АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
проекта Положения «О лицензировании деятельности операторов
платежных систем и платежных организаций»
1. Описание проблем и основания для регулирования Национальным банком
После вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» были разработаны положения
«О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» и «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций». С момента принятия вышеуказанных положений, т.е. с марта 2015 года, Национальным банком выданы 20 лицензий оператора платежной системы и 21 – платежной организации.
По итогам процесса лицензирования и инспекторских проверок были выявлены пункты, требующие доработки для их однозначного понимания операторами платежной системы и платежных организаций.
Лицензирование деятельности оператора платежной системы и/или платежной организации и выставление к их деятельности определенных требований необходимы для минимизации рисков, возникающих при предоставлении данными организациями услуг по проведению платежей и расчетов населения. В этой связи возникает необходимость в создании нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты деятельности платежных организаций с учетом замечаний и практического опыта, полученного по итогам лицензирования, внешнего надзора и инспекторских проверок.
Ввиду того, что вносимые изменения и дополнения в действующую редакцию Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» составляли более половины текста, что технически сложно для изложения и восприятия, была разработана новая редакция Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее – проект Положения).
2. Анализ причин, по которым необходимо принятие
нормативного правового акта
Основной причиной разработки проекта является необходимость выставления к заявителям/лицензиатам определенных требований, касающихся учредителей, определение порядка рассмотрения документов на получение лицензии, увеличение уставного капитала, а также уточняющие нормы и требования.
3. Цель, которую необходимо достичь
Цели регулирования:
- минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств финансовыми посредниками.
- создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов.
Меры для решения проблем:
В связи с наличием рисков в деятельности применить следующие меры и требования к операторам по оказанию платежных услуг:
- деятельность по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц нерезидентов может осуществляться на территории Кыргызской Республики только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем и систем корреспондентских отношений по каналам межбанковских коммуникационных сетей по передаче данных в соответствии с нормативными актами Национального банка.
- прием, обработка и выдача финансовой информации по платежам и расчетам третьих лиц за товары нерезидентов может осуществляться только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем в соответствии с нормативными актами Национального банка.
- дополнено главой о требованиях к учредителям заявителей/лицензиатов.
- требование к должностным лицам заявителей/лицензиатов дополнено нормой, по которой замещение на период временного отсутствия должностного лица и/или на которое возлагается исполнение обязанностей должностей, указанных в пункте 15 настоящего Положения, оформляется на лицо, которое является штатным сотрудником лицензиата и в соответствии с должностной инструкцией.
- порядок рассмотрения документов также дополнен нормой, согласно которой дополнительные документы должны быть представлены в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после письменного уведомления Национального банка. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, либо не в установленные сроки, документы заявителя не принимаются к рассмотрению Национальным банком. Повторная подача документов для получения лицензии может быть осуществлена по истечении шести месяцев со дня отказа в рассмотрении документов Национальным банком.
- увеличен размер уставного капитала уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов.
- основанием для отказа в выдаче лицензии может быть несоответствие предоставленных документов видам деятельности согласно настоящему Положению или иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Правовой анализ
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики
«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
В связи с этим проект Положения будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка для проведения процедуры общественного обсуждения.
Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить процесс лицензирования операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.
Проект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики.
Реализация данного проекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны и Национального банка.
5. Экономический анализ (расчет затрат и выгод)
Предлагаемые методы регулирования не создают препятствий для действующих компаний на рынке. Для вновь создаваемых организаций предлагается установить минимальный размер уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. Получение лицензий Национального банка стоит 3 расчетных показателя.
По результатам первого квартала 2018 года общий объем платежей, прошедших через операторов платежных систем/платежные организации, составил 7 203,3 млн сом.
№ п/п |
Вид платежа |
Сумма (млн. сом) |
Доля, в % |
1 |
Мобильная связь |
3 058,9 |
42,5 |
2 |
Пополнение электронных кошельков |
1 321,8 |
18,3 |
3 |
Коммунальные услуги |
1 179,8 |
16,4 |
4 |
Оплата за кредит ФКУ |
430,8 |
6,0 |
5 |
Оплата за интернет |
230,5 |
3,2 |
6 |
Другие платежи |
981,5 |
13,6 |
Итого |
7 203,3 |
100,0 |
Общая сумма денег в обращении на 1 апреля 2018 года составила 85 021,1 млн сом из них 6 714,5 млн сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные – вне банковской системы. Это означает, что за квартал через платежные организации проходит 8,5 % от общего объема денег в обращении, что подтверждает необходимость повышения требований со стороны регулятора для защиты прав и интересов простых граждан.
Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны государственных органов и государственного бюджета реализация данного проекта не повлечет.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
к анализу проекта нормативного правового акта Национального банка
Структурное подразделение: Управление платежных систем |
|
наименование проекта нормативного правового акта: |
Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» |
проблема, которую предполагается решить принятием данного нормативного правового акта: |
Необходимость в создании нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты деятельности платежных организаций с учетом замечаний и практического опыта, полученного по итогам лицензирования, внешнего надзора и инспекторских проверок. |
рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность): |
Лелевкина Э.В. – начальник УПС; Султаналиев А.З. – начальник ООПО УПС; Ибрагимова С.З. – главный специалист ООПО УПС. |
сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта): |
28.05.2018 г. - 28.06.2018 г. |
субъекты, попадающие в поле действия проекта (перечислить): |
|
1) банки и другие ФКУ |
Операторы платежных систем и платежные организации. |
2) государственные органы |
- |
3) негосударственные организации |
- |
3) физические и юридические лица |
- |
затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом/долл. США |
Стоимость оплаты за одну лицензию составляет 3 расчетных показателей. Размер уставного капитала предлагается установить минимальный размер уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае, если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. |
ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом/долл. США |
Выгоды: - минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников; - обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; - создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов; - осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора |
альтернативные варианты решения проблемы: |
|
1) рыночное регулирование |
Рыночные механизмы не способны гарантировать в полной мере минимизацию рисков. |
2) государственное регулирование |
Организация, планирующая осуществлять деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, должна выполнить все требования и предоставить информацию о функционировании платежной системы в Национальный банк, в результате чего будет принято решение о выдаче соответствующей лицензии. |
3) саморегулирование |
При отсутствии лицензирования и регулирования платежных организаций возникает возможность нецелевого использования принятых от граждан денежных средств и существенно повышает риски потерь для граждан. |
Необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких): |
Необходимо внести соответствующие изменения в Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций». |
Замечания по проекту нормативного правового акта: |
Таблица замечаний и предложений по проекту документа будет составлена после проведения процедуры общественного обсуждения. |
Проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть) |
Документ подготовлен для вынесения на общественное обсуждение. |
контактные данные ответственного лица: |
|
Ф.И.О. |
Ибрагимова С.З. |
должность |
Главный специалист ООПО УПС |
Подпись |
|
дата, печать |
25.06.2018 г. |