Вернуться назад

Проект 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики  

от «____» ____________ 2017 года 

№ ______________________ 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ 

об осуществлении банковского надзора 

 

 

Глава 1.  

Общие положения 

 

 

1. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) осуществляет банковский надзор и устанавливает нормы регулирования в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов, соблюдения банковского законодательства Кыргызской Республики. 

2. Система надзора Национального банка состоит из двух основных видов надзорной деятельности, дополняющих и поддерживающих друг друга - осуществление внешнего надзора и инспекторских проверок. 

3. Настоящая Инструкция об осуществлении банковского надзора (далее Инструкция) определяет основные принципы внешнего надзора, цели и виды инспекторских проверок деятельности коммерческих банков, микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», а также Государственного банка развития Кыргызской Республики. Кроме того, настоящая Инструкция устанавливает обязательные требования, предъявляемые к банкам, в связи с проведением внешнего надзора и инспекторских проверок их деятельности. 

4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие определения: 

- банки - коммерческие банки, микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», а также Государственный банк развития Кыргызской Республики; 

- CAMELS - международная рейтинговая система оценки деятельности банков, используемая Национальным банком (Приложение 6); 

- риск-ориентированный надзор за коммерческими банками (далее РОН) - надзорный подход, который предназначен для идентификации основных рисков в деятельности и практике коммерческих банков в целях сохранения их безопасности и устойчивости, и, соответственно, направлен на оценку того, как коммерческий банк управляет этими рисками (Приложение 7); 

- присущий риск это подверженность риску при отсутствии каких бы то ни было мер контроля; 

- чистый риск - определяется как присущий риск после снижения риска за счет качества управления риском; 

- профиль риска банка - это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка (холдинговой компании/аффилированного банка), которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка (холдинговой компании/аффилированного банка) и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам.»; 

- сводный рейтинг банка - это общая оценка профиля риска банка после рассмотрения результатов оценки его менеджмента, доходности и капитала с точки зрения чистого риска.  

 

Глава 2.  

Банковский надзор 

 

5. Банковский надзор совокупность мероприятий Национального банка по планированию, инспектированию, мониторингу, оценке и взаимодействию, предусматривающими сотрудничество между надзорным органом и банком. Национальный банк составляет стратегию надзора для каждого банка, сочетая проводимые комплексные, целевые и тематические инспекторские проверки с внешним надзором. 

Риск-ориентированный подход в рамках надзора Национального банка за деятельностью банков включает оценку риска, количественный и качественный анализ, основанный в том числе на профессиональном суждении инспекторов, индивидуальный подход к банку с учетом его характера, риск-профиля и значимости, а также обеспечивает эффективное распределение надзорных ресурсов для наиболее действенного их использования. На каждом этапе надзорного цикла Национальный банк, в лице уполномоченных подразделений, оценивает насколько эффективно руководство банка выявляет, измеряет, контролирует и управляет своими рисками. 

6. Взаимодействие и обмен информацией Национального банка с банками являются важными компонентами банковского надзора. Национальный банк придерживается принципа постоянного и эффективного сотрудничества с банками, находящимися под его надзором. Взаимодействие осуществляется в виде переговоров, встреч, переписок при рассмотрении отчета по итогам инспекторской проверки и результатам внешнего надзора, а также на основании других письменных документов. 

7. Для обсуждения текущих проблем банка работники Национального банка, задействованные в осуществлении банковского надзора (далее инспекторы), могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с Советом директоров/членом Совета Директоров - по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Все встречи должны быть задокументированы в надлежащем порядке. 

Предметом обсуждения могут быть: 

- показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции; 

- существенные, по мнению исполнительного органа или Совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом; 

- выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий; 

- адекватность управленческой информации и эффективности менеджмента банка; 

- возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка); 

- будущие надзорные мероприятия; 

- меры, предпринимаемые банком по информированию общественности; 

- другие вопросы.  

В рамках банковского надзора Национальный банк направляет на имя председателя Правления банка данные куратора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте. Любые запросы, поступающие по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg), приравниваются к официальным запросам. Куратор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка. 

Любое структурное подразделение Национального банка может самостоятельно направлять запросы в банк в рамках своих компетенций. При необходимости посещения банка куратором/инспектором Национального банка, банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка, банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой необходимой информации.  

Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. 

8. При осуществлении банковского надзора особое внимание уделяется оценке процессов управления банком, так как масштаб и степень операций и сделок банка зависит от качества управления и управленческих методов, а также существенности проверяемых видов деятельности и операций. Проверка операций и сделок банка является надежным и необходимым инструментом для оценки общего состояния банка и определения степени соблюдения внутренних политик, процедур и внутреннего контроля. 

Примечание. В рамках данной Инструкции проверка операций и сделок подразумевает не только сверку внутренних учетных записей с регулятивной и финансовой отчетностью, сравнение ежедневных операций с требованиями политик и процедур (для оценки соблюдения внутренних процедур), но и другие проверочные процедуры, такие как, например, проверка и оценка качества отдельных кредитов и инвестиций и т.п. 

9. Национальный банк осуществляет банковский надзор за деятельностью банков по вопросам организации внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ПОД/ФТЭ) и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ. 

10. Внешний надзор за банками осуществляется дистанционно, на постоянной основе, посредством анализа деятельности банков по представленным отчетам и другой информации, а также взаимодействия с органами управления банка по основным направлениям деятельности банка. 

Внешний надзор за банками является непрерывной деятельностью банковского надзора, который включает в себя, как минимум, следующее: 

- мониторинг и оценка изменений финансового состояния в рамках периодической отчетности; 

- наблюдение за изменением профиля риска с учетом предыдущих результатов внутреннего и внешнего аудита, инспекторских проверок и текущих данных; 

- обеспечение своевременного выявления изменений финансовой структуры и показателей работы с помощью систем раннего предупреждения и стресс-тестирования на основе имеющейся информации; 

- последующие действия и анализ финансовых изменений в банке и в банковской системе в целом; 

- мониторинг и оценка изменений бизнес-плана и бизнес-стратегии. 

 

 

Глава 3.  

Цели проведения инспекторских проверок 

 

11. Основными целями проведения проверок деятельности банка являются: 

- изучение и оценка уровня, характера и особенностей присущих деятельности банка рисков, которые могут препятствовать устойчивой и безопасной деятельности банка, принимая во внимание профиль риска; 

- изучение, оценка эффективности и качества структуры корпоративного управления и внутреннего контроля банка с учетом характера его бизнеса и рисков; 

- оценка систем и процессов управления рисками уделяя особое внимание выявлению слабых/ уязвимых мест, которые могут повлиять на адекватность капитала и ликвидность банка; 

- определение достоверности финансовой и регулятивной отчетности банка, а также изучение финансового состояния банка; 

- оценка выполнения банком предписаний, требований и рекомендаций Национального банка; 

- оценка соответствия и соблюдения банком норм банковского законодательства Кыргызской Республики; 

- выработка рекомендаций по предупреждению выявленных негативных тенденций в деятельности банка, по устранению выявленных нарушений, недостатков, улучшению состояния банка, снижению чистого риска банка, а при необходимости - выработка предупредительных мер и мер воздействия; 

- проведение обзора по ключевым рискам, а также изучение функции контроля и управления рисками; 

- выполнение банком иных обязанностей и требований, установленных банковским законодательством Кыргызской Республики. 

 

Глава 4.  

Виды инспекторских проверок 

 

12. Инспекторские проверки, в зависимости от поставленных целей и задач, могут быть комплексными, целевыми и тематическими, и завершаются составлением отчета о проверке и, при выявлении нарушений - применением соответствующих мер воздействия, и/или направлением в банк рекомендаций по снижению рисков, оценки профиля риска банка, отдельных его компонентов, и в случае необходимости - пересмотром надзорной стратегии банка. 

Комплексные проверки охватывают широкий спектр рисков и деятельности соответствующего банка, чтобы обеспечить целостное представление о профиле риска банка. 

Целевые проверки сосредоточены на конкретных участках работы банка, например, на определенном продукте (к примеру, кредитной карте), функции (к примеру, внутреннем аудите), или риске (например, кредитном риске, риске ОД/ФТЭ) и т. п.  

Тематические проверки сфокусированы на определенной теме, в том числе в нескольких банках, или по всему сектору, с целью оценки имеющихся или возникающих рисков, связанных с определенным вопросом или продуктом. Тематический подход означает, что Национальный банк выбирает определенный риск и проверяет группу банков на наличие этого риска. Тематические проверки также могут быть инициированы на основе макропруденциальных и секторальных анализов, которые определяют угрозы финансовой стабильности из-за ослабления экономических секторов или распространения рискованных практик в банковском секторе.  

13. Объем и частота инспекторских проверок определяются с учетом общей стратегии надзора и характеристик банка (размер, характер деятельности, профиль риска, выявленные недостатки и т. п.). Помимо этих запланированных проверок, целевые проверки могут проводиться в ответ на событие или инцидент, возникший в банке и требующий незамедлительных надзорных действий. В случае необходимости, могут быть проведены последующие проверки для оценки прогресса банка в осуществлении корректирующих действий или мер, определенных в предыдущей запланированной или целевой проверке. 

Срок инспекторской проверки указывается в направлении на проверку деятельности банка (приложение 2) и устанавливается в зависимости от: 

- вида проверки; 

- системной значимости и профиля риска банка; 

- объема и специфики проводимых банком операций. 

При этом общий срок проведения инспекторских проверок не может превышать 60 рабочих дней.  

14. В соответствии с политикой Национального банка комплексная проверка отдельных банков проводится для оценки общего состояния банка по компонентам рейтинговой системы (CAMELS) в соответствии с запланированным объемом работ. Отчет по итогам комплексной проверки охватывает, включая, (но не ограничиваясь), следующие вопросы:  

- обзор основных направлений деятельности банка на предмет определения соответствия политикам банка, утвержденным Советом директоров банка;  

- обзор работы внутреннего аудита и отчетов внешних аудиторов;  

- обзор эффективности и достаточности системы внутреннего контроля;  

- изучение кредитного портфеля и других активов, несущих кредитный риск, для проведения анализа качества активов;  

- анализ прибыльности банка;  

- анализ достаточности (адекватности) капитала;  

- анализ управления ликвидностью банка в целях определения ее достаточности;  

- управления активами и обязательствами в целях оценки системы управления рисками;  

- обзор забалансовой деятельности банка в целях определения уровня рисков, связанных с забалансовыми операциями, и оценки управления этими рисками;  

- проверка достоверности сведений в представленных банком регулятивных и финансовых отчетах и информации, опубликованной для широкой общественности;  

- проверка законности проводимых сделок по приобретению/отчуждению акций банка, а также соответствия требованиям законодательства процесса увеличения/уменьшения размера уставного капитала;  

- проверка правильности формирования и ведения юридических дел по акционерам, владеющим более 1% акций банка; 

- определение соответствия деятельности банка законодательству Кыргызской Республики и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность банков, а также соответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности установленным стандартам. 

15. В соответствии с политикой Национального банка по осуществлению РОН комплексная проверка проводится, чтобы в соответствии с запланированным объемом работ оценить все элементы профиля рисков банка (кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности, риск ОД/ФТЭ, комплаенс-риск, качество управления рисками, чистый риск, капитал, доходность и менеджмент) и включает изучение всех видов деятельности банка. Комплексная проверка охватывает, как минимум, следующие элементы: 

изучение структуры собственности и групповой структуры банка, изучение его корпоративного управления;  

анализ финансового положения банка, достаточности капитала, уровня доходности, структуры ликвидности;  

изучение стратегических документов банка, деловой модели, культуры/поведения;  

изучение основных категорий присущего риска (кредитный, рыночный, процентной ставки, риск ликвидности, операционный, ОД/ФТ и комплаенс-риск) и качество управления риском (стратегии и политика, процессы и процедуры, средства контроля и кадры); 

проверка достоверности информации, представляемой банком в рамках периодической регулятивной банковской отчетности (далее - ПРБО), публикуемой в финансовых отчетах, а также другой печатной информации. Эта процедура может также включать проверку полноты и точности данных/отчетов, направляемых банками в кредитное (кредитные) бюро. 

Каждый банк независимо от его системной значимости и профиля риска должен подвергаться комплексной инспекторской проверке не реже одного раза в три года. Вновь созданные банки и преобразованные банки должны пройти комплексную инспекторскую проверку в течение 18 месяцев с момента получения банковской лицензии.  

Отчет, основанный на результатах комплексной проверки в рамках РОН, включает (но не ограничивается) следующие вопросы: 

- кредитный риск, 

- рыночный риск, 

- риск ликвидности, 

- операционный риск, 

- комплаенс-риск, 

- риск ОД/ФТЭ, 

- менеджмент, 

- доходность, 

- достаточность капитала, 

- внутренний контроль, управление рисками и внешний аудит 

- оценка акционеров и проверка правильности формирования и управления судебными делами (при их наличии) акционеров, владеющих более 1% акций банка; 

- проверка информации, предоставленной в банковских нормативных и финансовых отчетах и ​​информации, опубликованной для широкой общественности; 

- проверка операций по приобретению/отчуждению акций банка, а также процесса по увеличению/уменьшению суммы акционерного капитала на соответствие законодательству; 

- обзор операций в иностранной валюте с целью определения уровня рисков, связанных с операциями, осуществляемыми в иностранной валюте, и оценки управления рисками обменного курса; 

- рассмотрение внебалансовой деятельности банка с целью определения уровня рисков, связанных с внебалансовыми операциями, и оценки управления рисками. 

16. Проведение целевой проверки может быть вызвано необходимостью более тщательного рассмотрения того или иного аспекта деятельности банка. 

Целевые проверки могут быть плановыми или внеплановыми (специальными).  

17. Проверки могут быть как с предварительным уведомлением банка, так и внезапными (без предварительного уведомления о предстоящей проверке). В случае проведения внезапной проверки направление на проверку представляется в банк непосредственно в момент прибытия группы инспекторов в банк. 

18. Проведение внезапных проверок может осуществляться в том числе в случаях, если: 

- на основании предоставленной отчетности и иных сведений выявлены негативные тенденции, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка; 

- в деятельности банка имеют место обстоятельства, не соответствующие законодательству Кыргызской Республики; 

- предварительное уведомление банка о предстоящей проверке не способствует эффективному достижению цели внезапных проверок (например, проверка кассовой дисциплины и т.д.). 

Национальный банк вправе инициировать внезапные проверки при наличии других оснований. 

19. В случае, если проверка не является внезапной, то руководитель проверки высылает в банк уведомительное письмо с приложением Перечня необходимых документов (Приложение 1), не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку (Приложение 2) представляется по прибытию в банк. Перечень необходимых документов, указанные в Приложении 1, не является окончательным и может дополняться в зависимости от системной значимости и профиля риска банка. 

20. В случае, если проверке подвергаются филиалы банка, то Национальный банк уведомляет головной офис банка о направлении проверки в его филиалы. 

 

Глава 5.  

Проведение инспекторской проверки 

 

21. Руководитель проверки проводит встречу с председателем Правления банка (или лицом, исполняющим его обязанности), для того чтобы: 

- вручить направление на проверку, а также сообщить о масштабах и задачах проверки; 

- обсудить процесс проведения проверки; 

- представить инспекторов с указанием участков их работы; 

- определить порядок осуществления контактов с руководством и сотрудниками банка; 

- ответить на вопросы руководства банка относительно предстоящей проверки

22. При получении уведомительного письма Национального банка о предстоящей проверке, банк обязан представить в первый день проверки все документы, которые были перечислены в перечне, приложенном к уведомительному письму.  

Банк предоставляет оригиналы документов, в исключительных случаях, когда по объективным причинам невозможно предоставить оригиналы, банк представляет копии документов, заверенные должностным лицом и печатью банка. По запросу Национального банка, банк предоставляет электронные версии запрашиваемых инспекторами документов. 

23. Во время инспекторской проверки руководство и персонал банка должны оказывать группе проверяющих всестороннее содействие и обеспечить выполнение следующих условий: 

- свободный доступ в помещения банка, к любому сотруднику банка, документации в формате, запрашиваемом инспекторами, в том числе банковским записям, в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка - к технической инфраструктуре (автоматизированные системы банка, документация на систему, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), необходимый для проведения инспекторской проверки, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

- предоставление электронной копии (файлы резервного копирования в широко используемом формате при работе с базами данных банков) полной и достоверной информации из автоматизированной банковской системы банка по любым видам деятельности банка, включая депозитную, кредитную, платежную, казначейскую деятельность, а также по работе с корпоративными ценными бумагами за любой указанный период, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

- предоставление электронной копии полной и достоверной информации обо всех финансовых операциях банка, проведенных через систему СВИФТ, включая выписки по корреспондентским счетам банков-корреспондентов на запрашиваемую проверяющими дату, а также по другим платежным системам, используемым банком, и затрагивающим корреспондентские счета; 

- своевременное получение инспекторами всей необходимой устной и письменной информации; 

- предоставление группе проверяющих отдельного помещения в банке, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, обеспечивающие видео/аудио запись, и пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих, и незамедлительно сообщать об этом руководителю проверки. В случае нарушения данных требований сотрудники банка, в том числе руководство банка, будут нести ответственность, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- обеспечение со стороны банка безопасного хранения документов банка и Национального банка, а также обеспечение оборудованием и техникой, необходимыми для осуществления проверки; 

- предоставление ответственным сотрудникам из группы проверяющих права доступа к автоматизированным банковским системам с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права проведения проводок); 

- назначение одного из заместителей председателя Правления ответственным за координацию взаимоотношений банка с проверяющими, за оперативное и эффективное решение административных и иных вопросов, возникающих в ходе инспекторской проверки. 

24. На любом этапе инспекторской проверки инспекторы вправе осуществлять ведение протокола встреч и переговоров с руководством и сотрудниками банка посредством аудио/видео записи. При этом, до начала встреч/переговоров все участники должны быть предупреждены об осуществлении аудио/видео записи. 

25. При любом воспрепятствовании проведению инспекторской проверки банком, в том числе, непредставлении требуемой информации (в электронном/бумажном виде), его руководством и/или сотрудниками, руководитель проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки (далее Акт о противодействии) (в двух экземплярах) (Приложение 3), о чем немедленно сообщается своему непосредственному руководству (начальнику структурного подразделения), а также заместителю Председателя/члену Правления Национального банка, курирующему надзорный блок. 

Представители банка, препятствующие инспекторской проверке банка или не предоставляющие требуемую информацию, подписывают Акт о противодействии в двух экземплярах. Один экземпляр составленного акта передается банку, другой экземпляр хранится у инспекторов Национального банка. При отказе подписать Акт о противодействии со стороны банка, один экземпляр составленного Акта в банке без подписи представителя банка с отметкой об отказе от подписи направляется в банк с сопроводительным письмом структурного подразделения Национального банка. 

На банк и/или на его должностные лица, оказавшие воспрепятствование инспекторской проверке банка (в виде недопуска, отказа, предоставления неполной и/или несвоевременной информации по запросу инспекторов и т.д.) могут быть применены иные меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

26. В ходе проверки группа проверяющих Национального банка периодически проводит с исполнительным руководством банка встречи для обсуждения отдельных вопросов. 

27. Проверяющие могут запрашивать документы банка, связанные с выполнением возложенных на них заданий, а также могут делать копии или выписки из необходимых документов и требовать представления объяснений по документам от банка или от лиц, которые являются или являлись акционерами, владеющими пятью и более процентами акций банка с правом голоса или иным способом влияющими на принятие управленческих решений. 

28. При выполнении заданий проверяющие могут проводить обсуждение по возникающим в ходе проверки вопросам с непосредственными исполнителями и начальниками структурных подразделений. Обсуждение вопросов, относящихся к компетенции членов Совета директоров, Правления, внешних аудиторов проверяемого банка, осуществляется в присутствии руководителя проверки. 

29. В случае выявления в ходе проверки рисков/недостатков/нарушений в других сферах деятельности банка, которые первоначально не были предусмотрены программой проверки, сроки проверки могут быть продлены, но не более установленного пунктом 13 настоящей Инструкции срока. 

30. В ходе проверки проверяющие инспекторы совместно с работниками банка могут выезжать к клиентам банка в целях проведения мониторинга деятельности клиента, а также на место нахождения залогового имущества. 

 

Глава 6. 

Заключительная встреча с исполнительным руководством банка 

 

31. В последнюю неделю проверки в случае необходимости, определяемой руководителем проверки и соответствующим начальником структурного подразделения надзорного блока, проводится предварительная встреча группы проверки с председателем Правления банка (или лицом, исполняющим его обязанности), с участием руководителей/сотрудников структурных подразделений банка, которая организуется для информирования руководства банка о результатах проверки и обсуждения выводов и при выявлении недостатков/нарушений/значительных рисков о предварительном проекте мер воздействия (требований, предписаний и т.д.). В рамках данной встречи банку дается возможность предоставить свои комментарии или разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности банка. По итогам предварительной встречи составляется краткий протокол, который должен быть подписан в течение 3-х рабочих дней с даты встречи. 

В случае отказа банка подписать протокол по результатам встречи в банк направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

32. Руководителем проверки должна быть организована заключительная встреча с руководством банка для обсуждения выводов и результатов проверки в течение 20 рабочих дней со дня завершения проверки. При этом, заключительная встреча, при необходимости, может проводиться в несколько этапов (но не более 3 раз). На встрече должны присутствовать все задействованные в ходе проверки инспекторы, а также при необходимости начальник(и) отдела(ов) надзорного блока. При необходимости, на заключительной встрече могут присутствовать начальник(и) структурного(ых) подразделения(й) надзорного блока и заместитель Председателя/член Правления Национального банка, курирующий надзорный блок. 

Заключительная встреча дает возможность руководству банка разъяснить ситуацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность у надзорного органа, выяснить и уточнить имеющиеся проблемы, а также задать вопросы инспекторам, осуществлявшим проверку банка. 

До заключительной встречи банк имеет право предоставить руководителю и группе проверяющих свои письменные комментарии и разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности банка на предварительной встрече, при этом данные комментарии/разъяснения могут быть приняты во внимание при написании отчета о результатах проверки. 

Данные комментарии/разъяснения при необходимости с подтверждающими документами должны быть представлены не позднее сроков, установленных Национальным банком на предварительной встрече. 

33. В ходе заключительной встречи руководитель проверки информирует руководство банка о предварительных выводах, сделанных в ходе проверки, в том числе по вопросам, определенным в пунктах 14 и 15 настоящей Инструкции. 

34. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает руководству банка о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также рекомендует приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. 

35. В ходе встречи составляется протокол, где фиксируются все обсужденные вопросы, и который подписывается руководителем проверки и председателем Правления банка, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности. 

36. В случае необходимости по результатам проверки может быть затребована корректировка финансовой отчетности в соответствии с МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" с учетом существенности на отчетную дату (конец месяца), следующую после завершения даты проверки или на дату проверки. При этом, если операция, по которой требуется корректировка, относится к предыдущим кварталам отчетного года, то банку следует изменить финансовую отчетность таким образом, как будто бы данная операция была правильно отражена в учете в момент ее совершения, с обязательной публикацией измененных статей в соответствующих формах финансовой отчетности за прошедшие кварталы с необходимыми пояснениями. Публикация должна быть осуществлена в течение 15 дней после совершения корректировок. 

Также данная публикация должна содержать информацию о том, что финансовые отчеты с момента совершения операции на ежемесячной основе (указать месяцы) были изменены и пользователи могут ознакомиться с ними по месту нахождения банка (головной офис, филиалы, представительства, сберегательные кассы) с указанием их адреса; 

- если операция, по которой требуется корректировка, относится к текущему кварталу отчетного года, то банку следует пересчитать финансовую отчетность за прошедшие месяцы квартала таким образом, как будто бы данная операция была правильно отражена в учете в момент ее совершения, с последующей публикацией финансовой отчетности за текущий квартал в установленные сроки с пояснением об осуществленных корректировках. 

Также данная публикация должна содержать информацию о том, что ежемесячные финансовые отчеты прошедшего квартала изменены (с указанием месяцев) и пользователи могут ознакомиться с ними по месту нахождения банка (головной офис, филиалы, представительства, сберегательные кассы) с указанием их адреса. 

 

Глава 7. 

Отчет о проверке 

 

37. По итогам проверки составляется отчет о проверке, отражающий результаты проверки в письменном виде для Совета директоров и Правления банка. Отчет о проверке информирует Совет директоров и Правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять, а также содержит, при наличии выявленных недостатков/нарушений/значительных рисков, меры воздействия и/или рекомендации для исправления и/или улучшения ситуации. По решению Национального банка по некоторым видам целевых проверок отчеты могут не составляться.  

На основании отчета о проверке, при наличии выявленных нарушений, которые могут привести к значительным рискам составляются предписания, которые вместе с отчетом о проверке направляются Председателю Совета директоров и председателю Правления банка. При этом, в отдельных случаях предписания могут направляться в банк без отчета. 

38. Предписания определяют конкретные меры, которые должны быть выполнены банком строго в установленные сроки в обязательном порядке. План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению предписаний представляется в Национальный банк в течение 30 календарных дней с момента получения отчета о результатах инспекторской проверки банка. 

39. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка, и если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также о имеющихся существенных рисках и/или недостатках. 

40. Отчет о проверке банка составляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка. Отчет о проверке является собственностью Национального банка, в то же время передача банком отчета о проверке третьим лицам осуществляется с разрешения Национального банка в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Банки должны обеспечить сохранность отчета о проверке и не должны распространять его в бумажном или электронном видах. 

 

Глава 8. 

Предупредительные меры и меры воздействия 

 

41. Решение о применении к банку тех или иных предупредительных мер и мер воздействий принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения согласно нормативным правовым актам Национального банка. 

 

Глава 9. 

Ознакомление с отчетом о проверке 

 

42. Отчет о проверке в запечатанном виде с грифом "ДСП" нарочно с сопроводительным письмом направляется Председателю Совета директоров и председателю Правления проверенного банка не позднее чем через 40 рабочих дней с даты завершения заключительного обсуждения с банком итогов проверки. В обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке отчета, включающее ф.и.о. лица, получившего отчет, и дату доставки. 

43. Отчет о проверке в запечатанном виде с грифом «ДСП» направляется Председателю Совета директоров и председателю Правления банка вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается информация о сводном рейтинге, присвоенном банку по итогам проверки с указанием, что данная информация является конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам. 

44. В сопроводительном письме указывается: 

- что членам Совета директоров и Правлению банка необходимо внимательно изучить отчет и в зависимости от рекомендаций, содержащихся в отчете, принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков; 

- что после ознакомления с отчетом о проверке, необходимо подписать страницу (страницы) с подписями; 

- в случаях, если Национальный банк считает, что необходимо проведение встречи с Советом директоров, назначается дата встречи. 

45. В случае, если по мнению Национального банка нет необходимости в проведении встречи с Советом директоров, а Совет директоров считает, что необходимость во встрече есть, то банку следует известить об этом Национальный банк с предложением примерной даты встречи. 

46. Члены Совета директоров, Правления и начальник отдела внутреннего аудита проверенного банка должны ознакомиться с отчетом под роспись (Приложения 4, 5). Срок ознакомления с отчетом составляет 10 рабочих дней, с момента получения отчета с сопроводительным письмом. По окончании этого срока лист ознакомления с подписями возвращается в Национальный банк. 

47. Члены Совета директоров и Правления банка обязаны поставить подпись об ознакомлении с отчетом о проверке, при этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании страницы с подписями. 

 

Глава 10. 

Страница с подписями 

 

48. Страница (страницы) с подписями содержит подписи всех членов Совета директоров, Правления и начальника отдела внутреннего аудита. После ознакомления с отчетом, подписанная страница (страницы) с подписями возвращается в Национальный банк в течение 10 рабочих дней, с момента получения сопроводительного письма от Национального банка. Банк должен хранить копию страницы с подписями вместе с отчетом о проверке. 

49. В случае отсутствия того или иного члена Совета директоров или Правления, и/или в случае невозможности контакта с ним в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом, банк в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета, должен известить Национальный банк о причинах, по которым член Правления и/или Совета директоров банка не может подписать страницу с подписями. При этом, страница с подписями в установленный срок может быть возвращена в Национальный банк без подписи отсутствующих членов Совета директоров и Правления. В отдельных случаях Национальный банк может продлить вышеуказанные сроки для подписания страницы с подписями. 

50. Ответственность за ознакомление с отчетом и подписание страницы с подписями членами Правления и/или Совета директоров в последующем, возлагается на Председателя Правления/Совета директоров банка. 

 

Глава 11. 

Встреча с Советом директоров банка 

 

51. Целью встречи с Советом директоров является итоговое обсуждение результатов проверки и исправительных мер, которые необходимо предпринять. Встреча с Советом директоров проводится после того, как члены Совета директоров ознакомятся с отчетом о проверке. 

52. Во время встречи руководство банка информируется о результатах проверки, об участках, которые необходимо усилить, и/или о намерении Национального банка применить предупредительные меры и меры воздействия, в частности, сообщаются: 

- основные проблемы или вопросы, включая риски, которым подвергается банк; 

- принятые меры по исправлению ранее выявленных недостатков и нарушений, результаты, а также последствия не устранения недостатков и нарушений; 

- итоги предварительной и заключительной встреч с банком по обсуждению результатов проверки; 

- стратегические вопросы, включающие рост, продукты, услуги и стратегию банка; 

- основные вопросы, вызывающие беспокойство органа банковского надзора, включая выявленные риски банка; 

- каковы сильные и слабые стороны банка; 

- внешние условия, влияющие на банк; 

- действия, которые ожидает от банка Национальный банк и сроки (например, планы действий, стратегии надзора, обязательства); 

- надзорная стратегия Национального банка в отношении банка. 

 

Глава 12. 

Порядок обжалования предписаний 

 

53. Отчет о проверке не может быть обжалован. 

54. Предписания, подготовленные на основании отчета, могут быть обжалованы в соответствии с Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденного постановлением Правления Национального банка. 

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 1 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

  

  

  

  

  

Приложение 

к письму Национального банка 

№ ___ от "__" _____ 20__ г. 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  

документов и сведений, предоставляемых банком для проверки 

 

I. Учредительные документы, документы по акционерам и формированию капитала, как при создании банка, так и при увеличениях/уменьшениях его размера 

1. Учредительные документы: 

- учредительный договор, устав с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики; 

- дела постоянного хранения по формированию уставного капитала. 

2. Реестр акционеров на дату проверки и информация об изменениях за проверяемый период с указанием суммы акций и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу, заверенные независимым регистратором. 

3. Проспекты всех эмиссий акций банка, а также все имеющие к ним отношение документы. 

4. Протоколы очередных и внеочередных общих собраний акционеров за проверяемый период. 

5. Юридические дела по акционерам, владеющим более 1% акций банка. 

 

II. Органы управления и внутренние документы банка 

6. Годовые отчеты за два предыдущих года, включая стратегический план развития банка, бизнес-план за прошедший и текущий годы. 

7. Пакет документов, регламентирующих деятельность банка и определяющих его политику. 

8. Копии отчетов о доходах и бюджете в сравнении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год. 

9. Копии всех основных отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

10. Список членов Совета директоров банка с указанием срока пребывания в Совете и места работы. 

11. Список членов Правления банка с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей. 

12. Протоколы заседаний Совета директоров, Правления банка и комитетов за проверяемый период. 

13. Организационная структура банка с изменениями за проверяемый период. 

14. Штатное расписание банка, внутренние документы по системам оплаты труда, приказы по личному составу и основной деятельности. 

15. Перечень всех комитетов по управлению банком с указанием персонального состава, а также соответствующие документы о назначении членов комитетов (протокол общего собрания, приказы о назначении членов комитетов, договоры или др.) за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

16. Список (в бумажном/электронном виде) руководителей/начальников структурных подразделений банка, включая филиалы и представительства, с указанием перечня должностных обязанностей. 

17. Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

III. Информация по кредитным и депозитным операциям банка 

18. Обзор кредитного портфеля по состоянию на дату проверки и предыдущие четыре квартальные даты (в номинале валют): 

- название заемщика, тип, сумма, срок кредита, процентные ставки, остаток кредита на дату проверки, график погашения кредита и процентов по ним; 

- залоговые документы; 

- количество реструктуризаций, структура залога, количество просроченных дней (основная сумма и проценты) с указанием срока просрочки относительно первоначальной даты возврата по договору, включая итоговые суммы по следующим просроченным интервалам: 1-30 дней, 31-60, 61-90 дней, 91-180 дней, 181-360 дней и более; 

- классификация кредитного портфеля, а также дела постоянного хранения по формированию РППУ за период с предыдущей проверки по всему банку и в разрезе филиалов. 

19. Перечень кредитов и других кредитных заменителей, выданных банком, следующим физическим лицам и связанным с банком лицам: 

- исполнительным должностным лицам банка; 

- основным акционерам банка; 

- членам Совета директоров банка; 

- любой компании, где большинство директоров также составляет большинство директоров банка; 

- любым другим аффилированным лицам. 

20. Журналы регистрации заявок на выдачу кредитов и учета контактов с заемщиками, а также книга жалоб и предложений клиентов банка. 

21. Информация (внутренняя отчетность) по работе банка с жалобами и обращениями клиентов. 

22. Список кредитов, вынесенных на внесистемный учет. 

23. Описание любых контрактов, где банк за себя или за других гарантирует выплату или исполнение любого кредита или любого обязательства. 

24. Отчеты о кредитах, условия которых были изменены (путем уменьшения процентной ставки или основной суммы, отсрочки выплаты процентной ставки или основной суммы, выплаты процентной ставки или основной суммы или каких-либо других условий): 

- Отчет о тенденциях изменения процентных ставок по каждому кредитному продукту; 

- Отчет о текущей структуре процентной ставки, структура залога в разрезе кредитных продуктов ("Ипотека люкс", "Ипотека лайтс" и др.); 

- Отчет об уровне возвратности кредитов в разрезе каждого продукта; 

- Отчет о кредитах, проценты по которым не выплачиваются заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора; 

- Отчет о предоставлении кредитов сотрудникам, должностным лицам банка, управляющим филиалов, представительств, основным акционерам банка и связанным с ними или с банком лицам; 

- Копии основных отчетов по ИСУ (информационной системе управления), используемых руководством и исполнителями для мониторинга качества активов. 

25. Перечень крупнейших депозиторов банка. 

26. Список депозитов основных акционеров, связанных с банком лиц и исполнительных должностных лиц банка, руководителей филиалов по типу депозитов, суммам, ставкам, дате вклада и срокам. 

27. Журналы учета операций со связанными с банком лицами и аффилированными лицами. 

28. Список закрытых и открытых корреспондентских счетов, и счетов других клиентов за проверяемый период с момента предыдущей проверки. Обоснования их закрытия. 

29. Список кредитов, депозитов и корреспондентских счетов в других банках, с указанием остатков, официально подтвержденных и надлежащим образом заверенных этими банками (например, дата, печать, подпись). 

30. Информация о кредитных линиях между банком и другими финансовыми организациями. Список крупнейших индивидуальных источников финансирования. 

Примечание: Приводятся сведения о десяти самых крупных кредиторах банка, включая Национальный банк, другие банки (в том числе иностранные), юридические и физические лица, вложившие средства в банк (по степени убывания величины вложенных средств). 

31. Документы для проверки соблюдения сроков прохождения платежей, правильности заполнения реквизитов и взимания оплаты за услуги по проведенным платежам. 

32. Сведения по установленным процентным ставкам по привлеченным депозитам (юридических и физических лиц) за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

33. Сведения и расчеты по эффективным процентным ставкам по основным кредитным продуктам. 

IV. Информация по операциям банка с ценными бумагами 

34. Перечень ценных бумаг за проверяемый период с подтверждающими документами о сделках банка по приобретенным/проданным банком ценным бумагам в соответствии с установленными требованиями Национального банка. 

35. Утвержденный Советом директоров перечень брокеров, дилеров и депозитариев, с которыми банк работает или планирует проводить операции и сделки, в том числе с ценными бумагами клиентов банка, а также решение о выборе вышеназванных лиц, подписанное всеми членами Совета директоров. 

36. Перечень суб-брокеров и/или контрагентов брокеров, а также депозитариев и субдепозитариев, услугами которых брокер намерен пользоваться для осуществления операций и сделок по ценным бумагам от имени банка. 

37. Информация по анализу и оценке соответствия брокеров, дилеров и депозитариев банка требованиям Национального банка, в том числе копия подписанного заключения юриста банка о том, что выбранный банком вышеназванный профессиональный участник рынка ценных бумаг соответствует требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

38. Информация о репутации брокеров, дилеров и депозитариев, полученная от уполномоченных государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг (приложить копии писем с ответной информацией от уполномоченных государственных органов). 

39. Информация с подробным описанием операций и сделок, которые банк намерен проводить посредством брокеров/дилеров и депозитариев. 

40. Список инвестиций банка в акции, долговые обязательства, в которых связанные с банком лица имеют существенный интерес. 

41. Список заложенных ценных бумаг (номинальная, балансовая и рыночная стоимость). 

42. Копии основных отчетов по ИСУ (информационной системе управления), применяемых для мониторинга портфеля ценных бумаг. 

V. Информация по бухгалтерскому учету, ПРБО, аудиту 

43. Бухгалтерский баланс банка, скорректированные годовые отчеты за последние два года. Ежемесячные ПРБО (в бумажном/электронном виде) за последние два года. 

44. Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за последние два года и текущий год. 

45. Расшифровки статей баланса: "Основные средства", "Прочая собственность", "Прочие активы", "Прочие обязательства". 

46. Отчеты внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита за последний год. Информация об исполнении планов аудиторских проверок за прошедший год и на текущий год. 

VI. Информация по управлению рисками и организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ 

47. Отчеты риск-менеджера и должностного лица по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

48. Журнал учета отправки информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

49. Переписка банка с ГСФР за проверяемый период. 

50. Список клиентов высокого риска. 

51. Список клиентов, зарегистрированных в оффшорных зонах. 

52. Список клиентов, зарегистрированных в СЭЗ. 

53. Список клиентов, обороты по счетам которых существенно превышают обороты, указанные в анкете. 

54. Список клиентов, пользующихся услугами удаленного доступа (Интернет-банкинг и т.п.). 

55. Нормативные документы, утвержденные банком, в целях реализации Закона КР "О ПОД/ФТЭ". Положение о структурном подразделении и должностные инструкции сотрудников, ответственных за реализацию политики по ПОД/ФТЭ. 

VII. Информация о соблюдении предписаний и рекомендаций Национального банка, взаимодействии с Национальным банком и другими органами 

56. Переписка с Национальным банком Кыргызской Республики и другими органами государственной власти. 

57. Информация о выполнении предписаний предыдущей проверки и устранении замечаний. 

  

Примечание: при необходимости Перечень может быть дополнен. 

  

  

  

Приложение 2 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

НАПРАВЛЕНИЕ 

на проверку деятельности _________________________ 

__________________________________________________ 

(полное наименование ФКО) 

 

Настоящим удостоверяется, что следующие работники: 

1. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

2. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

3. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

4. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

5. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

... 

направляются на проверку деятельности ____________________________ _____________________________________ с "___" _____________ 20 __ года, сроком на _____ рабочих дней. В зависимости от обстоятельств, возникших в период проверки, срок проверки может быть увеличен в пределах срока, установленного в п.3.2 Инструкции о проведении инспекторских проверок. 

Программа проверки включает проверку следующих направлений и вопросов: 

_______________________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________ 

Кроме того, согласно законодательству Кыргызской Республики, полномочия группы проверяющих связанные с инспектированием деятельности банка, осуществляются в отношении любой компании, имеющей связанные интересы (связанные с банком лица и аффилированные лица) с банком. 

  

Заместитель Председателя/член Правления Национального банка 

  

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 3 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

АКТ 

о противодействии проведению проверки 

___________________________________________________ 

(наименование банка (филиала, терминала, сберкассы) 

___________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

________________________ 

  

"___" ____________ 20__ г. 

(место составления) 

  

  

  

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики _______________________________ (Ф.И.О. сотрудников Национального банка) составлен настоящий Акт в том, что коммерческий банк в лице: ________________________________________ (Ф.И.О. работника банка) воспрепятствовал проведению проверки деятельности данного коммерческого банка: ________________________________________________________________ (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые инспекторами документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой проверяющих об ответственности банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению проверки банка. 

  

Акт составлен: 

 

___________________________________ ___________ __________  

(ФИО Руководителя группы проверки) (должность) (Подпись)  

___________________________________ ___________ __________  

(ФИО Председателя Правления банка/лица, (должность) (Подпись) 

который его замещает)  

Ознакомлен:  

_____________________________ ___________ __________  

(ФИО членов группы проверяющих) (должность) (Подпись)  

_____________________________ ___________ __________  

(ФИО сотрудников банка, прямо (должность) (Подпись) 

или косвенно создавшего(их)  

препятствия для осуществления проверки)  

 

Получен второй экземпляр акта ____________________________________  

(ФИО сотрудника банка)  

__________ _________  

(должность) (Подпись) 

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 4 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 

Мы, нижеподписавшиеся члены Совета директоров, лично ознакомились с содержанием настоящего отчета о результатах проверки _________________________________________________________ (название банка) от _____________________________________________________ (проверка по состоянию на дату) 

  

Подписи членов Совета директоров 

  

Дата 

____________________________ 

  

____________________________ 

Ф.И.О. 

  

  

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

  

Примечание: Эта страница должна быть подписана всеми членами Совета директоров и начальником отдела внутреннего аудита, а затем возвращена в Национальный банк в течение 10 рабочих дней. Копия этой страницы (страниц) с подписями должна храниться в делах банка. 

  

 

 

  

  

Приложение 5 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ 

 

Мы, нижеподписавшиеся члены Правления банка, лично ознакомились с содержанием настоящего отчета о результатах проверки __________________________________________ (название банка) от ___________________________________________ (проверка по состоянию на (дату)) 

  

Подписи членов Правления 

  

Дата 

____________________________ 

  

____________________________ 

Ф.И.О. 

  

  

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

____________________________ 

  

____________________________ 

  

Примечание: Эта страница должна быть подписана всеми членами Правления банка, а затем возвращена в Национальный банк в течение 10 рабочих дней. Банк должен хранить копию этой страницы (страниц) с подписями в делах банка. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 6 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

Классификация банков по системе CAMELS 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

Классификация отдельных банков осуществляется по итогам комплексной проверки с использованием рейтинговой системы оценки банков CAMELS для присвоения банку рейтинга. При этом в течение надзорного цикла особое внимание уделяется нормативам адекватности капитала. 

Система CAMELS состоит из 6 компонентов, отражающих финансовое состояние банка: 

Capital adequacy - адекватность капитала; 

Asset quality - качество активов; 

Management quality and performance - эффективность деятельности руководства; 

Earnings performance - доходность; 

Liquidity - ликвидность; 

Sensitivity to market risk - чувствительность к рыночному риску. 

Банку присваивается рейтинг 1 либо 2 в случае если, он адекватно капитализирован, однако может иметь недостатки, не вызывающие беспокойство органов надзора. 

Банку присваивается рейтинг 3 или 4 в случае, если он недостаточно капитализирован, при условии, если не нарушаются нормативные требования по капиталу. В таких банках могут быть проблемы, вызывающие некоторую обеспокоенность органа надзора, при этом капитал превышает обязательные минимальные требования, но недостаточен для покрытия рисков, возникших в деятельности банка. Во избежание дальнейшего ухудшения ситуации и увеличения рисков данный банк подпадает под контроль со стороны надзорного органа. Банк с рейтингом 5 считается значительно недокапитализирован. Особенность присвоения того или иного рейтинга определяется степенью отклонения от установленных требований. Присваиваемый рейтинг определяется степенью вероятности наступления неплатежеспособности банка. 

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 7 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

Классификация банков по РОН 

Компонент 

Присущий риск 

Качество управления риском 

Чистый риск 

Тенденция риска 

Кредитный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Рыночный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Риск ликвидности 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Операционный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Комплаенс-риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Общий чистый риск 

 

 

1-4 

, или ↑ 

Менеджмент 

 

 

1-4 

, или ↑ 

Доходность 

 

 

1-4 

, или ↑ 

Капитал 

 

 

1-4 

, или ↑ 

Сводный рейтинг 

 

1-4 

, или ↑ 

 

В результате оценки присущего риска определяется один из четырех рейтингов, описанных ниже: 

1) низкий (1) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ОД/ФТЭ, очень невелика;  

2) приемлемый (2) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ОД/ФТ, средняя; 

3) существенный (3) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ОД/ФТЭ, существенная; 

4) высокий (4) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ОД/ФТЭ, высока.