Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Положения «О создании и регистрации гарантийных фондов в  

Кыргызской Республике» 

 

1. Цели и задачи: 

Национальный банк Кыргызской Республики разработал проект Положения  

«О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике». 

Данный проект был разработан в связи со вступлением в силу Закона Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике»  

от 12 апреля 2019 года № 45. 

Указанный Закон был разработан в целях повышения доступности к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса и определения уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантийных фондов. 

Согласно ст.15 Закона Кыргызской Республике «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», Национальный банк является уполномоченным органом по регулированию и надзору за деятельностью гарантийных фондов и принимает нормативные правовые акты по регистрации гарантийных фондов, регулированию и надзору за их деятельностью. 

 

2. Описательная часть: 

На сегодняшний день в Кыргызской Республики осуществляют свою деятельность ОАО «Гарантийный фонд», а также региональные (муниципальные) гарантийные фонды в гг. Кара-Балте, Караколе, Ош, Джалал-Абаде, Канте и Сарай айыл окмоту Ошской области. 

ОАО «Гарантийный фонд» создан на основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 23.06.2016 года № 288-р.  

Уставный капитал ОАО «Гарантийный фонд» составляет 582 млн сомов,  

100% собственником акций является Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве КР. 

ОАО «Гарантийный фонд» утверждено 879 гарантий на общую сумму  

1,139 млрд сом. Объем кредитов, выданных банками-партнерами Фонда, составил  

3 млрд 903 млн сомов. 

Учредителями региональных гарантийных фондов являются органы местного самоуправления, и они действуют на территории региона, где они созданы. За более чем шесть лет деятельности региональных гарантийных фондов выдано более  

576 гарантий на сумму 74,4 млн сомов по следующим секторам экономики: 

- сельское хозяйство 17,1 млн сом; 

- торговля 42,8 млн сом; 

- услуги 12,8 млн сом; 

- промышленность 1,6 млн. сом. 

Выданные гарантии региональных гарантийных фондов позволили банкам выдать кредиты на сумму 322,9 млн сом. Также деятельность региональных гарантийных фондов позволило создать 507 новых рабочих мест, поддержано 1318 действующих рабочих мест.  

Возвратность гарантий заемщиками в среднем составляет 99,5 %. 

Необходимость регулирования и надзора за деятельностью гарантийных фондов обусловлена рисками, присущими специфике их деятельности, напрямую зависящей от добросовестности действий заемщиков и экономической ситуации в Кыргызской Республике и в мире в целом.  

Риск неплатежеспособности гарантийных фондов может напрямую повлиять на устойчивость того или иного банка (ухудшение кредитного портфеля, убытки), которые в последующем могут повлечь риски стабильности банковской системы Кыргызской Республики. 

На основании вышеизложенного большое значение будет иметь финансовое состояние гарантийных фондов, подверженность их различного рода рискам и качественное корпоративное управление для исключения ухудшения их финансового состояния либо возможного совершения незаконных действий. 

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики» деятельность гарантийных фондов не отнесена к лицензируемым видам деятельности.  

В настоящее время учредителями гарантийных фондов выступают государственные органы и органы местного самоуправления. Учитывая небольшое количество гарантийных фондов, при включении деятельности гарантийных фондов в перечень лицензируемых видов деятельности законодателями предусмотрена процедура учетной регистрации в Национальном банке КР и установление требований, при соответствии которым юридическое лицо может заниматься деятельностью гарантийных фондов.  

Для этого в проекте предусмотрено: 

- необходимость прохождения учетной регистрации в Национальном банке КР для осуществления деятельности гарантийных фондов в Кыргызской Республике;  

- в целях обеспечения открытости деятельности гарантийных фондов и организации в рамках лучших практик корпоративного управления в качестве организационно-правовой формы гарантийных фондов предусмотрено только одна форма акционерные общества. Установление таких ограничений обусловлено необходимостью осуществления единого подхода к управлению и регулированию деятельности гарантийных фондов. При этом деятельность акционерных обществ является более открытой, позволяет идентифицировать бенефициарных собственников и определить приемлемые критерии корпоративного управления; 

- в части органов управления гарантийным фондом предлагаем установить требование об обязательном наличии наблюдательного органа Совета директоров; 

- порядок создания гарантийных фондов; 

- порядок выдачи свидетельства об учетной регистрации гарантийных фондов; 

- требования к участникам гарантийных фондов; 

- требования к должностным лицам гарантийных фондов а также и порядок их согласования: 

- порядка создания филиалов и представительств гарантийных фондов; 

- внесения изменений и дополнений в учредительные документы: 

- порядка реорганизации и ликвидации. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие проекта будет иметь положительные социально-экономические последствия для развития всей страны через повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий путем предоставления гарантий (поручительств), что ведет к развитию экономики Кыргызской Республики. 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет, поскольку нормы проекта позволят осуществлять надзор и регулирование деятельности гарантийных фондов, лицензируемых и регулируемых Национальным банком. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству  

Представленный проект не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования  

Реализация норм указанного проекта не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет. 

 

7. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту разработан в соответствии с требованиями Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства. 

 

 

Проект 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике» 

 

 

Настоящее Положение о создании и регистрации гарантийных фондов (далее Положение) определяет порядок создания, учетной регистрации гарантийных фондов (далее ГФ), а также устанавливает требования к участникам, должностным лицам ГФ и порядок их согласования, созданию филиалов и представительств, при внесении изменений и дополнений в устав, при реорганизации и ликвидации. 

 

Глава 1. 

Общие положения 

 

1. Гарантийный фонд юридическое лицо, создаваемое в форме акционерного общества, прошедшее процедуру учетной регистрации в Национальном банке Кыргызской Республики (далее Национальный банк) и осуществляющее деятельность с целью повышения доступности финансирования путем предоставления гарантий для субъектов предпринимательства, направляемого ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых предприятий. При этом под финансированием понимаются предоставление кредитов и их заменителей, а также сделки/операции, осуществляемые в соответствии с исламскими принципами финансирования. 

2. ГФ получает статус юридического лица со дня государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц. 

3. ГФ вправе осуществлять деятельность по предоставлению гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства при наличии свидетельства об учетной регистрации Национального банка, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики. 

4. Устав ГФ должен содержать перечень предоставляемых услуг/сделок, основной регион деятельности, совокупный максимальный размер гарантии, выдаваемой одному и тому же лицу или группе связанных лиц, максимальный размер гарантии в процентном соотношении от размера финансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, а также иные вопросы, установленные гражданским законодательством Кыргызской Республики. 

5. Минимальный размер уставного капитала ГФ должен составлять не менее  

300 000 000 (трехсот миллионов) сомов. 

6. Уставный капитал ГФ формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики за счет денежных средств участников в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике». 

7. Документы, предоставляемые ГФ в соответствии с требованиями настоящего Положения, подаются на государственном или официальном языках Кыргызской Республики: 

- в центральный аппарат Национального банка ГФ, находящимися в г. Бишкек и Чуйской области; 

- в областные управления Национального банка ГФ, находящимися в областях Кыргызской Республики, кроме Чуйской и Баткенской областей; 

- в представительство Национального банка в Баткенской области ГФ, находящимися в Баткенской области. 

8. Каждый экземпляр учредительного документа (решения) или иного документа ГФ, предоставляемого в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, содержащий более одного листа, должен быть по отдельности прошит, пронумерован и подписан руководителем ГФ или иным уполномоченным лицом и заверен печатью ГФ. При этом иному уполномоченному лицу необходимо также предоставить копию соответствующего документа о его полномочиях на подписание и предоставление таких документов в Национальный банк. 

9. В учредительных документах подписи участников-физических лиц должны быть удостоверены нотариально, подписи уполномоченных лиц, являющихся представителями участника-юридического лица, должны быть скреплены печатью юридического лица либо удостоверены нотариально. 

10. Копии документов, предоставляемых ГФ в Национальный банк, должны быть заверены в установленном порядке. 

Документы, предоставляемые иностранными участниками, должны быть легализованы в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, в том числе вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и переведены на государственный или официальный языки Кыргызской Республики (предоставляется нотариально удостоверенный перевод). 

11. В случае предоставления ГФ документов в Национальный банк не в полном объеме либо при их несоответствии требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, Национальный банк в срок, отведенный для рассмотрения представленного пакета документов, вправе возвратить документы на доработку с письменным изложением причин. 

12. В случае представления ГФ в Национальный банк доработанных документов либо если в период рассмотрения Национальным банком документов будут представлены дополнительные документы, то отсчет срока их рассмотрения начинается вновь, с даты получения документов, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. 

13. Решения о выдаче согласий на регистрацию/перерегистрацию ГФ а также его филиалов/представительств принимает член Правления Национального банка, курирующий вопросы надзора и лицензирования, за небанковскими финансово-кредитными организациями, а при нахождении гарантийного фонда в областях, кроме Чуйской области, начальник/директор областного управления/представительства Национального банка. 

14. Информация о решениях, принятых Национальным банком в рамках настоящего Положения, доводятся до сведения заявителей ГФ Национальным банком в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия такого решения, если в настоящем Положении не предусмотрены иные сроки. 

 

Глава 2. 

Требования к участникам ГФ 

 

15. Гарантийные фонды могут быть созданы физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями Закона «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике». 

Участниками гарантийных фондов не могут быть: 

1) физические и юридические лица, проживающие и/или зарегистрированные на территории оффшорных зон, либо имеющие в качестве участников аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком. 

Аффилированными лицами признаются: 

- значительные участники юридического лица; 

- юридические лица, в которых одно и то же юридическое лицо является значительным участником; 

2) физические и юридические лица, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, а также физические и юридические лица, зарегистрированные в государствах, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, запрещающие правоотношения с указанными лицами и обязательные для Кыргызской Республики; 

3) физические и юридические лица, которые в установленном порядке не представили сведения о своей деятельности, финансовом состоянии, составе участников и любые другие сведения и документы, позволяющие их достоверно идентифицировать и изучить участников юридического лица, включая бенефициарных собственников, либо представили такие сведения, которые не позволяют достоверно идентифицировать и изучить участников юридического лица, включая бенефициарных собственников, а также в случае, если они не подтвердили свою безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о Национальном банке, банках и банковской деятельности; 

4) физические и юридические лица, которые в установленном Национальным банком порядке не подтвердили законность источника происхождения денежных средств, направляемых на приобретение акций ГФ или участие в капитале ГФ; 

5) физические и юридические лица, в отношении которых существуют запреты или ограничения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики либо законодательством иностранного государства. 

 

Глава 3. 

Требования к должностным лицам ГФ и порядок их согласования 

 

16. Должностными лицами ГФ, кандидатуры которых в обязательном порядке подлежат согласованию с Национальным банком, являются председатель и члены Совета директоров, председатель и члены Правления, главный бухгалтер, руководитель отдела выдачи гарантий, руководитель службы внутреннего аудита (внутренний аудитор), риск-менеджер. 

17. Кандидаты на должности председателя и членов Совета директоров, председателя Правления и членов Правления должны соответствовать следующим минимальным требованиям Национального банка: 

- наличие высшего образования и стаж работы не менее 1 (одного) года на руководящих должностях в банковской или финансовой системе; 

- наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность ГФ, корпоративного управления, управления рисками. 

Знания по вопросам корпоративного управления и управления рисками должны быть подтверждены сертификатом или иным документом о прохождении обучения в данном направлении. 

18. Кандидат на должность главного бухгалтера должен соответствовать следующим минимальным требованиям Национального банка: 

- наличие высшего образования в сфере экономики и финансов и стаж работы в течение последних 3 (трех) лет работы в банковской или финансовой системе; 

- наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность ГФ, а также в области международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 

Знания в области международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны быть подтверждены сертификатом или иным документом о прохождении обучения в данном направлении. 

19. Кандидаты на должности руководителей структурных подразделений должны соответствовать следующим минимальным требованиям Национального банка: 

- наличие высшего образования в сфере экономики и финансов, стаж работы не менее 2 (двух) лет работы в банковской или финансовой системе; 

- наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность ГФ. 

Кандидаты на должности руководителя службы внутреннего аудита (внутренний аудитор), руководителя отдела выдачи гарантий, риск-менеджера в дополнение к вышеуказанным требованиям должны: 

1) руководитель службы внутреннего аудитора (внутренний аудитор) знать законодательство Кыргызской Республики в области аудита, международных стандартов аудита и финансовой отчетности и иметь сертификат или иной документ, подтверждающий о прохождении обучения в данном направлении. 

2) руководитель отдела выдачи гарантий, риск-менеджер иметь сертификат или иной документ по управлению банковскими рисками, подтверждающий прохождение обучения по указанному направлению. 

Сертификаты и иные документы, подтверждающие прохождение обучения должностных лиц, по направлениям, указанным в пунктах 17, 18, 19 настоящего Положения, должны быть получены в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа. 

20. Решения о согласовании/отказе в согласовании кандидатов на должности председателя и членов Совета директоров, председателя и членов Правления, главного бухгалтера ГФ принимает член Правления, курирующий вопросы надзора и лицензирования за небанковскими финансово-кредитными организациями, а при нахождении ГФ в областях, кроме Чуйской области, начальник/директор областного управления/представительства Национального банка. 

Решения о согласовании/отказе в согласовании кандидатов на должности руководителей структурных подразделений ГФ принимает начальник структурного подразделения, ответственного за регистрацию ГФ, а при нахождении гарантийного фонда в областях, кроме Чуйской области, начальник/директор областного управления/представительства Национального банка 

21. В случае увольнения должностных лиц (освобождения от занимаемой должности), указанных в пункте 16 настоящего Положения, ГФ обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия решения уведомить об этом Национальный банк с указанием причин увольнения и приложением копии соответствующего решения уполномоченного органа управления ГФ. 

Указанные выше требования распространяются также на лиц, временно освобожденных от исполнения своих обязанностей сроком более чем на 2 (два) месяца (отпуск по уходу за ребенком (декрет), больничный, временное исполнение других обязанностей и т.д.). 

22. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня избрания/назначения должностных лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, а также при изменениях в составе должностных лиц ГФ обязан представить в Национальный банк по месту его расположения уведомление об избрании/назначении или изменениях с приложением следующих документов: 

1) решения уполномоченного органа управления ГФ об избрании/назначении (копия, заверенная печатью ГФ); 

2) анкеты по установленной форме (Приложение 2); 

3) справки из органов внутренних дел Кыргызской Республики об отсутствии судимости; 

4) иных требуемых документов, согласно настоящей главе, для каждого должностного лица; 

Председатели и члены Совета директоров, переизбранные на новый срок в том же ГФ на ту же должность, не проходят согласование с Национальным банком. 

23. Представленные документы рассматриваются Национальным банком в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня предоставления документов на рассмотрение. 

24. При согласовании кандидатур могут быть приняты во внимание сведения, полученные в ходе внешнего надзора и инспекторских проверок Национального банка, а также проверок, проводимых в отношении кандидатов любым государственным органом. 

25. Национальный банк вправе отказать в процедуре согласования должностных лиц на должности, указанные в пункте 16 настоящего Положения, если: 

1) в отношении кандидатов вынесен обвинительный приговор за совершение преступлений в сфере экономики или за должностные преступления, в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 

2) кандидаты ранее являлись должностными лицами в банке или иной финансово-кредитной организации, лицензируемых (регулируемых) Национальным банком, и имеются решения Комитета по надзору Национального банка, предписания или другие акты Национального банка, признающие их причастными к действиям (бездействию), в результате которых у банка или иной финансово-кредитной организации была отозвана лицензия (свидетельство); 

4) кандидаты не соответствуют требованиям законов «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и настоящего Положения, в том числе в части требований по безупречной деловой репутации; 

5) существует заключение, решение или другие акты Национального банка (решение Комитета по надзору Национального банка, предписания, отчеты о проверке и др.) признающие, что кандидат: 

а) причастен к действиям (бездействию), в результате которых в банке/финансово-кредитной организации была отозвана лицензия (свидетельство об учетной регистрации) либо был введен режим временной администрации; 

б) причастен к действиям, классифицируемым как нездоровая или небезопасная банковская практика; 

в) допустил нарушения законодательства Кыргызской Республики и иные противоправные действия в сфере финансовой, экономической и/или хозяйственной деятельности; 

6) если лицо утратило безупречную деловую репутацию в других сферах деятельности по решению суда; 

7) имеются материалы проверок регулирующих органов, свидетельствующие о возникновении финансовых и/или административных проблем на участках, за деятельность которых был ответственен кандидат. 

Кандидат не имеет права занимать в ГФ должности, указанные в пункте 16 настоящего Положения, при наличии фактов, указанных: 

- в подпункте 5 «а», 5 «б» пункта 25 настоящего Положения в течение 5 (пяти) лет со дня принятия решения о наличии факта нарушения; 

- в подпункте 5 «в», подпункте 7 пункта 25 настоящего Положения в течение 3 (трех) лет с момента выявления факта нарушения; 

- в подпункте 6 пункта 25 настоящего Положения в течение 3 (трех) лет со дня вступления в силу соответствующего решения. 

26. В случае отказа Национального банка в согласовании лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, указанное лицо подлежит освобождению от занимаемой должности в срок не более десяти рабочих дней со дня получения банком письма Национального банка об отказе в согласовании. В документе, на основании которого кандидат принимается на должность члена Совета директоров, должно быть указано в качестве основания прекращения полномочий (отношений, связанных с выполнением функций члена Совета директоров) - отказ в согласовании должностного лица Национальным банком. 

 

 

Глава 4. 

Документы, предоставляемые для получения согласия Национального банка на прохождение государственной регистрации 

 

27. Для получения согласия Национального банка ГФ по месту его расположения подает следующие документы в Национальный банк: 

1) ходатайство о выдаче согласия на прохождение государственной регистрации (Приложение 1); 

2) протокол общего собрания участников ГФ (в двух экземплярах), содержащий решения: 

- об образовании ГФ; 

- об избрании/назначении должностных лиц ГФ (председатель и члены Совета директоров, председатель и члены Правления, главный бухгалтер, руководитель отдела выдачи гарантий, руководитель службы внутреннего аудита (внутренний аудитор), риск-менеджер); 

3) учредительный договор о создании ГФ (при числе учредителей более одного) (в двух экземплярах); 

4) устав ГФ (в двух экземплярах); 

5) организационную структуру ГФ (органы управления, структурные подразделения их функциональные обязанности, круг рассматриваемых вопросов, подчиненность); 

6) анкеты должностных лиц, установленных в пункте 16 настоящего Положения (Приложение 2), а также сведения и документы, подтверждающие их соответствие минимальным требованиям, установленным настоящим Положением и нормативными правовыми актами Национального банка; 

7) документы, содержащие сведения и позволяющие определить источники происхождения денежных средств. 

Юридическими лицами могут быть представлены: 

- копии финансовой отчетности, налоговых деклараций или иных документов о финансовом состоянии, подтвержденные уполномоченными органами Кыргызской Республики; 

- копия аудиторского заключения (при наличии такового или в случае если данное требование установлено законодательством); 

- иные документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, внесенных в уставный капитал, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, или их копии, заверенные в установленном порядке. 

Физическими лицами могут быть представлены: 

- справки, декларации о доходах, договоры купли-продажи/дарения, право на наследование суммы, имущества и другие, или их копии, заверенные в установленном порядке; 

- иные документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, внесенных в уставный капитал, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, или их копии, заверенные в установленном порядке; 

8) копии паспортов участников-физических лиц; 

28. Национальный банк имеет право запрашивать дополнительные сведения (документы), подтверждающие источники происхождения денежных средств, внесенных в уставный капитал, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 7 пункта 26 настоящего Положения. 

29. Национальный банк вправе приостановить рассмотрение либо отозвать согласие на государственную регистрацию ГФ по следующим причинам: 

1) если в финансовом или правовом положении заявителя произошли такие изменения, которые могут стать основанием для отказа в выдаче согласия на государственную регистрацию ГФ; 

2) если были выявлены недостоверные сведения, включая сведения об участниках и должностных лицах ГФ; 

3) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

Национальный банк письменно уведомляет ГФ о приостановлении или отзыве согласия на государственную регистрацию ГФ. 

30. Национальный банк рассматривает ходатайство о выдаче согласия и прилагаемый пакет документов ГФ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их представления в Национальный банк, удовлетворяющих требованиям, установленных настоящим Положением. 

31. В случае полноты и соответствия представленных документов установленным требованиям и отсутствия оснований для отказа Национальный банк выдает руководителю ГФ письмо о согласии на прохождение ГФ государственной регистрации с приложением по одному экземпляру документов, указанных в подпунктах 2, 3 и 4 пункта 27 настоящего Положения. 

 

Глава 5. 

Порядок выдачи свидетельства об учетной регистрации 

 

32. После государственной регистрации/перерегистрации ГФ для получения свидетельства об учетной регистрации (далее свидетельство) ГФ по месту его расположения обязан представить в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление о выдаче свидетельства (Приложение 3); 

2) нотариально удостоверенные копии учредительных документов ГФ с отметкой о государственной регистрации/перерегистрации; 

3) копию свидетельства о государственной регистрации/перерегистрации ГФ, заверенную печатью ГФ; 

4) документ, подтверждающий на день подачи заявления внесение денежных средств в размере минимального уставного капитала, согласно пункту 5 настоящего Положения, на накопительный счет, открываемый в коммерческом банке Кыргызской Республики (в случае государственной регистрации ГФ). 

Средства, находящиеся на накопительном счете, не могут использоваться участниками ГФ на какие-либо цели до получения свидетельства. 

33. Свидетельство (Приложение 4) выдается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты представления в Национальный банк заявления о выдаче свидетельства и прилагаемого пакета документов, указанных в пункте 31 настоящего Положения. 

34. Свидетельство выдается руководителю ГФ при предъявлении документа, удостоверяющего его личность или иному уполномоченному лицу при предъявлении соответствующей доверенности (документа об уполномочивании) и документа, удостоверяющего его личность. 

35. Сведения о свидетельстве заносятся в реестр ГФ, который ведется Национальным банком. 

36. В случае утери (порчи) подлинного экземпляра свидетельства ГФ подает по месту его расположения в Национальный банк заявление о выдаче дубликата с приложением разъяснений и подтверждающих документов об утере (порче) (при порче испорченное свидетельство; при утере объявление в средствах массовой информации об утере с указанием реквизитов свидетельства и справку из бюро находок). 

37. Выдача дубликата свидетельства производится в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты представления в Национальный банк заявления и соответствующих документов. 

В случае обнаружения подлинного экземпляра свидетельства ГФ в течение 3 (трех) рабочих дней должен представить в Национальный банк подлинный экземпляр свидетельства с приложением разъяснений. 

 

Глава 6. 

Основания для отказа в выдаче свидетельства или согласия на государственную регистрацию/перерегистрацию ГФ, филиалов и представительств ГФ 

 

38. ГФ может быть отказано в выдаче свидетельства или согласия на государственную регистрацию/перерегистрацию ГФ, филиалов и представительств ГФ в следующих случаях: 

1) учредительные или иные представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением; 

2) несоответствие участников (акционеров) и должностных лиц, подлежащих согласованию с Национальным банком, установленным требованиям; 

3) несоответствие размера минимального уставного капитала установленным Национальным банком требованиям; 

4) непредставление в полном объеме документов, содержащих информацию об источниках происхождения денежных средств, вносимых в уставный капитал ГФ. 

39. При отказе заявителю в выдаче свидетельства или согласия на государственную регистрацию/перерегистрацию ГФ, филиалов и представительств ГФ Национальным банком дается мотивированный ответ в письменной форме. 

 

Глава 7. 

Порядок открытия филиалов и представительств 

 

40. ГФ вправе открывать на территории Кыргызской Республики филиалы и представительства, действующие в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и на основании положений о филиалах и представительствах, утвержденных уполномоченными органами ГФ. 

Филиалом ГФ является его обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения ГФ, осуществляющее все или часть операций на основании положения, утвержденного ГФ, и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему ГФ. 

Филиал имеет единые с ГФ уставный капитал, баланс, а также наименование, полностью совпадающее с наименованием ГФ, с добавлением слова «филиал». 

Представительством ГФ является его обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, осуществляющее защиту и представительство интересов ГФ, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия, за исключением выдачи гарантий. 

Действия филиалов и представительств ГФ рассматриваются как действия ГФ, причем создавший их ГФ несет полную ответственность за действия филиалов и представительств. 

41. Открытие филиала и представительства ГФ осуществляется по решению уполномоченного органа управления ГФ. В уставе ГФ должны содержаться сведения об открываемых филиалах и представительствах (в том числе о местонахождении). 

42. Положение о филиале и представительстве ГФ должно содержать следующие сведения: 

1) наименование и местонахождение филиала и представительства; 

2) наименование и местонахождение ГФ, создавшего филиал и представительство; 

3) цель деятельности и полномочия филиала и представительства; 

4) полномочия руководителя филиала и представительства; 

5) условия прекращения деятельности филиала и представительства. 

Положение о филиале и представительстве утверждается уполномоченным органом управления ГФ и подписывается руководителем ГФ. 

43. Для открытия филиала/представительства ГФ подает в Национальный банк по месту ее расположения следующие документы: 

1) ходатайство о даче согласия на открытие филиала/представительства (Приложение 1); 

2) решение уполномоченного органа управления ГФ об открытии филиала/представительства и копия такого решения (заверенная печатью ГФ); 

3) Положение о филиале/представительства; 

44. Национальный банк рассматривает ходатайство о даче согласия на открытие филиала/представительства ГФ в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты представления документов, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. 

45. По итогам рассмотрения в случае соответствия документов установленным требованиям Национальный банк выдает согласие на государственную регистрацию филиала/представительства ГФ. 

46. После государственной регистрации филиала/представительства ГФ обязан в течение 10 (десяти) календарных дней со дня регистрации представить в Национальный банк письмо-уведомление с приложением следующих документов: 

1) копии Положения о филиале/представительства с отметкой о государственной регистрации, заверенной печатью ГФ; 

2) копии свидетельства о государственной регистрации филиала/представительства, заверенной печатью ГФ. 

47. При закрытии филиала/представительства на территории Кыргызской Республики ГФ в течение 10 (десяти) календарных дней с даты прекращения деятельности филиала/представительства, указанной в соответствующем решении, представляет в Национальный банк по месту ее расположения соответствующее письмо-уведомление с приложением следующих документов, заверенных печатью ГФ: 

- копии решения уполномоченного органа управления ГФ о закрытии филиала/представительства; 

- копии регистрационного заявления о регистрации прекращения деятельности филиала/представительства, направленного в уполномоченный государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. 

48. После государственной регистрации прекращения деятельности филиала/ представительства ГФ в течение 10 (десяти) календарных дней со дня регистрации обязан представить в Национальный банк по месту его расположения соответствующее письмо-уведомление с приложением копии документа уполномоченного государственного органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, о регистрации прекращения деятельности филиала/представительства. 

49. При изменении контактных телефонных номеров или адреса электронной почты ГФ должен уведомить об этом Национальный банк в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты наступления таких изменений. 

50. Для согласования с Национальным банком вносимых изменений или дополнений (утверждение в новой редакции) в положение о филиале/представительстве ГФ представляет в Национальный банк по месту его расположения следующие документы: 

1) ходатайство о выдаче согласия для государственной перерегистрации филиала/представительства ГФ; 

2) решение уполномоченного органа ГФ; 

3) положение о филиале/представительстве. 

51. Национальный банк в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает документы, представленные в соответствии с требованиями настоящего Положения. В случае соответствия документов требованиям настоящего Положения и отсутствия оснований для отказа Национальный банк выдает ГФ согласие на государственную перерегистрацию филиала/представительства ГФ. 

52. В течение 10 (десяти) календарных дней со дня государственной перерегистрации филиала/представительства ГФ обязан представить в Национальный банк следующие документы: 

1) копию свидетельства о государственной перерегистрации филиала/представительства ГФ, заверенная печатью ГФ; 

2) копию положения о филиале/представительстве с отметкой о государственной перерегистрации филиала/представительства ГФ, заверенная печатью ГФ. 

Национальный банк вносит информацию о государственной перерегистрации филиала/представительства в реестр. 

 

Глава 8. 

Внесение изменений и/или дополнений в учредительные документы и государственная перерегистрация ГФ 

 

53. Изменения и дополнения в учредительные документы ГФ подлежат обязательному согласованию с Национальным банком. Для согласования с Национальным банком вносимых изменений и/или дополнений в устав ГФ предоставляет в Национальный банк заявление о внесении изменений и/или дополнений в устав с приложением следующих документов: 

1) протокола общего собрания участников ГФ о внесении изменений и дополнений в устав ГФ (в двух экземплярах); 

2) текста изменений и дополнений, вносимых в устав, согласно Приложению 5 (в двух экземплярах); 

3) устава ГФ в новой редакции (в двух экземплярах); 

4) реестра акционеров; 

5) документа от уполномоченного государственного органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, и от уполномоченного государственного органа в области интеллектуальной собственности об отсутствии обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с предполагаемым наименованием ГФ (в случае изменения наименования ГФ); 

6) заключение регистрирующего органа об одобрении и резервировании наименования (в случае изменения наименования ГФ). 

54. ГФ после прохождения процедуры государственной перерегистрации в уполномоченном государственном органе в течение 10 (десяти) календарных дней предоставляет уведомление с приложением следующих документов: 

1) копии свидетельства о государственной перерегистрации ГФ, заверенной печатью ГФ; 

2) копии устава с отметкой о государственной перерегистрации, заверенной печатью ГФ. 

55. ГФ уведомляет Национальный банк о других изменениях в документах, на основании которых было выдано свидетельство на осуществление деятельности ГФ, а также обязан уведомить Национальный банк об изменениях номеров телефонов, факса, электронного почтового адреса в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента наступления таких изменений. 

 

Глава 9. 

Порядок получения разрешения на приобретение доли участия в ГФ 

 

56. Для получения разрешения на приобретение в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций ГФ в Национальный банк необходимо подать следующие документы: 

1) для юридических лиц: 

- заявление на получение согласия для приобретения в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций; 

- решение уполномоченного органа юридического лица о приобретении акций ГФ; 

- документы, подтверждающие стабильное финансовое состояние заявителя; 

- документы, подтверждающие соответствие заявителя критериям, указанным в главе 2 настоящего Положения; 

- сведения об источниках происхождения денежных средств, направляемых на приобретение акций ГФ. 

2) для физических лиц: 

- заявление на получение согласия для приобретения в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций; 

- документы, подтверждающие стабильное финансовое состояние заявителя. 

- сведения об источниках происхождения денежных средств, соответствующие требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

Под стабильным финансовым состоянием юридических/физических лиц понимается: 

- отсутствие непогашенной задолженности перед государственным бюджетом и налоговыми органами Кыргызской Республики на дату подачи заявления; 

- отсутствие непогашенных и просроченных обязательств перед физическими и юридическими лицами на дату подачи заявления; 

- прибыльная деятельность в течение последних 2 (двух) лет (для юридических лиц). 

Физические лица, допустившие нарушения законодательства, регулирующего банковскую или финансовую сферы, включая нормативные правовые акты Национального банка, в отношение которых Национальным банком было принято решение, признающее их причастными к действиям, классифицируемым как нездоровая банковская или финансовая практика, не могут получить разрешение Национального банка на приобретение в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций ГФ. 

57. В случае приобретения акций Национальным банком, требования настоящей главы на Национальный банк не распространяются.  

58. Национальный банк в течение 1 (одного) месяца с даты получения заявления и документов, удовлетворяющих требованиям, установленных настоящим Положением на приобретение в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций ГФ, направляет письмо в ГФ о согласии или об отказе согласования на приобретение акций. 

59. Национальный банк может запросить дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения заявления на приобретение в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций ГФ. 

60. Национальный банк вправе отказать в согласовании приобретения физическим или юридическим лицом пакета акций в совокупности более 20 (двадцати) процентов голосующих акций ГФ в случае, если приобретающее лицо не соответствует требованиям главы 2 настоящего Положения. 

61. Разрешение на приобретение доли участия в ГФ принимает член Правления Национального банка, курирующий вопросы надзора и лицензирования. 

 

Глава 10. 

Реорганизация и ликвидация 

 

62. ГФ может быть реорганизован (слияние, преобразование, присоединение, разделение, выделение) по решению участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

63. ГФ может быть ликвидирован по решению его участников в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики. 

64. В случае принятия решения о ликвидации ГФ не позднее следующего после принятия решения рабочего дня обязан направить в Национальный банк ходатайство об аннулировании свидетельства с приложением подлинного экземпляра решения о ликвидации и информацию о наличии обязательств ГФ перед кредиторами. 

65. В течение 1 (одного) месяца со дня получения решения Национального банка об отзыве свидетельства уполномоченный орган ГФ должен принять решение о ликвидации. 

66. С момента принятия уполномоченным органом решения о ликвидации или получения уведомления Национального банка об отзыве свидетельства ГФ должен прекратить выдачу гарантий, предусмотренных свидетельством. В противном случае ГФ и его должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством. 

67. В случае непринятия уполномоченным органом решения о добровольной ликвидации по истечению 1 (одного) месяца со дня получения решения Национального банка об отзыве свидетельства Национальный банк вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГФ. 

68. Принудительная ликвидация неплатежеспособного ГФ осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)». 

 

Глава 11. 

Порядок обжалования решений Национального банка 

 

69. Решения, принимаемые Национальным банком в рамках настоящего Положения, могут быть обжалованы заявителями или иными заинтересованными лицами, в отношении которых приняты решения или чьи интересы затрагиваются принятыми решениями, в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, в том числе с обязательным соблюдением досудебного порядка обжалования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

к Положению о создании  

и регистрации гарантийных фондов 

 

 

ХОДАТАЙСТВО  

о выдаче согласия на регистрацию/перерегистрацию/открытия филиала(представительства)/перерегистрации филиала(представительства) ГФ 

 

 

Прошу дать согласие на прохождение государственной регистрации/перерегистрации/открытия филиала (представительства)/перерегистрации филиала (представительства) гарантийного фонда для осуществления деятельности в соответствии с требованиями Закона «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики 

_____________________________________________________________________________ 

(полное наименование и юридический адрес

 

Сведения об учредителях: 

___________________________________________________________________________ 

___________________________________________________________________________ 

Список руководящих должностных лиц: 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

 

Председатель Правления 

 

«___» ____________________ 20___ г. 

 

 

Приложение 2 

к Положению о создании 

и регистрации гарантийных фондов 

 

АНКЕТА 

(место для фото) 

 

№ 

  

ФИО 

  

Должность 

  

Наименование ГФ 

  

Дата и место рождения 

Дата: 

Место: 

страна: 

город: 

Паспорт 

Серия: 

Кем выдан: 

Дата выдачи: 

Действителен до: 

Гражданство 

  

Домашний адрес по паспорту 

Место: 

страна: 

город: 

почтовый адрес: 

Номер домашнего телефона: 

Адрес фактического проживания  

Место: 

страна: 

город: 

почтовый адрес: 

Номер домашнего телефона: 

 

Номер рабочего, мобильного телефона с указанием кода города, оператора 

 

Электронный почтовый адрес 

  

10 

Семейное положение 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Сведения о наличии знаний в области: 

- законодательства, регулирующего деятельность гарантийных фондов, банковского законодательства 

да/нет 

- бухгалтерского учета и составления/ведения финансовой отчетности 

да/нет 

- корпоративного управления 

да/нет 

- управления рисками 

да/нет 

- законодательства об аудиторской деятельности и международных стандартов аудита 

да/нет 

 

12. Образование (высшее, неоконченное высшее, средне-специальное, среднее) (нужное подчеркнуть)/ 

Название учебного заведения (город, страна) 

Факультет или отделение 

Год поступления/окончания 

Специальность, согласно полученному диплому 

 

13. Обучение на курсах 

Тема семинара или курсов 

Организатор семинара 

Место прохождения (город, страна) 

Дата прохождения (год) 

Наличие сертификата (курсы по МСФО и аудиту) (есть, нет) 

 

14. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности: 

Общий трудовой стаж работы _________, в том числе в финансовой или банковской сфере ___________ 

Дата поступления на работу (год, месяц) 

Дата ухода (год, месяц) 

Занимаемая должность 

Название организации, местонахождение (город, страна) 

Причина ухода 

 

15. Дополнительная информация 

Имеется ли решение суда, запрещающее Вам занятие данным видом деятельности? 

Да _____ Нет _____ 

 

Имеете ли Вы отношение к банку или иной финансовой/финансово-кредитной организации, находящейся в процессе банкротства или прекратившим свою деятельность в связи с банкротством? Да _____ Нет _____ 

 

Если да, то укажите наименование финансовой/финансово-кредитной организации, должность которую вы занимали, дайте подробное разъяснение Вашей ответственности: _____________________________________________________________________________ 

 

Применялись ли к Вам меры воздействия со стороны Национального банка? 

Да _____ Нет _____ 

 

Если «Да», укажите, когда и за какое нарушение _____________________________________________________________________________ 

 

Информация, свидетельствующая о Вашей ненадлежащей деловой репутации 

Да _____ Нет _____ 

 

Если «Имеется», укажите, когда и за какое нарушение _____________________________________________________________________________ 

 

Информация, свидетельствующая о возникновении финансовых или административных проблем на участках, за деятельность которых Вы были ответственны: 

Да _____ Нет _____ 

 

Если «Имеется», укажите, когда и за какое нарушение _____________________________________________________________________________ 

Я, _____________________________________________________________________ 

(фамилия, имя, отчество) 

подтверждаю, что вышепредставленная информация является достоверной и полной, и обязуюсь в дальнейшем представлять в Национальный банк сведения обо всех изменениях, произошедших в ней. Признаю, что в случае допущения с моей стороны искажений и упущений, это может повлечь за собой дальнейшее применение мер воздействия в отношении меня и гарантийного фонда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

«___» _______________ 20__ г. (подпись) 

 

Приложение 3 

к Положению о создании и 

регистрации гарантийных фондов 

 

 

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ 

 

Прошу выдать свидетельство об учетной регистрации гарантийного фонда для осуществления деятельности в соответствии с требованиями Закона «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики 

_____________________________________________________________________________ 

(полное наименование и юридический адрес) 

Данные о государственной регистрации гарантийного фонда: 

 

Регистрационный номер и дата государственной регистрации: 

_____________________________________________________________________________ 

 

ИНН:___________________________Код ОКПО: ___________________________________ 

 

Номера служебных (контактных) телефонов, факса и электронные почтовые адреса ГФ: 

_____________________________________________________________________________ 

 

Печать ГФ «___» __________________ 20__ г. 

 

Подпись руководителя ГФ 

 

 

Приложение 4 

к Положению о создании и 

регистрации гарантийных фондов 

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ УЧЕТНОЙ РЕГИСТРАЦИИ 

 

Национальный банк Кыргызской Республики свидетельствует, что _____________________________________________________________________________ 

(полное наименование гарантийного фонда) 

_____________________________________________________________________________ 

юридический адрес 

_____________________________________________________________________________ 

(наименование города, района, населенный пункт, улица, дом) 

является гарантийным фондом, осуществляющим деятельность с целью повышения доступности финансирования путем предоставления гарантий для субъектов предпринимательства, направляемого ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий. При этом под финансированием понимаются предоставление кредитов и их заменителей, а также сделки/операции, осуществляемые в соответствии с исламскими принципами финансирования в соответствии с Законом «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике». 

 

 

Запись об учетной регистрации внесена от «___» __________ 20__ г. за № _________ 

 

Начальник управления 

(Начальник/директор областного управления/ 

представительства Национального банка) 

 

Приложение 5 

к Положению о создании и 

регистрации гарантийных фондов 

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И/ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ, 

вносимые в устав 

________________________________________ 

(полное и сокращенное наименование ГФ) 

 

№ 

Действующая редакция устава 

Новая редакция устава 

 

 

Председатель Правления ГФ (подпись) Ф.И.О., печать банка