Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

 

к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики»  

по вопросам банковского регулирования  

 

 Национальный банк разработал проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект), который содержит преимущественно технические правки в нормативные правовые акты по следующим вопросам: 

- банковские счета, счета по банковским вкладам (депозитам); 

- управление операционным риском; 

- экономические нормативы и требования; 

- корпоративное управление; 

- план счетов бухгалтерского учета; 

- досудебное регулирование споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками; 

- применение мер воздействия к банкам. 

Таким образом, в проекте предусмотрены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Инструкция по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденная постановлением Правления Национального банка от 31 октября 2012 года № 41/12; 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 15 декабря 2005 года № 37/5; 

- Инструкция «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденная постановлением Правления Национального банка от 29 декабря 2004 года № 36/13; 

- Положение «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/12; 

- Основные требования к Комитету по аудиту, утвержденные постановлением Правления Национального банка от 20 ноября 2003 года № 32/7; 

- Инструкция об учете назначения платежей в банках, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 25 ноября 2004 года № 30/5; 

- План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики, утвержденный постановлением Правления Национального банка от 30 мая 2007 года № 28/3; 

- Положение «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА); 

- Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13. 

 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _______2018 года №___ 

 

 

Изменения и дополнения 

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12 следующие изменения и дополнения: 

в Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 13 дополнить абзацем пятым следующего содержания: 

«- счета по банковским вкладам (депозитам).»; 

- абзац пятый пункта 18 изложить в следующей редакции: 

«В случаях, если сумма срочного банковского вклада (депозита) по истечении срока не востребована клиентом, договор считается продленным на условиях банковского вклада (депозита) до востребования, если иное не предусмотрено договором.»; 

- пункт 18-1 изложить в следующей редакции: 

«18-1. Банк и клиент могут заключить договор вклада на иных условиях возврата. Под договором вклада на иных условиях возврата понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). 

Если сроки хранения вклада (депозита) на иных условиях возврата определены договором, то такой вклад (депозит) учитывается как срочный банковский вклад (депозит). В случае, если сроки хранения вклада (депозита) на иных условиях возврата договором не определены, то он учитывается как банковский вклад (депозит) до востребования. 

В случаях, когда клиент не требует возврата суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях банковского вклада (депозита) до востребования, действующих на день окончания срока вклада, если иное не предусмотрено договором. 

В договоре вклада (депозита) на иных условиях возврата могут быть определены условия (например, болезнь, смерть, форс-мажор и др.), когда такой вклад (депозит) может быть возвращен до наступления определенного в договоре обстоятельства (события).»; 

- в абзаце втором пункта 24 слова «электронно цифровой подписи» заменить словами «электронной подписи»; 

- первое предложение пункта 31 изложить в следующей редакции: 

«Денежные средства со счета выдаются по первому требованию клиента частями или полностью, за исключением вкладов (депозитов), внесенных на иных условиях возврата, предусмотренных договором.»;  

- подпункт 2 пункта 41 изложить в следующей редакции: 

«2) справку органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика. При этом индивидуальным предпринимателям, действующим на основании только патента, предоставление справки органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика не требуется;»;  

- подпункт 4 пункта 43 изложить в следующей редакции: 

«4) копию учредительных документов в зависимости от организационной правовой формы организации, с изменениями и дополнениями, заверенную печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством страны происхождения невозможно нотариальное заверение;»; 

- в Приложении 1: 

пункт 4 дополнить абзацем четвертым следующего содержания: 

«Проведение операций, связанных с переводом/снятием денежных средств со счета клиента, должно совершаться в присутствии самого клиента (вкладчика, если вкладчик физическое лицо) или лица, имеющего надлежаще оформленные документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий для исполнения распоряжения по счету (если вкладчик - физическое или юридическое лицо). Данное требование не распространяется на операции, проводимые с удаленного доступа без непосредственного контакта. При этом банк должен предпринять необходимые меры в целях минимизации операционных рисков банка, в том числе связанных с мошенничеством.»; 

в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 5 цифру «18» заменить цифрой «16»; 

- в Приложении 3: 

пункт 6-1 изложить в следующей редакции: 

«6-1. Пункт 5 не распространяется на счета в иностранной валюте, открываемые для банков-резидентов, созданных в результате перерегистрации микрофинансовых компаний в банк, в целях обеспечения осуществления основной деятельности. Данные счета могут действовать до момента открытия банком-резидентом, созданным в результате перерегистрации микрофинансовых компаний в банк, корреспондентского счета в банке-нерезиденте, но не более шести месяцев с момента получения банковской лицензии.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 15 декабря 2005 года № 37/5 следующее изменение: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 3.1: 

первое предложение абзаца третьего подпункта 3.1.7-1 изложить в следующей редакции: 

«возможность доступа банка к финансовой отчетности поставщика услуг, а также, при необходимости, в случаях, когда финансовое состояние поставщика услуг может повлиять на исполнение им обязательств по договору аутсорсинга и иной информации, имеющей отношение к объекту аутсорсинга.». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13 следующее изменение: 

в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 5.1 цифру «1» заменить цифрой «10». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 17 мая 2017 года № 19/12 следующее изменение: 

в Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 36 изложить в следующей редакции: 

«36. Комитет должен состоять не менее чем из трех членов Совета директоров, один из которых должен быть независимым.». 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об основных требованиях к Комитету по аудиту» от 20 ноября 2003 года № 32/7 следующее изменение: 

в Основных требованиях к Комитету по аудиту, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- пункт 3.1 изложить в следующей редакции: 

«3.1. Комитет создается Советом директоров, который должен состоять как минимум из трех членов Совета Директоров банка. Два из трех членов Совета Директоров должны быть независимыми членами Совета директоров, соответствующими критериям, установленным законодательством Кыргызской Республики. При этом Председателем Комитета по аудиту в обязательном порядке должен быть один из независимых членов Совета Директоров банка, который не возглавляет Комитет по рискам.».  

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Инструкции об учете назначения платежей в банках» от 25 ноября 2004 года № 30/5 следующее изменение: 

в Инструкции об учете назначения платежей в банках, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- абзац первый пункта 1.1 изложить в следующей редакции: 

«Инструкция об учете назначения платежей в банках (далее Инструкция) устанавливает требования по сбору и учету информации по назначениям платежей Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк) в целях составления статистики платежного баланса Кыргызской Республики.». 

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 30 мая 2007 года № 28/3 следующее изменение: 

в Плане счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- Группу счетов «92600 Обязательства, связанные с определенными сделками - контр-счета» изложить в следующей редакции: 

«Группа 92600 Обязательства, связанные с определенными сделками контр счета  

92601 Гарантии предложения контр счета  

92609 Гарантии исполнения контр счета  

92611 Авансовая гарантия контр счета  

92619 Торговые импортные аккредитивы контр счета  

92621 Торговые экспортные аккредитивы контр счета  

92631 Самоликвидирующиеся обязательства по выдаче кредитов контр счета  

92641 Опцион колл контр счета  

92642 Опцион пут контр счета». 

8. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами» от 17 мая 2017 года № 19/13 следующие изменения: 

в Положении «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 2:  

абзац четвертый изложить в следующей редакции:  

«Банк» - коммерческий банк или иная финансово-кредитная организация, лицензируемая Национальным банком, и/или подлежащая надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

в абзаце седьмом слово «могут» заменить словами «могут быть»; 

абзац десятый изложить в следующей редакции: 

«Разбирательство» - процесс рассмотрения жалобы (далее - заявление об апелляции) на решение Национального банка в соответствии с настоящим Положением.»; 

- по всему тексту главы 2 слово «принятого» заменить словом «принятое»; 

- в пункте 8: 

в абзаце втором слово «вытекающего» заменить словом «вытекающее»; 

в абзаце пятом слово «принимаются» заменить словом «принимается»; 

- первое предложение пункта 17 изложить в следующей редакции: 

«Ответственное структурное подразделение, в течение 10 календарных дней, но не позднее даты проведения заседания, определенной Председателем Национального банка или Заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка, по рассмотрению заявления об апелляции в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, обязано при получении заявления об апелляции проверить соответствие заявления об апелляции требованиям пункта 11 настоящего Положения.»; 

- в пункте 22 цифру «3» заменить цифрой «7». 

9. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА) следующее изменение: 

в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 59 цифру «39» заменить цифрой «40». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция  

1. Инструкция по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) 

Глава 3. Виды банковских счетов, счетов по банковским вкладам (депозитам) 

12. Банковские счета, счета по банковским вкладам (депозитам) могут открываться и вестись как в национальной, так и в иностранной валюте.  

13. Банковские счета предназначены для проведения платежей и расчетов с третьими лицами и подразделяются на:  

- корреспондентские счета;  

- расчетные (текущие) счета;  

- специальные счета.  

12. Банковские счета, счета по банковским вкладам (депозитам) могут открываться и вестись как в национальной, так и в иностранной валюте.  

13. Банковские счета предназначены для проведения платежей и расчетов с третьими лицами и подразделяются на:  

- корреспондентские счета;  

- расчетные (текущие) счета;  

- специальные счета;  

- счета по банковским вкладам (депозитам). 

18. Счет по срочному банковскому вкладу (депозиту) это счет, на который физические и юридические лица по договору срочного банковского вклада на определенный период времени вносят денежные средства, приносящие доход по начисленным процентам.  

Счет по срочному банковскому вкладу (депозиту) используется для хранения и накопления денежных средств и не предназначен для расчетов с третьими лицами. 

Проценты на сумму срочного банковского вклада (депозита) выплачиваются клиенту по его требованию согласно условиям договора срочного банковского вклада (депозита) или перечисляются по его требованию на другой счет. 

В случаях, когда срочный банковский вклад (депозит) возвращается клиенту по его требованию до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре, проценты по нему выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по банковским вкладам (депозитам) до востребования, если договором не предусмотрен более высокий размер процентов. По срочному банковскому вкладу (депозиту) возможны частичные взносы в основную сумму банковского вклада (депозита) и изъятия основной суммы банковского вклада (депозита) в соответствии с договором банковского вклада (депозита). 

В случаях, если суммы срочного банковского вклада (депозита) по истечении срока либо сумма банковского вклада (депозита), внесенного на иных условиях возврата, не востребована клиентом, при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на прежних условиях, если иное не предусмотрено договором. 

По истечении срока хранения срочного банковского вклада (депозита) он может быть переоформлен на новый срок. Банковский вклад (депозит) может быть переоформлен на новый срок хранения с увеличением или уменьшением суммы срочного банковского вклада (депозита). 

Банк должен предоставить выписки по счетам вкладчика по его запросу не позднее пяти рабочих дней с момента получения запроса. 

18-1. Банк и клиент могут заключить договор вклада на иных условиях возврата. Под договором вклада на иных условиях возврата понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). 

18. Счет по срочному банковскому вкладу (депозиту) это счет, на который физические и юридические лица по договору срочного банковского вклада на определенный период времени вносят денежные средства, приносящие доход по начисленным процентам.  

Счет по срочному банковскому вкладу (депозиту) используется для хранения и накопления денежных средств и не предназначен для расчетов с третьими лицами. 

Проценты на сумму срочного банковского вклада (депозита) выплачиваются клиенту по его требованию согласно условиям договора срочного банковского вклада (депозита) или перечисляются по его требованию на другой счет. 

В случаях, когда срочный банковский вклад (депозит) возвращается клиенту по его требованию до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре, проценты по нему выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по банковским вкладам (депозитам) до востребования, если договором не предусмотрен более высокий размер процентов. По срочному банковскому вкладу (депозиту) возможны частичные взносы в основную сумму банковского вклада (депозита) и изъятия основной суммы банковского вклада (депозита) в соответствии с договором банковского вклада (депозита). 

В случаях, если сумма срочного банковского вклада (депозита) по истечении срока не востребована клиентом, договор считается продленным на условиях банковского вклада (депозита) до востребования, если иное не предусмотрено договором. 

По истечении срока хранения срочного банковского вклада (депозита) он может быть переоформлен на новый срок. Банковский вклад (депозит) может быть переоформлен на новый срок хранения с увеличением или уменьшением суммы срочного банковского вклада (депозита). 

Банк должен предоставить выписки по счетам вкладчика по его запросу не позднее пяти рабочих дней с момента получения запроса. 

18-1. Банк и клиент могут заключить договор вклада на иных условиях возврата. Под договором вклада на иных условиях возврата понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). 

Если сроки хранения вклада (депозита) на иных условиях возврата определены договором, то такой вклад (депозит) учитывается как срочный банковский вклад (депозит). В случае, если сроки хранения вклада (депозита) на иных условиях возврата договором не определены, то он учитывается как банковский вклад (депозит) до востребования. 

В случаях, когда клиент не требует возврата суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях банковского вклада (депозита) до востребования, действующих на день окончания срока вклада, если иное не предусмотрено договором. 

В договоре вклада (депозита) на иных условиях возврата могут быть определены условия (например, болезнь, смерть, форс-мажор и др.), когда такой вклад (депозит) может быть возвращен до наступления определенного в договоре обстоятельства (события). 

Глава 4. Правовой режим банковских счетов, счетов по банковским вкладам (депозитам) 

24. Открытие счета влечет возникновение продолжающихся правовых отношений между банком и клиентом, которые прекращаются лишь после полного погашения взаимных обязательств сторонами по договору банковского счета или банковского вклада (депозита) и закрытия счета. Договор банковского счета считается заключенным с момента подписания, а договор банковского вклада (депозита) - со дня поступления суммы банковского вклада (депозита) в банк. 

Договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами связи и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, электронно-цифровой подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. 

24. Открытие счета влечет возникновение продолжающихся правовых отношений между банком и клиентом, которые прекращаются лишь после полного погашения взаимных обязательств сторонами по договору банковского счета или банковского вклада (депозита) и закрытия счета. Договор банковского счета считается заключенным с момента подписания, а договор банковского вклада (депозита) - со дня поступления суммы банковского вклада (депозита) в банк. 

Договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами связи и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, электронной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. 

31. Денежные средства со счета выдаются по первому требованию клиента частями или полностью, за исключением банковских вкладов (депозитов), внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Сохранность денежных средств, выдача их по первому требованию клиента гарантируется банком. 

31. Денежные средства со счета выдаются по первому требованию клиента частями или полностью, за исключением вкладов (депозитов), внесенных на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Сохранность денежных средств, выдача их по первому требованию клиента гарантируется банком. 

Глава 5. Порядок открытия банковских счетов по договору банковского вклада (депозита) 

40. Для открытия банковского счета по договору банковского вклада (депозита) физическим лицам (резидентам и нерезидентам) необходимо представить: 

1) заявление на открытие счета, подписанное клиентом, в котором указываются: 

- фамилия, имя, отчество вкладчика (в соответствии с паспортными данными), девичья фамилия (если имеется); 

- дата и место рождения; 

- гражданство; 

- полный адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, номер телефона, факса, адреса электронной почты; 

- сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия, орган, выдавший документ, дата выдачи документа), персональный номер (при наличии); 

- место работы и род занятий; 

- цель и предполагаемый характер деловых отношений с банком; 

- данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике; 

- другие сведения по усмотрению банка; 

2) документ, удостоверяющий личность клиента (предоставляется для ознакомления оригинал, с которого снята копия, за исключением случаев, указанных в Приложении 1); 

3) карточку образцов подписей с образцом подписи (при наличии). 

Одновременно представляются документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам). 

41. Индивидуальным предпринимателям помимо документов, указанных в пункте 40 настоящей Инструкции, дополнительно необходимо представить банку: 

1) копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом и подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации) (свидетельства) в качестве индивидуального предпринимателя, или копию документа, подтверждающего факт занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации (патента) в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики; 

2) справку органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика; 

3) карточку образцов подписей с образцом подписи и оттиском печати индивидуального предпринимателя (при наличии). 

42. Если клиент (родитель, иной законный представитель или третье лицо) открывает счет в пользу несовершеннолетнего, то он должен представить заявление, содержащее информацию о лице, в пользу которого открывается счет; сведения о лице, открывающем счет (документ, удостоверяющий личность родителя, иного законного представителя или третьего лица); документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (свидетельство о рождении или паспорт); карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете. 

Банковским вкладом (депозитом), внесенным на имя несовершеннолетнего, распоряжаются: 

- до достижения несовершеннолетним 14 лет - родители или законные представители; 

- по достижении несовершеннолетним 14 лет - сам несовершеннолетний. 

43. Для открытия банковского счета по договору банковского вклада (депозита) юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) необходимо представить, за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями Национального банка: 

1) заявление на открытие счета, подписанное лицами, указанными в карточке образцов подписей, наделенными полномочиями подписывать договора и финансовые документы с правом первой и второй подписи и заверенное печатью юридического лица, которое должно содержать: 

- полное наименование, а также сокращенное наименование и наименование на иностранном языке в случаях, если таковые имеются; 

- сведения о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации; 

- идентификационный номер налогоплательщика; 

- коды плательщика в соответствии с «Общереспубликанским классификатором предприятий и организаций», разработанным Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики; 

- место нахождения; 

- почтовый адрес; 

- номера контактных телефонов и факсов; 

- вид деятельности; 

- цель и предполагаемый характер деловых отношений с банком; 

- другие сведения по усмотрению банка; 

2) разрешение Центрального казначейства Кыргызской Республики на открытие счета в банке для государственных органов, предприятий и учреждений, финансируемых из государственного бюджета в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

3) свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Для юридических лиц, зарегистрированных в Свободной экономической зоне (далее - СЭЗ), необходимо дополнительно предоставить свидетельство, удостоверяющее учетную регистрацию юридического лица в качестве субъекта СЭЗ. Для нерезидентов: выписка из торгового реестра страны происхождения о регистрации фирмы в качестве юридического лица или иной документ, подтверждающий регистрацию клиента в качестве юридического лица в соответствии с требованиями законодательства страны происхождения; 

4) копию учредительных документов в зависимости от организационной правовой формы организации, с изменениями и дополнениями, заверенную нотариально или печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством страны происхождения невозможно нотариальное заверение; 

5) в случаях осуществления юридическим лицом деятельности, подлежащей обязательному лицензированию в соответствии с законодательством страны происхождения - заверенную в установленном порядке копию лицензии. В случае, если законодательством Кыргызской Республики предусмотрено предоставление лицензии после открытия счета, копия лицензии предоставляется после ее получения; 

6) справку органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика; 

7) юридическим лицам, зарегистрированным в СЭЗ, дополнительно необходимо представить документ, подтверждающий регистрацию юридического лица в органах статистики Кыргызской Республики; 

8) карточку с образцами подписей и оттиском печати, заверенную нотариально (минимальные требования, предъявляемые к этому документу, приводятся в Приложении 2); документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; 

9) документ, удостоверяющий личность лица, уполномоченного распоряжаться средствами юридического лица (предоставляется для ознакомления оригинал, с которого снята копия, за исключением случаев, указанных в Приложении 1). 

40. Для открытия банковского счета по договору банковского вклада (депозита) физическим лицам (резидентам и нерезидентам) необходимо представить: 

1) заявление на открытие счета, подписанное клиентом, в котором указываются: 

- фамилия, имя, отчество вкладчика (в соответствии с паспортными данными), девичья фамилия (если имеется); 

- дата и место рождения; 

- гражданство; 

- полный адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, номер телефона, факса, адреса электронной почты; 

- сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия, орган, выдавший документ, дата выдачи документа), персональный номер (при наличии); 

- место работы и род занятий; 

- цель и предполагаемый характер деловых отношений с банком; 

- данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике; 

- другие сведения по усмотрению банка; 

2) документ, удостоверяющий личность клиента (предоставляется для ознакомления оригинал, с которого снята копия, за исключением случаев, указанных в Приложении 1); 

3) карточку образцов подписей с образцом подписи (при наличии). 

Одновременно представляются документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам). 

41. Индивидуальным предпринимателям помимо документов, указанных в пункте 40 настоящей Инструкции, дополнительно необходимо представить банку: 

1) копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом и подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации) (свидетельства) в качестве индивидуального предпринимателя, или копию документа, подтверждающего факт занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации (патента) в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики; 

2) справку органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика. При этом индивидуальным предпринимателям, действующим на основании только патента, предоставление справки органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика не требуется;  

3) карточку образцов подписей с образцом подписи и оттиском печати индивидуального предпринимателя (при наличии). 

42. Если клиент (родитель, иной законный представитель или третье лицо) открывает счет в пользу несовершеннолетнего, то он должен представить заявление, содержащее информацию о лице, в пользу которого открывается счет; сведения о лице, открывающем счет (документ, удостоверяющий личность родителя, иного законного представителя или третьего лица); документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (свидетельство о рождении или паспорт); карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете. 

Банковским вкладом (депозитом), внесенным на имя несовершеннолетнего, распоряжаются: 

- до достижения несовершеннолетним 14 лет - родители или законные представители; 

- по достижении несовершеннолетним 14 лет - сам несовершеннолетний. 

43. Для открытия банковского счета по договору банковского вклада (депозита) юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) необходимо представить, за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями Национального банка: 

1) заявление на открытие счета, подписанное лицами, указанными в карточке образцов подписей, наделенными полномочиями подписывать договора и финансовые документы с правом первой и второй подписи и заверенное печатью юридического лица, которое должно содержать: 

- полное наименование, а также сокращенное наименование и наименование на иностранном языке в случаях, если таковые имеются; 

- сведения о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации; 

- идентификационный номер налогоплательщика; 

- коды плательщика в соответствии с «Общереспубликанским классификатором предприятий и организаций», разработанным Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики; 

- место нахождения; 

- почтовый адрес; 

- номера контактных телефонов и факсов; 

- вид деятельности; 

- цель и предполагаемый характер деловых отношений с банком; 

- другие сведения по усмотрению банка; 

2) разрешение Центрального казначейства Кыргызской Республики на открытие счета в банке для государственных органов, предприятий и учреждений, финансируемых из государственного бюджета в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

3) свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Для юридических лиц, зарегистрированных в Свободной экономической зоне (далее - СЭЗ), необходимо дополнительно предоставить свидетельство, удостоверяющее учетную регистрацию юридического лица в качестве субъекта СЭЗ. Для нерезидентов: выписка из торгового реестра страны происхождения о регистрации фирмы в качестве юридического лица или иной документ, подтверждающий регистрацию клиента в качестве юридического лица в соответствии с требованиями законодательства страны происхождения; 

4) копию учредительных документов в зависимости от организационной правовой формы организации, с изменениями и дополнениями, заверенную печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством страны происхождения невозможно нотариальное заверение; 

5) в случаях осуществления юридическим лицом деятельности, подлежащей обязательному лицензированию в соответствии с законодательством страны происхождения - заверенную в установленном порядке копию лицензии. В случае, если законодательством Кыргызской Республики предусмотрено предоставление лицензии после открытия счета, копия лицензии предоставляется после ее получения; 

6) справку органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика; 

7) юридическим лицам, зарегистрированным в СЭЗ, дополнительно необходимо представить документ, подтверждающий регистрацию юридического лица в органах статистики Кыргызской Республики; 

8) карточку с образцами подписей и оттиском печати, заверенную нотариально (минимальные требования, предъявляемые к этому документу, приводятся в Приложении 2); документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; 

9) документ, удостоверяющий личность лица, уполномоченного распоряжаться средствами юридического лица (предоставляется для ознакомления оригинал, с которого снята копия, за исключением случаев, указанных в Приложении 1). 

Приложение 1.Требования к политике к политике «знай своего клиента» 

4. В случае, если третье лицо открывает банковский счет на имя клиента, банк должен получить от третьего лица информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, на имя которого открывается счет, и третье лицо, открывающее счет, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 

Для открытия третьим лицом счета по договору банковского счета на имя клиента также должны быть представлены документы, удостоверяющие полномочия на право открытия и/или распоряжения счетом, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. Представление подобных документов не требуется представителю юридического лица, уполномоченному открывать счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, либо учредительными документами данного юридического лица, а также физическому лицу, уполномоченному открывать счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (родителям, иным законным представителям или третьим лицам). 

При открытии банковского счета и проведении операций по счету клиента-юридического лица банк также должен удостовериться в подлинности лиц (на основании документа, удостоверяющего личность), имеющих право на открытие и/или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента. 

4. В случае, если третье лицо открывает банковский счет на имя клиента, банк должен получить от третьего лица информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, на имя которого открывается счет, и третье лицо, открывающее счет, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 

Для открытия третьим лицом счета по договору банковского счета на имя клиента также должны быть представлены документы, удостоверяющие полномочия на право открытия и/или распоряжения счетом, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. Представление подобных документов не требуется представителю юридического лица, уполномоченному открывать счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, либо учредительными документами данного юридического лица, а также физическому лицу, уполномоченному открывать счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (родителям, иным законным представителям или третьим лицам). 

При открытии банковского счета и проведении операций по счету клиента-юридического лица банк также должен удостовериться в подлинности лиц (на основании документа, удостоверяющего личность), имеющих право на открытие и/или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента. 

Проведение операций, связанных с переводом/снятием денежных средств со счета клиента, должно совершаться в присутствии самого клиента (вкладчика, если вкладчик физическое лицо) или лица, имеющего надлежаще оформленные документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий для исполнения распоряжения по счету (если вкладчик - физическое или юридическое лицо). Данное требование не распространяется на операции, проводимые с удаленного доступа без непосредственного контакта. При этом банк должен предпринять необходимые меры в целях минимизации операционных рисков банка, в том числе связанных с мошенничеством. 

5. Для удостоверения личности физических лиц принимаются следующие документы: 

1) для граждан Кыргызской Республики: 

- паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID карта); 

- общегражданский паспорт (загранпаспорт) гражданина Кыргызской Республики при наличии в их общегражданском паспорте отметки дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики о постановке на консульский учет или на постоянное место жительства и действительного вида на жительство страны пребывания, а также о семейном положении; 

- свидетельство о рождении (для открытия счета в пользу несовершеннолетних лиц до 14 лет, а также для открытия счета самим несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет); 

- удостоверение личности офицера, прапорщика или военный билет военнослужащего срочной службы. 

2) для иностранных граждан: 

- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законом или признаваемый в соответствии с международными соглашениями Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего личность; 

- документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике: вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иной документ, выданный в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, для беженцев - удостоверение беженцев. 

5. Для удостоверения личности физических лиц принимаются следующие документы: 

1) для граждан Кыргызской Республики: 

- паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID карта); 

- общегражданский паспорт (загранпаспорт) гражданина Кыргызской Республики при наличии в их общегражданском паспорте отметки дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики о постановке на консульский учет или на постоянное место жительства и действительного вида на жительство страны пребывания, а также о семейном положении; 

- свидетельство о рождении (для открытия счета в пользу несовершеннолетних лиц до 14 лет, а также для открытия счета самим несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет); 

- удостоверение личности офицера, прапорщика или военный билет военнослужащего срочной службы. 

2) для иностранных граждан: 

- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законом или признаваемый в соответствии с международными соглашениями Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего личность; 

- документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике: вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иной документ, выданный в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, для беженцев - удостоверение беженцев. 

Приложение 3.Требования к работе банка с корреспондентскими счетами 

5. Банк не имеет права устанавливать или продолжать корреспондентские отношения по счетам в национальной и иностранной валютах с банками-резидентами. 

6. Пункт 5 не распространяется на гарантийные счета в иностранной валюте, открываемые для банков-резидентов в целях осуществления расчетов по международным платежным системам, обслуживающим операции с пластиковыми картами. 

6-1. Пункт 5 не распространяется на счета в иностранной валюте, открываемые для банков-резидентов, созданных в результате преобразования (перерегистрации) микрофинансовых или микрокредитных компаний в банк, в целях обеспечения осуществления основной деятельности. Данные счета могут действовать до момента открытия банком-резидентом, созданным в результате преобразования (перерегистрации) микрофинансовых или микрокредитных компаний в банк, корреспондентского счета в банке-нерезиденте, но не более шести месяцев с момента получения банковской лицензии. 

5. Банк не имеет права устанавливать или продолжать корреспондентские отношения по счетам в национальной и иностранной валютах с банками-резидентами. 

6. Пункт 5 не распространяется на гарантийные счета в иностранной валюте, открываемые для банков-резидентов в целях осуществления расчетов по международным платежным системам, обслуживающим операции с пластиковыми картами. 

6-1. Пункт 5 не распространяется на счета в иностранной валюте, открываемые для банков-резидентов, созданных в результате перерегистрации микрофинансовых компаний в банк, в целях обеспечения осуществления основной деятельности. Данные счета могут действовать до момента открытия банком-резидентом, созданным в результате перерегистрации микрофинансовых компаний в банк, корреспондентского счета в банке-нерезиденте, но не более шести месяцев с момента получения банковской лицензии. 

2. Положение о минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики 

III. Основы управления операционным риском  

 

3.1.7-1. До использования аутсорсинга банку необходимо разработать процедуру принятия решений о привлечении поставщиков услуг, а также подготовить договоры аутсорсинга. Договор аутсорсинга является важным инструментом снижения рисков, связанных с его неисполнением или возникновением разногласий сторон. К ключевым положениям договора аутсорсинга должны быть отнесены следующие:  

- четкое определение видов работ и услуг, передающихся на исполнение третьей стороне;  

- возможность доступа банка ко всей бухгалтерской и иной информации поставщика услуг, имеющей отношение к объекту аутсорсинга. При этом по запросу Национального банка и внешних аудиторов банк обязан предоставить указанную информацию, имеющую отношение к объекту аутсорсинга;  

- непрерывное осуществление банком мониторинга и оценки деятельности поставщика услуг с целью своевременного принятия корректирующих мер;  

- условия и минимальные сроки прекращения действия договора в случае возникновения необходимости, а также обязательства, остающиеся в силе, после прекращения действия договора;  

- порядок урегулирования существенных вопросов, присущих только договору об аутсорсинге (например, если поставщик услуг находится за рубежом, положение о законодательстве стран сторон заключения договора, во избежание коллизии нормативных правовых актов);  

- условия передачи на субдоговор всей или части аутсорсинговой деятельности в случае возникновения необходимости (для обеспечения возможности сохранения аналогичного режима управления рисками в случае изменения поставщика услуг);  

- вопросы обеспечения поставщиком услуг конфиденциальности информации, касающейся банка, и защиты от намеренного или случайного ее раскрытия посторонним лицам.  

Процедура принятия решений о привлечении поставщиков услуг должна включать в себя критерии, позволяющие осуществлять предварительную оценку возможности и способности поставщика услуг эффективно, надежно и на высоком уровне осуществлять аутсорсинговую деятельность, а также оценивать факторы возникающих рисков, связанных с привлечением определенного поставщика услуг.  

При разработке критериев банку следует учитывать, что поставщик услуг должен:  

- обладать необходимыми ресурсами и иметь работников соответствующей квалификации для выполнения работ и услуг, передаваемых банком на аутсорсинг;  

- понимать цели и задачи банка в данной области деятельности и действовать в соответствии с ними;  

- быть финансово состоятельным с тем, чтобы своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства.  

 

III. Основы управления операционным риском  

 

3.1.7-1. До использования аутсорсинга банку необходимо разработать процедуру принятия решений о привлечении поставщиков услуг, а также подготовить договоры аутсорсинга. Договор аутсорсинга является важным инструментом снижения рисков, связанных с его неисполнением или возникновением разногласий сторон. К ключевым положениям договора аутсорсинга должны быть отнесены следующие:  

- четкое определение видов работ и услуг, передающихся на исполнение третьей стороне;  

- возможность доступа банка к финансовой отчетности поставщика услуг, а также, при необходимости, в случаях, когда финансовое состояние поставщика услуг может повлиять на исполнение им обязательств по договору аутсорсинга и иной информации, имеющей отношение к объекту аутсорсинга. При этом по запросу Национального банка и внешних аудиторов банк обязан предоставить указанную информацию, имеющую отношение к объекту аутсорсинга;  

- непрерывное осуществление банком мониторинга и оценки деятельности поставщика услуг с целью своевременного принятия корректирующих мер;  

- условия и минимальные сроки прекращения действия договора в случае возникновения необходимости, а также обязательства, остающиеся в силе, после прекращения действия договора;  

- порядок урегулирования существенных вопросов, присущих только договору об аутсорсинге (например, если поставщик услуг находится за рубежом, положение о законодательстве стран сторон заключения договора, во избежание коллизии нормативных правовых актов);  

- условия передачи на субдоговор всей или части аутсорсинговой деятельности в случае возникновения необходимости (для обеспечения возможности сохранения аналогичного режима управления рисками в случае изменения поставщика услуг);  

- вопросы обеспечения поставщиком услуг конфиденциальности информации, касающейся банка, и защиты от намеренного или случайного ее раскрытия посторонним лицам.  

Процедура принятия решений о привлечении поставщиков услуг должна включать в себя критерии, позволяющие осуществлять предварительную оценку возможности и способности поставщика услуг эффективно, надежно и на высоком уровне осуществлять аутсорсинговую деятельность, а также оценивать факторы возникающих рисков, связанных с привлечением определенного поставщика услуг.  

При разработке критериев банку следует учитывать, что поставщик услуг должен:  

- обладать необходимыми ресурсами и иметь работников соответствующей квалификации для выполнения работ и услуг, передаваемых банком на аутсорсинг;  

- понимать цели и задачи банка в данной области деятельности и действовать в соответствии с ними;  

- быть финансово состоятельным с тем, чтобы своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства.  

3. Инструкция о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики 

5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка. 

5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 10 % от размера оплаченного уставного капитала банка. 

4. Положение «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» 

36. Комитет должен состоять не менее чем из трех членов Совета директоров, назначаемых собранием акционеров банка, один из которых должны быть независимыми. 

36. Комитет должен состоять не менее чем из трех членов Совета директоров, один из которых должен быть независимым. 

5. Основные требования к Комитету по аудиту 

3.1. Комитет должен состоять как минимум из трех членов Совета Директоров банка, назначаемых общим собранием акционеров банка. Два из трех членов Совета директоров должны быть независимыми членами. При этом независимость означает, что членом Комитета не могут быть:  

- члены Правления и работники банка;   

- деловые партнеры акционера банка;   

- члены Совета директоров и акционеры другого банка.   

При этом Председатель Комитета по аудиту в обязательном порядке должен быть один из независимых членов Совета Директоров банка, который не возглавляет Комитет по рискам.  

3.1. Комитет создается Советом директоров, который должен состоять как минимум из трех членов Совета Директоров банка. Два из трех членов Совета Директоров должны быть независимыми членами Совета директоров, соответствующими критериям, установленным законодательством Кыргызской Республики. При этом Председателем Комитета по аудиту в обязательном порядке должен быть один из независимых членов Совета Директоров банка, который не возглавляет Комитет по рискам.  

6. Инструкция об учете назначения платежей в банках 

1.1. Национальный банк Кыргызской Республики (далее по тексту - Национальный банк) в соответствии со статьей 51 Закона "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" составляет платежный баланс Кыргызской Республики совместно с уполномоченным государственным органом по статистике. 

Национальный банк гарантирует конфиденциальность полученных в соответствии с настоящей инструкцией данных. Полученные данные никоим образом не будут использоваться для проверки деятельности или финансового состояния отдельных клиентов банков и будут отражаться в платежном балансе Кыргызской Республики только в сводной форме. 

1.1. Инструкция об учете назначения платежей в банках (далее Инструкция) устанавливает требования по сбору и учету информации по назначениям платежей Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк) в целях составления статистики платежного баланса Кыргызской Республики. 

Национальный банк гарантирует конфиденциальность полученных в соответствии с настоящей инструкцией данных. Полученные данные никоим образом не будут использоваться для проверки деятельности или финансового состояния отдельных клиентов банков и будут отражаться в платежном балансе Кыргызской Республики только в сводной форме. 

7. План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики 

Группа 92600 Обязательства, связанные с определенными сделками  контр счета  

92601 Гарантии предложения  контр счета  

92611 Гарантии исполнения  контр счета  

92621 Авансовая гарантия  контр счета  

92631 Торговые импортные аккредитивы  контр счета  

92641 Торговые экспортные аккредитивы  контр счета  

92651 Самоликвидирующиеся обязательства по выдаче кредитов  контр счета  

92661 Опцион колл  контр счета  

92662 Опцион пут  контр счета  

Группа 92600 Обязательства, связанные с определенными сделками контр счета  

92601 Гарантии предложения контр счета  

92609 Гарантии исполнения контр счета  

92611 Авансовая гарантия контр счета  

92619 Торговые импортные аккредитивы контр счета  

92621 Торговые экспортные аккредитивы контр счета  

92631 Самоликвидирующиеся обязательства по выдаче кредитов контр счета  

92641 Опцион колл контр счета  

92642 Опцион пут контр счета 

8. Положение о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами 

Глава 1. Общие положения 

2. По смыслу настоящего Положения: 

"Лица или орган, осуществляющие разбирательство" - заместитель Председателя/член Правления, Председатель и Правление Национального банка. 

"Апеллянт" - банк или другое юридическое, или физическое лицо, которое обжалует решение уполномоченного лица (структурного подразделения), заместителя Председателя/члена Правления Национального банка или Комитета, в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением. 

"Банк" - коммерческий банк или иная финансово-кредитная организация, лицензируемое Национальным банком, и/или подлежащее надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

"Юридическое лицо" - обменное бюро, кредитное бюро, оператор платежной системы и платежная организация или иное юридическое лицо, не являющееся банком или финансово-кредитной организацией, подлежащее надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

"Национальный банк" - Национальный банк Кыргызской Республики. 

"Ответственное структурное подразделение Национального банка" - структурное подразделение Национального банка, которое определено согласно приказу Национального банка и в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут предметом обжалования в соответствии с настоящим Положением, инициировавшее рассмотрение вопроса по делу апеллянта. 

"Уполномоченное лицо (структурное подразделение)" - начальник структурного подразделения Национального банка или иное уполномоченное лицо Национального банка, в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут быть обжалованы в соответствии с настоящим Положением. 

"Решение Национального банка" - документ, принятый уполномоченным лицом (структурным подразделением), заместителем Председателя/членом Правления Национального банка или Комитетом в отношении банка, иного юридического или физического лица, принятый в соответствии с компетенцией, предусмотренной нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вытекающий из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования, в том числе определяющий меры воздействия, включая решение о наложении штрафа, а также решений, связанных с лицензированием и регулированием. 

"Разбирательство" - процесс рассмотрения заявления об апелляции на решение Национального банка в соответствии с настоящим Положением. 

"Сторона" - банк и/или иное юридическое, или физическое лицо, которое может подать заявление об апелляции в соответствии с настоящим Положением, а также представители Национального банка. 

2. По смыслу настоящего Положения: 

"Лица или орган, осуществляющие разбирательство" - заместитель Председателя/член Правления, Председатель и Правление Национального банка. 

"Апеллянт" - банк или другое юридическое, или физическое лицо, которое обжалует решение уполномоченного лица (структурного подразделения), заместителя Председателя/члена Правления Национального банка или Комитета, в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением. 

"Банк" - коммерческий банк или иная финансово-кредитная организация, лицензируемая Национальным банком, и/или подлежащая надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

"Юридическое лицо" - обменное бюро, кредитное бюро, оператор платежной системы и платежная организация или иное юридическое лицо, не являющееся банком или финансово-кредитной организацией, подлежащее надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

"Национальный банк" - Национальный банк Кыргызской Республики. 

"Ответственное структурное подразделение Национального банка" - структурное подразделение Национального банка, которое определено согласно приказу Национального банка и в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут быть предметом обжалования в соответствии с настоящим Положением, инициировавшее рассмотрение вопроса по делу апеллянта. 

"Уполномоченное лицо (структурное подразделение)" - начальник структурного подразделения Национального банка или иное уполномоченное лицо Национального банка, в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут быть обжалованы в соответствии с настоящим Положением. 

"Решение Национального банка" - документ, принятый уполномоченным лицом (структурным подразделением), заместителем Председателя/членом Правления Национального банка или Комитетом в отношении банка, иного юридического или физического лица, принятый в соответствии с компетенцией, предусмотренной нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вытекающий из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования, в том числе определяющий меры воздействия, включая решение о наложении штрафа, а также решений, связанных с лицензированием и регулированием. 

"Разбирательство" - процесс рассмотрения жалобы (далее - заявление об апелляции) на решение Национального банка в соответствии с настоящим Положением. 

"Сторона" - банк и/или иное юридическое, или физическое лицо, которое может подать заявление об апелляции в соответствии с настоящим Положением, а также представители Национального банка. 

Глава 2. Полномочия лиц или органа, осуществляющих разбирательство 

6. Заместитель Председателя/член Правления Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решения уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка. 

Решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятого на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения), в соответствии с настоящим Положением обжалуется Председателю Национального банка. 

7. Председатель рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятого на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка. 

Председатель Национального банка по собственному усмотрению вправе передать заявление об апелляции на рассмотрение Правления Национального банка. 

Решение Председателя Национального банка, принятого по результатам рассмотрения заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд. 

8. Правление Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на: 

- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, вытекающего из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования; 

- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятого на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка, в соответствии с настоящим Положением, и переданного Председателем Национального банка на рассмотрение Правления Национального банка; 

- решение Комитета. 

Решение по разбирательству принимаются простым большинством голосов членов Правления. При равенстве голосов, голос Председателя Правления (в отсутствие Председателя - лицо, исполняющего его обязанности) является решающим. 

Решение Правления Национального банка, принятого на основании заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд. 

6. Заместитель Председателя/член Правления Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решения уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка. 

Решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения), в соответствии с настоящим Положением обжалуется Председателю Национального банка. 

7. Председатель рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка. 

Председатель Национального банка по собственному усмотрению вправе передать заявление об апелляции на рассмотрение Правления Национального банка. 

Решение Председателя Национального банка, принятое по результатам рассмотрения заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд. 

8. Правление Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на: 

- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, вытекающее из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования; 

- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка, в соответствии с настоящим Положением, и переданного Председателем Национального банка на рассмотрение Правления Национального банка; 

- решение Комитета. 

Решение по разбирательству принимается простым большинством голосов членов Правления. При равенстве голосов, голос Председателя Правления (в отсутствие Председателя - лицо, исполняющего его обязанности) является решающим. 

Решение Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд. 

Глава 5. Подготовка к заседанию по рассмотрению заявления об апелляции 

17. Ответственное структурное подразделение, в течение 10 календарных дней, но не позднее определения Председателем Национального банка или Заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка даты проведения заседания по рассмотрению заявления об апелляции в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, обязано при получении заявления об апелляции проверить соответствие заявления об апелляции требованиям пункта 11 настоящего Положения. В случае, если заявление об апелляции не отвечает требованиям, указанным в пункте 11 настоящего Положения, оно оставляется без движения. В этом случае Национальный банк в разумный срок указывает на недостатки и предоставляет апеллянту возможность для их устранения в пределах общего срока на обжалование. В случае назначения лицом или органом, осуществляющим разбирательство даты разбирательства, апеллянт обязан устранить выявленные недостатки (не являющимися критичными для рассмотрения по существу) не менее чем за 10 дней до даты разбирательства. 

17. Ответственное структурное подразделение, в течение 10 календарных дней, но не позднее даты проведения заседания, определенной Председателем Национального банка или Заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка, по рассмотрению заявления об апелляции в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, обязано при получении заявления об апелляции проверить соответствие заявления об апелляции требованиям пункта 11 настоящего Положения. В случае, если заявление об апелляции не отвечает требованиям, указанным в пункте 11 настоящего Положения, оно оставляется без движения. В этом случае Национальный банк в разумный срок указывает на недостатки и предоставляет апеллянту возможность для их устранения в пределах общего срока на обжалование. В случае назначения лицом или органом, осуществляющим разбирательство даты разбирательства, апеллянт обязан устранить выявленные недостатки (не являющимися критичными для рассмотрения по существу) не менее чем за 10 дней до даты разбирательства. 

22. Заседание протоколируется, копия протокола заседания предоставляется всем сторонам разбирательства по их письменному запросу в течение 3 рабочих дней, с момента поступления письменного запроса. 

22. Заседание протоколируется, копия протокола заседания предоставляется всем сторонам разбирательства по их письменному запросу в течение 7 рабочих дней, с момента поступления письменного запроса. 

9. Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям,  

лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» 

59. Решение о предъявлении требования об ограничении или запрету акционеру банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору Национального банка, если станут известны и подтверждены факты нарушения им Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе в случаях, указанных в пункте 39 настоящего Положения. Любое распоряжение акциями, в том числе их реализация, должно быть осуществлено в сроки, указанные в решении Комитета по надзору Национального банка. 

59. Решение о предъявлении требования об ограничении или запрету акционеру банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору Национального банка, если станут известны и подтверждены факты нарушения им Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе в случаях, указанных в пункте 40 настоящего Положения. Любое распоряжение акциями, в том числе их реализация, должно быть осуществлено в сроки, указанные в решении Комитета по надзору Национального банка.