СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту новой редакции Положения «Об обязательных резервах»
Национальный банк разработал проект новой редакции Положения «Об обязательных резервах» (далее – проект Положения).
Проект разработан в целях совершенствования действующей нормативной правой базы по обязательным резервам. В рамках проекта предусматривается следующее:
- включение в расчетную базу, наряду с обязательствами в национальной и иностранной валютах, иных обязательств коммерческих банков, а именно: обязательств коммерческих банков по обезличенным металлическим счетам клиентов;
- определение порядка расчета обязательств по обезличенным металлическим счетам клиентов для последующего обязательного резервирования данных обязательств;
- возможность пересмотра размеров норм ОРТ, регламента расчета и соблюдения ОРТ в исключительных случаях, а также в индивидуальном порядке по ходатайству конкретного банка в целях защиты целостности и обеспечения стабильности банковской системы, предотвращения системного риска;
- внесение изменений технического характера.
1. Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
об обязательных резервах
ГЛАВА 1.
Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования к банкам по депонированию в Национальном банке Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) обязательных резервов, определяет размер обязательных резервов, порядок расчета и выполнения коммерческими банками, Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее – банк) обязательных резервных требований (далее – ОРТ), а также порядок расчета и взыскания штрафа за несоблюдение ОРТ.
2. Обязательные резервы являются одним из инструментов денежно-кредитной политики и используются Национальным банком в целях регулирования общего уровня ликвидности в банковской системе, краткосрочных процентных ставок и объема денежных агрегатов.
3. Размер обязательных резервов устанавливается Правлением Национального банка в процентах от расчетной базы и может быть изменен в целях денежно-кредитной политики. Для различных категорий обязательств, входящих в состав расчетной базы, могут быть установлены различные процентные значения.
4. Перечень и структура обязательств, входящих в расчетную базу, утверждаются Правлением Национального банка.
5. Базовый период соблюдения обязательных резервных требований составляет четыре календарные недели (28 дней).
6. Депонирование обязательных резервов осуществляется в виде размещения банком денежных средств в допускаемые Национальным банком резервные активы. Соотношение и размеры активов, включаемых в резервные активы, устанавливаются отдельным решением Правления Национального банка и могут быть изменены в целях денежно-кредитной политики.
7. Банки обязаны выполнять обязательные резервные требования в период действия лицензии на совершение банковских операций.
ГЛАВА 2.
Определения и термины
8. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины:
Базовый период – период, в течение которого банк обязан выполнять обязательные резервные требования согласно установленному Национальным банком порядку.
Расчетный период – период, за который рассчитывается расчетная база для определения объема обязательных резервов.
Обязательные резервы – это сумма денежных средств, которую банк обязан поддерживать в течение базового периода в резервных активах на условиях, устанавливаемых Национальным банком.
Обязательные резервные требования – это требования к банку по поддержанию обязательных резервов в допускаемых Национальным банком резервных активах в соответствии с установленными требованиями.
Минимальный пороговый уровень от объема обязательных резервов – объем денежных средств, который банк обязан поддерживать в установленных Национальным банком резервных активах на ежедневной основе для выполнения обязательных резервных требований.
Размер обязательных резервов – коэффициент (в процентах), применяемый к расчетной базе для расчета обязательных резервов.
Расчетная база – это обязательства в национальной и иностранной валютах, а также иные обязательства банка, учитываемые на его депозитных и других счетах.
Резервные активы – сумма денежных средств на корреспондентском счете в Национальном банке, активов в форме золота на обезличенном металлическом счете банка в Национальном банке, а также наличных остатков в банкоматах банка в национальной валюте.
ГЛАВА 3.
Порядок расчета обязательных резервов
9. Обязательные резервы рассчитываются один раз на период в четыре недели, в первый рабочий день текущего базового периода и определяются на основе среднедневной расчетной базы за предыдущий базовый период, и размера обязательных резервов, установленного Правлением Национального банка.
Установленное значение обязательных резервов действует на протяжении четырех недель базового периода.
10. При расчете обязательных резервов:
- сомовый эквивалент валютных обязательств, входящих в расчетную базу, рассчитывается по официальному курсу иностранной валюты по отношению к сому, установленному Национальным банком;
- сомовый эквивалент металлических счетов клиентов рассчитывается по последнему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню подготовки расчета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком.
11. Расчет обязательных резервов производится по следующей формуле:
где OРт – обязательные резервы на текущий базовый период;
ОБт-1 – обязательства банка, входящие в расчетную базу, за каждый день предыдущего базового периода;
Р – размер обязательных резервов, устанавливаемый Правлением Национального банка;
Дт-1 – количество календарных дней предыдущего базового периода, принимаемых в расчет обязательных резервов, т.е. 28 дней.
12. Расчет, произведенный, согласно пункту 11 настоящего Положения, заверенный подписью руководителя банка, представляется по форме, согласно Приложению 1 в Национальный банк, в первый рабочий день нового базового периода до 12.00 ч.
В случае если для различных категорий обязательств, входящих в состав расчетной базы, действуют дифференцированные размеры ОРТ, то расчеты обязательных резервов должны представляться, согласно Приложению 1, отдельно по каждой категории обязательств, на которые распространяется дифференцированный подход обязательного резервирования.
13. В случае несвоевременного предоставления расчета, а также представления недостоверной информации банк несет ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
ГЛАВА 4.
Порядок выполнения обязательных резервных требований
14. В целом за весь базовый период контроль выполнения ОРТ производится по окончании четырехнедельного периода. ОРТ признаются выполненными, если суммарная за базовый период разность между резервными активами и величиной обязательных резервов положительна или равна нулю.
15. При этом на ежедневной основе банк обязан поддерживать объем средств на корреспондентском счете банка в Национальном банке и активов в форме золота на обезличенном металлическом счете банка в Национальном банке не менее минимального порогового уровня от объема обязательных резервов.
Размер минимального порогового уровня определяется Правлением Национального банка и может быть изменен в целях денежно-кредитной политики.
16. Сомовый эквивалент активов в форме золота на металлическом счете банка в Национальном банке рассчитывается по последнему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, установленному в день, предшествующий дню проведения мониторинга выполнения ОРТ, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком.
17. При выполнении ОРТ банку начисляется плата за поддержание обязательных резервов. Размер платы за поддержание обязательных резервов определяется на основе ставки компенсации, устанавливаемой Правлением Национального банка, и объема обязательных резервов.
18. В случаях нарушения банком требований по выполнению обязательных резервов как в целом за весь базовый период, так и на ежедневной основе, с него взимается штраф за несоблюдение ОРТ, в соответствии с условиями, определенными в Главе 5 настоящего Положения.
ГЛАВА 5.
Порядок расчета и взыскания штрафа за несоблюдение
обязательных резервных требований
19. Сумма штрафа за несоблюдение ОРТ рассчитывается на основе размера штрафа за несоблюдение ОРТ и среднедневного за базовый период отрицательного отклонения суммы резервных активов банка от обязательных резервов.
20. Размеры штрафов за несоблюдение ОРТ и минимального порогового уровня от объема обязательных резервов устанавливаются Правлением Национального банка.
21. Расчет штрафа за несоблюдение ОРТ производится по следующей формуле:
где Шн – штраф за несоблюдение обязательных резервных требований;
Ос – среднедневное отклонение резервных активов от обязательных резервов;
Рш – размер штрафа за несоблюдение ОРТ, устанавливаемый Правлением Национального банка;
Д – количество календарных дней базового периода, т.е. 28 дней.
Пример расчета суммы штрафа за несоблюдение ОРТ приведен в Приложении 2.
22. Сумма штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов рассчитывается на основе размера штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня обязательных резервов и ежедневного отрицательного отклонения суммы средств на корреспондентском счете банка в Национальном банке и активов в форме золота на обезличенном металлическом счете банка в Национальном банке от обязательных резервов.
23. Расчет штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов производится по следующей формуле:
где Шн – штраф за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов;
Ом – дневное отклонение корреспондентского счета в Национальном банке и активов в форме золота на ОМС в Национальном банке от обязательных резервов;
Рш – размер штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов, устанавливаемый Правлением Национального банка;
Д – количество дней несоблюдения минимального порогового уровня от объема обязательных резервов.
Пример расчета суммы штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов приведен в Приложении 2.
24. В случае предоставления банком недостоверной информации по наличным остаткам в банкоматах в национальной валюте производится пересчет объема обязательных резервов с начала базового периода без учета наличных остатков в банкоматах в национальной валюте и в течение одного года с момента обнаружения нарушения наличные остатки в банкоматах в национальной валюте банка не включаются в расчет соблюдения ОРТ.
25. Взыскание штрафов за несоблюдение ОРТ и минимального порогового уровня от объема обязательных резервов осуществляется в безакцептном порядке в течение двух рабочих дней после отправки соответствующего уведомления, если иное не предусмотрено Договором о корреспондентских отношениях банка с Национальным банком.
26. Несоблюдение банком ОРТ может служить основанием для проведения в данном банке целевой проверки. По итогам проверки структурное подразделение Национального банка представляет руководству Национального банка отчет об итогах проверки.
27. Систематическое (более двух раз) последовательное или неоднократное в течение трех месяцев нарушение ОРТ может служить основанием для ввода в данном банке специального режима.
ГЛАВА 6.
Особые условия
28. В период действия в банке режима прямого банковского надзора либо режима временной администрации штраф за несоблюдение ОРТ может не начисляться, если иное не предусмотрено соответствующим постановлением Правления Национального банка.
29. Правление Национального банка в целях защиты целостности и обеспечения стабильности банковской системы, предотвращения системного риска, поддержания ликвидности банка и защиты интересов вкладчиков вправе пересмотреть размеры ОРТ, регламент расчета и соблюдения ОРТ в отношении отдельных коммерческих банков, испытывающих финансовые затруднения вследствие существенных колебаний обязательств, входящих в расчетную базу. Предложения по принятию временных мер, изложенных в данном пункте, инициирует структурное подразделение надзорного блока Национального банка, в введении которого находится данный вопрос.
Приложение 1
к Положению «Об обязательных резервах»,
утвержденного постановлением Правления
Национального банка Кыргызской Республики
от ______________ № ___
Расчет обязательных резервов
за период с _________ по __________
_______________________________
(наименование коммерческого банка)
Остаток по 36 форме ПРБО |
Обязательства |
||||||
Расчетные (текущие) счета |
Депозиты до востребования |
Срочные депозиты |
Счета и депозиты Правительства КР и местных органов власти |
Металлические счета клиентов |
Расчетная база (1+2+3+4+5) |
Обязательные резервы* |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 день 2 день 3 день ,,, 28 день |
|
|
|
|
|
|
|
Средний за базовый период |
|
|
|
|
|
|
|
Примечания: * Обязательные резервы рассчитываются согласно пункту 11 настоящего Положения.
Закрашенные ячейки не заполняются.
Подпись руководителя коммерческого банка
Печать
Приложение 2
к Положению «Об обязательных резервах»,
утвержденного постановлением Правления
Национального банка Кыргызской Республики
от _______________ № ______________
Пример расчета штрафа
за несоблюдение ОРТ
(сомов)
№ п.п |
Отчетный период |
Корреспондент-ский счет в НБКР (K) |
Остаток средств в банкоматах (Б) |
Активы в форме золота на ОМС в НБКР (З) |
Резервные активы (А) |
Обязательные резервы (P) |
Отклонение от обязательных резервов (А−Р) |
Минимальный пороговый уровень ОРТ (Р*Mорт) |
Отклонение от минимальных обязательных резервов (Ом) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
1 |
16.11.2015 |
163 160 090 |
10 878 518 |
40 000 000 |
214 038 609 |
225 447 841 |
-11 409 232 |
202 903 057 |
257 033 |
2 |
17.11.2015 |
164 138 964 |
11 206 088 |
40 000 000 |
215 345 052 |
225 447 841 |
-10 102 789 |
202 903 057 |
1 235 907 |
3 |
18.11.2015 |
165 200 990 |
10 442 355 |
40 000 000 |
215 643 345 |
225 447 841 |
-9 804 496 |
202 903 057 |
2 297 933 |
4 |
19.11.2015 |
172 755 618 |
10 905 123 |
40 000 000 |
223 660 741 |
225 447 841 |
-1 787 100 |
202 903 057 |
9 852 561 |
5 |
20.11.2015 |
173 011 849 |
10 142 294 |
40 000 000 |
223 154 143 |
225 447 841 |
-2 293 699 |
202 903 057 |
10 108 792 |
6 |
21.11.2015 |
169 036 849 |
10 754 110 |
40 000 000 |
219 790 959 |
225 447 841 |
-5 656 882 |
202 903 057 |
6 133 792 |
7 |
22.11.2015 |
168 011 849 |
9 878 518 |
40 000 000 |
217 890 367 |
225 447 841 |
-7 557 474 |
202 903 057 |
5 108 792 |
8 |
23.11.2015 |
173 731 782 |
11 032 658 |
40 000 000 |
224 764 439 |
225 447 841 |
-683 402 |
202 903 057 |
10 828 725 |
9 |
24.11.2015 |
173 421 817 |
10 275 835 |
40 000 000 |
223 697 652 |
225 447 841 |
-1 750 189 |
202 903 057 |
10 518 760 |
10 |
25.11.2015 |
175 723 793 |
8 155 325 |
40 000 000 |
223 879 118 |
225 447 841 |
-1 568 723 |
202 903 057 |
12 820 736 |
11 |
26.11.2015 |
220 361 873 |
9 431 752 |
40 000 000 |
269 793 626 |
225 447 841 |
44 345 785 |
202 903 057 |
57 458 816 |
12 |
27.11.2015 |
176 886 333 |
10 284 718 |
40 000 000 |
227 171 051 |
225 447 841 |
1 723 210 |
202 903 057 |
13 983 276 |
13 |
28.11.2015 |
176 886 333 |
10 713 172 |
40 000 000 |
227 599 505 |
225 447 841 |
2 151 664 |
202 903 057 |
13 983 276 |
14 |
29.11.2015 |
166 009 349 |
11 085 433 |
40 000 000 |
217 094 782 |
225 447 841 |
-8 353 059 |
202 903 057 |
3 106 292 |
15 |
30.11.2015 |
120 200 100 |
10 943 715 |
40 000 000 |
171 143 815 |
225 447 841 |
-54 304 026 |
202 903 057 |
-42 702 957 |
16 |
01.12.2015 |
162 976 564 |
10 513 273 |
40 000 000 |
213 489 837 |
225 447 841 |
-11 958 004 |
202 903 057 |
73 507 |
17 |
02.12.2015 |
204 302 185 |
9 023 676 |
40 000 000 |
253 325 861 |
225 447 841 |
27 878 020 |
202 903 057 |
41 399 128 |
18 |
03.12.2015 |
204 526 117 |
10 283 674 |
40 000 000 |
254 809 791 |
225 447 841 |
29 361 950 |
202 903 057 |
41 623 060 |
19 |
04.12.2015 |
164 245 032 |
10 971 139 |
40 000 000 |
215 216 171 |
225 447 841 |
-10 231 670 |
202 903 057 |
1 341 975 |
20 |
05.12.2015 |
163 245 032 |
11 461 437 |
40 000 000 |
214 706 470 |
225 447 841 |
-10 741 372 |
202 903 057 |
341 975 |
21 |
06.12.2015 |
169 245 032 |
11 791 321 |
40 000 000 |
221 036 353 |
225 447 841 |
-4 411 488 |
202 903 057 |
6 341 975 |
22 |
07.12.2015 |
170 341 146 |
12 312 678 |
40 000 000 |
222 653 824 |
225 447 841 |
-2 794 017 |
202 903 057 |
7 438 089 |
23 |
08.12.2015 |
163 602 026 |
10 957 213 |
40 000 000 |
214 559 240 |
225 447 841 |
-10 888 602 |
202 903 057 |
698 969 |
24 |
09.12.2015 |
180 701 404 |
10 734 620 |
40 000 000 |
231 436 024 |
225 447 841 |
5 988 182 |
202 903 057 |
17 798 347 |
25 |
10.12.2015 |
168 150 573 |
10 512 965 |
40 000 000 |
218 663 538 |
225 447 841 |
-6 784 303 |
202 903 057 |
5 247 516 |
26 |
11.12.2015 |
167 823 064 |
11 065 413 |
40 000 000 |
218 888 477 |
225 447 841 |
-6 559 364 |
202 903 057 |
4 920 007 |
27 |
12.12.2015 |
164 572 618 |
11 332 681 |
40 000 000 |
215 905 300 |
225 447 841 |
-9 542 541 |
202 903 057 |
1 669 561 |
28 |
13.12.2015 |
163 072 618 |
10 991 834 |
40 000 000 |
214 064 452 |
225 447 841 |
-11 383 389 |
202 903 057 |
169 561 |
Итого |
|
|
|
|
-89 117 012 |
|
|
||
Среднедневное отклонение (Ос) |
-3 182 750 |
|
|
||||||
Штраф за несоблюдение ОРТ (Шн) |
37 132 |
|
17 793 |
Формула расчета отклонения от обязательных резервов:
О=А−Р, где
А - резервные активы банков
Р - обязательные резервы
Формула расчета штрафа за несоблюдение ОРТ:
Шн=Ос*Рш/100/360*Д, где
Шн - штраф за несоблюдение ОРТ
Ос - среднедневное отклонение резервных активов от обязательных резервов
Рш - размер штрафа за несоблюдение ОРТ (в данном случае 15%)
Д - количество календарных дней базового периода (в данном случае 28 дн.)
Формула расчета отклонения от минимального порогового уровня от объема обязательных резервов:
Ом=(К+З)−Р*Mорт, где
К - корреспондентский счет в Национальном банке
З - активы в форме золота на ОМС в Национальном банке
Р - обязательные резервы
Mорт - минимальный пороговый уровень от объема обязательных резервов (в данном случае 90%)
Формула расчета штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня ОРТ:
Шн=Ом*Рш/100/360*Д, где
Шн - штраф за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов
Ом - дневное отклонение корреспондентского счета в Национальном банке и активов в форме золота на ОМС в Национальном банке от обязательных резервов
Рш - размер штрафа за несоблюдение минимального порогового уровня от объема обязательных резервов (в данном случае 15%)
Д - количество дней несоблюдения минимального порогового уровня от объема обязательных резервов