Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

 

к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики»  

по вопросам кредитования и мер воздействия  

 

 Национальный банк разработал проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект) по вопросам кредитования и мер воздействия.  

Проект в части, касающейся кредитования, включает следующее: 

- требование по содержанию в кредитной стратегии банка методики по оценке платежеспособности заемщиков; 

- требования к системе внутреннего рейтинга рисков; 

- определение понятия «кредитный рейтинг»; 

- требования и процедуры по разработке банками моделей по оценке кредитов; 

- значение суммы, а также требование по проведению платежного мониторинга по кредитам, не превышающим установленной суммы; 

- требования и классификация обеспечения кредитов. 

По вопросам применения мер воздействия проектом предусмотрено определение понятий «реструктуризация и реорганизация банка», а также установлены требования и процедуры по принудительной реорганизации банка. 

Таким образом, проект содержит изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13; 

- Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденное   постановлением Правления Национального банка   Кыргызской Республики   от 21 июля 2004 года № 18/3; 

- Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА). 

 

 

 

 

 

 

Проект 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _______2018 года  

№____________________ 

 

 

Изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения и дополнения: 

в Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 12 изложить в следующей редакции:  

«12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику, по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. 

Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с внутренними документами, регулирующими кредитную политику, делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. 

Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. 

Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. 

Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. 

Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. 

Кредитная стратегия банка также должна содержать методики по оценке платежеспособности заемщиков. Для этих целей банк может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка.  

Система внутреннего рейтинга рисков должна содержать комплексную оценку финансового состояния заемщика, как основного показателя его будущей платежеспособности, и должна отражать раскрытие данных о заемщиках, указанных в разделах 4.1. и 4.2. настоящего Положения.  

Разработанные кредитные рейтинги, определяющие платежеспособность заемщиков, устанавливаются в виде алфавитных, числовых или альфа-числовых символов, которые указывают на риски при выдаче кредитов банком. Банк присваивает рейтинг кредиту с учетом определенных характеристик, связанных с заемщиком и самим кредитом. 

Подходы к анализу платежеспособности заемщиков могут основываваться на различных методах: 

- количественном - c использованием соответствующих показателей, которые позволяют определить рейтинг заемщика (метод коэффициентов, рейтинговые модели, скоринговые модели); 

- прогнозном, который опирается на статистику прошлых лет и нацелен на моделирование жизнедеятельности кредита заемщика и вероятность его неплатежеспособности; 

- качественном, при котором используется система разносторонних качественных показателей.  

Кредитный рейтинг основной показатель качества кредита. Кредитный рейтинг должен присваиваться на первоначальной стадии одобрения выдачи кредита, а также может присваиваться при последующем мониторинге кредита, его продлении либо изменении условий кредитного договора или реструктуризации кредита.  

Банк, в целях проведения эффективной оценки платежеспособности заемщика при выдаче кредита, разрабатывает собственную модель, которая может состоять из смешанных моделей, наиболее отвечающим требованиям к оценке кредитов, предоставляемых банком. За основу могут быть взяты: 

- метод коэффициентов, позволяющий комплексно оценивать финансовое состояние заемщика;  

- рейтинговую модель - автоматизированную оценку методом коэффициентов путем вычисления интегрального показателя, который является наиболее удобным и простым в использовании;  

- скоринговую модель оценку кредитоспособности в балльном эквиваленте путем отнесения заемщика к определённой группе;  

- модель, основанную на оценке будущих денежных потоков с обязательствами заемщика;  

- модель с использованием статистики прошлых лет и др.  

Внутренний кредитный рейтинг используется для принятия решения о выдаче кредита; определения стоимости кредита; содействия банку при мониторинге кредитного риска; создания резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков; управления полученной и необходимой информацией; распределения кредитов согласно шкале рейтинга (оценки), а также определения предыдущего положения и возможного будущего движения кредитов по шкале рейтинга (оценки); оценки общих рисков и тенденции в кредитном портфеле; внесения изменений в кредитную стратегию банка.  

Использование системы внутреннего рейтинга может позволить сформировать базу данных с историческими данными, которая будет оценивать определенные виды кредитов по показателям кредитного рейтинга с течением времени, что может позволить банкам оценивать свой кредитный риск более точно. 

Система кредитного рейтинга в банке должна содержать распределение полномочий по: 

- присвоению первоначального рейтинга кредиту (при поступлении заявки на кредит); 

- анализу присвоенного рейтинга (при анализе всех документов по деятельности клиента, его платежеспособности и залоговому обеспечению); 

- окончательному одобрению выдачи кредита. 

Решение по выдаче кредитов согласно кредитному рейтингу принимается по кредитам физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в сумме до 100 000 сом. 

В дальнейшем по кредитам, выданным физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в сумме до 100 000 сом, необходимо проводить платежный мониторинг периодически, с той же периодичностью что и проводится мониторинг, анализ присвоенных кредитных рейтингов в целях мониторинга исполнения кредитных обязательств и выработки рекомендаций о внесении изменений в рейтинг, если необходимо. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). 

Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда.»; 

- пункт 30 изложить в следующей редакции: 

«30. В целом, анализ заявки на получение кредита должен основываться на политике банка, одобренной Советом директоров, и концентрироваться на следующих ключевых факторах: 

- право заимствовать средства. Банк должен убедиться в том, что заемщик имеет право на получение кредита и подписание кредитного договора; 

- характер заемщика. Банк должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам, дает полные ответы на вопросы банка и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в этом банке или других финансово-кредитных организациях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, также важно рассматривать срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему кредитах в других кредитных учреждениях. Кроме того, необходимо запросить информацию (кредитный отчет) о заемщике и, по усмотрению Банка, о связанных с заемщиком лицах, при наличии их согласия в соответствии с законодательством, в одном или нескольких кредитных бюро. 

Банк должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро и не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством об обмене кредитной информацией. 

Банк несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете, полученном от кредитного бюро; 

- денежные средства. Главный вопрос, на который должен ответить сотрудник банка, анализирующий заявку на получение кредита, это: сможет ли заемщик получить достаточно денежных средств в форме дохода и потока наличности, в том числе в той валюте, в которой он намеревается получить кредит, для того, чтобы погасить кредит. При оценке банк должен выяснить, наблюдался ли в прошлом стабильный рост прибыли или объема продаж, есть ли вероятность, что подобный рост продолжится в течение срока действия кредитного договора. 

Кроме того, банк должен определить достаточность доходов (выручки) заемщика (в том числе в иностранной валюте) с учетом роста обменных курсов для того, чтобы обеспечить своевременное погашение заемщиком кредита. 

В случае, если у клиента в предстоящие 12 месяцев доходы (выручка) будут преимущественно в национальной валюте, банк должен оценить целесообразность выдачи кредита в иностранной валюте такому клиенту, учитывая кредитный риск, обусловленный валютным риском, в результате негативного изменения обменного курса для заемщика с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по РППУ; 

- обеспечение. При оценке обеспечения кредитный сотрудник должен выяснить, располагает ли заемщик достаточными качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту.  

При выдаче кредитов могут использоваться различные формы, виды и способы обеспечения. 

Обеспечение обязательств заемщиков классифицируется по различным признакам: 

1) имущественная форма обеспечения кредитов, под которой понимается вторичный источник погашения кредита за счет получения денежных средств от реализации имущества, предоставленного заемщиком при получении кредита.  

К имущественной форме могут относиться следующие виды обеспечения кредитов: 

- залог недвижимого имущества; 

- залог движимого имущества (это имущество как правило, остается в пользовании заемщика - автотранспорт, товары в обороте, бытовая техника и т.п.); 

- заклад (имущество, которое передается на хранение в банк - драгоценные металлы, ценные бумаги и т.д.). 

2) юридическая (неимущественная) форма обеспечения кредитов. Юридическая форма обеспечения кредитов - это источник погашения долга за счет юридического оформления гарантии возврата средств.  

К юридической форме обеспечения по кредиту могут быть отнесены такие виды обеспечения кредитов как: 

- гарантия; 

- поручительство. 

При этом, для определения целесообразности предоставления кредита, обеспечением по которому являются гарантия/поручительство, банк проводит анализ платежеспособности гаранта/поручителя в таком же объеме, как и самого заемщика. Банк должен потребовать от гаранта/поручителя документы, запрашиваемые для анализа платежеспсобности самого заемщика в соответствии с требованиями настоящего Положения, изучить его профессиональную репутацию, ответственность и готовность выполнять свои обязательства. 

По степени покрытия обязательства, обеспечения по кредиту делятся на: 

- основное обеспечение; 

- дополнительное обеспечение.  

В зависимости от полноты покрываемого обязательства обеспечение по кредиту делится на:  

- полностью покрывающее кредитное обязательство; 

- частично покрывающее кредитное обязательство. 

Вид обеспечения по кредиту не рассматривается в качестве фактора, влияющего на категорию качества кредита. 

Отдельной формой минимизации кредитных рисков банка может быть страхование кредитного риска.  

Основные мероприятия банка для принятия имущественного обеспечения по кредиту: 

1) банк должен убедиться в наличии обеспечения, предоставляемого заемщиком. Следует проверить документы о праве собственности или владения имуществом, а также о его наличии в натуре. Предложенное в качестве обеспечения имущество (право), должно быть реальным, не быть фиктивным обремененным другими обязательствами; 

2) банк должен определить уровень ликвидности обеспечения, то есть возможность быстрой продажи (реализации); 

3) банк может самостоятельно или с привлечением независимых специалистов-оценщиков, имеющих соответствующий сертификат согласно требованиям законодательства, провести оценку стоимости обеспечения. Стоимость обеспечения должна быть соразмерной выдаваемому кредиту. Превышение рыночной стоимости обеспечения по кредиту над суммой основного долга и процентов по кредиту с учетом размера возможных затрат на реализацию предмета обеспечения является инструментом по управлению риском невозврата кредитов; 

4) банку следует осуществлять анализ рынка предоставленного обеспечения с целью определения стабильности цен на предложенное заемщиком имущество. При этом банк должен учесть риски снижения стоимости этого обеспечения; 

5) банк должен принимать в обеспечение имущество со сроком использования/службы, как минимум, на срок пользования кредитными средствами заемщиком. При этом следует учитывать возможность возникновения потребности в хранении обеспечения, что может вызвать дополнительные расходы; 

6) банку необходимо установить соответствующий уровень контроля за использованием и состоянием обеспечения кредита, в частности, банк должен определять, не ухудшилось ли качество предоставленного обеспечения, не привели ли обстоятельства к снижению его стоимости, и будет ли банк способен к немедленной реализации обеспечения в случае неисполнения заемщиком кредитного обязательства. 

В случае если обеспечением по контрактному финансированию в размере свыше 100000 сомов является гарантия и/или право требования по контракту, банк должен проанализировать платежеспособность гаранта/контрагента заемщика как минимум за последний год, оценить риски, связанные с выполнением сторонами обязательств по данному кредиту и реализацией вторичного источника погашения, в случае невозврата кредита заемщиком. 

- гарантия (поручительство). Если в качестве единственного обеспечения кредита используется гарантия (поручительство), то следует провести работу по изучению гаранта (поручителя), его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства. При рассмотрении заявки на получение кредита участников группой солидарной ответственности (далее - ГСО), кредитный специалист должен обращать внимание на то, чтобы члены одной семьи, совместно проживающие и/или ведущие совместный бизнес, не были участниками одного ГСО. 

- поручительство членов группы солидарной ответственности. Под ГСО понимается добровольное объединение участников - физических лиц (минимум 3 человека), занимающихся предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли. При этом члены ГСО совместно поручаются за выполнение обязательств каждого члена группы и несут ответственность за полный возврат полученных кредитных средств солидарно, при любых обстоятельствах, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Необходимо учитывать, чтобы количество участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышало 20 процентов от общего количества участников данного ГСО. И доля участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышала 20 процентов от общей суммы выданного кредита ГСО. 

В целях настоящего Положения, под совместным бизнесом понимается экономическая деятельность, в которой задействованы несколько предпринимателей (партнеры, совладельцы и т.д.). При этом их деятельность направлена на получение прибыли от совместного производства и/или продажи товаров, оказания услуг, в которой, для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд данных предпринимателей. Участники совместного бизнеса делят между собой пропорционально прибыль от ведения бизнеса и несут риск потери всего или части имущества.»; 

- в пункте 55 между абзацами пятым и шестым дополнить абзацем следующего содержания: 

«- обязательства залогодержателя при прекращении залога (составление извещения о прекращении залога, в случае если предмет залога подлежал регистрации, зарегистрировать это извещение в органе/органах, осуществивших государственную регистрацию залога);»; 

- первое предложение пункта 61 изложить в следующей редакции: 

«Кредиты, не предполагающие обеспечения, считаются бланковыми, за исключением овердрафтов по платежным картам в рамках зарплатных проектов, и выдаются исключительно кредитоспособному заемщику (только резиденту) на основании его репутации и оценки уровня его доходов.»; 

- абзац третий пункта 63-1 изложить в следующей редакции: 

«- не реже одного раза в год для остальных кредитов, за исключением кредитов до 100 000 сомов. По кредитам до 100 000 сомов проводится платежный мониторинг, предполагающий анализ на основе произведенных платежей по кредиту.».  

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующие дополнения и изменение: 

в Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

-  пункт 3.1 дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Наличие договора страхования (страхования предмета залога, принятого в качестве обеспечения кредита; договора страхования жизни и (или) здоровья (страхования от потери трудоспособности, несчастного случая, болезни заемщика - физического лица) может быть учтено в качестве дополнительного фактора при классификации кредита.»; 

- абзац шестой подпункта 4.2.2 пункта 4.2 изложить в следующей редакции: 

«- имеется имущественное обеспечение, на которое может быть обращено взыскание и/или гарантия/поручительство, соответствующее требованиям пункта 30 Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», за счет которого может быть погашена задолженность;» 

- подпункт 5.1.4 пункта 5.1 дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «субстандартный» при наступлении 60-го дня просроченности по платежам, то есть до наступления срока, указанного в настоящем пункте данного Положения.». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА) следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. Предписание применяется начальниками структурных подразделений Национального банка, заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка, курирующим надзор, Комитетом по надзору Национального банка.»; 

- в пункте 26 слова «, утверждаемой постановлением Правления Национального банка» исключить; 

- абзац второй пункта 32 изложить в следующей редакции: 

«- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, реструктуризации и/или реорганизации банка;»; 

- в пункте 33: 

абзац первый изложить в следующей редакции: 

«Национальный банк вправе предъявить к банку требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка.»; 

второе предложение абзаца третьего изложить в следующей редакции: 

«План составляется на один календарный год и должен быть представлен в Национальный банк в срок до 1 февраля календарного года на который он представляется.»; 

- абзац второй пункта 34 изложить в следующей редакции: 

«В случае выставления требования к банку о проведении мер по финансовому оздоровлению, План финансового оздоровления банка, включая обновленный План (в случае внесения изменений и дополнений в План финансового оздоровления по требованию Национального банка), а также мероприятия банка по его реализации, подлежат согласованию с Комитетом по надзору Национального банка.»; 

- Положение дополнить параграфом 3-1.2 следующего содержания: 

«§ 3-1.2. Требование о реорганизации банка 

36.-2.1. Национальный банк вправе выставить требование о проведении принудительной реорганизации банка, в том числе в целях финансового оздоровления банка.  

36.-2.2. В случае получения требования Национального банка о реорганизации, руководитель исполнительного органа банка обязан в течение трех рабочих дней с момента его получения обратиться с ходатайством к Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров с целью принятия решения о необходимости реорганизации банка. 

36.-2.3. В свою очередь, банк в двадцатидневный срок с момента получения требования Национального банка обязан принять решение о реорганизации и известить об этом Национальный банк.  

36.-2.4. Национальный банк вправе принять решение в отношении банков о принудительной реорганизации в случаях: 

- нарушения банком антимонопольного законодательства. В данном случае может быть принято решение о реорганизации в форме разделения или выделения; 

- невыполнения требования Национального банка об увеличении уставного капитала путем дополнительной капитализации; 

- несоблюдения минимального размера уставного капитала и/или экономического норматива по минимальному размеру собственного капитала; 

- систематического (два и более в течение 12 месяцев) нарушения требований банковского законодательства, в том числе нарушения экономических нормативов и несоблюдения норм по обязательным резервным требованиям, установленных банковским законодательством. 

36.-2.5. Принудительная реорганизация банка осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом требований, установленных для банков. Невыполнение требования о принудительной реорганизации банка может быть основанием для введения в банк режима временной администрации.  

36.-2.6. На период проведения процесса реорганизации, Национальным банком могут быть установлены отдельные требования к банку (или банкам). 

36.-2.7. Срок проведения реорганизации банка не должен превышать шесть месяцев. Указанный срок может быть продлен еще на шесть месяцев.»; 

- первый буллит пункта 40 изложить в следующей редакции:  

«- если выявлены факты предоставления недостоверной (ложной) информации, на основании которых было получено разрешение Национального банка на участие в капитале банка, либо лицо перестало соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям (акционерам), предусмотренным законодательством. При этом Национальный банк отзывает разрешение на приобретение акций, ранее выданное заявителю. В случае предъявления требования о продаже акций учредителя (акционера) банка, в связи с тем, что он перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям (акционерам) согласно законодательству, одновременно с отзывом ранее выданного разрешения на приобретение акций, учредителю (акционеру) выдается разрешение на владение десятью и более процентами голосующих акций банка (первое пороговое значение) или на любой последующий порог участия, владение которым разрешается законодательством.»; 

- в пунктах 67 и 68 слова «, утверждаемого постановлением Правления Национального банка» исключить; 

- в приложении 1 к Положению «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики»: 

пункт 24 изложить в следующей редакции: 

«24. Непредставление, а также несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений.». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция  

1. Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» 

1. Общие положения 

11. Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано обеспечить разработку и исполнение в деятельности банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска. 

12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику, по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. 

Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с нормативно-правовыми актами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. 

Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. 

Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. 

Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. 

Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. 

Банк может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). 

Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. 

 

11. Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано обеспечить разработку и исполнение в деятельности банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска

12. Совет директоров банка обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров банка также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику, по мере изменений в профиле риска банка, нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе банка, а также развития и совершенствования операций банка, оказавших влияние на процесс кредитования, и изменений, происходящих в экономике республики и странах, где есть партнеры у банка и его клиентов, влияющих на процесс кредитования, но не реже чем один раз в год. 

Правление банка несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, в том числе кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска, обусловленного валютным риском, а также обеспечить систему отчетности для осуществления контроля, анализа и мониторинга кредитного риска, обусловленного валютным риском. 

Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только кредитным комитетом либо лицами, которым комитет в соответствии с внутренними документами, регулирующими кредитную политику, делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров банка. 

Право выдачи кредитов должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, и эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные ими при кредитовании. 

Выдача кредитов, несущих крупный риск, и кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, должна быть одобрена Советом директоров банка. Совет директоров банка несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов, несущих крупный риск, кредитов связанным с банком лицам/аффилированным лицам банка, трансграничных кредитов, включая кредиты, обеспеченные залогом, находящимся за пределами Кыргызской Республики, которые выданы с нарушениями требований нормативных правовых актов Национального банка и/или по которым банк понес потери. 

Одобрение Совета директоров банка требуется в случаях, если залог, находящийся за пределами Кыргызской Республики, выступает обеспечением по кредиту более чем на 20% от суммы кредита. При этом под стоимостью залога понимается его ликвидационная стоимость. 

Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. 

Кредитная стратегия банка также должна содержать методики по оценке платежеспособности заемщиков. Для этих целей банк может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка.  

Система внутреннего рейтинга рисков должна содержать комплексную оценку финансового состояния заемщика, как основного показателя его будущей платежеспособности, и должна отражать раскрытие данных о заемщиках, указанных в разделах 4.1. и 4.2. настоящего Положения.  

Разработанные кредитные рейтинги, определяющие платежеспособность заемщиков, устанавливаются в виде алфавитных, числовых или альфа-числовых символов, которые указывают на риски при выдаче кредитов банком. Банк присваивает рейтинг кредиту с учетом определенных характеристик, связанных с заемщиком и самим кредитом. 

Подходы к анализу платежеспособности заемщиков могут основываваться на различных методах: 

- количественном - c использованием соответствующих показателей, которые позволяют определить рейтинг заемщика (метод коэффициентов, рейтинговые модели, скоринговые модели); 

- прогнозном, который опирается на статистику прошлых лет и нацелен на моделирование жизнедеятельности кредита заемщика и вероятность его неплатежеспособности; 

- качественном, при котором используется система разносторонних качественных показателей.  

Кредитный рейтинг основной показатель качества кредита. Кредитный рейтинг должен присваиваться на первоначальной стадии одобрения выдачи кредита, а также может присваиваться при последующем мониторинге кредита, его продлении либо изменении условий кредитного договора или реструктуризации кредита.  

Банк, в целях проведения эффективной оценки платежеспособности заемщика при выдаче кредита, разрабатывает собственную модель, которая может состоять из смешанных моделей, наиболее отвечающим требованиям к оценке кредитов, предоставляемых банком. За основу могут быть взяты: 

- метод коэффициентов, позволяющий комплексно оценивать финансовое состояние заемщика;  

- рейтинговую модель - автоматизированную оценку методом коэффициентов путем вычисления интегрального показателя, который является наиболее удобным и простым в использовании;  

- скоринговую модель оценку кредитоспособности в балльном эквиваленте путем отнесения заемщика к определённой группе;  

- модель, основанную на оценке будущих денежных потоков с обязательствами заемщика;  

- модель с использованием статистики прошлых лет и др.  

Внутренний кредитный рейтинг используется для принятия решения о выдаче кредита; определения стоимости кредита; содействия банку при мониторинге кредитного риска; создания резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков; управления полученной и необходимой информацией; распределения кредитов согласно шкале рейтинга (оценки), а также определения предыдущего положения и возможного будущего движения кредитов по шкале рейтинга (оценки); оценки общих рисков и тенденции в кредитном портфеле; внесения изменений в кредитную стратегию банка.  

Использование системы внутреннего рейтинга может позволить сформировать базу данных с историческими данными, которая будет оценивать определенные виды кредитов по показателям кредитного рейтинга с течением времени, что может позволить банкам оценивать свой кредитный риск более точно. 

Система кредитного рейтинга в банке должна содержать распределение полномочий по: 

- присвоению первоначального рейтинга кредиту (при поступлении заявки на кредит); 

- анализу присвоенного рейтинга (при анализе всех документов по деятельности клиента, его платежеспособности и залоговому обеспечению); 

- окончательному одобрению выдачи кредита. 

Решение по выдаче кредитов согласно кредитному рейтингу принимается по кредитам физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в сумме до 100 000 сом. 

В дальнейшем по кредитам, выданным физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в сумме до 100 000 сом, необходимо проводить платежный мониторинг периодически, с той же периодичностью что и проводится мониторинг, анализ присвоенных кредитных рейтингов в целях мониторинга исполнения кредитных обязательств и выработки рекомендаций о внесении изменений в рейтинг, если необходимо. Кроме того, банк обязан постоянно вести базу данных и вести журнал учета кредитов, по которым при выдаче принимались нестандартные решения (индивидуальные процентные ставки, структура залога и другое). 

Во внутренних политиках банка должны быть предусмотрены требования по проверке фактов, свидетельствующих о том, что предмет залога является единственным жильем заемщика/залогодателя на момент принятия решения о его взыскании во внесудебном порядке. В случае, если на момент взыскания предмета залога, заложенное недвижимое имущество является единственным жильем заемщика/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда. 

30. В целом, анализ заявки на получение кредита должен основываться на политике банка, одобренной Советом директоров, и концентрироваться на следующих ключевых факторах: 

- право заимствовать средства. Банк должен убедиться в том, что заемщик имеет право на получение кредита и подписание кредитного договора; 

- характер заемщика. Банк должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам, дает полные ответы на вопросы банка и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в этом банке или других финансово-кредитных организациях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, также важно рассматривать срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему кредитах в других кредитных учреждениях. Кроме того, необходимо запросить информацию (кредитный отчет) о заемщике и, по усмотрению Банка, о связанных с заемщиком лицах, при наличии их согласия в соответствии с законодательством, в одном или нескольких кредитных бюро. 

Банк должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро и не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством об обмене кредитной информацией. 

Банк несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете, полученного от кредитного бюро; 

- денежные средства. Главный вопрос, на который должен ответить сотрудник банка, анализирующий заявку на получение кредита, это: сможет ли заемщик получить достаточно денежных средств в форме дохода и потока наличности, в том числе в той валюте, в которой он намеревается получить кредит, для того, чтобы погасить кредит. При оценке банк должен выяснить, наблюдался ли в прошлом стабильный рост прибыли или объема продаж, есть ли вероятность, что подобный рост продолжится в течение срока действия кредитного договора. 

Кроме того, банк должен определить достаточность доходов (выручки) заемщика (в том числе в иностранной валюте) с учетом роста обменных курсов для того, чтобы обеспечить своевременное погашение заемщиком кредита. 

В случае, если у клиента в предстоящие 12 месяцев доходы (выручка) будут преимущественно в национальной валюте, банк должен оценить целесообразность выдачи кредита в иностранной валюте такому клиенту, учитывая кредитный риск, обусловленный валютным риском, в результате негативного изменения обменного курса для заемщика с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по РППУ; 

- обеспечение. При оценке обеспечения кредитный сотрудник должен выяснить, располагает ли заемщик достаточными качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Банк может принять решение провести независимую оценку залога. В случае если обеспечением по контрактному финансированию в размере свыше 100000 сомов является гарантия и/или право требования по контракту, банк должен проанализировать платежеспособность гаранта/контрагента заемщика как минимум за последний год, оценить риски, связанные с выполнением сторонами обязательств по данному кредиту и реализацией вторичного источника погашения, в случае невозврата кредита заемщиком. 

- гарантия (поручительство). Если в качестве единственного обеспечения кредита используется гарантия (поручительство), то следует провести работу по изучению гаранта (поручителя), его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства. При рассмотрении заявки на получение кредита участников ГСО, кредитный специалист должен обращать внимание на то, чтобы члены одной семьи, совместно проживающие и/или ведущие совместный бизнес не были участниками одного ГСО; 

- поручительство членов группы солидарной ответственности. При этом под группой солидарной ответственности (далее - ГСО) понимается добровольное объединение участников - физических лиц (минимум 3 человека), занимающихся предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, при этом члены ГСО совместно поручаются за выполнение обязательств каждого члена группы и несут ответственность за полный возврат полученных кредитных средств солидарно, при любых обстоятельствах, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Необходимо учитывать, чтобы количество участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышало 20 процентов от общего количества участников данного ГСО. И доля участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышала 20 процентов от общей суммы выданного кредита ГСО. 

В целях настоящего Положения, под совместным бизнесом понимается экономическая деятельность, в которой задействованы несколько предпринимателей (партнеры, совладельцы и т.д.). При этом их деятельность направлена на получение прибыли от совместного производства и/или продажи товаров, оказания услуг, в которой, для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд данных предпринимателей. Участники совместного бизнеса делят между собой пропорционально прибыль от ведения бизнеса и несут риск потери всего или части имущества. 

30. В целом, анализ заявки на получение кредита должен основываться на политике банка, одобренной Советом директоров, и концентрироваться на следующих ключевых факторах: 

- право заимствовать средства. Банк должен убедиться в том, что заемщик имеет право на получение кредита и подписание кредитного договора; 

- характер заемщика. Банк должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам, дает полные ответы на вопросы банка и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в этом банке или других финансово-кредитных организациях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, также важно рассматривать срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему кредитах в других кредитных учреждениях. Кроме того, необходимо запросить информацию (кредитный отчет) о заемщике и, по усмотрению Банка, о связанных с заемщиком лицах, при наличии их согласия в соответствии с законодательством, в одном или нескольких кредитных бюро. 

Банк должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро и не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством об обмене кредитной информацией. 

Банк несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете, полученном от кредитного бюро; 

- денежные средства. Главный вопрос, на который должен ответить сотрудник банка, анализирующий заявку на получение кредита, это: сможет ли заемщик получить достаточно денежных средств в форме дохода и потока наличности, в том числе в той валюте, в которой он намеревается получить кредит, для того, чтобы погасить кредит. При оценке банк должен выяснить, наблюдался ли в прошлом стабильный рост прибыли или объема продаж, есть ли вероятность, что подобный рост продолжится в течение срока действия кредитного договора. 

Кроме того, банк должен определить достаточность доходов (выручки) заемщика (в том числе в иностранной валюте) с учетом роста обменных курсов для того, чтобы обеспечить своевременное погашение заемщиком кредита. 

В случае, если у клиента в предстоящие 12 месяцев доходы (выручка) будут преимущественно в национальной валюте, банк должен оценить целесообразность выдачи кредита в иностранной валюте такому клиенту, учитывая кредитный риск, обусловленный валютным риском, в результате негативного изменения обменного курса для заемщика с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по РППУ; 

- обеспечение. При оценке обеспечения кредитный сотрудник должен выяснить, располагает ли заемщик достаточными качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту.  

При выдаче кредитов могут использоваться различные формы, виды и способы обеспечения. 

Обеспечение обязательств заемщиков классифицируется по различным признакам: 

1) имущественная форма обеспечения кредитов, под которой понимается вторичный источник погашения кредита за счет получения денежных средств от реализации имущества, предоставленного заемщиком при получении кредита.  

К имущественной форме могут относиться следующие виды обеспечения кредитов: 

- залог недвижимого имущества; 

- залог движимого имущества (это имущество как правило, остается в пользовании заемщика - автотранспорт, товары в обороте, бытовая техника и т.п.); 

- заклад (имущество, которое передается на хранение в банк - драгоценные металлы, ценные бумаги и т.д.). 

2) юридическая (неимущественная) форма обеспечения кредитов. Юридическая форма обеспечения кредитов - это источник погашения долга за счет юридического оформления гарантии возврата средств.  

К юридической форме обеспечения по кредиту могут быть отнесены такие виды обеспечения кредитов как: 

- гарантия; 

- поручительство. 

При этом, для определения целесообразности предоставления кредита, обеспечением по которому являются гарантия/поручительство, банк проводит анализ платежеспособности гаранта/поручителя в таком же объеме, как и самого заемщика. Банк должен потребовать от гаранта/поручителя документы, запрашиваемые для анализа платежеспособности самого заемщика в соответствии с требованиями настоящего Положения, изучить его профессиональную репутацию, ответственность и готовность выполнять свои обязательства. 

По степени покрытия обязательства, обеспечения по кредиту делятся на: 

- основное обеспечение; 

- дополнительное обеспечение.  

В зависимости от полноты покрываемого обязательства обеспечение по кредиту делится на:  

- полностью покрывающее кредитное обязательство; 

- частично покрывающее кредитное обязательство. 

Вид обеспечения по кредиту не рассматривается в качестве фактора, влияющего на категорию качества кредита. 

Отдельной формой минимизации кредитных рисков банка может быть страхование кредитного риска.  

Основные мероприятия банка для принятия имущественного обеспечения по кредиту: 

1) банк должен убедиться в наличии обеспечения, предоставляемого заемщиком. Следует проверить документы о праве собственности или владения имуществом, а также о его наличии в натуре. Предложенное в качестве обеспечения имущество (право), должно быть реальным, не быть фиктивным или обремененным другими обязательствами; 

2) банк должен определить уровень ликвидности обеспечения, то есть возможность быстрой продажи (реализации); 

3) банк может самостоятельно или с привлечением независимых специалистов-оценщиков, имеющих соответствующий сертификат согласно требованиям законодательства, провести оценку стоимости обеспечения. Стоимость обеспечения должна быть соразмерной выдаваемому кредиту. Превышение рыночной стоимости обеспечения по кредиту над суммой основного долга и процентов по кредиту с учетом размера возможных затрат на реализацию предмета обеспечения является инструментом по управлению риском невозврата кредитов; 

4) банку следует осуществлять анализ рынка предоставленного обеспечения с целью определения стабильности цен на предложенное заемщиком имущество. При этом банк должен учесть риски снижения стоимости этого обеспечения; 

5) банк должен принимать в обеспечение имущество со сроком использования/службы, как минимум, на срок пользования кредитными средствами заемщиком. При этом следует учитывать возможность возникновения потребности в хранении обеспечения, что может вызвать дополнительные расходы; 

6) банку необходимо установить соответствующий уровень контроля за использованием и состоянием обеспечения кредита, в частности, банк должен определять, не ухудшилось ли качество предоставленного обеспечения, не привели ли обстоятельства к снижению его стоимости, и будет ли банк способен к немедленной реализации обеспечения в случае неисполнения заемщиком кредитного обязательства. 

В случае если обеспечением по контрактному финансированию в размере свыше 100000 сомов является гарантия и/или право требования по контракту, банк должен проанализировать платежеспособность гаранта/контрагента заемщика как минимум за последний год, оценить риски, связанные с выполнением сторонами обязательств по данному кредиту и реализацией вторичного источника погашения, в случае невозврата кредита заемщиком. 

- гарантия (поручительство). Если в качестве единственного обеспечения кредита используется гарантия (поручительство), то следует провести работу по изучению гаранта (поручителя), его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства. При рассмотрении заявки на получение кредита участников группой солидарной ответственности (далее - ГСО), кредитный специалист должен обращать внимание на то, чтобы члены одной семьи, совместно проживающие и/или ведущие совместный бизнес, не были участниками одного ГСО. 

- поручительство членов группы солидарной ответственности. Под ГСО понимается добровольное объединение участников - физических лиц (минимум 3 человека), занимающихся предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли. При этом члены ГСО совместно поручаются за выполнение обязательств каждого члена группы и несут ответственность за полный возврат полученных кредитных средств солидарно, при любых обстоятельствах, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Необходимо учитывать, чтобы количество участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышало 20 процентов от общего количества участников данного ГСО. И доля участников ГСО, не являющихся членами одной семьи, но имеющих совместный бизнес, не превышала 20 процентов от общей суммы выданного кредита ГСО. 

В целях настоящего Положения, под совместным бизнесом понимается экономическая деятельность, в которой задействованы несколько предпринимателей (партнеры, совладельцы и т.д.). При этом их деятельность направлена на получение прибыли от совместного производства и/или продажи товаров, оказания услуг, в которой, для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд данных предпринимателей. Участники совместного бизнеса делят между собой пропорционально прибыль от ведения бизнеса и несут риск потери всего или части имущества. 

55. В договоре о залоге, как минимум, указываются: 

- предмет залога и его оценочная стоимость; 

- размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; 

- указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; 

- условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; 

- другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

55. В договоре о залоге, как минимум, указываются: 

- предмет залога и его оценочная стоимость; 

- размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом; 

- указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; 

- условия и порядок перехода залога в собственность банка в случае невозврата заемщиком кредита; 

- обязательства залогодержателя при прекращении залога (составление извещения о прекращении залога, в случае если предмет залога подлежал регистрации, зарегистрировать это извещение в органе/органах, осуществивших государственную регистрацию залога); 

- другие требования и обязанности сторон по отношению к залогу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

61. Кредиты, не предполагающие залога активов, считаются бланковыми, за исключением овердрафтов по платежным картам в рамках зарплатных проектов, и выдаются исключительно кредитоспособному заемщику (только резиденту) на основании его репутации и оценки уровня его доходов. Выдача бланковых кредитов не должна быть распространенной практикой. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом, не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка(6). При выдаче бланковых кредитов банк должен иметь доступ к качественной финансовой отчетности заемщика и кредитную историю работы с заемщиком в течение длительного (как минимум двух лет, за исключением кредитов в размере не более 250000 сомов, длительность которых должна быть как минимум 12 месяцев) времени, предшествующего выдаче бланкового кредита. 

Исключения из бланковых кредитов составляют кредиты, которые выдаются на сумму меньше или равную 150000 сом, с аннуитетным графиком погашения и сроком не более чем 24 месяцев. Сумма такого кредита не должна превышать годовую чистую платежеспособность заемщика (все доходы и расходы заемщика). 

Максимальный размер риска по кредитам, исключенным из расчета бланковых кредитов, не должен превышать 20% от бланковых кредитов. 

61. Кредиты, не предполагающие обеспечения, считаются бланковыми, за исключением овердрафтов по платежным картам в рамках зарплатных проектов, и выдаются исключительно кредитоспособному заемщику (только резиденту) на основании его репутации и оценки уровня его доходов. Выдача бланковых кредитов не должна быть распространенной практикой. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом, не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка(6). При выдаче бланковых кредитов банк должен иметь доступ к качественной финансовой отчетности заемщика и кредитную историю работы с заемщиком в течение длительного (как минимум двух лет, за исключением кредитов в размере не более 250000 сомов, длительность которых должна быть как минимум 12 месяцев) времени, предшествующего выдаче бланкового кредита. 

Исключения из бланковых кредитов составляют кредиты, которые выдаются на сумму меньше или равную 150000 сом, с аннуитетным графиком погашения и сроком не более чем 24 месяцев. Сумма такого кредита не должна превышать годовую чистую платежеспособность заемщика (все доходы и расходы заемщика). 

Максимальный размер риска по кредитам, исключенным из расчета бланковых кредитов, не должен превышать 20% от бланковых кредитов. 

63-1. Банк должен периодически проводить мониторинг действующих кредитов. Периодичность мониторинга (в том числе с выездом) кредита устанавливается банком самостоятельно в зависимости от суммы и вида кредита, а также от его категории классификации. При этом банк должен проводить мониторинг с выездом: 

- не реже одного раза в полгода для кредитов, сумма которых превышает один процент от чистого суммарного капитала банка; 

- не реже одного раза в год для остальных кредитов. 

В отчете о мониторинге кредита в течение предстоящего периода погашения кредита (в случае средне- и долгосрочного кредита - в течение предстоящих 12 месяцев) должны быть отражены изменения ожидаемых доходов (выручки) заемщика (для кредитов в иностранной валюте), изменения в деятельности заемщика, действующий статус кредита, соблюдение условий кредитного договора, а при мониторинге залога - его состояние, обеспечение его сохранности, а также другие события и факторы в целях определения способности клиента своевременно погасить кредит. 

63-1. Банк должен периодически проводить мониторинг действующих кредитов. Периодичность мониторинга (в том числе с выездом) кредита устанавливается банком самостоятельно в зависимости от суммы и вида кредита, а также от его категории классификации. При этом банк должен проводить мониторинг с выездом: 

- не реже одного раза в полгода для кредитов, сумма которых превышает один процент от чистого суммарного капитала банка; 

- не реже одного раза в год для остальных кредитов, за исключением кредитов до 100 000 сомов. По кредитам до 100 000 сомов проводится платежный мониторинг, предполагающий анализ на основе произведенных платежей по кредиту.  

В отчете о мониторинге кредита в течение предстоящего периода погашения кредита (в случае средне- и долгосрочного кредита - в течение предстоящих 12 месяцев) должны быть отражены изменения ожидаемых доходов (выручки) заемщика (для кредитов в иностранной валюте), изменения в деятельности заемщика, действующий статус кредита, соблюдение условий кредитного договора, а при мониторинге залога - его состояние, обеспечение его сохранности, а также другие события и факторы в целях определения способности клиента своевременно погасить кредит. 

2. Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие  

потенциальных потерь и убытков 

3.1. При осуществлении классификации активов необходимо проводить анализ как состояния правоспособности и финансовой возможности клиента вернуть актив, так и изменения финансового состояния клиентов, их гарантов, а также анализировать качество залога и другие факторы. 

3.1. При осуществлении классификации активов необходимо проводить анализ как состояния правоспособности и финансовой возможности клиента вернуть актив, так и изменения финансового состояния клиентов, их гарантов, а также анализировать качество залога и другие факторы. 

Наличие договора страхования (страхования предмета залога, принятого в качестве обеспечения кредита; договора страхования жизни и (или) здоровья (страхования от потери трудоспособности, несчастного случая, болезни заемщика - физического лица) может быть учтено в качестве дополнительного фактора при классификации кредита.  

4.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать удовлетворительным, являются: 

- генерирование достаточного потока денежных средств для обслуживания долга; 

- финансовое состояние клиента удовлетворительное; 

- предприятие клиента является стабильным, хорошо капитализированным; 

- погашение задолженности производится своевременно; 

- имеется залог на сумму актива в форме таких активов, которые могут быть преобразованы в денежную наличность в разумные и предсказуемые сроки; 

- клиент имеет значительную и хорошую кредитную историю (не допускал задержек в платежах, выполнял все свои обязательства в установленные сроки и др.); 

- изменение первоначальных условий договора по кредиту путем перевода валюты данного кредита из иностранной валюты в национальную в случае, если этот кредит ранее не входил в категорию "классифицированных кредитов". 

4.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать удовлетворительным, являются: 

- генерирование достаточного потока денежных средств для обслуживания долга; 

- финансовое состояние клиента удовлетворительное; 

- предприятие клиента является стабильным, хорошо капитализированным; 

- погашение задолженности производится своевременно; 

- имеется имущественное обеспечение, на которое может быть обращено взыскание и/или гарантия/поручительство, соответствующее требованиям пункта 30 Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», за счет которого может быть погашена задолженность; 

- клиент имеет значительную и хорошую кредитную историю (не допускал задержек в платежах, выполнял все свои обязательства в установленные сроки и др.); 

- изменение первоначальных условий договора по кредиту путем перевода валюты данного кредита из иностранной валюты в национальную в случае, если этот кредит ранее не входил в категорию «классифицированных кредитов». 

5.1.4. Актив должен классифицироваться как "субстандартный" при просроченной задолженности 90 дней. При этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива, за исключением активов, имеющих залоговое обеспечение согласно пункту 4.1 Положения. 

5.1.4. Актив должен классифицироваться как "субстандартный" при просроченной задолженности 90 дней. При этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива, за исключением активов, имеющих залоговое обеспечение согласно пункту 4.1 Положения. 

Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «субстандартный» при наступлении 60-го дня просроченности по платежам, то есть до наступления срока, указанного в настоящем пункте данного Положения.  

3. Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» 

Глава 5. Меры воздействия, применяемые Национальным банком 

§ 1. Предписание 

21. Предписание издается начальниками структурных подразделений Национального банка. 

21. Предписание применяется начальниками структурных подразделений Национального банка, заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка, курирующим надзор, Комитетом по надзору Национального банка. 

§ 2. Штраф 

26. За нарушение лимитов валютной позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утверждаемой постановлением Правления Национального банка

26. За нарушение лимитов валютной позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики». 

§ 3. Требование 

32. Национальный банк вправе предъявить к банку следующие требования: 

- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению; 

- о проведении повторного/специального внешнего аудита банка; 

- о продаже акций банка в течение определенного Национальным банком срока; 

- о сокращении административных расходов; 

- об изменении организационной структуры банка; 

- об изменении политик, положений, процедур и других внутренних нормативных документов банка. 

32. Национальный банк вправе предъявить к банку следующие требования: 

- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, реструктуризации и/или реорганизации банка; 

- о проведении повторного/специального внешнего аудита банка; 

- о продаже акций банка в течение определенного Национальным банком срока; 

- о сокращении административных расходов; 

- об изменении организационной структуры банка; 

- об изменении политик, положений, процедур и других внутренних нормативных документов банка. 

§ 3-1. Требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению 

33. Национальный банк предъявляет к банку требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка. 

Банк обязан иметь утвержденный Советом директоров план финансового оздоровления банка на случай возникновения финансовых затруднений и проблем. 

План финансового оздоровления банка составляется согласно требованиям, содержащимся в Приложении 2 к настоящему Положению. План составляется на один календарный год и должен быть предоставлен в Национальный банк в срок до 1 февраля календарного года на который он предоставляется. План должен предусматривать адекватные меры, способы и ресурсы по восстановлению устойчивой и стабильной деятельности банка. 

Банк обязан проводить оценку адекватности плана финансового оздоровления банка. 

34. Национальный банк в любое время может потребовать от банка применения мер, предусмотренных Планом финансового оздоровления, а также любых иных мер, согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики. 

В случае выставления требования к банку о проведении мер по финансовому оздоровлению, План финансового оздоровления банка, включая обновленный, а также мероприятия банка по его реализации подлежат согласованию с Комитетом по надзору Национального банка. 

 

 

33. Национальный банк вправе предъявить к банку требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка. 

Банк обязан иметь утвержденный Советом директоров план финансового оздоровления банка на случай возникновения финансовых затруднений и проблем. 

План финансового оздоровления банка составляется согласно требованиям, но не ограничивась, содержащимся в Приложении 2 к настоящему Положению. План составляется на один календарный год и должен быть представлен в Национальный банк в срок до 1 февраля календарного года на который он представляется. План должен предусматривать адекватные меры, способы и ресурсы по восстановлению устойчивой и стабильной деятельности банка. 

Банк, не реже чем 1 раз в год, обязан проводить оценку адекватности плана финансового оздоровления банка. 

34. Национальный банк в любое время может потребовать от банка применения мер, предусмотренных Планом финансового оздоровления, а также любых иных мер, согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики. 

В случае выставления требования к банку о проведении мер по финансовому оздоровлению, План финансового оздоровления банка, включая обновленный План (в случае внесения изменений и дополнений в План финансового оздоровления по требованию Национального банка), а также мероприятия банка по его реализации, подлежат согласованию с Комитетом по надзору Национального банка.  

 

§ 3-1.2. Требование о реорганизации банка 

 

36.-2.1. Национальный банк вправе выставить требование о проведении принудительной реорганизации банка, в том числе в целях финансового оздоровления банка.  

36.-2.2. В случае получения требования Национального банка о реорганизации, руководитель исполнительного органа банка обязан в течение трех рабочих дней с момента его получения обратиться с ходатайством к Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров с целью принятия решения о необходимости реорганизации банка. 

36.-2.3. В свою очередь, банк в двадцатидневный срок с момента получения требования Национального банка обязан принять решение о реорганизации и известить об этом Национальный банк.  

36.-2.4. Национальный банк вправе принять решение в отношении банков о принудительной реорганизации в случаях: 

- нарушения банком антимонопольного законодательства. В данном случае может быть принято решение о реорганизации в форме разделения или выделения; 

- невыполнения требования Национального банка об увеличении уставного капитала путем дополнительной капитализации; 

- несоблюдения минимального размера уставного капитала и/или экономического норматива по минимальному размеру собственного капитала; 

- систематического (два и более в течение 12 месяцев) нарушения требований банковского законодательства, в том числе нарушения экономических нормативов и несоблюдения норм по обязательным резервным требованиям, установленных банковским законодательством. 

36.-2.5. Принудительная реорганизация банка осуществляется в форме слияния или присоединения, в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом требований, установленных для банков. Невыполнение требования о принудительной реорганизации банка может быть основанием для введения в банк режима временной администрации.  

36.-2.6. На период проведения процесса реорганизации, Национальным банком могут быть установлены отдельные требования к банку (или банкам). 

36.-2.7. Срок проведения реорганизации банка не должен превышать шесть месяцев. Указанный срок может быть продлен еще на шесть месяцев. 

§ 3-3 Требование о продаже акций банка 

40. Национальный банк предъявляет требование о продаже акций акционера банка, лицам, не связанным с ним, в течение периода времени, определенного Национальным банком в случаях:  

- если выявлены факты предоставления недостоверной (ложной) информации, на основании которых было получено разрешение Национального банка на участие в капитале банка, либо лицо перестало соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям, предусмотренные законодательством. При этом Национальный банк отзывает разрешение на приобретение акций, ранее выданное заявителю;  

40. Национальный банк предъявляет требование о продаже акций акционера банка, лицам, не связанным с ним, в течение периода времени, определенного Национальным банком в случаях:  

- если выявлены факты предоставления недостоверной (ложной) информации, на основании которых было получено разрешение Национального банка на участие в капитале банка, либо лицо перестало соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям (акционерам), предусмотренным законодательством. При этом Национальный банк отзывает разрешение на приобретение акций, ранее выданное заявителю. В случае предъявления требования о продаже акций учредителя (акционера) банка, в связи с тем, что он перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям (акционерам) согласно законодательству, одновременно с отзывом ранее выданного разрешения на приобретение акций, учредителю (акционеру) выдается разрешение на владение десятью и более процентами голосующих акций банка (первое пороговое значение) или на любой последующий порог участия, владение которым разрешается законодательством.  

§ 7. Введение специального режима 

66. Национальный банк вправе ввести в банк следующие специальные режимы: 

- введение прямого банковского надзора; 

- введение Временной администрации. 

67. Решение о введении режима прямого банковского надзора, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О Прямом банковском надзоре», утверждаемого постановлением Правления Национального банка. 

68. Решение о введении режима временной администрации, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О временной администрации», утверждаемого постановлением Правления Национального банка. 

66. Национальный банк вправе ввести в банк следующие специальные режимы: 

- введение прямого банковского надзора; 

- введение Временной администрации. 

67. Решение о введении режима прямого банковского надзора, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О прямом банковском надзоре». 

 

68. Решение о введении режима временной администрации, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О Временной администрации». 

Приложение 1 к Положению 

Признаки деятельности банка, действий (бездействия) его акционеров, должностных лиц, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике 

24. Несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений. 

24. Непредставление, а также несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений.