Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

 

к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

Национальный банк разработал проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (в Положения «О Временной администрации» и «О ликвидации банков») (далее проект). 

Данный проект был разработан в целях приведения в соответствие с Законом  

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О введении в действие Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс Кыргызской Республики) от 10 декабря 2018 года. 

Проект предусматривает: 

- дополнение, уточняющее положение по определению оплаты труда (вознаграждения) Временного администратора, назначенного в банк, в случаях, когда  

в банке, куда назначен Временный администратор не имеется ликвидных средств, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение. При таких случаях предлагается установить, что по ходатайству Временного администратора и по решению Национального банка, оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов будет осуществляться за счет Национального банка, с отнесением указанных расходов Национального банка на затраты банка в будущем; 

- пересмотр сроков рассмотрения и предоставления информации Временным администратором и органом надзора, в том числе в части увеличения сроков согласования расходов сметы Временной администрации Правлением Национального банка с 5 до 10 рабочих дней;  

- уточнение порядка определения вознаграждения ликвидатору, который устанавливливается судом по согласованию с Национальным банком, при этом исключая предыдущее требование о привязке размера вознаграждения  

к коэффициенту инфляции.  Кроме того, ликвидатору предоставляется возможность по установлению вознаграждения привлеченным работникам в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка, действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии. 

 

 

Проект 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О Временной администрации» от 8 июня  

2. 2017 года № 2017-П-12/23-8-(НПА) следующее изменения: 

в Положении «О Временной администрации», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

-в абзаце восьмом пункта 8 слова «, с указанием фамилии, имени, отчества и должностей, которые будут занимать, и указанием права подписи на документах» исключить; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. Правление Национального банка вправе назначить другого Временного администратора в случае:  

- отсутствия Временного администратора по болезни или иным причинам, ставящим под угрозу проведение Временной администрации;  

- нарушения Временным администратором условий договора, заключенного  

с Национальным банком;  

- несвоевременного, неполного и/или некорректного представления Временным администратором отчета, а также других официально предоставляемых документов и сведений, в том числе искажение финансовой отчетности; 

- неспособности действовать, исполнять функции и обязанности, возложенные на Временного администратора Законом и настоящим Положением;  

- нарушения требований законодательства Кыргызской Республики;  

- иных преднамеренных действий или бездействий Временного администратора, препятствующих достижению целей Временной администрации; 

- расторжения договора, заключенного с Национальным банком по личному заявлению/ходатайству Временного администратора.»; 

- в пункте 53 слова «в течении 20 календарных дней» заменить словами «в течении срока установленного Правлением Национального банка»; 

- пункт 71 изложить в следующей редакции: 

«71. В случае удовлетворения ходатайства Временного администратора о проведении мер по рекапитализации банка Временный администратор обязан представлять в Национальный банк с установленной Правлением Национального банка периодичностью отчет о проведенных мероприятиях с указанием выполненных/невыполненных мероприятий и возможных рисках.»; 

- в пункте 95 после слов «экономических нормативов» дополнить словами «обязательных резервных требований»; 

- пункт 107 изложить в следующей редакции: 

«107. Оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществляется за счет средств банка. В случаях, когда в банке, в который назначен Временный администратор, не имеется ликвидных средств для оплаты труда Временного администратора и привлеченных  

им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, по ходатайству Временного администратора и решению Национального банка эти расходы осуществляются за счет собственных средств Национального банка. Данные затраты в дальнейшем будут отнесены на затраты банка, в который назначен Временный администратор. Оплата труда служащих Национального банка, привлеченных в состав Временной администрации, осуществляется за счет собственных средств Национального банка. 

Расходы по оплате труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществленные  

за счет Национального банка, погашаются банком в случае прекращения деятельности Временной администрации, а в случае начала процедуры принудительной ликвидации  

в отношении банка - в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов, установленном Законом порядке.»; 

- в пункте 109 цифру «5» заменить цифрой «15»; 

- в пункте 110 цифру «5» заменить цифрой «10»; 

- в пункте 113 цифру «5» заменить цифрой «15». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О ликвидации банков» от 8 июня 2017 года  

4. № 2017-П-12/23-5-(НПА) следующее изменения: 

в Положении «О ликвидации банков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящее Положение устанавливает квалификационные и иные требования для ликвидаторов, а также особенности осуществления мер по ликвидации банков  

в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» (далее Закон) и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.». 

- пункт 9 изложить в следущей редакции: 

«9. Вознаграждение ликвидатору устанавливается судом по предложению Национального банка соразмерно сложности ликвидируемого банка, но не может превышать должностной оклад председателя Правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии, либо размера вознаграждения Временного администратора, действовавшего в банке на дату принятия решения о ликвидации банка.  

Ликвидатор устанавливает вознаграждение привлеченным работникам  

в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка, действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии.». 

- в пункте 41: 

- в абзаце шестом подпункта 12 слова «накопительный фонд» заменить словами «средства накопительного фонда»; 

- в абзаце седьмом подпункта 12 слова «с оплатой за получаемые услуги» заменить словами «с оплатой услуг»; 

- дополнить подпунктом «15» следующего содержания:  

«15) отчет по полученным и использованным денежным средствам  

от Национального банка.».  

 

 

 

 

Сравнительная таблица  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики»  

 

№  

Действующая редакция 

Окончательная редакция 

Положение «О Временной администрации» 

 

1. 

 

8. В постановлении Правления Национального банка о введении Временной администрации и назначении Временного администратора/руководителя Временной администрации указываются:   

- фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование банка, в отношении которого принимается решение о введении Временной администрации;  

- основания для введения Временной администрации (включая ссылки на нормативные правовые акты);  

- дата и время начала введения режима Временной администрации;  

- срок действия режима Временной администрации;  

- режим работы банка, включая порядок осуществления банком расчетов и платежей (при необходимости);  

- перечень налагаемых на банк ограничений деятельности (при необходимости);  

- сведения о Временном администраторе и привлеченных лицах, в том числе служащих Национального банка, включенных в состав Временной администрации, с указанием фамилии, имени, отчества и должностей, которые будут занимать, и указанием права подписи на документах;  

- поручение или указание, обязательное для исполнения Временной администрацией (при необходимости);  

- сроки приема документов, активов и ценностей банка Временной администрацией;  

- требование об уведомлении банков-корреспондентов о назначении Временной администрации;   

- сроки и порядок предоставления сметы расходов и отчетности Временной администрацией в Национальный банк;   

Постановление Правления Национального банка о введении Временной администрации и назначении Временного администратора/руководителя Временной администрации может содержать другие положения, которые необходимы для выполнения задач и функций, возложенных на Временную администрацию.  

8. В постановлении Правления Национального банка о введении Временной администрации и назначении Временного администратора/руководителя Временной администрации указываются:   

- фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование банка, в отношении которого принимается решение о введении Временной администрации;  

- основания для введения Временной администрации (включая ссылки на нормативные правовые акты);  

- дата и время начала введения режима Временной администрации;  

- срок действия режима Временной администрации;  

- режим работы банка, включая порядок осуществления банком расчетов и платежей (при необходимости);  

- перечень налагаемых на банк ограничений деятельности (при необходимости);  

- сведения о Временном администраторе и привлеченных лицах, в том числе служащих Национального банка, включенных в состав Временной администрации;  

- поручение или указание, обязательное для исполнения Временной администрацией (при необходимости);  

- сроки приема документов, активов и ценностей банка Временной администрацией;  

- требование об уведомлении банков-корреспондентов о назначении Временной администрации;   

- сроки и порядок предоставления сметы расходов и отчетности Временной администрацией в Национальный банк;   

Постановление Правления Национального банка о введении Временной администрации и назначении Временного администратора/руководителя Временной администрации может содержать другие положения, которые необходимы для выполнения задач и функций, возложенных на Временную администрацию.   

2. 

21. Правление Национального банка вправе назначить другого Временного администратора в случае:  

- отсутствия Временного администратора по болезни или иным причинам, ставящим под угрозу проведение Временной администрации;  

- нарушения Временным администратором условий договора, заключенного с Национальным банком;  

- несвоевременного и/или некорректного представления отчета Временным администратором;  

- неспособности действовать, исполнять функции и обязанности, возложенные на Временного администратора Законом и настоящим Положением;  

- нарушение требований законодательства Кыргызской Республики;  

- преднамеренного действия или бездействия Временного администратора, препятствующего достижению целей Временной администрации, установленных Законом и настоящим Положением.  

21. Правление Национального банка вправе назначить другого Временного администратора в случае:  

- отсутствия Временного администратора по болезни или иным причинам, ставящим под угрозу проведение Временной администрации;  

- нарушения Временным администратором условий договора, заключенного с Национальным банком;  

- несвоевременного, неполного и/или некорректного представления Временным администратором отчета, а также других официально предоставляемых документов и сведений, в том числе искажение финансовой отчетности; 

- неспособности действовать, исполнять функции и обязанности, возложенные на Временного администратора Законом и настоящим Положением;  

- нарушения требований законодательства Кыргызской Республики;  

- иных преднамеренных действий или бездействий Временного администратора, препятствующих достижению целей Временной администрации; 

- расторжения договора, заключенного с Национальным банком по личному заявлению/ходатайству Временного администратора. 

3. 

53. В случае, если рекомендация Временного администратора о проведении мер по реструктуризации банка, предоставленная в Национальный банк, удовлетворена Национальным банком, Временный администратор должен в течении 20 календарных дней провести мероприятия необходимые в соответствии с настоящим Положением для определения конкретных мер по реструктуризации банка и обратиться с соответствующим обращением в Национальный банк.  

53. В случае, если рекомендация Временного администратора о проведении мер по реструктуризации банка, предоставленная в Национальный банк, удовлетворена Национальным банком, Временный администратор должен в течении срока, установленного Правлением Национального банка, провести мероприятия, необходимые в соответствии с настоящим Положением для определения конкретных мер по реструктуризации банка и обратиться с соответствующим обращением в Национальный банк.  

4. 

71. В случае удовлетворения ходатайства Временного администратора о проведении мер по рекапитализации банка Временный администратор обязан на еженедельной основе представлять в Национальный банк отчет о проведенных мероприятиях с указанием выполненных/невыполненных мероприятий и возможных рисках.  

71. В случае удовлетворения ходатайства Временного администратора о проведении мер по рекапитализации банка Временный администратор обязан представлять в Национальный банк с установленной Правлением Национального банка периодичностью отчет о проведенных мероприятиях с указанием выполненных/невыполненных мероприятий и возможных рисках.  

5. 

95. На «переходный банк» в течение срока, предусмотренного для его реализации, не распространяются требования Национального банка по соблюдению экономических нормативов и формированию уставного капитала.  

95. На «переходный банк» в течение срока, предусмотренного для его реализации, не распространяются требования Национального банка по соблюдению экономических нормативов, обязательных резервных требований и формированию уставного капитала.  

 

6. 

107. Оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов осуществляется за счет средств банка.  

107. Оплата труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществляется за счет средств банка. В случаях, когда в банке, в который назначен Временный администратор, не имеется ликвидных средств для оплаты труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, по ходатайству Временного администратора и решению Национального банка эти расходы осуществляются за счет собственных средств Национального банка. Данные затраты в дальнейшем будут отнесены на затраты банка, в который назначен Временный администратор. Оплата труда служащих Национального банка, привлеченных в состав Временной администрации, осуществляется за счет собственных средств Национального банка. 

Расходы по оплате труда Временного администратора и привлеченных им специалистов, не являющихся служащими Национального банка, осуществленные за счет Национального банка, погашаются банком в случае прекращения деятельности Временной администрации, а в случае начала процедуры принудительной ликвидации в отношении банка - в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов в установленном Законом порядке. 

7. 

109. Смета расходов Временной администрации подписывается Временным администратором и представляется на согласование в Национальный банк не позднее 5 рабочих дней со дня введения/продления Временной администрации.  

109. Смета расходов Временной администрации подписывается Временным администратором и представляется на согласование в Национальный банк не позднее 15 рабочих дней со дня введения/продления Временной администрации.  

8. 

110. Правление Национального банка принимает решение о согласовании/несогласовании сметы расходов Временной администрации в течение  

5 рабочих дней со дня получения указанной сметы.  

110. Правление Национального банка принимает решение о согласовании/несогласовании сметы расходов Временной администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной сметы.  

9. 

113. При необходимости у Временной администрации в дополнительных расходах, не предусмотренных утвержденной сметой расходов Временной администрации, указанные расходы могут быть согласованы Правлением Национального банка по ходатайству Временного администратора. Срок принятия Правлением Национального банка решения об утверждении дополнительных расходов Временной администрации не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения указанного ходатайства. 

113. При необходимости у Временной администрации в дополнительных расходах, не предусмотренных утвержденной сметой расходов Временной администрации, указанные расходы могут быть согласованы Правлением Национального банка по ходатайству Временного администратора. Срок принятия Правлением Национального банка решения об утверждении дополнительных расходов Временной администрации не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения указанного ходатайства. 

Положение «О ликвидации банков» 

1. 

1. Настоящее Положение устанавливает квалификационные и иные требования для ликвидаторов, а также особенности осуществления мер по ликвидации банков в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

1. Настоящее Положение устанавливает квалификационные и иные требования для ликвидаторов, а также особенности осуществления мер по ликвидации банков в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" (далее Закон) и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

2. 

9. Ежемесячное вознаграждение ликвидатора устанавливается судом, либо собранием акционеров (при добровольной ликвидации) соразмерно сложности ликвидируемого банка, но не может превышать среднемесячный размер заработной платы председателя Правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний календарный год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии, с учетом коэффициента инфляции. 

Ликвидатор устанавливает ежемесячное вознаграждение привлеченным работникам в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка (выполняющих аналогичные функции), действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии. 

9. Вознаграждение ликвидатору устанавливается судом по предложению Национального банка соразмерно сложности ликвидируемого банка, но не может превышать должностной оклад председателя Правления ликвидируемого банка, исчисляемый за последний год, предшествующий введению Временной администрации или отзыву лицензии, либо размера вознаграждения Временного администратора, осуществлявшего режим Временной администрации в банке на дату принятия решения о ликвидации банка.  

Ликвидатор устанавливает вознаграждение привлеченным работникам в размере, не превышающем должностные оклады соответствующих работников банка, действовавшие до введения Временной администрации или отзыва лицензии. 

 

3. 

41. Заключительный отчет ликвидатора банка должен содержать следующую информацию: 

...... 

12) общая сумма затрат процесса ликвидации по следующим статьям: 

- расходы на опубликование извещений и объявлений ликвидатора; 

- расходы, связанные с поиском, взысканием, оценкой и реализацией активов банка; 

- расходы, связанные с обеспечением сохранности активов банка; 

- вознаграждение ликвидатора и оплату труда привлеченных работников; 

- накопительный фонд; 

- расходы, связанные с оплатой за получаемые услуги, необходимые для продолжения функционирования, и обязательными платежами в бюджет (электроэнергия, водоснабжение, связь, охрана, транспорт, налоги, пошлины, сборы, плата и другие); 

 

 

41. Заключительный отчет ликвидатора банка должен содержать следующую информацию: 

...... 

12) Затраты на процедуры ликвидации (административные расходы ликвидатора) включают в себя: 

- расходы на опубликование извещений и объявлений ликвидатора; 

- расходы, связанные с поиском, взысканием, оценкой и реализацией активов банка; 

- расходы, связанные с обеспечением сохранности активов банка; 

- вознаграждение ликвидатору и оплату труда привлеченных работников; 

- средства накопительного фонда; 

- расходы, связанные с оплатой услуг, необходимых для продолжения функционирования, и обязательными платежами в бюджет (электроэнергия, водоснабжение, связь, охрана, транспорт, налоги, пошлины, сборы, плата и другие). 

 

........ 

15) отчет по полученным и использованным денежным средствам от Национального банка