СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций»
от 30 ноября 2016 года № 47/10»»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»» (далее – проект постановления) разработан с целью регулирования вопросов, касающихся алгоритма проведения инспекторских проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять надзорные функции и задачи Национального банка.
Основной задачей Национального банка в рамках данного проекта является совершенствование порядка осуществления инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем/ платежных организаций.
2. Описательная часть
При внесении предлагаемых изменений и дополнений будут урегулированы вопросы, касающиеся алгоритма проведения инспекторских проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять функции и задачи Национального банка.
Предлагаемый проект постановления предусматривает следующее:
- конкретизацию требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки;
- установление критериев планирования инспекторских проверок;
- конкретизацию оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций;
- алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации;
- периодичность проведения инспекторских проверок;
- возможность зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами;
- основные вопросы, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д.
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Данный проект постановления будет иметь положительные социально-экономические последствия для всей страны, т.к. предлагаемые изменения направлены на применение дополнительных мер для обеспечения эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем Кыргызской Республики.
Проект постановления не содержит норм, которые могут привести к ограничению прав в социальной сфере, в части защиты прав, гендерных и экологический ограничений. Кроме того, проект постановления не содержит каких-либо коррупционных факторов.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Проект постановления был согласован со структурными подразделениями Национального банка, а также в составе рабочей группы с ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем КG» и ОЮЛ «Ассоциация операторов связи» и ЗАО «КИКБ».
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация норм указанного проекта постановления не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
АРВ к проекту постановления разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства».
Проект
О внесении изменений и дополнений в постановление Правления
Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»
В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики
«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести прилагаемые изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10».
2. Юридическому управлению:
- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платежных систем.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от _____________2019 года
№_____________________
Изменения и дополнения
в постановление Правления Национального банка
Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 следующие изменения и дополнения:
в Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденную вышеуказанным постановлением:
- в пункте 3 слово «данных» заменить словом «установленных»;
- первое предложение пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5. В ходе инспекторской проверки Национальный банк имеет право запрашивать и получать любую информацию, касающуюся деятельности поднадзорных организаций, их отчетности, агентов, субагентов, дочерних организаций, а также требовать разъяснения по полученной информации и, при необходимости, получить копии подтверждающих документов, заверенные печатью поднадзорной организации.»;
- пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Взаимодействие и обмен информацией Национального банка с поднадзорными организациями при рассмотрении отчета по итогам проверки осуществляется в виде официальных переговоров, встреч и путем представления других письменных документов.»;
- абзацы шестой и седьмой пункта 7 изложить в следующей редакции:
«- выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений для исправления недостатков, улучшения состояния поднадзорной организации и снижения ее рисков, а при необходимости - выработка предупредительных мер и/или мер воздействия;
- оценка выполнения поднадзорной организацией рекомендаций и предписаний, направленных по итогам предыдущей инспекторской проверки по устранению выявленных недостатков.»;
- Главу 3 дополнить пунктом 8-1. следующего содержания:
«8-1. План инспекторских проверок надзорных организаций составляется на каждый год и утверждается заместителем/членом Правления Национального банка, курирующим структурное подразделение, осуществляющее функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями, или лицом, его замещающим.
Планирование инспекторских проверок осуществляется с учетом следующих основных критериев (но ограничивается ими):
- значимость платежной системы, которая определяется в соответствии с Политикой по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики и утверждается Комитетом по платежной системе Национального банка Кыргызской Республики;
- размер уставного капитала;
- осуществление приема бюджетных платежей;
- предыдущие проведенные инспекторские проверки;
- исполнение предписаний и других мер воздействия и т.д.
В план инспекторских проверок, при необходимости, могут вноситься изменения.»;
- в пункте 10 после слов «поднадзорной организации» исключить слова «(например, процессинг, прием платежей в пользу третьих лиц, электронные деньги, и т.д.)»;
- пункт 14 дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания:
«- имеются сведения/информация/обращения граждан о разногласиях (конфликтах) между учредителями/участниками/акционерами, должностными лицами оператора платежной системы/платежной организации (связанные с поднадзорной организацией), или другие события, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями;
- имеется информация от правоохранительных органов о незаконной деятельности поднадзорной организации.»;
- в пункте 15 слова «два года» заменить словом «год»;
- пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. В случае если плановая инспекторская проверка является комплексной, то руководитель проверки высылает в поднадзорную организацию письмо-уведомление с приложением перечня необходимых документов (Приложение 2), не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку предъявляется по прибытию.»;
- пункт 25 изложить в следующей редакции;
«25. В первый день проверки поднадзорная организация обязана представить все документы, указанные в письме-уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 21 настоящей Инструкции. Отсутствие документов оформляется отдельным актом и подписывается руководителем группы по проверке и уполномоченным представителем поднадзорной организации.
В первый день проверки поднадзорная организация обязана предоставить отдельное помещение с оборудованными рабочими местами. Помещение не должно содержать аудио/видео устройств, ведущих аудио/видеозапись. В случае, если в данном помещении, представленном группе по проверки поднадзорной организацией имеются аудио/видеозаписывающие устройства, то поднадзорная организация предоставляет обязательство, что в период проверки в данном помещении не будет осуществляться аудио/видеозапись.»;
- в пункте 26 слова «за один рабочий день до» заменить словами «в день»;
- пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. В ходе инспекторской проверки поднадзорная организация предоставляет оригиналы документов. В исключительных случаях, когда по объективным причинам невозможно предоставить оригиналы, поднадзорная организация предоставляет копии документов, заверенные подписью должностного лица и оттиском печати поднадзорной организации, с указанием причин в письменном виде.
По запросу группы проверяющих поднадзорная организация предоставляет электронные версии запрашиваемых документов (при их наличии).»;
- в пункте 29:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«- по запросу получить права доступа к автоматизированным/информационным системам поднадзорной организации с возможностью получения информации обо всех проводимых операциях (чтение, формирование и печать отчетов);
абзац седьмой признать утратившим силу;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«- запрашивать и получать у поднадзорных организаций и участников платежной системы любые документы и информацию по вопросам, касающимся функционирования платежной системы.»;
- пункт 31 изложить в следующей редакции:
«31. При осуществлении проверки уполномоченные представители Национального банка могут проводить обсуждения по возникающим в ходе проверки вопросам с непосредственными сотрудниками поднадзорной организации, которые подготовили и предоставили запрошенную информацию.»;
- пункт 32 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В случае необходимости зафиксировать какой-либо факт и/или событие во время проведения проверки поднадзорной организации (отсутствие руководства, должностных лиц, снятия остатков кассы и т.д.) уполномоченными представителями Национального банка составляются в двух экземплярах акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки - по одному для Национального банка и поднадзорной организации в соответствии с Приложением 3-1 к настоящей Инструкции.»;
- пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33. Акт о противодействии проведению инспекторской проверки / о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки подписывается уполномоченными представителями Национального банка, а также уполномоченным представителем / должностными лицами / сотрудниками поднадзорной организации. В случае отказа от подписания акта со стороны поднадзорной организации либо отсутствия уполномоченного представителя / должностных лиц, сотрудников поднадзорной организации в акте делается отметка об отказе/отсутствии должностных лиц, которая удостоверяется подписью уполномоченных представителей Национального банка (руководителя и членов группы по проверке).»;
- в пункте 35 после слов «в последнюю неделю» дополнить словами «комплексной инспекторской»;
- пункт 36 изложить в следующей редакции:
«36. В ходе предварительной встречи поднадзорная организация вправе предоставить свои комментарии и разъяснения по вопросам, озвученным членами группы по проверке по проверенным участкам деятельности поднадзорной организации, а также разъяснить ситуацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность у Национального банка, выяснить и уточнить имеющиеся проблемы, задать вопросы членам группы по проверке.
В случае отказа поднадзорной организации подписать протокол по результатам предварительной встречи, поднадзорная организация в течение 3-х дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием отказа в подписании протокола.»;
- пункт 41 изложить в следующей редакции:
«41. В течение пяти рабочих дней после заключительной встречи составляется и подписывается протокол, в котором фиксируются все обсужденные вопросы.
Протокол заключительной встречи подписывается руководителем группы по проверке и уполномоченным представителем поднадзорной организации, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности.
В случае отказа поднадзорной организации подписать протокол по результатам заключительной встречи, поднадзорная организация в течение 3-х дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием отказа в подписании протокола.»;
- дополнить пункт 44 вторым предложением следующего содержания:
«Отчет, по результатам комплексной проверки, включает (но не ограничивается) следующие вопросы:
- операционный риск,
- риск ликвидности,
- комплаенс-риск,
- риск ПФТ/ОД,
- доходность,
- достаточность капитала,
- внутренний контроль, управление рисками и внешний аудит,
- проверка информации в финансовых и иных отчетах, предоставляемой в Национальный банк, и информации, опубликованной для широкой общественности;
- проверка операций по приобретению/отчуждению доли участия в уставном капитале поднадзорной организации, а также процесса по увеличению/уменьшению суммы капитала на соответствие законодательству Кыргызской Республики;
- оценка управления рисками;
- оценка аппаратно-программного комплекса на предмет соответствия установленным требованиям.»;
- пункт 52 изложить в следующей редакции:
«52. В сопроводительном письме указываются:
- необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков, которые поднадзорная организация должна принять в зависимости от рекомендаций, содержащихся в отчете;
- необходимость подписания Листа ознакомления с отчетом в соответствии с Приложением 4 к настоящей Инструкции, после ознакомления с отчетом об инспекторской проверке. При этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании Листа ознакомления с отчетом.»;
- пункт 53 изложить в следующей редакции:
«53. Члены исполнительного органа управления / Совет директоров (при наличии) / /акционеры (учредители)/ участники поднадзорной организации должны ознакомиться с отчетом об инспекторской проверке и подписать лист ознакомления. После ознакомления с отчетом подписанный Лист ознакомления возвращается в Национальный банк в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения сопроводительного письма от Национального банка.»;
- в пункте 54 слова «страницу с подписями» заменить на слова «Лист ознакомления с отчетом»
- Инструкцию дополнить Приложением 3-1 следующего содержания:
«Приложение 3-1
Акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки
________________________________________________________________________ (наименование оператора платежной системы или платежной организации)
______________________________________________________________________________________(местонахождение, адрес, телефон)
_____________________________________ "___" _______________ 20__ г.
(место и дата составления)
Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики
_____________________________________________________________
(ФИО уполномоченных представителей Национального банка Кыргызской Республики) и
_____________________________________________________________
(ФИО уполномоченных представителей / должностных лиц/ сотрудников поднадзорной организации)
составлен настоящий Акт о том, что ____________________________________________________________________________
(излагается установленный факт и /или событие)
Акт составлен: |
(ФИО уполномоченного представителя Национального банка) |
______________ (должность) |
_________ (подпись) |
|
|
|
|
Ознакомлен: |
________________ (ФИО работника поднадзорной организации) |
_____________ (должность) |
___________(подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Получен второй экземпляр акта: |
_____________________ (ФИО работника поднадзорной организации)». |
__________________ (должность) |
_________________ (подпись) |
- в Приложении 4 слова «Подписи исполнительного органа управления» заменить словами «Лист ознакомления с отчетом».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Утверждаю
Председатель
Национального банка
Кыргызской Республики
Абдыгулов Т.С.
____________________
(подпись)
«____» _______________
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в
Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»
Основание для разработки: приказ НБКР от 05 марта 2019 г. г. № 2019-№-141/42-О
Сроки проведения АРВ: март 2019 г. май 2019 г.
(начало) (окончание)
Рабочая группа:
1. |
Лелевкина Э.В. |
|
начальник управления платежных систем Национального банка, председатель рабочей группы |
2. |
Акулуева М.Ш. |
|
начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка |
3. |
Омуралиева Н.Э. |
|
начальник отдела контроля и надзора за платежными системами управления платежных систем Национального банка |
4. |
Султаналиев А.З. |
|
начальник отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка |
5. |
Бугубаева Н.А. |
|
руководитель группы надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций отдела по операторам платежных систем и платежным организациям Национального банка |
6. |
Ибрагимова С.З. |
|
главный специалист отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы №2) |
7. |
Исмаилов А. |
|
ведущий юрист юридического управления Национального банка |
8. |
Кулманбетов У.Э. |
|
главный специалист методологии, надзора и лицензировании банков Национального банка |
9. |
Джумалиева С. |
|
начальник управления комплаенс контроля ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный банк» (по согласованию) |
10. |
Алишев Р.К. |
|
президент Ассоциации операторов платежных систем Кыргызской Республики (по согласованию) |
11. |
Куренкеев А.С. |
|
исполнительный директор Ассоциации операторов связи (по согласованию) |
Контактные данные ответственного лица: Руководитель Группы надзора за ОПС/ПО Управления платежных систем Национального банка, тел. 66 91 98, e-mail: nbugubaeva@nbkr.kg
Объем - ____ стр., приложений - _______.
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
к проекту постановления «О внесении изменений и дополнений в постановление Национального банка «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10» проведен в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства»
1. Проблемы и основания для государственного вмешательства
В настоящее время на территории Кыргызской Республики осуществляют деятельность 22 оператора платежных систем и 21 платежная организация на основании лицензий Национального банка на оказание следующих видов услуг:
- по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей;
- оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра.
В соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики», Национальный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций, в том числе проводит инспекторскую проверку их деятельности и, в случае необходимости, принимает меры воздействия в отношении операторов платежных систем / платежных организаций.
В январе 2019 года, в результате внутреннего конфликта между собственниками, а также между руководством и коллективом одного из крупных операторов платежных систем/платежных организаций, был зафиксирован сбой в работе данной платежной системы, который повлек за собой несвоевременное проведение платежей за товары и услуги, а также невозможность осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/ контрагентами данной организации, что в итоге привело к приостановлению лицензии на осуществление деятельности. Кроме того, возникшие проблемы повлияли на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга и т.д. некоторых коммерческих банков.
В целях минимизации рисков Национальным банком была проведена целевая инспекторская проверка деятельности данного оператора платежных систем/платежной организации (далее – ОПС/ПО). Ситуация показала, что контроль и установленные защитные механизмы по гарантированию платежей в пользу третьих лиц недостаточно эффективные. Кроме того, в ходе вышеуказанной проверки не в полной мере были реализованы требования Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10, в части получения необходимых документов, доступа к платежной системе ОПС/ПО, проведения предварительной встречи по проверке с руководством ОПС/ПО, подписания актов о противодействии проведения проверки / констатирования каких-либо фактов и т.д.
В связи с чем, в целях более эффективного выполнения функций Национального банка по надзору и регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, для снижения рисков возникновения аналогичной ситуации в платежной системе ОПС/ПО, необходимо внесение изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 и Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 24 февраля 2016 года № 10/7.
Кроме того, целью внесения изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 является защита интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Проблема 1. Противодействие со стороны должностных лиц ОПС/ПО при выполнении Национальным банком установленных действий при проведении инспекторской проверки ОПС/ПО
Отсутствие квалифицированного руководителя ОПС/ПО, других должностных лиц, штатного IT-персонала в компании, дублирующего состава по критичным функциям может привести к возникновению технического сбоя в функционировании платежной системы. Несвоевременное устранение техничекого сбоя, в свою очередь, может повлиять и на деятельность банковской системы, поскольку ряд коммерческих банков пользовалися услугами данного оператора платежной системы.
Кроме того, при противодействии со стороны должностных лиц ОПС/ПО, непредставления в ходе проверки запрашиваемой информация, доступа к данным, документов о деятельности ОПС/ПО, либо при отсутствии должностных лиц и сотрудников данного ОПС/ПО, невозможно выполнять установленные действия при проведении инспекторской проверки ОПС/ПО в полном объеме, подписать акты противодействия инспекторской проверке и др.
Проблема 2. Невозможность получения в ходе инспекторской проверки документов/сведений/подтверждений фактов нарушений для последующего применения мер воздействий в отношении ОПС/ПО
Для оценки реальной ситуации с ОПС/ПО, применения мер воздействий в отношении ОПС/ПО необходимо наличие подтверждающих документов по выявленным нарушениям. Однако, в случае, если в ходе инспекторской проверки в ОПС/ПО отсутствует должностные лица, IT-персонал, сотрудники бухгалтерии и т.д. невозможно получить достоверные данные о функционировании платежной системы ОПС/ПО, финансового состояния ОПС/ПО и т.д.
Проблема 3. Отсутствие в нормативных правовых актах Национального банка надзорных мер воздействия к должностным лицам ОПС/ПО, введения специального режима при нештатных ситуациях
Возникший внутренний конфликт в январе 2019 года между собственниками/ учредителями/участниками, несогласие коллектива с политикой руководства компании, методами и формами управления, а также несвоевременное разрешение возникающих проблем, привели к потере управления компанией и массовому увольнению ключевых сотрудников. Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 24 февраля 2016 года № 10/7 не предусматривает ответственность должностных лиц ОПС/ПО и строгой регламентации деятельности должностных лиц.
Кроме того, Инструкция «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/1 не описывает алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации, отсутствуют образцы актов по подтверждению каких-либо фактов (факт отсутствия должностных лиц/ сбоя и других фактов), выявленных в ходе проверки и т.д.
Далее приведено «дерево проблем», где отражены основные проблемы (подпроблемы), которые оказывают негативное влияние на их решение:
«ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ»
2. Определение меры для решения проблем
Цель регулирования:
Эффективное выполнение функций Национального банка по надзору и регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, совершенствование нормативной правовой базы Национального банка для надежного функционирования платежной системы Кыргызской Республики.
Меры для решения проблем:
Для решения перечисленных проблем необходимо пересмотреть нормы Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/1, в части:
- конкретизации требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки;
- установления критериев планирования инспекторских проверок;
- конкретизации оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций;
- алгоритма действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации;
- периодичности проведения инспекторских проверок;
- возможности зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами;
- основных вопросов, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д.
3. Варианты регулирования и оценка последствий
Ниже рассмотрены три варианта регулирования:
Вариант №1 – «либеральный подход к регулированию».
Вариант № 2 – «оставить все как есть».
Вариант № 3 – «государственное регулирование».
Вариант №1. «Либеральный подход к регулированию»
Предлагаемая поднадзорными организациями политика минимального вмешательства надзорного органа путем увеличения сроков между инспекторскими проверками деятельности операторов платежных систем/платежных организаций, несет в себе риски ослабления контроля и ненадлежащего исполнения Национальным банком функции надзора за платежной системой. Это в свою очередь может повлечь бесконтрольность осуществляемых операций операторами платежных систем / платежных организаций и затронуть непосредственно интересы населения.
В случае применения либерального подхода к регулированию, предлагаемого поднадзорными организациями, возникнет риск ущемления интересов населения, невыполнения на должном уровне ОПС/ПО своих обязательств перед поставщиками товаров и услуг, возникновения системного риска в платежной системе и т.д.
Вариант № 2. «Оставить все как есть»
Законодательство Кыргызской Республики уже предусматривает нормы по регулированию и надзору за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций, в том числе осуществление инспекторских проверок на местах.
Существует необходимость постоянного совершенствования нормативных правовых актов Национального банка для выполнения задачи Национального банка по обеспечению безопасности, стабильности и эффективности платежной системы.
Данный вариант сохраняет риск возникновения подобных и других негативных событий, имевших место на рынке платежных услуг в январе 2019 года.
Следует отметить, что из года в год увеличивается как количество платежных терминалов, так и объем транзакций, проводимых через операторов платежных систем/платежных организаций, что свидетельствует о динамичном развитии данного сегмента платежной системы Кыргызской Республики. Так, например, в 2017 году количество платежных терминалов самообслуживания платежных организаций составляло 4 165 единиц, а уже к концу 2018 году составило 5 748 единиц. Показатели объемов транзакций операторов платежных систем/платежных организаций выросли с 25,7 млрд. сомов (за 2017 год) до 29, 2 млрд.сомов за 2018 год.
Принимая во внимание наблюдаемое из года в год увеличение объемов транзакций, проводимых операторами платежных систем и платежными организациями, использование существующих механизмов надзора и проведения инспекторских проверок, без совершенствования нормативных правовых актов, приведет к увеличению возможности возникновения вышеуказанных рисков на территории Кыргызской Республики.
В случае применения данного варианта, возникнет риск невозможности выполнения Национальным банком функций надзора за ОПС/ПО в полной мере, что в последующем может повлиять на стабильную деятельность платежной и банковской системам в целом.
Кроме того, данный вариант не содействует динамичному развитию платежной системы Кыргызской Республики, поскольку в результате различных перебоев в функционировании систем у операторов платежных систем и платежных организаций, и их последствий, население может потерять доверие к банковской и платежной системам.
Вариант №3. «Государственное регулирование»
Одной из основных задач Национального банка является обеспечение безопасности, стабильности и эффективности платежной системы.
В этой связи, во исполнение данной задачи, а также в целях более эффективного и оперативного регулирования и надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций со стороны Национального банка возникает необходимость внесения изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10.
При внесении предлагаемых изменений и дополнений будут урегулированы вопросы, касающиеся алгоритма проведения проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять функции и задачи Национального банка.
Предлагаемый проект нормативного правового акта предусматривает следующее:
- конкретизацию требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки;
- установление критериев планирования инспекторских проверок;
- конкретизацию оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций;
- алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации;
- периодичность проведения инспекторских проверок;
- возможность зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами;
- основные вопросы, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д.
4. Правовой анализ
При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупциогенных факторов не выявлено.
Представленный на рассмотрение проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
Кроме этого, в целях гармонизации нормативных правовых актов по вопросам платежных систем, необходимо внести изменения и дополнения также в следующие нормативные правовые акты Национального банка:
Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»;
Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»;
Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»;
Положение «О нештатных ситуациях в платежной системе»;
Положение «О Комитете по платежной системе Национального банка Кыргызской Республики»;
и др.
5. Оценка конкуренции
Принимая во внимание, что Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» устанавливает цели, виды и порядок осуществления инспекторских проверок деятельности платежных организаций и операторов платежных систем со стороны Национального банка, утверждение предлагаемых изменений и дополнений не повлияет на конкуренцию в платежной системе.
6. Экономический анализ (расчет затрат и выгод)
Принятие предлагаемого проекта постановления Национального банка по внесению изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10», не повлечет возникновение дополнительных затрат со стороны ОПС/ПО.
Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны Национального банка реализация данного проекта не повлечет.
Результаты общественных обсуждений
АРВ будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики в целях проведения общественного обсуждения.
При этом, в рамках рабочей группы, операторы платежных систем и платежные организации выразили отрицательное мнение относительно новых предлагаемых изменений в нормативные правовые акты, особенно в части введения специального режима при нештатных ситуациях. По их мнению, для внешнего управления такими специфическими организациями как ОПС/ПО должны быть привлечены внешние управляющие, имеющие соответствующий опыт работы в таких организациях, чтобы знать всю специфику работы и своими действия не довести компанию до банкротства. Введение специального режима в ОПС/ПО должно определяться и подробно прописываться на законодательном уровне. При этом полномочия и ответственность за все действия временного администратора Национального банка должны быть аналогичны введению временной администрации в коммерческих банках.
7. Выводы
В результате рассмотрения возможных вариантов наиболее целесообразным и является Вариант №3 в целях обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Кыргызской Республики.