СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения
«Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 30 марта 2016 года № 15/6»»
1. Цель и задачи
Проект «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 30 марта 2016 года № 15/6»» (далее – проект) разработан с целью обеспечения операторами платежных систем и платежными организациями бесперебойного функционирования деятельности, своевременных взаиморасчетов и недопущения возникновения финансовых обязательств перед держателями электронных кошельков, потребителями платежных услуг/агентами/поставщиками товаров/услуг.
2. Описательная часть
Возникновение проблем у одного из крупных операторов платежной системы/платежной оргнанизации и несвоевременное устранение сбоя в системе привело к «зависшим» платежам и невозможности осуществления взаиморасчетов с агентами/клиентами/контрагентами данной организации, повлияло на функционирование систем расчетов электронными деньгами, интернет-банкинга и т.д. некоторых коммерческих банков. Держатели электронных кошельков не только не могли оплатить счета за коммунальные услуги, интернет, другим поставщикам товаров/услуг, но и обналичить свои средства, находящиеся на счете кошелька.
Для своевременного погашения задолженности перед держателями электронных денег в рамках защиты прав потребителей и снижения рисков при возникновении аналогичной ситуации у операторов платежных систем/платежных организаций необходимо внесение изменений и дополнений в Положение «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» в части введения запрета на не идентифицированные электронные кошельки с 1 октября 2020 года, усиления требований по необходимости проведения между банком и оператором синхронизации данных по операциям в системе электронных денег в режиме реального времени (он-лайн) либо не менее 2-х раз в день, а также ведения учета количества и объема операций, осуществляемых каждым агентом, и проводить сверку не менее одного раза в день по операциям и по остаткам электронных денег в системе электронных денег, которые должны соответствовать объему и сумме в бухгалтерском балансе банка и, соответственно, на банковском счете агента по учету электронных денег.
Кроме того, возникли проблемы с неидентифицированными электронными кошельками. Коммерческому банку – эмитенту электронных денег сложно было определить владельцев таких кошельков. Несмотря на то, что банк, выпускающий электронные деньги, гарантирует сохранность средств, при сбое в автоматизированной системе их возврат с неидентифицированных кошельков был затруднен. Коммерческий банк был вынужден идентифицировать держателей кошельков через открытие им расчетного счета, взимая соответствующую плату за открытие счета. Тем не менее в платежной системе остались деньги, невостребованные владельцами неидентифицированных кошельков, поскольку сумма за открытие счета была выше, чем сумма на электронном кошельке.
Порядок и требования к коммерческим банкам, операторам, агентам, субагентам и операторам международных систем электронных денег/эмитентам международных электронных денег по совершению операций с электронными деньгами на территории Кыргызской Республики установлены Положением «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике». Однако Положение не в полной мере покрывает возможные риски, присутствующие в настоящее время на рынке платежных услуг, и требует внесения изменений и дополнений, в части:
- введения запрета на не идентифицированные электронные кошельки с 1 октября 2020 года;
- усиления требований по необходимости проведения между банком и оператором синхронизации данных по операциям в системе электронных денег в режиме реального времени (он-лайн) либо не менее 2-х раз в день;
- ведения учета количества и объема операций, осуществляемых каждым агентом, и проводить сверку не менее одного раза в день по операциям и по остаткам электронных денег в системе электронных денег, которые должны соответствовать объему и сумме в бухгалтерском балансе банка и, соответственно, на банковском счете агента по учету электронных денег;
- банк обязан погасить держателю выпущенные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет держателя или иной, указанный им счет, по ранее установленным в договоре тарифам банка, без взимания дополнительных плат и комиссий.
Кроме того, необходим комплекс мероприятий по снижению доли не идентифицированных кошельков в общем объеме выпущенных электронных денег и переход на идентифицированные кошельки до 1 октября 2020 года.
Данные требования позволят минимизировать риски возникновения ситуаций, связанных с несвоевременным осуществлением расчетов.
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Данный проект будет иметь положительные социально-экономические последствия для всей страны, т.к. данные изменения и дополнения направлены на дополнительные меры для обеспечения эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем Кыргызской Республики.
Проект не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, поскольку внедрение предлагаемых норм проекта позволит повысить контроль за финансовыми и информационными потоками через усиление требований к вопросам гарантированности погашения взаиморасчетов между участниками платежной системы.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В целях проведения общественного обсуждения 13 июня 2019 года данный проект был размещен на официальном интернет-сайте Национального банка. 10 июля 2019 был организован Круглый стол по обсуждению проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности платежных организаций и операторов платежных систем.
29 июля 2019 года было проведено дополнительное обсуждение данного проекта с ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG», ОЮЛ «Ассоциация операторов связи», ООО «НУР Телеком», ЗАО «Альфа Телеком», ООО «Билайн» и ЗАО «Банк Компаньон».
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация норм указанного проекта не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
АРВ к проекту разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства».
Проект
Об утверждении проекта «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения
«Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 30 марта 2016 года № 15/6»
В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики
«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить проект «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 30 марта 2016 года № 15/6» (прилагается).
2. Признать утратившими силу с 1 октября 2020 года:
- термин «неидентифицированный кошелек», а также пункты 30, 31, 32.
3. Юридическому управлению:
- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG», ОЮЛ «Ассоциация операторов связи», ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» и коммерческих банков.
6. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платёжных систем.
Председатель Т. Абдыгулов
Члены Правления: Т. Джусупов
Н. Жениш
М. Момункулова
Н. Сагындыков
А. Сыдыков
А. Тезекбаева
Проект
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «___» _______________2019 г.
№ __________________________
Изменения и дополнения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике»
от 30 марта 2016 года № 15/6»
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 30 марта 2016 года № 15/6» следующие изменения и дополнения:
в Положении «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в Главе 2 пункт 6 термин «Неидентифицированный электронный кошелек» признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики с 1 октября 2020 года;
- в пункте 14 после слов «электронных денег» добавить слова «в рамках одного банка-эмитента»;
- пункт 20:
- во втором абзаце после слов «под возможные риски и потери» дополнить словами «, включая нештатные ситуации.»;
- дополнить пятым абзацем следующего содержания:
«- проведение между банком и оператором синхронизации данных по операциям в системе электронных денег в режиме реального времени (он-лайн) либо не менее 2 раз в день;»;
- во втором предложении пункта 21 после слов «Национального банка» дополнить словами «, включая требования»;
- параграф 1 главы 3 дополнить пунктом 22-3 следующего содержания:
«22-3. Банк, осуществляющий функции оператора электронных денег, должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики.»;
- параграф 2 главы 3 дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:
«29-1. Оператор должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики.»;
- пункты 30, 31 и 32 признать утратившими силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики с 1 октября 2020 года;
- пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33. Банк, агент обязан проводить процедуру идентификации и верификации держателя электронных денег - физического лица в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.»;
- параграф 5 главы 3 дополнить пунктом 47-1 следующего содержания:
«47-1. Агент (дистрибьютор) должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики.»;
- в подпункте 2 пункта 49 слова «легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» заменить на слова «финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»;
- подпункт 3 пункта 51 изложить в следующей редакции:
«3) вести учет количества и объема операций, осуществляемых каждым агентом, и проводить сверку не менее 1 раза в день по операциям и по остаткам электронных денег в системе электронных денег, которые должны соответствовать объему и сумме в бухгалтерском балансе банка и, соответственно, на банковском счете агента по учету электронных денег.»;
- в пункте 54 исключить слова «/предоставляет банковские гарантии»;
- пункт 56 изложить в следующей редакции:
«56. Банк обязан погасить держателю выпущенные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет держателя или иной, указанный им счет, по ранее установленным в договоре тарифам банка без взимания дополнительных плат и комиссий.»;
- пункт 60 дополнить третьим предложением следующего содержания:
«При проведении транзакции свыше 150 (ста пятидесяти) расчетных показателей требуется дополнительное подтверждение транзакции держателем в интерфейсе электронного кошелька или путем ввода кода, полученного через смс-оповещение.»;
- в подпункте 1 пункта 65 после слов «при проведении транзакции» дополнить словами «в том числе при нештатных ситуациях,»;
- пункт 68 изложить в следующей редакции:
«68. Банк не несет ответственности перед держателем, если перевод электронных денег не был осуществлен по причине или в результате форс-мажорных обстоятельств.»;
- главу 4 дополнить пунктом 74-1 следующего содержания:
«74-1. В случае отзыва у оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег разрешительных документов, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора/эмитента электронных денег/электронных денежных средств, по процессингу и обслуживанию, выданных уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность, а также не предоставления эмитентом/оператором международной системы электронных денег договора с агентом международной системы электронных денег в течение установленного срока, Национальный банк аннулирует регистрацию оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег и вносит изменения в реестр международных платежных систем.»;
- пункт 82 после слов «банковском счете, предназначенном» дополнить словом «только»;
- подпункт 4 пункта 90 изложить в следующей редакции:
«4) наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности для системы электронных денег.».
- в главе 7 в Приложении 1 в таблице – Физические лица поле 3 разделить на идентифицированные и неидентифицированные;
- в таблице – Юридические лица и индивидуальные предприниматели поле 4 разделить на идентифицированные и неидентифицированные.
Проект
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике»»
от 30 марта 2016 года № 15/6
Действующая редакция (удаляемые нормы зачеркнуты) |
Проект изменений и дополнений (изменяемые и дополняемые нормы выделены жирным шрифтом) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Термины и определения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неидентифицированный электронный кошелек - электронный кошелек, открываемый физическим лицом удаленно/дистанционно с помощью электронных устройств (мобильные телефоны, смартфоны и другие электронные устройства) на основании публичной оферты и в соответствии с требованиями эмитента, действующий на территории Кыргызской Республики в рамках ограничений, установленных в пункте 31 настоящего Положения. |
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР с 1 октября 2020 года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Порядок предоставления услуг с использованием электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Каждый зарегистрированный электронный кошелек должен иметь идентификационный номер в системе электронных денег. |
Пункт 14. изложить в следующей редакции: 14. Каждый зарегистрированный электронный кошелек должен иметь уникальный идентификационный номер в системе электронных денег в рамках одного банка-эмитента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 1. Основные требования к банку, выпускающему электронные деньги |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Договор между банком и оператором должен содержать следующие обязательные условия: - открытие оператором страхового депозита у банка, размер которого определяется в договоре между сторонами, или наличие банковской гарантии, на условиях, определенных в договоре между ними, и рассматриваемых как резерв под возможные риски и потери; - условия и ответственность сторон по выполнению обязательств при возникновении ситуаций, связанных с прекращением деятельности сторон (отзыв лицензии, банкротство и др.), нештатных ситуаций по работе с системой, а также форс-мажорных ситуаций; - распределение обязанностей и прав доступа к системе электронных денег; - условия и ответственность сторон при работе с системой, при претензионной работе. |
Пункт 20. изложить в следующей редакции: 20. Договор между банком и оператором должен содержать следующие обязательные условия: - открытие оператором страхового депозита у банка, размер которого определяется в договоре между сторонами, или наличие банковской гарантии, на условиях, определенных в договоре между ними, и рассматриваемых как резерв под возможные риски и потери, включая нештатные ситуации; - условия и ответственность сторон по выполнению обязательств при возникновении ситуаций, связанных с прекращением деятельности сторон (отзыв лицензии, банкротство и др.), нештатных ситуаций по работе с системой, а также форс-мажорных ситуаций; - распределение обязанностей и прав доступа к системе электронных денег; - условия и ответственность сторон при работе с системой, при претензионной работе; - проведение между банком и оператором синхронизации данных по операциям в системе электронных денег в режиме реального времени (он-лайн) либо не менее 2-х раз в день; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Банк должен разработать внутренние правила или процедуры для обеспечения бесперебойного функционирования своей информационной системы и безопасности проведения транзакций. Программные и технические средства, применяемые в системах расчетов с использованием электронных денег, должны соответствовать требованиям Национального банка по обеспечению информационной безопасности. |
Пункт 21. дополнить следующими словами: 21. Банк должен разработать внутренние правила или процедуры для обеспечения бесперебойного функционирования своей информационной системы и безопасности проведения транзакций. Программные и технические средства, применяемые в системах расчетов с использованием электронных денег, должны соответствовать требованиям Национального банка, включая требования по обеспечению информационной безопасности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добавить пункт 22-3 следующего содержания: 22-3. Банк, осуществляющий функции оператора электронных денег, должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 2.Основные требования к оператору |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добавить пункт 29-1 следующего содержания: 29-1. Оператор должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 3. Лимиты, устанавливаемые для электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. Если клиент удаленно/дистанционно зарегистрировался в системе в соответствии с установленными процедурами банка, оператора, то его электронный кошелек считается неидентифицированным. Остаток на неидентифицированном электронном кошельке не должен превышать 150 (сто пятьдесят) расчетных показателей. |
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР с 1 октября 2020 года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. Для неидентифицированных электронных кошельков проведение следующих операций запрещается: - перевод средств на неидентифицированные электронные кошельки; - погашение (обналичивание). |
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР с 1 октября 2020 года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. Общий объем транзакций в месяц с неидентифицированных электронных кошельков не должен превышать 300 (триста) расчетных показателей по одному электронному кошельку. Для проведения операций свыше суммы, указанной в абзаце первом настоящего пункта, держатели кошелька должны пройти идентификацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР с 1 октября 2020 года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. Банк, агент обязан проводить процедуру идентификации и верификации держателя электронных денег - физического лица в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, если остаток на электронном кошельке превышает 150 (сто пятьдесят) расчетных показателей. |
Пункт 33. изложить в следующей редакции: 33. Банк, агент обязан проводить процедуру идентификации и верификации держателя электронных денег - физического лица в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 5. Агенты и распространение электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добавить пункт 47-1 следующего содержания: 47-1. Агент (дистрибьютор) должен назначить должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая мероприятия по противодействию мошенническим операциям, согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. Банк должен иметь следующие документы по привлечению агентов для распространения электронных денег: 2) политику и процедуры оказания услуг с использованием электронных денег и их погашение через своих агентов, в том числе политику и процедуру соблюдения мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также соответствующие положения и руководства; |
Подпункт 2) п.49 изложить в следующей редакции: 2) политику и процедуры оказания услуг с использованием электронных денег и их погашение через своих агентов, в том числе политику и процедуру соблюдения мер по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также соответствующие положения и руководства; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. Банк, привлекающий агента для оказания услуг с использованием электронных денег, обязан: 1) предоставить надлежащее обучение своему агенту, в том числе руководство для агента или акцептанта, содержащее политику, правила и операционное руководство, необходимые для обеспечения безопасного и эффективного предоставления услуг клиентам; 2) осуществлять контроль за деятельностью своих агентов, в рамках заключенного агентского договора; 3) вести учет количества, объемов и размеров операций, осуществляемых каждым агентом. |
Подпункт 3) пункта 51. изложить в следующей редакции: 3) вести учет количества и объема операций, осуществляемых каждым агентом, и проводить сверку не менее одного раза в день по операциям и по остаткам электронных денег в системе электронных денег, которые должны соответствовать объему и сумме в бухгалтерском балансе банка и, соответственно, на банковском счете агента по учету электронных денег. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. Для распространения электронных денег агент перечисляет банку денежные средства/предоставляет банковские гарантии, равные сумме номинала, передаваемых ему банком электронных денег. Размер вознаграждения агенту и способы оплаты за услуги предусматриваются в договоре между банком и агентом. |
Пункт 54. изложить в следующей редакции: 54. Для распространения электронных денег агент перечисляет банку денежные средства, равные сумме номинала, передаваемых ему банком электронных денег. Размер вознаграждения агенту и способы оплаты за услуги предусматриваются в договоре между банком и агентом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 6. Порядок погашения электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. Банк обязан погасить держателю выпущенные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет держателя. |
Пункт 56. изложить в следующей редакции: 56. Банк обязан погасить держателю выпущенные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет держателя или иной, указанный им счет, по ранее установленным в договоре тарифам банка, без взимания дополнительных плат и комиссий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 7. Санкционирование операций (транзакций) с электронными деньгами |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60. Операция (транзакция) с электронными деньгами считается санкционированной только в том случае, если держатель дал свое согласие на проведение такой транзакции. Согласие на проведение транзакций с электронными деньгами представляется в форме, согласованной между банком, оператором, агентом, субагентом и держателем электронных денег. При отсутствии такого согласия транзакция считается несанкционированной. |
Пункт 60. изложить в следующей редакции: 60. Операция (транзакция) с электронными деньгами считается санкционированной только в том случае, если держатель дал свое согласие на проведение такой транзакции. Согласие на проведение транзакций с электронными деньгами представляется в форме, согласованной между банком, оператором, агентом, субагентом и держателем электронных денег. При проведении транзакции свыше 150 (ста пятидесяти) расчетных показателей требуется дополнительное подтверждение транзакции держателем в интерфейсе электронного кошелька или путем ввода кода, полученного через смс-оповещение. При отсутствии такого согласия транзакция считается несанкционированной. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65. Банк/оператор несет ответственность перед держателями: 1) за убытки, вызванные отказом системы электронных денег при проведении транзакции, принятой в соответствии с поручением держателя, если банком, оператором не были соблюдены требования, изложенные в настоящем разделе по уведомлению держателя о сбое системы электронных денег; 2) за ошибки в вычислениях или бухгалтерском учете. |
Подпункт 1) пункта 65. дополнить словами: 1) за убытки, вызванные отказом системы электронных денег при проведении транзакции, в том числе при нештатных ситуациях, принятой в соответствии с поручением держателя, если банком, оператором не были соблюдены требования, изложенные в настоящем разделе по уведомлению держателя о сбое системы электронных денег; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68. Банк не несет ответственности перед держателем, если перевод электронных средств не был осуществлен по причине или в результате форс-мажорных обстоятельств или других обстоятельств, находящихся вне его контроля, при условии, что банк в момент совершения транзакции уведомил о технической неисправности держателя. |
Пункт 68. изложить в следующей редакции: 68. Банк не несет ответственности перед держателем, если перевод электронных денег не был осуществлен по причине или в результате форс-мажорных обстоятельств. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 4. Требования к агенту международных систем электронных денег и оператору международных систем электронных денег/эмитенту международных электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добавить пункт 74-1 следующего содержания: 74-1. В случае отзыва у оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег разрешительных документов, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора/эмитента электронных денег/электронных денежных средств, по процессингу и обслуживанию, выданных уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность, а также не предоставления эмитентом/оператором международной системы электронных денег договора с агентом международной системы электронных денег в течение установленного срока, Национальный банк аннулирует регистрацию оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег и вносит изменения в реестр международных платежных систем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82. Учет денежных средств, поступающих от держателей международных электронных денег, ведется на отдельном банковском счете, предназначенном для учета по операциям с международными электронными деньгами. |
Пункт 82. изложить в следующей редакции: 82. Учет денежных средств, поступающих от держателей международных электронных денег, ведется на отдельном банковском счете, предназначенном только для учета по операциям с международными электронными деньгами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Управление рисками при использовании электронных денег |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90. Управление операционным риском в системе электронных денег должно быть основано на реализации следующих основных принципов: 1) наличие процедур внутреннего контроля и аудита работы системы, хранение информации о действиях системы и проводимых транзакциях в электронном виде; 2) наличие персонала, квалификация которого соответствует требованиям для выполнения возложенной ответственности согласно должностным инструкциям; 3) наличие информационной системы, обеспечивающей своевременную обработку данных, учет и хранение информации по каждой транзакции, защиту и хранение данных в системе; 4) наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности, как минимум, для системно-важных модулей системы электронных денег. |
Подпункт 4) пункта 90. изложить в следующей редакции: 4) наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности для системы электронных денег. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 7. Заключительные положения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1 к Положению "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике"
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за ____ квартал _____ года _________________________________________ (наименование банка, оператора)
Фрагмент таблицы – Физические лица
|
В таблице – Физические лица поле 3 разделить на идентифицированные и неидентифицированные.
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за ____ квартал _____ года _________________________________________ (наименование банка, оператора)
Фрагмент таблицы – Физические лица
|
Приложение 1 к Положению "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике"
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за ____ квартал _____ года _________________________________________ (наименование банка, оператора)
Фрагмент таблицы – Физические лица
|
В таблице – Физические лица поле 3 разделить на идентифицированные и неидентифицированные.
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за ____ квартал _____ года _________________________________________ (наименование банка, оператора)
Фрагмент таблицы – Физические лица
|
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за _____ квартал _____ года __________________________________________________ (наименование банка-эмитента, оператора)
Фрагмент таблицы – Юридические лица и индивидуальные предприниматели
|
В таблице – Юридические лица и индивидуальные предприниматели поле 4 разделить на идентифицированные и неидентифицированные.
ОТЧЕТ о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег за _____ квартал _____ года __________________________________________________ (наименование банка-эмитента, оператора)
Фрагмент таблицы – Юридические лица и индивидуальные предприниматели
|