Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту новой редакции Положения «О мерах воздействия, применяемых  

к операторам платежных систем/платежным организациям» 

 

 

1. Цель и задачи   

Проект постановления Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»» (далее проект Положения) разработан с целью усиления требований в отношении операторов платежных систем/платежных организаций и их должностных лиц для выполнения задач по возможности применения к ним мер воздействия, снижения рисков при возникновении инцидентов, которые могут привести к негативным последствиям у операторов платежных систем/платежных организаций, защиты прав потребителей платежных услуг, обеспечения эффективности, безопасности и надежности платежной системы Кыргызской Республики и снижения системных рисков в ней.  

 

2. Описательная часть  

В январе 2019 года в результате внутреннего конфликта между собственниками, а также между руководством и коллективом одного из крупных операторов платежных систем/платежных организаций был зафиксирован сбой в работе его платежной системы, который повлек за собой несвоевременное проведение платежей за товары и услуги, а также невозможность осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/контрагентами данной организации.  

Кроме того, сбой повлиял на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга, платежных терминалов отдельных коммерческих банков. 

Для применения надзорных мер воздействия в целях снижения рисков при возникновении аналогичной ситуации у операторов платежных систем/платежных организаций необходимо внесение изменений и дополнений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 51/1.  

Предлагаемые изменения и дополнения в НПА направлены на усиление требований к операторам платежных систем и платежным организациям при осуществлении ими своей деятельности путем дополнения такими новыми мерами воздействия, как: 

- наложение штрафа на операторов платежных систем/платежные организации и их должностных лиц; 

- отстранение или замена должностных лиц; 

- введение специального режима. 

В проекте Положения также были прописаны основания для принятия решения по применению мер воздействия. 

Проект Положения приведен в соответствие с новым Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях.  

В связи с большим объемом вносимых изменений и дополнений проект Положения представлен в новой редакции.  

Применение Национальным банком мер воздействия направлено на защиту интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.  

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Данный проект Положения будет иметь положительные социально-экономические последствия для всей страны, так как вносимые изменения и дополнения направлены на усиление мер по обеспечению эффективности, безопасности и надежности платежной системы Кыргызской Республики и снижение системных рисков в ней. 

Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта Положения направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики и позволит упорядочить деятельность операторов платежных систем и платежных организаций в целях обеспечения эффективной, безопасной и надежной платежной системы Кыргызской Республики.  

 

4. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики.  

 

5. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта постановления не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.  

 

6. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту Положения разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559  

«Об утверждении Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства».  

 

 

Проект 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям 

 

ГЛАВА 1.  

Общие положения 

 

1. Настоящее Положение определяет меры воздействия, порядок применения мер воздействия к операторам платежных систем (кроме банков и других финансово-кредитных организаций), платежным организациям, которые осуществляют свою деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Меры воздействия применяются Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

3. Целью применения Национальным банком мер воздействия является защита прав и законных интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

4. Национальный банк имеет право применять меры воздействия к должностным лицам и операторам платежных систем/платежным организациям в случаях: 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы; 

- действия или бездействия операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой угрозу правам и законным интересам участников и пользователей платежных систем или угрозу возникновения системного риска в платежной системе; 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации; 

- противодействия при осуществлении Национальным банком надзорных функций; 

- осуществления подозрительных операций (сделок), не имеющих реального финансового покрытия;  

- осуществления подозрительных действий (сделок), которые запрещены в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- непредоставления или предоставления несвоевременной/недостоверной/ неполной отчетности и/или иной информации в Национальный банк; 

- задержки начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии. 

5. Национальный банк вправе направлять письменное предупреждение в порядке информирования оператора платежной системы/платежной организации о том, что они могут нарушать определенные нормы законодательства Кыргызской Республики или занимаются деятельностью, угрожающей безопасности и надежности платежной системы, а также в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены соответствующие меры воздействия. Предупреждение не является мерой воздействия. Письменное предупреждение направляется за подписью члена Правления Национального банка, курирующего уполномоченное структурное подразделение.  

 

ГЛАВА 2.  

Меры воздействия и их применение 

 

6. Настоящим Положением определены следующие меры воздействия, применяемые к операторам платежных систем/платежным организациям: 

- предписание; 

- штраф на операторов платежных систем/платежные организации и их должностных лиц; 

- отстранение или замена должностных лиц; 

- ограничение на прием платежей и/или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии; 

- введение специального режима в виде: 

прямого банковского надзора; 

временной администрации; 

- временное приостановление лицензии; 

- отзыв лицензии. 

7. Меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, сложности и серьезности нарушения и последствий для пользователей и участников платежных систем. При применении мер воздействия не предусматривается их очередность и последовательность. 

8. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает Комитет по платежной системе Национального банка. 

9. Предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок направляется операторам платежных систем/платежным организациям в случаях: 

- непредставления финансовой отчетности или другой отчетности, определенной нормативными правовыми актами Национального банка; 

- непредоставления заключения независимого финансового аудита, аудита информационных систем и приложения к ним в определенные Национальным банком сроки; 

- предоставления в Национальный банк несвоевременной/недостоверной/неполной информации; 

- отсутствия и/или непредоставления,в ходе проведения инспекторских проверок технических документов, а также документов, поддерживающих функционирование аппаратно-программного комплекса в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- неустранения в течение 24 часов возникшего технического сбоя в функционировании платежной системы, длительность которого составляет более 4 (четырех) часов с момента возникновения сбоя; 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок; 

- любого нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики,  

а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

10. Наложение штрафа на операторов платежных систем/платежные организации. 

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случаях: 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- невыполнения предписания Национального банка;  

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений. 

Операторы платежных систем/платежные организации обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты операторами платежных систем/платежными организациями штрафа Национальный банк вправе применить меры, направленные на принудительное взыскание задолженности в рамках исполнительного производства или другие меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11. Наложение штрафа на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

Штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в случаях:  

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов  

в размере 50% от среднего годового вознаграждения; 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации в размере 50% от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка в размере 50% от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности в размере 30% от среднего годового вознаграждения. 

Должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты штрафа должностными лицами операторов платежных систем/платежных организаций Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства и другие меры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

12. Наложение штрафа на операторов платежных систем/платежные организации и их должностных лиц не является основанием для неустранения допущенного нарушения или неисполнения финансовых обязательств перед потребителями услуг/агентами/поставщиками товаров/услуг. 

13. Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям и их должностным лицам за нарушения, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. В данном случае решение о наложении штрафа принимается в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же нарушение не допускается. 

14. Национальный банк вправе отстранить или потребовать замену должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации в случаях: 

- несоответствия должностных лиц требованиям нормативных правовых актов Национального банка или невыполнения/ненадлежащего выполнения должностных функций; 

- осуществления без надлежащего уровня внутреннего контроля и управления рисками деятельности оператора платежных систем/платежной организации; 

- неспособности должностных лиц обеспечить адекватное руководство деятельностью оператора платежной системы/платежной организации; 

- осуществления операций с аффилированными и связанными с ними лицами в нарушение требований Национального банка или законодательства Кыргызской Республики; 

- непредставления в Национальный банк информации либо предоставления несвоевременной/недостоверной/неполной информации операторами платежных систем/платежных организаций или их органами управления/должностными лицами; 

- непредставления или представления в Национальный банк несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов; 

- инициирования или осуществления действий, в том числе наличия внутренних конфликтных ситуаций или разбирательств, в том числе с привлечением третьих лиц, правоохранительных или судебных органов, а также между участниками/акционерами операторов платежных систем/платежных организаций, угрожающих стабильности платежной системы, её бесперебойному, безопасному функционированию, своевременному осуществлению платежей, защите прав потребителей платежных услуг, финансовой стабильности оператора платежной системы/платежной организации; 

- злоупотребления полномочиями или иных подобных действий; 

- неисполнения требования и/или предписания Национального банка; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, включая нормативные правовые акты Национального банка. 

Комитет по платежной системе Национального банка принимает решение в виде постановления об отстранении или замене должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации. 

15. Национальный банк вправе вводить специальный режим в виде прямого банковского надзора за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций в случаях: 

- нештатных ситуаций, когда имеются сведения/информация/обращения граждан  

о разногласиях (конфликтах) между учредителями/участниками/акционерами, должностными лицами оператора платежной системы/платежной организации (связанные с поднадзорной организацией), или другие события, которые могут привести  

к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы и/или 

к невыполнению обязательств перед пользователями; 

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы; 

- если имеется информация правоохранительных и иных органов и лиц о незаконной деятельности поднадзорной организации; 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации; 

- неспособности органов управления/исполнительного органа и должностных лиц обеспечить руководство деятельности оператора платежной системы/платежной организации;  

- выявления фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Прямой банковский надзор вводится в целях контроля операций оператора платежной системы/платежной организации, мониторинга его финансового состояния, учета и отчетности, исполнения им своих текущих финансовых обязательств, а также в других целях, определенных Национальным банком.  

16. Национальный банк вправе вводить специальный режим в виде временной администрации за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций в случаях: 

- если имеются любые основания для отзыва лицензии в соответствии с законодательстом; 

- если имеются различные разногласия между органами управления операторов платежных систем/платежных организаций, дезорганизирующие его работу, и/или потеряно управление операторов платежных систем/платежных организаций, когда органы управления или должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций не могут выполнять или не выполняют свои функции, включая случаи, когда им отказано в проведении добровольной ликвидации; 

- оператор платежной системы/платежная организация нарушил требования к капиталу и/или, по оценке Национального банка, имеются основания считать, что финансовое состояние операторов платежных систем/платежных организаций серьезно ухудшится; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Временная администрация вводится на срок до шести месяцев и прекращается по истечении срока действия временной администрации либо досрочно по решению Национального банка. Срок действия временной администрации может быть продлен однократно на срок не более шести месяцев.  

Решение Национального банка о введении временной администрации в установленном порядке доводится до сведения органов управления банка и заинтересованных лиц. 

17. Комитет по платежной системе Национального банка принимает решение о введении прямого банковского надзора/временной администрации в виде постановления с указанием:  

- основания и сроков введения прямого банковского надзора/временной администрации;  

- особых условий/режима работы операторов платёжных систем и платежных организаций и уполномоченных лиц Национального банка (включая полномочия и права уполномоченных Национальным банком лиц при проведении операторами платёжных систем/платежными организациями расчетно-денежных операций); 

- оповещения коммерческих банков о введении прямого банковского надзора/временной администрации в поднадзорной организации (оператора платёжной системы/платежной организации) при приеме платежных документов и/или удаленном обслуживании счетов оператора платежной системы/платежной организации;  

- обязанностей операторов платёжных систем и платежных организаций по отношению к Национальному банку и уполномоченным лицам по прямому банковскому надзору/временной администрации, включая формы отчетности; 

- уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка для осуществления прямого банковского надзора или сведений о временном администраторе и привлеченных лицах, в том числе служащих Национального банка, включенных в состав временной администрации. 

При введении прямого банковского надзора должностные лица оператора платежной системы/платежной организации продолжают нести ответственность за финансовое состояние, осуществление текущей деятельности и выполнение обязательств оператора платежной системы/платежной организации. При этом они управляют делами оператора платежной системы/платежной организации под наблюдением уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. 

При введении временной администрации полномочия органов управления и должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации приостанавливаются и переходят к временной администрации. От имени оператора платежной системы/платежной организации, как юридического лица, вправе выступать только временная администрация. Любые действия, предпринятые кем-либо от имени оператора платежной системы/платежной организации, считаются заведомо ничтожными. 

Участники и должностные лица оператора платежной системы/платежной организации обязаны представлять уполномоченному служащему/уполномоченным служащим Национального банка всю информацию, связанную с деятельностью оператора платежной системы/платежной организации. 

На специальный режим в виде прямого банковского надзора распространяются требования Положения «О прямом банковском надзоре», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 мая 2008 года № 22/4, с учетом особенностей деятельности оператора платежной системы/платежной организации. 

На специальный режим в виде временной администрации распространяются требования Положения «О временной администрации» к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-8-(НПА), с учетом особенностей деятельности оператора платежной системы/платежной организации. 

18. Ограничение на прием платежей и/или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии в случаях:  

- выявления неплатежеспособности или несвоевременного исполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы; 

- возникновения технического сбоя в функционировании платежной системы, длительность которого превышает 2 (два) и более часов по вине оператора платежной системы/платежной организации; 

- отсутствия должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации без наличия подтверждающих документов (приказ/распоряжение/заявления и т.д.), предусмотренных в Трудовом кодексе Кыргызской Республики, которые влекут за собой угрозу дезорганизации работы и/или потерю управления оператора платежной системы/платежной организации, либо когда органы управления или должностные лица оператора платежной системы/платежной организации не выполняют свои функции/должностные обязанности; 

- действия или бездействия должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации, которые влекут за собой угрозу правам и законным интересам участников и пользователей платежных систем. 

19. Решение о временном приостановлении лицензии применяется в случае: 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики; 

- допущения систематического невыполнения (два и более раз в течение  

12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев) предписаний и/или требований Национального банка; 

- проведения операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

- продолжающегося технического сбоя в функционировании платежной системы, штатное функционирование которого не восстановлено в течение более 48 часов  

с момента возникновения сбоя; 

- выявления риска неплатежеспособности оператора платежной системы/платежной организации или неисполнения их финансовых обязательств перед поставщиками услуг и/или пользователями платежных услуг; 

- систематического противодействия служащим Национального банка при исполнении ими надзорных функций. 

20. Действие лицензии возобновляется Национальным банком со дня, следующего за днем истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, при условии устранения оператором платежной системы/платежной организацией нарушений требований либо до истечения установленного срока, на который было приостановлено действие лицензии в случае досрочного устранения нарушений требований оператором платежной системы/платежной организацией. 

21. В случае досрочного устранения выявленных нарушений оператор платежной системы/платежная организация уведомляет Национальный банк об этом в письменной форме с предоставлением соответствующих документов. Национальный банк, в свою очередь, вправе провести инспекторскую проверку. 

22. Национальный банк проводит инспекторскую проверку на предмет устранения выявленных нарушений оператором платежной системы/платежной организацией не позднее чем в 30 (тридцатидневный) срок, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения уведомления оператора платежной системы/платежной организации о досрочном устранении нарушений. По результатам проверки, Национальный банк направляет оператору платежной системы/платежной организации в письменной форме решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в ее возобновлении с соответствующим обоснованием и вносит соответствующие сведения в реестр лицензий операторов платежных систем/платежных организаций. Решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в ее возобновлении принимается Комитетом по платежной системе Национального банка. 

23. Лицензия считается возобновившей свое действие со дня принятия соответствующего решения Комитетом по платежной системе Национального банка, внесения сведений об этом в реестр и уведомления оператора платежной системы/платежной организации. Оператор платежной системы/платежная организация вправе обжаловать решение Национального банка об отказе в возобновлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

24. Отзыв лицензии производится в том случае, когда деятельность оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой угрозу интересам участников и пользователей платежных услуг и применяется в следующих случаях: 

- при нарушении законодательства Кыргызской Республики; 

- при выявлении неплатежеспособности или неисполнении (два и более раз в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев) финансовых обязательств перед поставщиками услуг и/или пользователями платежных систем; 

- при неисполнении ранее направленных предписаний Национального банка; 

- при задержке начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на один год с момента выдачи лицензии. 

25. Отзыв лицензии деятельности оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой прекращение деятельности, указанной в лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

26. Комитет по платежной системе Национального банка может принять решение об отзыве лицензии без предварительного применения других мер воздействия для снижения рисков в платежной системе, защиты прав и законных интересов участников и пользователей платежных систем. 

27. Решение Комитета по платежной системе Национального банка вступает в силу со дня его принятия и уведомления оператора платежной системы/платежной организации, если иной срок не указан в решении Комитета по платежной системе Национального банка. 

28. Оператор платежной системы/платежная организация в течение 3 (трех) рабочих дней после получения решения Комитета по платежной системе Национального банка об отзыве лицензии должен сдать оригинал лицензии в Национальный банк. 

29. Национальным банком вносится соответствующая запись об отзыве лицензии в реестр, и информация об отзыве размещается на официальном интернет-сайте Национального банка.  

30. При прямом банковском надзоре, временной администрации, ограничении на прием платежей и/или ограничении проведения отдельных видов платежей и операций, приостановлении/отзыве лицензии и добровольной ликвидации оператора платежной системы/платежной организации Национальный банк направляет уведомление во все коммерческие банки, операторам платежных систем/платежным организациям. 

В целях ускорения процесса информирования, а также фиксирования времени и даты информирования Национальный банк направляет копию уведомления о применении меры воздействия на официальные электронные адреса всех коммерческих банков, операторов платежных систем/платежных организаций, а также размещает информацию на официальном интернет-сайте Национального банка для информирования остальных участников платежных систем (пользователей услуг, поставщиков товаров/услуг). 

 

ГЛАВА 3.  

Порядок завершения платежей оператора платежной системы/платежной организации 

 

31. С момента временного приостановления/отзыва лицензии или добровольной ликвидации оператор платежной системы/платежная организация должны полностью прекратить осуществление деятельности по: 

- приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

32. В случае, если с момента введения ограничения на прием платежей и/или ограничения на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии, временного приостановления/ограничения/отзыва лицензии или добровольной ликвидации в систему оператора платежной системы/платежной организации поступили платежи (до момента полного отключения системы, технического сбоя в фунционировании системы и при действующих договорах с поставщиками товаров, услуг и участниками платежных систем), то данные платежи должны быть приняты, завершены и оплачены оператором платежной системы/платежной организацией. Информация по завершению данных платежей должна быть представлена в бумажном виде в Национальный банк в срок не позднее следующего дня вручения, опубликования, оглашения или доведения до сведения решения Комитета по платежной системе Национального банка. В случаях, когда оператор платежной системы/платежная организация не доводит/доводит с нарушениями установленных сроков до сведения Национального банка данную информацию и/или не завершает такие платежи, применяются меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

ГЛАВА 4.  

Заключительные положения 

 

33. Обжалование мер по решению Комитета по платежной системе Национального банка о применении мер воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам осуществляется в соответствии Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13. 

34. В случае, если оператором платежной системы/платежной организацией выступает банк или другая финансово-кредитная организация, то мера воздействия применяется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года  

№ 2017-П-12/25-4-(НПА). 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

Абдыгулов Т.С. 

____________________ 

(подпись) 

«____» _______________ 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О новой редакции Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»  

от 28 декабря 2016 года № 51/1»  

 

 

Основание для разработки: приказ НБКР от 05 марта 2019 г. г. № 2019-№-141/42-О 

 

Сроки проведения АРВ: март 2019 г. май 2019 г.  

(начало) (окончание) 

Рабочая группа: 

1. 

Лелевкина Э.В. 

 

начальник управления платежных систем Национального банка, председатель рабочей группы 

2. 

Акулуева М.Ш. 

 

начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка 

3. 

Омуралиева Н.Э. 

 

начальник отдела контроля и надзора за платежными системами управления платежных систем Национального банка 

4. 

Султаналиев А.З. 

 

начальник отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка 

5. 

Бугубаева Н.А. 

 

руководитель группы надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций отдела по операторам платежных систем и платежным организациям Национального банка 

6. 

Ибрагимова С.З. 

 

главный специалист отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы №2) 

7. 

Исмаилов А. 

 

ведущий юрист юридического управления Национального банка 

8. 

Кулманбетов У.Э.  

 

главный специалист методологии, надзора и лицензировании банков Национального банка  

9. 

Джумалиева С. 

 

начальник управления комплаенс контроля ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный банк» (по согласованию) 

10. 

Алишев Р.К. 

 

президент Ассоциации операторов платежных систем Кыргызской Республики (по согласованию) 

11. 

Куренкеев А.С. 

 

исполнительный директор Ассоциации операторов связи (по согласованию) 

 

Контактные данные ответственного лица: начальник отдела по цифровым и финансовым технологиям управления платежных систем Национального банка, тел. 669172, e-mail: asultanaliev@nbkr.kg 

Объем - ____ стр., приложений - _______. 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О новой редакции Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»  

от 28 декабря 2016 года № 51/1» проведен в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559  

«Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства» 

 

 

1. Проблемы и основания для государственного вмешательства 

В январе 2019 года в результате внутреннего конфликта между собственниками, а также между руководством и коллективом одного из крупных операторов платежных систем/платежных организаций, был зафиксирован сбой в работе его платежной системы, который повлек за собой несвоевременное проведение платежей за товары и услуги, а также невозможность осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/ контрагентами данной организации, что в итоге привело к приостановлению лицензии на осуществление деятельности.  

Кроме того, возникшие проблемы повлияли на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга и т.д. некоторых коммерческих банков. 

Сложившаяся ситуация вызвала негативную реакцию со стороны населения, которое оплачивало платежи за товары и услуги через платежную инфраструктуру операторов платежных систем/платежных организаций (посредством платежных терминалов, агентов и электронных денег), а также агентов и поставщиков услуг, перед которыми не были погашены финансовые обязательства.  

Опасаясь увеличения задолженности со стороны операторов платежных систем/платежных организаций, а также «зависших» платежей от плательщиков, поставщики товаров/услуг в одностороннем порядке отключились от платежной системы.  

Данная ситуация показала, что установленные защитные механизмы по гарантированию платежей в пользу третьих лиц недостаточны.  

Потеря управления в компании, отсутствие в нормативных правовых актах надзорных мер воздействия к должностным лицам, а также отсутствие у регулятора полной информации/оперативной информации по своевременному реагированию на инциденты и риски в поднадзорных организациях для принятия оперативных мер по снижению рисков для пользователей финансовой системы влекут за собой определенные риски для поддержания и обеспечения безопасности и надежности платежных систем.  

Для применения надзорных мер воздействия в целях снижения рисков при возникновении аналогичной ситуации у операторов платежных систем/платежных организаций необходима новая редакция Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем и платежным организациям», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 51/1.  

Применение Национальным банком мер воздействия направлено на защиту интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.  

 

Проблема 1. Нарушение бесперебойного функционирования платежной системы  

Отсутствие штатного IT-персонала в компании, дублирующего состава по критичным функциям, привело к возникновению технического сбоя в функционировании платежной системы крупного оператора платежной системы/платежной организации.  

Проблема 2. Неисполнение платежной системой своих обязательств перед клиентами/агентами/поставщиками услуг  

Сбой в функционировании платежной системы, несвоевременное исполнение оператором платежной системы/платежной организацией своих обязательств перед клиентами/агентами/поставщиками услуг привело к появлению «зависших» в системе платежей. Постоплатная система взаиморасчетов с поставщиками товаров и услуг показала свою неэффективность. Наложение ареста со стороны правоохранительных органов на банковские счета оператора платежной системы/платежной организации привело к скапливанию задолженности и несвоевременности ее погашения перед агентами/поставщиками услуг.  

 

Проблема 3. Отсутствие надзорных мер воздействия к должностным лицам со стороны регулятора 

Внутренний конфликт между собственниками/ учредителями/участниками одного из крупных операторов платежных систем/платежных организаций, несогласие коллектива с политикой руководства компании с методами и формами управления, а также несвоевременное разрешение возникающих проблем привели к потере управления компанией, массовому увольнению ключевых сотрудников компании и сбою в работе платежной системы данного оператора платежной системы/платежной организации.  

Недостаточная степень ответственности исполнительного органа за бесперебойное функционирование платежной системы, неэффективная работа организации, необеспечение квалифицированным штатным персоналом и их преемственность, а также отсутствие надзорных мер воздействия к должностным лицам со стороны регулятора привело к тому, что технический сбой не был оперативно устранен и повлек за собой несвоевременное проведение платежей за товары и услуги, невозможность осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/ контрагентами данной организации.  

Далее приведено «дерево проблем», где отражены основные проблемы (подпроблемы), которые оказывают негативное влияние на их решение:  

 

 

2. Определение меры для решения проблем  

Целью регулирования является обеспечение операторами платежных систем и платежными организациями бесперебойного функционирования деятельности, своевременных взаиморасчетов и недопущение возникновения финансовых обязательств перед потребителями платежных услуг/агентами/поставщиками товаров/услуг, защита прав потребителей платежных услуг. 

Для решения перечисленных проблем необходимо пересмотреть требования Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежный организациям», в части: 

- ответственности исполнительного органа за бесперебойное функционирование платежной системы, неэффективную работу организации, обеспечение квалифицированным штатным персоналом и их преемственность; 

- ответственности за неисполнение платежной системой своих обязательств перед клиентами/агентами/поставщиками услуг; 

- возможности применения надзорных мер воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям и их должностным лицам, введения специального режима. 

 

К качественным индикаторам достижения цели относятся: 

- бесперебойное проведение платежей через операторов платежных систем и платежных организаций за счет более слаженного механизма взаимоотношений между операторами платежных систем и платежными организациями, а также их агентами, поставщиками товаров и услуг; 

- минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников; 

- обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора, а также за агентами/субагентами платежных организаций; 

- ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов. 

К количественным индикаторам достижения цели относятся: 

- увеличение доли безналичных платежей; 

- снижение доли теневой экономики; 

- увеличение количества и объема платежей, проводимых через операторов платежных систем и платежных организаций; 

- снижение количества риск-событий, связанных деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций при приеме платежей в пользу третьих лиц; 

- рост количества более конкурентоспособных и устойчивых платежных организаций. 

 

Варианты государственного регулирования и оценка последствий 

ВАРИАНТ 1. «Оставить все как есть» 

Порядок и требования к операторам платежных систем и платежным организациям установлены Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 51/1. Однако данное Положение не в полной мере покрывает возможные риски, присутствующие в настоящее время на рынке платежных услуг. 

Вариант сохраняет риск возникновения событий, имевших место на рынке платежных услуг в январе 2019 года. При возникновении подобной ситуации среди операторов платежных систем/платежных организаций с учетом увеличения объемов проводимых ими платежей и ростом их агентской/субагентской сети вариант 2 «Оставить все как есть» может привести к возникновению системного риска в платежной системе страны, потере доверия населения к операторам платежных систем/ платежным организациям, что приведёт к сохранению тенденции использования наличных денег в стране и не позволит эффективно реализовывать Государственную программу по переходу на безналичные платежи. 

Данный вид регулирования неприемлем, поскольку в последние годы в результате значительного технического усовершенствования систем и повышения их оперативности значимость операторов платежных систем/платежных организаций (ОПС/ПО) и процедур их контроля значительно возросла. Поэтому необходимо совершенствование и мер воздействия со стороны регулятора в отношении поднадзорных организаций.  

 

Правовой анализ 

Данный вариант не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

ВАРИАНТ 2. «Либеральный подход к регулированию»  

Либеральный подход к мерам воздействия, применяемым к операторам платежных систем/платежным организациям, основанный на принципе саморегулирования, не применим. Это связано с тем, что законодательство Кыргызской Республик уже предусматривает нормы по регулированию и надзору за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций, поскольку они оказывают услуги по приему и проведению расчетов и платежей в пользу третьих лиц, осуществляют процессинг (клиринг) платежей, то есть проводят банковские операции. При этом могут затрагиваться платежи в государственный бюджет и платежи, имеющие чувствительный с социальной точки зрения характер, платежи за услуги ЖКХ и др.  

Платежные системы являются важной частью современной экономики и сбои в их функционировании могут привести к значительным финансовым потерям населения и хозяйствующих субъектов, к возникновению и распространению системных рисков. В связи с вышеизложенным либеральный подход к регулированию приведет к: 

- отсутствию возможности применения регулирующим органом адекватных мер воздействия в случае возникновения сбоев и нарушений в деятельности операторов платежных систем/платежных организаций; 

- несвоевременным взаиморасчетам с агентами/клиентами/контрагентами данной организации и несвоевременному проведению платежей за товары и услуг; 

- низкому уровня обеспечения защиты прав потребителей платежных услуг. 

Способ регулирования. 

Национальный банк со своей стороны будет устанавливать общие правила к мерам воздействия, применяемых к ОПС/ПО, без дополнительного вмешательства и контроля/мониторинга за исполнительным органом, агентской и субагентской сети операторов платежных систем, платежных организаций и коммерческих банков.  

Ожидаемые последствия: 

Данный подход не обеспечит эффективность и безопасность приема и проведения платежей в пользу третьих лиц, защиту прав потребителей.  

Правовой анализ 

Данный вариант потребует внесения изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка.  

 

ВАРИАНТ 3. «Государственное регулирование» 

Применение надзорных мер воздействия со стороны Национального банка существенно снижает вероятность возникновения системных рисков, обеспечивает правовую защиту граждан, безопасность, стабильность и эффективность платежной системы. Высокий уровень регулирования позволяет противодействовать финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

В этой связи во исполнение данной задачи, а также в целях более эффективного и оперативного регулирования деятельности операторов платежных систем и платежных организаций Национальному банку необходимо пересмотреть меры воздействия к ним.  

В зависимости от ситуации, сложности и серьезности нарушения и последствий пользователям и участникам платежных систем Национальный банк вправе: 

- направить предписание;  

- наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации и их должностные лица в размере, установленном Комитетом по платежной системе Национального банка, за нарушение банковского законодательства; 

- отстранить должностные лица или потребовать смены исполнительного органа в случае несоответствия их требованиям нормативных правовых актов;  

- ограничить прием платежей и/или проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии; 

- ввести специальный режим; 

- временно приостановить лицензию; 

- отозвать лицензию. 

При применении мер воздействия не предусматривается их очередность и последовательность. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает Комитет по платежной системе Национального банка. 

 

3. Правовой анализ 

Представленный вариант не противоречит законодательству Кыргызской Республики. Кроме этого, в целях гармонизации нормативных правовых актов по вопросам платежных систем необходимо внести изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка: 

- Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»; 

- Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»;  

- Положение «О нештатных ситуациях в платежной системе»; 

- Инструкцию о проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций; 

- Политику по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики; 

- Положение «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике»; 

- Политику по управлению рисками в платежной системе.  

 

4. Оценка конкуренции 

При предоставлении услуг по приему и проведению платежей в пользу третьих лиц и процессингу банки и операторы платежных систем/платежные организации конкурируют между с собой. Однако для банка предоставление подобной услуги для широких слоев населения является высокозатратным, поэтому себестоимость их услуги выше в сравнении со стоимостью услуги, предоставляемой нефинансовой компанией, осуществляющей прием и проведение платежей в пользу третьих лиц, а также обработку и выдачу финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра.  

Кроме того, высокотехнологичные информационные системы обеспечивают не только быстрый обмен электронной информацией, но и позволяют в короткое время создавать широкую инфраструктуру в территориальном плане и обеспечить охват населения услугами по проведению быстрых платежей.  

При этом при осуществлении данного вида услуг коммерческим банком ответственность и меры воздействия к банку и его должностным лицам значительно выше, нежели к операторам платежных систем и платежным организациям, осуществляющим аналогичную операцию.  

 

5. Экономический анализ  

Порядок применения дополнительно вводимой меры воздействия в виде штрафных санкций, как надзорной меры воздействия (ранее были только административные меры), определяется Комитетом по платежной системе Национального банка. Средства, поступающие в связи с наложением штрафа, будут направляться непосредственно в доход государства, т.е. в республиканский бюджет Кыргызской Республики. 

Расчет затрат операторов платежных систем и платежных организаций 

При таком варианте регулирования может налагаться штраф: 

- на операторов платежных систем/платежных организаций не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) в случаях, предусмотренных в предлагаемой редакции Положения; 

- на должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.), в случаях и размере, предусмотренных в предлагаемой редакции Положения. 

Операторы платежных систем/платежные организации и их должностные лица будут обязаны оплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты должностными лицами оператора платежной системы/платежной организации штрафа Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства. 

Кроме того, Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям и их должностным лицам за нарушения, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. В данном случае решение о наложении штрафа принимается в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же нарушение не допускается. 

Расчет затрат коммерческих банков 

Со стороны коммерческих банков затрат не предвидится. 

Расчет затрат государственного органа 

Прямые затраты государственного органа: затраты государственных органов не будут превышать бюджетные средства, выделенные для деятельности государственного органа. 

Косвенные затраты государственного органа: затрат не будет.  

Результаты общественных обсуждений 

АРВ будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики в целях проведения общественного обсуждения. 

При этом в рамках рабочей группы операторы платежных систем и платежные организации выразили отрицательное мнение относительно новых предлагаемых мер воздействия, в частности по размерам штрафов к операторам платежных систем и платежным организациям, а особенно к их должностным лицам. Это приведет, по их мнению, в том числе к невозможности привлечения соответствующих квалификационным требованиям кадров в органы управления операторов платежных систем и платежных организаций. 

Также операторы платежных систем и платежные организации выразили мнение относительно того, что предлагаемые нормы в виде отстранения должностных лиц, смены органов управления/исполнительного органа противоречат Трудовому кодексу Кыргызской Республики, в котором не содержатся таких оснований, и что для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Трудовой кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

Помимо этого, операторы платежных систем и платежные организации выразили мнение относительно того, что такое введенное понятие, как «бездействие» является слишком обширным понятием и имеет широкое толкование и, как следствие, будет способствовать возникновению коррупциогенного фактора. 

Также операторами платежных систем и платежные организации выразили отрицательное мнение относительно новых предлагаемых изменений в нормативные правовые акты, особенно в части введения специального режима при нештатных ситуациях. По их мнению, для внешнего управления такими специфическими организациями, как операторы платежных систем/платежные организации, должны быть привлечены внешние управляющие, имеющие соответствующий опыт работы в таких организациях, чтобы знать всю специфику работы и своими действия не довести компанию до банкротства. Введение специального режима у операторов платежных систем/платежных организаций должно определяться и подробно прописываться на законодательном уровне. При этом полномочия и ответственность за все действия временного администратора Национального банка должны быть аналогичны введению временной администрации в коммерческих банках. 

Вместе с тем операторы платежных систем и платежные организации выразили мнение о достаточности имеющейся правовой базы для качественного исполнения регуляторных функций. При этом, по их мнению, допускается естественная постоянная оптимизация существующих требований и повышение качества выполняемых функций всех участников, в том числе регулятором. Наблюдаемый же сейчас в целом процесс кардинального изменения правовой базы носит, по мнению операторов платежных систем и платежных организаций, характер реформы, существенно ограничивающий профильных участников и ставящий под вопрос существование платежных организаций, с возможной последующей передачей их функций крупным участникам, например, коммерческим банкам. 

Операторы платежных систем и платежные организации выразили мнение, что предлагаемый подход приведет к тому, что сектор будет чрезмерно «зарегулированым», когда большая часть ресурсов операторов платежных систем и платежных организаций будет направлена не на развитие бизнеса, а на исполнение требований регулятора. 

 

6. Выводы 

Подводя итоги Анализа регулятивного воздействия, можно отметить следующее: 

- при варианте 1 «Либеральный подход к регулированию» возникает риск возникновения системного риска в платежной системе, риск ущемления интересов граждан, невыполнения ОПС/ПО своих обязательств перед клиентами, агентами и поставщиками услуг и т.д. 

при варианте 2 «Оставить все как есть» сохраняются риски возникновения перебоев в системе, связанные как с недостаточной степенью защиты информационных и финансовых потоков, так и другими факторами (внутренние конфликты в организации, бесконтрольный рост агентской и субагентской сетей, отсутствие полных гарантий во взаиморасчетах между операторами платежных систем/платежными организациями и потребителями платежных услуг/агентами/поставщиками товаров и услуг). Это может привести к потере доверия населения к операторам платежной системы и платежным организациям. 

- при варианте 3 «Государственное регулирование» обеспечивается правовая защита граждан, безопасность, стабильность и эффективность платежной системы, снижается вероятность возникновения системных рисков, которые приводят к потерям денежных средств населения и/или их нецелевому использованию.  

 

В результате рассмотрения возможных вариантов наиболее целесообразным является вариант 3 «Государственное регулирование» для обеспечения эффективной, надежной и безопасной платежной системы Кыргызской Республики.