Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

 

к проекту Положения «О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков в Кыргызской Республике» 

 

 

  Национальным банком разработан проект Положения «О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков в Кыргызской Республике» (далее проект Положения).  

Проект Положения разработан в целях надлежащего управления риском ликвидности. Данный документ представляет собой детальное руководство по управлению риском балансовой ликвидности для обеспечения качественного контроля рисков, при условии полного выполнения банками его норм.  

В рамках предлагаемого проекта Положения обозначается необходимость пересмотра подхода в регулировании вопроса по управлению риском ликвидности для поддержания должного функционирования коммерческих банков, учитывая, что финансовый рынок достаточно чувствителен к различным изменениям, а ликвидность коммерческого банка может быть достаточной лишь на ограниченный период времени. В этой связи банковская система может быть подвергнута определённым стрессам.  

Проект Положения разработан в соответствии с требованиями Базеля III «Международная система регулирования по измерению, стандартам и мониторингу риска ликвидности», который охватывает международные правила в области капитала и ликвидности, ориентированных на повышение устойчивости банковского сектора. 

Проект Положения в основном направлен на оценку адекватности управления риском ликвидности в банке, установление необходимого для банка уровня ликвидности, которая должна быть направлена на измерение и анализ количественных и качественных денежных потоков необходимых для поддержание необходимого для банка уровня ликвидности.  

Документ регламентирует ответственность Совета директоров, Правления, Комитета по управлению активами и пассивами, а также всех задействованных сотрудников банка, ответственных за процесс управления ликвидностью.  

Кроме того, проект Положения охватывает отдельные требования к информационной системе банка, предусматривает требования по управлению риском ликвидности в пределах одного дня, недели и месяца, управление риском ликвидности в иностранной валюте, а также управление ликвидностью в рамках банковской группы.  

Дополнительно предусматривается проведение банком регулярных стресс-тестов, для оценки способности банка генерировать ликвидные активы для удовлетворения потребностей в финансировании при неблагоприятных условиях.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «___» ______2018 года  

№_______________________ 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков в Кыргызской Республике» 

 

 

Глава 1. 

Общие положения 

 

1. Настоящее Положение устанавливает обязательные для соблюдения коммерческими банками Кыргызской Республики (далее - банки) минимальные требования по управлению риском ликвидности коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, включая банки, имеющие «исламское окно», с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - банки).  

2. В целях настоящего Положения применяются следующие определения: 

Показатель ликвидности это показатель, который количественно определяет один или несколько характерных уровней риска ликвидности банка.  

Риск балансовой ликвидности представляет собой вероятность потерь банка, связанных с невозможностью банком выполнить свои обязательства в связи с временным отсутствием ликвидных активов или денежных средств, вследствие того, что банк не способен эффективным образом обеспечить текущие и/или будущие потребности в поступлениях денежных средств, без нанесения ущерба ежедневной деятельности банка или его финансовому состоянию (т.е. текущим или ожидаемым доходам и капиталу). Он связан со снижением способности финансировать принятые позиции по сделкам, когда наступают сроки их ликвидации, покрывать денежными ресурсами требования контрагентов, а также требования обеспечения. Риск балансовой ликвидности является основным видом риска ликвидности.  

Риск рыночной ликвидности риск, при котором банк не может быстро реализовать актив по рыночной цене из-за недостаточной глубины рынка и/или из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. 

 

Глава 2. 

Обязанности Совета директоров и Правления банка при управлении риском ликвидности. 

Раздел 1. Требования по риск-аппетиту 

 

3. Совет директоров банка должен определять приемлемый для банка уровень риска ликвидности и обеспечить четкое определение и соблюдение Правлением банка, а также соответствующими подразделениями/сотрудниками банка, занимающимися вопросами управления риском ликвидности, требований законодательства и внутренних процедур по выявлению, оценке, мониторингу и контролю риска ликвидности. 

4. Совет директоров банка определяет риск-аппетит банка с учетом следующих факторов:  

- четкое определение уровня риска балансовой ликвидности, который банк может принять в нормальных условиях и в ситуации стресса с учетом его бизнес-стратегии, финансового положения, а также потенциального финансирования. Уровень риск-аппетита банка должен соответствовать системной значимости банка. Подразделение/сотрудники банка, занимающиеся вопросами управления риском ликвидности должны четко понимать и соблюдать приемлемый для банка уровень риска ликвидности, а также проводить его мониторинг.  

- обязанности банка управлять своей ликвидностью с осторожностью в обычных условиях, а также быть способным выдержать длительный период стресса (в течение одного месяца и более); 

- риск аппетит должен отражать оценку источников риска ликвидности, с учетом взаимосвязанности между возможными рисками и прибылью. 

5. Уровень риск-аппетита должен быть документально зафиксирован и сформулирован, с использованием качественных и количественных показателей с целью последующего контроля различных аспектов риска ликвидности. 

6. Национальный банк вправе проводить оценку обоснованности уровня риск-аппетита банка по отношению к риску ликвидности (и любых последующих изменений приемлемости такого риска). В случае, если уровень риск-аппетита банка, по оценке Национального банка, будет оценен выше установленного (выше приемлемого для банка), по требованию Национального банка, банку необходимо пересмотреть и установить приемлемый для банка уровень риск-аппетита. 

7. Совет директоров банка несет полную ответственность за принимаемый банком уровень риска ликвидности и управление риском ликвидности.  

 

Раздел 2. Полномочия и обязанности Совета директоров банка по управлению риском ликвидности  

 

8. Совет директоров банка несет ответственность за создание системы управления риском ликвидности, определения структуры риска ликвидности, соответствующей деятельности банка, его масштабу, сложности и размеру. 

9. Совет директоров банка проводит анализ рисков действующей системы/структуры управления риском ликвидности, в том числе при ее изменении, включая случаи изменений направлений деятельности банка, влияющих на риск ликвидности.  

10. Совет директоров банка вправе делегировать некоторые полномочия по управлению риском ликвидности комитету по управлению активами и пассивами (далее - КУАП) банка или другим подобным комитетам. Однако делегирование полномочий не освобождает Совет директоров и его членов от их обязанностей по управлению риском ликвидности и необходимости осуществления контроля за работой всех комитетов, исполняющих возложенные на них обязанности. 

11. В целях эффективного выполнения функций по управлению риском ликвидности, в состав КУАП должны быть включены сотрудники из подразделений казначейства, риск менеджмента и других основных подразделений банка, определяющих риск ликвидности банка. КУАП также основывается на информации службы риск-менеджмента, непосредственно отвечающей за оценку риска ликвидности и качество управления данным риском. 

12. Совет директоров банка должен обеспечить банк компетентным составом руководства и соответствующим персоналом, ответственным за измерение, мониторинг и контроль риска ликвидности, имеющим достаточный опыт и знания по системам и ресурсам для эффективного управления риском ликвидности. 

13. Совет директоров банка рассматривает и утверждает стратегии, политики по управлению ликвидностью в соответствии с установленным уровнем риск-аппетита в целях поддержания установленного уровня достаточной ликвидности.  

14. Политика банка по управлению риском ликвидности должна соответствовать деятельности банка, его потребностям в ликвидности как при нормальных условиях, так и в ситуации стресса.  

Политика по управлению риском ликвидности банка должна отражать, как минимум, следующие основные аспекты:  

а) аппетит риска ликвидности; 

б) стратегию по управлению риском ликвидности, включая: 

- цели и задачи, согласно основной стратегии банка;  

- структуру активов и обязательств банка и их погашение для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения обязательств;  

- уровень диверсификации и стабильности источников финансирования, необходимых для поддержания приемлемого уровня ликвидности банка;  

- подход по управлению ликвидностью в различных валютах, областях деятельности;  

- подход по управлению ликвидностью в течение рабочего дня; 

- допустимый минимальный уровень (лимит) ликвидности; 

- ежедневное измерение и мониторинг притока и оттока средств, а также еженедельный мониторинг разрывов в сроках погашения активов и обязательств банка для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения обязательств;  

- прогнозирование необходимой ликвидности;  

- структуру и оценку устойчивости депозитной базы и других заемных средств;  

- способность заимствовать на денежном рынке;  

- качество активов;  

- исполнение забалансовых обязательств;  

- планирование на случаи кризиса ликвидности;  

- управление ликвидностью в иностранных валютах;  

- внутренний контроль за управлением риском ликвидности;  

- необходимую управленческую отчетность.  

в) обязанности по управлению риском ликвидности с четко определенным разграничением полномочий, обязанностей и структуры отчетности;  

г) системы управления риском ликвидности использование систем и инструментов для измерения, мониторинга, контроля и отчетности относительно риска ликвидности, включая: 

- установление различных лимитов и коэффициентов ликвидности (например, целевых коэффициентов ликвидности, лимитов несоответствия по срокам погашения, отношение кредитов к депозитам и т.д.);  

- основ для прогнозирования движения денежных средств и стресс-тестирования ликвидности, включая используемые методы, сценарии и допущения;  

- систему управленческой отчетности по риску ликвидности.  

д) план финансирования на случай непредвиденных обстоятельств, который должен содержать подходы и стратегии на случаи возможных ситуации стресса 

15. Совет директоров банка пересматривает утвержденную стратегию управления ликвидностью в соответствии с экономическими, финансовыми и операционными стандартами и условиями, а также общей стратегией банка. 

В целях обеспечения эффективного и адекватного управления риском ликвидности Совет директоров банка регулярно, но не реже, чем раз в год пересматривает стратегии и политики банка с внесением при необходимости соответствующих корректировок.  

16. Совет директоров банка ответственен за организацию адекватной системы внутреннего контроля, обеспечивающую целостность процесса управления риском ликвидности. В этих целях Совет директоров банка создает систему внутреннего аудита, обеспечивающую реализацию функций контроля за процессами управления риском ликвидности и его эффективностью. 

Совет директоров банка обеспечивает независимость и компетентность, осуществляемого внутреннего контроля и разграничение их функций от операционной деятельности банка.  

 

Раздел 3. Полномочия и обязанности Правления банка по управлению риском ликвидности  

 

17. Правление банка отвечает за разработку и реализацию стратегии, политик и процедур управления риском ликвидности банка.  

18. Правлению банка следует установить уровень полномочий и ответственность отдельного структурного подразделения, в функции которого будет входить составление и предоставление своевременной и адекватной отчетности о состояния ликвидности банка. 

19. Правление банка должно своевременно и на постоянной основе обладать информацией о новых и потенциальных проблемах, и изменениях условий на внешних рынках, которые потенциально могут привести к будущим трудностям. 

20. Правление банка должно своевременно и на постоянной основе информировать Совет директоров банка о новых и потенциальных проблемах, таких как: 

- повышение стоимости финансирования (установленные пороговые уровни); 

- увеличение размера финансирования при различных сроках погашения; 

- концентрация источников финансирования; 

- негативные изменения на рынках, с которых поступает значительная часть финансирования; 

- альтернативные источники финансирования; 

- существенные или длительные превышения установленных лимитов; 

- значительное изменение/снижение резерва необремененных, высоколиквидных активов; 

- повышение дополнительных требований по обеспечению, вследствие потенциального снижения рыночной цены активов, выступающих в качестве залогового обеспечением или по другим причинам; 

- изменение условий на внешних рынках, которые потенциально могут привести к будущим трудностям. 

 

Раздел 4. Независимая оценка и аудит управления риском ликвидности  

 

21. В банке должна проводиться периодическая оценка процессов управления риском ликвидности, для обеспечения целостности, достоверности и обоснованности осуществляемой деятельности. Оценка должна проводиться независимыми сотрудниками/экспертами (внутренними или внешними аудиторами), обладающими необходимыми навыками и знаниями.  

22. Оценка процессов управления риском ликвидности должна включать в себя, как минимум:  

- адекватность внутренних систем и процедур по выявлению, измерению, мониторингу и снижению риска ликвидности;  

- обоснованность различных внутренних лимитов по параметрам ликвидности, позволяющим контролировать риск ликвидности;  

- конструктивность применяемых сценариев и допущений для анализа движения денежных средств;  

- целостность и достаточность предоставляемой управленческой информации о риске ликвидности;  

- исполнение правил и процедур, установленных для поддержания ликвидности.  

Совет директоров и Правление банка должны своевременно и эффективно устранять любые недостатки или проблемы, выявленные в процессе оценки процессов управления риском ликвидности. 

 

Глава 3. Выявление, измерение, мониторинг и контроль риска ликвидности 

 

Раздел 1. Параметры и инструменты измерения риска ликвидности 

 

23. Процесс управления риском ликвидности в банке включает в себя следующие элементы:  

а) использование набора адаптированных (используемых в работе) инструментов и параметров, по отношению к которым банк устанавливает внутренние лимиты для измерения, мониторинга и контроля уровней риска ликвидности; 

б) разработка и внедрение индикаторов раннего предупреждения для выявления потенциальных уязвимостей позиций ликвидности и рисков; 

в) создание системы представления Совету директоров отчетности о существующих и потенциальных проблемах ликвидности, и другой информации о ликвидности на своевременной и эффективной основе. 

24. Банк для измерения и анализа своего риска ликвидности должен использовать различные параметры, которые позволяют руководству банка понять оперативные позиции ликвидности и структурные несоответствия ликвидности, а также определяют устойчивость банка в условиях стресса.  

Параметры ликвидности должны быть направлены на: 

- прогнозирование будущего движения денежных средств банка и выявление потенциальных несоответствий финансирования, как при текущей деятельности нормальной ситуации, так и в условиях стресса, в различных временных промежутках (прогнозы движения денежных средств должны основываться на разумных и оправданных допущениях, которые надлежащим образом документируются, периодически пересматриваются и утверждаются); 

- оценку потенциальных рисков ликвидности, присущих балансовой и внебалансовой структуре и коммерческой деятельности банка, включая возникающих рисков более редкого характера, в том числе условных обязательств; 

- оценку способности банка привлекать финансирование, а также его уязвимость или концентрацию по каким-либо из основных источников финансирования; 

- выявление риска ликвидности банка к изменениям курсов валют. 

25. Банк должен использовать параметры и инструменты, соответствующие структуре, сложности и характеристикам риска в его деятельности. Для измерения риска могут использоваться приводимые ниже параметры ликвидности: 

- информация об уровне концентрации привлеченных от основных контрагентов средств (включая привлеченные средства от физических и юридических лиц, независимо от объема) или основных инструментах финансирования (например, посредством выпуска различных видов ценных бумаг);  

- анализ несоответствий по срокам погашения на основе договорных сроков, а также допущений о динамике притока и оттока денежных средств; 

- информация о размере, структуре и характеристиках резерва ликвидности банка для оценки его способности по привлечению дополнительной ликвидности в условиях экономического стресса; 

- другие коэффициенты и показатели (отношение кредитов к депозитам), внутригрупповые открытые позиции и заимствования, коэффициент свопов (для измерения зависимости банка от иностранной валюты для финансирования потребностей в ликвидности в национальной валюте), договорные и внедоговорные механизмы и обязательства, соответствующие коммерческой деятельности банка. 

26. Банк должен регулярно анализировать информацию или тенденции (например, устойчивое снижение объемов стабильных депозитов), на которые указывают параметры ликвидности, для выявления существенных потенциальных проблем с ликвидностью. 

 

Раздел 2. Лимиты для контроля риска ликвидности 

 

27. Банк устанавливает лимиты по параметрам ликвидности, которые будут использоваться для мониторинга и контроля уровней риска ликвидности. Набор лимитов должен соответствовать коммерческой деятельности банка и его аппетиту к риску ликвидности. 

28. Установленные лимиты по параметрам риска ликвидности должны использоваться для управления текущей ликвидностью, а также должны устанавливаться на уровне, который обеспечит способность банка продолжать функционировать в условиях экономического стресса. 

29. Банк должен обеспечить соблюдение установленных лимитов по параметрам риска ликвидности и установить порядок подготовки и предоставления отчетности об исключениях или нарушениях, которые могут выступать в качестве ранних индикаторов чрезмерного риска и/или неадекватного управления риском ликвидности. Установленные лимиты по параметрам риска ликвидности и соответствующие процедуры по порядку подготовки и предоставления отчетности, должны пересматриваться как минимум один раз в год, или при необходимости в течении года. 

 

Раздел 3. Индикаторы раннего предупреждения чрезмерного риска ликвидности  

 

30. В банке должны быть разработаны индикаторы, позволяющие на ранних этапах выявлять увеличение рисков и указывать на возрастающие риски в различных позициях по риску ликвидности и/или потенциальных потребностях в финансировании (далее - индикаторы раннего предупреждения). 

Индикаторы раннего предупреждения должны обеспечивать выявление и оценку любых негативных тенденций в ликвидности для принятия соответствующих мер со стороны руководства банка и снижения воздействия возникающего риска на банк. 

В качестве индикаторов раннего предупреждения чрезмерного риска ликвидности могут использоваться как внутренние данные, так и данные по системе в целом.  

31. Индикаторы раннего предупреждения чрезмерного риска могут быть качественными или количественными, и как минимум, включать следующее:  

- рост активов, при финансировании посредством потенциально волатильных пассивов/обязательств;  

- концентрация активов или пассивов (обязательств), а также источников финансирования; 

- рост несоответствий валют;  

- повышение стоимости финансирования;  

- ухудшение показателей движения денежных средств или структурных позиций ликвидности, свидетельствующих об увеличении отрицательных разрывов по срокам погашения, особенно в краткосрочном временном интервале (например, до 1 месяца);  

- сокращение средневзвешенного срока погашения обязательств;  

- случаи приближения значений нормативов к внутренним или установленным в Положении об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики лимитам, или превышение установленных лимитов;  

- отрицательные тенденции или возросший риск (например, рост случаев невыполнения обязательств, увеличение неработающих кредитов или убыточная деятельность, связанная с определенным предприятием, видом бизнеса, продуктом или банковской деятельностью);  

- значительное ухудшение показателей прибыли, качества активов и общего финансового состояния банка;  

- негативная информация о банке в средствах массовой информации и сети интернет;  

- понижение кредитного рейтинга (при наличии);  

- требование контрагентов по предоставлению дополнительного обеспечения по кредитам или отказ заключать новые сделки по предоставлению финансирования без обеспечения, или на более длительные сроки;  

- сокращение доступных кредитных линий от банков-корреспондентов;  

- усиливающиеся тенденции изъятия депозитов до востребования;  

- возрастающее досрочное изъятие срочных депозитов;  

- трудности с доступом к более долгосрочному финансированию. 

32. В банке должны быть установлены дополнительные индикаторы, позволяющие выявлять увеличение рисков по забалансовым операциям и условным обязательствам банка, которые могут вызвать обратную покупку активов, дополнительную поддержку в ликвидности по финансовым продуктам, повышение требований по обеспечению или требование по увеличению маржи в денежной форме или могут существенно выявлять изменения в ликвидности.  

 

Раздел 4. Информационные системы  

 

33. В банке должна функционировать надежная информационная система, которая направлена на обеспечение своевременного и достоверного предоставления Совету директоров, Правлению банка и другим ответственным сотрудникам соответствующей информации о состоянии ликвидности банка.  

Информационные системы должны содействовать Совету директоров и руководству банка выявлять возникающие проблемы в отношении ликвидности, а также контролировать ситуацию во время кризиса ликвидности (в том числе в период несоблюдения требований Национального банка). 

34. Информационные системы, как минимум, должны позволять банку: 

- вести мониторинг ликвидности, как в разрезе видов валют, так и на агрегированной основе; 

- представлять уровни концентрации по источникам финансирования с точки зрения различных аспектов (срок погашения, вид источника, контрагент и т.д.); 

- отражать все источники риска ликвидности, включая возможные новые требования по условным обязательствам и забалансовым операциям, 

- рассчитывать позиции ликвидности, в течение дня, в течении месяца, по более отдаленным временным периодам и между периодами;  

- рассчитывать и прогнозировать различные, связанные с ликвидностью, ограничения и коэффициенты, включая требования банковского законодательства и нормативных актов Национального банка, для целей внутреннего управления рисками;  

- осуществлять мониторинг риска ликвидности банка. Правление банка должно определить параметры отчетности, включая порядок и периодичность предоставления отчетности для различных получателей, а также ответственных лиц за подготовку отчетов. 

35. Отчеты для оценки управления риском ликвидности, измерения необходимого уровня потребности в ликвидности и контроля за риском ликвидности должны содержать достоверные данные.  

Отчеты должны отражать текущие позиции ликвидности с установленными лимитами, как для внутреннего управления риском ликвидности, так и для целей соблюдения нормативных регулятивных требований, для того чтобы позволить выявить возникающие проблемы и способствовать ограничению нарушений лимитов.  

В случае, превышения лимитов риска ликвидности необходимо информировать вышестоящее руководство в зависимости от компетенции органов управления с тем чтобы принять решения по корректирующим мерам по соблюдению установленных лимитов, обоснованному пересмотру пороговых значений и представления отчетности.  

 

Раздел 5. Управление риском ликвидности на базе денежных потоков 

 

36. Банк должен управлять риском ликвидности основываясь на денежных потоках. Количественное измерение и анализ риска ликвидности должны быть достаточными и включать денежные потоки, создаваемые активами, обязательствами, а также балансовыми и забалансовыми позициями в рамках ежедневных, еженедельных, ежемесячных и ежегодных, и других временных горизонтов, которые должны использоваться для: 

- мониторинга чистых потребностей в финансировании при нормальных условиях ведения деятельности на ежедневной основе; 

- проведения регулярного анализа денежных потоков, основанного на целом спектре сценариев потрясений. 

37. Измерение ликвидности на базе денежных потоков должно включать проведение оценки притока денежных средств банка по отношению к его оттоку, возникающих балансовых и забалансовых активов и обязательств, а также оценку ликвидной стоимости его активов в целях выявления потенциального чистого дефицита финансирования.  

Банкам следует оценивать и определять ожидаемый приток и отток денежных средств в нормальных условиях ведения деятельности, а также в условиях потрясений. Прогнозы должны иметь перспективный характер и быть основаны на разумных предпосылках и методах. При выявлении, измерении, мониторинге и контроле риска ликвидности банкам следует принимать во внимание: 

- денежные потоки по активам и обязательствам; 

- возможные события, касающиеся условных обязательств и забалансовых позиций; 

- активы и обязательства в иностранной валюте; 

- основные направления и виды деятельности (включая корреспондентскую, депозитарную и расчетную). 

38. При прогнозировании денежных потоков необходимо учитывать разные факторы и строить прогнозы для разных периодов времени отдельно, в том числе: 

- при изменениях потребностей в ликвидных средствах и потенциала финансирования в пределах одного дня; 

- при потребности в ликвидности от одного дня, а также более одного дня и потенциал финансирования на краткосрочный период до одного года; 

- более долгосрочные потребности в ликвидности на срок более одного года; 

- факторы уязвимости, связанные с событиями, видами деятельности и стратегиями, которые могут создавать существенную напряженность для потенциала банка по генерированию ликвидности. 

39. Банку необходимо обеспечивать достаточный уровень денежных средств, необходимые для потребностей в финансировании на ежедневной основе либо иметь возможность изъятия достаточных денежных средств за счет собственных активов или других своих источников финансирования. 

40. Потребности в финансировании необходимо оценивать путем построения последовательности сроков погашения активов и обязательств банка.  

Все денежные потоки по балансовым и забалансовым активам и обязательствам должны распределяться с учетом сроков их погашения, путем вычета оттока из притока в каждый временной диапазон. 

Кумулятивная чистая позиция несоответствий может быть получена путем сложения нарастающим итогом чистых позиций несоответствий в следующих друг за другом временных диапазонах, которые позволят банку оценить будущие чистые потребности в финансировании в каждом временном диапазоне. 

41. Профиль сроков погашения должен включать достаточное количество временных диапазонов, чтобы банк отслеживал свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные потребности в ликвидности.  

Необходимо использование временных диапазонов в один день - для краткосрочной перспективы (особенно для сроков овернайт и сроков в одну неделю), а затем более широких и менее детализированных временных диапазонов - для других периодов.  

42. Банку необходимо рассматривать позиции несоответствий для среднесрочных и более долгосрочных временных диапазонов в целях выявления ранних признаков возникновения потенциальных проблем ликвидности, обусловленных их структурными балансовыми позициями. 

43. Банку следует устанавливать внутренние лимиты для своих кумулятивных позиций по чистому оттоку денежных средств в более коротких временных диапазонах, особенно для следующего дня, семи дней и одного месяца. 44. Лимиты на несоответствия по срокам должны отражаться в политике по управлению риском ликвидности и пересматриваться как минимум один раз в год или при необходимости в течение года. 

45. Денежные потоки могут определяться в соответствии с установленными в договорах сроками, однако, возможны денежные потоки, которые необходимо оценивать исходя из других признаков, учитывая фактически сложившиеся условия, в целях составления достоверного (реального) прогноза денежных потоков, рассматривая следующие аспекты: 

- будущий рост баланса; 

- ожидания в отношении коэффициента погашения активов и обязательств со сроком погашения в будущем; 

- качество и долю ликвидных активов, которые могут использоваться как залог для получения обеспеченного финансирования; 

- динамические характеристики активов и обязательств, не имеющих четко установленных сроков погашения (например, для погашения овердрафтов и изъятий средств со счетов до востребования); 

- потенциальные денежные потоки по забалансовым активам и обязательствам; 

- конвертируемость иностранных валют; 

- время, необходимое для реализации обращающихся долговых ценных бумаг, принимая во внимание сроки расчетов и влияние расхождений во времени; 

- доступ к источникам финансирования. 

46. Банк должен регулировать влияние предоставления корреспондентских, депозитарных и расчетных услуг на его денежные потоки. При этом банк должен разработать и следовать порядку действий/процедур на случай неосуществления расчета, установленного платежными и расчетными системами, в которых банк является прямыми участником, и быть в состоянии регулировать соответствующие потенциальные потребности в ликвидности.  

47. При прогнозировании денежных потоков, банк должен учитывать общие экономические и рыночные тенденции, которые могут влиять на возможность доступа к финансированию в короткие сроки и на разумных условиях. 

48. Банкам следует документально фиксировать в политике управления риском ликвидности основополагающие условия, используемые для оценки прогнозов денежных потоков, и их основания. Условия и их основания должны утверждаться и регулярно пересматриваться руководством. 

49. Методы, используемые банком для составления прогнозов, должны учитывать текущую динамику ситуации на рынке и быть гармонизированы с учетом характера и сложности их коммерческой деятельности. 

50. При принятии динамических предпосылок в отношении денежных потоков банк может анализировать фактические и исторические данные. 

 

 

Раздел 6. Диверсификация и доступ к финансированию 

 

51. Для обеспечения надежного получения средств как в нормальных условиях, так и в условиях стресса, банкам следует поддерживать целый спектр диверсифицированных и стабильных источников ликвидности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, и обеспечивать доступ к соответствующим рынкам. Банк должен принимать надлежащие меры для укрепления взаимосвязей с лицами, предоставляющими или размещающими средства в банке, и укреплять свое присутствие на рынках финансирования. 

52. Банк должен оценивать возможность быстрого привлечения средств из доступных источников и возможные для банка условия по стоимости. При этом, банк также должен выявлять основные факторы, влияющие на способность банка привлекать средства и осуществлять тщательный мониторинг, который должен быть обоснованным. 

53. Важным источником ликвидности для банков является межбанковский денежный рынок. Банк должен оценивать возможность привлекать заемные средства на этом рынке, основываясь на исторических данных. Банк должен регулировать и устанавливать лимиты потребностей в оптовом финансировании в национальной и в иностранных валютах - на ежедневной и недельной основе, для стабильной ликвидности. При этом, банку необходимо тестировать свою зависимость от привлечения заемных средств на межбанковском денежном рынке. 

54. Банк, при установлении лимитов по привлеченным средствам на межбанковском денежном рынке, должен учитывать такие факторы как размер банка, емкость рынка, долю банка на рынке, лимиты, устанавливаемые контрагентами и целевые величины, которые должны соответствовать уровню приемлемому для банка. 

55. Банку необходимо выявлять и устанавливать дополнительные отношения (кроме установленных) с контрагентами, которые являются для них источником финансирования. При этом дополнительные отношения с контрагентами банк должен устанавливать с учетом непредвиденных и стрессовых ситуаций, которые могут повлиять на погашение обязательств.  

 

Раздел 7. Управление риском ликвидности в пределах одного дня  

 

56. Банк, которому необходимо соблюдать норматив (показатель) мгновенной ликвидности (К3.3) должен установить очередность выполнения к определенному моменту основных обязательств при наступлении их срока погашения и выполнение других обязательств в пределах одного дня.  

Банку необходимо управлять риском ликвидности в пределах дня с учетом кассовых потоков. Отток денежных средств банка может превышать приток денежных средств в разные промежутки времени в течение дня. Чистые остатки денежных средств между окончанием одного рабочего дня и началом следующего могут расходиться в сроках поступления и расходования средств, что может вызывать существенный внутридневной дефицит ликвидности.  

57. Политики, процедуры и инструменты контроля для управления риском ликвидности банка, должны содержать разделы описывающие риски ликвидности в пределах операционного дня на всех финансовых рынках и для всех валют, на которых и по которым банк ведет существенную платежную и расчетную деятельность.  

Политики, процедуры также должны содержать подходы к управлению вышеуказанными рисками.  

58. Для управления риском ликвидности в пределах дня необходимо взаимодействие между операционными подразделениями банка и его подразделениями по обработке документации (четкое распределение задач и ответственности), так как управление требует тщательного отслеживания ожидаемых платежей и, в случае необходимости, прямых отношений с клиентами для оперативного выяснения причин задержки платежей.  

59. Если для проведения платежных и расчетных операций банк пользуется услугами банков-корреспондентов и банков-депозитариев, банк должен обеспечивать непрерывность и своевременно выполнять свои обязательства по платежам и эффективно управлять своим риском ликвидности в пределах дня даже при напряженной экономической ситуации. 

 

Раздел 8. Стресс-тестирование и анализ сценариев 

 

60. Банку необходимо регулярно проводить стресс-тесты на основе неблагоприятных сценариев в целях выявления потенциальных источников нестабильности с ликвидностью в условиях стресса.  

61. Стресс-тесты необходимы банку для оценки его способности генерировать ликвидные активы для удовлетворения потребностей в финансировании при неблагоприятных условиях. Стресс-тесты необходимо проводить, используя данные, которые связаны с характером деятельности банка, масштабами банка и сложностью проводимых операций, с учетом текущих условий на рынке, опыт банка функционировать в стрессовых ситуациях. 

62. Сценарии стресс-тестов должны регулярно пересматриваться Правлением банка, и любые принципиальные изменения в них должны утверждаться Советом директоров банка или соответствующим комитетом (комитетами), которому делегированы такие полномочия.  

63. Банк должен проводить стресс-тесты анализируя динамические характеристики своих активов, обязательств и забалансовых обязательств (в том числе не имеющих договорного характера, но создающих потребности в ликвидности вследствие риска для репутации). 

64. Клиентские депозиты и их стабильность, в кризисном сценарии банк должен рассматривать с учетом тенденций прошлых периодов и динамики счетов, факторы, которых сказываются на: 

- размеры депозита (мелкие или крупные депозиты); 

- канал привлечения депозитов (непосредственно/ через интернет); 

- уровень страхования депозитов; 

- на наличие у вкладчика кредита в банке; 

- типе вкладчиков: относительная стабильность депозитов розничных вкладчиков, малых предприятий, крупных предприятий, клиентов частного банковского обслуживания и офшорных клиентов; 

- целях хранения средств на счету: банк может считать, что некоторые хранимые средства для проведения операций по счету (например, счета для выплаты заработной платы) имеют признаки большей стабильности в периоды стресса; 

- результаты динамического анализа счетов (базовый анализ счетов, анализ истории возобновления депозитов и т.д.). 

65. Указанный выше анализ может использоваться для оценки потенциальных коэффициентов массового изъятия для различных видов депозитов в кризисной ситуации. 

66. Банк должен оценивать потенциальные риски ликвидности условного характера, создаваемые забалансовыми обязательствами в ситуации экономического кризиса.  

67. Банк должен включать в процедуру стресс-тестирования следующие виды сценариев: 

а) Сценарий потрясений в самом банке, охватывающий ситуации, которые могут возникнуть вследствие проблем самого банка (ухудшение качества активов, проблемы с проведением платежей, негативная информация о банке в средствах массовой информации и сети интернет, снижение доверия к банку, мошеннические операции со стороны руководства банка и т.д.). Сценарий должен отражать представление банка о «наихудшем» состоянии его кассовых потоков в кризисной ситуации.  

Дочерние банки и участники банковских групп должны рассматривать два вида сценариев потрясений в самой организации, а именно: кризис, сказывающийся только на операциях в Кыргызской Республике, и кризис, сказывающийся на общемировые рынки и операциях банковской группы. 

Сценарий, связанный с резким массовым изъятием средств с банковских счетов должен включать следующие характеристики:  

- высокий коэффициент массового изъятия депозитов, с увеличивающимися запросами клиентов об изъятии средств со своих срочных депозитов до наступления их срока выплаты на протяжении долгового времени;  

- погашение межбанковских депозитов по наступлении их срока погашения;  

- невозможность получения нового необеспеченного или обеспеченного финансирования на рынке; 

- вынужденная продажа обращающихся ценных бумаг по сниженным ценам. 

б) Сценарий потрясений на всем рынке, предусматривающий события, сказывающиеся на состоянии ликвидности множества финансовых организаций на одном или нескольких рынках.  

68. Национальный банк в рамках банковского надзора, вправе запрашивать результаты стресс-тестирования и по итогам их изучения проводить обсуждения и давать рекомендации по корректировке сценариев.  

 

Раздел 9. Управление ликвидностью в рамках банковской группы  

 

69. Если банк является частью банковской группы (национальной или международной), он должен быть в состоянии осуществлять мониторинг и контроль в отношении риска ликвидности, возникающего вследствие операций внутри группы с другими участниками группы, принимая во внимание любые юридические, нормативные, операционные или иные ограничения на перевод ликвидности и залога между банком и этими структурами.  

70. При оценке потребностей в финансировании (особенно в ситуациях стресса) банкам следует учитывать любые обязательства в отношении предоставления финансирования или ликвидности другим участникам группы (например, в форме гарантий или линий финансирования, предусмотренных для использования в моменты возникновения таких потребностей) и быть готовыми к любому выводу средств, предоставляемого участниками группы.  

Банк должен анализировать, влияние позиции ликвидности участников банковской группы, а также их влияние на банковскую ликвидность, или влияние дополнительного финансирования и стрессовых ситуаций с ликвидностью других участников банковской группы на банк. 

В случае, когда банк пользуется поддержкой финансирования со стороны других структур группы, банку следует принимать меры для определения влияния ликвидности и учитывать любые юридические, нормативные и прочие ограничения, которые могут препятствовать получению им ликвидности от участников группы на случай возникновения необходимости.  

71. В ходе осуществления банковского надзора, Национальный банк вправе проводить мониторинг уровня и тенденций в динамике операций в пределах банковских групп и рассматривать вопрос об установлении лимитов для контроля открытых позиций между участниками групп, в случае если у Национального банка возникнут существенные опасения в отношении благоразумности уровней открытых позиций, особенно в случае сомнительного состояния финансов и ликвидности группы и/или банка.  

72. Дополнительно, банк, возглавляющий банковскую группу на территории Кыргызской Республике, должен осуществлять активный мониторинг и контроль в отношении риска ликвидности на уровне группы (включая все свои связанные структуры в его консолидированной группе) за счет установления процессов агрегирования данных по различным системам в рамках страны (и между странами), чтобы иметь представление об открытых позициях по риску ликвидности для всей группы.  

73. Банкам следует четко документировать свою политику и лимиты, установленные для структур группы, и любые внутренние механизмы поддержки ликвидности, предусмотренные для структур. 

 

Раздел 10. Планы финансирования на случай непредвиденных обстоятельств 

 

74. Банк должен иметь утвержденный план финансирования на случай непредвиденных обстоятельств, в котором четко определяются его стратегия в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе дефицита ликвидности. 

План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должен содержать набор мер, процедур и планов действий, которые обеспечивают готовность банка к преодолению соответствующих потрясений, в том числе тех, которые рассматриваются в рамках стресс-тестов, с четко устанавливаемыми сферами ответственности и процедурами запуска мер и передачи задач на более высокие уровни управления. 

План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств также должен регулярно тестироваться и обновляться в целях обеспечения его операционной надежности. 

75. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств, разработанный Правлением банка в рамках политики управления риском ликвидности утверждается Советом директоров. 

76. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должен соответствовать сложности организации банка, масштабам операций и системной значимости банка. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств, включая его планы действий и процедуры, должны быть тесно интегрированы с текущим анализом риска ликвидности в банке. В плане финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должны рассматриваться вопросы ликвидности для различных временных горизонтов, в том числе мгновенной ликвидности. 

77. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должен охватывать следующие компоненты: 

1) Процедуры подготовки отчетности, обеспечивающие своевременные и бесперебойные потоки информации для Правления и Совета директоров банка. Должно быть установлено четкое распределение обязанностей, внутри банка, в целях понимания роли сотрудников в кризисной ситуации, включая имена и контактную информацию сотрудников, назначенных ответственными за выявление кризисных ситуаций и подлежащих включению в группу урегулирования кризисной ситуации.  

Также должны быть установлены внутренние процедуры передачи задач на более высокие уровни управления и распределения приоритетов, в которых описываются меры, подлежащие принятию кем и когда может приниматься решение по вопросам принятия мер.  

2) Индикаторы раннего предупреждения кризисной ситуации, а также механизмы, способствующие постоянному отслеживанию и представлению отчетности Правлению и Совету директоров банка. Банкам следует разработать индикаторы к каждому конкретному профилю риска отдельно.  

3) Процедуры покрытия дефицитов кассовых потоков во время кризиса должны включать рассмотрение различных источников ликвидности (включая неиспользованные кредитные механизмы), их доступность, условия их использования, их надежность и очередности, в которой подлежат использованию. Банк также должен оценивать стоимость альтернативных источников финансирования и влияние на капитал.  

4) Процедуры для определения приоритетов в отношении клиентов в период кризиса, когда будут закрываться кредитные линии для конкретных клиентов. 

5) Порядок информирования для организации эффективного информационного взаимодействия с сотрудниками, клиентами, участниками рынка, кредиторами, контрагентами, акционерами и Национальным банком.  

6) Результаты стресс-тестов и анализ сценариев, следует использовать в качестве основы для выявления различных кризисных ситуаций, которые могут сказываться на ликвидности банка, и для оценки степени их серьезности.  

7) Банк, имеющий развитые сети отделений в плане финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должен рассматривать действия по обеспечению оперативных поставок наличных средств для проведения операций в кризисной ситуации. В этих планах может также рассматриваться вопрос мер банка по изъятию активов, хранящиеся в Национальном банке для покрытия своих обязательств.  

8) В случае наличия дочерних организаций и участников банковских групп, в плане финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должны учитываться вопросы по управлению ликвидностью по операциям в Кыргызской Республике. В плане финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должно быть предусмотрено условие поддержания ликвидности по операциям в Кыргызской Республике, а также степень обязательств материнских организаций или головных управлений по предоставлению поддержки ликвидности в случае кризиса. 

78. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств должен быть согласован с планами банка по обеспечению непрерывности деятельности и подлежать реализации в тех случаях, когда необходимо реализовывать механизм обеспечения непрерывности деятельности. При этом, руководству необходимо обеспечивать координацию сотрудников, занимающихся урегулированием кризисов ликвидности, и обеспечивающих непрерывность деятельности банка.  

79. Руководству банка следует регулярно пересматривать и обновлять план финансирования на случай непредвиденных обстоятельств с приемлемой периодичностью или чаще, в случае изменения положения об организации банка или ситуации на рынке, чтобы обеспечивать поддержание надежности этих планов с течением времени. Любые изменения в плане финансирования на случай непредвиденных обстоятельств требуют надлежащего документирования и утверждения Советом директоров банка 

80. План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств может быть частью плана финансового оздоровления банка.  

 

Раздел 11. Публичное раскрытие информации 

 

81. Банк должен регулярно публично (в средствах массовой информации, на официальном интернет-сайте банка и т.д.) раскрывать информацию, позволяющую участникам рынка выносить заключение о надежности основ управления риском ликвидности и состояния ликвидности банка. 

82. Банк в соответствии с Положением «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики» должен представлять количественную информацию о своей позиции по ликвидности, которая позволяет участникам рынка составить представление о риске ликвидности банка. 

83. Банк должен раскрывать дополнительную качественную информацию, которая дает участникам рынка более глубокие представления об управлении риском ликвидности.  

Банк может раскрывать следующую информацию качественного характера: 

- аспекты риска ликвидности, которым подвержен банк и мониторинг которых банк осуществляет; 

- диверсификацию источников финансирования банка; 

- другие инструменты, используемые для уменьшения риска ликвидности; 

- концепция, используемая для измерения позиции по ликвидности и риска ликвидности; 

- политика банка в отношении поддержания резервов ликвидности.