Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» 

от 30 ноября 2016 года № 47/10»» 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»» (далее проект постановления) разработан с целью регулирования вопросов, касающихся алгоритма проведения инспекторских проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять надзорные функции и задачи Национального банка. 

Основной задачей Национального банка в рамках данного проекта является совершенствование порядка осуществления инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем/ платежных организаций.  

 

2. Описательная часть 

При внесении предлагаемых изменений и дополнений будут урегулированы вопросы, касающиеся алгоритма проведения инспекторских проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять функции и задачи Национального банка. 

Предлагаемый проект постановления предусматривает следующее: 

- конкретизацию требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки; 

- установление критериев планирования инспекторских проверок; 

- конкретизацию оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций; 

- алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации; 

- периодичность проведения инспекторских проверок; 

- возможность зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами; 

- основные вопросы, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Данный проект постановления будет иметь положительные социально-экономические последствия для всей страны, т.к. предлагаемые изменения направлены на применение дополнительных мер для обеспечения эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем Кыргызской Республики. 

Проект постановления не содержит норм, которые могут привести к ограничению прав в социальной сфере, в части защиты прав, гендерных и экологический ограничений. Кроме того, проект постановления не содержит каких-либо коррупционных факторов. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Проект постановления был согласован со структурными подразделениями Национального банка, а также в составе рабочей группы с ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем КG» и ОЮЛ «Ассоциация операторов связи» и ЗАО «КИКБ».  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта постановления не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.  

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту постановления разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства».  

 

Проект 

О внесении изменений и дополнений в постановление Правления 

Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»  

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

1. Внести прилагаемые изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10».  

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.  

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платежных систем. 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _____________2019 года  

№_____________________ 

 

 

Изменения и дополнения 

в постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 следующие изменения и дополнения:  

в Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденную вышеуказанным постановлением:  

- в пункте 3 слово «данных» заменить словом «установленных»; 

- первое предложение пункта 5 изложить в следующей редакции: 

«5. В ходе инспекторской проверки Национальный банк имеет право запрашивать и получать любую информацию, касающуюся деятельности поднадзорных организаций, их отчетности, агентов, субагентов, дочерних организаций, а также требовать разъяснения по полученной информации и, при необходимости, получить копии подтверждающих документов, заверенные печатью поднадзорной организации.»; 

- пункт 6 изложить в следующей редакции: 

«6. Взаимодействие и обмен информацией Национального банка с поднадзорными организациями при рассмотрении отчета по итогам проверки осуществляется в виде официальных переговоров, встреч и путем представления других письменных документов.»; 

- абзацы шестой и седьмой пункта 7 изложить в следующей редакции: 

«- выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений для исправления недостатков, улучшения состояния поднадзорной организации и снижения ее рисков, а при необходимости - выработка предупредительных мер и/или мер воздействия; 

- оценка выполнения поднадзорной организацией рекомендаций и предписаний, направленных по итогам предыдущей инспекторской проверки по устранению выявленных недостатков.»; 

- Главу 3 дополнить пунктом 8-1. следующего содержания: 

«8-1. План инспекторских проверок надзорных организаций составляется на каждый год и утверждается заместителем/членом Правления Национального банка, курирующим структурное подразделение, осуществляющее функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями, или лицом, его замещающим.  

Планирование инспекторских проверок осуществляется с учетом следующих основных критериев (но ограничивается ими):  

- значимость платежной системы, которая определяется в соответствии с Политикой по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики и утверждается Комитетом по платежной системе Национального банка Кыргызской Республики; 

- размер уставного капитала; 

- осуществление приема бюджетных платежей; 

- предыдущие проведенные инспекторские проверки; 

- исполнение предписаний и других мер воздействия и т.д. 

 

В план инспекторских проверок, при необходимости, могут вноситься изменения.»; 

- в пункте 10 после слов «поднадзорной организации» исключить слова «(например, процессинг, прием платежей в пользу третьих лиц, электронные деньги, и т.д.)»; 

- пункт 14 дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания: 

«- имеются сведения/информация/обращения граждан о разногласиях (конфликтах) между учредителями/участниками/акционерами, должностными лицами оператора платежной системы/платежной организации (связанные с поднадзорной организацией), или другие события, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями; 

- имеется информация от правоохранительных органов о незаконной деятельности поднадзорной организации.»; 

- в пункте 15 слова «два года» заменить словом «год»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. В случае если плановая инспекторская проверка является комплексной, то руководитель проверки высылает в поднадзорную организацию письмо-уведомление с приложением перечня необходимых документов (Приложение 2), не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку предъявляется по прибытию.»; 

- пункт 25 изложить в следующей редакции; 

«25. В первый день проверки поднадзорная организация обязана представить все документы, указанные в письме-уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 21 настоящей Инструкции. Отсутствие документов оформляется отдельным актом и подписывается руководителем группы по проверке и уполномоченным представителем поднадзорной организации. 

В первый день проверки поднадзорная организация обязана предоставить отдельное помещение с оборудованными рабочими местами. Помещение не должно содержать аудио/видео устройств, ведущих аудио/видеозапись. В случае, если в данном помещении, представленном группе по проверки поднадзорной организацией имеются аудио/видеозаписывающие устройства, то поднадзорная организация предоставляет обязательство, что в период проверки в данном помещении не будет осуществляться аудио/видеозапись.»; 

- в пункте 26 слова «за один рабочий день до» заменить словами «в день»; 

- пункт 27 изложить в следующей редакции: 

«27. В ходе инспекторской проверки поднадзорная организация предоставляет оригиналы документов. В исключительных случаях, когда по объективным причинам невозможно предоставить оригиналы, поднадзорная организация предоставляет копии документов, заверенные подписью должностного лица и оттиском печати поднадзорной организации, с указанием причин в письменном виде. 

По запросу группы проверяющих поднадзорная организация предоставляет электронные версии запрашиваемых документов (при их наличии).»; 

- в пункте 29: 

абзац шестой изложить в следующей редакции: 

«- по запросу получить права доступа к автоматизированным/информационным системам поднадзорной организации с возможностью получения информации обо всех проводимых операциях (чтение, формирование и печать отчетов); 

абзац седьмой признать утратившим силу;  

абзац восьмой изложить в следующей редакции: 

«- запрашивать и получать у поднадзорных организаций и участников платежной системы любые документы и информацию по вопросам, касающимся функционирования платежной системы.»; 

- пункт 31 изложить в следующей редакции: 

«31. При осуществлении проверки уполномоченные представители Национального банка могут проводить обсуждения по возникающим в ходе проверки вопросам с непосредственными сотрудниками поднадзорной организации, которые подготовили и предоставили запрошенную информацию.»; 

- пункт 32 дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«В случае необходимости зафиксировать какой-либо факт и/или событие во время проведения проверки поднадзорной организации (отсутствие руководства, должностных лиц, снятия остатков кассы и т.д.) уполномоченными представителями Национального банка составляются в двух экземплярах акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки - по одному для Национального банка и поднадзорной организации в соответствии с Приложением 3-1 к настоящей Инструкции.»; 

- пункт 33 изложить в следующей редакции: 

«33. Акт о противодействии проведению инспекторской проверки / о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки подписывается уполномоченными представителями Национального банка, а также уполномоченным представителем / должностными лицами / сотрудниками поднадзорной организации. В случае отказа от подписания акта со стороны поднадзорной организации либо отсутствия уполномоченного представителя / должностных лиц, сотрудников поднадзорной организации в акте делается отметка об отказе/отсутствии должностных лиц, которая удостоверяется подписью уполномоченных представителей Национального банка (руководителя и членов группы по проверке).»; 

- в пункте 35 после слов «в последнюю неделю» дополнить словами «комплексной инспекторской»; 

- пункт 36 изложить в следующей редакции: 

«36. В ходе предварительной встречи поднадзорная организация вправе предоставить свои комментарии и разъяснения по вопросам, озвученным членами группы по проверке по проверенным участкам деятельности поднадзорной организации, а также разъяснить ситуацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность у Национального банка, выяснить и уточнить имеющиеся проблемы, задать вопросы членам группы по проверке. 

В случае отказа поднадзорной организации подписать протокол по результатам предварительной встречи, поднадзорная организация в течение 3-х дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием отказа в подписании протокола.»; 

- пункт 41 изложить в следующей редакции:  

«41. В течение пяти рабочих дней после заключительной встречи составляется и подписывается протокол, в котором фиксируются все обсужденные вопросы. 

Протокол заключительной встречи подписывается руководителем группы по проверке и уполномоченным представителем поднадзорной организации, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности. 

В случае отказа поднадзорной организации подписать протокол по результатам заключительной встречи, поднадзорная организация в течение 3-х дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием отказа в подписании протокола.»; 

- дополнить пункт 44 вторым предложением следующего содержания: 

«Отчет, по результатам комплексной проверки, включает (но не ограничивается) следующие вопросы:  

- операционный риск,  

- риск ликвидности,  

- комплаенс-риск,  

- риск ПФТ/ОД,  

- доходность,  

- достаточность капитала,  

- внутренний контроль, управление рисками и внешний аудит,  

- проверка информации в финансовых и иных отчетах, предоставляемой в Национальный банк, и информации, опубликованной для широкой общественности;  

- проверка операций по приобретению/отчуждению доли участия в уставном капитале поднадзорной организации, а также процесса по увеличению/уменьшению суммы капитала на соответствие законодательству Кыргызской Республики;  

-  оценка управления рисками; 

- оценка аппаратно-программного комплекса на предмет соответствия установленным требованиям.»; 

- пункт 52 изложить в следующей редакции: 

«52. В сопроводительном письме указываются: 

- необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков, которые поднадзорная организация должна принять в зависимости от рекомендаций, содержащихся в отчете; 

- необходимость подписания Листа ознакомления с отчетом в соответствии с Приложением 4 к настоящей Инструкции, после ознакомления с отчетом об инспекторской проверке. При этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании Листа ознакомления с отчетом.»; 

- пункт 53 изложить в следующей редакции: 

«53. Члены исполнительного органа управления / Совет директоров (при наличии) / /акционеры (учредители)/ участники поднадзорной организации должны ознакомиться с отчетом об инспекторской проверке и подписать лист ознакомления. После ознакомления с отчетом подписанный Лист ознакомления возвращается в Национальный банк в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения сопроводительного письма от Национального банка.»; 

- в пункте 54 слова «страницу с подписями» заменить на слова «Лист ознакомления с отчетом» 

- Инструкцию дополнить Приложением 3-1 следующего содержания: 

«Приложение 3-1 

 

Акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки 

 

________________________________________________________________________ (наименование оператора платежной системы или платежной организации) 

______________________________________________________________________________________(местонахождение, адрес, телефон) 

_____________________________________ "___" _______________ 20__ г. 

(место и дата составления) 

  

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики 

_____________________________________________________________ 

        (ФИО уполномоченных представителей Национального банка Кыргызской Республики) и  

_____________________________________________________________ 

        (ФИО уполномоченных представителей / должностных лиц/ сотрудников поднадзорной организации)  

 

составлен настоящий Акт о том, что ____________________________________________________________________________ 

                        (излагается установленный факт и /или событие) 

  

Акт составлен: 

 

(ФИО уполномоченного 

представителя Национального банка) 

______________ 

(должность) 

_________ 

(подпись) 

  

  

  

  

Ознакомлен: 

________________ (ФИО работника 

поднадзорной организации) 

_____________ 

(должность) 

___________(подпись) 

  

  

  

  

  

  

  

  

Получен второй 

экземпляр акта: 

_____________________ 

(ФИО работника 

поднадзорной организации)». 

__________________ 

(должность) 

_________________ 

(подпись) 

 

 

 

 

- в Приложении 4 слова «Подписи исполнительного органа управления» заменить словами «Лист ознакомления с отчетом». 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Утверждаю 

Председатель  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

Абдыгулов Т.С. 

____________________ 

(подпись) 

«____» _______________ 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в 

Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10»  

 

 

Основание для разработки: приказ НБКР от 05 марта 2019 г. г. № 2019-№-141/42-О 

 

Сроки проведения АРВ: март 2019 г. май 2019 г.  

(начало) (окончание) 

Рабочая группа: 

1. 

Лелевкина Э.В. 

 

начальник управления платежных систем Национального банка, председатель рабочей группы 

2. 

Акулуева М.Ш. 

 

начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка 

3. 

Омуралиева Н.Э. 

 

начальник отдела контроля и надзора за платежными системами управления платежных систем Национального банка 

4. 

Султаналиев А.З. 

 

начальник отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка 

5. 

Бугубаева Н.А. 

 

руководитель группы надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций отдела по операторам платежных систем и платежным организациям Национального банка 

6. 

Ибрагимова С.З. 

 

главный специалист отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы №2) 

7. 

Исмаилов А. 

 

ведущий юрист юридического управления Национального банка 

8. 

Кулманбетов У.Э.  

 

главный специалист методологии, надзора и лицензировании банков Национального банка  

9. 

Джумалиева С. 

 

начальник управления комплаенс контроля ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный банк» (по согласованию) 

10. 

Алишев Р.К. 

 

президент Ассоциации операторов платежных систем Кыргызской Республики (по согласованию) 

11. 

Куренкеев А.С. 

 

исполнительный директор Ассоциации операторов связи (по согласованию) 

 

Контактные данные ответственного лица: Руководитель Группы надзора за ОПС/ПО Управления платежных систем Национального банка, тел. 66 91 98, e-mail: nbugubaeva@nbkr.kg 

Объем - ____ стр., приложений - _______. 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления «О внесении изменений и дополнений в постановление Национального банка «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10» проведен в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства» 

 

1. Проблемы и основания для государственного вмешательства 

В настоящее время на территории Кыргызской Республики осуществляют деятельность 22 оператора платежных систем и 21 платежная организация на основании лицензий Национального банка на оказание следующих видов услуг: 

- по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

В соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О платежной системе Кыргызской Республики», Национальный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций, в том числе проводит инспекторскую проверку их деятельности и, в случае необходимости, принимает меры воздействия в отношении операторов платежных систем / платежных организаций.  

 

В январе 2019 года, в результате внутреннего конфликта между собственниками, а также между руководством и коллективом одного из крупных операторов платежных систем/платежных организаций, был зафиксирован сбой в работе данной платежной системы, который повлек за собой несвоевременное проведение платежей за товары и услуги, а также невозможность осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/ контрагентами данной организации, что в итоге привело к приостановлению лицензии на осуществление деятельности. Кроме того, возникшие проблемы повлияли на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга и т.д. некоторых коммерческих банков. 

В целях минимизации рисков Национальным банком была проведена целевая инспекторская проверка деятельности данного оператора платежных систем/платежной организации (далее ОПС/ПО). Ситуация показала, что контроль и установленные защитные механизмы по гарантированию платежей в пользу третьих лиц недостаточно эффективные. Кроме того, в ходе вышеуказанной проверки не в полной мере были реализованы требования Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10, в части получения необходимых документов, доступа к платежной системе ОПС/ПО, проведения предварительной встречи по проверке с руководством ОПС/ПО, подписания актов о противодействии проведения проверки / констатирования каких-либо фактов и т.д. 

В связи с чем, в целях более эффективного выполнения функций Национального банка по надзору и регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, для снижения рисков возникновения аналогичной ситуации в платежной системе ОПС/ПО, необходимо внесение изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 и Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 24 февраля 2016 года № 10/7.  

Кроме того, целью внесения изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10 является защита интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.  

 

Проблема 1. Противодействие со стороны должностных лиц ОПС/ПО при выполнении Национальным банком установленных действий при проведении инспекторской проверки ОПС/ПО  

Отсутствие квалифицированного руководителя ОПС/ПО, других должностных лиц, штатного IT-персонала в компании, дублирующего состава по критичным функциям может привести к возникновению технического сбоя в функционировании платежной системы. Несвоевременное устранение техничекого сбоя, в свою очередь, может повлиять и на деятельность банковской системы, поскольку ряд коммерческих банков пользовалися услугами данного оператора платежной системы. 

Кроме того, при противодействии со стороны должностных лиц ОПС/ПО, непредставления в ходе проверки запрашиваемой информация, доступа к данным, документов о деятельности ОПС/ПО, либо при отсутствии должностных лиц и сотрудников данного ОПС/ПО, невозможно выполнять установленные действия при проведении инспекторской проверки ОПС/ПО в полном объеме, подписать акты противодействия инспекторской проверке и др. 

 

Проблема 2. Невозможность получения в ходе инспекторской проверки документов/сведений/подтверждений фактов нарушений для последующего применения мер воздействий в отношении ОПС/ПО  

Для оценки реальной ситуации с ОПС/ПО, применения мер воздействий в отношении ОПС/ПО необходимо наличие подтверждающих документов по выявленным нарушениям. Однако, в случае, если в ходе инспекторской проверки в ОПС/ПО отсутствует должностные лица, IT-персонал, сотрудники бухгалтерии и т.д. невозможно получить достоверные данные о функционировании платежной системы ОПС/ПО, финансового состояния ОПС/ПО и т.д.  

 

Проблема 3. Отсутствие в нормативных правовых актах Национального банка надзорных мер воздействия к должностным лицам ОПС/ПО, введения специального режима при нештатных ситуациях 

 

Возникший внутренний конфликт в январе 2019 года между собственниками/ учредителями/участниками, несогласие коллектива с политикой руководства компании, методами и формами управления, а также несвоевременное разрешение возникающих проблем, привели к потере управления компанией и массовому увольнению ключевых сотрудников. Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 24 февраля 2016 года № 10/7 не предусматривает ответственность должностных лиц ОПС/ПО и строгой регламентации деятельности должностных лиц.  

Кроме того, Инструкция «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/1 не описывает алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации, отсутствуют образцы актов по подтверждению каких-либо фактов (факт отсутствия должностных лиц/ сбоя и других фактов), выявленных в ходе проверки и т.д. 

Далее приведено «дерево проблем», где отражены основные проблемы (подпроблемы), которые оказывают негативное влияние на их решение:  

 

«ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ» 

 

 

 

 

2. Определение меры для решения проблем  

Цель регулирования: 

Эффективное выполнение функций Национального банка по надзору и регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, совершенствование нормативной правовой базы Национального банка для надежного функционирования платежной системы Кыргызской Республики. 

 

Меры для решения проблем:  

Для решения перечисленных проблем необходимо пересмотреть нормы Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/1, в части: 

- конкретизации требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки; 

- установления критериев планирования инспекторских проверок; 

- конкретизации оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций; 

- алгоритма действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации; 

- периодичности проведения инспекторских проверок; 

- возможности зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами; 

- основных вопросов, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д. 

 

 

3. Варианты регулирования и оценка последствий 

Ниже рассмотрены три варианта регулирования: 

Вариант №1 «либеральный подход к регулированию».  

Вариант № 2 «оставить все как есть». 

Вариант № 3 «государственное регулирование». 

 

Вариант №1. «Либеральный подход к регулированию»  

 

Предлагаемая поднадзорными организациями политика минимального вмешательства надзорного органа путем увеличения сроков между инспекторскими проверками деятельности операторов платежных систем/платежных организаций, несет в себе риски ослабления контроля и ненадлежащего исполнения Национальным банком функции надзора за платежной системой. Это в свою очередь может повлечь бесконтрольность осуществляемых операций операторами платежных систем / платежных организаций и затронуть непосредственно интересы населения.  

В случае применения либерального подхода к регулированию, предлагаемого поднадзорными организациями, возникнет риск ущемления интересов населения, невыполнения на должном уровне ОПС/ПО своих обязательств перед поставщиками товаров и услуг, возникновения системного риска в платежной системе и т.д.  

 

Вариант № 2. «Оставить все как есть» 

Законодательство Кыргызской Республики уже предусматривает нормы по регулированию и надзору за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций, в том числе осуществление инспекторских проверок на местах.  

Существует необходимость постоянного совершенствования нормативных правовых актов Национального банка для выполнения задачи Национального банка по обеспечению безопасности, стабильности и эффективности платежной системы.  

Данный вариант сохраняет риск возникновения подобных и других негативных событий, имевших место на рынке платежных услуг в январе 2019 года.  

Следует отметить, что из года в год увеличивается как количество платежных терминалов, так и объем транзакций, проводимых через операторов платежных систем/платежных организаций, что свидетельствует о динамичном развитии данного сегмента платежной системы Кыргызской Республики. Так, например, в 2017 году количество платежных терминалов самообслуживания платежных организаций составляло 4 165 единиц, а уже к концу 2018 году составило 5 748 единиц. Показатели объемов транзакций операторов платежных систем/платежных организаций выросли с 25,7 млрд. сомов (за 2017 год) до 29, 2 млрд.сомов за 2018 год.  

Принимая во внимание наблюдаемое из года в год увеличение объемов транзакций, проводимых операторами платежных систем и платежными организациями, использование существующих механизмов надзора и проведения инспекторских проверок, без совершенствования нормативных правовых актов, приведет к увеличению возможности возникновения вышеуказанных рисков на территории Кыргызской Республики. 

В случае применения данного варианта, возникнет риск невозможности выполнения Национальным банком функций надзора за ОПС/ПО в полной мере, что в последующем может повлиять на стабильную деятельность платежной и банковской системам в целом.  

Кроме того, данный вариант не содействует динамичному развитию платежной системы Кыргызской Республики, поскольку в результате различных перебоев в функционировании систем у операторов платежных систем и платежных организаций, и их последствий, население может потерять доверие к банковской и платежной системам. 

 

Вариант №3. «Государственное регулирование» 

Одной из основных задач Национального банка является обеспечение безопасности, стабильности и эффективности платежной системы.  

В этой связи, во исполнение данной задачи, а также в целях более эффективного и оперативного регулирования и надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций со стороны Национального банка возникает необходимость внесения изменений и дополнений в Инструкцию «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10. 

При внесении предлагаемых изменений и дополнений будут урегулированы вопросы, касающиеся алгоритма проведения проверок при нештатных ситуациях, конкретизированы требования к предоставляемым документам и т.д., что в последующем позволит более эффективно осуществлять функции и задачи Национального банка. 

Предлагаемый проект нормативного правового акта предусматривает следующее: 

- конкретизацию требований к предоставляемым документам в ходе проведения инспекторской проверки; 

- установление критериев планирования инспекторских проверок; 

- конкретизацию оснований для проведения внеплановых проверок деятельности операторов платежных систем/платежных организаций; 

- алгоритм действий при проведении инспекторской проверки в ОПС/ПО при нештатной ситуации; 

- периодичность проведения инспекторских проверок; 

- возможность зафиксировать в ходе инспекторской проверки какой-либо факт актами; 

- основные вопросы, которые должны быть отражены в отчете по итогам инспекторской проверки и т.д. 

 

4. Правовой анализ 

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупциогенных факторов не выявлено.  

Представленный на рассмотрение проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

Кроме этого, в целях гармонизации нормативных правовых актов по вопросам платежных систем, необходимо внести изменения и дополнения также в следующие нормативные правовые акты Национального банка: 

Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»;  

Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»;  

Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»; 

Положение «О нештатных ситуациях в платежной системе»; 

Положение «О Комитете по платежной системе Национального банка Кыргызской Республики»; 

и др. 

 

5. Оценка конкуренции 

Принимая во внимание, что Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» устанавливает цели, виды и порядок осуществления инспекторских проверок деятельности платежных организаций и операторов платежных систем со стороны Национального банка, утверждение предлагаемых изменений и дополнений не повлияет на конкуренцию в платежной системе.  

 

6. Экономический анализ (расчет затрат и выгод) 

Принятие предлагаемого проекта постановления Национального банка по внесению изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10», не повлечет возникновение дополнительных затрат со стороны ОПС/ПО. 

Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны Национального банка реализация данного проекта не повлечет. 

 

Результаты общественных обсуждений 

АРВ будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики в целях проведения общественного обсуждения. 

При этом, в рамках рабочей группы, операторы платежных систем и платежные организации выразили отрицательное мнение относительно новых предлагаемых изменений в нормативные правовые акты, особенно в части введения специального режима при нештатных ситуациях. По их мнению, для внешнего управления такими специфическими организациями как ОПС/ПО должны быть привлечены внешние управляющие, имеющие соответствующий опыт работы в таких организациях, чтобы знать всю специфику работы и своими действия не довести компанию до банкротства. Введение специального режима в ОПС/ПО должно определяться и подробно прописываться на законодательном уровне. При этом полномочия и ответственность за все действия временного администратора Национального банка должны быть аналогичны введению временной администрации в коммерческих банках.  

 

7. Выводы 

В результате рассмотрения возможных вариантов наиболее целесообразным и является Вариант №3 в целях обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Кыргызской Республики.