СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 14 октября 2009 № 41/4 года»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее – проект постановления) разработан в целях определения порядка расчета открытой валютной позиции и контроль за соблюдением лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах исламскими банками и банками, имеющими «исламское окно».
2. Описательная часть
Проект постановления предусматривает внесение изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 октября 2009 года № 41/4 «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования».
Кроме того, проект постановления предусматривает:
- установление требований к организации внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами;
- установление лимитов открытой позиции в драгоценных металлах для банков, осуществляющих операции с драгоценными металлами, и требований к соблюдению исламскими банками и банками, имеющими «исламское окно», лимита открытой позиции в драгоценных металлах.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 «Исламские принципы банковского дела и финансирования» Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» (далее – Закон) к банкам и небанковским финансово-кредитным организациям, осуществляющим свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, нормы настоящего Закона и банковского законодательства Кыргызской Республики применяются с учетом специфики и особенностей, предусмотренных положениями исламских принципов банковского дела и финансирования. При этом, согласно пункту 6 статьи 111 «Банковская деятельность и банковские операции», Национальный банк вправе устанавливать перечень и порядок проведения операций, сделок и типовых договоров в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.
Кроме того, анализ исполнения рассматриваемого варианта регулирования свидетельствует о том, что полномочия по введению Национальным банком в действие данного проекта регламентированы Законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 «Отношения, регулируемые настоящим Законом» Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность уполномоченных банков по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулируется Национальным банком Кыргызской Республики в согласовании с уполномоченным государственным органом.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта не потребует дополнительного финансирования.
Изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 14 октября 2009 года № 41/4
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 14 октября 2009 года № 41/4 следующие изменения и дополнения:
наименование и пункт 1 постановления после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции в драгоценных металлах»;
в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденной вышеуказанным постановлением:
наименование после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции в драгоценных металлах»;
- пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
«1.2. Целью настоящей Инструкции является определение порядка расчета открытой валютной позиции и контроль за соблюдением лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее – открытая позиция) исламскими банками и банками, имеющими «исламское окно» (далее по тексту – банки), имеющими лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее по тексту – Национальный банк) на осуществление операций в иностранной валюте и на право проведения банковских операций с драгоценными металлами. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой позиции на ограниченный срок.»;
- пункт 1.3 после слов «валютных рисков» дополнить словами «и рисков по операциям с драгоценными металлами»;
- пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.4. В целях настоящей Инструкции применяются следующие определения:
Валютный риск – это риск получения банком убытков вследствие изменения стоимости требований (активов)/обязательств банка, выраженных в иностранной валюте, при неблагоприятном изменении валютного курса в тот момент, когда банк имеет открытую валютную позицию по данной валюте. Валютная позиция возникает при осуществлении валютных операций и является показателем степени подверженности банка валютному риску.
Валютные операции – это сделки, связанные с обменом, покупкой/продажей (конвертацией) иностранной валюты, а также иные операции, в результате которых меняется объем требований (активов) либо обязательств, выраженный в иностранной валюте.
Чистая позиция – это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, в отдельной иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре), за исключением нумизматических (коллекционных) монет.
Открытая позиция – это несовпадение требований (активов) банка в иностранной валюте/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/в том же виде драгоценного металла, а в случае равенства позиция считается закрытой.
По каждой иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла открытая позиция рассчитывается отдельно.
Открытая позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте/соответствующем виде драгоценного металла над его обязательствами в той же валюте/том же виде драгоценного металла), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами). Длинная валютная позиция записывается со знаком «+», короткая – со знаком «-».
Суммарная позиция – это сумма всех чистых валютных позиций банка по всем иностранным валютам или видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода «short hand», определенного в п. 2.5 настоящей Инструкции.
Лимиты открытых позиций – это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Лимиты открытых позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой.
Чистый суммарный капитал банка рассчитывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка.
В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых валютных позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца.»;
- в наименовании раздела II слово «валютных» исключить;
- пункт 2.1 дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
«- чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов;
- суммарную позицию в драгоценных металлах.»;
- пункт 2.2 и 2.3 изложить в следующей редакции:
«2.2. Чистые валютные позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей:
- чистой спот-позиции в иностранной валюте/виде драгоценного металла по операциям, осуществляемым банком в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами, включая незавершенные спот- контракты с датой валютирования до 2-х дней. Расчет производится по чистой балансовой стоимости активов и обязательств;
- выпущенных или подтвержденных банком безотзывных гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте/виде драгоценного металла, за исключением гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, обеспеченных в той же валюте/том же виде драгоценного металла. В целях настоящей Инструкции под финансовыми инструментами подразумеваются вексельные поручительства (аваль), дорожные чеки и другие принятые в международной практике обязательства банка. К финансовым инструментам не относятся кредитные линии.
При этом указанные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты включаются в расчет чистой позиции с момента представления бенефициаром (выгодоприобретателем) требования об оплате денежной суммы по обязательству или получения банком документально подтвержденной информации, свидетельствующей о высокой вероятности предъявления требования об оплате по указанным обязательствам. Например, письмо бенефициара о неисполнении (задержке исполнения) принципалом своих обязательств является основанием для включения гарантии в расчет чистой позиции;
- других балансовых и забалансовых активов/обязательств в иностранной валюте/виде драгоценного металла, размещенных/привлеченных в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования и несущих в себе валютный риск и риски по операциям с драгоценными металлами.
2.3. Валютные операции и операции с драгоценными металлами включаются в расчет чистой позиции в дату заключения сделки (в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки), за исключением операций, которые основаны на контрактах мудараба и шарика/мушарака.
Сделки в иностранной валюте, которые основаны на договорах мудараба и шарика/мушарака, включаются в расчет чистой позиции в дату получения/предоставления банком суммы в иностранной валюте. Прибыль или убыток, полученные в результате этих сделок, включаются в расчет чистой позиции в момент их фактического возникновения.»;
- пункт 2.4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«При расчете чистых позиций в драгоценных металлах:
- драгоценные металлы в безналичной форме в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату;
- драгоценные металлы в физической форме в количественном выражении рассчитываются по учетному курсу, установленному в учетной политике банка.»;
- пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
«2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода «short hand», то есть расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции.»;
- в наименовании раздела III слово «валютной» исключить;
- раздел III дополнить подпунктом 3.1.3 следующего содержания:
«3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для банков лимит суммарной открытой позиции в драгоценных металлах:
а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка;
б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка.»;
- в пункте 3.2 и 3.3 слова «валютных» исключить;
- пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банком самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров.»;
- в пункте 3.5 слово «валютных» исключить;
- пункт 3.6 изложить в следующей редакции:
«3.6. В случае если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком.»;
- Инструкцию дополнить пунктом 3.7 следующего содержания:
«3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка, и в расчет открытой позиции в драгоценных металлах не включаются.»;
- в пункте 4.1:
слово «валютных» исключить;
после слов «согласно приложениям 1 и 2» дополнить словами «3 и 4»;
- пункт 4.2 изложить в следующей редакции:
«4.2. Банк с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов должен представлять следующие отчеты по открытым позициям:
- отчет по операциям в иностранной валюте, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования (Приложение 1);
- сводный отчет по всем операциям в иностранной валюте банка (Приложение 2);
- отчет по операциям с драгоценными металлами, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования (Приложение 3);
- сводный отчет по всем операциям с драгоценными металлами банка
(Приложение 4).»;
- наименование раздела V изложить в следующей редакции:
«V. Меры воздействия за нарушение банками установленных лимитов открытой позиции»;
- пункт 5.1 изложить в следующей редакции:
«5.1. В случае нарушения банком установленных лимитов открытой позиции Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка, в соответствии с предусмотренными нормативными актами Национального банка.»;
- в пункте 5.2:
слова «санкции», «санкций» исключить;
после слов «применить иные» дополнить словами «меры воздействия»;
после слова «нормативными» дополнить словом «правовыми»;
- пункт 5.3 изложить в следующей редакции:
«5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной позиции будут рассматриваться Национальным банком как:
- попытки ввести Национальный банк в заблуждение;
- нездоровая и небезопасная банковская практика;
- манипуляция чистой позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы;
- предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные операции не принимаются во внимание при расчете лимитов открытых позиций.»;
- предложение первое пункта 5.5 изложить в следующей редакции:
«Меры воздействия в виде взыскания штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств.»;
- в пунктах 5.6 и 5.7 слова «денежного» и «валютной» исключить;
- Инструкцию дополнить пунктом 6.3 следующего содержания:
«6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.»;
- Инструкцию дополнить приложениями 3 и 4 следующего содержания:
« Приложение 3
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТЧЕТ об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования по состоянию на ___. ___.20__ г.
ЧСК по состоянию на «01» __________ года: _______________ тыс. сом
Вид драгоценного металла |
Учетный курс |
Величина ОПДМ (тыс.сом) |
В том числе: |
Величина ОПДМ (% к ЧСК) |
Отклонение от нормы лимита (%) |
Остатки по незавершенным спот-сделкам |
||
|
|
|
баланс |
забаланс |
|
|
продажа |
покупка |
золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная ОПДМ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4 |
СВОДНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТЧЕТ об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования по состоянию на ___. ___.20__ г.
ЧСК по состоянию на «01» __________ года: _______________ тыс. сом
Вид драгоценного металла |
Учетный курс |
Величина ОПДМ (тыс.сом) |
В том числе: |
Величина ОПДМ (% к ЧСК) |
Отклонение от нормы лимита (%) |
Остатки по незавершенным спот-сделкам |
||
|
|
|
баланс |
забаланс |
|
|
продажа |
покупка |
золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная ОПДМ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Правления Национального банка «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 14 октября 2009 года № 41/4»
Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования"» от 14 октября 2009 года № 41/4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Название постановления: Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 октября 2009 года N 41/4 «Об Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» |
Название постановления: Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 октября 2009 года N 41/4 «Об Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
1. Утвердить Инструкцию "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" согласно приложению к настоящему постановлению (прилагается). |
1. Утвердить Инструкцию "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" согласно приложению к настоящему постановлению (прилагается). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Инструкция "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" |
Инструкция "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
1.2. Целью настоящей Инструкции является определение порядка расчета открытой валютной позиции и контроль за соблюдением лимитов открытой валютной позиции исламскими банками и банками, имеющими “исламское окно”, (далее по тексту - банки), имеющими лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее по тексту – Национальный банк) на осуществление операций в иностранной валюте. |
1.2. Целью настоящей Инструкции является определение порядка расчета открытой валютной позиции и контроль за соблюдением лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее – открытая позиция) исламскими банками и банками, имеющими “исламское окно”, (далее по тексту - банки), имеющими лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее по тексту – Национальный банк) на осуществление операций в иностранной валюте и на право проведения банковских операций с драгоценными металлами. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой позиции на ограниченный срок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
1.3. При разработке внутренней политики и процедур контроля валютных рисков банк должен руководствоваться требованиями настоящей Инструкции, стандартами Шариата и стандартами бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI). |
1.3. При разработке внутренней политики и процедур контроля валютных рисков и рисков по операциям с драгоценными металлами банк должен руководствоваться требованиями настоящей Инструкции, стандартами Шариата и стандартами бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
1.4. В целях настоящей Инструкции применяются следующие определения: Валютный риск - это риск получения банком убытков вследствие изменения стоимости требований (активов)/обязательств банка, выраженных в иностранной валюте, при неблагоприятном изменении валютного курса, в тот момент, когда банк имеет открытую валютную позицию по данной валюте. Валютная позиция возникает при осуществлении валютных операций и является показателем степени подверженности банка валютному риску. Валютные операции - это сделки, связанные с обменом, покупкой/продажей (конвертацией) иностранной валюты, а также иные операции, в результате которых меняется объем требований (активов) либо обязательств, выраженный в иностранной валюте. Чистая валютная позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, в отдельной иностранной валюте. При несовпадении требований (активов) и обязательств банка в соответствующих валютах валютная позиция считается открытой, а в случае равенства - закрытой. Открытая валютная позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте над его обязательствами в той же валюте), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-".
Суммарная валютная позиция - это сумма всех чистых валютных позиций банка по всем иностранным валютам, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенного в п.2.5 настоящей Инструкции. Лимиты открытых валютных позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Открытые валютные позиции рассчитываются в кыргызских сомах по учетному курсу Национального банка. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой. Чистый суммарный капитал банка рассчитывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка. В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых валютных позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца. Дата заключения сделки - это дата достижения сторонами соглашения по основным условиям сделки (виды валют, обменный курс, суммы средств, дата валютирования и др.).
Дата валютирования - это дата, в которую происходит зачисление средств на счета участников сделки. |
1.4. В целях настоящей Инструкции применяются следующие определения: Валютный риск - это риск получения банком убытков вследствие изменения стоимости требований (активов)/обязательств банка, выраженных в иностранной валюте, при неблагоприятном изменении валютного курса, в тот момент, когда банк имеет открытую валютную позицию по данной валюте. Валютная позиция возникает при осуществлении валютных операций и является показателем степени подверженности банка валютному риску.
Валютные операции - это сделки, связанные с обменом, покупкой/продажей (конвертацией) иностранной валюты, а также иные операции, в результате которых меняется объем требований (активов) либо обязательств, выраженный в иностранной валюте.
Чистая позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, в отдельной иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре), за исключением нумизматических (коллекционных) монет.
Открытая позиция – это несовпадение требований (активов) банка в иностранной валюте/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/в том же виде драгоценного металла, а в случае равенства позиция считается закрытой. По каждой иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла открытая позиция рассчитывается отдельно. Открытая позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте/соответствующем виде драгоценного металла над его обязательствами в той же валюте/том же виде драгоценного металла), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-". Суммарная позиция - это сумма всех чистых валютных позиций банка по всем иностранным валютам или видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода short hand, определенного в п.2.5 настоящей Инструкции. Лимиты открытых позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Лимиты открытых позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой.
Чистый суммарный капитал банка рассчитывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка.
В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых валютных позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца.
Дата заключения сделки - это дата достижения сторонами соглашения по основным условиям сделки (виды валют, обменный курс, суммы средств, дата валютирования, вид, масса драгоценного металла и др.). Дата валютирования - это дата, в которую происходит зачисление средств на счета участников сделки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
II. Порядок расчета открытых валютных позиций |
II. Порядок расчета открытых позиций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
2.1. В конце каждого операционного дня банк должен рассчитывать следующие показатели: - чистые валютные позиции по каждой иностранной валюте; - суммарную валютную позицию. |
2.1. В конце каждого операционного дня банк должен рассчитывать следующие показатели: - чистые валютные позиции по каждой иностранной валюте; - суммарную валютную позицию; - чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов; - суммарную позицию в драгоценных металлах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
2.2. Чистые валютные позиции рассчитываются в соответствии с порядком, приведенным в Инструкции “О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики” (утверждена постановлением Правления Национального банка N 36/13 от 29 декабря 2004 г., зарегистрировано в МЮКР за N 16-05 от 1 февраля 2005 г.) отдельно по каждой иностранной валюте с обязательным включением в расчет: - чистой спот-позиции в иностранной валюте по операциям, осуществляемым банком в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами, включая незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней. Расчет производится по чистой балансовой стоимости активов и обязательств; - выпущенных или подтвержденных банком безотзывных гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте, за исключением гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, обеспеченных в той же валюте. В целях настоящей Инструкции, под финансовыми инструментами подразумеваются вексельные поручительства (аваль), дорожные чеки и другие, принятые в международной практике обязательства банка. К финансовым инструментам не относятся кредитные линии. При этом указанные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты включаются в расчет чистой валютной позиции с момента представления бенефициаром (выгодоприобретателем) требования об оплате денежной суммы по обязательству или получения банком документально подтвержденной информации, свидетельствующей о высокой вероятности предъявления требования об оплате по указанным обязательствам. Например, письмо бенефициара о неисполнении (задержке исполнения) принципалом своих обязательств является основанием для включения гарантии в расчет чистой валютной позиции; - других балансовых и забалансовых активов/обязательств в иностранной валюте, размещенных/привлеченных в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования и несущие в себе валютный риск. |
2.2. Чистые валютные позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей:
- чистой спот-позиции в иностранной валюте/виде драгоценного металла по операциям, осуществляемым банком в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами, включая незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней. Расчет производится по чистой балансовой стоимости активов и обязательств; - выпущенных или подтвержденных банком безотзывных гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте/виде драгоценного металла, за исключением гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, обеспеченных в той же валюте/том же виде драгоценного металла. В целях настоящей Инструкции, под финансовыми инструментами подразумеваются вексельные поручительства (аваль), дорожные чеки и другие, принятые в международной практике обязательства банка. К финансовым инструментам не относятся кредитные линии. При этом указанные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты включаются в расчет чистой позиции с момента представления бенефициаром (выгодоприобретателем) требования об оплате денежной суммы по обязательству или получения банком документально подтвержденной информации, свидетельствующей о высокой вероятности предъявления требования об оплате по указанным обязательствам. Например, письмо бенефициара о неисполнении (задержке исполнения) принципалом своих обязательств является основанием для включения гарантии в расчет чистой позиции; - других балансовых и забалансовых активов/обязательств в иностранной валюте/виде драгоценного металла, размещенных/привлеченных в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования и несущие в себе валютный риск и риски по операциям с драгоценными металлами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
2.3. Валютные операции включаются в расчет валютной позиции в дату заключения сделки, (в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки), за исключением операций, которые основаны на контрактах мудараба и шарика/мушарака. Сделки в иностранной валюте, которые основаны на договорах мудараба и шарика/мушарака включаются в расчет валютной позиции в дату получения/предоставления банком суммы в иностранной валюте. Прибыль или убыток, полученные в результате этих сделок, включаются в расчет валютной позиции в момент их фактического возникновения. |
2.3. Валютные операции и операции с драгоценными металлами включаются в расчет чистой позиции в дату заключения сделки, (в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки), за исключением операций, которые основаны на контрактах мудараба и шарика/мушарака. Сделки в иностранной валюте, которые основаны на договорах мудараба и шарика/мушарака включаются в расчет чистой позиции в дату получения/предоставления банком суммы в иностранной валюте. Прибыль или убыток, полученные в результате этих сделок, включаются в расчет чистой позиции в момент их фактического возникновения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
2.4. При расчете чистых валютных позиций по каждой иностранной валюте величины валютных позиций переводятся в сомовый эквивалент по действующему на отчетную дату учетному курсу Национального банка. |
2.4. При расчете чистых валютных позиций по каждой иностранной валюте величины валютных позиций переводятся в сомовый эквивалент по действующему на отчетную дату учетному курсу Национального банка. При расчете чистых позиций в драгоценных металлах: - драгоценные металлы в безналичной форме в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату; - драгоценные металлы в физической форме в количественном выражении рассчитываются по учетному курсу, установленному в учетной политике банка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
2.5. Суммарная валютная позиция по всем иностранным валютам рассчитывается с использованием метода "short hand", то есть расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых валютных позиций и отдельно всех коротких чистых валютных позиций по каждой валюте. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной валютной позиции. |
2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода short hand, то есть расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
III. Лимиты открытой валютной позиции |
III. Лимиты открытой позиции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
|
3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для банков лимит суммарной открытой позиции в драгоценных металлах: а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка; б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
3.2. Соблюдение установленных лимитов открытых валютных позиций обязательно на конец каждого операционного дня. |
3.2. Соблюдение установленных лимитов открытых позиций обязательно на конец каждого операционного дня. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
3.3. Превышения установленных лимитов открытых валютных позиций не могут переноситься банком на следующий операционный день. До конца текущего операционного дня лимиты должны быть приведены в соответствие с требованиями Национального банка. |
3.3. Превышения установленных лимитов открытых позиций не могут переноситься банком на следующий операционный день. До конца текущего операционного дня лимиты должны быть приведены в соответствие с требованиями Национального банка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
3.4. Величина открытых валютных позиций в течение операционного дня контролируется банком самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска. При этом банк должен удерживать размеры валютного риска в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления валютными рисками, утвержденной Советом директоров. |
3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банком самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
3.5. Предельное значение лимитов открытых валютных позиций может быть снижено решением Комитета по надзору при осуществлении банком ненадежной и нездоровой практики ведения операций или при нарушении банковского законодательства. |
3.5. Предельное значение лимитов открытых позиций может быть снижено решением Комитета по надзору при осуществлении банком ненадежной и нездоровой практики ведения операций или при нарушении банковского законодательства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые валютные позиции по каждой валюте к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком. |
3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
|
3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка, и в расчет открытой позиции в драгоценных металлах не включаются. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. |
4.1. Ежедневно до 09.00 ч. банк должен представлять в Национальный банк отчеты об открытых валютных позициях по состоянию на конец последнего операционного дня согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Инструкции. |
4.1. Ежедневно до 09.00 ч. банк должен представлять в Национальный банк отчеты об открытых позициях по состоянию на конец последнего операционного дня согласно приложениям 1, 2, 3 и 4 к настоящей Инструкции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
4.2. Банк с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов должен представлять следующие отчеты по открытым валютным позициям: - отчет по операциям в иностранной валюте, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования (приложение 1); - сводный отчет по всем операциям банка (приложение 2). |
4.2. Банк с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов должен представлять следующие отчеты по открытым позициям: - отчет по операциям в иностранной валюте, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования (приложение 1); - сводный отчет по всем операциям в иностранной валюте банка (Приложение 2); - отчет по операциям с драгоценными металлами, осуществляемыми в соответствии с исламскими принципами финансирования (Приложение 3); - сводный отчет по всем операциям с драгоценными металлами банка (Приложение 4). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. |
V. Санкции за нарушение банками установленных лимитов открытой валютной позиции |
V. Меры воздействия за нарушение банками установленных лимитов открытой позиции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. |
5.1. В случае нарушения банком установленных лимитов открытой валютной позиции, Национальный банк применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка, в соответствии с предусмотренными нормативными актами Национального банка. |
5.1. В случае нарушения банком установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка, в соответствии с предусмотренными нормативными актами Национального банка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
5.2. При систематическом (более двух раз за последовательные 30 календарных дней) нарушении банком установленных лимитов, Национальный банк может применить иные санкции, предусмотренные банковским законодательством и нормативными актами Национального банка, вплоть до отзыва лицензии. Примечание: Превышение установленных лимитов в пределах 0-0,05% не влечет за собой применение штрафных санкций. |
5.2. При систематическом (более двух раз за последовательные 30 календарных дней) нарушении банком установленных лимитов, Национальный банк может применить иные меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством и нормативными правовыми актами Национального банка, вплоть до отзыва лицензии. Примечание: Превышение установленных лимитов в пределах 0-0,05% не влечет за собой применение штрафа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной валютной позиции будут рассматриваться Национальным банком как: - попытки ввести Национальный банк в заблуждение; - нездоровая банковская практика; - манипуляция валютной позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы. |
5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной позиции будут рассматриваться Национальным банком как: - попытки ввести Национальный банк в заблуждение; - нездоровая и небезопасная банковская практика; - манипуляция чистой позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы. - предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные операции не принимаются во внимание при расчете лимитов открытых позиций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. |
5.5. Санкции в виде взыскания денежного штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой валютной позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств. К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары и иные природные либо техногенные катастрофы), военные конфликты, террористические акты, гражданские волнения и беспорядки, а также издание нормативных правовых актов, ограничивающих или запрещающих выполнение каких-либо действий и повлиявших на выполнение банком экономических нормативов, установленных Национальным банком. |
5.5. Меры воздействия в виде взыскания штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств.
К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары и иные природные либо техногенные катастрофы), военные конфликты, террористические акты, гражданские волнения и беспорядки, а также издание нормативных правовых актов, ограничивающих или запрещающих выполнение каких-либо действий и повлиявших на выполнение банком экономических нормативов, установленных Национальным банком. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. |
5.6. В период действия в банке временной администрации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания денежного штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой валютной позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива. |
5.6. В период действия в банке временной администрации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. |
5.7. В случае, если нарушение лимита открытой валютной позиции в период действия в банке временной администрации явилось результатом деятельности банка до введения временной администрации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании денежного штрафа с банка с отсрочкой его оплаты. |
5.7. В случае, если нарушение лимита открытой позиции в период действия в банке временной администрации явилось результатом деятельности банка до введения временной администрации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании штрафа с банка с отсрочкой его оплаты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. |
|
6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. |
|
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТЧЕТ об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования по состоянию на ___. ___.20__ г. ЧСК по состоянию на «01» __________ года: _______________ тыс. сом
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. |
|
СВОДНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТЧЕТ об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования по состоянию на ___. ___.20__ г. ЧСК по состоянию на «01» __________ года: _______________ тыс. сом
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. |
|
|