Справка-обоснование
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике»
от 15 июля 2009 года № 30/6»
1. Цель и задачи
Национальным банком Кыргызской Республики разработан проект постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6» (далее – проект постановления).
Цель проекта постановления – установление требований к участникам и операторам систем денежных переводов без открытия счета по предоставлению данных о денежных переводах, а также доработка Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике по взаимодействию Национального банка с участниками платежных систем по вопросам, касающимся рекомендаций ФАТФ и законодательства по противодействию финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
2. Описательная часть
Проект постановления разработан в целях установления требований к банкам-участникам систем денежных переводов и операторам систем денежных переводов без открытия счета по предоставлению данных о денежных переводах, а также доработан в части взаимодействия Национального банка с участниками платежных систем по вопросам, касающимся рекомендаций ФАТФ и законодательства по противодействию финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Так, пункт 3.2 предлагается дополнить требованием, согласно которому оператор (резидент и нерезидент) должен соблюдать требования в сфере законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
В пунктах 4.6 и 4.9 расширен перечень информации об отправителе и получателе денежного перевода, которую участник должен хранить у себя.
Согласно пункту 6.6 оператор должен по запросу Национального банка и/или участника предоставлять подробную информацию об операции по запрашиваемому денежному переводу, об отправителе и/или получателе денежного перевода. В данном пункте также расширен перечень информации об отправителе и/или получателе денежного перевода.
Правила также предлагается дополнить пунктом 1.8 согласно которому Национальный банк осуществляет взаимодействие с банками-участниками систем денежных переводов и операторами систем денежных переводов с целью получения информации по денежным переводам, а также предоставлять информацию и проводить консультации по вопросам денежных переводов, в том числе по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
В соответстии с пунктом 6.7 участники и операторы должны предоставлять в Национальный банк на ежемесячной основе в установленный срок сведения о каждом денежном переводе (дата, валюта, сумма, пункт отправки (страна, город, село) и пункте его выдачи (страна, город, село)).
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Принятие данного проекта не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка по итогам информационного заседания Правления Национального банка.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация норм указанного проекта постановления не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
АРВ к проекту Положения в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства» не требуется, поскольку предлагаемые изменения и дополнения не ограничивают предпринимательскую деятельность на территории Кыргызской Республики.
Начальник УПС Э.В. Лелевкина
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель председателя М.А. Момункулова
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от _____________2019 года
№ _____________________
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6 следующие изменения:
в Правилах осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных вышеуказанным постановлением:
- главу 1 Правил дополнить пунктом 1.8 следующего содержания:
«1.8. Национальный банк регулирует и осуществляет надзор за банками-участниками систем денежных переводов и операторами систем денежных переводов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Национальный банк обеспечивает взаимодействие с банками-участниками систем денежных переводов и операторами систем денежных переводов с целью получения информации по денежным переводам, осуществляемым по системам денежных переводов, а также предоставляет информацию и проводит консультации по денежным переводам, в том числе по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»;
- пункт 3.2 изложить в следующей редакции:
«3.2. Оператор, оказывающий услуги по системе денежных переводов, должен осуществлять деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе в сфере законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
В случае если оператор является нерезидентом Кыргызской Республики, то при заключении договоров по участию в системе денежных переводов с банками Кыргызской Республики банки и оператор должны руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области денежных переводов, а также законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»;
- в пункте 4.6 подпункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) сумме и валюте денежных средств, которые будут выплачены получателю в результате денежного перевода;»;
- в пункте 4.9:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Участник должен вести учет по каждой операции по денежному переводу, по пакетным файлам, в случае если несколько переводов объединены в один пакетный перевод, и хранить информацию об отправителе и получателе денежного перевода (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами и прописью и другую информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики по хранению платежных документов.»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«1) обеспечить сохранение у себя всей сопровождающей трансграничный денежный перевод информации об отправителе и получателе (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом);»;
- пункт 6.2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Участник также должен хранить информацию по проводимым операциям через системы денежных переводов в своей автоматизированной банковской системе.»;
- в пункте 6.6 абзац первый изложить в следующей редакции:
«6.6. Оператор по запросу Национального банка и/или участника в соответствии с рекомендациями ФАТФ обязан в срок, не превышающий 3 (три) рабочих дня с момента поступления запроса, предоставлять подробную информацию об операции по запрашиваемому денежному переводу, об отправителе и/или получателе денежного перевода (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами с приложением копий всех подтверждающих документов.».
- главу 6 Правил дополнить пунктом 6.7 следующего содержания:
«6.7. Участник и оператор должны ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в Национальный банк сведения по всем проводимым операциям через системы денежных переводов в соответствии с Приложением 3.»;
- Правила дополнить Приложением 3 следующего содержания:
«
|
Приложение 3 к Правилам осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике |
№ |
Дата |
Валюта |
Сумма |
Пункт отправки |
Пункт выдачи |
||||
страна |
город |
село |
страна |
город |
село |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление
Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6»»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Нет в текущей редакции. |
1.8. Национальный банк регулирует и осуществляет надзор за банками-участниками систем денежных переводов и операторами систем денежных переводов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Национальный банк обеспечивает взаимодействие с банками-участниками систем денежных переводов и операторами систем денежных переводов с целью получения информации по денежным переводам, осуществляемым по системам денежных переводов, а также предоставляет информацию и проводит консультации по денежным переводам, в том числе по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. |
3.2. Оператор, оказывающий услуги по системе денежных переводов, должен осуществлять деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. В случае, если оператор является нерезидентом Кыргызской Республики, то при заключении договоров по участию в системе денежных переводов с банками Кыргызской Республики банки и оператор должны руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области денежных переводов. |
3.2. Оператор, оказывающий услуги по системе денежных переводов, должен осуществлять деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе в сфере законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. В случае если оператор является нерезидентом Кыргызской Республики, то при заключении договоров по участию в системе денежных переводов с банками Кыргызской Республики банки и оператор должны руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области денежных переводов, а также законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. |
4.6. Участник должен информировать отправителя о следующем: 1) сумме денежных средств, которая будет выплачена получателю в результате денежного перевода; 2) о сумме комиссионных сборов участника, необходимых к выплате отправителем и/или получателем; 3) об обменном курсе валюты переводимых денежных средств; 4) о дате и времени, когда средства по денежному переводу будут доступны для получения; 5) месте, где средства по денежному переводу будут доступны для получения; 6) о рисках мошенничества, условиях выдачи перевода в стране и пункте получения перевода, а также другой информации, необходимой для отправителя. |
4.6. Участник должен информировать отправителя о следующем: 1) сумме и валюте денежных средств, которые будут выплачены получателю в результате денежного перевода; 2) о сумме комиссионных сборов участника, необходимых к выплате отправителем и/или получателем; 3) об обменном курсе валюты переводимых денежных средств; 4) о дате и времени, когда средства по денежному переводу будут доступны для получения; 5) месте, где средства по денежному переводу будут доступны для получения; 6) о рисках мошенничества, условиях выдачи перевода в стране и пункте получения перевода, а также другой информации, необходимой для отправителя. |
4.9. Участник должен вести учет по каждой операции по денежному переводу, по пакетным файлам, в случае если несколько переводов объединены в один пакетный перевод, и хранить информацию об отправителе и получателе денежного перевода (ФИО, год рождения, домашний адрес, паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами и прописью и другую информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики по хранению платежных документов. В случае если участник в процессе перевода денежных средств не является отправителем и получателем при осуществлении перевода (то есть выполняет функции транзитного финансового учреждения (банка), он должен обеспечить выполнение следующих требований в соответствии с рекомендациями ФАТФ и законодательством о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов: 1) обеспечить сохранение у себя всей сопровождающей трансграничный денежный перевод информации об отправителе и получателе (ФИО, год рождения, домашний адрес, паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом); 2) не менее пяти лет хранить запись всей сопровождающей трансграничный денежный перевод информации, полученной от отправлявшего финансового учреждения (банка/оператора системы денежных переводов); 3) принимать меры для выявления трансграничных денежных переводов, не содержащих информации о получателе или отправителе, сопровождающей денежный перевод, а также иметь риск-ориентированные процедуры для исполнения/отклонения/приостановления таких переводов; 4) осуществлять мониторинг с целью выявления трансграничных денежных переводов, не содержащих информацию об отправителе, сопровождающую денежный перевод. |
4.9. Участник должен вести учет по каждой операции по денежному переводу, по пакетным файлам, в случае если несколько переводов объединены в один пакетный перевод, и хранить информацию об отправителе и получателе денежного перевода (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами и прописью и другую информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики по хранению платежных документов. В случае если участник в процессе перевода денежных средств не является отправителем и получателем при осуществлении перевода (то есть выполняет функции транзитного финансового учреждения (банка), он должен обеспечить выполнение следующих требований в соответствии с рекомендациями ФАТФ и законодательством о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов: 1) обеспечить сохранение у себя всей сопровождающей трансграничный денежный перевод информации об отправителе и получателе (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом); 2) не менее пяти лет хранить запись всей сопровождающей трансграничный денежный перевод информации, полученной от отправлявшего финансового учреждения (банка/оператора системы денежных переводов); 3) принимать меры для выявления трансграничных денежных переводов, не содержащих информации о получателе или отправителе, сопровождающей денежный перевод, а также иметь риск-ориентированные процедуры для исполнения/отклонения/приостановления таких переводов; 4) осуществлять мониторинг с целью выявления трансграничных денежных переводов, не содержащих информацию об отправителе, сопровождающую денежный перевод. |
6.2. Участник обязан хранить информацию и документацию по проводимым операциям через системы денежных переводов в соответствии со сроками хранения платежных документов, определенных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и законодательством о противодействии легализации/отмыванию преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. |
6.2. Участник обязан хранить информацию и документацию по проводимым операциям через системы денежных переводов в соответствии со сроками хранения платежных документов, определенных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и законодательством о противодействии легализации/отмыванию преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. Участник также должен хранить информацию по проводимым операциям через системы денежных переводов в своей автоматизированной банковской системе. |
6.6. Оператор по запросу Национального банка должен предоставлять подробную информацию об операции по запрашиваемому денежному переводу, об отправителе и/или получателе денежного перевода (ФИО, год рождения, домашний адрес, паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами с приложением копий всех подтверждающих документов. Оператор несет ответственность за действия своих агентов и за окончательность переводов, начиная с момента внесения денежных средств в кассу агента до правомерности его выдачи получателю. |
6.6. Оператор по запросу Национального банка и/или участника в соответствии с рекомендациями ФАТФ обязан в срок, не превышающий 3 (три) рабочих дня с момента поступления запроса, предоставлять подробную информацию об операции по запрашиваемому денежному переводу, об отправителе и/или получателе денежного перевода (ФИО, дата и год рождения, место рождения, адрес места жительства (регистрации, пребывания), паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии), номер банковского счета при отправке/получении денежного перевода безналичным способом), цель перевода, сумму перевода цифрами с приложением копий всех подтверждающих документов. Оператор несет ответственность за действия своих агентов и за окончательность переводов, начиная с момента внесения денежных средств в кассу агента до правомерности его выдачи получателю. |
Нет в текущей редакции. |
6.7. Участник и оператор должны ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в Национальный банк сведения по всем проводимым операциям через системы денежных переводов в соответствии с Приложением 3. |