Вернуться назад

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

проекта Положения «О лицензировании деятельности операторов 

платежных систем и платежных организаций» 

 

 

1. Описание проблем и основания для регулирования Национальным банком 

 

После вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» были разработаны положения  

«О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» и «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций». С момента принятия вышеуказанных положений, т.е. с марта 2015 года, Национальным банком выданы 20 лицензий оператора платежной системы и 21 платежной организации.  

По итогам процесса лицензирования и инспекторских проверок были выявлены пункты, требующие доработки для их однозначного понимания операторами платежной системы и платежных организаций.  

Лицензирование деятельности оператора платежной системы и/или платежной организации и выставление к их деятельности определенных требований необходимы для минимизации рисков, возникающих при предоставлении данными организациями услуг по проведению платежей и расчетов населения. В этой связи возникает необходимость в создании нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты деятельности платежных организаций с учетом замечаний и практического опыта, полученного по итогам лицензирования, внешнего надзора и инспекторских проверок. 

Ввиду того, что вносимые изменения и дополнения в действующую редакцию Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» составляли более половины текста, что технически сложно для изложения и восприятия, была разработана новая редакция Положения «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее проект Положения). 

 

2. Анализ причин, по которым необходимо принятие  

нормативного правового акта 

 

Основной причиной разработки проекта является необходимость выставления к заявителям/лицензиатам определенных требований, касающихся учредителей, определение порядка рассмотрения документов на получение лицензии, увеличение уставного капитала, а также уточняющие нормы и требования. 

 

3. Цель, которую необходимо достичь 

 

Цели регулирования: 

- минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств финансовыми посредниками. 

- создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов.  

Меры для решения проблем: 

В связи с наличием рисков в деятельности применить следующие меры и требования к операторам по оказанию платежных услуг:  

- деятельность по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц нерезидентов может осуществляться на территории Кыргызской Республики только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем и систем корреспондентских отношений по каналам межбанковских коммуникационных сетей по передаче данных в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

- прием, обработка и выдача финансовой информации по платежам и расчетам третьих лиц за товары нерезидентов может осуществляться только коммерческими банками-резидентами с использованием собственных автоматизированных систем в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

- дополнено главой о требованиях к учредителям заявителей/лицензиатов. 

- требование к должностным лицам заявителей/лицензиатов дополнено нормой, по которой замещение на период временного отсутствия должностного лица и/или на которое возлагается исполнение обязанностей должностей, указанных в пункте 15 настоящего Положения, оформляется на лицо, которое является штатным сотрудником лицензиата и в соответствии с должностной инструкцией.  

- порядок рассмотрения документов также дополнен нормой, согласно которой дополнительные документы должны быть представлены в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после письменного уведомления Национального банка. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, либо не в установленные сроки, документы заявителя не принимаются к рассмотрению Национальным банком. Повторная подача документов для получения лицензии может быть осуществлена по истечении шести месяцев со дня отказа в рассмотрении документов Национальным банком. 

- увеличен размер уставного капитала уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. 

- основанием для отказа в выдаче лицензии может быть несоответствие предоставленных документов видам деятельности согласно настоящему Положению или иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Правовой анализ 

 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики  

«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект Положения будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка для проведения процедуры общественного обсуждения. 

Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить процесс лицензирования операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.  

Проект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

Реализация данного проекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны и Национального банка.  

 

5. Экономический анализ (расчет затрат и выгод) 

 

Предлагаемые методы регулирования не создают препятствий для действующих компаний на рынке. Для вновь создаваемых организаций предлагается установить минимальный размер уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. Получение лицензий Национального банка стоит 3 расчетных показателя.  

По результатам первого квартала 2018 года общий объем платежей, прошедших через операторов платежных систем/платежные организации, составил 7 203,3 млн  сом.  

 

№ п/п 

Вид платежа 

Сумма  

(млн. сом) 

Доля, в % 

Мобильная связь 

3 058,9 

42,5 

Пополнение электронных кошельков 

1 321,8 

18,3 

Коммунальные услуги 

1 179,8 

16,4 

Оплата за кредит ФКУ 

430,8 

6,0 

Оплата за интернет 

230,5 

3,2 

Другие платежи 

981,5 

13,6 

Итого 

7 203,3 

100,0 

 

Общая сумма денег в обращении на 1 апреля 2018 года составила 85 021,1 млн сом из них 6 714,5 млн сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные вне банковской системы. Это означает, что за квартал через платежные организации проходит 8,5 % от общего объема денег в обращении, что подтверждает необходимость повышения требований со стороны регулятора для защиты прав и интересов простых граждан. 

Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны государственных органов и государственного бюджета реализация данного проекта не повлечет.  

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА 

к анализу проекта нормативного правового акта Национального банка 

 

Структурное подразделение: Управление платежных систем 

наименование проекта нормативного правового акта: 

Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» 

проблема, которую предполагается решить принятием данного нормативного правового акта: 

Необходимость в создании нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты деятельности платежных организаций с учетом замечаний и практического опыта, полученного по итогам лицензирования, внешнего надзора и инспекторских проверок. 

рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность): 

Лелевкина Э.В. начальник УПС; 

Султаналиев А.З. начальник ООПО УПС; 

Ибрагимова С.З. главный специалист ООПО УПС. 

сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта): 

28.05.2018 г. - 28.06.2018 г. 

субъекты, попадающие в поле действия проекта (перечислить): 

1) банки и другие ФКУ 

Операторы платежных систем и платежные организации. 

2) государственные органы  

3) негосударственные организации  

3) физические и юридические лица  

затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом/долл. США  

Стоимость оплаты за одну лицензию составляет 3 расчетных показателей. Размер уставного капитала предлагается установить минимальный размер уставного капитала не менее 1 000 000 (одного миллиона) сомов для оператора платежной системы, не менее 2 000 000 (двух миллионов) сомов для платежной организации. В случае, если заявитель подает документы на две лицензии, то уставной капитал должен составлять не менее 3 (трех миллионов) сомов. 

ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом/долл. США 

Выгоды: 

- минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников; 

обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов; 

- осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора 

альтернативные варианты решения проблемы:  

1) рыночное регулирование 

Рыночные механизмы не способны гарантировать в полной мере минимизацию рисков. 

2) государственное регулирование 

Организация, планирующая осуществлять деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, должна выполнить все требования и предоставить информацию о функционировании платежной системы в Национальный банк, в результате чего будет принято решение о выдаче соответствующей лицензии. 

3) саморегулирование  

При отсутствии лицензирования и регулирования платежных организаций возникает возможность нецелевого использования принятых от граждан денежных средств и существенно повышает риски потерь для граждан. 

Необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких):  

Необходимо внести соответствующие изменения в Положение  

«О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций».  

Замечания по проекту нормативного правового акта:  

Таблица замечаний и предложений по проекту документа будет составлена после проведения процедуры общественного обсуждения. 

Проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть)  

Документ подготовлен для вынесения на общественное обсуждение. 

контактные данные ответственного лица: 

Ф.И.О. 

Ибрагимова С.З. 

должность 

Главный специалист ООПО УПС 

Подпись 

 

дата, печать 

25.06.2018 г.