлению; 6) подготовку соответствующих заключений по кредитам, несущим в себе крупный риск; 7) участие в разработке внутренних документов по управлению рисками; 8) осведомленность о последних тенденциях развития в системе управления рисками, в том числе путем поддержания и повышения квалификации, а также информирование руководства работников банка о современной практике управления рисками в банковском деле; 9) осуществлять любые другие конкретные проекты по управлению рисками по требованию Совета директоров, а также в рамках взаимодействия с другими органами и структурными подразделениями банка; 10) постоянный мониторинг за деятельностью по принятию рисков и подверженности рискам в соответствии с утвержденными риск-аппетитом, лимитами по рискам и потребностями в капитале и ликвидности; 11) разработка риск-аппетита и лимитов по рискам банка, которые одобрены Советом директоров. |
13. |
65. При установлении требований к внутреннему документу по в части управления операционным риском, Совет директоров: 1) совместно с Правлением обеспечивает наличие эффективной системы управления операционным риском, которая должна включать четко определенную операционную структуру с установлением прав и обязанностей по всем уровням управления и мониторинга операционным риском, а также соответствующие инструменты, позволяющие определить, оценить, контролировать значительные риски; 2) совместно с Правлением должен признавать, понимать последствия и определять все категории операционного риска, присущего банку. Кроме того, должно быть обеспечено, чтобы база управления операционным риском охватывала все категории операционного риска. |
65. При установлении требований к внутреннему документу по управлению операционным риском, Совет директоров: 1) совместно с Правлением обеспечивает наличие эффективной системы управления операционным риском, которая должна включать четко определенную операционную структуру с установлением прав и обязанностей по всем уровням управления и мониторинга операционным риском, а также соответствующие инструменты, позволяющие определить, оценить, контролировать значительные риски; 2) совместно с Правлением должен признавать, понимать последствия и определять все категории операционного риска, присущего банку. Кроме того, должно быть обеспечено, чтобы база управления операционным риском охватывала все категории операционного риска. |
14. |
66. Внутренний документ по управлению операционным риском должны предусматривать разделение обязанностей между фронт и бэк-офисами банка. |
66. Внутренние документы по управлению операционным риском должны предусматривать разделение обязанностей между фронт и бэк-офисами банка. |
15. |
67. Внутренний документ по управлению операционным риском, которые четко определяют методы управления операционным риском должны быть утверждены и доведены до всех работников банка. Внутренние документы по управлению операционным риском должны соответствовать общей стратегии банка и обеспечивать непрерывное совершенствование управления риском. |
67. Внутренние документы по управлению операционным риском, которые четко определяют методы управления операционным риском, должны быть утверждены и доведены до всех работников банка. Внутренние документы по управлению операционным риском должны соответствовать общей стратегии банка и обеспечивать непрерывное совершенствование управления риском. |
16. |
90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ОД/ФТЭ), утвержденную Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению рисков в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако, минимальные требования должны соблюдаться всеми банками. |
90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (далее – ОД/ФТЭ), утвержденный Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению риска ОД/ФТЭ в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако, минимальные требования, установленные в законодательстве Кыргызской Республики, должны соблюдаться всеми банками. |
17. |
93. При наличии в деятельности банка других видов риска, Совет директоров банка должен определить их в своей стратегии банка по управлению рисками и утвердить внутренние документы по управлению данными видами рисков. Правление должно принять процедуры и процессы по отношению к ним. Минимальные требования, такие как определение, измерение, мониторинг и контроль рисков должны распространяться и на другие виды рисков. |
93. При наличии в деятельности банка других видов риска Совет директоров банка должен определить их в стратегии банка по управлению рисками и утвердить внутренние документы по управлению данными видами рисков. Правление должно принять процедуры и процессы по отношению к ним. Минимальные требования, такие как определение, измерение, мониторинг и контроль рисков, должны распространяться и на другие виды рисков. |
2. Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» |
||
1. |
2-1. Данное Положение распространяется на другие активы, несущие в себе кредитный риск. |
2-1. (признать утратившим силу) |
2. |
4. В целях настоящего положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы, несущие в себе кредитный риск. Трансграничные кредиты - кредиты выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию в Законе Кыргызской Республики "Об операциях в иностранной валюте". Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами. |
4. В целях настоящего Положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы (корреспондентские счета, ценные бумаги, межбанковские размещения и т.п.), несущие в себе кредитный риск. Трансграничные кредиты – кредиты, выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию определенной в законодательстве Кыргызской Республики. Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами. |
3. |
2. Кредитная политика банка |
2. Кредитная политика и кредитная стратегия банка |
4. |
6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой, утверждаемой Советом директоров банка. |
6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой и кредитной стратегией, утверждаемой Советом директоров банка. |
5. |
|
6-1. Кредитная стратегия должна как минимум учитывать и включать в себя следующее: - целевые рынки кредитования и их общие характеристики, которые банк планирует достичь (в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества кредитного портфеля и т.д.); - основные источники финансирования по кредитованию (банку необходимо указать источники финансирования кредитования, за счет каких средств планируется кредитовать, увеличивать кредитный портфель). - анализ косвенно-валютного риска. - соотношение доли кредитов к активам банка; - рыночные условия и финансовое состояние банка, а также его риск аппетит; - ожидаемую норму прибыли и размер капитала банка; - возможные издержки, связанные с возвратом активов подверженных кредитному риску; - краткосрочные/ среднесрочные/ долгосрочные планы банка; - анализ кредитного портфеля, который будет осуществляться на основе действующего кредитного портфеля банка. В дополнение к этому банк должен иметь методологию проведения такого анализа, которая позволит оценивать кредитный риск и косвенно-валютный риск; - актуальными адекватными экономическими показателями банка; - организационную структуру банка, технические возможности и потенциал персонала и руководства банка, ответственных за кредитную деятельность банка. Соответствующий персонал должен быть проинформирован о кредитной стратегии и обеспечивать ясность кредитной стратеги банка. 6-2. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в год, рассматривает финансовые и экономические показатели, влияющие или предусмотренные, заложенные в кредитной стратегии, и при необходимости вносит необходимые изменения. 6-3. Совету директоров банка необходимо обеспечивать соответствие политики по назначениям и вознаграждениям в банке стратегии по управлению кредитным риском. |
6. |
12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику, по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с нормативно-правовыми актами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. Банк может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. |
12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрить в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с нормативно-правовыми актами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов, связанных с банком лицами/аффилированными лицама банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов, связанных с банком лицами/аффилированными лицами банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. Банк должен разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. |
7. |
12-1. Банку необходимо ежегодно проводить внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификации кредитов/активов. |
12-1. Внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска должен проводиться ежегодно для определения соответствия деятельности банка по кредитованию кредитной стратегии, политики банка и выявления слабых областей в процессе управления кредитным риском, в кредитной политике и в процедурах по кредитованию. Также банку необходимо в рамках внутреннего аудита оценивать систему внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификацию кредитов/активов в соответствии с установленными требованиями Национального банка. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по недостаткам, выявленным в результате внутреннего аудита системы внутреннего контроля кредитного риска, должны периодически, но не реже одного раза в квартал передаваться Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту. |
8. |
26. При оказании банковских услуг банк должен обеспечить соблюдение прав клиентов, включая следующие права: - право клиента на безвозмездной основе (за исключением случаев, когда банком взимается комиссия по установленному тарифу за рассмотрение заявки клиента) отказаться от получения кредита с момента подписания кредитного договора до момента получения денежных средств либо осуществления платежа по оплате за имущество в рамках лизинга; - право клиента до момента подписания договора получить на руки проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за юридической консультацией за пределами банка, при этом время, предоставляемое клиенту на ознакомление с договором должно быть не менее одного дня, но не более трех дней; - право клиента обратиться к банку в последующем с просьбой о пролонгации или реструктуризации кредита; - право клиента, в случае, если более 50% от основной суммы кредита погашено, предоставить взамен имеющегося залога другой залог, приемлемый для обеих сторон, стоимость которого покрывает оставшуюся сумму задолженности по кредиту в соответствии с внутренними документами банка. |
26. При оказании банковских услуг банк должен обеспечить соблюдение прав клиентов, включая следующие права: - право клиента на безвозмездной основе (за исключением случаев, когда банком взимается комиссия по установленному тарифу за рассмотрение заявки клиента) отказаться от получения кредита с момента подписания кредитного договора до момента получения денежных средств либо осуществления платежа по оплате за имущество в рамках лизинга; - право клиента до момента подписания договора получить на руки проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за юридической консультацией за пределами банка, при этом время, предоставляемое клиенту на ознакомление с договором, должно быть не менее одного дня, но не более трех дней; - право клиента обратиться к банку в последующем с просьбой о реструктуризации кредита; - право клиента, в случае, если более 50% от основной суммы кредита погашено, предоставить взамен имеющегося залога другой залог, приемлемый для обеих сторон, стоимость которого покрывает оставшуюся сумму задолженности по кредиту в соответствии с внутренними документами банка. |
9. |
31. Банк также должен провести собеседование с потенциальным заемщиком с целью разъяснения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по кредитному договору (о чем заемщик расписывается в кредитном договоре) и определения факторов, указанных в пункте 30 настоящего Положения. Ответственность за соблюдение требований, указанных в п.30 настоящего Положения, при утверждении кредита несут лица, уполномоченные за принятие решения о выдаче кредита. |
31. Банк также должен провести собеседование с потенциальным заемщиком с целью разъяснения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по кредитному договору (о чем заемщик расписывается в кредитном договоре) и определения факторов, указанных в пункте 30 настоящего Положения. Ответственность за соблюдение требований, указанных в пункте 30 настоящего Положения, при утверждении кредита несут лица, уполномоченные за принятие решения о выдаче кредита. |
10. |
55. В договоре о залоге, как минимум, указываются: - предмет залога и его оценочная стоимость; - размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; - указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; - условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; - другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
55. В договоре о залоге как минимум указываются: - предмет залога и его стоимость; - размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; - указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; - условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; - другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
11. |
75. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком должен включать: - работу с заемщиком (руководством заемщика) по выявлению проблем и поиску их решений; - назначение управляющих, консультантов для работы с предприятием заемщика от имени банка; - содействие в увеличении собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон; - получение дополнительного залога и гарантий и др.; - в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования и др.). |
75. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, должны включать: - работу с заемщиком (руководством заемщика) по выявлению проблем и поиску их решений; - назначение управляющих, консультантов для работы с предприятием заемщика от имени банка; - содействие в увеличении собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон; - получение дополнительного залога и гарантий и др.; - в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования, проведения реструктуризации и др.). При реструктуризации кредита банку необходимо рассматривать текущее финансовое состояние и степень доверия банка к заемщику. Банк может реструктуризировать кредит только в том случае, если заемщик имеет реальные возможности по исполнению своих обязательств по измененным условиям своего кредита, что должно подтверждаться проведенным анализом и соответствующими документами. Кредитное досье заемщика, чей кредит был реструктурирован, должно включать в себя всю информацию о текущем финансовом состоянии заемщика и его возможности погасить кредит, а также информацию и соответствующие документы о проведенной реструктуризации. |
12. |
II. Залоговая документация 22. Документы, подтверждающие оценку залога с отражением в них следующей информации: - оценочная стоимость залога; - дата оценки; - кем проведена оценка; - метод оценки. |
II. Залоговая документация 22. Документы, подтверждающие оценку залога с отражением в них следующей информации: - стоимости залога; - даты оценки; - кем проведена оценка; - метода оценки. |
13. |
25. Акт обследования залога, в котором должны быть отражены: - дата обследования залога; - вид залога; - дата оценки залога; - метод оценки; - местонахождение залога; - состояние залога и условия его содержания; - оценочная стоимость залога; - график периодического обследования залога. |
25. Акт обследования залога, в котором должны быть отражены: - дата обследования залога; - вид залога; - дата оценки залога; - метод оценки; - местонахождение залога; - состояние залога и условия его содержания; - стоимость залога; - график периодического обследования залога. |
3. Положение «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» |
||
14. |
2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами - резидентами Кыргызской Республики. Косвенный страновой риск - риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента. |
2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами-резидентами Кыргызской Республики. |
15. |
2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая: ….. …... |
2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая: ….. 2.3.5. Макроэкономический риск – риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие центральным банком иностранного государства решение по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной). 2.3.6. Косвенный страновой риск – риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента. |
4. Положение «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» |
||
16. |
3.1. Управление рыночным риском должно соответствовать масштабам деятельности и уровню рыночного риска, принимаемого на себя банком. Банк должен принимать меры для снижения рыночного риска, связанного с осуществлением своих операций. |
3.1. Управление рыночным риском должно соответствовать масштабам деятельности, аппетита к риску и уровню рыночного риска, принимаемого на себя банком. Банк должен принимать меры для снижения рыночного риска, связанного с осуществлением своих операций. |
17. |
3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка. Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие, в том числе, критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования. |
3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка, а также уровень риска от введения новых банковских продуктов и услуг. Банки должны учитывать общие и макроэкономические условия, в которых они осуществляют свою деятельность при оценке, управлении своими рисками и их способность привести банк к существенным потерям. Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие в том числе критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования. |
18. |
|
3.11. Внутренний аудит банка должен регулярно проверять целостность, точность и эффективность управления банком своим рыночным риском. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по выявленным в результате внутреннего аудита недостаткам должны периодически, но не реже одного раза в квартал, сообщается Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту. Оценка рыночного риска, проведенная внутренним аудитом банка должна включать по крайней мере следующие факторы: - адекватность масштабов процессов управления рыночным риском (с учетом типа, содержания и уровня сложности позиций, которые вызывают рыночный риск, также должно быть проверено, были ли они адекватно рассмотрены в процессе управления рыночным риском банка); - адекватность используемой банком системы управления рыночным риском; - достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска. |
19. |
4.1. Политика по управлению риском процентной ставки, которая может быть составной частью политики по управлению рыночным риском, как минимум, должна содержать: - описание процесса оценки риска процентной ставки, который также предусматривает определение лимитов по риску процентной ставки при проведении банковских и торговых операций. Данные лимиты учитываются при управлении активами и обязательствами банка; - четкое определение полномочий и ответственности Правления банка и/или соответствующего органа, назначенного Советом директоров банка, за принятие решений по управлению риском процентной ставки, включая одобрение соответствующих лимитов; - разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений/сотрудников банка по реализации политики и процедур по управлению риском процентной ставки. Лица, ответственные за мониторинг и контроль риска, должны быть независимы от лиц, выполняющих операции, несущие риск процентных ставок; - требования к управленческой информационной системе (УИС), собирающей данные о рисках процентной ставки по всем направлениям деятельности банка. УИС должна обеспечить своевременное предоставление информации для Правления и Совета директоров банка об уровне риска процентной ставки; - требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров. |
4.1. Политика по управлению риском процентной ставки, которая может быть составным элементом политики по управлению рыночным риском, как минимум должна содержать: - описание процесса оценки риска процентной ставки, который также предусматривает определение лимитов риска процентной ставки при проведении банковских и торговых операций. Данные лимиты должны учитываться при управлении активами, обязательствами банка, а также соответствовать риск аппетита и капиталу банка; - четкое определение полномочий и ответственности Правления банка и/или соответствующего органа, назначенного Советом директоров банка, за принятие решений по управлению риском процентной ставки, включая одобрение соответствующих лимитов; - разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений/сотрудников банка по реализации политики и процедур по управлению риском процентной ставки. Лица, ответственные за мониторинг и контроль риска, должны быть независимы от лиц, выполняющих операции, несущие риск процентных ставок; - требования к управленческой информационной системе (УИС), собирающей данные о рисках процентной ставки по всем направлениям деятельности банка. УИС должна обеспечить своевременное предоставление информации для Правления и Совета директоров банка об уровне риска процентной ставки; - требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров; - идентификацию процессов и принципов, связанных с новыми продуктами |
20. |
- |
4.3. Измерение процентного риска должно охватывать риск переоценки, базовый риск, риск опциона и кривую доходности. Совет директоров и Правление банка должны регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализировать, результаты стресс-тестирования, в том числе основные предположения, лежащие в их основе. Результаты таких работ следует учитывать при создании и пересмотре политики по управлению рыночным риском. Учитывая потенциальные потери, прогнозируемые стресс-тестами, и вероятность возникновения таких потерь, Совет директоров и Правление банка могут принять дополнительные меры для усиления управления рисками. |