Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления  

Правления Национального банка Кыргызской Республики» 

 

 

Национальный банк Кыргызской Республики разработал проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект).  

В рамках данного проекта предусматривается следующее: 

- дополнение требованиями по риск-аппетиту, в частности, определение политик и процессов риск-аппетита, измерение, установление, управление лимитами по рискам и информирование уполномоченных структурных подразделений банка об установленных лимитах по рискам, а также усиление ответственности Совета директоров банка за разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента; 

- изменение периодичности предоставления отчетов Службы риск-менеджмента комитету по рискам на ежемесячной основе и Совету директоров на ежеквартальной основе; 

- дополнение такими определениями как «внутренний документ об уровне риск-аппетита» и «профиль риска банка»; 

- установление минимальных требований коммерческим банкам по составлению кредитной стратегии; 

- совершенствование требований по управлению страновым и рыночным рисками с учетом макроэкономических рисков; 

- внесение изменений технического характера, а также исключение противоречащих норм и требований. 

Таким образом, в проекте предусмотрены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА); 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июня 2010 года № 52/4; 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года № 19/3; 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года № 19/2. 

Проект 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «____» ____________ 2018 года 

№ ______________________ 

 

Изменения и дополнения 

в некоторые постановления Правления  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА) следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в пункте 3: 

- абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции: 

«Риск-аппетит это совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. Риск-аппетит учитывается при разработке стратегии развития банка и бизнес плана банка.»; 

- дополнить абзацами следующего содержания: 

«Внутренний документ об уровне риск-аппетита это документ, в котором должны быть определены/установлены совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять или избежать для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана (определение качественных и количественных показателей по доходности, капиталу, ликвидности и другим соответствующим мерам, например, рост, изменчивость), при этом необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. При этом данный документ может быть частью бизнес-плана банка. 

Лимиты по рискам распределение совокупного риск-аппетита банка (количественное ограничение, накладываемое на определенные показатели) по сферам деятельности, филиалам, дочерним компаниям банка, определенным категориям рисков, концентрациям, продуктам и по другим необходимым уровням. Банк несет ответственность за корректное распределение полномочий по реализации различных типов лимитов. 

Профиль риска банка это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка, которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам.»;  

- пункт 12 изложить в следующей редакции: 

«12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе представляет отчеты Комитету по рискам, а также на ежеквартальной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При этом Совет директоров и/или Комитет по риску могут дополнительно установить иную периодичность предоставления таких отчетов.  

При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка.»; 

- Положение дополнить пунктами 14-1 - 14-5 следующего содержания: 

«14-1. Внутренний документ об уровне риск-аппетита должен четко определять случаи, когда установленные лимиты могут быть превышены с обязательным одобрением Совета директоров. 

14-2. В целях управления текущим профилем риска банка банк должен ясно сформулировать риск-аппетит, в частности, все виды рисков и их уровни, приемлемые для банка (то есть уровни, которые не будут подвергать риску банк и обеспечат сохранность вкладов и доходность банка). При этом риск-аппетит должен быть связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией банка, бизнес-планом банка и согласован на уровне соответствующих коллегиальных органов банка. Для этого необходимо: 

1) подготовить внутренний документ о риск-аппетите, который будет связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией, бизнес-планом банка, его капиталом и финансовыми планами; 

2) определить политики и процессы риск-аппетита банка и на постоянной основе контролировать соответствие деятельности банка к уровню риск-аппетита. При этом процесс определения риск-аппетита банка должен пересматриваться не менее одного раза в год;  

3) разработать процедуры по оценке, одобрению, уведомлению (информированности внутри банка), а также процессы мониторинга, аудита лимитов по рискам и определенных принципов, одобренных Советом директоров банка; 

4) измерить, установить, контролировать и управлять лимитами по рискам, которые не должны превышать риск-аппетита, одобренного Советом директоров банка. 

14-3. В целях мониторинга лимитов и значений Совет директоров контролирует и несет ответственность за профиль риска банка, реализуемых Правлением банка.  

14-4. Лимиты по рискам, одобренные Советом директоров, распространяются на персонал, отдел или структурные подразделения банка, осуществляющие ту или иную деятельность банка.  

14-5. Уполномоченные структурные подразделения должны быть проинформированы об установленных лимитах по рискам, и банк должен обеспечить понимание уполномоченным лицом и персоналом, вовлеченными в процессы операционной деятельности банка о данных лимитах. Необходимо проводить тщательный мониторинг использования лимитов. Правление банка в незамедлительном порядке должно быть проинформировано о лимитах, которые были нарушены, для принятия соответствующих мер.»;  

- в пункте 17: 

абзац пятый подпункта 1 изложить в следующей редакции: 

«- утверждение плана работы службы риск-менеджмента и контроль над его исполнением;»; 

абзац третий подпункта 2 изложить в следующей редакции: 

«- регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых службой риск-менеджмента, а также состояние лимитов по рискам, результатов гэп и стресс-тестирования»; 

подпункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3) взаимодействие с руководителем службы риск-менеджмента, руководителем службы комплаенс-контроля, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также при необходимости с другими структурными подразделениями банка;»; 

в подпункте 5 слова «заявления о рисках» заменить словами «внутреннего документа о риск-аппетите»; 

в абзаце втором пункта 18 слова «совещательного» исключить; 

- пункт 19 признать утратившим силу; 

- в абзаце первом пункта 20 слова «одного раза в 3 (три) месяца» заменить словами «одного раза в месяц»; 

- подпункт 2 пункта 27 изложить в следующей редакции: 

«2) разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента, а также следить за соблюдением банком требований к риск-аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке.»; 

- в пункте 28: 

слова «обязанности и» исключить; 

дополнить абзацем следующего содержания: 

«Кандидат на должность руководителя службы риск-менеджмента банка согласовывается с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка»; 

- в подпункте 3 пункта 31 слова «один раз в месяц» заменить словами «один раз в квартал»; 

- пункт 38 дополнить подпунктом 11 следующего содержания: 

«11) разработка риск-аппетита и риск лимитов, которые одобрены Советом директоров.»; 

- в абзаце первом пункта 65 слова «в части управления» заменить словом «управлению»; 

- в пункте 66 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»; 

- в предложении первом пункта 67 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»; 

- пункт 90 изложить в следующей редакции: 

«90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (далее ОД/ФТЭ), утвержденный Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению риска ОД/ФТЭ в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако минимальные требования, установленные в законодательстве Кыргызской Республики, должны соблюдаться всеми банками.»; 

- в первом предложении пункта 93 исключить слово «своей». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 2-1 признать утратившим силу; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. В целях настоящего Положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы (корреспондентские счета, ценные бумаги, межбанковские размещения и т.п.), несущие в себе кредитный риск.  

Трансграничные кредиты кредиты, выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию, определенному в законодательстве Кыргызской Республики. 

Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами.»; 

- наименование главы 2 изложить в следующей редакции: 

«2. Кредитная политика и кредитная стратегия банка»; 

- пункт 6 изложить в следующей редакции: 

«6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой и кредитной стратегией, утверждаемой Советом директоров банка.»; 

- Положение дополнить пунктами 6-1, 6-2 и 6-3 следующего содержания: 

«6-1. Кредитная стратегия должна как минимум учитывать и включать в себя следующее: 

- целевые рынки кредитования и их общие характеристики, которые банк планирует достичь (в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества кредитного портфеля и т.д.); 

- основные источники финансирования по кредитованию (банку необходимо указать источники финансирования кредитования, за счет каких средств планируется кредитовать, увеличивать кредитный портфель); 

- анализ косвенно-валютного риска; 

- соотношение доли кредитов к активам банка; 

- рыночные условия и финансовое состояние банка, а также его риск аппетит; 

- ожидаемую норму прибыли и размер капитала банка; 

- возможные издержки, связанные с возвратом активов подверженных кредитному риску; 

- краткосрочные/ среднесрочные/ долгосрочные планы банка; 

- анализ кредитного портфеля, который будет осуществляться на основе действующего кредитного портфеля банка. В дополнение к этому банк должен иметь методологию проведения такого анализа, которая позволит оценивать кредитный риск и косвенно-валютный риск; 

- актуальными адекватными экономическими показателями банка; 

- организационную структуру банка, технические возможности и потенциал персонала и руководства банка, ответственных за кредитную деятельность банка. Соответствующий персонал должен быть проинформирован о кредитной стратегии и обеспечивать ясность кредитной стратеги банка. 

6-2. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в год, рассматривает финансовые и экономические показатели, влияющие или предусмотренные, заложенные в кредитной стратегии, и при необходимости вносит необходимые изменения. 

6-3. Совету директоров банка необходимо обеспечивать соответствие политики по назначениям и вознаграждениям в банке стратегии по управлению кредитным риском.»; 

- в абзаце девятом пункта 12 слово «может» заменить словом «должен»; 

- пункт 12-1 изложить в следующей редакции: 

«12-1. Внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска должен проводиться ежегодно для определения соответствия деятельности банка по кредитованию кредитной стратегии, политики банка и выявления слабых областей в процессе управления кредитным риском, в кредитной политике и в процедурах по кредитованию. 

Также банку необходимо в рамках внутреннего аудита оценивать систему внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификацию кредитов/активов в соответствии с установленными требованиями Национального банка. 

Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по недостаткам, выявленным в результате внутреннего аудита системы внутреннего контроля кредитного риска, должны периодически, но не реже одного раза в квартал передаваться Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту.»; 

- в абзаце четвертом пункта 26 слова «пролонгации или» исключить; 

- в пункте 31 слова «п.30» заменить словами «пункте 30»; 

- в пункте 55 исключить слово «оценочная»; 

- в пункте 75: 

абзац шестой изложить в следующей редакции: 

«- в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования, проведения реструктуризации и др.).»; 

дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания: 

«При реструктуризации кредита банку необходимо рассматривать текущее финансовое состояние и степень доверия банка к заемщику. Банк может реструктуризировать кредит только в том случае, если заемщик имеет реальные возможности по исполнению своих обязательств по измененным условиям своего кредита, что должно подтверждаться проведенным анализом и соответствующими документами. 

Кредитное досье заемщика, чей кредит был реструктурирован, должно включать в себя всю информацию о текущем финансовом состоянии заемщика и его возможности погасить кредит, а также информацию и соответствующие документы о проведенной реструктуризации.»; 

- в пунктах 22 и 25 Приложение 1 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» исключить слово «оценочная». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/3 следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 2.2 изложить в следующей редакции: 

«2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами-резидентами Кыргызской Республики.»; 

- пункт 2.3 дополнить подпунктами 2.3.5 и 2.3.6 следующего содержания: 

«2.3.5. Макроэкономический риск риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие центральным банком иностранного государства решения по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной). 

2.3.6. Косвенный страновой риск риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2 следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 3.1 после слов «масштабам деятельности» дополнить словами «, аппетита к риску»; 

- пункт 3.4 изложить в следующей редакции: 

«3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка, а также уровень риска от введения новых банковских продуктов и услуг.  

Банки должны учитывать общие и макроэкономические условия, в которых они осуществляют свою деятельность при оценке, управлении своими рисками и их способность привести банк к существенным потерям.  

Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие в том числе критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования.»; 

- Положение дополнить пунктом 3.11 следующего содержания: 

«3.11. Внутренний аудит банка должен регулярно проверять целостность, точность и эффективность управления банком своим рыночным риском. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий недостаткам, по выявленным в результате внутреннего аудита, должны периодически, но не реже одного раза в квартал сообщается Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту. 

Оценка рыночного риска, проведенная внутренним аудитом банка, должна включать по крайней мере следующие факторы: 

- адекватность масштабов процессов управления рыночным риском (с учетом типа, содержания и уровня сложности позиций, которые вызывают рыночный риск, также должно быть проверено, были ли они адекватно рассмотрены в процессе управления рыночным риском банка); 

- адекватность используемой банком системы управления рыночным риском; 

- достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска.»; 

- в пункте 4.1: 

в абзаце первом слова «составной частью» заменить словами «составным элементом»; 

в абзаце втором после слов «обязательствами банка» дополнить словами «, а также соответствовать риск аппетита и капиталу банка»; 

дополнить абзацем седьмым следующего содержания: 

«- идентификацию процессов и принципов, связанных с новыми продуктами.»; 

- Положение дополнить пунктом 4.3 следующего содержания: 

«4.3. Измерение процентного риска должно охватывать риск переоценки, базовый риск, риск опциона и кривую доходности. 

Совет директоров и Правление банка должны регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализировать результаты стресс-тестирования, в том числе основные предположения, лежащие в их основе. Результаты таких работ следует учитывать при создании и пересмотре политики по управлению рыночным риском. Учитывая потенциальные потери, прогнозируемые стресс-тестами, и вероятность возникновения таких потерь, Совет директоров и Правление банка могут принять дополнительные меры для усиления управления рисками.». 

Сравнительная таблица 

к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1. Положение «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» 

1. 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:  

Риск - вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события могут оказать негативное влияние на капитал банка или его доходы.  

Система управления рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: определение риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.  

… 

Риск-аппетит - совокупный уровень и виды рисков, которых финансовая организация готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика.  

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:  

Риск вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события могут оказать негативное влияние на капитал банка или его доходы.  

Система управления рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: определение риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.  

… 

Риск-аппетит это совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять на себя в пределах своей способности к риску для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, а также необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. Риск-аппетит учитывается при разработке стратегии развития банка и бизнес плана банка. 

Внутренний документ об уровне риск-аппетита это документ, в котором должны быть определены/установлены совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять или избежать для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана (определение качественных и количественных показателей по доходности, капиталу, ликвидности и другим соответствующим мерам, например, рост, изменчивость), при этом необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как репутация банка и неэтичная практика. При этом данный документ может быть частью бизнес-плана банка. 

Лимиты по рискам распределение совокупного риск-аппетита банка (количественное ограничение, накладываемое на определенные показатели) по сферам деятельности, филиалам, дочерним компаниям банка, определенным категориям рисков, концентрациям, продуктам и по другим необходимым уровням. Банк несет ответственность за корректное распределение полномочий по реализации различных типов лимитов. 

Профиль риска банка это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка, которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам

2. 

12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений, служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка. 

12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе представляет отчеты Комитету по рискам, а также на ежеквартальной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При этом Совет директоров и/или Комитет по риску могут дополнительно установить иную периодичность предоставления таких отчетов.  

При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка. 

3. 

14. Управление рисками должно осуществляться на консолидированной основе и применяться к дочерним предприятиям, как находящимся на территории Кыргызской Республики, так и действующим за ее пределами. 

14. Управление рисками должно осуществляться на консолидированной основе и применяться к дочерним предприятиям, как находящимся на территории Кыргызской Республики, так и действующим за ее пределами. 

4. 

14-1. Внутренний документ об уровне риск-аппетита должен четко определять случаи, когда установленные лимиты могут быть превышены с обязательным одобрением Советом директоров. 

14-2. В целях управления текущим профилем риска банка банк должен ясно сформулировать риск-аппетит, в частности, все виды рисков и их уровни, приемлемые для банка (то есть уровни, которые не будут подвергать риску банк и обеспечат сохранность вкладов и доходность банка). При этом риск-аппетит должен быть связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией банка, бизнес-планом банка и согласован на уровне соответствующих коллегиальных органов банка. Для этого необходимо: 

1) подготовить внутренний документ о риск-аппетите, который будет связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией, бизнес-планом банка, его капиталом и финансовыми планами; 

2) определить политики и процессы риск-аппетита банка и на постоянной основе контролировать соответствие деятельности банка к уровню риск-аппетита. При этом процесс определения риск-аппетита банка должны пересматриваться не менее одного раза в год;  

3) разработать процедуры по оценке, одобрению, уведомлению (информированность внутри банка), а также процессы мониторинга, аудита лимитов по рискам и определенных принципов, одобренных Советом директоров банка; 

4) измерить, установить, контролировать и управлять лимитами по рискам, которые не должны превышать риск-аппетита, одобренного Советом директоров банка. 

14-3. Совет директоров контролирует и несет ответственность за профиль риска банка в целях мониторинга лимитов и значений, реализуемых Правлением банка.  

14-4. Лимиты по рискам, одобренные Советом директоров, распространяются на персонал, отдел или структурное подразделение банка, осуществляющие ту или иную деятельность банка.  

14-5. Уполномоченные структурные подразделения должны быть проинформированы об установленных лимитах по рискам и банк должен обеспечить понимание уполномоченным лицом и персоналом, вовлеченными в процессы операционной деятельности банка, о данных лимитах. Проводится тщательный мониторинг использования лимитов и Правление банка в целях принятия соответствующих мер в незамедлительном порядке должно быть проинформировано о лимитах, которые были нарушены. 

5. 

17. В компетенцию Комитета по рискам, как минимум, входят:  

1) оценка эффективности действующей системы управления рисками, как минимум:  

- анализ внутренних документов банка, регламентирующих процесс управления рисками;  

- анализ достаточности управленческой отчетности по рискам;  

- анализ достаточности информационной поддержки процесса управления рисками;  

- утверждение плана работы риск-менеджера (подразделения по управлению рисками) и контроль над его исполнением;  

- сравнение с лучшей и/или приемлемой международной практикой в области управления рисками;  

2) рассмотрение:  

- внутренних документов по управлению банковскими рисками, вносимых исполнительным органом на утверждение Совета директоров;  

- регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых исполнительным органом и/или структурным подразделением, которые курируют данные виды рисков, а также состояние банковских лимитов, результатов гэп и стресс-тестирования;  

3) взаимодействие с риск-менеджером, комплаенс-контролером, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также, при необходимости, с другими структурными подразделениями банка;   

4) разработка/подготовка рекомендаций для Совета директоров банка:  

- по повышению эффективности действующих систем управления рискам;  

- по ограничениям рисков в части банковских операций и других сделок банка;  

- по иным существенным вопросам в области управления рисками;  

5) консультирование совета директоров по вопросам риск-аппетита, контроль за выполнением заявления о рисках и за отчетностью о состоянии культуры риска. Ответственность за консультирование несет ответственность комитет по рискам;   

6) доведение до сведения Совета директоров банка информации обо всех значимых для банка банковских рисках.  

17. В компетенцию Комитета по рискам, как минимум, входят:  

1) оценка эффективности действующей системы управления рисками, как минимум:  

- анализ внутренних документов банка, регламентирующих процесс управления рисками;  

- анализ достаточности управленческой отчетности по рискам;  

- анализ достаточности информационной поддержки процесса управления рисками;  

- утверждение плана работы службы риск-менеджмента и контроль над его исполнением;  

- сравнение с лучшей и/или приемлемой международной практикой в области управления рисками;  

2) рассмотрение:  

- внутренних документов по управлению банковскими рисками, вносимых исполнительным органом на утверждение Совета директоров;  

- регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых службой риск-менеджмента, а также состояние лимитов по рискам, результатов гэп и стресс-тестирования;  

3) взаимодействие с руководителем службы риск-менеджмента, руководителем службы комплаенс-контроля, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также при необходимости с другими структурными подразделениями банка;   

4) разработка/подготовка рекомендаций для Совета директоров банка:  

- по повышению эффективности действующих систем управления рискам;  

- по ограничениям рисков в части банковских операций и других сделок банка;  

- по иным существенным вопросам в области управления рисками;  

5) консультирование совета директоров по вопросам риск-аппетита, контроль за выполнением внутреннего документа о риск-аппетите и за отчетностью о состоянии культуры риска. Ответственность за консультирование несет ответственность комитет по рискам;   

6) доведение до сведения Совета директоров банка информации обо всех значимых для банка банковских рисках.  

6. 

18. Количественный и персональный состав Комитета по рискам определяется Советом директоров банка и не может быть менее 3 (трех) членов Совета директоров. Как минимум, два члена Комитета по рискам должны быть избраны из числа независимых членов Совета директоров, один из которых является Председателем Комитета по рискам и не возглавляет Комитет по аудиту. 

Все члены Комитета по рискам имеют право совещательного голоса, приглашенные без права совещательного голоса. 

18. Количественный и персональный состав Комитета по рискам определяется Советом директоров банка и не может быть менее 3 (трех) членов Совета директоров. Как минимум два члена Комитета по рискам должны быть избраны из числа независимых членов Совета директоров, один из которых является председателем Комитета по рискам и не возглавляет Комитет по аудиту. 

Все члены Комитета по рискам имеют право голоса, приглашенные без права голоса. 

7. 

19. Члены Комитета по рискам и Председатель Комитета по рискам избираются собранием акционеров на срок до следующего их избрания как членов Совета директоров банка. Члены Комитета по рискам избираются неограниченное число раз. 

Исключить. 

8. 

20. Заседание Комитета по рискам проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 (три) месяца, которое должно быть оформлено протоколом с указанием в нем всех рассмотренных вопросов и высказанных позиций.  

Мнение члена Комитета по рискам, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами Комитета по рискам, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены данного Комитета по рискам, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись 

20. Заседания Комитета по рискам проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, которое должно быть оформлено протоколом с указанием в нем всех рассмотренных вопросов и высказанных позиций.  

Мнение члена Комитета по рискам, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами Комитета по рискам, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены данного Комитета по рискам, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись 

9. 

27. Совет директоров несет ответственность за:  

1) управление рисками, степень риска, который банк принимает вместе с мерами по управлению этими рисками;  

2) разработку аппетита к риску банка совместно с высшим руководством и риск-менеджером, а также следить за соблюдением банком требований к риск аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке.  

27. Совет директоров несет ответственность за:  

1) управление рисками, степень риска, который банк принимает вместе с мерами по управлению этими рисками;  

2) разработку риск-аппетита банка совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента, а также следить за соблюдением банком требований к риск-аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке. 

10. 

28. Совет директоров с учетом рекомендации Комитета по назначениям и вознаграждениям назначает руководителя и работников службы риск-менеджмента банка, определяет их обязанности и оплату труда, а также количественный и персональный состав данной службы.  

28. Совет директоров с учетом рекомендации Комитета по назначениям и вознаграждениям назначает руководителя и работников службы риск-менеджмента банка, определяет их оплату труда, а также количественный и персональный состав данной службы.  

Кандидат на должность руководителя службы риск-менеджмента банка согласовывается с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка. 

11. 

31. В целях обеспечения здоровой банковской практики Совету директоров необходимо:  

1) выделить и распределить достаточные ресурсы для обеспечения адекватного независимого внутреннего аудита в банке;  

2) обеспечить, чтобы внутренний аудит регулярно проводил проверки соблюдения банковских процессов, политик, процедур контроля, а также принятия соответствующих мер для устранения выявленных недостатков;  

3) периодически (как минимум, один раз в месяц) рассматривать разработанные службой риск-менеджмента и структурными подразделениями банка (при необходимости) и практикуемые банком методы измерения рисков в банке, включая гэп и стресс-тестирование в отдельности по каждому риску;  

4) рассматривать методы и результаты оценки Правлением способности банка прогнозировать возможные риски;  

5) установить периодичность представления Совету директоров своевременной и достоверной информации по всем слабым сторонам деятельности банка, предоставления рекомендаций по исправлению выявленных недостатков и принятия соответствующих мер по их устранению. 

31. В целях обеспечения здоровой банковской практики Совету директоров необходимо:  

1) выделить и распределить достаточные ресурсы для обеспечения адекватного независимого внутреннего аудита в банке;  

2) обеспечить, чтобы внутренний аудит регулярно проводил проверки соблюдения банковских процессов, политик, процедур контроля, а также принятия соответствующих мер для устранения выявленных недостатков;  

3) периодически (как минимум один раз в квартал) рассматривать разработанные службой риск-менеджмента и структурными подразделениями банка (при необходимости) и практикуемые банком методы измерения рисков в банке, включая гэп и стресс-тестирование в отдельности по каждому риску;  

4) рассматривать методы и результаты оценки Правлением способности банка прогнозировать возможные риски;  

5) установить периодичность представления Совету директоров своевременной и достоверной информации по всем слабым сторонам деятельности банка, предоставления рекомендаций по исправлению выявленных недостатков и принятия соответствующих мер по их устранению. 

12. 

38. Обязанности службы риск-менеджмента, определенные Советом директоров, должны включать:  

1) определение ключевых данных, которые необходимо получать из других структурных подразделений банка в целях управления рисками;  

2) сбор имеющейся информации, ее анализ и выявление сфер риска;  

3) измерение рисков в той форме, которая позволит сопоставлять ее за период;  

4) информирование Совета директоров, Правления и Комитета по рискам о позициях по риску, его тенденциях, и участие в подготовке и/или предоставление рекомендаций о мерах контроля и снижения выявленных рисков;  

5) подготовку соответствующих отчетов по управлению рисками, включающих вышеуказанные вопросы, для представления Совету директоров и Правлению;  

6) подготовку соответствующих заключений по кредитам, несущим в себе крупный риск;  

7) участие в разработке внутренних документов по управлению рисками;  

8) осведомленность о последних тенденциях развития в системе управления рисками, в том числе путем поддержания и повышения квалификации, а также информирование руководства работников банка о современной практике управления рисками в банковском деле;  

9) осуществлять любые другие конкретные проекты по управлению рисками по требованию Совета директоров, а также в рамках взаимодействия с другими органами и структурными подразделениями банка;  

10) постоянный мониторинг за деятельностью по принятию рисков и подверженности рискам в соответствии с утвержденными риск-аппетитом, лимитами по рискам и потребностями в капитале и ликвидности. 

38. Обязанности службы риск-менеджмента, определенные Советом директоров, должны включать:  

1) определение ключевых данных, которые необходимо получать из других структурных подразделений банка в целях управления рисками;  

2) сбор имеющейся информации, ее анализ и выявление сфер риска;  

3) измерение рисков в той форме, которая позволит сопоставлять ее за период;  

4) информирование Совета директоров, Правления и Комитета по рискам о позициях по риску, его тенденциях, и участие в подготовке и/или предоставление рекомендаций о мерах контроля и снижения выявленных рисков;  

5) подготовку соответствующих отчетов по управлению рисками, включающих вышеуказанные вопросы, для представления Совету директоров и Правлению;  

6) подготовку соответствующих заключений по кредитам, несущим в себе крупный риск;  

7) участие в разработке внутренних документов по управлению рисками;  

8) осведомленность о последних тенденциях развития в системе управления рисками, в том числе путем поддержания и повышения квалификации, а также информирование руководства работников банка о современной практике управления рисками в банковском деле;  

9) осуществлять любые другие конкретные проекты по управлению рисками по требованию Совета директоров, а также в рамках взаимодействия с другими органами и структурными подразделениями банка;  

10) постоянный мониторинг за деятельностью по принятию рисков и подверженности рискам в соответствии с утвержденными риск-аппетитом, лимитами по рискам и потребностями в капитале и ликвидности;  

11) разработка риск-аппетита и лимитов по рискам банка, которые одобрены Советом директоров. 

13. 

65. При установлении требований к внутреннему документу по в части управления операционным риском, Совет директоров:  

1) совместно с Правлением обеспечивает наличие эффективной системы управления операционным риском, которая должна включать четко определенную операционную структуру с установлением прав и обязанностей по всем уровням управления и мониторинга операционным риском, а также соответствующие инструменты, позволяющие определить, оценить, контролировать значительные риски;  

2) совместно с Правлением должен признавать, понимать последствия и определять все категории операционного риска, присущего банку. Кроме того, должно быть обеспечено, чтобы база управления операционным риском охватывала все категории операционного риска. 

65. При установлении требований к внутреннему документу по управлению операционным риском, Совет директоров:  

1) совместно с Правлением обеспечивает наличие эффективной системы управления операционным риском, которая должна включать четко определенную операционную структуру с установлением прав и обязанностей по всем уровням управления и мониторинга операционным риском, а также соответствующие инструменты, позволяющие определить, оценить, контролировать значительные риски;  

2) совместно с Правлением должен признавать, понимать последствия и определять все категории операционного риска, присущего банку. Кроме того, должно быть обеспечено, чтобы база управления операционным риском охватывала все категории операционного риска. 

14. 

66. Внутренний документ по управлению операционным риском должны предусматривать разделение обязанностей между фронт и бэк-офисами банка. 

66. Внутренние документы по управлению операционным риском должны предусматривать разделение обязанностей между фронт и бэк-офисами банка. 

15. 

67. Внутренний документ по управлению операционным риском, которые четко определяют методы управления операционным риском должны быть утверждены и доведены до всех работников банка. Внутренние документы по управлению операционным риском должны соответствовать общей стратегии банка и обеспечивать непрерывное совершенствование управления риском. 

67. Внутренние документы по управлению операционным риском, которые четко определяют методы управления операционным риском, должны быть утверждены и доведены до всех работников банка. Внутренние документы по управлению операционным риском должны соответствовать общей стратегии банка и обеспечивать непрерывное совершенствование управления риском. 

16. 

90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ОД/ФТЭ), утвержденную Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению рисков в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако, минимальные требования должны соблюдаться всеми банками. 

90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (далее ОД/ФТЭ), утвержденный Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению риска ОД/ФТЭ в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако, минимальные требования, установленные в законодательстве Кыргызской Республики, должны соблюдаться всеми банками. 

17. 

93. При наличии в деятельности банка других видов риска, Совет директоров банка должен определить их в своей стратегии банка по управлению рисками и утвердить внутренние документы по управлению данными видами рисков. Правление должно принять процедуры и процессы по отношению к ним. Минимальные требования, такие как определение, измерение, мониторинг и контроль рисков должны распространяться и на другие виды рисков. 

93. При наличии в деятельности банка других видов риска Совет директоров банка должен определить их в стратегии банка по управлению рисками и утвердить внутренние документы по управлению данными видами рисков. Правление должно принять процедуры и процессы по отношению к ним. Минимальные требования, такие как определение, измерение, мониторинг и контроль рисков, должны распространяться и на другие виды рисков. 

2. Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках  

и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики»  

1.  

2-1. Данное Положение распространяется на другие активы, несущие в себе кредитный риск. 

2-1. (признать утратившим силу) 

2.  

4. В целях настоящего положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы, несущие в себе кредитный риск. Трансграничные кредиты - кредиты выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию в Законе Кыргызской Республики "Об операциях в иностранной валюте". 

Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами. 

4. В целях настоящего Положения под кредитами понимаются активы и забалансовые обязательства, в том числе факторинг, лизинг и другие активы (корреспондентские счета, ценные бумаги, межбанковские размещения и т.п.), несущие в себе кредитный риск. Трансграничные кредиты кредиты, выданные резидентам/нерезидентам, для финансирования деятельности исключительно за пределами Кыргызской Республики, при этом понятие резидента/нерезидента соответствует понятию определенной в законодательстве Кыргызской Республики. 

Контрактное финансирование представляет собой кредитный продукт в виде краткосрочного финансирования (до одного года) оборотного капитала для исполнения обязательств клиента по договору с контрагентами. 

3.  

2. Кредитная политика банка 

2. Кредитная политика и кредитная стратегия банка 

4.  

6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой, утверждаемой Советом директоров банка. 

6. Кредитные операции банка осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой и кредитной стратегией, утверждаемой Советом директоров банка. 

5.  

 

6-1. Кредитная стратегия должна как минимум учитывать и включать в себя следующее: 

- целевые рынки кредитования и их общие характеристики, которые банк планирует достичь (в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества кредитного портфеля и т.д.); 

- основные источники финансирования по кредитованию (банку необходимо указать источники финансирования кредитования, за счет каких средств планируется кредитовать, увеличивать кредитный портфель). 

- анализ косвенно-валютного риска. 

- соотношение доли кредитов к активам банка; 

- рыночные условия и финансовое состояние банка, а также его риск аппетит; 

- ожидаемую норму прибыли и размер капитала банка; 

- возможные издержки, связанные с возвратом активов подверженных кредитному риску; 

- краткосрочные/ среднесрочные/ долгосрочные планы банка; 

- анализ кредитного портфеля, который будет осуществляться на основе действующего кредитного портфеля банка. В дополнение к этому банк должен иметь методологию проведения такого анализа, которая позволит оценивать кредитный риск и косвенно-валютный риск; 

- актуальными адекватными экономическими показателями банка; 

- организационную структуру банка, технические возможности и потенциал персонала и руководства банка, ответственных за кредитную деятельность банка. Соответствующий персонал должен быть проинформирован о кредитной стратегии и обеспечивать ясность кредитной стратеги банка. 

6-2. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в год, рассматривает финансовые и экономические показатели, влияющие или предусмотренные, заложенные в кредитной стратегии, и при необходимости вносит необходимые изменения. 

6-3. Совету директоров банка необходимо обеспечивать соответствие политики по назначениям и вознаграждениям в банке стратегии по управлению кредитным риском. 

6.  

12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику, по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. 

Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с нормативно-правовыми актами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. 

Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. 

Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. 

Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. 

Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. 

Банк может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). 

Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. 

12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. 

Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрить в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с нормативно-правовыми актами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. 

Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. 

Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов, связанных с банком лицами/аффилированными лицама банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов, связанных с банком лицами/аффилированными лицами банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. 

Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. 

Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. 

Банк должен разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). 

Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. 

7.  

12-1. Банку необходимо ежегодно проводить внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификации кредитов/активов. 

12-1. Внутренний аудит системы внутреннего контроля кредитного риска должен проводиться ежегодно для определения соответствия деятельности банка по кредитованию кредитной стратегии, политики банка и выявления слабых областей в процессе управления кредитным риском, в кредитной политике и в процедурах по кредитованию. 

Также банку необходимо в рамках внутреннего аудита оценивать систему внутреннего контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, в том числе классификацию кредитов/активов в соответствии с установленными требованиями Национального банка. 

Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по недостаткам, выявленным в результате внутреннего аудита системы внутреннего контроля кредитного риска, должны периодически, но не реже одного раза в квартал передаваться Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту. 

8.  

26. При оказании банковских услуг банк должен обеспечить соблюдение прав клиентов, включая следующие права: 

- право клиента на безвозмездной основе (за исключением случаев, когда банком взимается комиссия по установленному тарифу за рассмотрение заявки клиента) отказаться от получения кредита с момента подписания кредитного договора до момента получения денежных средств либо осуществления платежа по оплате за имущество в рамках лизинга; 

- право клиента до момента подписания договора получить на руки проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за юридической консультацией за пределами банка, при этом время, предоставляемое клиенту на ознакомление с договором должно быть не менее одного дня, но не более трех дней; 

- право клиента обратиться к банку в последующем с просьбой о пролонгации или реструктуризации кредита; 

- право клиента, в случае, если более 50% от основной суммы кредита погашено, предоставить взамен имеющегося залога другой залог, приемлемый для обеих сторон, стоимость которого покрывает оставшуюся сумму задолженности по кредиту в соответствии с внутренними документами банка. 

26. При оказании банковских услуг банк должен обеспечить соблюдение прав клиентов, включая следующие права: 

- право клиента на безвозмездной основе (за исключением случаев, когда банком взимается комиссия по установленному тарифу за рассмотрение заявки клиента) отказаться от получения кредита с момента подписания кредитного договора до момента получения денежных средств либо осуществления платежа по оплате за имущество в рамках лизинга; 

- право клиента до момента подписания договора получить на руки проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за юридической консультацией за пределами банка, при этом время, предоставляемое клиенту на ознакомление с договором, должно быть не менее одного дня, но не более трех дней; 

- право клиента обратиться к банку в последующем с просьбой о реструктуризации кредита; 

- право клиента, в случае, если более 50% от основной суммы кредита погашено, предоставить взамен имеющегося залога другой залог, приемлемый для обеих сторон, стоимость которого покрывает оставшуюся сумму задолженности по кредиту в соответствии с внутренними документами банка. 

9.  

31. Банк также должен провести собеседование с потенциальным заемщиком с целью разъяснения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по кредитному договору (о чем заемщик расписывается в кредитном договоре) и определения факторов, указанных в пункте 30 настоящего Положения. Ответственность за соблюдение требований, указанных в п.30 настоящего Положения, при утверждении кредита несут лица, уполномоченные за принятие решения о выдаче кредита. 

31. Банк также должен провести собеседование с потенциальным заемщиком с целью разъяснения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по кредитному договору (о чем заемщик расписывается в кредитном договоре) и определения факторов, указанных в пункте 30 настоящего Положения. Ответственность за соблюдение требований, указанных в пункте 30 настоящего Положения, при утверждении кредита несут лица, уполномоченные за принятие решения о выдаче кредита. 

10.  

55. В договоре о залоге, как минимум, указываются: 

- предмет залога и его оценочная стоимость; 

- размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; 

- указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; 

- условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; 

- другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

55. В договоре о залоге как минимум указываются: 

- предмет залога и его стоимость; 

- размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; 

- указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; 

- условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; 

- другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11.  

75. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком должен включать: 

- работу с заемщиком (руководством заемщика) по выявлению проблем и поиску их решений; 

- назначение управляющих, консультантов для работы с предприятием заемщика от имени банка; 

- содействие в увеличении собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон; 

- получение дополнительного залога и гарантий и др.; 

- в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования и др.). 

75. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, должны включать: 

- работу с заемщиком (руководством заемщика) по выявлению проблем и поиску их решений; 

- назначение управляющих, консультантов для работы с предприятием заемщика от имени банка; 

- содействие в увеличении собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон; 

- получение дополнительного залога и гарантий и др.; 

- в случае необходимости, разработку программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату кредита и выплате процентов, изменение форм кредитования, проведения реструктуризации и др.). 

При реструктуризации кредита банку необходимо рассматривать текущее финансовое состояние и степень доверия банка к заемщику. Банк может реструктуризировать кредит только в том случае, если заемщик имеет реальные возможности по исполнению своих обязательств по измененным условиям своего кредита, что должно подтверждаться проведенным анализом и соответствующими документами. 

Кредитное досье заемщика, чей кредит был реструктурирован, должно включать в себя всю информацию о текущем финансовом состоянии заемщика и его возможности погасить кредит, а также информацию и соответствующие документы о проведенной реструктуризации. 

12.  

II. Залоговая документация 

22. Документы, подтверждающие оценку залога с отражением в них следующей информации: 

- оценочная стоимость залога; 

- дата оценки; 

- кем проведена оценка; 

- метод оценки. 

II. Залоговая документация 

22. Документы, подтверждающие оценку залога с отражением в них следующей информации: 

- стоимости залога; 

- даты оценки; 

- кем проведена оценка; 

- метода оценки. 

13.  

25. Акт обследования залога, в котором должны быть отражены: 

- дата обследования залога; 

- вид залога; 

- дата оценки залога; 

- метод оценки; 

- местонахождение залога; 

- состояние залога и условия его содержания; 

- оценочная стоимость залога; 

- график периодического обследования залога. 

25. Акт обследования залога, в котором должны быть отражены: 

- дата обследования залога; 

- вид залога; 

- дата оценки залога; 

- метод оценки; 

- местонахождение залога; 

- состояние залога и условия его содержания; 

- стоимость залога; 

- график периодического обследования залога. 

3. Положение «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и  

иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» 

14.  

2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами - резидентами Кыргызской Республики. Косвенный страновой риск - риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента. 

2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами-резидентами Кыргызской Республики.  

15.  

2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая: 

….. 

…... 

2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая: 

….. 

2.3.5. Макроэкономический риск риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие центральным банком иностранного государства решение по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной). 

2.3.6. Косвенный страновой риск риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента. 

4. Положение «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и  

других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» 

16.  

3.1. Управление рыночным риском должно соответствовать масштабам деятельности и уровню рыночного риска, принимаемого на себя банком. Банк должен принимать меры для снижения рыночного риска, связанного с осуществлением своих операций. 

3.1. Управление рыночным риском должно соответствовать масштабам деятельности, аппетита к риску и уровню рыночного риска, принимаемого на себя банком. Банк должен принимать меры для снижения рыночного риска, связанного с осуществлением своих операций. 

17.  

3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка. Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие, в том числе, критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования. 

3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка, а также уровень риска от введения новых банковских продуктов и услуг.  

Банки должны учитывать общие и макроэкономические условия, в которых они осуществляют свою деятельность при оценке, управлении своими рисками и их способность привести банк к существенным потерям.  

Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие в том числе критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования. 

18.  

 

3.11. Внутренний аудит банка должен регулярно проверять целостность, точность и эффективность управления банком своим рыночным риском. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по выявленным в результате внутреннего аудита недостаткам должны периодически, но не реже одного раза в квартал, сообщается Совету директоров банка и как минимум не реже одного раза в месяц в Комитет по аудиту. 

Оценка рыночного риска, проведенная внутренним аудитом банка должна включать по крайней мере следующие факторы: 

- адекватность масштабов процессов управления рыночным риском (с учетом типа, содержания и уровня сложности позиций, которые вызывают рыночный риск, также должно быть проверено, были ли они адекватно рассмотрены в процессе управления рыночным риском банка); 

- адекватность используемой банком системы управления рыночным риском; 

- достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска. 

19.  

4.1. Политика по управлению риском процентной ставки, которая может быть составной частью политики по управлению рыночным риском, как минимум, должна содержать: 

- описание процесса оценки риска процентной ставки, который также предусматривает определение лимитов по риску процентной ставки при проведении банковских и торговых операций. Данные лимиты учитываются при управлении активами и обязательствами банка; 

- четкое определение полномочий и ответственности Правления банка и/или соответствующего органа, назначенного Советом директоров банка, за принятие решений по управлению риском процентной ставки, включая одобрение соответствующих лимитов; 

- разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений/сотрудников банка по реализации политики и процедур по управлению риском процентной ставки. Лица, ответственные за мониторинг и контроль риска, должны быть независимы от лиц, выполняющих операции, несущие риск процентных ставок; 

- требования к управленческой информационной системе (УИС), собирающей данные о рисках процентной ставки по всем направлениям деятельности банка. УИС должна обеспечить своевременное предоставление информации для Правления и Совета директоров банка об уровне риска процентной ставки; 

- требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров. 

4.1. Политика по управлению риском процентной ставки, которая может быть составным элементом политики по управлению рыночным риском, как минимум должна содержать: 

- описание процесса оценки риска процентной ставки, который также предусматривает определение лимитов риска процентной ставки при проведении банковских и торговых операций. Данные лимиты должны учитываться при управлении активами, обязательствами банка, а также соответствовать риск аппетита и капиталу банка

- четкое определение полномочий и ответственности Правления банка и/или соответствующего органа, назначенного Советом директоров банка, за принятие решений по управлению риском процентной ставки, включая одобрение соответствующих лимитов; 

- разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений/сотрудников банка по реализации политики и процедур по управлению риском процентной ставки. Лица, ответственные за мониторинг и контроль риска, должны быть независимы от лиц, выполняющих операции, несущие риск процентных ставок; 

- требования к управленческой информационной системе (УИС), собирающей данные о рисках процентной ставки по всем направлениям деятельности банка. УИС должна обеспечить своевременное предоставление информации для Правления и Совета директоров банка об уровне риска процентной ставки; 

- требования к отчетности банка, которая должна включать информацию, достаточную для своевременного принятия управленческих решений и осуществления контроля Советом директоров; 

идентификацию процессов и принципов, связанных с новыми продуктами 

20.  

4.3. Измерение процентного риска должно охватывать риск переоценки, базовый риск, риск опциона и кривую доходности. 

Совет директоров и Правление банка должны регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализировать, результаты стресс-тестирования, в том числе основные предположения, лежащие в их основе. Результаты таких работ следует учитывать при создании и пересмотре политики по управлению рыночным риском. Учитывая потенциальные потери, прогнозируемые стресс-тестами, и вероятность возникновения таких потерь, Совет директоров и Правление банка могут принять дополнительные меры для усиления управления рисками.