Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем  

и платежных организаций»  

 

 

Во исполнение Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», Закона «О платежной системе Кыргызской Республики» Управлением платежных систем в 2015 году были разработаны положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» и «О регулировании операторов платежных систем и платежных организаций».  

Ввиду того что вносимые изменения и дополнения в действующую редакцию Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» составляли более половины текста, что технически сложно для изложения и восприятия, была разработана новая редакция Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее проект Положения). 

По итогам процесса лицензирования и инспекторских проверок были выявлены пункты, требующие доработки для их однозначного понимания операторами платежной системы и платежных организаций.  

Основной причиной разработки проекта является необходимость выставления к заявителям/лицензиатам определенных требований, касающихся учредителей, определение порядка рассмотрения документов на получение лицензии, увеличение уставного капитала, а также уточняющие нормы и требования. 

Так, в проекте Положения предлагается внесение следующих норм и требований: 

- деятельность по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц нерезидентов может осуществляться на территории Кыргызской Республики только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем и систем корреспондентских отношений по каналам межбанковских коммуникационных сетей по передаче данных в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

- прием, обработка и выдача финансовой информации по платежам и расчетам третьих лиц за товары нерезидентов может осуществляться только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

- дополнено главой о требованиях к учредителям заявителей/лицензиатов. 

- требования к должностным лицам заявителей/лицензиатов дополнено нормой, по которой замещение на период временного отсутствия должностного лица и/или на которое возлагается исполнение обязанностей должностей, указанных в пункте 15 настоящего Положения, оформляется на лицо, которое является штатным сотрудником лицензиата и в соответствии с должностной инструкцией.  

- порядок рассмотрения документов также дополнен нормой, согласно которой дополнительные документы должны быть представлены в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после письменного уведомления Национального банка. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, либо не в установленные сроки, документы заявителя не принимаются к рассмотрению Национальным банком. Повторная подача документов для получения лицензии может быть осуществлена по истечении шести месяцев со дня отказа в рассмотрении документов Национальным банком. 

- увеличен размер уставного капитала уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае, если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. 

- основанием для отказа в выдаче лицензии может быть несоответствие предоставленных документов видам деятельности, согласно настоящему Положению, или иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта Положения: 

- обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- осуществление лицензирования, регулирования и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями регулятором. 

Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта Положения направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить деятельность операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.  

Проект Положения не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

Реализация данного проекта Положения не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.  

 

 

С уважением, 

Начальник УПС Э. Лелевкина